25.07.2012 3121

Царство Атланта как особый дуалистический ареальный мир

 

Образ царства Атланта, находящегося в западных пределах ойкумены, согласно античному преданию, двойственный: оно является и особой, счастливой страной, солнечной и плодородной, земным раем (Платон, Диодор Сицилийский, Овидий), и обителью смерти, царством мрака, местом изгнания и наказания - преисподней (Гомер, Гесиод, Эсхил) - одновременно. На наш взгляд, такое противоречие объясняется синкретизмом архаического мифологического мышления, для которого весь окружающий мир качественно единообразен, признак одной вещи, предмета, может быть и признаком, качеством другого, когда один предмет, вещь одновременно и одно, и другое, наделено признаками совершенно несовместимыми и противоречивыми.

Однако согласно О.М.Фрейденберг, географическая удаленность, горизонт, даль являются в мифе метафорой особого, ареального мира, где «субъект» (он) и «объект» (я) едины, мира, который представлял собой особый план, особый сценарий природы-человека, ареальный, сочетание жизни и смерти.

По О.М.Фрейденберг, «первобытный человек вообразительно жил в особом мире, не нашем реальном. Это не был ни тот свет, ни этот. Субъект «я» и объект «он» одновременно, он представлял собой особый план, особый сценарий природы-человека, ареальный, сочетание жизни и смерти. Он метафорически выражался в горизонте, который представлялся и небом и под земностью».

Возможно, именно крайняя удаленность земли Атланта, ее близость к пределам ойкумены, а значит, к «горизонту», где, по представлению древнего человека, «сходятся земля и небо, подземность и небо», который соединяет мир жизни и смерти, способствовала возникновению такого двойственного образа.

По-видимому, горизонт как метафора особого ареального мира имеет истоки в зрительных впечатлениях: дальняя линия горизонта вызывает зрительное впечатления того, что земля и небо там «сходятся».

Эта «дуалистичность», царства Атланта, является, на наш взгляд, доказательством архаического до греческого происхождения анализируемой эпической традиции, ее первичной западной локализации: оно - олицетворение западной дали, пределов мира, горизонта, совмещающих в себе жизнь и смерть, верхний, небесный мир и нижний, подземный.

Царство Атланта представляется, по большей части, счастливой заповедной землей. По традиции, западные пределы ойкумены нередко ассоциируются в древних мифологических системах с миром смерти, с царством мертвых, с потусторонним миром. Так, у Гомера и Гесиода царство Атланта представлено как обитель смерти, преисподняя, так как в текстах этих авторов находит отражение процесс борьбы с более ранним культом, к которому принадлежит Атлант и его потомки, процесс смены поколений богов. В связи с этим, мы думаем, что представление о царстве Атланта как об обители смерти является более поздним и отражает факт общественного сознания, для которого до-греческие боги потеряли авторитет, значение, были побеждены, «умерли».

Эти главные мотивы свидетельствуют о том, что в античном сознании предание об Атланте и его царстве ассоциировалось с золотым веком, с далеким прошлым, и в какой-то степени - со смертью и гибелью.

Но известно также, что предание об Атланте соотносилось и с другими местностями.

Движение предания об Атланте с запада на восток.

Как показывает изучение античных источников, мифо-эпическое предание об Атланте бытовало в разных регионах античной ойкумены: в Аркадии (Северный Пелопоннес), в Беотии (Средняя Греция), во Фригии, во Фракии.

Несмотря на то, что рассмотренная нами локализация Атланта на крайнем западе является наиболее древней и традиционной в античной литературе, многие исследователи мифа об Атланте не склонны считать ее первичной.

В «Реальной энциклопедии классических древностей» первоначальным местом локализации Атланта названа Аркадия. Именно эта древняя земля на Севере Пелопоннеса дает ключ к пониманию легендарной фигуры Атланта и основных мотивов его мифо-эпического образа. Природа и береговой ландшафт Пелопоннеса способствовали возникновению мифа об Атланте, который держит небо в саду богов - в своем царстве: «С какой стороны ни посмотри на пелопоннесский береговой ландшафт, всюду можно видеть мощные массивы скал аркадского высокогорья, всюду возвышаются как башни могучие горные стены, и кажется, что они врезаются в небо. И как естественно для пелопоннесцев сказать: там, наверху, высоко в горах, где сад богов, куда не может войти ни один смертный, стоит огромный великан и держит на себе и на уставших руках небо, чтобы оно не упало на землю!».

Гипотеза об аркадском происхождении сказания об Атланте аргументируется примерами из античного мифа и эпоса: на горе Киллена в Аркадии родились дочери Атланта Атлантиды; Майя, аркадская богиня земли, дочь Атланта, родила на Киллене Гермеса; Атлант живет на аркадском Таумасионе; его дочь аркадская героиня Майра; дракон из сада Гесперид носит имя аркадской реки Ладон; в Аркадии Атлант - родоначальник пелопоннесских владык.

Немецкий исследователь 19 века Е.Герхард в статье «Властитель Атлант в мифе о Гесперидах» доказывает, что есть греческий ландшафт мифа об Атланте, восходящий к до-гомеровской и догесиодической традиции.

Это тот самый ландшафт, где была совершена более чем половина геракловых подвигов, те бросающиеся в глаза места в Северном Пелопоннесе. Именно в тех землях, в которых Немея и Лерна, Стимфалос, Эриманфос и Киренея подтверждали славу Геракла, были килленские горы как первоначальное местожительство Атланта, дети которого то Плеяды, то Наяды, то Майя пользовались авторитетом. Никакая другая легенда об Атланте, не исключая мифа о Титанах, не имеет доказательно более раннего возраста, никакая другая не может быть пригодной для того, чтобы можно было найти что-то об отношении Атланта к Гераклу, как в мифе о Гесперидах, чтобы доказать это первоначально и одновременно на идиллической почве.

Герхард убежден, что первоначальная локализация Атланта - Северный Пелопоннес, Аркадия, как свидетельствуют географические названия, связанные с мифом о подвигах Геракла - постоянного персонажа мифа об Атланте.

У отечественного исследователя античного мифа о Титанах Я.Э. Голосовкера первоначальная локализация Атланта также не вызывает сомнения. Это - счастливая Аркадия, которую опоясывают каменной грядой высокие аркадские горы, отделяют от угрюмо-бурных морей и печальных долин. Титан-исполин Атлант и его семь дочерей Плеяд живут на Чудо-горе, где есть невиданный сад, недоступный для смертных. Перед входом в сад стоит великан, счастливый Атлант, и на поднятых руках держит небо.

Миф об аркадском Титане Атланте распространялся с востока на запад: в 8 в. до н.э. греки, выходцы из Фокеи, устремились на далекий запад по следам финикийцев, и вышли в Атлантику, в океан. Они привезли из Эллады своих эллинских богов и мифы. Они плавали вдоль Северо-Западных берегов Африки, видели блаженные Канарские острова и вплетали в древние сказания своей родины новые сказания - свои опоэтизированные ливийские встречи.

Вот как попал аркадский Титан Атлант из Аркадии в Африку, в Малый Сирт, а затем встал небесным столпом запада против такого же небесного столпа Востока - горы Кавказ.

Изучение античных источников свидетельствует о том, что Аркадия - это земля, где процветала древняя, до греческая культура, земля, где возникли самые древние античные мифо-эпические образы и предания.

Так, нередко Аркадцы фигурируют в источниках как - «Предлунные», народ, который древнее, старше, чем Луна. Согласно преданиям, Аркады приносили в жертву богам дуб, листок дуба и белого коня. Питались они жареными желудями. Один из аркадских царей (имя его в источнике не сохранилось), возможно, даже сам Атлант, впервые изобрел астрологию и календарь.

Географ Страбон рассказывает, что в древнейшие времена на земле Аркадии существовала великая культура: «Аркадия лежит в середине Пелопоннеса; большая часть занимаемой ею территории гористая. Самая высокая гора в Аркадии - Киллена, во всяком случае, некоторые утверждают, что ее перпендикулярная высота достигает 20 стадий, другие же считают, что около 15.

Аркадские племена - азаны, паррасии и другие, - по-видимому, древнейшие среди греков. Однако в силу полного запустения страны не стоило бы говорить о ней подробно, ведь города, прежде знаменитые, разорены постоянными войнами, земледельцы, обрабатывавшие земли, исчезли еще с тех времен, когда большая часть городов объединились в так называемый «Великий Город». Теперь же сам «Великий Город» испытал судьбу, описанную поэтом: «Город Великий великой стал лишь пустыней теперь».

Однако точка зрения на аркадские корни мифа об Атланте не позволяет рассматривать предания об Атланте и Атлантиде как единую до греческую мифо-эпическую традицию: она приводит к выводу о более древних истоках образа Атланта по сравнению с образом Атлантиды, о том, что образ Атланта - царя и героя-эпонима западного Океана более позднего происхождения. По мнению ученых, разделяющих эту точку зрения, миф об Атланте распространялся с востока на запад.

Кроме того, из этих аргументов следует, что Атлант - это античный, греческий мифо-эпический образ.

Те предания, которые связывают образ Атланта с Аркадией, свидетельствуют о том, что там начинается мифо-эпическая история Древней Греции: предки ее самых знаменитых героев и богов (например, гомеровских, сражающихся под Троей) связаны с этой древней землей на Северном Пелопоннесе. Но еще более интересен тот факт, что знаменитые гомеровские герои, как ахейцы, так и троянцы, ведут свое происхождение от Атланта, царя Аркадии.

В Северном Пелопоннесе, в Аркадии, было много мест, имеющих отношение к Атланту и его потомкам. По преданию, в пещере горы Киллена, в Аркадии, дочь Атланта Майя родила от Зевса Гермеса.

Павсаний в «Описании Эллады» сообщает, что «здесь есть памятники Тегеата, сына Ликаона и Майры (Maipa), жены Тегеата; о Майре говорят, что она дочь Атланта, о которой Гомер упоминает в словах Одиссея, обращенных к Алкиною, о пути в Аид и о том, сколько душ он увидел там».

«В 30 стадиях от города Птолис находятся развалины селения Майры и гробница Майры, дочери Атланта».

Но все эти факты можно рассматривать всего лишь как подтверждение бытования предания об Атланте-родоначальнике, первопредке в этом регионе. На наш взгляд, они не являются достаточным доказательством пелопоннесских корней образа Атланта.

Согласно традиции, которую передает Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях», Атлант был первым царем Аркадии.

Согласно «Римским древностям», история Троянского народа начинается на Пелопоннесе, на земле, которая теперь называется Аркадия.: «Атлант становится первым царем в Аркадии, и живет возле горы, которую называют которую именуют Кавкония. У него было 7 дочерей, называемых Плеядами, которые ныне помещены на небеса. На одной из них, на Электре, женился Зевс. У них родились два сына - Иасион и Дардан. И вот Иасион остается неженатым, а Дардан приводит жену Хрису, дочь Палланта, у которой рождаются от него два сына - Идей и Деймас. Они некоторое время царствовали в Аркадии, получив царство Атланта по наследству. Затем, когда начался великий потоп, и долгое время невозможно было обрабатывать землю, люди поняли, что уцелевшая земля не способна прокормить всех. Они разделились на две части. И те, кто остались в Аркадии, назначили царем Деймаса, сына Дардана, а остальные покинули Пелопоннес великим походом».

Далее говорится, что именно потомки Атланта, Дардан и Идей, переселившись из Аркадии в Азию, установили там новые религиозные культы и основали новые города и страны, в частности Фригию и Троаду (Трою). Таким путем предание об Атланте и его потомках из Аркадии переходит все дальше на Восток, в Малую Азию, во Фригию: видимо, поэтому Атлант иногда фигурирует в преданиях как Идейский Дактиль. Ида - знаменитая культовая гора во Фригии, Дактили - древние божества, спутники богини Реи, жившие на горе Ида во Фригии: «Переплыв через пролив, который теперь называется Геллеспонт, они заселились возле места, которое позднее назвали Фригией, и Идей, сын Дардана, взяв часть войска в горы, которые теперь Иды называются по его имени, соорудил здесь святилище Матери богов и установил священнодействия и таинства, которые и в последующие времена продолжали существовать во всей Фригии; Дардан же в земле, которая называется теперь Троада основал город, носящий то же имя, что и он, присоединив к нему земли царя Тевкра, от которого древняя земля называлась Тевкрида».

Необходимо отметить, что Атлант является родоначальником знаменитых героев Трои - Лаомедонта, Гектора, Анхиса, Энея: они ведут свой род от Атланта. Так что это подтверждает слова Дионисия Галикарнасского о том, что история троянского народа начинается на Пелопоннесе, в Аркадии.

Согласно античным преданиям, семь дочерей Атланта, которые, соединившись с богами, стали родоначальницами знаменитых древнегреческих героев, появились на свет именно в Аркадии, на горе Киллена.

Согласно Аполлодору, от дочери Атланта Стеропы и Тантала происходят знаменитые ахейские герои. Их генеалогия такова: от Стеропы и Тантала рождаются Ниоба и Пелоп. От Пелопа и Гипподамии, дочери Эномая родились Атрей и Фиест, а от них - Агамемнон и Менелай. Именно по имени Пелопа, потомка Атланта, который властвовал в Элиде, а затем во всей южной Греции, южная Греция стала называться Пелопоннесом (полуостров Пелопоннес).

Таким образом, царь Аркадии Атлант является родоначальником нескольких древних народов - троянцев, фригийцев, ахейцев. Он выступает как первый царь, праотец всего пелопоннесского древнегреческого населения и, следовательно, в рассмотренных преданиях он и его дети являются олицетворением до-греческой культуры на Пелопоннесе.

Предание об Атланте бытовало также в Беотии (Средняя Греция), где было много мест, связанных с Атлантом.

Так, согласно Павсанию «В Танагре есть место, именуемое Полос (Небесная ось); тут, говорят, жил Атлант и исследовал то, что находится под землей, и то, что совершается на небе».

В Беотии Атлант опять же выступает как мифический родоначальник. Его потомки: Гирией, сын Атлантиды Алкионы и Посейдона, эпоним из Гирии, его брат Антас, эпоним из Антедона, Лик и Никтей, сыновья Келено, принадлежащие к Фиванцам.

С Беотией связано также предание о семи Плеядах, дочерях Атланта, преследуемых охотником Орионом, пока они не превратились в голубей и не были вознесены Зевсом на небо в виде созвездия.

Сохранилось предание об Атланте как о варваре и жителе Востока - фригийце, которое встречается у Климента Александрийского в «Строматах»: «Некоторые из историков передают такие баснословные рассказы, будто из так называемых Идейских Дактилей появились первые мудрецы. Этим древним Дактилям приписывают изобретение букв, называемых Эфесскими, и музыкального ритма... А Дактили эти были Фригийцы и варвары. Геродот повествует, что знаменитый Геркулес был гадатель, что он обращался среди природы и от Атланта, Фригийца и варвара, принял колонны космоса».

В свою очередь Геродот упоминает реку во Фракии (Фракия - область в Северной Греции, пограничная со Скифией и Македонией), которая называется Атлант, среди притоков Истра: «Арар же, Напарис и Ордесс протекают в промежутке между первыми двумя и впадают в Истр. Эти притоки Истра берут начало в самой Скифии. Река же Марис течет из страны агафирсов и впадает в Истр. На севере с вершин Гема стекают три большие реки: Атлант, Аврас и Тибисис. Далее в Истр впадают текущие через Фракию и страну фракийских кробизов реки Африс, Ноес и Артанес».

Так Атлант в различных версиях античного мифа совершил переход с запада на восток.

Таким образом, проведенный анализ античных источников подтверждает теорию мифо-эпического вымысла, основанного на реально бывшем. Географическое местоположение Атланта и Атлантиды, связь Атланта с конкретным географическим регионом, частью ойкумены, его принадлежность к определенному этносу обозначены вполне определенно: они предстают как точные достоверные факты, географические сведения, описания регионов, стран, народов, или существовавших в действительности (отражение в предании факта бытия), или реальных с точки зрения наличия веры в их существование у людей, живших в ту древнейшую эпоху, когда складывалось предание (факт общественного сознания). Это свидетельствует о наличии истины факта в эпическом предании. С другой стороны, достоверные географические сведения подчеркивают удаленность Атланта и Атлантиды, их изолированность от мира живых, тем самым указывая на древность предания, на его догреческие истоки: в предании об Атланте и Атлантиде, об отдаленных заповедных землях, где он царствовал, нашли отражение представления древних людей о золотом веке, идеализируется далекое прошлое (факт общественного сознания). Так в этом предании объединяются два момента - с одной стороны географические сведения имеют познавательную и информационную функцию, являются истиной, с другой - они служат художественным средством создания мифо-эпических образов, эпической характеристики Атланта и Атлантиды, тем самым составляя вымысел, основанный на истине, достоверных сведениях.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.