25.07.2012 1893

Трехчастная структура Ж.Дюмезиля в предании об Атлантиде

 

Общество древних Афин, описанное Платоном, состоит из трех родов, обособленных друг от друга и выполняющих в обществе определенные функции.

Из текста «Тимея» и «Крития» следует, что афинское общество состояло из рода жрецов, обособленного от других. Он представляет первую мифологическую функцию.

Вторую функцию представлял род воинов, тоже отделенный от других родов, обитающий отдельно. Его членам закон предписывает не заботиться ни о чем, кроме войны. Они получают все нужное им для жизни, но никто ничего не имеют в частном владении. Войны не могли пользоваться золотом и серебром, ни под каким видом (возможно, потому, что золото и серебро - атрибут сакральной жреческой и царской власти - то есть первой функции). Они скромно обставляли свои жилища, в которых доживали до старости они сами и их потомки. Воины выполняют функцию стражей для своих граждан, а для остальных эллинов по их доброй воле они - вожди. Более всего они заботились о том, чтобы на вечные времена сохранить одно и то же число мужчин и женщин, способных воевать.

Обособленный род воинов селился вокруг святилища Афины и Гефеста, в уединении, наверху акрополя.

Мифологическую функцию плодородия выполняет у древних афинян род ремесленников, который, в свою очередь, представлен в обществе тремя родами - родом пастухов, охотников и земледельцев. Род ремесленников и земледельцев обитал вне Акрополя, по склонам холма.

Теперь о том, как трех функциональная структура проявляется в государственном устройстве Атлантиды. Так как Атлантида по своему государственному устройству - монархия, то функции трех родов, на которые делится древнее общество, сосредоточены и находятся в ведении десяти царей Атлантиды. На Атлантиде взаимодействие трех функций осуществляется под надзором царя.

Царь на острове Атлантида - фигура священная и незыблемая. Царская власть передавалась по наследству. Так, в роду царя Атланта всегда был царем самый старший и передавал царский сан старшему из своих сыновей, из поколения в поколение, сохраняя власть в роду.

Из текста Платона следует, что цари Атлантиды наделены сакральной жреческой, и магическо-юридической властью - первой мифологической функцией. Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большинством законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает. Но власть царей, проявляющаяся в их отношении друг к другу и сообществу, была согласована с посланиями Посейдона, как передавал закон и записи, написанные первыми царями на орихалковой стеле, которая находилась в середине острова в святилище Посейдона. В этом святилище Посейдона они собирались, то на пятый, то на шестой год, чтобы советоваться об общих делах, разбирать, не допустил ли кто-нибудь из них какого-нибудь нарушения и творить суд. Прежде чем начать творить суд, они давали друг другу такие клятвы: у святилища Посейдона паслись священные быки. И вот десять царей, оставшись одни и, помолившись богу, чтобы он избрал для себя угодную жертву, приступали к ловле без железа, вооружившись петлями и дубинами. Того из быков, которого удалось поймать, заводили на стелу и закалывали на ее вершине, так чтобы кровь стекала на письмена. На этой стеле помимо законов была клятва, которая обещала великие проклятья, кто нарушит законы. И вот, совершив жертвоприношение согласно законам их, они сжигали все части тела быка, разводили в чаше вино и бросали в него каждый по сгустку бычьей крови, а все оставшееся клали в огонь и тщательно очищали стелу. После этого, зачерпнув из чаши влагу золотыми фиалами и сотворив над огнем возлияние, они приносили клятву, что будут творить суд согласно законам на стеле, и наказывать того, кто уже в чем- либо преступил закон, а сами в будущем добровольно никогда не поступят противно записанному, и будут отдавать лишь такие приказания, которые сообразны с законами отцов. Каждый из них, поклявшись таким образом за себя и за род, происходящий от него, пьет и водворяет фиал в святилище бога. Затем, когда пир и все необходимое они заканчивали, наступала темнота и огонь остывал, все облачались в прекраснейшее темно-синее платье, садились на землю возле клятвенного огня и ночью, погасив в святилище весь огонь, творили суд и подвергались суду, если кто-нибудь из них был обвинен в каком-либо нарушении закона. Окончив судить, после того, как наступал день, они записывали приговоры на золотой дощечке и вместе с платьями выставляли в храме как памятное приношение.

Приведенный эпизод из «Крития» - хорошая иллюстрация того, как цари Атлантиды осуществляют все полномочия, входящие в первую мифологическою функцию. Они наделены юридической властью, что проявляется в их царствовании над людьми и над законами. Но отношения царей друг к другу и к общему делу правления было согласовано с предписаниями бога Посейдона, от которого произошли атланты. В этом эпизоде показано, что цари, перед тем как начать творить суд по законам, записанным на стеле, совершают религиозный обряд - приносят в жертву священного быка - из тех, что паслись у святилища Посейдона. Иными словами, цари, совершая жертвоприношение, выполняют жреческие функции. Таким образом, цари Атлантиды осуществляют одновременно и юридическую и религиозную власть в своей стране. Творя суд, они находятся в святилище Посейдона, согласуют свои действия и решения с его предписаниями и при этом совершают жертвоприношение своему богу.

Воинская мощь, сила Атлантиды также находится в ведении царя. Цари строго наблюдают за тем, чтобы каждый участок равнины поставлял одного воина-предводителя, чтобы простые ратники из гор и из остальной страны распределялись по участкам между предводителями, а в случае войны каждый предводитель должен был по правилам поставлять определенное количество оружия, военного снаряжения и вооруженных воинов. Военные правила в области каждого из десяти царей Атлантиды были свои.

Цари Атлантиды отвечают и за богатство, плодородие, благосостояние и за другие стороны жизни, связанные с обыденным существованием людей.

Эта сторона деятельности царей вполне соответствует третьей мифологической функции - она улучшает качество жизни людей, благоустраивает остров, развивает возможности для связей и торговли с другими странами.

Пользуясь дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну. Они перебрасывают мосты через водные кольца, окружавшие древнюю метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. От моря они проводят канал вплоть до крайнего из водных колец, таким образом, создавая доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. Вблизи мостов они прорыли каналы такой ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пойти одна триера.

Остров, на котором стоял дворец, а также земляные кольца и мост цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота.

Цари обвели стенами родник холодной и горячей воды, которые давали в изобилии воду, удивительную как на вкус, так и по целительной силе. Они направили эти воды в купальни, из которых одни были под открытым небом, другие же, с теплой водой, были устроены как зимние, причем отдельно для царей, отдельно для простых людей, отдельно для женщин и отдельно для коней и прочих подъяремных животных. Излишки воды они отвели в священную рощу Посейдона, а оттуда провели по каналам через мосты на внешние земляные кольца. На этих кольцах цари соорудили множество святилищ различных божеств и множество садов и гимнасиев. Посередине самого большого кольца у них был устроен ипподром для конских бегов. По ту и другую сторону его стояли помещения для множества царских копьеносцев.

Цари обустраивают не только центральное место внутри акрополя, где жили они сами, но и сельскую местность. В предании сказано, что равнина, окружавшая город и сама окруженная горами, являла собой продолговатый четырехугольник, по большей части прямолинейный, а там, где его форма нарушалась, ее выправили, окопав со всех сторон каналом. Принимая в себя потоки, стекавшие с гор, и огибая равнину, через которую он в различных местах соединялся с городом, канал изливался в море. От верхнего участка канала к его участку, шедшему вдоль моря, были прорыты прямые каналы. Соединив их между собой и с городом косыми протоками, по ним переправляли к городу лес с гор и разнообразные плоды. Урожай снимали по два раза в год, зимой получая орошение от Зевса, а летом отводя из каналов воды, источаемые землей.

В предании сказано, что над устроением равнины потрудилось много царей на протяжении многих поколений.

Таким образом, в эпосе об Атлантиде, как и в эпическом образе Атланта, находит отражение мифическая модель идеального общества, основанного на взаимодействии трех функций - магико-юридической власти, воинской силы и плодородия.

Трехчастная структура Ж.Дюмезиля, несомненно, обнаруживает эпические истоки предания об Атлантиде, его историческую, реальностную основу, так как деление на три группы, сословия характерно для древних индоевропейских обществ.

Мотив идеализации старины в эпическом предании об Атлантиде

То, что рассказ об Атлантиде - это предание - говорит и сам его рассказчик Критий. Это предание хоть и довольно странное, но правдивое, «как сказал некогда Солон, мудрейший из семи мудрецов», который услышал его в египетском городе Саисе, у жрецов. Значит ли это сочетание, «предание очень странное, но совершенно правдивое», что в предании об Атлантиде, как и в любом мифо-эпическом предании, сочетаются, неразрывно связаны два элемента - достоверность, истинность - и элемент вымысла, в который входит нелепое, странное, необыкновенное.

Уже в другом диалоге Платона, повествующем об Атлантиде, находим еще одно важнейшее указание на то, как следует понимать рассказ об Атлантиде, и какова цель этого повествования, представленного в диалоге. Перед началом речи Крития, в которой он передает рассказ об Атлантиде, со слов своего деда, который, в свою очередь, услышал его от мудреца Солона, один из участников диалога, Гермократ, призывает Крития отважно приняться за свой рассказ и, «призвав на помощь Аполлона и Муз, представить и воспеть добродетельных древних граждан».

Таким образом, в самом тексте диалогов мы находим характеристику повествования об Атлантиде, которую мы вправе назвать эпической, так как цель повествования - воспеть добродетели древних граждан (идеализация прошлого, характерная для эпоса), и передать предание, основанное на достоверных, истинных сведениях, но с элементами вымысла, чего- то необыкновенного, необычного, как опять же свойственно эпосу.

Итак, с одним из главных признаков эпического предания мы сталкиваемся в самом начале повествования. По словам рассказчика Крития, Солон говорил его деду о том, что Афинами в древние времена были совершены подвиги, достойные удивления. Мы видим, что предание это о далеком прошлом, о древних временах. Именно на прошлом, на великих деяниях людей, живших в ту героическую эпоху, всегда сосредоточено внимание эпоса. Критий собирается поведать своим собеседникам о величайшем из всех подвигов - который совершили древние афиняне.

События, описанные в диалогах «Тимей» и «Критий», действительно очень древние, и это подтверждается точными хронологическими данными - война между атлантами и афинянами была 9000 лет назад  (от времени Солона).

Мотив далекого прошлого, идеализации старины, противопоставления прошлого и настоящего, характерные для эпоса, - один из главных в предании об Атлантиде.

Солон беседует с египетскими жрецами о древних временах. Уже с самого начала повествования можно заметить противопоставление древних времен настоящему времени. Такое сопоставление далекого прошлого и времени настоящего очень характерно для эпоса. Из повествования мы видим, что в те древние времена все было по-другому, было лучше. Жрец города Саиса открыл Солону, что в Афинах в древние времена жил самый прекрасный и самый лучший род людей- то.

Предания приписывают ему - прекраснейшие дела, подвиги и государственные устройства. Природа древних Афин также отличалась плодородием, изобилием: она взращивала все самым прекрасным образом и в изобилии. В те времена еще не поврежденный многочисленными потопами край имел высокие много холмные горы, и то, что теперь зовется равниной, было полно жирной, тучной земли. Нынешняя природа, земля - это всего лишь остаток той земли, даже священные остатки - Сера прежней природы, которая тогда была еще не испорчена многочисленными потопами .

Что касается атлантов, то этот древний народ тоже обладал многими добродетелями и достойным восхищения могуществом - (более подробная характеристика персонажей Афин и Атлантиды - ниже).

В центре внимания предания далекое прошлое - основной мотив повествования об Атлантиде. Платон идеализирует, восхищается древними афинскими гражданами, и жителями Атлантиды, их государственным устройством, их обычаями, богатством, природой.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.