31.07.2012 8587

Пространственные и временные отношения в нарративном тексте

 

Проблема пространственных отношений рассматривается в работах Т.В. Булыгиной, А.Д. Шмелева, В.Г. Гака, Е.С. Яковлевой. П.А. Флоренский отмечает, что «язык пространственных отношений» позволяет описывать свойства действительности (Флоренский, 1993, 18).

Одним из традиционных путей исследования языковых средств, выражающих пространственные отношения, является рассмотрение падежных значений существительных, семантики предлогов, выражающих данные отношения, анализ наречий с соответствующими значениями, а также сочетания союзов и частиц с конкретизаторами. Так, в исследовании М.В. Всеволодовой и Е.Ю. Владимирского «Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке» (1982), рассматриваются пространственные отношения на базе глагольных словосочетаний с зависимым компонентом - локальным конкретизатором. В монографии Е.С. Яковлевой подчеркивается, что под языковой моделью пространства автор понимает «интерпретацию пространства, содержащуюся в семантике слов - «носителей модели» (Яковлева, 1994, 13).

Иное понимание категории пространства находим в монографии Т.В. Булыгиной и А.Д. Шмелева «Языковая концептуализация мира» (1997). Авторы предлагают понятие «пространственно-временной локализации как суперкатегории предложения», которая указывает на то, в каком денотативном пространстве фиксируется взаимная связь видовременного значения предиката и референциальных характеристик его актантов.

Время наряду с пространством также является фундаментальной категорией гуманитарных и точных наук. В философии время определяется как «...форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний» (Спиркин, 1988,120).

В последние несколько лет в связи с развитием когнитивной лингвистики, изучением языковой концептуализации мира, в филологии усилился интерес к языковым единицам с временным значением. Исследованию категории времени посвящены работы И.Р. Гальперина, Г.А. Золотовой, З.Я. Тураевой, Е.С. Яковлевой и других ученых. Ю.С. Степанов, В.А. Маслова и другие ученые рассматривают время как концепт. Ю.С. Степанов, говоря о «времени мира», выделяет три типа времени - циклическое, разом данное, линейное. Первое представляет собой последовательность однотипных событий, оно связано с циклическими явлениями природы, линейное время - однонаправленное движение событий, и «время разом данное» связано с представлением об одновременном присутствии в действительности, окружающей человека, настоящего, прошлого и будущего, которые мыслятся «как бы разом» (Степанов, 2004). В.А. Маслова отмечает следующее: «Благодаря тесной связи структур сознания с языком, результаты постижения времени человеком находят отражение в языковой модели времени, представленной совокупностью языковых категорий: формами глагольного времени, в значениях слов с темпоральной окраской... прилагательными и наречиями с темпоральным значением...» (Маслова, 2004, 73).

В текстах категория времени связана с типами сюжетного развития (В.А. Маслова), с концепцией о позиции повествователя на оси времени (Н.Д. Арутюнова), с событием (Т.М. Николаева). Текстовое время, или темпоральность, - это «текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективой или ее преломлением» (Матвеева, 2003, 537-538).

В работах, посвященных анализу семантической организации предложения, большое внимание уделено локальному компоненту как основе организации некоторых типов предложений (Н.Д. Арутюнова, В.А. Белошапкова, М.В. Всеволодова, Г.А. Золотова и др.).

Одновременно с исследованиями, посвященными анализу языковых средств, интерпретирующих смысловую категорию пространства, современная наука изучает данную категорию как текстовую преимущественно на материале художественных произведений. Обратим внимание на важное, с нашей точки зрения, положение, касающееся интерпретации пространства в художественном тексте: «Великие тексты (вечные) создают особый тип пространства и времени - новую сферу бытия, понимаемую, как преодоление тварности и смерти, как образ вечной жизни и бессмертия» (Топоров, 1983, 280).

Е.И. Диброва пишет следующее: «Художественный текст - это объективный мир авторского сознания, существующий независимо от тенденции исторического (реального) события, независимо от истинности/ неистинности (фантастичности) события. Художественный мир представляет собой мыслимый, смоделированный автором целокупный мир, относительно приближенный к точности действительно существующего события» (Диброва, 1998,251).

Художественное пространство текста - это явление художественной событийности, воспроизводящей в художественных образах мир авторского духа (Волков, 1999, 29). Исходя из этого, художественное время не может исследоваться в отрыве от временной языковой системы, так как базируется на комплексе грамматических категорий (времени, вида), которые вырастают до уровня текстовой категории - категории темпоральности. Разворачивание темпоральной структуры отображает, с нашей точки зрения, систему восприятия и осмысления временной мыслительной категории.

Категория времени текста, основывающаяся на комплексе функционально-семантических категорий темпоральности (внешнее время), аспектуальности (внутренне время) в системе субкатегорий длительности, лимитативности, кратности, а также временной локализованно - стинелокализованности (соотношение внутреннего и внешнего времени) и таксиса (отношение действий во времени).

Функционально-семантическая категория темпоральности рассматривается как мыслительная категория, которая отображает восприятие и осмысление человеком времени обозначаемых ситуаций и их элементов по отношению к моменту речи или к другой точке отсчета.

Темпоральность формирует относительную временную ориентацию определенной системы в целостном периоде времени (в данном случае точкой отсчета выступает момент речи автора и устанавливается повествовательное время) или абсолютную временную ориентацию для текстовой системы, мира художественной действительности (точка отсчета - момент речи персонажа).

В современных лингвистических исследованиях темпоральная структура художественного произведения рассматривается как текстовая категория, которая относится к разряду системно-языковых категорий и формируется, прежде всего, вследствие реализации художественного времени.

Говоря о художественном тексте, Т.В. Матвеева и О.И. Москальская (1981) выделяют объективное (диктумное) и субъективное (модусное) время. Объективное время представляет «относительно адекватно отраженное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности, существовании концепта, мировом историческом процессе с его реальной хронологией. Если же при передаче темпорального смысла очень велика степень субъективного содержания, то говорят о субъективном времени. Будучи векторной категорией, категория времени структурируется на основе ряда противоположения» (Матвеева, 2003, 537-538) на темпоральной оси, то есть имеет исходную точку направления движения, развития событий.

Как время состоит из «теперь», «потом», вырастающих из опыта нашего существования, погруженного в мир, точно так же, согласно метафизической точке зрения, из этого опыта появляются «здесь» и «там».

Нарративы особенно чувствительны к временному модусу человеческого существования. Они выступают одним из главных способов организации нашего переживания времени. Время есть главное измерение человеческой жизни, а повествование всегда контролируется понятием времени и признанием того, что темпоральность первична для человеческого существования. В нем уделяется особое внимание той последовательности, в которой происходят действия и события. Как отмечает один из исследователей данной темы, «нарратив... может быть определен как представление реальных или вымышленных событий и ситуаций во временном следовании» (цит. по: Шмид, 2003, 185).

Темпоральная функция нарратива состоит в том, что он является способом постижения времени: выделяет различные моменты во времени и устанавливает связь между ними, позволяет усмотреть смысл в самих временных последовательностях, указывает на финал, отчасти уже содержащийся в начале истории, раскрывает значение времени, внося, так сказать, человеческие смыслы в его течение. Иными словами, нарратив есть структура и практика, которая освещает человеческое существование во времени и представляет людей в качестве темпоральных существ. В силу этого возрастает ее роль для само понимания людей, ибо изучение природы нарративов, того, как и почему люди их конструируют, запоминают, пересказывают, организуют их на основе таких категорий, как сюжет, рассказчик, характер, есть изучение одного из фундаментальных и уникальных для человека путей осмысления сущего и себя самого.

Категория темпоральности выполняет текстообразующую функцию и выступает в качестве функционального средства, с помощью которого говорящий (автор текста) осуществляет смену темы (переход от одного события к другому) и смену «я»-субъектов (переход от одного повествователя к другому). В тексте в качестве показателей смены темы и «я»-субъекта выступают, в частности, сочинительные союзы, а также изменение субъективного осмысления времени, места, оценки описываемого события, то есть средства выражения скрытых модульных рамок. Все эти категории можно проследить и в прозаических произведениях И.А. Бунина.

Таким образом, художественное время, категория темпоральности, темпоральная структура - явления, которые находятся в отношениях взаимного пересечения. Встречаемость временных отношений в нарративе высокая. Для него также характерна большая частотность последовательности (обстоятельства предшествования), чем одновременности (обстоятельств одновременности). Это возможно объяснить тем, что основную линию нарративного текста обеспечивает как раз движение времени и последовательность событий на временной оси.

 

АВТОР: Грицкевич Н.Н.