11.08.2012 5426

Словообразовательная категория локативности как одна из форм реализации словообразовательной категории

 

Словообразовательная категория - это одна из комплексных единиц словообразования, которая представляет собой реализацию парадигматических отношений в словообразовании (наряду со словообразовательной моделью, словообразовательным гнездом). В работе представлено широкое понимание словообразовательной категории. Словообразовательная категория - это совокупность мотивированных наименований, содержащих общий словообразовательный семантический компонент, находящий свое выражение в форманте. В пределах словообразовательной категории наблюдается чередование, как словообразовательных формантов, так и частеречной принадлежности мотивирующих слов. Мотивированные наименования, входящие в словообразовательную категорию, могут различаться типами своих семантических отношений с мотивирующими словами. В данном исследовании изучается словообразовательная категория локативных имен существительных, которая анализируется нами с учетом методики разработанной В.М. Грязновой.

В своём определении мы придерживаемся В.М. Грязновой, под словообразовательной категорией мы понимаем совокупность мотивированных слов разных способов и типов словообразования, разных по частеречной принадлежности мотивирующего слова, которое содержит общий словообразовательный компонент, выраженный в форманте и считаем это определение рабочим.

В пределах словообразовательной категории наблюдается чередование, как словообразовательных формантов, так и частеречной принадлежности мотивирующих слов. Мотивированные наименования, входящие в словообразовательную категорию, могут различаться типами своих семантических отношений с мотивирующими словами. Исследуется словообразовательная категория локативных имен, в которую при изложенном понимании СК и указанном ограничении материала (мотивированные - это существительные) входят, например такие слова: прядильня - фабрика, изготовляющая пряжу; черничник - место, поросшее черникой; Поволжье - местность вдоль Волги; булочная - помещение, где продают хлеб; каменоломня - место, где добывают камень и др. В зависимости от вида типичного семантического компонента, который может осложнять общий семантический компонент «локативность», выделяются словообразовательные подкатегории, объединяемые частным словообразовательным значением. В зависимости от частеречной принадлежности мотивирующего слова и типа форманта внутри той или иной словообразовательной подкатегории выделяются деривационные классы, объединяемые тождеством частеречной принадлежности мотивирующего слова, типа форманта и частным словообразовательным значением.

Словообразовательная подкатегория в нашем понимании - это составная часть словообразовательной категории, представляющая собой совокупность мотивированных слов, в которой общее словообразовательное значение словообразовательной категории конкретизировано в одном из частных словообразовательных значений.

Внутри такой комплексной единицы, какой является словообразовательная категория, выделяется словообразовательный тип, который, как правило, определяется с учётом внешних, формальных и внутренних, семантических признаков мотивированных слов. Е. А. Земская словообразовательный тип определяет как «схему (формулу) строения производных слов, характеризуемых общностью трёх элементов: 1) части речи производящей основы; 2) семантического соотношения между производными и производящими, а именно: общностью способа словообразования, а для аффиксальных способов тождественностью аффикса» (Земская, 1973, 182). Тождественные определения данного понятия даны и в работах М. Докулила (Докулил, 1962).

Иное определение словообразовательного типа встречаем в РГ-80: «Основной единицей классификации словообразовательной системы является словообразовательный тип. Это схема построения слов определённой части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующихся: а) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов; б) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении». Под формантом (словообразовательным формантом) необходимо понимать как «наименьшее в формальном и семантическом отношениях словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми какое-либо слово отличается от слов, находящихся с ним в отношениях мотивации» (Улуханов, 1977, 8).

Изучив словообразовательный тип, мы сочли для себя возможным рассматривать СТ как структурно-семантический образец, который характеризуется

1. общностью части речи мотивирующего слова;

2. формально и семантически тождественным формантом;

3. общностью семантического отношения мотивированного слова к мотивирующему.

Внутри такой комплексной единицы, как словообразовательный тип, мы выделяем морфонологическую модель, под которой понимаем «морфонологические разновидности одного и того же словообразовательного типа» (Земская, 1973).

Названные выше понятия: словообразовательная категория, словообразовательная подкатегория, словообразовательный тип, словообразовательный формант, морфонологическая модель необходимы нам для анализа лексико-семантического поля имен существительных со значением локативности, классификации лексического материала с позиций особенностей словообразования и сопоставления этих особенностей в русском и английском языках.

Общую часть словообразовательной семантики локативных существительных составляют следующие интегральные семы: родовая сема «локативность», категориальная словообразовательная сема «презентность или перфектность». Интегральные семы служат для объединения изучаемых языковых единиц. Сема «локативность» является наиболее обобщенной среди интегральных сем. Если сема «презентность и/или перфектность» присуща только мотивированным наименованиям с локативным значением, то сема «локативность» характерна для всего поля локативности, независимо от мотивированности / не мотивированности существительных, её составляющих. По всей функции сема «локативность и сема презентность и /или перфектность» одинаковы (это интегральные семы), а по рангу сема «локативность» рассматривается нами как сема более высокого уровня обобщения. Определяем сему «локативность» как классему, а сему «презентность и/или перфектность» как архисему.

Среди индивидуализирующих компонентов в первую очередь выделяются такие компоненты, на основании которых определяется тематическая организация словообразовательной категории суффиксальных личных имен. Индивидуализирующие компоненты, выделенные по тематическому признаку, являются традиционными в литературе, посвященной различным классам имен.

В нашем материале мы произвели объединение индивидуализирующих компонентов на основании смысловой близости и выделили следующие дифференциальные компоненты более обобщенного характера: «пространство», «ограниченное пространство» «территория», «сооружения как событийно ограниченное пространство» «вместилища событий».

Выделенные дифференциальные компоненты мы определяем как квалификационные, дающие локативности общественно значимую квалификационную характеристику. Квалификационные дифференциальные семы репрезентируют ту или иную разновидность общего словообразовательного значения локативности, представляют собой то или иное частное словообразовательное значение локативности. Необходимо отметить. Что квалификационный дифференциальный компонент выделяется на тематическом основании и является тематическим. Он может содержаться в словообразовательной семантике личного имени, одновременно в лексической и словообразовательной семантике. Таким образом, наличие или отсутствие, а также семантизация одной из квалификационных дифференциальных словообразовательных сем служит основанием для разграничения единой словообразовательной категории локативности на словообразовательные подкатегории. В соответствии с этим в русском литературных языках конец 20 начала 21 века выделяются следующие словообразовательные подкатегории:

1. Словообразовательная подкатегория (СПК) локативных имен существительных с дифференциальным компонентом «неограниченное пространство»;

2. Словообразовательная подкатегория (СПК) локативных имен с дифференциальным компонентом «ограниченное пространство (территория)»;

3. Словообразовательная подкатегория (СПК) локативных имен с дифференциальным компонентом «территория - артефакт, вмещающая какое-либо событие».

В дальнейшем данные СПК называются кратко: СПК со значением «пространство», СПК со значением «территория», СПК со значением «сооружения (вместилища событий)».

Каждая СПК в зависимости от части речи мотивирующего слова и типа форманта может включать в свой состав различные деривационные классы. Например, в составе СПК наименований со значением «Пространство» в русском языке выделяются следующие классы:

1. девербативы суффиксального способа словообразования, например: простор - свободное, обширное пространство;

2. отсубстантивы суффиксального способа словообразования, например: ельник - еловый лес, pinery - сосняк, сосновый бор»;

3. отадъективы суффиксального способа словообразования, например: равнина - ровная, без высоких холмов земная поверхность;

4. отсубстантивы префиксально - суффиксального способа словообразования, например: взгорье - небольшая возвышенность, холм, пригорок.

В работе исследуется содержание и организация словообразовательной семантики мотивированных наименований различных словообразовательных подкатегорий, формирующих словообразовательную категорию локативности: их специфику, черты сходства и различия.

 

АВТОР: Иванова О.Я.