29.07.2012 20049

Влияние экстралингвистических факторов на развитие и функционирование языка

 

В данном исследовании необходимо будет выявить экстралингвистические факторы, повлиявшие на систему статусных обращений. В связи с этим определим, что можно считать внешними факторами, как они влияют на язык.

В 30-х и 40-х годах в советской лингвистике наметились два центральных понимания социальной природы языка. При первом - сам язык в собственном смысле этого слова оказывается как бы за пределами категории «социального»: исследователи говорят не о социальной природе языка, а о «социальной природе тех явлений, тех факторов и тех сфер, с которыми живой естественный язык всегда соприкасается». Согласно второй точке зрения, социальная природа «должна быть обнаружена не только в формах взаимоотношений языка с другими социальными институтами, но и в самом языке как средстве общения между людьми». Она обусловлена самим «назначением языка, его важнейшими функциями, его ролью в обществе» (Будагов 1971, с. 11).

Противопоставление внешней лингвистики внутренней лингвистике восходит ещё к Ф. де Соссюру. Он писал, что «обычаи нации отражаются на её языке, а с другой стороны, в значительной мере именно язык формирует нацию». «Разве грамматический «организм» языка, - рассуждал Ф. де Соссюр, - не зависит сплошь и рядом от внешних факторов языкового изменения, подобно тому, как, например, изменения в организме растения происходят под воздействием внешних факторов - почвы, климата и т.д.?» (Соссюр 1977, с. 60). Исследователь называет факторы, влияющие на развитие языка: культура народа, его история, обычаи, отношения между языком и общественными институтами (школа, церковь и т.д.), географическое распространение языка и языковые контакты. Отмечая отношения, существующие между языком и политической историей, он указывал, что «великие исторические события имели неисчислимые последствия для сторон языка». Всё это Ф. де Соссюр считал чуждым «организму» языка, так как «язык - есть система, которая подчиняется лишь собственному порядку». Исследователь сравнивает развитие языка с игрой в шахматы, где довольно легко отличить, что является внешним, а что внутренним. «То, что эта игра пришла в Европу из Персии, - факт внешнего порядка, внутренним является всё то, что касается системы и правил игры. Если фигуры из дерева заменить фигурами из слоновой кости, то такая замена будет безразлична для системы; но, если уменьшить или увеличить количество фигур, такая перемена глубоко затронет «грамматику» игры». По мнению Ф. де Соссюра, «внутренним является всё то, что видоизменяет систему» (Соссюр 1977, с. 59).

Поливанов Е.Д. ход языкового развития сравнивал с работой поршней паровоза. Какой-либо «общественный сдвиг не может заставить поршни двигаться не параллельно, а перпендикулярно рельсам, так и фактор экономического или политического характера не может изменить природу языковых процессов» (Поливанов 1968, с. 179).

Признание зависимости языка от жизни и эволюции общества вовсе не отменяет и не отрицает значения естественно-исторических «теорий эволюции» языка. Не следует думать, что «законы развития языка, вытекающие из его общественной сущности, из его общественных функций, и законы, вытекающие из структуры языка, - это разные, взаимно не связанные закономерности как бы разных планов функционирования языка. На самом деле они взаимообусловлены и неразрывны» (Крысин 1989, с. 25). Язык - есть явление общественное, поэтому, безусловно, его развитие не может быть полностью автономным: оно, так или иначе, зависит от развития общества. «Язык никогда не существует вне общества, ибо язык - это семиологическое явление. Его социальная природа - одно из его внутренних свойств» (Соссюр 1977, с. 59). И Р. А Будагов отмечает, что «социальная обусловленность языка определяется не только взаимоотношениями языка с другими общественными институтами, но и природой самого языка» (Будагов 1971, с. 11). Вопрос заключается в том, как именно изменения в общественной жизни влияют на изменения в языке, каков механизм такого влияния. Ф.П. Филин указывает, что «природа языковых изменений оказывается двойственной: с одной стороны, язык развивается согласно своим внутренним законам, заложенным в нём возможностям изменяться в том или ином направлении, с другой - не все возможные изменения реализуются. Та или иная их реализация предопределяется общественными факторами, связанными с функциями языка в обществе» (Филин 1968, с. 14).

Е.Д. Поливанов также пишет, что «социальные факторы могут предопределять конечную цель языкового развития», ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять её направление, «природу языковых процессов». Исследователь отмечает, что от «социальных факторов» зависит:

- решение быть или не быть данного рода эволюции вообще,

- видоизменение отправных пунктов развития (Поливанов 1968, с. 101).

Внеязыковые социальные факторы, как правило, влияют на язык не прямо, а опосредованно, через носителя языка. Лингвисты указывают, что «путей и способов, какими могут экономические (и политические) или вообще культурно-исторические явления воздействовать на языковую эволюцию, много, но в качестве основного момента здесь нужно указать на следующее: экономико-политические сдвиги видоизменяют контингент носителей (или так называемый социальный субстрат) данного языка или диалекта, а отсюда вытекает и видоизменение отправных точек его эволюции» (Поливанов б 1968, с. 178).

К «социальным факторам» относятся: изменение круга носителей языка; распространение просвещения; территориальное перемещение людей (миграции); создание новой государственности, по-новому влияющей на некоторые сферы языка; развитие науки; крупные технические новшества и др. Число социальных факторов может меняться, но в большинстве изученных ситуаций существенными оказываются следующие три фактора:

- социальная принадлежность отправителя;

- социальная принадлежность получателя;

- обстановка (Брайт 1999, с. 108).

Л.А. Вербицкая к внешним факторам относит «социолингвистические и психолингвистические факторы, связанные с функционированием данного языка в определённом языковом коллективе в определённый период времени» (Вербицкая 2000, с. 54).

Таким образом, на развитие языка влияют не только внутренние (интралингвистические), но и внешние (экстралингвистические) факторы. Внутренние стимулы развития языка связаны с особенностями его системы, а внешние - влияют на развитие и на характер функционирования языка.

 

АВТОР: Буравцова Н.Ю.