25.07.2012 5763

Потомки Атланта и их связь с древнейшей атлантической традицией

 

У Атланта, сына Титана Иапета и Океаниды Плейоны было семь дочерей, которых по отцу именовали Атлантидами: Майя, Электра, Тайгета, Стеропа, Меропа, Алкиона, Келено.

Дочери Атланта являются прародительницами многих античных богов и героев более поздних эпических поколений. Они, соединившись с самыми знатными героями и богами, дали начала многочисленному роду людей.

Этот факт выражает в мифе и эпосе представление об Атланте как о древнем перво-предке и родоначальнике многих народов.

Согласно Аполлодору, на Стеропе женился Ойномай, на Меропе Сизиф. С обеими из них соединился Посейдон, с первой - Келено, от которой родился Лик, которого Посейдон поселил на островах Блаженных, со второй - Алкионой, которая родила дочь Этусу, родившую Аполлону Элевтера, сыны Гириея и Гиперенора. От Гириея и нимфы Клонии родились Никтей и Лик. Электра родила от Зевса Иасиона и Дардана. Старшая Майя, соединившись с Зевсом, родила в пещере горы Киллена Гермеса.

Кроме того, дочери Атланта были почитаемы и прославлены за многие добродетели, как истинно эпические героини.

У поэта Симонида Плеяды имеют эпитет, который выражает их внешнюю красоту - важное качество эпической героини, соответствующее эпическому идеалу - «с фиалковыми локонами».

По мнению современного исследователя, красивые волосы - это одна из составляющих понятия красивой внешности героев и героинь в древнегреческом эпосе.

Еще один эпитет Плеяд, который встречается у Симонида - Плеяды небесные.

Последний эпитет, возможно, объясняется тем, что Плеяды, согласно преданию, впоследствии были превращены в звезды и стали жить на небесах.

Несмотря на то, что, согласно античным преданиям, Атлантиды родились в Аркадии, на горе Киллена, в мифо-эпических образах дочерей Атланта есть мотивы, которые можно рассматривать как указание на их более древнее, до-греческое происхождение.

Так, этимология древнегреческого имени «Плеяда» указывает на связь дочерей Атланта с морем.

Согласно «Словарю классических древностей» Ламприера, это имя происходит от греческого слова - «плавать по морю, ходить под парусами». Это созвездие было названо так потому, что его появление указывало наиболее благоприятное время для навигации, то есть оно появлялось на небе весной.

Для Эндрю Коллинза первым указанием на то, что история Атлантид может иметь более серьезное значение, чем то, которое кроется за базовыми античными мифологическими концепциями, является идентификация дочерей Атланта с созвездиями Плеяд и Блаженными островами (имеется в виду сын Атлантиды Келено и Посейдона Лик, которого бог морей поселил на Блаженных островах, расположенных, по преданию, далеко на западе).

По мнению Э.Коллинза, этимология имени «Плеяда» указывает на то, что в образах Атлантид нашли отражение тайные знания о мореходном искусстве, сохранившиеся в мифологической форме.

Ассоциация Атлантид с Блаженными островами также свидетельствует в пользу их до греческого, не аркадского происхождения: она указывает на то, что античное предание об Атланте и его дочерях берет начало на далеком западе.

Среди дочерей Атланта античный миф и эпос выделяет Майю, старшую дочь, мать Гермеса.

Так, в «Схолиях к Гесиоду» читаем о семи Плеядах и их матери Плейоне, которых преследовал в Беотии Орион. Зевс, сожалея об этом бедствии, поместил Плеяд на небо, среди созвездий. Этот фрагмент, помимо пересказа известного мифо-эпического сюжета, интересен тем, что Майя имеет в нем эпитет, определение Mata - «госпожа Майя, владычица Майя». Этот эпитет традиционен для древнегреческого эпоса, когда он повествует о богинях, или о матерях героев. Например, у Гомера эпитет употребляется по отношению к богине Гере, к волшебнице Кирке, к богине Гебе и т.д. Для гомеровского эпоса характерно и такое чрезвычайно часто встречающееся клише, как - «почтенная мать, владычица мать». Так обращается к своей матери Одиссей,  Ахилл к матери Фетиде и другие герои эпоса.

Определением по отношению к дочери Атланта Майе эпос, по-видимому, закрепляет ее особое почитание - как самой старшей из Плеяд и как матери бога Гермеса.

Г.Властов, который, как и Э.Коллинз, выдвигает идею о до греческих истоках предания об Атланте и его потомках, считает, что Майя, супруга Зевса и мать Гермеса является представительницей культа финикийцев в их африканских колониях, - на это указывает имя ее отца Атланта. Поэтому в античных преданиях Атлантида Майя представлена как личность финикийская, когда ее берет в супруги греческий Зевс.

Еще яснее финикийское влияние прослеживается в функциях бога Гермеса, сына Атлантиды Майи. Все функции Гермеса связывают его с великими торговцами своего времени - финикийцами. Это подтверждается и сношениями Гермеса с другой дочерью Атланта, живущей вне эллинского мира - с Калипсо, а также тем особенным культом, которым чтили Гермеса феакийцы, которые, несомненно, являются финикийцами. Об этом свидетельствует культ Посейдона у феакийцев, и сходство их обычаев и занятий с финикийскими.

Г.Властов делает вывод, что для греков Гермес был олицетворением всей деятельности финикийцев, перенесенной на греческую почву. Этот факт и нашел отражение в мотиве его рождения от Зевса и от дочери того Атланта, который был представителем или олицетворением культуры, расширяющей горизонт, подвигаясь неуклонно к западу, в неведомые дотоле страны.

Существует и другой вариант предания о дочерях Атланта, более поздний.

Кроме семи Атлантид, которые с древнейших времен почитались как дочери Атланта, в более позднюю эпоху к детям Атланта были причислены еще пять Гиад и Гиас. Матерью Гиад по разным версиям предания была или Океанида Эфра, или Плейона.

Так, согласно фрагментам сочинений историка Тимея, у Атланта сына Иапета и дочери Океана Эфры было двенадцать дочерей и сын Гиас. Когда он охотился в Ливии, его убил змей. Сестры оплакивали убитого брата. Позднее Зевс, из сострадания к ним, назвал их по имени брата - Гиады.

Гиады, дочери Атланта, как истинно эпические героини наделены добродетелью. В «Схолиях к Гесиоду» названы - самые братолюбивые, так они оплакивали своего брата.

Предание о пяти Гиадах, семи Плеядах, которые после смерти стали звездами, и их брате Гиасе находим и в «Фабулах» Гигина: «Атлант имел от Океаниды или Плейоны двенадцать дочерей и сына Гиаса, которого убил кабан или лев. Сестры оплакивали его и умерли от слез. Из них первые пять, будучи помещены среди звезд, занимают место между рогами Тельца: Файсила, Амбросия, Коронида, Эвдора и Поликсо. По имени брата их называют Гиадами, а по-латински они называются Поросятами. Некоторые говорят, что они называются Гиадами, потому что, когда они восходят, начинаются дожди, а идти дождю по- гречески будет. Есть такие, которые считают, что они потому помещены среди созвездий, что были кормилицами Отца Либера, которых Ликург изгнал с Наксоса. Остальные сестры потом умерли от слез и стали звездами, и поскольку их было больше, они называются Плеядами. Некоторые считают, что они названы так потому, что они расположены близко друг от друга, а близко по-гречески плесиоп; ведь они поставлены так тесно, что их едва можно сосчитать и никакой глаз не может определить точно, шесть их или семь. Их имена такие: Электра, Альциона, Келено, Меропа, Стеропа, Тайгета и Майя».

Анализ этимологии греческого слова «Гиады», приведенной в источнике, позволяет сделать очень важные для нашего исследования выводы.

Известно, что все дожди приходят в Грецию со стороны Атлантики, то есть с запада, особенно тогда, когда на небе появляются звездные дочери или сестры Атланта - Гиады, чье имя означает «посылать дождь».

Таким образом, тот факт, что звездные Гиады, приносящие дождь с запада, со стороны Атлантического океана, представлены в античной эпической традиции дочерями Атланта, героя-эпонима и царя Атлантики, уже не кажется случайным.

Следовательно, этимология имени «Гиады» также может служить доказательством атлантического происхождения анализируемой эпической традиции.

Существует вариант предания, по которому Атлант является также отцом Гесперид. Согласно Диодору Сицилийскому, Атлант, житель страны Гесперития, взял в жены дочь своего брата Геспера Геспериду. У них родились семь дочерей, которых по отцу называли Атлантидами, а по матери Гесперидами. Геспериды отличались такими добродетелями эпических героинь, как благоразумие и красота.

По другой эпической версии, Геспер является не братом, а сыном Атланта. Он наблюдал звезды, стоя на вершине горы, и, внезапно подхваченный ветром, исчез, стал невидимым. Именем Геспера назвали самую яркую из звезд на небе.

В гомеровском эпосе Геспер представлен как самая прекрасная и яркая из звезд, сияющая на небе во мраке ночи. Отсюда почитание звезды Геспера в римской мифологии под именем - «Светоносный».

Мотив рождения Геспера, который в мифологии является олицетворением одноименной звезды, от Атланта, несомненно, свидетельствует о происхождении античной эпической традиции об Атланте и Атлантиде с далекого запада. Имя Геспера и его звезды переводится как «вечер, запад». Сама звезда - вечерняя, появляется на небе после захода Солнца.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.