24.09.2010 8647

Развитие и коррекция навыков чтения (Л.Н. Лисенкова)

 

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Техническая сторона предполагает включить следующие составные элементы: способ чтения; темп (скорость чтения); правильность чтения. В смысловую сторону входит: выразительность; понимание прочитанного.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Представленное пособие содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект - формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

 

ЛИСЕНКОВА Л.Н. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ: ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2002. - 16 С.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь