16.08.2012 18844

Общая характеристика частушки как музыкально-словесного жанра

 

Жанровые особенности русской народной частушки в разной мере и с разных сторон рассматриваются в работах С.Г. Лазутина, И.З. Зырянова, М.М. Бахтина, Н.П. Колпаковой, А.А. Горелова, В.П. Аникина, О.В. Мешковой и других литературоведов, искусствоведов. Обобщенно характеризуя частушку, С.Г. Лазутин в «Литературном энциклопедическом словаре» определяет ее как «жанр русского словесно-музыкального фольклора, короткую (обычно 4-строчную) песенку быстрого темпа исполнения». В качестве важных ее жанровых черт отмечается, что «частушки создаются преимущественно сельской молодежью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку», тематика «главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской), в советский период их доля возрастает, тематический диапазон расширяется». Будучи откликом на события дня, «частушка обычно рождается как поэтическая импровизация». Частушке как жанру «свойственны обращения к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия». Более развернутая характеристика этих и других частных свойств частушки как жанра содержится в монографических исследованиях С.Г. Лазутина «Русская частушка», С.В. Зырянова «Поэтика русской частушки», О.В. Мешковой «Эстетическая природа частушки» и других литературоведов, искусствоведов.

Выделив важные признаки частушки как жанра, литературоведы, однако, не дали однозначного ответа на главный вопрос: составляют ли народные частушки в своей огромной массе особый целостный жанр или это вид народного музыкально-словесного искусства, объединяющий несколько жанров.

Ряд исследователей высказывает мнение, что частушка не представляет собой целостного жанра. Так, например, по мнению В.Е. Гусева, «частушка не может считаться единым самостоятельным жанром», так как «это - своеобразная, известная многим народам песенная монострофическая форма, особенность которой составляет относительная обособленность текста и музыки, на один и тот же тип мелодии создаются многочисленные произведения» [Гусев В.Е., 1967].

Разделяя эту точку зрения, О.В. Мешкова в своем исследовании «Эстетическая природа частушки» также считает, что «частушка - это вид устного народного творчества, представленный несколькими жанрами» [Мешкова О.В., 2000, с.5]. В пользу этой точки зрения, по ее мнению, свидетельствует тематическое разнообразие частушек. Даже сторонники признания за частушкой жанровой целостности отмечают, что «в отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. В ней находит яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственная сатира, и мягкий дружеский юмор» [Лазутин С.Г., 1990, с.103].

В связи с разнообразием частушек весьма дискуссионным среди литературоведов и собирателей является вопрос об их классификации. В первых дореволюционных сборниках частушек использовался преимущественно тематический принцип, например, в «Сборнике деревенских частушек» В.И. Симакова, в «Песнях деревенской молодежи» Д.К. Зеленина. С учетом их назначения П. А. Флоренский выделял ещё частушки хороводные, ходовые, исполняемые под пляску, т.е. наряду с тематикой учитывал назначение и условия исполнения. В сборниках советского времени тематический принцип сочетается с хронологическим. Например, в сборнике «Русские частушки» П.И. Рождественской, С.О. Жислиной выделяются «Частушки о старой жизни», «Частушки о новой жизни», «Частушки о любви». В сборнике Л.A. Астафьевой «Частушки» в особые разделы выделяются 1) дореволюционные частушки, 2) частушки советского времени, 3) частушки о любви, 4) частушки деревенских гуляний. В некоторых сборниках, например, Е.Н. Елеонской, З.И. Власовой и А.А. Горелова использовался еще территориальный принцип. Иные подходы к типологии частушек наметились в научных исследованиях. Н.П. Колпакова выделяет, например, 4 типа: 1) собственно частушки, 2) плясовые частушки, 3) «Семеновну», 4) «Страдания». И.В.Зырянов, учитывая преимущественно основные функции в процессе бытования, выделяет 8 типов: 1) лирические частушки, 2) гимнические частушки, 3) лозунговые частушки, 4) сатирические и юмористические частушки, 5) детские припевки, 6) частушки-припляски, 7) пословичные частушки, 8) не складухи - перевертыши [Мешкова О.В., 2000, с.21, с. 122-131]. А.И. Лазарев все лирические частушки подразделяет на частушку-исповедь, частушку - характеристику, частушку-ситуацию, частушку-анекдот [Мешкова О.В., 2000, с.22, с. 178]. А.А. Горелов вопрос о классификации частушек связывает с их композицией и вводит понятия субъективно-лирической и объективно - лирической форм. Г.В. Макович предлагает в качестве основы научной классификации частушек учитывать в первую очередь сюжетные особенности.

Существенные разногласия в работах литературоведов, искусствоведов наблюдаются также относительно происхождения частушек как жанра и специфических признаков, которыми они отличаются от народных лирических песен, от лирических песен нашего времени. Целый ряд исследователей, таких, например, как А.И. Соболевский, Е.Э. Линева, Е.Н. Елеонская, Ю.М. Соколов, Н.И. Андреев, Н.П. Колпакова, предполагают, что частушка имеет древнее происхождение. По мнению Н.П. Колпаковой, наиболее ранней формой является плясовая частушка: «указания на «припевы», «малые припевы», исполняющиеся под музыку и при пляске на пирах древней Руси, встречаются уже в былинах наряду с упоминанием о национальных музыкальных инструментах - гуслях и гудках. Возможно, что на основе песенок малой формы, обладавших шутливым характером, развилась позднейшая форма веселых юмористических песенок частушечного типа, издавна употреблявшихся народом для развлечения, в качестве аккомпанемента к пляске. Позднее, по мнению исследователя, формируется четырех строчная «лирическая миниатюра с развитым психологическим содержанием». Возникновение «Страданий» исследовательница датирует последней четвертью XIX века. Самой поздней разновидностью частушек является «Семеновна» [Мешкова О.В., 2000, с. 10-11, с.274-275]. Другие исследователи (Д.К. Зеленин, A.M. Путинцев, П.М. Соболев, Е.В. Гиппиус, М.К. Азадовский, A.M. Новикова, В.И. Чичеров, С.Г. Лазутин) относят частушку к новым жанрам. С.Г. Лазутин считает, что частушка как самостоятельный жанр формируется в середине XIX века: «коротенькие песенки шуточного содержания, насчитывавшие от 2 до 12 строк, выделяются в это время из всей остальной массы песен, осознаются народом как особый песенный жанр» [Лазутин С.Г., 1990, с. 19]. Появление частушек в середине XIX столетия было вызвано, по мнению ученого, «формированием новых принципов художественного отражения жизни», в частности реализма. Поэтому одним из основных признаков частушки как жанра С.Г. Лазутин, наряду с краткостью и безграничным тематическим диапазоном, экспромтностью, выделяет ее реалистичность.

В качестве важнейшего признака частушки как жанра ряд литературоведов выделяет преобладание в ней личностного начала. По мнению С.Г. Лазутина, «ее главное назначение не в описании каких-либо событий и фактов, не в отражении тех или иных жизненных явлений, а в выражении определенного отношения к ним, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений» [Лазутин С.Г., 1990, с.101]. Однако В.П. Аникин считает, что не следует преувеличивать личностное начало в частушках, так как интимно - лирические переживания в них носят обобщенный характер: рассчитанная на публичное исполнение «лирическая частушка при всех, при народе дает оценки, смеется, хвалит, осуждает и просто называет приметы определенных чувств по особой - и обычно понятной слушателям или исполнителю - связи ее содержания с конкретным случаем или лицом» [Мешкова О.В., 2000, с.16]. И.В. Зырянов в статье «Вариантность частушки как признак ее коллективности» также считает, что частушку не следует рассматривать «продуктом чисто индивидуального творчества». Огромное количество вариантов свидетельствует о сочетании в частушке индивидуального с коллективным. Иное объяснение тому, что «частушка является ярким примером единства общего и индивидуального», дает Л.А. Астафьева: «Такие чувства, как любовь, тоска, нежность, ревность, являются общечеловеческими. Вместе с тем они индивидуальны, вызваны определенными обстоятельствами, определенной жизненной ситуацией и выражаются в конкретной форме» [Астафьева Л.А., 1975, с.140].

Таким образом, в литературоведческих и искусствоведческих работах, посвященных русской частушке, существуют принципиальные разногласия относительно происхождения и жанровой специфики русской частушки. Как совершенно справедливо заметила О.В. Мешкова, «в изучении специфики частушки бесспорным является лишь утверждение о ее тематическом разнообразии» [Мешкова О.В., 2000, с.22].

Разногласия литературоведов, искусствоведов в трактовке частушки как жанра обусловлены, естественно, и многообразием самих частушек, сложностью установления характерных признаков, которые бы распространялись на все ее виды, и, конечно же, разными подходами ученых к ее исследованию, актуализацией разных ее сторон. Само исходное понятие жанра у разных ученых неодинаково. Одни из них при определении жанровой специфики частушки учитывают в первую очередь идейно-тематические критерии, другие исходят из особенностей поэтики. Так, например, Ф.М. Селиванов отмечал, что «частушка - первый в истории русского устного песенного творчества жанр, опирающийся на рифму как главный структурообразующий фактор» [Мешкова О.В., 2000, с.9]. А. Квятковский акцентирует внимание на своеобразии ритма: «могучее динамическое начало, позволяющее мгновенно отличить частушки от других видов лирики» заключается, по его мнению, в «завораживающей силе ритма» [Мешкова О.В., 2000, с.9]. Музыкальные особенности частушек рассматриваются Е.В. Невзглядовой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским.

Естественно, что отмеченные разногласия в понимании жанровой природы частушки являются частным проявлением более общих противоречий во взглядах литературоведов на категорию жанра в целом. В литературоведении до сих пор нет единой, общепринятой трактовки категории жанра, существовали и еще существуют разные, причем прямо противоположные концепции [Кожинов В.В., 1963, т.2]. Для многих литературоведов до сих пор не ясен вопрос о том, является ли жанр категорией содержания или формы [см.: Жанры советской литературы, 1988; Теория литературы, 1964, Кн.2]. Разногласия по этому вопросу остро проявились, как известно, еще в 20-30 годы прошлого столетия, когда представители вульгарно-социологической критики рассматривали жанр исключительно как категорию содержания, а теоретики формального направления - как категорию формы. В ряде позднейших работ, в том числе современных, наметилась тенденция рассматривать жанр как категорию содержания и формы. По мнению В.В. Кожинова, жанр - это форма, которая уже определила в своей архитектонике более или менее конкретный художественный смысл» [Кожинов В.В., 1963, с.915].

С учетом объективных сложностей и противоречий литературоведы определяют жанр лишь в самых общих чертах как «исторически складывающийся тип литературного произведения» [ЛЭС, 1987, с. 106]. При этом термин «жанр» зачастую отождествляется с термином «литературный вид». Так, один из крупнейших специалистов в области теории литературы Л.И. Тимофеев в своей книге «Основы теории литературы», характеризуя роды художественной литературы: лирику, эпос, драму, - пишет: «Вариации внутри литературного рода называют литературными видами. Внутри вида также могут быть дополнительные членения, которые называют жанрами. Так, роман есть вид литературного рода - эпоса, а философский роман есть жанр романа наряду с другими жанрами: приключенческим романом, бытовым романом и т.д. Однако точная терминология здесь еще не установилась. Часто жанром называют и виды, иногда термин «жанр» обозначает и то, что называют родом, т.е. эпос, лирику и драму» [Тимофеев Л.И., 1971, с.354]. Затем, определяя свою позицию относительно термина «жанр», Л.И. Тимофеев добавляет: «Французское слово «жанр» собственно обозначает род. Мы в дальнейшем будем употреблять два термина: жанр (в смысле род) и жанровая форма (в смысле вид); понятие, которое бы обозначало членение внутри вида (жанр в узком смысле слова), представляется слишком дробным и излишним» [Тимофеев Л.И., 1971, с. 355].

Общее литературоведческое понимание и определение жанра как «исторически сложившегося типа литературного произведения» по традиции широко используется и в работах по лингвостилистике. В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой оно дается на первом месте. Литературоведческая трактовка лишь дополняется лингвистическим признаком: «род, разновидность произведения в составе художественной литературы, за которым в известные исторические эпохи могла закрепиться та или иная стилистическая разновидность языка» [Ахмановой О.С., 1969, с. 148]. Однако такое слишком общее, несколько расплывчатое определение жанра не удовлетворяет многих и многих исследователей языка художественной литературы. Поэтому вслед за В.В. Виноградовым в работах А.Н. Кожина, В.В. Одинцова, Е.А. Иванчиковой, Г.Я. Солганика, М.Н.Нестерова и других лингвостилистов формируется другое, собственно лингвистическое понимание жанра художественной речи. В основе своей оно связано с лингвистическим пониманием жанров нехудожественной речи и соотносится с функциональными стилями языка и текстом.

В отличие от литературоведения жанр в лингвостилистическом понимании связан, прежде всего, с каким-то определённым функциональным стилем или функциональным типом языка. Каждому функциональному стилю языка, соответственно, типу речи свойственна своя система жанров. Поэтому все жанры того или другого функционального стиля обладают какими- то общими стилистическими признаками данной функциональной подсистемы, в частности характеризуются общностью сферы употребления и основных функций, общностью характерных языковых средств.

Сам функциональный стиль языка как система реализуется в конкретных речевых жанрах. И, следовательно, с изучения жанра начинается изучение речи, её стилистических качеств. «Едва ли существует стиль научной литературы в целом, стиль публицистики, стиль функционально-деловой документации, - пишет Е.Ф. Петрищева о функционально-стилистической дифференциации речи. - Наиболее вероятно существование стилей на низшем уровне классификации речевых произведений - у речевых жанров» [Петрищева Е.Ф., 1987, с.70]. По мнению большинства учёных, функциональный стиль реализуется непосредственно в текстах той или другой жанровой формы. «Очевидным представляется, прежде всего, - пишет Е.А. Иванчикова, - что реальной первичной ячейкой стиля, обладающей определёнными конституирующими признаками, является текст как жанровая форма речи. В пределах одной стилевой разновидности обслуживающие её жанровые формы речи объединяются между собой общностью их речевого стиля» [Иванчикова Е.А., 1987, с. 133]. Такой взгляд на соотнесенность жанров с функциональными стилями восходит к теории В.В. Виноградова о стилях речи. По теории В.В. Виноградова, стили речи базируются на языковых стилях, языковые стили служат основой для дифференциации многообразных речевых стилей: жанровых (дискуссия, доклад, лекция, беседы), соотносительных с устной и письменной формами речи; монологических и диалогических (во всех их «внутренних» разновидностях); индивидуальных стилей и т.д. [Виноградова В.В., 1963, с.15-30]. А.К. Панфилов вслед за В.В. Виноградовым также считает языковые стили базовыми, а выделение стилей речи связывает с разнообразием жанров, речевых сфер и ситуаций, индивидуальностей. В связи с этим выделяются в качестве речевых стилей стили диссертаций, учебников и учебных пособий, лекций, аннотаций и т.д. [Панфилов А.К., 1972, с. 30-37,76-77 и др.].

С иных позиций аналогичную точку зрения на соотношение языковых стилей и жанров высказал М.М. Бахтин, который в работе «Проблема речевых жанров» писал: «По существу, языковые, или функциональные стили, есть не что иное, как жанровые стили определённых сфер человеческой деятельности и общения. В каждой сфере бытуют и применяются свои жанры, отвечающие специфическим условиям данной сферы; этим жанрам и соответствуют определённые стили» [Бахтин М.М., 1979, с.241]. Функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая) и специфические для каждой сферы условия речевого общения порождают, по мнению М.М. Бахтина, «жанры, то есть определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказывания. Стиль неразрывно связан с определёнными тематическими единствами и - что особенно важно - с определёнными композиционными единствами: с определёнными типами построения целого, типами его завершения, типами отношения говорящего к другим участникам речевого общения к слушателям или читателям, партнёрам, к чужой речи и т.п.» [Бахтин М.М., 1979, с.242].

Связь текстов той или другой жанровой формы с функциональными стилями подчеркивает в своих работах А.Н. Кожин. По его мнению, «типичные качества той разновидности литературного языка, которая называется стилем, находят реальное воплощение и своё выражение в текстах, представляющих собой жанры стилистически маркированных типов речи. Особенности деловой, научной, публицистической или даже обиходно-разговорной речи по-своему проявляются в жанровых модификациях текста, поэтому эти композиционные системы в пределах функциональных стилей языка называют стилями речи» [Кожин А.Н., 1972, с.57]. Отсюда стили речи - это стилистически отмеченные разновидности или жанрово-фиксированные вариации стиля литературного языка.

Выделяются разные жанровые формы научного изложения (научной речи), публицистической речи, официально-деловой речи, обиходно - разговорной речи и т.д. Как отмечает Д.Н. Шмелев, «существует множество мелких жанров бытовой речи, когда важным становится не только то, о чём говорится, но и как об этом говорится. Анекдоты зачастую построены на семантических сдвигах, на смысловых недоразумениях. Каламбуры, игра слов, сколь бы они ни были различны по своей художественной и содержательной ценности, в сущности, отражают внимание говорящих именно к внешней стороне словесного знака, внимание, которое и является основой проявления эстетической функции языка» [Шмелев Д.Н., 1977, с.35].

Но особенно разнообразна жанрово-стилистическая дифференцированность художественной литературы, именно в ее жанровых особенностях проявляется, прежде всего, своеобразие художественной речи. Поэтому исследование художественной речи в ее различных жанровых разновидностях становится актуальной задачей современной лингвостилистики.

Выделению жанровых форм в работах по стилистике обычно предшествует разграничение подстилей. Как отмечают авторы «Стилистики русского языка» под ред. Н.М. Шанского, «функционально-стилистическая» система современного русского литературного языка складывается из особенностей, свойственных функциональному стилю, по стилю и жанру. Каждая из этих стилистических категорий находит реализацию в конкретных текстах, а в целом представляет собой научную абстракцию. Такой абстракцией высшего порядка является функциональный стиль, низшего - жанр.

Функциональный стиль определяет общую установку на отбор и организацию речевых средств. Под стиль эту установку конкретизирует в соответствии с частными условиями и задачами общения, а жанр диктует свои законы выбора языковых средств, ограничивая их соответствие конкретными условиями и законами жанровой формы» [Стилистики русского языка (Под ред. Н.М. Шанского), 1982, с.190].

Г.Я. Солганик предлагает несколько иную схему, условно рисующую путь от языка к законченному произведению: литературный язык - функциональный стиль - жанры (или жанровые стили) - речевые произведения. «В конкретном произведении как последнем этапе процесса отражаются черты общеязыковые, функционально-стилевые, жанровые и особенности индивидуального стиля пишущего» [Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я., 1978, с.7].

Специфика жанров порождена, по мнению учёных, действием экстралингвистических факторов. Авторы «Стилистики газетных жанров» под ред. Д.Э.Розенталя отмечают, что жанровая форма обусловливает определенное отношение к действительности, способ отбора фактов, меру участия авторов и т.д. «Жанр не отражает непосредственно действительность так, как любое произведение искусства и литературы. Будучи обобщённой категорией, жанр отражает не непосредственно действительность, а характер отношения к ней составляющих жанр произведений. Жанр - это всегда установка на определённый тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношения к действительности. Например, очерк создаёт иной угол зрения, иной «наклон», иное отношение к действительности, нежели рассказ, роман, драма и т.д. Сонет - независимо от многообразных конкретных художественных произведений жанра - это законченное (имеющее итог и разрешение) лирическое размышление о действительности, нередко сложное и противоречивое. И в этом заключается самый общий «смысл» жанровой формы сонета, её «установка» на определённый характер изображения» [Стилистики газетных жанров (Под ред. Д.Э. Розенталя), 1981, с.7].

Сам жанр реально существует как открытый ряд конкретных речевых произведений, имеющих единый характер отношения к действительности и в связи с этим сходные композиционно-структурные особенности. В зависимости от темы, в соответствии с той или иной задачей (целевой установкой) в газетном тексте возможно использование и научной лексики, технической терминологии, оборотов художественной или разговорной речи. При этом для характеристики жанра существенен не только сам факт такого использования, но и специфика сочетания, взаимодействия языковых единиц, т.е. важны собственно стилистические параметры (особенности используемых структур).

Именно речевая организация, по мнению Г.Я. Солганика, «специфицирует жанр как определённую устойчивую форму абстрагированного отношения к действительности» [Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я., 1978, с. 10]. Отсюда жанр, по определению Г.Я. Солганника, - «это своеобразный смысловой каркас целой группы, категории произведений. С другой стороны, жанр это совокупность структурно-композиционных признаков, отражающих, воплощающих этот каркас. Другими словами, жанр - это форма в её непосредственном, изначальном смысле: композиция, речь, ритм и т.д.» [Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я., 1978, с.7]. Если содержательная сторона жанра «выражает характер отношения к действительности, способ организации жизненного материала», то «воплощение... осуществление лежащего в основе жанровой формы отношения совершается в речи» [Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я., 1978, с.8]. Следовательно, жанр, по мнению Г.Я. Солганника, «целесообразно рассматривать в двух тесно взаимосвязанных, но четко различающихся аспектах: 1) как форму организации материала действительности (жизненного материала); 2) как форму организации речевого материала. Если первый аспект можно считать предметом литературоведения, теории жанров, то второй аспект - предмет лингвистики (уже - функциональной стилистики или стилистики речи)» [Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я., 1978, с.7].

Учитывая, что жанровые разновидности характеризуются прежде всего конструктивными особенностями, особенностями группировки, формами «обработки» жизненного и речевого материала, В.В. Одинцов определяет жанр «как выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых структур» [Одинцов В.В., 1980, с. 156].

От текста к определению жанра речи подходит Е.А. Иванчикова в своей работе «Жанровые формы речи газетной публицистики»: «Жанровая форма речи - это определенным образом оформленный текст: с заведомо определёнными его автором начальной и конечной границами и, как правило, озаглавленный» [Стилистика русского языка (Под ред. А.Н. Кожина), 1987, с.74]. При этом Е.А. Иванчикова предпочитает употреблять термин «жанровая форма речи», который позволяет терминологически отмежеваться от литературоведческого понятия «жанр»: «Из принимаемой здесь трактовки понятия «жанровая форма речи» с очевидностью вытекает, что оно, относясь к области текстовой лингвистики, не должно смешиваться с «жанром» как литературоведческой категорией» [Стилистика русского языка (Под ред. А.Н. Кожина), 1987, с.74]. Текст, который положен в основу понятия «жанровая форма речи», в самом общем виде определяется Е.А. Иванчиковой «как отрезок письменной речи (или вся речь), синтаксически организованный, относительно (или полностью) завершенный по смыслу, характеризующийся единством субъективной принадлежности, коммуникативной направленности и экспрессивно-модальной окрашенности» [Стилистика русского языка (Под ред. А.Н. Кожина), 1987, с.74].

В подкрепление своих суждений Е.А. Иванчикова ссылается на работу Г.В. Степанова «О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста», в которой он пишет, что «целостность - это прежде всего содержательная категория. Она опирается как на синтаксическую, так и на смысловую связанность, понимаемую как соответствие собственно текстовой стороны (коммуникативной) референционной стороне (т.е. относящейся к действительности). В тексте выделяют ещё и модальную сторону, передающую отношение автора к высказыванию и связывающую текст единой оценочностью в некое целое. Эти принципы применяются ко всем видам текстов» [Степанов Г.В., 1980, с.202]. Характеризуя факторы, определяющие целостность речевого жанра, Е.А.Иванчикова ссылается и на высказывания М.М.Бахтина, который в своей работе «Проблема речевых жанров» называл три фактора, создающих в своей совокупности целостное единство высказывания как речевого жанра: 1) предметно-смысловая исчерпанность; 2) речевой замысел, или речевая воля, говорящего; 3) типические композиционно-жанровые формы завершения» [Бахтин М.М., 1979, с.255]. «Очевидно, - заключает Е.А. Иванчикова, - что именно эти факторы являются наиболее общими и обязательными условиями, определяющими собой целостный характер «речевых жанров» [Стилистика русского языка (Под ред. А.Н. Кожина), 1987, с.73].

Применительно к художественной речи определение жанра дается в работах М.Н. Нестерова. В отличие от литературоведения жанр в лингвостилистическом понимании связан, прежде всего, с каким-то определённым функциональным стилем или функциональным типом языка. Каждому функциональному стилю языка, соответственно, типу речи свойственна своя система жанров. Поэтому все жанры того или другого функционального стиля обладают какими-то общими стилистическими признаками данной функциональной подсистемы, в частности, характеризуются общностью сферы употребления и основных функций, общностью характерных языковых средств, неупотребительностью некоторых «противопоказанных» средств. Отличительные же их стилистические свойства в системе родственных жанров определяются внутри жанровыми признаками: 1) особенностью содержания, 2) целевым назначением, 3) ситуацией в широком, в том числе общественно-историческом понимании.

В связи с этим основными компонентами, определяющими любой речевой жанр в лингвостилистическом понимании, являются: 1) историческая закрепленность за каким-то определённым функциональным стилем или типом языка, соответственно, функциональным типом речи: научной или разговорно-бытовой, официально-деловой или художественной и т.д., 2) предмет речи, её содержание, 3) целевое назначение речи, 4) характер речевой ситуации, ситуативные условия речи. Учитывая эти основные факторы, жанр в лингвостилистике можно определить как исторически сложившуюся форму или разновидность речи, стилистические особенности которой обусловлены функциональным типом речи, содержанием, целью и характером речевой ситуации. Это определение применимо ко всем типам речи - научной, официально-деловой, публицистической, художественной, разговорной [Нестеров М.Н., 1982, с.21].

С изложенных позиций языковедов и мы подходим к анализу речевой структуры частушки как жанровой формы художественной речи. Учитывая выделенные литературоведами и искусствоведами ее характерные признаки, в частности:

- отнесенность к лирическому роду художественно-словесного искусства, и особенно лиризм,

- народную песенность,

- сжатую четырехстишную стихотворную форму, чаще всего с одной стороны перекрестно-концовочной рифмой,

- субъективную эмоциональную экспрессивность,

- тематическую широту,

- злободневность,

- народность языка и другие, мы вместе с тем при раскрытии особенностей речевой структуры как жанровой формы исходим из признания приоритетной роли ее целевого назначения в системе жанров художественной речи.

 

АВТОР: Мануйлова О.А.