06.07.2012 3765

Эволюция мировоззрения героя Э. Хемингуэя 30-х годов

 

Если героя Хемингуэя 20-х годов на достаточных основаниях можно отнести к типу экзистенциальной личности, то по отношению к произведениям писателя 30-х годов решение этого вопроса носит не столь однозначный характер, что связано с изменением, как исторических условий, так и мировосприятия самого писателя.

История действительно представлялась рядовому участнику событий бессмысленной и абсурдной вплоть до конца тридцатых - начала сороковых годов, когда борьба с фашистскими режимами в мире становится осмысленной и оправданной исторической задачей. Учитывая это, творчество Э. Хемингуэя 30-х годов можно рассматривать двояко.

С одной стороны, Хемингуэй осознал эту перемену, и его взгляды на войну изменились. Сравнивая первую мировую войну и войну с фашизмом, Хемингуэй подчеркивал: «Главное заключалось в том, что эта последняя война имела смысл, в то время как первая не имела для меня никакого смысла». Если, обращаясь к теме первой мировой войны, писатель в качестве противника своего героя являл читателю абсурдный миропорядок в целом, не деля людей на своих и врагов, то в произведениях писателя, посвященных войне в Испании, это уже явственно чувствуется.

Война в Испании стала второй войной, нашедшей отражение в творчестве Э. Хемингуэя. В непосредственной связи с изменениями исторической ситуации и эволюцией взглядов писателя на войну, изменяется и герой Хемингуэя. Герои Хемингуэя не против войны как таковой - это достойное занятие настоящего мужчины. Роберт Джордан «По ком звонит колокол», (1940) приобщается к антифашистской борьбе осознанно, она становится целью его жизни. Любовь к свободолюбивому народу Испании сливается в его душе с любовью к Марии и придает его жизни и даже смерти глубокий смысл. Несмотря на ощутимый дух пессимизма, которым проникнут роман «По ком звонит колокол» (он был написан в период поражения испанских республиканцев), его отличает ярко выраженная антифашистская направленность, уверенность в правоте дела, за которое сражается и гибнет герой. «Фашизм - ложь... - говорит Хемингуэй. - И когда он уйдет в прошлое, у него не будет истории, кроме кровавой истории убийств...». Если в ранних произведениях Э. Хемингуэя война выступала как метафора абсурдности и жестокости жизни в целом, то теперь писатель придерживается иного мнения: «Когда люди борются за освобождение своей родины от иностранных захватчиков и когда эти люди - твои друзья... начинаешь понимать, что есть вещи и хуже войны. Трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже».

Вдохновленный примером сплоченной борьбы испанцев за свою независимость, Хемингуэй в своих художественных произведениях начинает иначе решать дилемму индивидуализма-коллективизма. Гарри Морган («Иметь и не иметь») и Роберт Джордан в разной степени осознают необходимость единения с другими людьми в борьбе за свои идеалы.

Это традиционная точка зрения на творчество Хемингуэя второй половины 30-х годов. Но, на самом деле, есть другой, более глубокий план проблематики того же романа «По ком звонит колокол», который сосуществует с планом социально-историческим. Мировоззрение героя Хемингуэя этих лет во многом остается свойственным для личности экзистенциальной, оно лишь видоизменяется в соответствии с тем, как меняется сам экзистенциализм в годы фашизма.

Решающую роль в популярности экзистенциализма в 30-40-е годы сыграл экзистенциализм французский, который под влиянием войны и антифашистского сопротивления признал обусловленность поведения человека социальными обстоятельствами и ответственностью перед обществом. Именно в условиях тоталитаризма проявляется все лучшее в мировоззрении экзистенциализма. С одной стороны, экзистенциалисты не могут предложить какие-либо социальные способы борьбы с фашизмом, но зато в душе отдельной личности он встречает достойное сопротивление. Исходя из концепции экзистенциализма, в 30- х годах в условиях борьбы с фашизмом действительной исторической необходимости следовали те, кто боролся и шел на риск смерти, а не те, кто подчинился, приспособился и выжил. Именно таков Роберт Джордан, чья смерть, несмотря на провал операции, - оправданна.

Мироощущение героев романа Хемингуэя близко героям А. де Сент-Экзюпери («Военный летчик»), который никогда не задавался вопросом о том, стоит ли бороться против фашизма, оправдано ли это исторической целесообразностью и может ли принести успех. Сопротивление для Сент-Экзюпери является безусловным личным действием, которое не нуждается в словах о соответствии историческому прогрессу. «Мы знаем, что все потеряно, - признает Сент-Экзюпери. - Тогда зачем же мы продолжаем умирать?» - в устах автора экзистенциального этот вопрос не нуждается в том, чтобы при ответе на него принималось во внимание историческое прогнозирование. Так же, как и Ясперс, Экзюпери не принимает пессимизма в качестве внутренней установки даже в тех условиях, когда по оккупированной Франции прокатывается волна рационально оправданных, «мотивированных» самоубийств!

Экзистенциальные черты в творчестве Э. Хемингуэя в эти годы трансформируются в том же направлении, что и в произведениях Сартра, Камю. Трилогия Ж.- П. Сартра «Дороги свободы» (1945-1949) - переходная от первого ко второму этапу в творчестве писателя. Главный герой первой части трилогии - романа «Зрелый возраст» Матье Деларю не выходит за рамки экзистенциального человека «в себе». Во второй части - романе «Отсрочка» выдвигаются объективные, социально-исторические обстоятельства, которые вторгаются в мир экзистенциалиста, вынуждая его с ними считаться. Сартр создает симультанное полотно, рисуя картины того, что случается с разными людьми в разных местах, и объединяет их всех заревом и истинностью приближающейся войны. Главы романа названы днями сентябрьской недели 1938 года, и, таким образом, роман получает хотя бы внешнее сходство с исторической хроникой. Матье Деларю подавлен этими событиями, в нем созревает неприемлемое для экзистенциалиста чувство несвободы, зависимости от мобилизации и войны. В третьей части - романе «Смерть в душе» история и война вторгаются во внутренний мир героя и его жизнь окончательно. Местом действия становится Париж, время действия - падение столицы Франции в июне 1940 года. Мировоззрение Сартра трансформируется настолько, что теперь характеристики его персонажей определяются отношением именно к этим историческим фактам. Абсолютно свободный герой - имморалист Даниель в восторге, он призывает любить немцев, так как те утвердили царство зла. Но бытие «в себе», полное отсутствие идеалов, цинизм теперь для Сартра равен фашизму. «Выбирающий», живущий «для себя» герой, Матье Деларю, берет винтовку и присоединяется к группе солдат, которые решили дать бой наступающим врагам. Для Сартра это реальный выбор героя, который связан с реальными обстоятельствами, выбор ответственности человека за то, что происходит. В работе «Экзистенциализм - это гуманизм» (1946) Сартр отмечает, что акт выбора всегда социален.

Показательны также перемены мировосприятия Сартра в пьесе «Смерть без погребения». В ней повторяется ситуация новеллы «Стена» - группа схваченных партизан перед лицом неминуемой расправы. Многое повторяется и в характеристике героев, у которых на пороге смерти проступают экзистенциалистские черты - метафизическая тоска, чувство одиночества, независимости от каких-либо обязательств. В их неподчинении палачам заключено экзистенциальное самоутверждение, оберегание своего «я» от другого. Однако финал здесь совсем иной, нежели в «Стене». «Там парадоксальная концовка убеждала в бессмысленности любого акта перед лицом смерти. Здесь же трагическая развязка говорит о бесчеловечности, жестокости фашистов.

И о том, что даже перед лицом неизбежной смерти возможен выбор, возможен поступок целесообразный, утверждающий свободу не только в абстрактно-нравственном смысле, но и в смысле конкретного, социального действия». Вместе с тем, необходимо отметить, что все эти изменения не означают распада экзистенциализма как целостной философской системы. Экзистенциальный герой и в этих условиях остается героем экзистенциальным, его выбор - его личное дело, только в условиях фашистских режимов он совпадает с оправданной социальной борьбой, что и побуждает героя к действию.

Другой классический пример развития французского экзистенциализма под влиянием войны и Сопротивления - движение Камю от романа «Посторонний» (1937 -1940) к роману «Чума» (1947). «Чума» А. Камю - одно из самых светлых произведений западной литературы послевоенного времени. В ней, как и в романе «По ком звонит колокол», есть элементы «оптимистической трагедии». Сквозь все ужасы эпидемии Камю сумел донести до читателей благую весть. Эта надежда родилась из реального опыта трагической обыденности оккупации. С чувством радостного недоумения герои «Чумы» познают законы человеческой сущности, человеческой солидарности. В этом отношении особенно любопытен журналист Рамбер, застрявший в городе во время эпидемии. Поначалу он стремится всячески вырваться из города, но какая-то мощная сила втягивает его в общее дело, он постигает законы людской солидарности. Идея эта оказывается особенно неожиданной и ценной на фоне осознанной абсурдности мира.

Окончание войны и переход к мирной жизни стали для многих людей очень тяжелой психологической и духовной ломкой. Послевоенная жизнь сталкивает человека не с героическим противостоянием конкретному врагу, а с необходимостью решать будничные проблемы. Отказ от личного участия в политически и социально мотивированных действиях, оправданное во время жестоких и исторических событий первой мировой войны и во время фашистских режимов, не имел «никаких оправданий в послевоенный период, когда в странах Западной Европы шла напряженная борьба за власть и никакой «готовой политики» еще не существовало. Отказ от политически мотивированного действия обнаруживает себя в этих условиях как разновидность интеллигентского чистоплюйства, как уклонение от того, что ситуация вменяла в ответственность вчерашнему участнику Сопротивления, антифашисту... Стремление к «самоотводу» в конкретных вопросах политики было характерно в этот период для всех представителей экзистенциальной мысли», - справедливо подчеркивает Э. Соловьев. Человек, придерживающийся в послевоенную эпоху устаревших взглядов на мир, чувствует себя неудачником. Именно таковым ощущает себя Ричард Кантуэлл, герой романа Э. Хемингуэя «За рекой в тени деревьев». Мировоззрение, характерное для него, сформировалось на определенной исторической почве, в контексте изменившейся экзистенциальной философии второй половины 40-х годов.

 

АВТОР: Балонова М.Г.