25.07.2012 3620

Генеалогия Атланта: принадлежность к доолимпийской династии богов

 

Генеалогия Атланта имеет большое значение для его эпической характеристики. Она также, как и его географическое местоположение, указывает на древнейшие истоки предания об Атланте и Атлантиде, так как род Атланта восходит к поколениям доолимпийских богов.

Анализ генеалогии Атланта позволяет четко выявить хронологические пласты в предании.

В самом древнем пласте эпического предания Атлант представляется богом. При этом - факт мифологического сознания - налицо единство образа и значения - образ бога Атланта и его функции совпадают, едины, небодержатель Атлант держит на своих плечах небо, отделяя его от земли (проявление эпического синкретизма).

Самая древняя из известных нам генеалогий Атланта указывает на его происхождение от доолимпийских богов.

Согласно «Фабулам» Гигина, Атлант - один из Титанов. Титаны, согласно генеалогии Гигина, происходят от Эфира и Земли: «От Эфира и Земли - Боль, Хитрость, Гнев, Плач, Ложь, Клятва, Мщение, Разнузданность, Раздор, Забвение, Нерадивость, Страх, Надменность, Нечестие, Битва, Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны - Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион и Полос, Сатурн, Опс, Монета, Диона».

Называет Атланта Титаном и Эсхил: «Титана в печалях мы видели, бога Атланта» У Прокла в «Комментариях к Тимею» Атлант фигурирует как величайший Титан. «Потому что, вероятно, одним из Титанических является и величайший Атлант». Эпитет Атланта здесь. Это древний эпитет, он часто встречается в гомеровском эпосе, по отношению к героям и богам, к одушевленным и неодушевленным существам, к природе, к животным - по отношению к разным составляющим древнего эпического мира, ориентированного на эпический идеал.

По Сервию, Атлант - сын Эфира и Дня.

Имя Атланта упомянуто и в Орфической генеалогии богов и героев, которая, наряду с гомеровской, является одной из самых древних. Орфическая генеалогия значительно отличается от традиционных античных генеалогий и космогоний. Имя Атланта фигурирует в Орфическом гимне среди древних орфических богов, первоначал всего сущего, и различных персонификаций.

Так, в одном из Орфических Гимнов читаем: «Я призываю Ночь старейшую и День светоносный, Веру и Справедливость и беспорочного Тесмодотера (Подателя Законов - Ю.К.), Рею и Крона и Тефис, одетую в темно-синий пеплос, Океана великого, вместе с Океаном, дочерей Атланта и великую, превосходящую силу Эона и Хроноса постоянно текущего (aevaov) и Стикса чистую воду и милостивых богов, Божество Промысла благородного, божеств небесных и утренних, и живущих в воде, и земных и подземных и блуждающих в огне...».

Таким образом, в мифо-эпическом предании об Атланте отражена его принадлежность к династиям древних богов, богов до олимпийского, до греческого пантеона.

Согласно другой генеалогии Атланта, более поздней, Атлант тоже божественного происхождения - он сын Титана Иапета и дочери Океана Климены. Эта генеалогия получила значительно большее распространение в античной традиции: она отражает статус до греческого бога Атланта в новой олимпийской, греческой мифологии, в уже греческом, олимпийском пантеоне богов, которые приходят на смену древним Титанам. Так как в олимпийской системе древние боги и их потомки Титаны утрачивают свою прежнюю главенствующую роль, утрачивает ее и Атлант: это в первую очередь находит отражение в его генеалогии - Атлант перестает быть Титаном. Теперь он и его братья - всего лишь сыновья одного из Титанов - Иапета.

Таким образом, в генеалогии Атланта находит отражение процесс вытеснения древних, до греческих богов олимпийскими. В античной эпической традиции это показано как смена божественных поколений в результате борьбы Титанов с новым поколением богов во главе с Зевсом (Титаномахия) и победа последних.

К потомкам Титана Иапета Атланта относит древний космологический эпос Гесиода «Теогония».

Согласно Гесиоду, Атлант и его три брата-дети Иапета и Океаниды Климены: «Деву с красивыми ногами, Океаниду Климену привел Иапет и вошел на брачное ложе. Рождает она сына Атланта, сильного духом, весьма славного Менетия, и Прометея, хитрого, исполненного разнообразных замыслов, безрассудного Эпиметея».

Океанида Климена, богиня, мать Атланта, Менетия, Прометея, Эпиметея характеризуется как - «дева с красивыми ногами». Эпитет, выражающий качество, которое составляет эпический идеал богини, или просто эпической героини - ее внешнюю красоту, красоту тела.

В «Мифологической библиотеке» Псевдо-Аполлодора Атлант представлен как сын Иапета и дочери Океана (Океаниды) Асии. У него три брата - Прометей, Эпиметей и Менетий.

Г.Властов рассматривает мотив происхождения Атланта от Океаниды Асии как указание на местность, откуда шел рассказ об Иапете и его сыновьях. Предание об Атланте как мифическом родоначальнике действительно бытовало в Азии.

Мотив рождения от Океаниды и брака с ней, по нашему мнению, в мифо-эпической форме указывает на исконное родство Атланта с Океаном, с морем.

Представление об Атланте как о сыне Иапета и Климены распространено и в римской литературе.

Атлант фигурирует в эпосе и как сын божества и смертного человека, т.е. герой, полубог. Так, Атлант, по Платону, первый царь острова Атлантида - сын бога Посейдона и смертной женщины Клейто.

Клейто, согласно Платону, - смертная женщина: ее отец Евенор - смертный муж, человек. Жена Евенора Левкиппа, мать Клейто - тоже смертная женщина. Сама Клейто - смертная женщина, девушка. Посейдон же - бог (в греческом пантеоне - один из древних и самых могущественных богов).

Мотив рождения Атланта от бога морей Посейдона опять таки свидетельствует об исконной связи Атланта с морем.

Происхождение Атланта от Посейдона в мифе об Атлантиде можно рассматривать как указание на финикийские (карфагенские) истоки античного предания об Атланте и Атлантиде.

Известно, что культ бога Посейдона (а также его сына Тритона, и богини Афины) существовал задолго до античной эпохи в Северо-Западной Африке.

Об этом свидетельствует вышеупомянутый карфагенский мореплаватель и полководец Ганнон, который встретил храм Посейдона в Ливии, на западном побережье Африки.

Геродот в «Истории» повествует, что жители области вокруг озера Тритониды (область, находящаяся неподалеку от горы Атлант, места традиционной локализации Атланта) совершают жертвоприношения главным образом Афине, а потом Тритону и Посейдону.

Согласно Аполлодору, примерно в этой же местности бог Посейдон преследовал нереиду Амфитриту. Предание гласит, что, испугавшись его ухаживаний, Амфитрита сбежала от него в Атласские горы.

У Посейдона и Клейто рождается 10 сыновей (5 пар близнецов). По происхождению они - потомки бога и смертного человека, герои.

В самом позднем мифо-эпическом предании образ Атланта утрачивает религиозный, сакральный элемент: он делается смертным человеком.

Так, Атлант как мирный эпический герой (мирная героика характерна для позднего эпоса) - изобретатель различных наук (астрологии, философии, морских путешествий) мудрец, ученый - по происхождению смертный муж. А для смертного мужа характерны человеческие, мирные занятия.

В «Схолиях к Гомеру» говорится об Атланте как «о муже мудреце, который первый поведал знания по астрологии; предсказывает он и ветры (бури) и перемены звезд и закаты».

Таким образом, анализ генеалогии Атланта в античных источниках показывает эволюцию Атланта как эпического героя, выявляет эволюцию этого образа в древнем эпосе: древнейший пласт образа проявляется в принадлежности Атланта к Титанам, к до олимпийским генеалогиям богов. Более поздний эпический пласт - олимпийская, греческая генеалогия, где Атлант принадлежит к сыновьям Титана (Иапета). Следующий пласт, еще более поздний, показывает частичную утрату сакрального элемента - Атлант представлен в эпосе как сын божества и смертного человека - герой. И самый поздний хронологический пласт выявляет десакрализацию образа - Атлант становится смертным мужем.

Анализ хронологических пластов предания показал, что образ Атланта развивается по следующей схеме: бог-полубог, герой (на этом этапе в Атланте объединяются божественное и человеческое начало) смертный муж. Так генеалогия Атланта показывает эволюцию эпического художественного сознания, которое и соответствует изменениям свойств, качеств эпического мира, переосмыслению образа эпического героя, принадлежащего этому миру, его качеств и свойств. В эпическом образе Атланта нашли отражение разные эпохи развития мифо-эпического сознания, каждой из которой свойствен свой этико-эстетический идеал.

В зависимости от его этапа, качества, свойства, составляющие эпический идеал, меняются.

В соответствии с этим в образе Атланта и его предков воплощен эпический идеал божества, героя, смертного человека.

Следовательно, в образе Атланта нашли отражение три эпохи античного мифо-эпического сознания: эпоха царствования древних до олимпийских богов, эпоха героев и их подвигов, и эпоха мирных героев, которые по роду занятий и по происхождению - простые смертные люди.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.