11.08.2012 10557

Специфика словообразовательных понятий, в рамках которых актуализируются свойства словообразовательной категории

 

Словообразовательная категория локативности не представляется изолированной в словообразовательной системе русского и английского языков. Её функционирование осуществляется в пределах таких словообразовательных понятий, как словообразовательная система, словообразовательное значение, мотивированность, словообразовательный тип, словообразовательная регулярность, продуктивность, способ словообразования. В современной русской и английской науке о языке указанные понятия достаточно основательно проанализированы и скорректированы. В наиболее общем виде сущность этих понятий выражается следующим образом.

Словообразовательная система, как известно, - это «совокупность словообразовательных типов языка - продуктивных и непродуктивных - в их взаимодействии». Представляя самый высокий уровень категоризации, словообразовательная система детерминирует определенный набор соотносящихся внутри неё словообразовательных реалий, параметры которых являются релевантными лишь при условии их непосредственного взаимодействия.

Специфику словообразования в структуре языка определяет словообразовательное значение, под которым обычно понимается присущее слову в целом значение, которое выражается внутрисловными средствами у части слов, входящих в данную часть речи. Это обобщённое значение по присущим производным словам одной словообразовательной структуры, которое может быть определено как тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы.

В русской лингвистической литературе разрабатываются два основных направления в решении вопроса о словообразовательном значении: одно опирается на производное слово, (словообразовательное значение представляет собой результат абстракции от лексического значения всех слов, относящихся к данному словообразовательному типу, с выделением в зависимости от степени абстракции общих и частных словообразовательных значений), другое - на производящее слово (словообразовательное значение представляет собой результат реализации семантико-синтаксических валентностей производящего глагола при отглагольном образовании или гипотетического глагола-сказуемого мотивирующего суждения, актантами которого являются производное и производящее слово, при отсубстантивном образовании) (Г. А. Пастушенко, 1983). Определение словообразовательного значения с опорой на производное слово уместно лишь при описании словообразовательного значения модификационного и транспозиционного типов, однако здесь нет надобности ни в абстрагировании, ни в выделении общих и частных словообразовательных значений. В номинативном плане словообразовательное значение входит в структуру словообразовательной модели на этапе соединения ономисиологического признака и ономасиологического базиса за счет стыковки производящего слова со словообразовательным формантом.

Центральными понятием словообразования является мотивация, т.е. производность данной лексической единицы от другой.

Мотивирующее слово выступает как более простое в структурном отношении, первичное, и является базой для образования мотивированного, более сложного, вторичного. Мотивирующее и мотивированное слова образуют словообразовательную пару и связаны отношениями словообразовательной мотивации. При этом наблюдается причинно - следственная зависимость мотиватов и мотиваторов, процесс взаимодействия одних устойчивых состояний с другими. Деривационные отношения между ними представляют собой отношения непосредственной производности и основываются на явлении семантической корреляции. Словообразовательная мотивация, обуславливающая организацию словообразовательных типов, предопределяет и их регулярность и продуктивность.

По образному выражению В. Дорошевского, производные слова - это «галерея окон, через которые мы можем смотреть на всё то, что есть вне нашего «я» и что в форме воспоминаний сохраняется в нашей памяти и благодаря словам может оживать в ней» (Дорошевский, 1989). Производное слово семантически и формально выводится из другого родственного слова, которое мотивирует его, и обладает рядом признаков.

1. Большая формальная сложность, или свободная / достаточная членимость (достаточная членимость - членимость, при которой корневая морфема регулярна и продуктивна, а аффикс является нерегулярным);

2. Словообразовательная мотивированность, под которой понимается семантическая и формальная зависимость данного слова от другого; Г.О. Винокур писал: «Значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы» (Винокур). Критерий производности слова (так называемый критерий Г. О. Винокура) утверждает обязательное существование в языке мотивирующей данное слово лексической единицы. «О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесённая с ней основа непроизводная».

3. Бинарная структура, обусловленная различиями словообразовательным и морфемным подходами: выделяются производящая база и словообразовательный формант, или дериватор (отсюда ещё одно обозначение мотивированного слова - дериват).

Основной единицей классификации словообразовательной системы является словообразовательный тип. «Это формально-семантическая схема построения слов, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующихся общностью: а) формального показателя, отличающего мотивированные слова от их мотивирующих; б) части речи мотивирующих слов; в) семантического отношения мотивированного слова к мотивирующему (словообразовательное значение)».

Словообразовательные типы отличаются друг от друга на определённом хронологическом отрезке степенью актуальности и характеризуются по двум параметрам: словообразовательная регулярность и словообразовательная продуктивность.

Под регулярностью понимается «повторяемость формальных и семантических отношений словообразовательно соотносительных слов», поэтому именно это свойство морфем выступает как определяющее словообразовательный тип.

Продуктивность словообразовательного типа - «это его способность служить образцом для производства слов», иными словами, это его активность в образовании новых слов или словоформ, способность производить новые формы или новые слова. М. Докулил предложил выделить два вида продуктивности: эмпирическую и системную. Эмпирическая продуктивность определяется актуальностью на определённом историческом этапе данного словообразовательного типа, обусловленной во многом экстралингвистическим фактором - общественной потребностью в лексике определённого типа. Таким образом, это понятие диахронического словообразования. Системная продуктивность не связана с экстралингвистическими факторами и определяется лишь ограничениями, накладываемыми самим языком на мотивацию и производство слов определённого типа. Это понятие синхронного словообразования.

Продуктивными называются аффиксы, с помощью которых слова образованы сравнительно недавно. Таковы, например, суффиксы -ист-, -ик- со значением лица по принадлежности к определенной сфере деятельности или роду занятий: связ-ист, тур-ист, лог-ик, полит-ик и т.д.; суффикс -ость- с отвлеченным значением признака или действия: классов-остъ, водостойкость, выживаем-ость и др.

Непродуктивными являются аффиксы, с помощью которых в языке не идет процесс образования новых слов и грамматических форм. В сфере имен существительных к числу непродуктивных суффиксов принадлежат -ик(а), - тв(а), -ель, -знь и др.: голуб-ик-а, черн-ик-а, жа-тв-а, би-тв-а, мет-ел», боле- зн», жи-зн». Среди непродуктивных префиксов можно отметить воз-/ вос-, пре-, пред-, па-, ко- и др.: воз-благодаритъ, пре-возноситъся, па-сынок и др.

Возможны и обратные случаи, при которых аффикс может быть продуктивным, но образованные с его помощью слова не создают регулярных рядов. Примером может служить единичный суффикс -льщик- в составе имени существительного боле-льщик со значением лица, являющегося любителем чего-нибудь, увлеченного чем-нибудь.

Различия между понятиями регулярности и продуктивности в лингвистической литературе устанавливаются по-разному. Одни исследователи считают, что регулярность - это явление системы языка, функционирующей на данном этапе ее развития (т.е. явлением синхронии), а продуктивность - это диахроническое явление. Для того чтобы определить степень продуктивности аффикса, нужно сопоставить количество и состав содержащих его слов в данный момент существования языка с тем, что было в прошлом, и, определяя, служит ли он для образования новых слов, установить его продуктивность. Другие же ученые видят разницу между регулярностью и продуктивностью в том, что регулярность характеризует систему языка с количественной, а продуктивность - с качественной стороны.

Одним из центральных понятий словообразования является способ словообразования. В плане диахронии под способом словообразования понимается конкретный приём создания мотивированного слова; фиксируется история слова, исторический процесс создания лексических единиц на базе уже существующих (например, слово «сейчас» с исторической точки зрения появилось в результате сращения двух слов - местоимения «сей» и существительного «час»). С позиций синхронии данное понятие «используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение производного слова» (Земская, СРЯ: Словообр, 169).

Первая научная классификация способов словообразования была разработана акад. В.В. Виноградовым (1951), который выделил морфологический способ словообразования, противопоставленный неморфологическим способам (лексико-семантическому, лексико-синтаксическому, морфолого-синтаксическому). Морфологический способ является центральным в русском словообразовании; это «образование новых слов с помощью аффиксов» (Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - С. 156). Примыкает к нему фонетико - морфологический способ, сутью которого является словообразование без присоединения эксплицитно выраженных деривационных формантов и сопровождается фонетическими изменениями (чередование фонем, смена ударения). Неморфологические способы не используют аффиксальных словообразовательных средств.

Лексико-семантический неморфологический способ - это образование слов путём изменения значения уже существующей лексической единицы, иными словами, это способ омонимии.

Морфолого-синтаксический неморфологический способ в классификации В.В. Виноградова объединяет «все факты перехода слов из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово» (Виноградов, 1975).

Лексико-синтаксический неморфологический способ - это создание мотивированного слова на базе словосочетания в результате слияния двух и более слов.

В современной науке о языке обычно выделяют следующие способы словообразования, так или иначе соотносимые с классификацией, предложенной В. В. Виноградовым.

Суффиксация. Формант в своей структуре обнаруживает словообразовательный суффикс (уче-ник, син-ющ-ий, толк-ну-ть, administration, friend-less, troop-er), часто и суффиксы мотивирующего слова (в свою очередь, словообразовательные для него). Суффикс может быть как материально выраженным, так и нет - в этом случае речь идёт о нулевом суффиксе, с помощью которого выражаются те же общие и частные словообразовательные значения, что и эксплицированными морфами.

Префиксация. Словообразовательным формантом выступает префикс (пра-внук, пре-высокий, на-писать, sub-urb, re-gicide, un-handsome).

Постфиксация. Словообразовательным формантом является постфикс (мыть-ся, какой-то).

Суффикс, в отличие от префикса и посфикса, присоединяется к мотивирующей основе, а не к слову в целом. В силу этого два последних способа словообразования требуют частеречной и словоизменительной гомогенности мотивирующего и мотивированного слов, чем отличаются от первого способа - суффиксации.

Префиксально-суффиксальный способ представляет собой сочетание в процессе словообразования префиксации и суффиксации (по-бережь-е, без-лич-н-ый, по-пис-ывать, по-нов-ому in-tensifica-tion, im-person- al, dis-engage).

Префиксально-постфиксальный способ заключается в использовании префикса и постфикса как словообразовательных формантов (рас-ходить-ся, на-бегать-ся).

Суффиксально-постфиксальный способ - сочетание суффиксации и постфиксации (горд-и-ть-ся, нужд-а-ть-ся).

Конверсия. Специфика данного способа словообразования заключается в том, что деривационное значение в мотивированном слове выражается с помощью преобразования системы флексий мотивирующего, т.е. смене словоизменительной парадигмы. Частным случаем конверсии является субстантивация прилагательных и причастий;

словообразующим формантов выступает система флексий-суффиксов мотивированного слова, т.е. существительного, представляющая собой часть системы флексий мотивирующего слова - систему флексий одного грамматического рода или числа (больной, гостиная, командировочные, a snuggery, a farm, a fold). Таким образом, парадигма прилагательного (причастия) преобразуется количественно (у субстантивата сохраняется лишь часть парадигмы мотивирующего слова) и качественно (флексии прилагательного (причастия)) трансформируются в независимые аффиксы имени существительного; об этом писал В. В. Виноградов: «Окончания прилагательных, попадая в категорию предметности, там функционально преобразуются. Они становятся окончаниями-суффиксами существительного, переставая быть знаками качества» (Виноградов, 1986).

Сложение, или чистое сложение, - способ словообразования, при котором опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляет собой чистую основу. Структуру форманта составляют: 1. интерфикс, выполняющий двойную роль: указание на связь компонентов и обозначение утраты морфологического значения предшествующего компонента (может быть нулевым); 2. закреплённый порядок компонентов; 3. единое основное ударение. Определяющим словообразовательным значением выступает соединительное значение (объединение значений компонентов, составляющих сложную основу мотивирующих основ, в целостное сложное значение мотивированного слова): словообразование, лесостепь, огнеустойчивый, полуобернуться, диван-кровать, tableland, handcrafted.

Сращение; данный способ отличается от сложения тем, что мотивированное слово абсолютно тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию, поэтому «синтаксическая связь данного словосочетания (связь управления или примыкания) сохраняется как живая связь в структуре мотивированного им слова». Например: умалишённый, вечнозелёный, фторсодержащий. Препозиция подчинённого слова и единое ударение на опорном компоненте входят в состав форманта.

Аббревиация объединяет все типы сложносокращённого и сокращённого образований. Формант включает: 1. произвольное усечение основ, 2. единое ударение, 3. система флексий определённого типа склонения существительных. Аббревиатурами являются вуз, Минфин, ФСБ, FBI, USA и т.д.

Помимо указанных способов, на практике зачастую встречаются сложные смешанные типы, включающие признаки и средства приведённых выше типов.

Как видим, определения указанных выше понятий свидетельствуют об адекватности этих явлений в русской и английской языковых системах.

 

АВТОР: Иванова О.Я.