23.07.2012 2756

Переработки новеллистического эпоса русской народной баллады

 

В XVII веке баллада перерабатывает наследие былинного творчества. В принципе, взаимодействие балладного и эпического элементов наблюдается с самого возникновения жанра баллады, поскольку русская баллада изначально опирается на жанровые традиции героического эпоса. Такие песни, как «Авдотья-рязаночка», а в особенности «Князь Роман и Марья Юрьевна» используют традиционную форму былинного творчества и по сути являются предшественниками развития новеллистического эпоса.

В XVI - XVII вв. смежные формы получают новый импульс развития. Баллада в это время может прямо заимствовать определенные сюжетные ситуации из эпического творчества, нередко контаминируя их с соответствующими балладными мотивами. Сюда относятся такие песни, как «Туры златорогие», являющаяся оторвавшимся зачином былины о нашествии Батыя на Киев, более соответствующая жанру духовных стихов и особенно популярная в период церковных реформ XVII века патриарха Никона; «Княгиня и змей», представляющая начало былины о зачатии Волха Всеславьевича; круг аллегорических песен о чудесных зверях «Индрик-зверь», «Скимен-зверь», «Устиман-зверь», перерабатывающий зачин былины «Алеша и Ским-зверь», отразивший влияние древнерусских сказаний о необыкновенных животных, но в целом, созданный под прямым воздействием аллегорических балладных, лирических, и, в некоторых случаях, исторических песен. В целом, такие песни нельзя признать балладными. Они относятся к периферийным песням и являются тематическим расширением смежных форм по пути прямого заимствования и контаминации разных жанровых традиций (эпос, баллада, духовный стих, лирическая песня).

С XV века балладные песни перерабатывают только определенные мотивы героического эпоса, определенные сюжетные ситуации, где возможно наличие личностного конфликта. Баллада перерабатывает не конкретную цельную былину, а использует определенные мотивы из всего былинного творчества. Такой процесс относится к XV - XVI вв. и отражается в балладных песнях о Козарине, также в «Дмитрии и Домне», «Молодце и королевне», которые перерабатывают определенные мотивы из былины о Дунае.

В XVI - XVII вв. в новеллистическом эпосе особую формульность получает сюжетная логика развития действия, такая сюжетная формульность распространяется на все повествовательные песенные жанры. Баллада уже была подготовлена к такому воздействию, и поэтому она определяет сюжетную логику текста как одно из составляющих формульности жанра. В XVII веке баллада была настолько развитым жанром, что могла не перенять, как историческая песня, а творчески развить в собственной жанровой структуре принципы сюжетной организации текста и найти в качестве жанрового подспорья подтверждение подобному процессу в новеллистическом эпосе. Баллада имеет достаточно художественных средств, чтобы переработать отдельное конкретное произведение, вернее его сходный с балладной эстетикой конфликт. Такой процесс переосмысления старых сюжетов начинается в XVII веке и касается не только былинного наследия, но и новой трактовки конфликтов старших баллад. Таким образом, баллада в XVII веке может перерабатывать конкретное целое произведение, его конфликт и использовать его исключительно в балладной традиции.

В качестве примера можно привести такие баллады, как «Алеша Попович и сестра Петровичей», «Алеша и сестра двух братьев», «Федор Колыщатой», которые являются переработкой, балладной трактовкой былины об Алеше Поповиче и Елене Петровичне. Былина относится к XVI веку и отражает новую тенденцию в развитии героического эпоса: она посвящена воспеванию героического подвига богатыря против социального уклада общества. Героической борьбе против социальных порядков посвящены былины о Василии Буслаеве и Хотене Блудовиче. Балладные переработки былины об Алеше и сестре Петровичей восходят к началу XVII века и не могут быть датированы раньше второй половины XVI века.

Баллады используют былинный конфликт борьбы против семейного деспотизма. Однако различие закладывается существеннейшее: герой не является богатырем. Более того, это тип безвремянного молодца из баллады «Молодец и королевна». Алеша, а лучше Федор Колыщатой не является защитником прав девушки, содержащейся в семейном заточении. Герой выступает против права братьев безраздельно владеть участью своей сестры, но сам он является слабым героем, мнимым героем, он не может вызволить из плена девушку и спасти ее. Мотив хвастовства Алеши содержит заявление героя о своем статусе богатыря, о намерении защитить девушку, вступив в прямое столкновение с ее братьями. Однако герой не оправдывает своего назначения и получается, что он хвастается чужой девушкой, с которой имеет любовную связь. Такое поведение героя расценивается как аморальное и унизительное и имеет последствием его развенчание и смерть. В балладе «Федор Колыщатой», известной в Русском Устье, сами братья вызывают на ответ «призахваставшего» героя, и Софья говорит ему:

«Хоть лежать тебе, доброму молодцу, не отлежатися,

Хоть сидеть тебе, доброму молодцу, не отсидетися».

Братья не расправляются с ослушавшейся сестрой, она, увидев смерть Федора, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом баллада прямо осуждает хвастовство безвремянного молодца.

В других вариантах сам Алеша наблюдает казнь своей любовницы и ничего не может сделать. Мораль в таких случаях прямо выражена:

«А бог суди Алешу: Не дал пожить на свете».

Варианты, в которых Алеша спасает сестру Петровичей, прямо восходят к сюжету одноименной былины. Однако это скорее вторичное соприкосновение песен: такие варианты с счастливым концом нужны были балладному жанру в целях полного раскрытия драматической ситуации, полного исчерпания всех возможных способов разрешения конфликта. Эта так называемая циклизация развязки XVII века, свидетельствующая об утрате балладной трактовки образа главного героя песни - безвремянного молодца - и о превращении песни в занимательную историю.

Балладный жанр, перерабатывая эпическое наследие в XVII - XVIII вв. выбирает, как правило, занимательные сюжеты. Такой процесс связан, прежде всего, с жанровыми изменениями, происходившими в XV - XVI вв. в эпосе. В XVI - XVII вв. эпическое творчество приобретает характер новеллистический, разрабатывающий прежде всего занимательные сюжеты. Такие сюжеты на Западе воплотились в жанре рыцарских романов. Русский эпос в качестве жанрового подспорья использует традиции сказочного творчества, поскольку сказка предполагает, прежде всего, занимательность сюжета. В XV - XVI вв. новый импульс развития получают былины сказочного характера (например, «Три поездки Ильи Муромца», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и неудавшаяся женитьба Алеши», «Ставр Годинович», «Иван Гостиный сын» и др.). Таким образом, в XVI - XVII вв. в эпосе создаются, в основном, новеллистические сюжеты, ориентированные, в первую очередь, на занимательность, особый интерес слушателей.

Жанр баллады взаимодействует с развитым новеллистическим эпическим творчеством и перерабатывает занимательные сюжеты. В балладе «Иван Дудорович и Софья Волховична» переосмысливается в соответствии с балладной традицией новеллистический сюжет былины «Чурила и Бермяга». Можно отметить, что баллада, переосмысливая наследие былинного творчества, всегда опирается на балладную традицию. В данном случае песня опирается на конфликт баллады «Василий и Софья». Мы узнаем противостояние двух любовников и окружающего злого мира в лице родных братьев сестры. Братья застают у себя дома заспавшегося любовника своей сестры и убивают его и Софью, так как влюбленные решили обвенчаться без их согласия. Былинный сюжет переосмысливается в соответствии с балладными параллелями, на основе таких образцов формируется балладный конфликт.

Также показательна в плане формирования занимательного сюжета на основе предыдущего образца казачья обработка полузабытых преданий об Александре Македонском «Как во славном было граде Вавилоне». Песня переосмысливает традиции новеллистических сказок и былин, но в основе своей обрабатывает балладный сюжет «Дети вдовы» в виде занимательной истории. В песне подробно исследуются причины решения героини убить младенца. Мотив инцеста заглушен: песня посвящена сентиментальной встрече сына с отцом, которая по сюжетной логике должна будет состояться.

«Да как будут приезжать все из гор кораблички, Да кораблички,

А младой юноша уж будет признавать Родимого батюшку».

Так в данном сюжете переосмысливается встреча матери и сыновей из баллады XVI века. Сюжетно выдержанная история, имеющая жанровое подспорье в балладном творчестве XVI века, обработанная в казачьей среде XVII - XVIII вв., относится к периоду создания самостоятельных сюжетов на основе эстетики занимательности и предшествующей жанровой традиции.

Здесь нужно отметить, что осмысление балладой новеллистических сюжетов и мотивов, возникновение самостоятельных занимательных сюжетов может рассматриваться как поступательные этапы эволюции балладного творчества только в теоретическом аспекте. На практике, в повседневной жизни, бытование и возникновение как балладных, так и новеллистических сюжетов происходит одновременно. Песни XVI века могут распеваться, как и в XVII, так и в XVIII, XIX и даже в XX веке. Баллады об оклеветанной жене не могут забыться в эпоху создания цикла о злой жене, они бытуют одновременно, отражая разные аспекты эволюции балладного жанра в синхроническом срезе. Особенно ярко такой процесс будет выражен в XVII - XVIII вв. в эпоху нового осмысления старых сюжетов и тематического их расширения.

Образцом создания балладой новеллистического сюжета на основе эстетики занимательности является песня «Похищение девушки». Занимательный сюжет восходит к традициям сказок о похищении девушки. Баллада создает независимый от былинного творчества сюжет, тесно взаимодействуя с жанром сказки. В. Пропп в своих материалах по балладе вообще не относит ее к балладному жанру, принимая за сказку. Действительно, полностью подчиненный целям занимательного слушания сюжет уже по-иному относится к балладной традиции. Образы девушки и Гостиного сына можно рассматривать в духе старших баллад как жертвы и татарина, захватывающего ее в полон. Однако в данной песне наблюдается совершенно новое осмысление сюжета, образная система не несет той жанровой и идейной нагрузки, свойственной балладе на протяжении всей истории ее развития, а представляет, прежде всего, интересную, занимательную историю.

Песня получает огромную популярность и разрабатывается в тематических циклах XVII -XVIII вв., в солдатских, разбойничьих песнях. Она может заканчиваться как трагически, так и благополучно. Создаются версии сюжета, баллада может получать совершенно различную трактовку, в основе своей, восходя к занимательному мотиву похищения девушки «Обманутая девушка», «Девушка и адъютант».

Таким образом, переработки новеллистического эпоса балладой представляют, во-первых, тематическое расширение смежных форм, прямое заимствование сюжетной ситуации из эпического творчества. Также в XV - XVI вв. балладный жанр может использовать определенный сюжетный мотив из былины и на его основе создать законченную балладу. В XVII веке может перерабатываться не только сюжетная ситуация, но и сам сюжет как таковой. Именно в это время баллада отдает предпочтение интересному, занимательному сюжету, где образы героев раскрываются психологически и их действия имеют ясную мотивацию и обоснованность. Таким образом, в самом балладном жанре в XVII веке намечается тенденция к созданию отдельных сюжетных историй, опирающихся на предшествующую жанровую традицию. Постепенно роль сюжетной организации текста возрастает, и соответственно воздействие балладной традиции ослабевает, и песни получают автономное значение. Они представляют собой отдельные, обособленные друг от друга занимательные сюжеты, объединенные интересом к изображению необычного случая. Их возникновение относится к концу XVII - XVIII вв., времени новой переработки балладного жанра.

 

АВТОР: Ковылин А.В.