23.07.2012 1774

Проблема исторических уроков реальности ГДР в романе К. Хайна «Смерть Хорна»

 

Произведение К.Хайна, сконцентрировано на проблеме исторических уроков - роман «Смерть Хорна», увидел свет только в 1985 году (публикация романа была на несколько лет отложена из-за сложностей с цензурой) и вызвал у литературоведов несколько меньший интерес, чем это ожидалось после оживленных дискуссий вокруг новеллы «Чужой друг». В критической литературе о романе становится ведущей тенденция к исследованию взаимосвязи художественной практики писателя и его историко-философских взглядов, методологических основ его творчества. Роман еще раз подтверждает - пристальное внимание автора к проблеме исторической правды не случайно, автор задается вопросом, что есть история - быть может метафизическая фикция? Так, например, в статье немецкого литературоведа К.Хаммера внимание сосредоточено на анализе философии истории и темы истории в романе. В этой статье исследуются, прежде всего, особенности художественной формы романа - кольцевая композиция, множественность повествовательной перспективы, обусловившая фрагментарность, использование принципа монтажа.

Коротко охарактеризуем сюжет романа. Действие происходит в небольшом городке Гульденберг, на территории бывшей ГДР. Создается впечатление, что это один из многих маленьких, типично немецких провинциальных городов с палисадниками, украшенными геранью, кружевными оконными занавесками на окнах, поросшими травой проулками, мощеными улочками, старой крепостью со сторожевой башней, старинной невысокой ратушей с часами под черепичной крышей, центральной площадью с небольшим рынком, многочисленными так называемыми «лавочками тети Эммы» (Tante-Emma-Laden), куда постоянные покупатели приходят купить булочки к завтраку и обсудить местные новости. Гульденберг - курортный город, со всех концов страны сюда съезжаются люди на лечение. Городишко живет размеренной сонной жизнью, все здесь движется вяло, по кругу, годами не происходит ничего нового. И конечно, провинциальный город наложил неизгладимый отпечаток на своих жителей, им свойственны мещанская косность и предрассудки, но более всего в них поражает непостижимое сочетание великодушия со способностью к подлости. Возможно. поэтому тихий Гульденберг вызывает у героев романа чувство отвращения и каждый мечтает о том, чтобы навсегда покинуть его.

Основное действие романа происходит с мая по сентябрь 1957 года. В романе воссоздается подлинная социальная и историческая обстановка того времени: установление новой власти, постоянная смена бургомистров городка, атмосфера нетерпимости и подозрительности, борьба с любыми проявлениями инакомыслия. В основе романа лежит история одного из жителей Гульденберга - Хорна. О его жизни мы и узнаем со слов рассказчиков, каждый из которых рассказывает о себе и о своих встречах с Хорном. Сюжет романа складывается из этого множества коротких историй-воспоминаний.

До приезда в Гульденберг Хорн преподавал историю в Лейпциге. В романе мы находим только одно упоминание о событиях его прежней жизни - рассмотрение персонального дела, после которого Хорн был исключен из партии, лишен научного звания и направлен на работу в Гульденберг. Наука в те времена стала полем для исторических интриг, историю кроили вдоль и поперек. О сути персонального дела Хорна не сообщается, но об этом можно составить мнение, исходя из знания политической обстановки в ГДР в 1953 году и на основании замечания его бывшего коллеги - Крушкаца: «Субъективно он невиновен... недооценка принципа партийности, уступки буржуазной идеологии». Именно Крушкац - идейный антипод Хорна в романе, носитель той, печально известной и у нас в стране идеологии, что оправдывала «маленькую несправедливость» интересами высшего порядка.

В Гульденберге Хорн прожил четыре года - с 1953 по 1957, снимая комнату у продавщицы Гертруды Фишлингер. Он был скромным, тихим, вежливым человеком, чуждался людей, сторонился всяческих контактов. В Гульденберге Хорн работал директором местного краеведческого музея, организовал для местной интеллигенции кружок любителей краеведения, где рассказывал об истории края и города, об искусстве. «Четверги Хорна» стали неординарным явлением для провинциального городка, а краеведческий музей - центром духовной и культурной жизни Гульденберга. Герой Хайна жил исключительно своей работой, музеем, историей. По его мнению, от историков зависит, что именно будет поведано людям о прошлом - правда или ложь и какова будет интерпретация истории. Из его высказываний видно, что он стремился к предельной объективности, к абсолютной правде, к справедливости. Крушкац считает его нежизнеспособным именно из-за неумения приспосабливаться и примиряться с жизнью, непонимания и неприятия, принятых против него административных мер, из-за уверенности в собственной правоте.

В июле 1957 года Бронгель, заместитель директора краеведческого музея, передал бургомистру города историческую справку к экспонатам, составленную Хорном. Еще одна справка была отправлена районному руководству. Записи Хорна были оценены как ревизионизм и секстантство, как историческая переоценка прошедших эпох, а его деятельность - как подрывная работа, грубое нарушение принципа партийности. Хорн был отстранен от должности, было назначено расследование по его делу. Историк не сумел вынести еще одного персонального дела и покончил жизнь самоубийством. В конце августа дети нашли его повесившимся в лесу. Смерть Хорна взволновала весь город, наполнила его пересудами. Такова вкратце история жизни и смерти Хорна, составляющая основную сюжетную линию романа.

Но сюжет романа не исчерпывается историей главного героя, а включает в себя еще пять сюжетных линий рассказчиков, имеющих исключительное значение для понимания замысла романа. Сложное, запутанное и, на первый взгляд, хаотичное, а в действительности хорошо продуманное и скомпонованное переплетение данных сюжетных линий, мотивирующих основную сюжетную нить, составляет структуру романа. Представляется целесообразным последовательно рассмотреть сюжетные линии романа, поскольку их переплетение, взаимодействие способствует его пониманию, такая структура объясняет и поясняет текст.

В основе первой из сюжетных линий лежит судьба доктора Шподека. Он - внебрачный сын состоятельного предпринимателя К. Бергера, основавшего лечебницы Гульденберга. Все, что связано с отцом - учеба в гимназии и университете, частная врачебная практика - воспринимается Шподеком как череда обид и унижений. Он ненавидел отца, но тем не менее всегда был послушен его воле. Следуя воле отца, Шподек остался жить в Гульденберге. Герой несчастлив в семейной жизни, считает свою жизнь напрасно истраченной и, чтобы придать ей недостающий смысл, он ведет истории болезней своих пациентов и пишет историю Гульденберга, включающую лишь истории преступлений и человеческой подлости.

Вторая сюжетная линия связана с двенадцатилетним мальчиком Томасом, сыном аптекаря. В романе описываются различные события из жизни ребенка: работа в музее и у цыган, табором стоявших в городке, детская любовь к девочке Эльзаке, дружба с мальчиком Паулем, домашние аресты и наказания, воскресные прогулки с семьей в парке, обнаружение в лесу мертвого Хорна. Томас хочет быстрее стать взрослым, чтобы навсегда уехать из города.

В памяти мальчика Хорн, даже умерев, остается жить, ведь он был прав. Хайн пробегает к интересному приему повествования, отводя Томасу особую роль, ему «завещается» досказать историю Хорна.

Биографическое также обнаруживается главным образом в фигуре Томаса, не случайно большее число высказываний автор «поручает» 14-ти летнему подростку - автору подсознательно ближе созданный им образ мальчика, хотя точка зрения Хайна сокрыта в высказываниях всех героев. Позднее тема формирования личности на фоне противоречивых исторических условий найдет продолжение в романе «С самого начала».

Третья сюжетная линия охватывает историю жизни одинокой больной женщины - продавщицы Гертруды Фишлингер. Ее трудная безрадостная жизнь небогата событиями: позднее замужество, рождение сына, уход мужа из семьи, отъезд сына на учебу, смерть Хорна, который был ее квартирантом. Она стойко переносит все удары судьбы, принимая жизнь такой, какая она есть.

В основе четвертой сюжетной линии романа находится трагичная судьба бургомистра города Гульденберга Крушкаца, единственный, кто не был выходцем из этого городка, а был назначен на эту должность «сверху». Крушкац всегда был лишь винтиком в отлаженном механизме, для него не существовало общечеловеческой справедливости, а руководством к действию была только линия партии. Одинокий, озлобленный на весь мир, оказавшийся в старости в доме для престарелых, Крушкац вспоминает прошлое: работу в должности бургомистра, смерть Хорна, последовавшие за этим события. Главным качеством, необходимым в жизни, он считал умение приспосабливаться, подчиняться «железной воле» и с этой его точки зрения Хорн, поступавший «вопреки ходу истории», был нежизнеспособен, обречен. «Вопреки ходу истории и велениям времени поднимал дрожащими от духовного волнения руками жалкое знамя бесплодного и изжившего себя гуманизма», говорит Крушкац о Хорне. Крушкац дважды принимает участие в травле Хорна, поэтому жена бургомистра считает его виновным в смерти Хорна.

Пятая сюжетная линия повествует о Марлене, дочери художника Голя, она - единственная, кто не знает ничего о Хорне, и трагической истории, произошедшей в их семье. Марлена очень больна, как отмечают герои романа, она ненормальная, немножко тронутая. Марлена рассказывает о своих снах. Мечтает выйти замуж, часто беседует со своей единственной подругой - мертвой матерью. Мать Марлены погибла, выдав себя за свою дочь, когда все нервнобольные уничтожались фашистами как неполноценные, угрожающие здоровью нации. Причем, о том, что ребенок остался жив, в городе узнают только после войны. После войны семья Голей живет уединенно, замкнуто. Отец работает художником в краеведческом музее, каждый день дома он пишет картины, которые никогда никому не показывает.

Такова событийная сторона повествования, выстроенная в хронологической последовательности в результате специального «выпрямления сюжета романа». Однако следует отметить, что, несмотря на широту охвата жизненного материала, роман «Смерть Хорна», в котором прослеживается до и послевоенная история Восточной Германии, а также жизненный путь нескольких героев, тем не менее, отличается необычайной краткостью и немногословностью. Своим лаконизмом проза К.Хайна, наверное, близка в чем- то прозе А.Чехова и Э.Хемингуэя. При таком сдержанном, скупом повествовании именно структура произведения несет большую смысловую нагрузку, формируя и выражая содержание.

«Смерть Хорна» представляет собой сложное калейдоскопическое переплетение не связанных линейно фрагментов - воспоминаний пяти рассказчиков с различным жизненным опытом, различным мышлением. Монтажная композиция раскрывает перед Хайном широкие перспективы. Образно запечатлеваются сущностные взаимосвязи явлений, мир постигается в его разно качественности. Монтажному построению соответствует видение мира Хайна, отличающееся многоплановостью и эпической широтой. Разрушение человеческих контактов, разлад личности и общества (замысел автора) выражается в формальном построении романа, в структуре смещения времен и фрагментов (художественное воплощение). Мастерски в романе выполнена субъектная и временная организация. Расстановка фрагментов - воспоминаний есть большой творческий эксперимент Хайна, ведь такие фрагменты-воспоминания, оказываясь рядом немедленно начинают вступать друг с другом во взаимоотношения, неминуемо соединяются в новое представление (об этом применительно к кинематографу говорил С. М.Эйзенштейн).

У Хайна монтаж не продиктован логикой изображаемого, но впрямую запечатлевает авторские ход мысли и ассоциации. Здесь внутренние эмоционально-смысловые, ассоциативные связи между персонажами, событиями, эпизодами, деталями оказываются более важным, чем их внешнее «сцепление».

Роман подразделяется на восемь глав, каждая из которых, в свою очередь, состоит из четырех-семи фрагментов, логически между собой не связанных. Каждая глава имеет нечто вроде интродукции, которая вносит свой дополнительный, зачастую загадочный смысл. Все это чрезвычайно усложняет восприятие (Perception) романа. Тем не менее, при такой дробности, калейдоскопичности романа единым композиционным стержнем является одно событие - трагическая смерть историка-археолога Хорна. Судьба Хорна глубоко трагична, по сути, он, как и многие герои других произведений Хайна является «анахронистом», не сумевшим приспособиться к новым, изменившимся историческим условиям. В романе всесторонне исследуются события, приведшие его главного героя к трагической развязке.

Воспоминания рассказчиков вновь и вновь возвращаются к центральному событию повествования - смерти Хорна, они как бы отходят и возвращаются к нему, отталкиваются от него и притягиваются им снова. Сведения о Хорне накапливаются исподволь, факт за фактом, деталь за деталью, с замечания доктора Шподека о смерти «такого человека как Хорн» до рассказа Г.Фишлингер о его похоронах. Каждый из повествователей рассказывает о «своем « Хорне, внося свои штрихи в общий портрет главного героя. Г.Фишлингер, например, вспоминает о первой встрече, разговоре с ним за неделю до смерти, его визите к пастору, своей связи с Хорном, похоронах. В памяти Томаса остались первое посещение краеведческого музея и знакомство с Хорном, работа под его руководством, подслушанный им допрос Хорна следователями, обнаружение повесившегося в лесу Хорна. Образ Хорна формируется по принципу дополнительности из всей совокупности воспоминаний, мнений героев, каждый из которых имеет свое представление об истине, свою точку зрения.

Пять различных точек зрения синтезируются в особом пути развития сюжета - не линейном, а цикличном, т. е. время меняется от настоящего к прошлому и снова возвращается к настоящему, образуя круг, то. весь художественный мир романа имеет строгую замкнутую структуру. Рассказывая о событиях, происходивших в 1957 году, повествователи оценивают их с позиций дня сегодняшнего, т. е. по принципу герменевтической рефлексии осуществляется «вживание» и объективация. Ведь несмотря на то, что судьбы у героев разные, центральная проблема все-таки одна - историческая правда, правда о реальности того времени, о том, что приближало падение Берлинской стены. Причем точка зрения говорящего на изображаемое нередко претерпевает изменения даже в рамках отдельного фрагмента - эта соотнесенность пяти носителей речи и их сознаний вносит в текст глубокий внутренний психологизм.

Необходимо отметить, что для Хайна очень важно вовлечь читателя в диалог, вызвать обмен мнениями. Мнения героев в чем-то едины и в то же время различны. Одно мнение как бы накладывается на другое, и становится невозможным выделить из них единственное истинное мнение. Истина, наверное, находится вне текста романа, на пересечении мнений, возникает как результат анализа и синтеза нескольких точек зрения.

Хайн стремится нащупать большое (историю), но большое - это не статическое, вечное, неизменно большое. Еще М.М.Бахтин говорил о необходимости для автора нащупать конкретное историческое пространство. Хайн стремится к новым масштабам и измерениям, широко использует прием замкнутого пространства. Прежде всего, это сам городок, где происходят описываемые события, для его жителей время будто остановилось, они живут лишь настоящим, город представляет собой как бы «фальшивую идиллию». Гульденберг - город ограниченных, неполноценных и убогих чувств, город озлобленности. В пуританском городке царит лицемерие, примером этой «двойной» жизни может служить эпизод, когда Томас находит в библиотеке отца спрятанные за книжными полками порнографические журналы.

Особое художественное единство образует в романе пространство музея, для которого характерна компактная, герметичная замкнутость. Музей ограничен от всего города, находится на возвышении, к нему ведет лишь одна дорога. Это пространство насыщено прошлым, историческим временем высокой степени концентрации, застывшим и законсервированным, реальными приметами которого выступают многочисленные экспонаты. Художественное пространство музея, как и другие пространственные характеристики романа, несет эмоциональную оценочную нагрузку. Пыльный музей с его экспонатами навевают скуку на Томаса, а макеты животных с безжизненными глазами вызывают у мальчика тревогу и мысли о смерти. Для Хорна музей - убежище, где можно укрыться от всего мира, и одновременно место заточения. Такое же убежище для художника Голя - старая крепость, которая уже не годится и для туристических экскурсий. Мотив ограниченного пространства отражает мысль автора о состоянии современного общества, где каждый по-своему закрыт в своем небольшом мирке, отгорожен от других стеной отчуждения, и очень трудно порой, находясь за подобной стеной, дать правильную оценку нравственным нормам, соотнести добро и зло, противостоять общественным потрясениям и социальным «бурям».

Роман «Смерть Хорна» стал уникальным образцом синтеза социально - психологической прозы и исторического романа ХХ века. В нем нет открытой оппозиции положительное-отрицательное в образе героев, сознание героев меняется (эволюционирует и инволюционирует), постоянно изменяя внутреннюю динамику произведения. «Смерть Хорна» - это своего рода «психо - и социограмма», которую автору удалось «наполнить» подлинной трагедийностью. Трагическая интонация, главенствующая в романе, не только передается на уровне содержания, но и моделируется структурой текста. Дискретность структуры романа, обуславливающая «нервное», пульсирующее чередование фрагментов, сопоставление тем и мотивов, создает огромное внутренние напряжение.

Разрушение человеческих контактов, разлад личности и общества, беспомощность человека перед социальными силами в «Смерти Хорна» очень четко выражается, как мы установили, как раз в формальном строе романа, в структуре смещения времен и смещения фрагментов. Одной из главных тем романа является бездарность, неспособность к борьбе за свои чувства, за историческую правду, за нравственность свою и своих детей «омещанившихся» людей: «Что меня озадачило и запутало» - говорит бургомистр Крушкац, - «это то открытие, что жители Гульденберга, каждый из них, безо всякой видимой причины и без осознания несоответствия своих действий реальности увязывают свои мелочные интересы со своим удивительным великодушием и бесчувственно, бездушно идут на поводу у отвратительной скаредности». Сама же смерть Хорна явилась историческим уроком, исторической травмой, следствием многих политических ошибок, допущенных в то время. Символично, что изгнанный отовсюду, и в Гульденберге ставший мишенью для клеветы и интриг, Хорн продолжал верить в вечные ценности, хотя его убеждали, что существуют лишь «критерии сегодняшнего дня».

Думается, роман «Смерть Хорна» не только очень реалистичен в своей достоверности, но и глубоко историчен, в смысле аналитического подхода к истории. Ведь история - это не просто нарратив, но нарратив объясняющий. Если история не объясняет прошлого и не вводит в логику происшедшего (и происходящего), она теряет не только социальный смысл, но и достоверность. История, как таковая (нарратив) нужна постольку, поскольку она объясняет происходящее здесь и сейчас или попросту легитимирует его. Именно в этом смысле представляется возможным говорить о «достоверности» истории в литературе: достоверность здесь синоним легитимности. Литературное произведение в отличие от любой формы исторического нарратива - учебника (который легко переписывается), документа (который может быть подделан), статистики (которая легко фальсифицируется) и т.д. - обладает все-таки статусом безусловной достоверности (именно в силу того, что это чистая беллетристика в ее первоначальном значении). Поэтому такие, несомненно удавшиеся в чистом историческом смысле романы, как «Смерть Хорна» безусловно являются неоценимым и сугубо хронологически - объективным уроком истории как для поколения 80-х, когда роман увидел свет, так и важным наследием для поколения сегодняшнего. Ведь, как уже было сказано, литература не только обусловлена историей, но, и это главное, в значительной мере способна объяснить ее.

Изменить фактическую вещную сторону прошлого нельзя, но смысловая, выразительная, говорящая сторона может быть изменена, ибо она не завершима и не совпадает сама с собой (она свободна). В этом вечном преображении прошлого неоценима роль памяти. А познание есть понимание прошлого в его не завершимости (в его несовпадении с самим собою). Предоставить такую возможность познания через понимание прошлого, через активацию исторической памяти, исторического самосознания - в этом и есть авторский замысел романа «Смерть Хорна».

 

АВТОР: Гладков И.В.