14.07.2012 4236

Региональная компонента политических ценностей на Северном Кавказе

 

Политические ценности на Северном Кавказе формируются и функционируют под влиянием особых социокультурных, исторических и геополитических условий региона.

Эта ситуация выражается в существенных изменениях смысла общепринятых политических ценностей» под влиянием процессов, происходящих в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений, которые испытывают разнокачественное и разнонаправленное влияние факторов внутри политического и внешнеполитического характера. Факторами внутриполитического характера выступают процессы реформирования российского общества, порождающие неординарные ситуации экономического, политического, административно-территориального, культурно-исторического плана.

По существу это многочисленные коллизии, связанные с ситуацией трансформирующегося общества, усугубленные неурегулированностью межэтнических, межконфессиональных отношений в многонациональном регионе.

Все это, так или иначе, проявляется в политическом сознании населения региона, подтачивает основы российской государственности, уважение к таким ценностям как свобода, демократия, гражданское общество. В общественном сознании зреет необходимость восстановления сильного государства, способного обеспечить порядок и безопасность граждан, проводить справедливую национальную политику, создать правовые основы достойной жизни.

Осознание угрозы для российской государственности на Северном Кавказе вносит в политическое сознание населения региона новые акценты. Учитывая стратегическое значение региона, особым значением на Северном Кавказе наполняются такие ценности как государственная безопасность, единство и целостность страны, государственный суверенитет, дружба между народами, патриотизм в его нравственно-политическом выражении.

Патриотизм - это социальное чувство, которое включает в себя не только любовь к родным местам, но прежде всего любовь к Отечеству, к Родине, отношение к социально-политическим и экономическим условиям жизни нации, защиту их интересов. В нем с самого начала выражалось стремление масс к экономическому и социальному равенству, к защите своей страны от иноземных захватчиков.

Патриотизм - врожденное чувство людей, оно есть результат отражения ими общественных условий их жизни. С изменением этих условий изменяется м содержание патриотизма, его роль в общественной жизни. В различных исторических условиях чувства патриотизма различных слоев общества, разняться своим содержанием и направленностью.

Политические ценности, их содержание у народов Северного Кавказа обусловлены наличием серьезных противоречий в сфере национально-государственных устройств, этнических отношений на основе столкновения этнических и политических сил при отсутствии целенаправленной стратегии политики центра.

На фоне относительного снижения рейтинга ценностей свободы, демократии и гражданского общества, имеющих отношение к внутреннему политическому устройству России, ценности национального единения сильного государства продолжают сохранять свое место в системе политических ценностей Северного Кавказа, как южного форпоста России. Задачей органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях является обеспечение всех необходимых условий для закрепления ценностных установок положительного характера, для перевода этих установок из сферы сознания в сферу реального практического участия широких масс в политическом процессе.

Элементом эмоциональной стороны политических ценностей является чувство национальной гордости, где отражаются в первую очередь, результаты созидательной деятельности людей в области экономической, политической, культурной и общественной жизни.

В содержании чувства гордости можно выделить, во-первых, переживания социальной группы, этнических общностей, личности за их свершения и идеалы; восхищение результатами выдающихся представителей социальных общностей, а в коллективе - результатами труда. Во-вторых, действенную, активную, преобразующую сторону этого социального чувства. Чувство национальной гордости не должно переходить грань, за которой оно перерастает в национализм, шовинизм. Политическое сознание народов Северного Кавказа формируется, функционирует и развивается, прежде всего, в системе реальной политической действительности. Оно не только фиксирует события, явления, но и помогает индивиду определяться в оценке событий, оказывает влияние на направленность политической деятельности.

Политический плюрализм принуждает ориентироваться на нахождение баланса интересов различных социальных групп, политических партий, организаций, на достижение консенсуса. Он предполагает отказ от конфронтации, ненависти, стремления к силовым решениям, утверждение принципов терпимости и компромисса, уважение к разнообразию взглядов, что, естественно, не исключает открытого и прямого утверждения своих жизненных позиций, идеалов.

Сознательное участие народов республики в ее жизни невозможен без овладения политическими знаниями. Политическая культура проявляется в умении на практике использовать политические знания, превращать их в программу деятельности.

Состояние публичной сферы в регионе зависит от региональных режимов. Политические процессы в регионе показывают, что в большинстве случаев они носят недемократический характер и блокируют развитие публичной сферы. При этом идет интенсивная адаптация к «авторитарной» или «полуавторитарной» ситуации.

Формирование региональной публичной сферы может вести только федеральная власть, реализуясь в государственной стратегии демократизации. В данный момент центр далек от проведения подобной стратегии. Произошедшие изменения в политике центра повлекли за собой не демократизацию региональных режимов, а упрочнение недемократических тенденций в Северо-Кавказском регионе.

Кавказский регион традиционно делят на два субрегиона - Закавказье и Северный Кавказ. Всякое членение земной поверхности на регионы основывается на представлении о наличии у них естественных (физико-географических), исторически сложившихся (экономико-географических, культурно-цивилизованных) и искусственных, установленных волевым образом (административно-политических) границ. Первоочередное значение мы отдаем политико-административному принципу.

В связи с этим принципом Северный Кавказ складывается из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии и Дагестана. Северный Кавказ выделяется из окружающего пространства из-за его позиционных особенностей и исторического наследия.

Политическое пространство имеет существенные отличия от физического, но и в нем действует позиционный принцип и ощущается давление места, причиной которого является специфика геополитических объектов. Геополитические объекты самые поздние исторические образования, поэтому их связь с природными системами сильно осложнена и не столь очевидна, как связь между локальным ландшафтом и локальной экономикой.

Неочевидность данной связи часто создает у субъектов политической воли иллюзию свободы их решений от позиционных особенностей управляемых территорий, что может приводить к тяжелым политическим ошибкам чреватым скачкообразным усилением негативных последствий позиционного давления на геополитический объект. Геополитические объекты входят в системы менее гибкие, чем природные, и потому менее застрахованные от угрозы дисбалансов.

Государство является базовой единицей геополитических систем. Оно прочно и непрерывно связано с той территорией, на которую распространяется его суверенитет. Каждое государство полагает свои границы священными, а охватываемое ими пространство - трансцендентальным. Теми же принципами пронизано право, регулирующее межгосударственные отношения, что исключает по мнению С.А. Панарина, абсолютно добровольную, не связанную хотя бы с минимальным внешним давлением уступку части территории одного государства другому. Возможности адаптации к давлению места значительно ограничиваются из-за того, что государство не может без обращения к силе менять свои пространственные очертания, а подавляющее большинство его функций имеют жесткую и конкретную территориальную привязку. Для того, чтобы распространить свои функции за собственные пределы государству необходимо за счет структурной перестройки всей или части системы общественных отношений, уменьшить негативный эффект позиционного давления, т.е. осуществить внутреннюю реадаптацию данного геополитического объекта к пространству или максимально развивать и использовать взаимовыгодные связи с другими геополитическими объектами.

Эти два направления наталкиваются на серьезные препятствия. Одно из них обусловлено множественностью субъектов политического решения, имеющих разное видение стратегий развития. Конфликты между ними возникают на региональном и глобальном уровнях.

Рассматривая Северный Кавказ в геополитическом ключе, нельзя игнорировать факторы не являющиеся по своей природе политическими, но способными оказать сильное влияние на политику и геополитику региона. В первую очередь, это фактор исторического наследия и фактор позиционный, которые не отменены разовым актом политической воли или политическим конструированием, сочетающимися между собой, взаимодействующими друг с другом.

Позиционные факторы политики Северного Кавказа проявляются во внутренней пространственной структуре региона и геополитическом пространстве.

Северный Кавказ является одним из наиболее многонациональных регионов России. В течение длительного времени на сравнительно небольшой территории проживают десятки народов, соединившись в пределах замкнутого географического пространства, границы которого естественным образом закрыты двумя морскими бассейнами, а хребет Большого Кавказа играет роль «закрытых ворот», не давая возможности дальнейшим миграционным перемещениям народов.

Исторические и географические особенности Северного Кавказа определяют специфику геополитического статуса региона.

Во-первых, это выгодное расположение региона на пересечении коммуникаций, связывающих Европу со странами Юго-Западной, Южной и Центральной Азии и выходов к трем морям: Черному, Азовскому и Каспийскому. Во-вторых, обширные территории, богатство природно-ресурсного потенциала. В-третьих, демографический потенциал, составляющий значительную часть российского, плотность населения в регионе одна из самых высоких в России. В-четвертых, это развитая промышленность и огромный комплекс. В-пятых, Северный Кавказ - главная курортно-рекреационная база России. В-шестых, Северный Кавказ выполняет роль стратегического буфера, отделяющего Россию от регионов политической нестабильности.

Вся история Северного Кавказа характеризовалась ярко выраженными геополитическими тенденциями в развитии социально-политической жизни.

Во-первых, это стремление к одному из центров мирового развития: Западу или Востоку.

Во-вторых, попытки соединить Северный Кавказ или его часть в единую общность с единым центром.

В-третьих, отсутствие вплоть до советского периода у большинства населения Северного Кавказа собственных государственных форм организации и преобладание обществ традиционного типа, носящих локальный характер, роль которых и в настоящее время велика.

В-четвертых, политикой дооктябрьской России, препятствовавшей созданию на Северном Кавказе самостоятельных государственных образований северокавказских народов.

В-пятых, созданием иерархической системы национально-государственного устройства в советский период, которая усилила и без того существующую этногрупповую конкуренцию.

В-шестых, стремлением к созданию этнонациональных форм государственного устройства, попытками освободиться от влияния российского центра, вплоть до выхода из состава Российской Федерации в постсоветсткий период.

Данные тенденции, вызванные действием определенных исторических факторов:

1.Географическое положение Северного Кавказа, которое с древних времен определяло геополитический статус региона.

2. Северный Кавказ является полиэтичным регионом. Группы, разделенные по лингвистическому признаку, отстоят исторически и в чисто языковом отношении далеко друг от друга, но Северный Кавказ сделал их близкими соседями. Но ни один из представителей лингвистических групп не может понять друг друга без третьего языка. Этот фундаментальный фактор влияет не только на этнокультурные процессы региона, но и на всю политико-экономическую жизнь. Русский язык постепенно стал языком межэтнического общения и сильнейшим фактором развития всей культуры развития региона.

3. Сложный этнический состав отражается и на межэтнических отношениях населения Северного Кавказа. Причиной межэтнических противоречий является этногрупповая конкуренция, она носит политизированный характер, но не лишена исторических корней.

Можно сделать вывод, что на развитие социально-политических процессов на Северном Кавказе активно воздействуют геополитические тенденции и силы.

Р.Ф. Туровский отмечает, что географическое исследование политического региона позволяет провести анализ политической ситуации по целому ряду параметров: отношение региона с центром и его место на политической карте страны; особенности регионального политического режима, в том числе институциональные; региональный политический процесс, история и специфика политического лидерства; органы местного самоуправления и их отношения с органами региональной государственной власти; структурные особенности региональной элиты; своеобразие партийного строительства; политико-географическая структура региона (центры и периферии политического влияния, межрегиональные различия); отличительные черты региональной политической культуры и ее влияние на электоральный процесс.

Нынешняя ситуация на Северном Кавказе в целом характеризуется высоким уровнем конфликтности и социальной напряженности, сопровождающимися обострением криминогенной обстановки, ростом сепаратистских настроений, нагнетанием неуверенности и страха. Отношения между центром и регионом есть одно из ключевых направлений государственной политики. В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионом, определяются права и полномочия административных единиц, складывается практика влияния центра на регион, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

Рассмотрение политико-правовых институциональных аспектов региональной политики необходимо для установления уровня разделения полномочий между органами государственной власти, действующими на уровне страны в целом и на уровне региона.

В Карачаево-Черкесии, одном из наиболее многонациональных регионов Северного Кавказа проживают пять коренных народов: русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы. Каждый из этих народов уникален, имеет свои неповторимые особенности материальной и духовной культуры. При всем разнообразии этнокультурных характеристик народы региона обладают и некоторыми общими чертами, что выделяет их в особую региональную общность, которая в большей или меньшей степени осознается всеми народами Северного Кавказа. Она фиксируется в ряде сходных элементов бытовой культуры или взаимопроникновении данных элементов в особенности этнопсихологических реакций ментальных стереотипов. На основе объективного положения социальных групп в обществе и уровня потребностей складываются его интересы, которые существуют независимо от того, сознают ли эти интересы его члены или отдельные представители, т.е. существуют объективно. Осознание их осуществляется в процессе практической деятельности социальных групп. Осознанные интересы в виде определенных идей и взглядов становятся их идеальными побудительными мотивами деятельности и реальных отношений.

Социальные перемены накладывают отпечаток на специфику функционирования сознания и поведения в обществе. Как известно, сознание людей не может перестроиться немедленно вслед за происходящими событиями. Но оно подвергается значительному воздействию новых социальных потребностей изменившееся парадигмы социльно-экономического и политического развития.

Смена общественных ориентиров приводит к смятению в настроениях и ориентациях людей, переоценке ранее исповедуемых идеалов или, по крайней мере, их модификации. В то же время в силу большой инерционности общественного сознания в нем продолжают сохраняться старые предпочтения и системы ценностей, которые могут вступать в противоречие с вновь возникшими. Это проецируется и на сферу межнациональных отношений.

В условиях межнациональной стабильности этническое не является поляризующим фактором первого порядка. В кризисных же ситуациях, когда конфликты в разных областях общественной жизни получают все большее распространение, становясь своеобразным индикатором социального неблагополучия, этническое становится одним из определяющих моментов в противопоставлении одних другим.

Несомненно, что реалии экономической жизни политизируют этничность, детерминируют настроения обособления, национального эгоизма, недружелюбия и т.д. Но следует учитывать, что в разных регионах доминируют разные настроения, отражающие по-своему и в разной мере воздействия политических и экономических факторов.

В любом многонациональном сообществе пропорции его социально-профессиональной и его национальной структуры не совпадают. В силу этого изменению социальных позиций сопутствует изменение национальных, и наоборот, смещение социальных статусов происходит вслед за перестройкой в иерархии национальных. В условиях обостряющегося социально-экономического кризиса усиливается конкуренция этносов за рабочие места, территории, пользование природными ресурсами, контроль над финансовыми потоками.

Эта конкуренция и составляет материальную основу национализма и придает социальным и политическим противоречиям этнонациональную окраску, что умело используется националистически настроенными лидерами.

Например, недавние события в Карачаево-Черкесской республике подтверждают, что на развитие социально-политического процесса в Карачаево-Черкесской республике, воздействовали глубокие социально-экономические преобразования, коренные реформы в современной России.

Народы Карачаево-Черкесии были втянуты в череду передела собственности и власти. Республика оставалась единственным субъектом Российской Федерации, где вообще не проводились выборы высшего должностного лица, где население было лишено конституционного права избирать руководителя республики. Была необходима коренная реконструкция всей народохозяйственной системы республики от сельского хозяйства до предпринимательского блока, от жилищно-коммунальной сферы до социально-бытовых проблем.

Выборы были последней надеждой граждан республики на возможность нормального развития региона, на ее возвращение в правовое поле. Это явилось основной причиной бессрочного митинга десятков тысяч избирателей на центральной площади республиканской столицы. Взаимное согласие и по подлинный межнациональный мир были возможны только на основе равноправия и согласования этнических интересов.

Отсутствие в Карачаево-Черкесской республики правового механизма защиты прав и интересов русскоязычного населения и многочисленных народов республики оставалось источником постоянной конфликтности. Упорное нежелание правящей элиты признать реальную ситуацию, сложившуюся в то время в республике, найти пути выхода из политического кризиса, все больше убеждало большинство населения в том, что только еще более тесное единение с Россией обеспечит реализацию основных гражданских, национальных и политических прав. Решение проблемы должно было быть, прежде всего, политическим, за которым должны были последовать организационные меры.

Народу республики необходимо было делать свой выбор, выразить свое отношение к политическим структурам. Политическое сознание, отражающее идеалы, нормы и другие воззрения народа, на которые он ориентировался и которое использовал для всей адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций, сыграло основную роль в выборе пути многонационального народа Карачаево-Черкесии.

Политическое осознание показало, что изменения в деятельности органов власти и управления так или иначе были обусловлены субъективными позициями элитарных слоев республики. Разнообразие подвижных и изменчивых взглядов формировало политические ценности, которые представляли многообразный поток жизни народа республики в публичной сфере.

Эта генетическая зависимость политики в республике, на тот период времени, от политического сознания народа превращала ее в непрерывный процесс воплощения определенных взглядов и представлений в поступках людей, отражающих политические явления в определенных оценках и воззрениях.

Политическое сознание людей определяется его способностью и умением вычленить их групповые интересы, сопоставить их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации.

Следовательно, уровень представлений, которым владел народ для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти, сыграло свою решающую роль в развитии политических событий в Карачаево-Черкесии.

Только воля избирателей республики, в результате изъявления которой к управлению должны были прийти другие люди с новыми политическими ценностями, могла предотвратить опасное для всех народов Карачаево-Черкесской республике развитие событий.

В республике не был создан правовой механизм совместного проживания народов, основанный на равноправии и согласовании интересов всех народов, независимо от их численности.

Единство Карачаево-Черкесской республики всегда было хрупким и всегда требовало особого статуса межнациональных отношений, основанного, на равенстве и согласовании интересов.

Народ республики вступил в реальные политические отношения, в борьбу за свои законные права и обрел бесценный опыт формирования самостоятельных политических ценностей.

Принципиальной и самой важной позицией было единство людей, доброй воли, независимо от национальности. Некоторые средства массовой информации пытались представить происходящее в республике события как примитивный конфликт двух национальных элит в борьбе за сферы влияния.

На самом же деле шло противостояние между клановой системой и наиболее здоровой частью общества, не потерявшего гражданского достоинства.

Только паритет (справедливое равновесие) может стать основой стабильности и подлинного согласия в такой многонациональной республике, как Карачаево-Черкесия.

По мнению диссертанта, реальное усиление местного самоуправления существенно облегчит функционирование публичной сферы на региональном уровне. При строительстве государства его политической системы невозможно не учитывать особенности географической структуры, влияющие на определение принципов региональной политики и государственного устройства в целом.

В одних случаях позиционные особенности и исторические наследие усиливают свое позитивное или негативное влияние на развитие Северного Кавказа, в других - могут до известных пределов нейтрализовать друг друга. В этом случае на первый план выходит не удаленность от мировых коммуникаций и не доставшиеся от прошлого обычаи и социальные институты, а развивающаяся, меняющаяся культура, в том числе политическая.

Интенсивные этнические миграции - существенный компонент социальной реальности в регионе. Позитивный потенциал и функциональная необходимость для принимающих обществ и регионов делает миграционную мобильность мощным, порой исключительным фактором региональных социальных изменений и политического развития. Вместе с тем, этническим миграциям сопутствуют негативные, латентные функции, превращающие их в источники новых социальных и политических напряженностей и конфликтов.

Радикальная смена демографического режима - переход от быстрого роста населения при высокой рождаемости, но и высокой смертности к стационарному населению или даже к его снижению при сравнительно низких результатах рождаемости и смертности - отразило и одновременно стимулировало рост ценностей человеческой жизни.

В то же время сохранение и даже реанимация некоторых традиционных ценностей в советское время (например, патернализма как формы иждивенчества) были обусловлены не столько относительной инерцией массового сознания, сколько сходством советского строя с прежним (еще большая роль государства, иерархическая организация общества и меньшая роль рыночных отношений).

Таким образом, культурные нормы и ценности оказываются устойчивыми настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты. Устойчивость культурных традиций, в том числе традиционных и политических                                 ценностей, определяется их включенностью в функционирование конкретного общества и напрямую зависит от формируемой им системы потребностей и интересов людей. Изменения потребностей и интересов определяют динамику ценностей.

СВ. Рязанов отмечает роль естественного прироста в формировании населения в регионе и его неуклонное сокращение, что является тревожной тенденцией не только для региона, но и для страны в целом, учитывая стратегическое положение Северного Кавказа. Роль миграционного прироста остается значимой, но в миграционных потоках у людей продолжают доминировать вынужденные мотивы переселения.

Характер влияния этнических миграций на социоструктурные изменения определяется степенью совпадения или различий в социальной дифференциации мигрантов и принимающего общества, социально-стратификационными дистанциями и претензиями мигрантов на определенный социальный и политический статус.

Социальное взаимодействие этнических мигрантов с новым иноэтичным окружением предполагает переживание культурного шока, необходимость преодоления социокультурной дистанции, реализации той или иной аккультурационной стратегии. Это значит, что в процессе адаптации прибывшим переселенцам необходимо достичь высокого уровня культурной компетентности, полностью включаться в жизнь общества, трансформировать социальную идентичность.

Среди влияющих на адаптацию групповых факторов необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур: 1) степень сходства или различия между культурами, которая определяется культурной дистанцией, выраженной в таких показателях, как: язык, религия, структура семьи, уровень образования, материальный комфорт, климат, пища, одежда и др.; 2) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы; 3) особенности страны пребывания (прежде всего способ, которым «хозяева» оказывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию).

На практике в большинстве случаев наиболее предпочтительным вариантом аккультурационной стратегии для большой массы этнических мигрантов становится интеграция. Эта стратегия предполагает бережное сохранение и дальнейшее развитие собственного культурного наследия при самом благожелательном отношении к разнообразным формам взаимодействия с большинством.

Возникает «мозаичное» общество, в рамках которого каждый элемент мозаики сохраняет свою самобытность, но при этом совокупность всех групп образует новую целостность. Данный - поликультурный - вариант развития общества обычно противопоставляет в качестве альтернативы варианту «плавильного котла», в рамках которого исходная самобытность в процессе взаимодействия теряется.

Интенсивные этнические миграции - существенный компонент социальной реальности в современных обществах. Позитивный потенциал и функциональная необходимость для принимающих обществ и регионов делает миграционную мобильность мощным, порой исключительным фактором региональных социальных изменений и социального развития. Вместе с тем этническим миграциям сопутствуют негативные, латентные функции, превращающие их в источники новых социальных напряженностей и конфликтов.

Региональная политика должна соответствовать определенной региональной стратегии - единым, концептуально проработанным положением политики государства применительно к регионам.

Ключевыми задачами российской региональной стратегии становятся:

1. Создание на местах системы сдержек и противовесов, включающей в себя исполнительные и законодательные органы государственной власти, представительства федеральных структур, органы местного самоуправления, институт полномочных представителей президента.

2. Выработка правового механизма федерального вмешательства вплоть до отстранения от должности глав региональных администраций и местного самоуправления и введения президентского правления.

3. Обеспечение конституционного принципа равенства субъектов федерации и формирование единого правового и экономического пространства.

4. Приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, введение механизма контроля за процессом принятия политических решений и законодательных актов на региональном уровне, отмена неправовых документов.

5. Создание эффективной модели экономической региональной политики, способствующей снижению межрегиональных диспаритетов и появлению экономических мотиваций государственного единства.

Помимо институционального, региональная политика имеет экономический аспект. На местном уровне социально-экономические факторы превращаются в определяющие политические соображения. Чем дальше о центра, тем слабее политические акторы воспринимают общегосударственные интересы и тем большее внимание уделяют конкретным проблемам развития своих территорий.

У государства есть возможности для управления развитием территорий в интересах страны в целом с учетом национальной стратегии и внешнеполитических условий. Сейчас сложились некоторые представления об этих интересах. Это - уменьшение внутригосударственных различий, которые считаются объективными центробежными факторами, и снижение геополитического риска через «умиротворение» наименее «благонадежных» регионов. Поэтому экономическая региональная политика неизбежно сфокусирована на двух типах территорий - наименее развитых и стратегически важных, куда входит Северо-Кавказский регион.

За разработкой региональной стратегии следует определение политических технологий, которые способствуют сглаживанию чрезмерных межрегиональных различий (экономическая политика выравнивания уровней регионального развития, миграционная политика заселения зон геополитического риска представителями титульного населения) и используются для урегулирования конфликтов между центром и регионом (вмешательство центра в политику на местах и включение региональных представителей в процессы формирования общенациональной политики).

Самоидентификация человека с определенной территорией - этнической или политической - всегда имеет иерархический характер. Обычно человек ощущает себя одновременно жителем и своей страны и одного из её регионов, и конкретного населенного пункта. При этом разные уровни территориальной идентичности играют разную роль - подчиненную или господствующую. Некоторые идентичности могут быть «спящими» и активизироваться лишь при определенных обстоятельствах, в частности при возникновении угрозы данной группе.

Когда региональная идентичность оказывается сильнее национальной, возникает опасность распада государства. Главные виды территориальной идентичности - этническая и национальная (политическая, государственная) основывающиеся на приобретенной в ходе социализации культуре и на лояльности к государству. Они, естественно, могут пребывать в гармонии, но нередко находятся в состоянии острого конфликта, что не может не отражаться на развитии политического процесса и формировании политических ценностей в регионе.

Внезапные изменения отношений граждан к государству есть результат сдвигов в самоидентификации отдельных лиц и социальных групп, происходящих под влиянием деятельности политических элит и государственных институтов, которые пытаются убедить население в правильности своей концепции истории, своего взгляда на происхождение той или иной социальной страты.

Региональная стратегия президента В.В. Путина включает усиление федерального воздействия на региональном уровне и ограничение влияния местных лидеров на политический процесс.

В современной России, постоянные, естественные противоречия наслаиваются противоположности, разделяющие власти и отдельные слои населения, центр и некоторые региональные общности по вопросам, связанным с отношением к старым и новым государственным структурам и социально-политическими институтами.

Основой деятельности по разрешению внутрифедеральных противоречий является государственная региональная политика, обеспечивающая самостоятельность региональных центров власти и субъектов управления и одновременно доминирование в конституционных рамках федерального Центра. Принципы субсидиарности (договоренности), партиципации (участия), арбитрирования (обращения в случае конфликта к арбитру, посреднику) составляют органически взаимосвязанные элементы политического государственного руководства федеративными отношениями. Методологическим критерием разрешения противоречий служит требование достижения сочетания противоположностей, баланса интересов федерального Центра и конкретного регионального субъекта Северного Кавказа.

Чтобы сгладить эти противоречия, необходимы не только длительное время, но и воля, определенные социально-экономические условия, эффективность управления.

Одним из главных преткновений в российской политике в целом, и в национальной политике в частности, является разрешение вопроса о приоритетности прав личности или этнических прав населения. Казалось бы, демократизация означает элиминирование этнического начала и этнического принципа в политике и утверждение равенства всех территорий государства, независимо от этнического состава населения, и равенства всех граждан перед законом независимо от национальной принадлежности.

Однако эти принципы наталкиваются на сопротивление той части политической элиты, которая выражает, прежде всего, интересы республик. В своей политической деятельности ее представители постоянно подчеркивают этнонациональное начало и принимают на себя роль рупора именно национальных интересов.

Для народов, проживающих на Северном Кавказе, коллективные этнические права и сегодня значат не меньше чем права человека, хотя приоритет последних в перспективе надо признать. По крайней мере они не стали и вряд ли в ближайшей перспективе станут той абсолютной ценностью, что и на Западе, где достигнуто уничтожение целых народов и племен, но при этом якобы «свято соблюдались» заповеди гуманизма.

Национальная политика должна быть возведена в ранг политики государственной. Определенные акции, проводимые ранее представителями из центра с местными политиками Северного Кавказа, не приобрели важного значения ни в силу личных особенностей участников и организаторов. Тих событий, а вследствие того, что их организатор не обладал общероссийскими властными полномочиями, представлял в лучшем случае одну из ветвей власти и то с определенными ограничениями.

По мнению А.Г. Здравомыслова, «лишь тот создает значимое событие, кто может претворить его во властное действие на общегосударственном уровне. Поэтому «учет интересов», «подсчет интересов» и попытки определить меру справедливости в распредели ресурсов между субъектами федерации - все это формулы бюрократического сознания, а отнюдь не формулы политического действия».

Осуществить программу пропорционального и равномерного развития регионов, несмотря на принимавшиеся меры, не удалось. Более того, в годы социалистического строительства возникла еще более значительная региональная экономическая и социальная асимметрия. В результате этого при переходе к рыночному хозяйству регионы России оказались в разных стартовых условиях. Ошибки в осуществлении рыночных преобразований, неравномерность темпов данных преобразований и распространения кризисных явлений разделили регионы по уровню социально-экономического и политического развития на различные группы.

Осуществление задач региональной экономической политики напрямую связано с совершенствованием механизма ее реализации. Отметим в первую очередь необходимость разработки федеральных программ, относящихся к тем или иным территориям, регионам. Это дает регионам необходимые ориентиры, которые позволяют им определять господствующие параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и корректировать собственные экономические и социальные процессы в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков.

Сегодня в современной России на первый план выдвигается задача совершенствования региональной политики, которая должна стать магистральным, главенствующим, приоритетным направлением государственной федеральной политики, целостной системы законодательно-правовых актов, учитывающих как стратегические интересы национальной безопасности, так и нужды развития Северного Кавказа.

Одной из важных предпосылок достижения социально-экономической стабильности государства является формирование и функционирование единой исполнительной вертикали. В самом общем виде эта вертикаль, охватывая все уровни территориального управления, представляет собой совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих исполнение общегосударственных конституционных и законодательных актов. Она требует также повсеместного контроля за реализацией общенациональных интересов на основе формируемых на общих принципах отношений между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. По мнению Э.А. Паина, с точки зрения воздействия социальных представлений на политику не столь уж важно, насколько они реалистичны. Если представления возникли и стали массовыми, то они влияют на политический процесс и преобразование политических ценностей ни чуть не меньше, чем реальность. Автор согласен с известной «теорией Томаса»: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они и являются реальными по своим последствиям». Именно из такой реальности, основанной на массовых и во многом мифологизированных представлениях, выросла стратегия В.В. Путина, ключевыми идеями которой являются создание «единой исполнительной вертикали» и ограничения политической роли региональной элиты, прежде всего лидеров республик.

Современное мировоззрение разъединяет людей не только по религиозным, но и по идеологическим признакам, политическим убеждениям. Объединение сторонников различных вероучений, системы ценностей, социальных взглядов, может быть демократичным, толерантным, ориентированным на общечеловеческие идеалы, признание нравственной ценности других и собственной индивидуальности. В основе подобного мировоззрения лежит духовная субстанция сплочения, объединения нации в единое целое - народ.

Такой основой является национальное самосознание, та сторона сознания личности, которая идентифицирует ее с духовными и политическим ценностями народа, его историей и судьбой, гармонизирует общественную жизнь и в нравственно-эмоциональной форме воплощена в чувстве патриотизма, социальной ответственности и гражданского долга.

Независимо от социального и политического статуса и деятельности людей, их доходов и материального положения, незаидеологизированное и незаполитизированное представление о патриотизме как общем достоянии нации, позволяет видеть в этом феномене общую цель нравственного возрождения народов Северного Кавказа.

Таким образом, Северный Кавказ занимает важное стратегическое положение. Естественный прирост в формировании населения в регионе и его неуклонное сокращение является тревожной тенденцией не только для региона, но и для России в целом. Роль миграционного прироста остается значимой, но в миграционных потоках у людей продолжают доминировать мотивы вынужденного переселения, что не может не отразиться на формировании политического сознания и политической культуры.

Подавляющее большинство локальных политических центров Северного Кавказа описывается в этнических или субъэтнических категориях.

Этничность и политика находятся в рассматриваемом регионе в самой тесной зависимости.

Объясняет это тем, что среди всех возможных социальных связей именно связи, наследуемые по рождению сохраняют здесь первостепенную значимость. Эта особенность сформировалась под влиянием первичных и преемственных позиционно-исторических характеристик Северного Кавказа, именно в ней получивших свое наиболее концентрированное выражение.

Для отдельных территорий могут быть выделены их собственные этапы политического развития, но они все-таки, связаны с общероссийским региональным процессом и его периодизацией.

При этом на общероссийские «волны» накладываются региональные, которые обусловлены институциональными изменениями в рамках локальных полномочий, существенными сдвигами в расстановки сил, сменой правящих группировок.

Динамичный подход предусматривает не просто описание, но анализ регионального политического процесса с выделением этапов, периодов, каждой из которых характеризуется трансформацией политических институтов и определенной расстановкой сил в элите.

Индивидуализирующий географических подход предполагает комплексное изучение отдельно взятой территории как политического сообщества - региональной политики.

Регион, таким образом, понимается как уникальное сочетание политических характеристик. В данной связи вводится понятие «политический регион», которое обозначает территорию, обладающую системным единством политических особенностей.

Система политических регионов обычно совпадает с сеткой административно-территориального деления страны.

Политические акторы в Северокавказском регионе находятся в поле воздействия таких факторов, как периферийность региона, его пограничное положение, сосуществование и столкновение резко разнонаправленных геополитических ориентации.

В своем политическом действии акторы должны учитывать ресурсные дефициты и дисбалансы, а также наличие в центре региона меридиональной оси конфессиональных напряжений и чрезмерную субъектную полицентричность Кавказа.

В политическом целеполагании акторы зависят от гиперистрорицизма общественного сознания, от давления этнических и субэтнических интересов на общенациональные политические. Все это сочетается с криминализацией части наиболее социально активных членов традиционных общностей, с разрушением традиционной морали, с крахом интеллигенции в ее функции «совести нации» и коррумпированностью непосредственных исполнителей политических решений.

На данной социальной почве национально-государственное сознание в регионе вряд ли разовьется до такой стадии, когда его можно будет, хотя бы с натяжкой, определять как гражданское и цивилизованное.

В ближайшие годы национальные обиды в Северо-Кавказском регионе будут, скорее всего, превалировать над социальными; грубо националистическая политика - над другими возможными видами политики, а меж этнические конфликтные узлы будут ощутимо влиять как на внутреннюю ситуацию в Северо-Кавказском регионе, так и на конфигурацию международных отношений по поводу и вокруг Северного Кавказа.

В условиях современной России идет сложный процесс осмысления концепции кавказской политики применительно к жизнедеятельности северокавказского региона. Северный Кавказ является единой геополитической системой и ее стабильность может быть обеспечена только мирным сосуществованием проживающих в регионе народов, формированием политических ценностей объединяющих интересы этнических групп, обеспечивающих политическое единство Северного Кавказа.

Следовательно, государственная политика, направленная на гармонизацию межнациональных отношений, будет противодействовать экстремизму формировать толерантное сознание в гражданском обществе и политические ценности на региональном уровне.

Итак, можно сделать некоторые выводы:

1. В российском обществе трансформационные процессы вызывают необходимость формирования политических ценностей, ориентирующих личность на способ восприятия действительности, при котором сам человек, его интересы, права и свободы, становятся квинтэссенцией политического процесса.

2. Транзитологическая парадигма исследования политических процессов становится основой рассмотрения нестабильных, неустойчивых, но в тоже время остающихся сложно организованными систем со сложившимися политическими ценностями в их наиболее трудный период развития, связанных с поиском оптимальной формы самоорганизации на основе переосмысления миром опыта и актуализации своего историко-культурного потенциала.

3. Становление гражданского общества в современной России имеет свою специфику, национальные особенности, но в целом оно развивается в русле демократических транзитивных моделей.

4. Политические ценности постепенно преобразуются и становятся основополагающими по мере успеха всего комплекса последовательных демократических и экономических преобразований, проводимых с учетом объективных реальностей.

5. Изучение механизмов формирования и функционирования политических ценностей представляется необходимым условием для включения граждан в политический процесс, формирование их интереса к политике и политической культуре, повышение политической компетентности, использованию новых информационных и коммуникативных технологий в целях развития политического сознания граждан, создания прозрачных зон между ценностями для их взаимного проникновения и обогащения.

6. Кризис политического участия в России обусловлен ломкой привычных форм и механизмов вовлечения граждан в политику при увеличении числа стремящихся к участию в управлении и на базе создания нового баланса политических сил. Темпы и характер преобразований будут зависеть от того, смогут ли власти создать структуры и механизмы, способные интегрировать новые волеизъявления населения на политическое участие поддержать идеалы и ценности, способные интегрировать общество и государство.

7. Первоочередная проблема в сфере формирования новой гражданственности - преодоление барьеров, мешающих достижению максимального органичного соединения, жизненной энергии, направленной на индивидуальную личностную самореализацию, с потенциалом общественного гражданского участия.

8. Многовековой опыт, вся история России показывают, что без адекватной уровню текущего мирового развития организации, огромной ресурсной базы - духовной, культурной, материальной, политической - потенциальные возможности региона не реализуют себя в той мере, в которой это отвечало бы запросам населения Северного Кавказа и российского общества в целом.

9. Северный Кавказ является единой геополитической системой и ее стабильность может быть обеспечена только мирным сосуществованием проживающих в регионе народов, обеспечивающих достойное место Северного Кавказа в рамках единого российского государства.

10. В современной России идет сложный процесс осмысления концепции федеральной политики применительно к жизнедеятельности Северо-Кавказского региона, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, формирующей толерантное сознание в гражданском обществе и политические ценности народов Северного Кавказа.

 

Автор: Кулябцева В.Н.