14.08.2012 11230

Функции порядка слов как синтаксических сегментов в современном русском языке

 

Всякая система строится из элементов, природа которых определяет ее специфику. «Как в капле воды отражается солнце, так в элементе должны быть представлены основные свойства данной системы; система должна опознаваться по элементу». В этом состоит системообразующая, конститутивная функция элемента [Попова 1985: 25]. В разных языках порядку слов отводится разная роль. Нормативный синтаксис постулирует порядку слов ряд функций: синтаксических, структурных, семантических, стилистических. «Если учесть, что вопросы структуры входят в компетенцию синтаксиса, а стилистика опирается в основном на семантические различия, в большинстве случаев предопределенных самой синтаксической структурой предложения, то все многообразие функций порядка слов можно свести к двум основным функциям: синтаксической и смысловой. Эти функции релевантны как для предложения, так и для текста» [Малинович 1989: 115].

Ю.В. Рождественский полагает, что порядок слов является характерологическим признаком языковой семьи [Рождественский 1969: 260], поскольку роль грамматического значения порядка слов зависит от структуры языка. В синтетических языках роль словопорядка в выражении грамматических значений относительно невелика. В аналитических же языках именно место, на котором стоит слово в высказывании, оказывается, прежде всего, средством, выражающим грамматическое значение наряду с аффиксами и служебными словами. Грамматическую функцию порядка слов необходимо учитывать для правильного оформления синтаксических структур.

При типологическом сопоставлении словопорядков И. Ф. Вардуль берет за основу следующую функцию: участие порядка слов в оформлении членов предложения как сущностей «формально-грамматического, не актуального членения» [Вардуль 1989: 18]. Он делит языки на восемь групп в зависимости от того, какие позиции занимают в них подлежащее, сказуемое и дополнение по правилам синтаксического кодирования. К девятой группе относятся языки, для которых характерна непричастность порядка слов к синтаксическому кодированию. Анализируя языки девятой группы, автор подчеркивает, что одни языки типа IX имеют в качестве доминирующего порядок, свойственный типу I, то есть ПДС (подлежащее - дополнение - сказуемое); такой порядок характерен, например, разговорному турецкому языку; другим языкам группы IX, например, русскому, свойственен порядок типа VII - ПСД (подлежащее - сказуемое - дополнение).

Следовательно, И.Ф. Вардуль проводит две классификации:

1. Языки со свободным порядком слов (девятую группу) автор противопоставляет языкам с фиксированным порядком слов, независимо от того, к какой из восьми групп принадлежат последние.

2. Классификация первых восьми групп основана на принципе размещения сказуемого и основных предсказуемых блоков на линейной оси. Такой доминирующий способ характерен для любого языка, независимо от того, участвует ли порядок слов в синтаксическом кодировании или нет.

Таким образом, участие словопорядка в синтаксическом кодировании и степень его фиксированности не причастно к наличию базового порядка слов того или иного языка. В тех языках, где порядок слов используется для синтаксического кодирования, эту функцию выполняет базовый словопорядок. Например, базовый словопорядок «подлежащее - сказуемое - дополнение» свойственен как русскому, так и английскому языку. Наряду с этим, в английском языке, в отличие от русского, данный порядок слов участвует в синтаксическом кодировании и поэтому является фиксированным.

А.А. Васильева выделяет четыре основные функции порядка слов:

1. логико-грамматическую функцию. Она служит для определения «грамматической сущности отдельного слова, словосочетания или предложения»;

2. структурно-грамматическую функцию. Она способствует строгой организации словосочетания или предложения;

3. эмоциональную или стилистическую функцию, когда постановка слов на необычное для них место в предложении придает экспрессивный оттенок;

4. коммуникативно-психологическую функцию, когда посредством необычного порядка слов подчеркивается что-либо важное или «коммуникативно новое» [Васильева 1988: 120].

Кроме того, исследователь подчеркивает, что стилистическая функция и ее оттенки наслаиваются на структурно-грамматическую и коммуникативную функции, поскольку стилистическое употребление словопорядка основывается на определенной функции выражения коммуникативной нагрузки членов предложения, а стилистическое использование грамматической структуры служит средством языковой экспрессии.

При рассмотрении словорасположения О.Б. Сиротинина различает три функции порядка слов: коммуникативную, грамматическую и стилистическую [Сиротинина 1965]. П. Адамец, В. Матезиус и И.П. Распопов главной функцией порядка слов считают построение и оформление высказываний (нейтральных и экспрессивно окрашенных). В качестве второстепенных, менее значимых функций словопорядка выступают синтаксические, стилистические и экспрессивные средства.

В.Г. Адмони выделяет следующие факторы, влияющие на порядок слов: I) морфологический (влияние на порядок слов формы слова); 2) ритмико-интонационный (расположение слов в зависимости от их ударности); 3) познавательная установка говорящего (движение мысли от исходного пункта, смысловой вес компонентов); 4) логико-грамматический (связан с морфологическим - стремление выразить с помощью порядка слов синтаксическую функцию слова); 5) структурно-грамматический (использование порядка слов для организации синтаксических единств, их цементирования и членения); 6) эмоциональный (повышенная эмоциональность влияет на порядок слов); 7) стилистический (влияние функционального стиля или нормы речи); 8) стилизаторский (в художественной литературе для воссоздания эпохи, социального типажа) [Адмони 1974: 202-203].

Исследования И.И. Ковтуновой выявляют тесную взаимосвязь слово- расположения и разных явлений языковой системы. На синтаксическом уровне порядок слов различает компоненты словосочетаний, т.е. «сохраняет иерархию синтаксического членения»; на уровне актуального членения предложения словопорядок служит для различения темы и ремы в стилистически нейтральных синтагматически независимых высказываниях [Ковтунова 1973].

Е.И. Шендельс полагает, что «изменение порядка слов, меняющее только коммуникативное членение и стилистическую окраску, не создает новой модели, а вызывает лишь внутри модельные преобразования или варианты», кроме того «их смысловое различие не затрагивает системных грамматических значений» [Шендельс 1962: 8-18].

Порядок слов широко используется для выражения эмфазы (то есть различных аспектов отношения говорящего к сообщению). Основной функцией базового порядка слов М.И. Абабкова считает оформление эмфатически нейтральных предложений, однако в сочетании с определенной интонацией базовый словопорядок может отразить эмфазу: «ср.: Он пришел вовремя - Он пришел вовремя.» [Абабкова 1993: 7].

О.С. Ахманова и Г.Б. Микаэлян отмечают, что в каждом конкретном языке роль порядка слов в разграничении функций слов будет видоизменяться в соответствии со всей грамматической системой данного языка. В частности, для английского языка специфической является функция порядка слов для разграничения прямого и косвенного дополнений - косвенное дополнение предшествует прямому, например, I gave the boy an apple - Я дал мальчику яблоко; I brought her the book - Я принес ей книгу и т.п. Для русского же языка характерной функцией порядка слов (в сочетании с различием в ритмико-интонационном членении) является разграничение определения и сказуемого, выраженного прилагательным в предложениях, состоящих из имени существительного в именительном падеже и согласованного с ним полного прилагательного. Таким образом, порядок слов является одним из средств установления связей между словами в предложении. По мнению исследователей, большое значение имеют различия в дистантном и контактном положении слов, с одной стороны, и различие в препозиции и постпозиции, с другой [Ахманова 1963: 124]. Так, связи между прилагательным и определяемым им существительным и роль прилагательного в предложении будут различны и будут зависеть от места прилагательного в предложении. В исследованном нами материале это положение находит подтверждение в следующих случаях: С шоссе вниз скользнула серая тень (А.Толстой. Хождение по мукам).- Председатель, довольный, засмеялся (В.Белов. Кануны). - Солнце стояло красновато-мутное (А.Толстой. Хождение по мукам).

В первом предложении прилагательное вступает с существительным в наиболее тесную атрибутивную связь, образуя с ним словосочетание, выступающее в предложении как цельный комплекс; во втором предложении, при постпозиции прилагательного, его связь с существительным оказывается ослабленной, приобретая оттенок установления отношения. В третьем из приведенных выше примеров связь прилагательного с существительным является уже полностью предикативной, прилагательное выполняет роль именного члена составного именного сказуемого.

Следовательно, порядок слов выражает определенные синтаксические значения, служит для разграничения функций слов в предложении. Для сравнения приведем следующие примеры:

Мать любит дочь. - Дочь любит мать.

Бытие определяет сознание. - Сознание определяет бытие.

Порядок слов может выполнять и смыслоразличительную функцию, в частности, выражать значение приблизительности:

Раза два за это время он встречал Андрея Ивановича (Н.Сухов. Казачка). - Ср.: Два раза за это время он встречал Андрея Ивановича.

К этому делу ребята готовились три дня (там же). - Ср.: К этому делу ребята готовились дня три.

Месяца через три рота снялась (Е.Носов. Шумит луговая овсяница). - Ср.: Через три месяца рота снялась.

Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению функций порядка сегментов на различных ярусах синтаксиса, необходимо определить аспекты, с опорой на которые проводятся исследования в нашей работе.

 

АВТОР: Кудашина В.Л.