25.07.2012 7393

Мифо-эпические функции Атланта

 

Мифо-эпический образ Атланта не только многослоен, как показал анализ его генеалогии, но и многофункционален.

Рассмотреть функции Атланта в эпосе и проанализировать, как в них отражается эволюция эпического художественного сознания, и как в связи с этим они переосмысливаются, наполняются новым содержанием - цель нижеследующей части исследования.

Самая древняя функция Атланта (исходя из источников, дошедших до нас) - несение колонн неба и земли, или просто неба. Она встречается в источниках наиболее часто, это самое распространенное представление об Атланте, которое господствовало всю античную эпоху.

С этим положением согласен Паули: Атлант прежде всего - носитель неба, или даже бог неба. При этом он опирается на этимологию греческого слова «Атлант»: значение корня - «терпеть, носить». Само имя обозначает носителя неба.

Образ Атланта, держащего колонны неба и земли, встречается уже в гомеровском эпосе: «Дочь Атланта хитроумного, который знает бездны всего моря. Атлант представлен у Гомера как древнее до греческое божество: он мудрец, хитроумный, знающий бездны всего моря, обладающий могуществом и силой.

Атлант, согласно древнему преданию, играет очень важную роль в Космосе - он держит колонны, которые отделяют небо от земли, разделяют две стихии - небо и землю, основные элементы Космоса. Атлант, который держит колонны неба и земли, сохраняет, таким образом, Космос, не позволяя двум элементам соприкасаться, не позволяя установленной космической гармонии уступить место Хаосу.

Согласно «Реальной энциклопедии классических древностей», образ Атланта, который держит колонны неба и земли, имеет в своей основе древнее представление о том, каким способом укреплено парящее над землей небо: оно как крыша покоится на колоннах, или столбах. Следовательно, Атлант - персонификация Оси мира, или Мирового Древа - космическая модель мира.

Согласно Г.Властову, Атлант, который разделяет небо и землю там, где они прежде сходились, является в античной мифологии представителем или олицетворением той культуры, которая расширяла горизонт, подвигаясь неуклонно к западу, в неведомые дотоле страны. По-видимому, это культура далеких островов в Западном океане, над которым царствовал Атлант, как свидетельствует древнее предание об Атлантиде.

Опираясь на мнение немецкого исследователя Фелькера, Г.Властов делает вывод, что Атлант представляет собой и мореходство в его результатах; он раздвигает небо и землю; по мере того, как мореходец продвигается вперед (на запад в финикийской легенде), ему открываются новые горизонты, т.е. там, где казалось, что земля сходится с небом, Атлант подымал небо по древней легенде.

Эпитет, которым наделен Атлант, характеризует в эпосе Гомера уже ушедший в прошлое мир первого, до олимпийского поколения богов.

Все эти персонажи - Минос, Атлант, чудовище гидра - объединены в эпосе одним эпитетом (в чем проявляется качественное единообразие эпического мира) и представляют древний, отживший мир. Все, что живет в нем, все, кто обитает в нем, представляются новому веку коварными, злыми, дерзкими.

О том, что Атлант принадлежит к древнейшим богам, свидетельствует и его связь со стихиями, его власть над ними (над водной стихией, так как «он знает бездны всего моря», и над огромными колоннами, которые удерживают небо и землю, отделяют воздушную стихию от земной).

У Эсхила находим еще один вариант этого древнего предания. В «Прометее прикованном» Атлант подпирает плечами не две, а одну колонну неба и земли.

Эпическая традиция об Атланте как носителе колонн неба и земли находит отражение и в более поздних источниках.

Так, Дамаский характеризует Атланта как Титана, разделяющего небесных от поднебесных, то есть, небо от земли:

Можно встретить и определение Атланта как оси неба: оси неба, через которую возникает движение всего. Или еще один образ: «Атлант - это иносказательно - ось, разделяющая и разъединяющая полушария над землей и под землей.

Встречается и образ Атланта, который на некой оси поворачивает небо.

Не менее древнее и распространенное представление, образ - Атлант, держащий небосвод.

В древнем космологическом эпосе Гесиода «Теогония» Атлант держит небо головой и руками. У Эсхила Атлант держит небо на спине. Еврипид повествует об Атланте, трущем медной спиной небо.

У более поздних античных авторов эта традиция сохраняется. При этом авторы уже не так точны в определении того объекта, который держит или несет Атлант. Это может быть и небо, и Олимп, и небесная ось, и даже космос.

Согласно Аполлодору, Атлант держит небо на плечах. У Овидия в «Фастах» Атлант несет небо на затылке.

В «Фастах» также находим образ Атланта, который держит на плечах Олимп.

По Вергилию, «величайший Атлант на плече вращает ось, усеянную яркими звездами», или же просто «держит земную ось».

Согласно «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского, «на плечах Атланта держится весь космос».

Более поздний эпос, который отражает эпоху смены божественных поколений, конфликта древних до греческих богов (Титанов) с олимпийскими богами, вносит в древний образ Титана Атланта новый мотив - мотив наказания за дерзость и богоборчество. Эпос этого периода наделяет Атланта качествами эпического героя-воина - воинской доблестью, силой, дерзким, сильным, даже богоборческим духом.

Исследователь сказаний о Титанах Я.Э.Голосовкер говорит о принципе принижения до олимпийских богов (Титанов), который в эпоху господства олимпийской мифологии становится основным эпическим приемом: «Образы этих до олимпийских племенных автохтонных богов, туземных и чужеземных, греческих и до греческих, слились на греческой почве, а затем, морально и физически обезображенные, предстали в виде темной силы перед лицом светлой силы - олимпийцев. Иные из этих богов были снижены до чудовищ, другие принижены до положения полубогов, смертных богатырей-героев, и в таком умаленном виде вошли в массив олимпийского окружения. Утратив благие, положительные, и приобретя низкие, отрицательные черты характера, порой даже в самом облике, многие из былых богов оказались преступниками перед богами Олимпа и людьми и в качестве виновных лишились божественной неприкосновенности. В итоге самые могучие из них были подвергнуты каре, положенной злодеям.

По Я.Э.Голосовкеру, «согласно этому принципу принижения, былой доолимпийский бог превращается в чудовище, его красота - в уродство. Позади этого принципа принижения мифологического образа лежит историческая судьба побежденных, истолкованная под углом зрения победителей. Племена пелазгов-автохтонов в устах победителей-эллинов превращаются в эпосе в преступников, заслуживающих гибель».

Уже в таком древнем источнике как эпос Гесиода «Теогония», Атлант не просто выполняет функцию несения неба, свою исконную функцию: несение неба - это уже его жребий, судьба, «тяжелая необходимость». Он держит небо по тяжелой необходимости:

«Рождает она сына Атланта, сильного духом весьма славного Менетия, и Прометея, хитрого, исполненного разнообразных замыслов, безрассудного Эпиметея, который принял от Зевса в дар изваяние жены-девы. Гордеца Менетия Зевс широко гремящий послал в Эреб, поразив пылающим перуном, по причине его нечестия и высокомерного чрезмерного мужества. Атлант же держит небо широкое по тяжелой необходимости, на пределах земли, впереди Гесперид звонкоголосых стоя, головой и неутомимыми руками: ибо Зевс мудрый дал такой жребий. Прометея же хитрого, исполненного разнообразных замыслов заковал в тяжкие оковы и приковал к скале».

Атлант у Гесиода наделен качествами эпического героя-воина.

Так, Атлант - «с сильным духом, мужественный, отважный». Этот древний эпитет часто встречается в гомеровском эпосе при характеристике героев (особенно часто этот эпитет характеризует героев третьего поколения - например, Одиссея).

Еще один эпитет Атланта, который встречается в «Теогонии» - «светлый, блестящий, славный, прекрасный» \ В поэмах Гомера этот эпитет очень часто характеризует эпических героев и их сыновей (преимущественно, героев третьего поколения, воинов, сражающихся под Троей). Например: - «славный Гектор», «славный Аякс», - «Ахиллеса отважного славный сын». Эпитет по-видимому, может означать как внутренние, душевные качества эпического героя - смелость, силу духа, мужество, так и знатное, благородное происхождение, красоту, почести эпического героя Атланта.

Как это свойственно эпическому герою-воину, Атлант обладает богатырской силой, могуществом. Его сила проявляется в том, что он держит обширное небо, тяжелую ношу. Он держит небо головой и неутомимыми руками.

Таким образом, в «Теогонии» на первый план в образе Атланта выходят такие качества древней эпической героики, как физическая сила, сила духа, мужество, смелость, благородство, красота - качества, характеризующие идеал эпического героя-воина, совершающего подвиги благодаря уму, силе, мужеству.

Что касается братьев Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея, то они наделены у Гесиода качествами эпических героев в наибольшем количестве – сверх мужеством, сверх хитростью, сверх славой. Они - герои-богоборцы, вступающие в конфликт с новым владыкой мира - богом Зевсом.

Например, Менетий обладает чрезмерным, высокомерным мужеством; он характеризуется и как - гордец, надменный, дерзкий. Ему свойственны и нечестие, беззаконие, Также он имеет эпитет - весьма, чрезмерно славный. Прометей - хитрый, исполненный разнообразных замыслов. Эпиметей наделен эпитетом - безрассудный, безумный. Братья Атланта обладают чрезмерной дерзостью, умом, хитростью, высокомерием, силой, славой. Они идут на прямой конфликт с Зевсом. Этим они переходят количественную грань, отделяющую их от верховного бога нового эпического мира - Зевса, пытаются превзойти бога в качествах, которыми они обладают сверх меры, встать на один уровень с ним. Эти качества и поступки, стремление превзойти бога Зевса в силе, славе, мужестве, встать на один уровень с божеством делает братьев Атланта эпическими героями-богоборцами (героика первого-второго эпических поколений, по Гомеру, согласно И.В.Шталь).

Богоборцы по законам нового эпического мира, где в почете иные героические качества, где никто из героев уже не способен перейти количественную грань качества, свойства, отделяющую их от богов, должны понести наказание. Поэтому Менетий послан Зевсом в Эреб, обитель мрака, Прометей прикован к скале. Для Атланта же становится наказанием, тяжелой необходимостью, или даже жребием - ашукт, который определил для него мудрый Зевс, несение небесного свода.

Мотив наказания Титана Атланта тяжестью небосвода или колонн встречается и у других античных авторов.

Титан Атлант у Эсхила как жертва гнева Зевса и нового миропорядка показан более отчетливо: он наказан за дерзкое возвышение: «Титана в печалях мы видели, бога Атланта, который держит громаду мощную, небесную, небо на спине, и стонет».

В другом фрагменте трагедии Титан Атлант - «стоит у западных земель, подпирая плечами колонну неба и земли, тяжесть неудобоносимую».

У Эсхила Атлант - прежде всего страдающий бог. Он пребывает в печалях, в скорбях.

На первый план в образе Атланта выходит мотив тяжести наказания, тяжелого жребия, обреченности на страдания.

Образ страдающего под тяжелой ношей Атланта встречается в античной литературе очень часто. За Атлантом даже закрепился эпитет «многострадальный.

Титан Атлант сражается с небом, согласно Пиндару.

Более точный, подробный рассказ о причинах наказания Титана Атланта находим у поздних авторов - Сервия, Евстафия и Гигина. Атлант наказан Зевсом за участие, или даже за предводительство в сражении Титанов с олимпийскими богами.

Сервий сообщает, что по причине наказания (poena) на Атланта был возложен небесный свод, потому что он восстал вместе с Титанами, принял участие в Титаномахии.

Один из комментаторов «Одиссеи» Гомера также повествует об Атланте - участнике битвы с олимпийскими богами (Титаномахии). В связи с этим в эпосе за Атлантом закрепилось определение - «враг богов» - «потому что воевал с богами».

Евстафий о Титане Атланте сообщает, что он на погибель свою восстал против Зевса, поэтому и говорят, что Атлант - гибельный. Евстафий понимает древний гомеровский эпитет Атланта - гибельный, пагубный, кознодей, как свидетельство о его воинственном, богоборческом духе.

В античных источниках нередко встречаются эпитеты, характеризующие внешний вид Титана Атланта, который соответствует эпическому идеалу древнего героизма: в нем выражается богатырская сила, физическое могущество: у Титана Атланта непобедимые руки, широкие стопы, железные плечи. Атлант, как древнее до олимпийское божество, как Титан, связанный со стихиями природы, представляется огромным, наделенным страшной непобедимой силой.

Согласно Гигину, во второй Титаномахии (сохранилось предание о 2-х битвах Титанов с олимпийцами) бог Атлант в полной мере проявил воинские доблести и дерзкий, богоборческий дух - он выступает в ней как вождь (dux) Титанов: «Когда Юнона увидела, что Эпаф, рожденный от наложницы (Ио), владеет таким могущественным царством (Египтом), она позаботилась, чтобы он был убит на охоте, и побудила Титанов свергнуть Юпитера и вернуть царство Сатурну. Когда они попытались подняться на небо, Юпитер вместе с Минервой, Аполлоном и Дианой сбросил их вниз головой в Тартар. Атланту же, который был их вождем (dux), он бросил на плечи небесный свод».

Следовательно, чем дальше развивается эпический образ Титана Атланта, держащего колонны неба и земли или небо, тем более отчетливым становится мотив наказания и страдания Атланта за восстание против олимпийских богов и Зевса. Чем большее влияние в сознании древних греков приобретают олимпийские боги, тем более справедливым становится наказание до греческого бога, тем выше становится степень его богоборчества, его участия в конфликте двух божественных поколений, тем важнее его роль в нем.

Следующей ступенью развития эпического героя Атланта является образ царя.

Функция царя - также одна из основных в эпосе об Атланте. Правда, представление о царе как немного более позднее все же не получило такого распространения, как образ Титана-небодержца.

Анализируя функции Атланта на этом этапе, мы будем исходить из теории Жоржа Дюмезиля об общей для индоевропейских народов трихотомической системе мифологических функций, которые воспроизводятся на эпическом уровне в структуре общественного устройства, реальной или идеальной, в иерархических, конфликтных соотношениях между богами и т.д.

Представления древних людей о царе-жреце, воине, покровителе материального благосостояния и плодородия нашли отражение в античном эпосе об Атланте. Это еще раз подтверждает наличие в эпическом вымысле истины факта - факта бытия или факта общественного сознания.

В соответствии с этими представлениями, царь Атлант в эпическом предании наделен магико-юридическими функциями - он выполняет в эпосе функции царя и культурного героя; воинской доблестью, и помимо этого, он является родоначальником многочисленного и славного потомства (один из аспектов третьей функции - плодородия, согласно Дюмезилю.

По-видимому, одно из первых определений Атланта как царя и владыки встречается у Еврипида в трагедии «Ипполит». Правда, у Еврипида Атлант еще не «царь» в наиболее традиционном значении этого слова, не властелин в широком смысле, а владыка или царь моря. Как видно, в эпическом образе Атланта по-прежнему сохраняются древние мотивы родства с морем, владычества над ним: «Туда, где в садах налилися - Мечты или песни поэтов - Плоды Гесперид золотые, Туда, где на грани волшебной Плывущей предел положили Триере - морей промыслитель и мученик небодержавный Атлант...».

В этом отрывке античной трагедии Атлант фигурирует как о морской царь. Его царство - это крайние земли, где растут яблони, принадлежащие Гесперидам, земли, которые омывает море.

Мы думаем, что образ морского царя Атланта, царствующего в землях на границе ойкумены, является более поздним переосмыслением древней эпической традиции о Титане Атланте, кознодее, который держит колонны, отделяющие небо от земной и морской стихии и которому ведомы бездны, глубины всего моря.

В мифе об Атлантиде у Платона Атлант представлен уже как царь, властелин. Он - герой-эпоним острова и Западного моря.

Атланту, царю Атлантиды, свойственны две мифологические функции - воинская сила и функция плодородия.

Род Атланта как самого старшего сына Посейдона и Клейто, как царя, причем самого первого царя Атлантиды, в предании выделен особо. У него наибольшая и наилучшая доля владений на острове, он обладает наибольшей властью (он царь, верховный правитель, а его братья - только архонты), воинской силой, наибольшими богатствами и т.д. - то есть налицо количественное преобладание у Атланта эпических качеств, достоинств. Это - реализация эпического принципа «качественного единообразия при количественном неравенстве качеств».

Согласно Платону, «тому из старшей пары близнецов, кто родился первым, он (Посейдон - Ю.К.) отдал дом матери и окрестные владения, наибольшую и наилучшую долю, и поставил его царем над другими, а других он сделал архонтами и каждому дал власть над многими людьми и часть от обширной земли. Посейдон всем дал имена, самому старшему же и царю - то, от которого и весь остров и море называлось Атлантическим, так как имя первому, кто тогда царствовал, было Атлант».

В повествовании об Атлантиде род царя Атланта выделен как самый почитаемый, богатый, многочисленный. Это составляющие третьей функции - плодородия: «От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старший всегда был царем и передавал царство старшему из сыновей, сохраняя власть из поколения в поколение. Они приобрели такое по величине богатство, какого еще не было прежде ни в одной династии царей и не стало позже».

Согласно теории Ж.Дюмезиля, многочисленность - это форма, средство богатства, и основная характеристика, атрибут третьей функции - функции плодородия. Здесь она реализуется в многочисленном потомстве Атланта.

Цари Атлантиды, как следует из повествования Клавдия Элиана, разводили овец, а разведение скота в древние времена - это своего рода показатель богатства и процветания, изобилия, плодородия земли, страны и живущих в ней людей.

Согласно Клавдию Элиану, цари Атлантиды носили на голове повязки из овечьей шерсти, которые служили признаком царской власти и их могущества: «Живущие вокруг Океана с давнего времени цари Атлантиды, потомки Посейдона - носят на голове повязки из овечьей шерсти. Это - признак власти. И жены их, царицы, носят локоны, и они служат приметой. Царский род Атланта обладал и наибольшей воинской силой, пользовался особым авторитетом и влиянием. Именно роду Атланта принадлежало предводительство, военное первенство, главенство над другими правителями Атлантиды, в том числе и на совете десяти правителей Атлантиды, где ими обсуждались государственные и военные дела.

У Овидия в «Метаморфозах» Атлант, сын Иапета, представлен как царь.

Кроме того, царь Атлант у Овидия, по древней эпической традиции, - богатырь, великан - он «превосходит всех людей огромным телом». Богатырская сила, мощь - это качества, составляющие идеал эпического героя.

Воинскую доблесть и силу, мощь, царь Атлант проявил также в морской битве и победе над Форком: «Говорят, Форк был сыном нимфы Фоосы и Нептуна, а как говорит Варрон, он был царем Корсики и Сардинии. Когда он с большей частью войска потерпел в морской битве поражение от царя Атланта, его соратники придумали, что он превратился в морского бога».

Царь Атлант выполняет также мифологические социальные функции культурного героя, которые близки к жреческим.

Так, согласно Сервию, царь Атлант был «сведующий в астрологии, ведь и Геркулеса научил».

Далее Сервий описывает культурные подвиги царя Атланта, сына Иапета, более подробно: «Говорят, что Атлант - сын Иапета, рожденный в Африке, который год разделил по временам, и первый движение планет и небесных светил описал, и законы природы. О нем говорят, что он небо держит. Говорят, что он научил своего внука Меркурия и Геркулеса» [астрологии - Ю.К.].

Согласно эвгемеристической традиции, которую отразил Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке», Атлант также царь и культурный герой. Об Атланте говорят, что «он точно исследовал астрологию и первый принес людям учение о сфере и изобрел карту (чертеж) сферы (звездного неба). По этой причине о нем пошла молва, что весь космос держится на плечах Атланта, или о том, что Атлант держит небо».

На Пелопоннесе, в Аркадии, также бытовало представление о царе Атланте как о культурном герое.

То, что в пелопоннесском предании Атлант мыслится властелином, по происхождению героем, реализующим себя в социуме, в социокультурных функциях, а не в космосе, подобно древнему Титану, является, на наш взгляд, еще одним аргументом в пользу не аркадских истоков мифа: в Аркадии образ Атланта предстает уже прошедшим основные этапы эпической эволюции.

В Схолиях к «Аргонавтике» Аполлония Родосского читаем: «Некоторые говорят, что Эндимион открыл круговращения и фазы Луны, откуда и называют Аркадов Предлунные. Некоторые - что это открытие сделано Тифоном, а другие - Атлантом и Ксенагором».

«Астрологию, годовой цикл, равноденствия и другие такие явления открыл царь Аркадов... (имя в источнике пропущено) или ливиец Атлант».

Таким образом, царь Атлант является первым, кто принес людям знания по астрологии, кто изобрел календарь, разделил год на времена, описал законы природы, движение планет. Иными словами, царь Атлант обладает мудростью, духовным авторитетом, властью, он является просветителем своего народа, как это характерно для царя-жреца. Через эти качества эпического царя Атланта реализуется первая мифологическая функция (точнее, ее аспект - духовная, магическая власть).

Изначальная связь Атланта с небом, его исконная, самая древняя функция получает сначала обоснование, - Атлант держит небесный свод за богоборческий акт - за дерзкое возвышение и участие в Титаномахии на стороне древних богов Титанов.

Как видно, более поздний эпос об Атланте частично уже отрицает образ Титана, держащего небо и обосновывает его древнейшую связь с небом как открытие знаний о небе людям или обладание знаниями о небе.

Так на смену богу, Титану, который выполняет космические функции - держит небесный свод или колонны, разделяющие небесную и земную стихии, приходит потомок Титана, или же герой-полубог, реализующий себя в социуме. Его функции на этом этапе - преимущественно социальные. Деятельность и подвиги Атланта перемещаются из Космоса в социум, становятся направленными на благо общества, человека: они становятся более мирными, культурными, более свойственными человеческой природе, а не божественной.

Следующий эпический пласт предания об Атланте отражает самую позднюю эпоху мифо-эпического сознания, для которой характерен распад эпического художественного мышления - эпического синкретизма, единства образа и значения.

Подтверждение этому находим в позднем мифо-эпическом предании об Атланте.

Поздний эпос представляет Атланта как простого смертного человека, лишенного божественных или героических черт, царского достоинства, знатности, могущества. Атланту приписываются качества и занятия, свойственные мудрому смертному мужу - ученость, мудрость, обширные познания в науках; мирные подвиги на благо человека - изобретения, облегчающие и совершенствующие жизнь людей; занятия, связанные с обыденной жизнью обыкновенного человека - хозяйственные работы, разведение скота.

В гомеровском эпосе эпоха мирной героики - эпоха распада эпического синкретизма - представлена в образах героев четвертого эпического поколения: они - не традиционные для более ранних форм эпоса герои-воины, наделенные воинской мощью, мужеством, богатырской силой, а герои мирные, которые проявляют себя в подвигах мирных, в мирных, обыденных работах: они возделывают землю, разводят скот, занимаются хозяйством и т.д.)

Смертный муж Атлант славен, прежде всего, такими делами, подвигами, как изобретение различных наук и искусств.

Особенно широко распространено представление об Атланте как о мудром астрономе или астрологе. Несомненно, этот образ является реминисценцией древнего сакрального представления о Титане Атланте, несущем звездное небо. Это - трактовка его древних функций, которые он выполнял в Космосе, в духе поздней эпохи эпического сознания, уже лишенного сакральности, эпохи, когда начинают зарождаться первые научные знания.

Схолиаст Гомера рассказывает об Атланте как «о муже мудреце, который первый поведал знания по астрологии; предсказывает он и ветры (бури) и перемены звезд и закаты. Существовало предание, что он несет на себе космос - костной».

В Схолиях к Гесиоду мы встречаем эпитет Атланта, выражающий его ученость, мудрость, интеллектуальное превосходство - самый сведующий в науках: «Был и некий Ливиец, муж самый сведующий в науках, по имени Атлант, о котором существовало предание, что он небо держит причине того, что он самый лучший в астрологии».

Атлант у Павсания представлен как «исследующий то, что находится под землей, и то, что совершается на небе. Это дало повод Гомеру сказать о нем: «дочь Атланта гибельного, который знает бездны всего моря, держит он колонны огромные, которые небо и землю по краям удерживают».

Следовательно, в позднем эпическом предании мы сталкиваемся с аллегорическим толкованием космических функций Атланта - несения небесного свода, или столбов, удерживающих небо и землю. Эта функция воспринимается как аллегория учености, мудрости мужа Атланта, его познаний в астрологии.

Атлант фигурирует в античных источниках и как человек, который стоит у истоков науки философии. Это еще один аспект разнообразной мирной деятельности Атланта.

В сочинении Диогена Лаэрция «О жизни философов» встречаем ссылку на несохранившейся труд философа Аристотеля, где рассматривается история развития философии: «Занятия философией, как некоторые говорят, от варваров заимствованы: а именно: у персов были их маги, у вавилонян и ассириян - халдеи, у индийцев - гимнософисты, у кельтов и галлов - так называемые друиды и семнофеи, согласно тому, что утверждает Аристотель в сочинении магическом, и Сотион в 23 части своего сочинения. Финикийцем был Охос, Фракийцем Замолксис и Ливийцем Атлант».

В «Лексиконе» Суда находим такие же сведения: «Охос - философ у Финикийцев, Замолксис у Фракийцев, Атлант у Ливийцев».

В позднем предании Атлант может быть представлен и как изобретатель какого-либо искусства.

Подобную трактовку древнего эпического образа встречаем в эпосе Вергилия «Энеида». Атлант у Вергилия - музыкант:

«На кифаре Иопас власатый тут на златой заиграл,

Наученный Атлантом великим. Он воспевает блужданья Луны

И затмения Солнца, молвит, откуда и род человека

И звери взялися, дождь и огонь, и Арктур и Гиады,

И оба Триона, что так спешат океаном увлажниться

Зимние солнца, чем замедляется

Позднее летних ночей появленье»

Атлант научил героя «Энеиды» игре на кифаре.

Нам представляется, что музыкальное искусство Атланта у Вергилия - это реминисценция древнего мифологического мотива о родстве Атланта со звонкоголосыми Гесперидами (Геспериды - дочери Атланта, у них общая географическая локализация, связь с дальним западом). Вспомним, что эпитет Гесперид у Гесиода - Хьуйфсоуод - «со звонким голосом, звонкоголосые». Этот эпитет, вероятно, выражает в древнем предании музыкальную одаренность дочерей Атланта, представляет их как певиц, наделенных звонкими, сильными голосами.

Иопас, играя на кифаре, воспевает те явления, первооткрывателем которых считался в позднем эпосе Атлант - небесные светила и законы их движения, а также происхождение человека, созвездий (Гиады и Арктур), различных природных явлений, стихий, животных. Иными словами, Атлант научил Иопаса понимать законы природы, и движения небесных светил и планет, научил их прославлять, воспевать в музыке - открыл ему красоту, мудрость, гармонию, разумное устройство и предназначение мира и человека. Атлант наделен у Вергилия в соответствии с древней эпической традицией эпитетом «величайший» - maximus. «Величайший» - это эпитет древнего бога, Титана Атланта.

Смертный муж Атлант обладает уже не божественной мудростью, не духовной властью, превосходством царя-культурного героя, царя-жреца, а именно человеческой ученостью, эрудицией, мудростью и познаниями смертного мужа.

Согласно эвгемернстической традиции, Атлант и его брат Геспер живут на ливийской земле Гесперития. Одним из их занятий является разведение овец - мирная деятельность простых смертных людей.

Таким образом, особая роль, функции Атланта как в Космосе, так и в социуме, в позднем эпическом предании утрачивается.

Анализ мифо-эпических функций Атланта показал, что эволюция эпического синкретизма приводит к внутреннему изменению свойств, качеств эпического мира.

Через эпические функции и качества Атланта, как это характерно для эпической героики, реализуется эпический идеал «хорошего», «лучшего»: вначале - идеал божества, затем героя, и, наконец, смертного мужа, отражая тем самым эволюцию эпического художественного сознания.

Отсюда происходят сдвиги в смыслосодержательном направлении свойств, качеств, функций Атланта, происходит их преосмысление. Эти изменения составляют эволюцию на пути изображения эпического мира и его персонажей. Этим и объясняется многослойность и многофункциональность эпического образа Атланта: в нем, как мы показали, можно выявить взаимопроникающие этико-эстетические слои. Атлант как эпический герой ориентирован на единый этико-эстетический идеал и отражает внутреннее движение этого идеала на пути развития эпического художественного сознания.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.