16.08.2012 4891

Ключевая лексика, формирующая пейзажно-фоновые микрополя частушек

 

Во многие народных частушках одно из двух микрополей выполняет роль пейзажного фона. Пейзажно-фоновое микрополе чаще всего бывает в начале частушки, реже - в конце. По семантике и экспрессии пейзажно-фоновое микрополе всегда тесно связано с личностным и органически с ним взаимодействует. Это взаимодействие чаще всего носит ассоциативный характер. Логических, например, причинно-следственных смысловых связей между фоновым и личностным микрополями, как привило, нет. Зато образно, ассоциативно они тесно взаимосвязаны, и фоновое микрополе как бы оттеняет, усиливает экспрессию личностного микрополя и образует вместе с ним единое художественно - смысловое частушечное поле.

Для формирования пейзажно-фоновых микрополей часто используются названия водоемов, как река, море, озеро, ручей. Образ реки в частушках нередко обозначается соответствующей исходной нейтральной номинационной лексемой:

За реку ходить опасно- //Льдина переломится. // У парня серые глаза - // Нельзя не познакомиться.

У реки стоять не буду, //Вдоль по бережку пойду. // Занятых любить не буду-// И свободного найду.

Я любила, уважала //Молодого паренька: // Не мешала темна ноченька, // Ни быстрая река.

Я измену и любовь // По реке отправила. // Измена скоро утонула, // А любовь все плавала.

По теченью в реке вижу, // Что холодная вода, // По глазам милого вижу, // Что обманыват меня.

Но чаще в частушках используется разговорно-экспрессивная номинационная форма речка:

Интересна эта речка - // Рыбочка за рыбочкой. // Интересная девчонка - //Завсегда с улыбочкой.

Скоро, скоро снег сойдет, //По нашей речке лед пойдет. // Сяду я на льдиночку, // Спроведаю кровиночку.

Речка быстрая течет - // Куда она торопится? // С милым кончена любовь-// Обратно не воротится.

Яна речке сеял гречку, // Моя гречка не взошла. // Я посватался к милашке, -//Она, дура, не пошла.

По деревне течет речка, // Речка не кончается. // Я его люблю все крепче, //А он не влюбляется.

По разливу речку вижу, // Что холодная вода. //По глазам милого eioicy, // Что сердит он на меня.

Неужели в самом деле //В речке высохнет вода? // Неужели в самом деле //Милый бросит навсегда?

Речка быстрая течет, // По речке пароходики. // Незаметно, как проходят //Молодые годики.

По-над речкой я ходила // И водичку мерила. // Милый клялся, любить брался -//Я ему поверила.

Часто используется также уменьшительно-ласкательная номинационная форма реченька:

Быстро реченька бежит, // Бежит не остановится. // Мое ретивое болит, //Болит не успокоится.

Раньше реченька бежала, // Теперь высохла она. // Раньше девушка любила -// Теперь бросила меня.

Раньше реченька бежала, // Теперь высохла она. // Раньше девушка любила, // Теперь бросила меня.

Дайте к реченьке спуститься, // Белы рученьки помыть. // Дайте с милым повидаться, //Про любовь поговорить.

В отдельных случаях, очевидно, для рифмы используется разговорно - уменьшительное речоночка:

Я ходил, буду ходить // За речку, за речоночку; // Я любил, буду любить // Заречную девчоночку.

В качестве ключевой лексемы в частушках нередко функционирует слово: море, причем часто в сочетании с традиционным эпитетом синее:

Пойду я ко синю морю, // Сине море пенится. // Сине море, что мне делать -//Мой дружочек женится?

Сколько к морю ни ходила, // Море все под пеною. //Две недели сердце ныло -// Все перед изменою.

Трудно, трудно в синем море //Мелкий камешек сбирать, // А еще трудней у мила //Думу на сердце узнать.

Милый, поморю поедешь, //Брось платочек в морюшко, // Чтобы я, молоденька, // Скорей забыла горюшко.

Я не буду больше плакать, // Глаза карие мочить, - // Синя моря не наполнить //Илюбовь не воротить.

Сколько к морю не ходила, //Море все под пеною. //По миленку сердце ныло-// Все перед изменою.

Значительно реже в частушках в качестве ключевых лексем используются слова пруд, озеро, ручей:

Мы с миленочком сидели // У зеленого пруда. // От горячих поцелуев // Колыхалася вода.

Наше поле с вашим рядом, //Посредине ручеек. // Как же я тебя забуду-// Вижу каждый вечерок?

Почему не вижу речку, // Почему не вижу пруд? // Почему не вижу милого -// Товарищ его тут?

Используются в частушках образы деревенского колодца, природного ключа, ключевой воды:

Из колодца вода льется, // Из ведерка - плещется. // Только милого увижу -// Сердце затрепещется.

Наклонилася, напилася, // Водицы ключевой. // Не заметила - вблюбилася // В тебя, мой дорогой

Дайте той воды напиться, // Где черемуха цвела. //Дайте, с тем наговориться, // С кем судьба вас развела.

Из колодца вода льется,-// Видно, хочет прибывать. // Надо мной милой смеется, -// Видно, хочет забывать.

В частушках со сниженной экспрессией иногда встречается слово болото:

Гори, бор, гори, болото, //Где я ягоды брала! // Провалися то местечко, // Где я с миленьким была!

В качестве пейзажных ключевых лексем в частушках используются слова берег, бережок:

Берег с берегом не сходится // Во веки никогда. // Мой миленок женится - //Не выйду никогда.

Невеселая сидела // С милым я на бережку. // Вода быстрая бежала - // Утешала девушку.

Я иду, иду по бережку, // Иду по талому. // Брось-ка, дролечка, сердиться, // Улыбнись по-старому.

Полно, берег, осыпается, // Воду чистую мутить! // Полно, милый, насмехаться //Коль не думаешь любить!

Не на месте кустик вырос // На крутом на берегу. // Знаю, я тебе не пара, //Да расстаться не могу.

Как пейзажный атрибут в частушках, естественно, присутствует мост:

Помосту шла, //По кирпичному, //Морганула одному//Симпатичному.

Поглядела б с мосту в речку,// Как вода волнуется. // Поглядела б на забаву,// Как с другой целуется.

Характерность сельского пейзажа в частушках отражается ключевыми словами поле, полюшко:

В поле белая березонька // Повяла у межи. // Отчего ты не приходишь // Сероглазенький, скажи?

В поле ветер, в поле ветер// И колышется ковыль. // Ты милее всех на свете, // Ты мне нравишься один.

Через поле яровое,// Через десять деревень, // Через сорок три дорожки// Ходит милый каждый день.

Люблю я в полюшко ходить // Люблю я сено шевелить; // Как бы с милым повидаться, // Три часа поговорить.

Вспомни, милый, ту поляну,// Где гуляли я и ты. // А теперь на той поляне //Цветут алые цветы.

Сельскому пейзажу в частушках соответствуют ключевые слова дорожка, тропинка, тропиночка:

Посвети-ка, месяц, милый, // Посвети-ка, дорогой, // Посвети на ту дорожку, //Где гуляет дорогой.

Мимо нашего окошка// Милой дорожку проторил: // Поздно, поздно вечерочком //Ко мне крадучись ходил.

Две дорожки - обе вместе, //Две тропинки - обе врозь. // Если ты нашел хорошую, //Меня, худую, брось.

Я в последочки, в остаточки // Иду этой горой. // Зарастай, моя тропиночка, // Осокой и травой.

Скоро к девушке придет // Со службы ягодиночка. // Возле дома моего // Появится тропиночка.

Не споет гармошка в поле, // В поле на поляночке, //Не увидишь, дорогая,// Долго на гуляночке.

Я миленка проводила // За деревню на поле. // Не стерпело ретивое - // Взяла при нем заплакала.

Не ходи, залетка, полем // Мимо озими густой.// Не гляди на разговоры-// Нынче все народ пустой.

Наше поле с вашим рядом, // Наши ягоды спелей. // Ваши девки поют песни, // Наши девки веселей.

Кому лес, кому поляна. // Мне - чистое полюшко: // Кому радость и веселье, //Мне-большое горюшко.

Мы с миленочком расстались, //Он - домой и я - домой.// Заросла наша дорожка //Зеленой густой травой.

Зарастай, моя тропинка,// По которой я ходил; // Забывай меня, желанная, // Которую любил.

Не пойду большой дорогой, //Пойду по тропиночке. //Не пойду к богатой милке, //Пойду к сиротиночке.

Часто употребляется традиционно-поэтическое сочетание чистое поле\

Пойду с горя в чисто поле, // От печали - в темный лес, - //Из-за этих разговоров// Все ретивое изъест.

Пойду выйду в чисто поле//На дорожку длинную, //Вспомню, милый, про тебя//Да про любовь старинную.

Пойду выйду в чисто поле //И спрошу у травушки: //Еще много ли про девушку// Пустые славушки?

Рассыпься, горох, //По чистому полю, //Разошлися мы с милым, //Не видаться боле.

У сиротки столько горя //Куда горюшко девать? //Я снесу во чисто поле: //Поди, горюшко, гулять.

В отдельных частушках в качестве ключевых используются номинации, связанные с характеристикой местного рельефа, как горы, косогоры, у горы:

Быстро с гор вода стекает // И шумит, шумит, шумит. // От разлуки сердце ноет,//От изменушки болит.

Почему бы ягодиночке // Сегодня не прийти? // Только под гору да на гору, //Да речку перейти.

Дайте с горушки спуститься, //Дайте Каму переплыть, //Дайте с милочкой проститься -//Мне такую не забыть.

На одной горе поплакал, // На другой - погоревал: // Одну девочку сосватал, // А другой-письмо послал.

Все угоры, да угоры, // Все угоры да пески. // Никакого нет веселья, // Кроме горя и тоски.

По тем горочкам-косогорочкам // Все лазорики расцвели. // А отрадненски ребята //К нам с гармошками пришли.

Эх, гора, гора, гора кочками,/ Зарастай, гора, василечками.

На крутой горе полынь качается, // А у нас, милой, любовь кончается. // Гора, гора, гора растаяла. // Сегодня плакала-любовь затавила.

Из наименований природных явлений в частушках в качестве ключевых полеобразующих слов нередко употребляются ветер, тучи, снег. Слова ветер, буря, бурюшка могут характеризовать состояние природы, перекликающееся с внутренним состоянием лирической героини или лирического героя:

Ветер дует, надувает // На дороженьку песку.// Милый ходит, нагоняет //На сердечушко тосту.

Вот опять забушевала // На Печоре бурюшка. // Куда уйду, куда уеду - // Все о Васе думушка.

Но чаще слова ветер, ветерочки и традиционное поэтическое сочетание буйный ветер, ветры буйные используются в качестве обращений:

Ветры буйные, снесите // Мому милому поклон, // Да его вы там спросите, // Как живет, здоров ли он.

Не шуми ты, ветер, в поле, // Не ломай на Волге лед. // Скоро миленький приедет, //На свиданьице придет.

Вы задуйте, ветерочки, // С четырех сторон в одну, // Разнесите с гор песочки, //Еще думушку мою.

Образ тучи в частушках чаще перекликается с внутренним состоянием лирических героев:

Где-то, где-то тучи ходят, // Где-то, где-то гром гремит, // Где-то дролечка гуляет // И кого-то веселит.

Вон оттуда идет туча, // Вон оттуда тучится.// Была крепкая любовь, - // Теперь уж не получится.

Посмотри, милой, на небо, // После неба на меня: // Как по небу тучки ходят, // Так на сердце у меня.

Что-то тучится, туманится //И солнца не видать. //Из какого переулка //Буду милого я ждать?

Ах, на небе облака // Снеговые, белые. // Ах, какие стали мы // Насчет Любови смелые.

Характерный для русской природы снег также часто символизирует в частушках конец любви или ее омрачение:

Снегу белого надуло // К огороду глубоко. // На свиданку мил не ходит: // Говорит, что далеко.

На высокую на гору // Много снегу выпало. // Не твою ли это, дролечка, // Любовь засыпало?

Задушевная подруга, // Много снегу выпало. // Мою любовь, твою измену // Глубоко засыпало.

Скоро, скоро нанесет // Снегу голубого. // Скоро, скоро переменю //Милого другого.

Но в отдельных случаях ключевое слово снег используется для усиления создания экспрессивного контраста, который подчеркивает прочность любви:

Кабы не было погоды, // Не валил бы белый снег. // Кабы не было зазнобы, //Не торил бы сюда след.

Сколько ветры ни подуют, // Не раздуют в поле снег. // Сколько люди ни посудят, //Не разлучат с милым век.

В качестве ключевых в частушках используются слова солнышко, звезды, звездочка, месяц:

Вспомни, милый, дорогой; // Как гуляли мы с тобой: // В небе звездочки горели, //Месяц плыл над головой.

Меня росой не нарумянит // И зарей не набелит, //Красно солнышко не греет, // Светлый день не веселит.

Хоть и красит солнышко, //Да греет не по-вешнему. //Хоть и любит миленький;// Жалеет не по-прежнему.

Закатилось солнышко //За яровое полюшко. //Не на радость полюбила-// На одно на горюшко:

Сколько звездочек на небе,-// Полуночной звезды нет.// Сколько девок на вечерке,-//Ни одной по сердцу нет.

Скоро, скоро месяц встанет, // Темпу ночку осветит. // Скоро, скоро мой хороший //На беседу прикатит.

Долго ль, долго ль, долго ль, долго ль, //Долго ль месяц не взойдет? //Долго ль, долго ль, долго ль, долго ль, /7Долго ль милой не придет?

Как и в лирической песне, в частушках широко используются в качестве ключевых полеобразующих лексем слова вечер, ночь, заря. При этом слово вечер чаще всего функционирует в сочетании с эпитетом последний:

Разлетелись мелки пташечки // В саду по деревам. // Отсидели с тобой, дролечка, // По поздним вечерам.

Мы с залеткою сидели, // На нас дунул ветерок. // Он вздохнул, а я сильнее -//Знать, последний вечерок.

Ты сыграй последний вечер, // Я спою последний раз: // Голоска не пожалею, //Ягодиночка, для вас.

Посиди последний вечер,// Посиди последний час. // Наглядитесь, мои очи, //На забавочку в запас.

Поиграйте кто-нибудь, // Потешьте сиротиночку, - // Я последний вечерок//Гляжу на ягодиночку.

Ночь как время свиданий функционирует и в грустных, и мажорных частушках:

Ты, забава, ты, забава, // Ты зачем забавила? -//Ночки темные, осенние // Страдать заставила.

Мы сидели с милым двое, //Звездочки - свидетели. //Ночь прошла, а мы и ночки// С милым не заметили.

Мы с залеточкой расстались // Люди не заметили.//Ночка лунная была, // Кустики-свидетели.

Ой какая темнотина,// Ой какая темна ночь! // Одна мать искала сына, // А друга искала дочь.

Вспомни, милка-ягодинка; //Как ходил я за тобой, -//Ночи темные, осенние//Просиживал с тобой

Утро и заря как время окончание свиданий характерны преимущественно для мажорных частушек:

Не смотрели мы с забавой, // Что ненастная пора: // Точно голуби, у дома //Ворковали до утра.

Мы с залеточкой сидели, // Просидели до зари // Соловьи над нами пели, // Незабудочки цвели.

Пойдемте, девушки, домой, // Зорька подымается, // Чай, родимая-то мать //Дома дожидается.

Расцвела в саду малина, // Пошли по саду духи. // Мы с миленком расставались //Как пропели петухи.

Милый мой, идем домой, // Заря занимается. // Твоя мать, моя мать // На нас заругаются.

Весна и осень используются в частушках в соответствии со сложившейся песенной традицией: весна чаще используется в мажорных частушках, осень – в грустных:

Скоро осень, скоро осень, // Скоро осень, дорогой. // Не болело бы сердечко, //Кабы ты не был призывной.

Говорят, что осень, осень, // Нет, не осень, а зима. // Говорят, залетка бросил,//Нет, не бросил-я сама.

Говорят, что осень, осень, // А трава зеленая. // Говорят, что милый бросил, //А я все веселая.

Противопоставляются в частушках зима и лето:

Это что таки за годы - // Цвету много, ягод нет. // Это что такой за милый-//Летом любит, зимой нет.

Все пою, пою, пою, //Пою - не напеваюся. //Я не летом, так зимой//В кого-нибудь влюбляюся.

В качестве пейзажно-природных атрибутов в частушках очень широко используются названия деревьев: береза, рябина, калина, дуб, осина, ель, сосна к другие. Особенно часто используется характерный для русской природы? образ березы:

Не одна в поле береза, // Не одна унылая, // Не одна ли я такая, // Что жалею милого.

Не шуми, бела береза - // Без шумленья лист опал. // Не судите, добры люди-// Без сужденья мил отстал.

В саду выросла береза -// Белая-пребелая. // Я - девчонка молодая // И к тому же смелая.

Ты, береза, не качайся-// Тебя лентой обовью. // Ты, миленок, не сердися - // Одного тебя люблю.

В поле белая береза // Призавяла у межи. // Отчего ты не приходишь, // Сероглазеньких, скажи.

Две березы, обе сухонъки, //Которую полить? //Две милашки, обе душеньки, //Которую любить?

Стоит белая береза // Всем ветрам покорная. // Не бывает мое сердце //

Никогда покойное.

Ой, береза белая, // Что же ты наделала? // Береза рано расцвела-// Меня с милым развела.

Что ты, белая береза, // На ветру качаешься? // Что так рано, ягодиночка, // Со мной прощаешься?

Полно, белая береза, // Кудри до земли клонить. // Полно, рыжая девчонка, //На меня вину валить.

В поле белая береза // От дождя качается. // Скажи, милая, тихонько, // Ты о чем печалишься.

Как видно из приведенных примеров, образ березы чаще всего сочетается в частушках с грустным настроением лирической героини. Наряду с нейтральной номинационной лексемой береза нередко используется разговорные березка, березонька:

Кто-то белую березку // У дорожки подрубил. // Мою молодость миленочек// Напрасно погубил.

На березке листок вянет - // Видно, летичко прошло. // На меня милой не взглянет-// Видно, время отошло.

Раскудрявая березка, // Ветра нет, а ты шумишь. // Мое ретивое сердечко -//Горя нет, а ты болишь.

Я на белую березку // Сяду, покачаюся. // С которой милочкой гуляю - //С той и повенчаюся.

Молоду березоньку // Стали огораживать, // Если девушка красива, // Можно поухаживать.

Белая березонька // К земельке приклонилася // Бедная я девушка // В неровнюшку вблюбилася.

Ой, березка дорогая, // Веточки зеленые. // Обе мы с тобой, подружка, //Стали измененные.

Сколь, березка, ни цвети, // С листочками расстанешься. // Сколь, подружка, ни форси, //Тебе мил не достанется.

Преимущественно в грустных частушках используется образ рябины:

Яне сяду под рябину, //Боюсь - ветка упадет. // Яне сяду с милым рядом, //Боюсь - славушка пройдет.

У реки стоит рябина, // Кисти валятся в реку. // Некрасива уродилась -// Никого не завлеку.

Не от солнышка рябина // Кисти принавесила. // Не от радости девчонка //Голову повесила.

Неужели лесу мало - // Вы рябину рубите? // Неужели девок мало - // Вы замужних любите?

При этом чаще используется традиционная песенная номинация рябинушка:

Я рябинушку ломала, // Вешала на огород. // Думала, любовь навеки, - // Вышло все наоборот.

Я рябинушку ломала, // Со рябины пала кисть. // Правой рученькой махала: //Приходи рябину исть.

В полюшке рябинушка // Осталася не ломана. //Дорогая милушка // Осталась не целована.

Посажу рябинушку // В зеленый сад на глинушку. // Завлеку, любить не стану, //Пусть посохнет зимушку.

Я иду, а зеленеет //В полюшке рябинушка. // Не рябина зеленеет-// Милого могилушка.

Я пойду да помолюся // У рябинушки густой: // Ты спаси меня, рябинушка, // От славушки пустой.

Часто в качестве полеобразующей фоновой лексемы в частушках используется елочка, реже нейтральное ель\

Не руби на повороте, // Милый, елочку в лесу. // Тяжела твоя измена - // Все равно перенесу.

Я иду, иду-стоят // Четыре елочки подряд. //Дура я, его любила-//Разве не было ребят?

Ветерочки, дуйте, дуйте, // Елочку качай, качай! // Неожиданную, дролечка, // Измену получай!

Я иду, а мне навстречу //Елочка за елочкой. // Много девочек стоят, //А мне по нраву с челочкой.

Пойду с горя в чисто поле,// Под зелену сяду ель, // По тебе, мой ягодиночка,//Проплачу целый день.

Скоро с елочки иголочки // На землю упадут, // Скоро нам с тобой, товарищ,// По винтовочке дадут.

Нету елочки кудрявой, //Нет березки зеленой; //Нет забавы на вечерке-// Соберусь пойду домой.

Значительно реже в частушках используется образ сосны, сосенки, сосеночки:

Прощай, лес, прощай, дубрава, // Прощай, та сосеночка! //Жалко с милой расставаться -// Славная девчоночка.

Преимущественно в грустных частушках используется образ дуба:

Не шатайся, дуб зеленый, // На высокой на горе. // Не грусти ты, мой хороший,// На чужой на стороне.

Листья вянут на дубах - //Я гуляю в рекрутах. //Листья с дуба упадут - //Меня в солдаты отдадут.

Гори дуб, гори сырой, // Гори в бору сосеночка.// Не могу жить без тебя, // Милая девчоночка.

В частушках южного русского региона встречается в качестве полеобразующей лексемы слово тополиночка:

Не тебе бы, тополиночка, //Качаться над водой: //Не тебе бы, ягодиночка, // Смеяться надо мной.

Для создания пейзажно-фоновых микрополей иногда используются лексемы осина, ива, ивушка:

На осине листик синий, // На березе не такой, // Кроме милочки любимой, // Мне не надо никакой.

Для создания пейзажно-фонового микрополя в частушках используются также лексемы с общим значением лес, сад:

С лесу листички валились, //Я по той дорожке шла. // Воротись, любовь, по-старому, // Которая прошла.

По дорожке идти - пыльно, // По сторонке - темный лес. // Извертелся мой миленок, //Ровно дьявол, ровно бес.

Я иду по лесу; плачу, // Отвечает соловей: // «Не вернуть любови вашей, // Понапрасну слез не лей».

Неужели сад завянет, // Неужели опадет? // Неужели мой миленок // Ко мне больше не придет?

Я по садику ходила, //Два цветочка сорвала. // Один себе приколола, //Другой милому дала.

Я иду, иду-зеленый сад шумит, // А в этом садике милый с другой сидит.

В качестве колоритных атрибутов фоновых микрополей в частушках, естественно, функционируют цветы. Из конкретных их наименований чаще всего употребляются роза и герань.

Вы не все, цветочки, вяньте, //Хоть ты, аленький, алей. // Вы не все меня ругайте, //Хоть ты, милый, пожалей.

На высокой на горе // Завяла роза алая. // Здравствуй, новая любовь, // Прощай, измена старая!

Неужели ты изменишь // Меня, розу алую? // Неужели променяешь // На траву на вялую?

Ты зачем, милой сорвал // Малиновую веточку? // Ты зачем, милой, завлек // Девчонку-малолеточку?

Ты не сохни, ты не вянь, // Моя душистая герань. // Ты не сохни, я полью. // Мил, посватай, я пойду.

Неужели не совьется //Алый цветик с розочкой? //Неужели не придется // Увидаться с дролечкой?

Ты, цветочек мой, герань, // Стой на окошечке, не вянь, // Ты завянешь, я

полью, // Ты забудешь, я умру.

Позавянь ты, позавянь, // На окошечке, герань, // Позавяньте, все цветы, // Забыла я, забудь и ты:

Позасохни, позавянь, // Под окошечком, герань, // Позасохните цветы, // Не забудь, милашка, ты.

На окошечке герань. //Герань, пожалуйста, не вянь. //Герань, душистые цветы, //Жалею я, жалей и ты.

По сложившейся народно-поэтической традиции пейзажно-фоновое микрополе в частушках часто формирует лексема трава:

Хорошо траву косить, // Которая стоячая: // Хорошо милку любить, // Которая горячая.

Хорошо траву косить, //Которая зеленая. //Хорошо девку любить, // Которая веселая.

Хорошо траву косить, // Которая волнуется. //Хорошо девку любить, // Которая целуется.

Хорошо траву косить, // Которая не помятая. // Хорошо тоё любить, // Которая незанятая.

Хорошо траву косить, // Которая коротенька. // Хорошо тоё любить, // Которая молоденька.

Хорошо траву косить, //Которая зеленая, //Хорошо девку любить, //Которая ядреная.

Где с миленьким гуляли, // Там зеленая трава; // Где с милым расстались, // Там посохли дерева.

Как видно из приведенных примеров трава сочетается со словами зеленая, не помятая, волнуется и т.п. и гармонически сочетается с личностным микрополем, окрашенным положительной экспрессией. Нередко в частушках употребляется и традиционная народно-поэтическая лексема травушка, травушка- муравушка:

Скоро, скоро позавяла // Травушка шелковая. // Скоро, скоро поотстала // Девушка веселая.

Походила по росе, // Потоптала травушки, // Погуляла, с кем хотела, // Потерпела славушки.

Неужели ты повянешь, // Травушка-муравушка? // Неужели замуж выйдешь, //Любушка-сударушка?

Неужели ты завянешь, // Травушка шелковая? //Неужели не вспомянешь, //Милка чернобровая?

В! грустных частушках употребляется i уменьшительно-ласкательное слово со значением единичности травиночка:

Дорогой мой, дорогой, // Милый ягодиночка! // Приезжай скорей домой-// Вяну, как травиночка.

В качестве ключевых микрополевых лексем в грустных частушках используются слова ковыль, ковылиночка:

До чего ты довела-// Стал я тоньше ковыля. // Что ты шутишь, чем ты сушишь, //Ковылиночка моя?

В качестве микрополевых лексем используются слова горох, горошина.

Рассыпался горох //По чистому полю, //Разошлися мы с миленком, //Не видаться боле.

Мне не надо пуд гороху, // Мне - одну горошину. // Мне не надо девок много, // Мне - одну хорошую.

В экспрессивно сниженных частушках встречаются слова солома, овес.

Яровая ты солома, // Не молоченый овес! // Моего залетку коршун // Вместо курицы унес.

С травой, с растительным миром в частушках ассоциативно сочетается слово роса:

Дорогой мой, дорогой, // Дорогой мой, модной, // Отгуляла я с тобой // По росе холодной.

Для создания фоновых микрополей в народных частушках широко используются образы птиц, так или иначе ассоциирующиеся с чувствами лирических героев. Наиболее популярны в частушках утка, кукушка, ворон, ворона, голубь, реже встречаются чайка, галка, соловей, канарейка.

Нейтральная лексема утка в частушках встречается редко:

Утка сера, шейка бела // В камыше забилася. // Рубашка бела, чуб налево - //Я в него вблюбилася.

Сера утка улетела - // Утенята крякали. // Я залетку рассчитала - // Только счеты брякали.

Утка сера в речку села, // Вдоль по речке поплыла. // Девка смела к парню села, //Речь веселу завела.

Утка сера в море села,//Поплыла, закрякала.//Девка смела с парнем села, // Обняла, заплакала.

Утки к нам, утки к нам-// Утеночков не надо.//Холосты ребята к нам - //Женатиков не надо.

Чаще используется экспрессивная, ласкательная лексема уточка.

Как те, уточка, не холодно // Моря переплывать? // Как те, миленький, не совестно //Меня позабывать?

Что ты, уточка, не плавашъ, // Али крылышки болят? // Что, желанный, редко ходишь, //Али дома не велят?

Кабы были крылышки, // Как у серой уточки, // Не жила бы без милого // Ни одной минуточки.

Хотел я уточку убить, // Серая закрякала. // Хотел девчоночку забыть, // Бедная заплакала.

Полно, уточка, купаться, // Полно, сероватая. // Полно, миленький, сердиться -//Яне виноватая.

Уточки, гагарочки //Все плывут по парочке, // А я бедна сирота //Брожу по полюшку одна.

А вот из аналогичной пары кукушка, кукушечка в частушках преобладает нейтральная лексема:

Не кукуй, кукушка, в лесе, // Не расстраивай меня. // Вы нуда, подружки, дели //Кавалера от меня?

Две кукушки куковали, // На одном на прутике // Две подруги тосковали // Об одном рекрутике.

Сколь кукушка ни кукует, // Перестанет куковать. // Сколь милашка ни тоскует, //Перестанет тосковать.

Не кукуй, кукушка, здесь, // Без тебя досада есть. // Не от твово ли голоска// Одолела грусть-тоска?

Две кукушки куковали // В темном лесе на ели. //Дружка отдали в солдаты //Меня под руки вели.

Что, кукушка, не кукуешь? -//Тебе время куковать. // Что же нашим бабам делать? -//Только девок разбирать.

Докукукалась кукушка, -//Летит задом наперед. //Догулялась девчонка, - // Никто замуж не берет.

Две кукушки куковали, //Все про Мишу толковали: //Когда милый женится, //Куда Дуня денется?

Ласкательная лексема кукушечка встречается редко:

Кукует кукушечка // В лесике на камушке, // Тоскует сердечушко // По миленьком, по Ванюшке.

Образы ворона и черной вороны в частушках ассоциируются с неприятными, плохими событиями:

Черный ворон как высоко //На подсушенной ели. // Сегодня милого венчали -// Меня под руки вели.

Не крутись ты, черным ворон, // Над березой тоненькой; // Ты не смейся, надругатель, // Надо мной, молоденькой.

Ты не вейся надо мной, // Черная воронушка, - // Мне и так уж надоела // Чужая сторонушка.

Черный ворон, черный ворон, // Черный вороненочек. // Воротись, любовь назад, // Одумайся миленочек!

Образ соловья ассоциативно сочетается с грустью лирических героев:

Отходились в поле кони, // Отлетались соловьи; // Отходился ко мне милый, // Отсиделись до зари.

Соловей, ты, соловей, // Ты весела пташечка, // Ты скажи-ка, соловей, // Где моя милашечка.

Я пою, пою, пою, // Пою по-соловьиному. // Днем по вечеру тоскую, // А вечером по милому.

Используются в частушках образы чайки, перепелки, сокола, канарейки, сороки, соответственно, употребляются и слова чайка, канареечка, перепелочка, сорока белобокая, сокол, соколиный лет:

Наше озеро в тумане, // Чайка вьется над водой. // По главам девчонку вижу// Что смеется надо мной.

Перепелочка летела, // В косогоре крякала. // Моя милка не стерпела // Под венцом заплакала.

Кабы я, кабы я //Канареечкой была, // Я б у милого на доме // Себе гнездышко свила.

Кабы были крылья-перья, // Соколиный быстрый лёт, //Я взвилась бы, полетела,// Где мой миленький живет.

Ох ты, милочка моя, // Сорока белобокая, //Раньше я к тебе ходил - // Теперь гора высокая.

Не летай, сорока, в поле - // Воронята разорят. // Не садись, миленок рядом // Про нас худо говорят.

Нередко используются разговорные лексемы птичка, пташечка:

Полно, полно, полетела, // Сизокрыла пташка! // Полно, полно, погуляла, // Свет моя милашечка!

В лесу пташку не поймаешь, // Ее в руки не возьмешь, // И вовеки не узнаешь, // Куда замуж попадешь.

Вышью птичку на платочке, // Полетай, бескрылая! // Каково тебе без крыльев,//Так и мне без милого.

Взвейся, взвейся, унесися, // Сизокрыла пташечка, // На том месте опустися, // Где моя милашка.

Из животных в частушках используются образы волков, собак:

Пойду в лес я по малину, // Волки воют на горе. // Не тоскливо ли милому // На чужой на стороне?

Вы не лайте-ка, собаки, //Вы не лайте, кобели: //Моего дружочка милого // В солдаты повели.

Рассматривая свойственный многим частушкам с пейзажно-фоновыми микрополями ассоциативно-смысловой параллелизм,, многие литературоведы склонны трактовать образы растений, деревьев, птиц и других природных атрибутов как специфические символы, характеризующие жанровые особенности частушечной песенной лирики. О частушечной символике писали Д.К. Зеленин, В.И. Симаков, Е.Н. Елеонская, Г.Ш. Калецкий, Н.П. Колпакова, А.В. Кулагина и другие. Еще Д.К. Зеленин в начале XX столетия дал классификацию частушечных символов, разделив их на четыре группы: символы из мира растений, животных, неодушевленной природы и окружающей обстановки [Зеленин Д.К, 1903, с.106]. Наиболее широкую трактовку частушечной символики вслед за Д.К. Зелениным дает А.В. Кулагина. В статье «Параллелизм и символика в частушках» [см. Художественные средства русского народного поэтического творчества, 1981] она отмечает, что ею «выделено около 1800» из 20000 частушек, в которых можно наблюдать символические параллели. В них используются следующие объекты сопоставлений: деревья и кустарники - 400; травы, цветы, овощи, зерновые - 300; явления природы (снег, ветер; дождь, туман) - 230; вода - 150; птицы - 140; светила (солнце, месяц, луна, звезды) - 100; огонь - 100; дороги, тропинки, пространство - 80; кольца - 66; платки - 50; камни - 40; одежда (платья, кофты, юбки, сарафаны, фартуки, обувь и пр.) - 80; гармонь - 22; рыбы 18; домашние животные - 20; дикие животные - 5; питье - 30; катающиеся, рассыпающиеся предметы - 17; канава - 14; далее (по убывающей, менее 10) - кудри, полотенца, папиросы, гребенки, бутылки, пояса, кисеты...

Еще Д.К. Зеленин в начале XX столетия дал классификацию частушечных символов, разделив их на четыре группы: символы на мира растений, животных, неодушевленной природы и окружающей обстановки [см. Зеленин Д.К., 1903].

Наиболее популярные объекты сопоставления - растительный мир и птицы - чаще символизируют основных персонажей частушек; явления природы - их душевные состояния; предметно-вещественный мир - взаимоотношения субъектов персонажей. Но, кроме того, все эти объекты символического сопоставления, как правило, переходя из одного состояния в другое (увядая, исчезая, разрушаясь), придают сопоставляемым с ними субъектам, тоже переходящим из одного состояния в другое (разлучаясь с любимым, уходя в солдаты, обнимаясь в любви), особую психологическую направленность...

В целом основная функция всех символических параллелизмов - наиболее полно и глубоко раскрыть чувства и переживания девушки. Эмоциональный тон, создаваемый параллелизмами в частушках, - грустный, печальный, значительно реже - веселый, мажорный [Художественные средства русского народного поэтического творчества, 1981, с. 119-120].

Совершенно верно характеризуя общую художественную направленность ассоциативно-смысловых параллелей в частушках, автор статьи вместе с тем несколько упрощенно трактует символику при анализе конкретных фактов художественного использования природных образов. Так, например, отмечая, что в группе символов «деревья и кустарники» наиболее употребительна береза, исследователь констатирует: «Наиболее популярный символ береза используется, как правило, для создания в частушках грустного эмоционального тона (на 112 частушек приходится лишь 12 - безусловно мажорных, 8 - грустно-веселых и 92 - минорных [Художественные средства русского народного поэтического творчества, 1981, с.120].

А далее идут примеры с комментариями, подтверждающими минорный характер частушек с лексемой береза. Но преобладание грустного эмоционального тона наблюдается не только в частушках с фоновым образом березы, но и в частушках с фоновыми образами других деревьев: рябины, калины, дуба, ели, осины, ивы и т.д. Преобладание грустной эмоциональной тональности - это общая жанровая особенность русской народной частушки.

Точно так же грустная эмоциональная тональность преобладает в частушках с образами птиц. Поэтому минорный характер частушек, например, с образом кукушки вряд ли дает основание для рассмотрения его как символического. Не убеждает в этом и добавление, что грустный эмоциональный тон в параллелизмах с кукушкой усугубляется нагнетанием символов печали. Так, кукушка кукует на деревьях, символизирующих несчастье (например, осине), или на камне - также символ горя.

Не убеждает потому, что выбор места, на котором сидит и кукует кукушка, в частушках часто определяется не смыслом, а рифмой. Сравните:

Две кукушки куковали // На одном на прутике, //Две подружки тосковали //По одном рекрутике.

Кукует кукушечка //В лесике на камушке, // Тоскует сердечушко //По миленьком, по Ванюшке.

Две кукушки куковали // В темном лесе на ели. //Дружка отдачи в солдаты-// Меня под руки вели..

В первой частушке употребление слова прутик обусловлено только рифмой. Кукушка в реальности никогда не может сидеть на прутике. Прут (прутик) согласно толковым словарям - это «тонкая (отломанная, отломившаяся) ветка из листьев» [Ожегов С. И., 1970, с.620]; Такие ветки-прутики обычно валяются на земле, под деревьями. На таком прутике кукушка никак сидеть не может. Создатель частушки имел ввиду ветку. Сравните:

Голубочек сел на ветку -//Веточка согнулася. //Ягодинка сел к другой - // Сердечко ужаснулося.

Но для рифмы ветку назвали прутиком. Точно так же кукушка вряд ли будет куковать в лесу на камушке. Да и камушков в лесу обычно не бывает. Место кукушки в третьей частушке соответствует действительности. Однако ударение «на ели» явно подгоняется под рифму.

Поэтому видеть во всех этих случаях символы печали и горя вряд ли есть основание...

Не убедительны, на наш взгляд, и другие трактовки частушечной символики. Обращает внимание однообразие, однотипность трактовок природных символов: «Ветер, дождь обычно символизируют горестные чувства, разлуку. Вода мутная, намученная, болотная, черная, прудовая символизирует измену, клевету, обман, несчастную любовь. Провалившийся, подмытый, осыпающийся берег, разлившаяся, застывшая или пересохшая река, проломившийся мост, опасная переправа (тоненькая жердочка, дощечка) символизирует измену, безответную любовь» [Художественные средства русского народного поэтического творчества 1981, с.120].

Укатившийся камень, рассыпающиеся, раскатывающиеся предметы символизируют разлуку, любовную тоску, одиночество.

Канава - символ печали, разлуки, а иногда клеветы, сплетни:

Пойду вырою канавушку // До самой до воды. // Пронесу про милку славушку-//Не выйдет ни куды.

Талая дорожка - забытая любовь, дорога извивается - дроля изменяет, усыпана песком - милого везут в солдаты. Некоторые символические картины так эмоционально насыщены, что вызывает удивление, как это возможно при такой малой художественной форме.

Туман часто ассоциируется с обманом. Скорее всего, это не только из-за рифмы. Здесь параллель лишь подкрепляется рифмой, а главное сопоставление идет от свойств тумана - плохая видимость, трудная распознаваемость, возможность быть введенной в заблуждение:

Посмотри в окошечко, // Куда садится солнышко. // Садится солнышко в туман, //Дроля любит на обман.

Грязь, пыль, песок - тоже символы тоски, горя, разлуки, клеветы. Солнце, звезды, месяц, луна символизируют счастье, радость, любовь. Но в частушках положительная реализация ситуации с этими символами используется чрезвычайно редко.

Испачканная, поношенная, разорванная одежда символизирует неразделенную любовь, ссору, разлуку, измену. О символике цвета в одежде говорить довольно трудно, так как нелегко обнаружить определенную тенденцию, но традиционный черный - печаль строго соблюдается.

Совершенно верно отмечая, что кольцо и платок, который девушка вышивает и дарит парню, символизируют любовь, верность, автор вместе с тем усматривает символику и в частных действиях лирических героев с этими предметами. Например, «упавшее в воду или молоко кольцо-символ разлуки, измены».

Платок, как и кольцо, - символ любви, верности. Но чаще образ платка помогает раскрыть измену, обман, разлуку. Улетевший, вылинявший, выгоревший, изношенный платок - символ сплетен, клеветы, одиночества, измены, разлуки.

Платок на льдиночке - конец любви; валяется за трубой - милый гоняется за другой, собирается в солдаты; валяется по полу, по столу, по лугу - милый смеется, выхваливается, забавляется с другой и т.д. [Художественные средства русского народного поэтического творчества, 1981, с. 118-119].

Здесь, как и во многих других подобных случаях, явно просматривается упрощенное понимание поэтической символики. Поэтически символы обычно формируются в процессе готического формирования жанра и характеризуются исторической устойчивостью. По семантике символ всегда характеризуется условностью. Так, в устном народном творчестве соловей-разбойник всегда олицетворяет зло, хотя печальная птичка соловей к этому злу никакого отношения не имеет. Если в традиционных народных лирических песнях символы употребляются часто, то в частушках, как и в других песенных жанрах второй половины XIX-XX вв., они используются очень редко. Как совершенно справедливо отмечает С.Г.Лазутин, «в традиционных лирических песнях, построенных по принципу образного параллелизма, первая параллель всегда включала в себя образы природы, которые имели символическое значение. А во второй были реальные образы из человеческой жизни. Случаи такого символико-реального параллелизма можно встретить и в частушках.

Однако такой символико-реальный параллелизм в частушках встречается очень редко. Можно сказать, он для частушек не характерен. Значительно больше частушек строится не на основе символико-реального, а на основе реального, логического параллелизма. Обе параллели в таком случае являются в одинаковой мере реальными и сопоставляются по логической аналогии.

На рябинушке сидела, // Не могла накушаться; // Про милова говорили, // Не могла наслушаться.

Приведенная частушка построена не на основе сопоставления «рябинушки» с «милым», а на основе логического сопоставления, выраженного словом «не могла».

Этот принцип логического параллелизма можно еще назвать свободно - поэтическим. Он не сковывает никакими рамками и канонами, а, наоборот, дает возможность безгранично расширять тематику частушек, позволяет втягивать в параллельные поэтические ряды решительно все образы реальной действительности [Художественные средства русского народного поэтического творчества, 1981, с.136].

В предисловии к сборнику «Частушки в записях советского времени» А. А. Горелов совершенно справедливо отмечает, что с середины XIX века в частушке наблюдается кризис символики: «Устойчивость, закрепленность метафорических значений исчезает, что ведет к сужению сферы употребления символов и отказу от параллелизма символического («психологического»), ведет к замене его вольным, «образным сопоставлением», простым параллелизмом (логическим, «свободно поэтическим») и, наконец, порождает лирический подтекст». Лирический подтекст становится одним из основных средств передачи душевного состояния: он подчиняет себе все художественные средства - сравнения, эпитеты, метафоры, метонимию, а также средства композиции - обращение и лирический вопрос. [Горелов А.А., с. 17]

Образный смысл частушки или «поэтический подтекст», о котором говорят литературоведы, действительно создается свободным поэтическим сопоставлением, поэтическим параллелизмом не символов с реальностью, а реальной природной «картинки» с реальным состоянием лирического героя. И сознается этот свободный поэтический параллелизм специфической структурой частушки, состоящий из двух взаимодействующих микрополей. Пейзажно-фоновое микрополе отражает реальную «картинку» природы, обстановки и ассоциативно взаимодействует с душевным состоянием лирического героя, его поведением. Именно благодаря свободе поэтических сопоставлений фоновое микрополе формирует самые различные явления реальной жизни. Но все эти явления, так или иначе, тесно связаны с жизнью села, деревни, они являются характерными атрибутами сельской жизни. Это особенно наглядно проявляется, например, в частушках, где фоновое микрополе характеризует обстановку молодежных встреч, обстановку сельского уклада жизни. Так, например, парень с девушкой часто встречаются и проводят время на крыльце - характерном атрибуте сельских домов. В связи с этим слово крыльцо часто служит ключевым в формировании частушечного фонового микрополя:

Те приметки дорогие//В памяти осталися: //На одном крыльце вблюблялисъ, //На другом рассталися.

Было, было крыльцо мило // И крашена лавочка, // А теперь иду я мимо -// Там другая парочка.

Ты не думай - я не дура, // Я не выйду на крыльцо, // Не махну белым платочком, // Не сниму с руки кольцо.

Мне не надо дом кирпичный // И парадное крыльцо, // Был бы милый симпатичный // И красивый на лицо.

Нередко используется экспрессивная форма крылечко.

Ты пади, пади, роса, // На милого крылечко, // Чтобы помнил обо мне, // Болело бы сердечко.

Два крылечка, оба рядом // В памяти осталися: // На одном крыльце расстались, //На другом влюблялися.

Мы сидели с милым рядом // На крылечке вечерком. // Наши тайные словечки // Относило ветерком.

Меня милый провожал, //На крылечке задержал, -//Сколько звездочек на небе,// Столько раз поцеловал.

Как полеобразующие лексемы, характеризующие обстановку, в частушках, естественно, используются слова дом, хата, окно, окошко.

Детка, детка, ты потише // У дома у нашего, // Чтобы мама не слыхала // Разговору нашего.

Я иду, а мне навстречу // Пять окошек, новый дом. // Через два года на третий//Я хозяйка буду в нем.

Я сидела у окошка, // Вижу: миленький прошел // На руках больша тальянка // На беседушку пошел.

Занавешу свои окна //Зеленою шторочкой,7/ Когда милый пройдет мимо // Со своею женочкой.

На окошке три цветочка -//Белый, синий, голубой.//С переменным не гуляю- //До свиданья, дорогой!

Я хотела тебя встретить, // Я хотела проводить, - //Посмотрю - родимый батюшка // В окошечко глядит.

Как примета сельского пейзажа используются слова печи, дым:

Где-то дым, где-то дым, // Где-то печи топятся, 7/ Там мой миленький живет, -//Мне туда же хочется.

Характерной чертой является огонек в окошке:

Пойду мимо - дверь закрыта, // Огонечек не горит: // Знать, любовь моя забыта//И сердечко не болит.

Естественно, что огонек исходит на селе чаще всего от лампы:

Зажигала нову лампу, // Зажигала - не горит. // Зажег миленький сердечко, //Заливала - не залить.

В частушках конца ХГХ - начала XX века еще встречается лучина:

Ты гори, гори, лучина, // Тухни, уголь золотой. // Ты гуляй, моя милая, // Пока я не забритой.

Не хочу сидеть с лучиной, - //Дайте лампу с керосином. // Не хочу сидеть одна, -// Дайте милого сюда.

В качестве полеобразующих лексем, характеризующих сельскую обстановку, используются слова ворота и лавочка, скамеечка, около ворот:

Пойду выйду за ворота. // Сяду я на лавочку. // На меня тоска напала, // Как роса на травочку.

Не стой, милый, у ворот, //Заходи к нам в хату. //Я сегодня пекла хлебы - // Оближи лопату!

Меня милый провожал, // Всю дорогу руку жал. // Проводил он до ворот // И стоит, разинув рот.

Вспомни, дроля, где сидели, // Вспомни, ягодка моя, // Вспомни узкую скамеечку-// Сидели ты да я.

Вряд ли в приведенных примерах есть основание полеобразующие лексемы, характеризующие обстановку, рассматривать в качестве символов, как это делают некоторые литературоведы. Точно так же нет достаточных оснований, например, лексему поезд, характеризующую обычно расставание парня с девушкой, трактовать в качестве какого-то символа:

Скоро, скоро поезд грянет, // Скоро, скоро загудит, // Чернобровая девчонка// Вслед вагонам поглядит.

Провожала я миленка,// За вагон держалася, //Ему плакать не давала,// Сама заливалася.

Мой залеточка уехал, //Ничего не наказал; //Из зеленого вагончика//Платочком помахал.

Все вагоны сероватые, // Последний голубой. // На последнем, на голубеньком // Уехал дорогой.

Все зеленые вагончики // Пошли под косогор. // Скрылись серые глазеночки // Закрылся семафор.

Во всех приведенных примерах отражается реальная обстановка, когда один из частушечных персонажей куда-то уезжает. И эта обстановка дается как фон, составляет семантику фонового микрополя, которая ассоциативно взаимодействует с чувствами лирической героини или лирического героя.

Таким образом, фоновые микрополя в лирических частушках часто формируются словами, номинационно связанными с природой и обстановкой. Из них наиболее часто используются 1) названия водных бассейнов: река, реченька, речка, море, озеро, пруд, колодец и связанная с ними лексика типа море синее, речка быстрая, вода ключевая, берег, бережок и т.д., 2) названия деревьев, растений, цветов: береза, березка, березонька, рябина, рябинушка, черемуха, сирень, осина, ива, ель, елочка, сосна, сосенка, дуб, сирень, роза, герань, трава, mpaвyшка, травиночка, ковыль, ковьтиночка и т.д., 3) лексика, номинационно связанная с рельефом: горы, поле, угоры, косогоры, поляна, полянка, поле чистое и т.д., 4) названия птиц: утка, уточка, утка серая, кукушка, ворон, черный ворон, ворона, черная ворона, сорока, голубок, голубочек, соловей, перепёлка, перепелочка, сокол, канарейка, канареечка, соколиный лёт к т.д., 5) слова, номинационно связанные с обозначением климатических, погодных явлений: тучи, ветер, черные тучи, снег, облака, 6) лексические номинации небесных светил: солнце, солнышко, красно солнышко, звезды, звездочки, месяц, ясный месяц, 7) названия времен года, суток: весна, осень, лето, зима, вечер, последний вечер, ночь, заря, 8) слова, характеризующие сельскую обстановку, в которой совершаются молодежные встречи: крыльцо, крылечко, лавка, скамейка, скамеечка, окошко, ворота и т.д.

В частушках на общественно-политические темы диапазон полеобразующих лексических средств значительно расширяется: в качестве полеобразующих функционируют многие слова, находящиеся далеко за пределами этих традиционных групп лексики ближней периферийной зоны. Характер полеобразующих лексических средств определяется в общественно-политических частушках конкретным содержанием частушек и отношением лирического героя к тем или другим явлениям общественной жизни.

Народная частушка как жанровая форма органически связана с живой народной речью. В связи с этим в частушках широко используются языковые средства не только нормированной, литературной речи, но и нелитературные, особенно просторечные со сниженной экспрессивной краской. Из лексических просторечных средств в частушках часто употребляются слова баба, девка, преимущественно в форме множественного числа бабы, девки:

Ну, пускай же бабы судят, // Опорочат нашу честь, - // Отольются бабам слезы, // У кого девчонки есть.

Не гулять, так бабы судят, //И гулять, так говорят. //Давай, товарочка, гулять, //Пускай побольше говорят!

Я иду, а бабы судят // И считают мне года. // Не малина, не калина, // Не завяну никогда.

Я иду, а бабы судят // Ухажера моего. // А я стала и сказала: // Вы не стоите его!

Не судите, бабы, вы -//Мы не испугалися: //Мы за ваших сынове//Замуж не сбиралися.

Накопаем, девки, глины // И замажем бабам рот, // Чтобы бабы не судили //Про молоденький народ.

Девки, пойте, девки, пойте, // Девки, веселитеся. // Вам цена - одна копейка, //Девки, не сердитеся.

Нередко используются просторечные слова матка, батька, тятька, тятя:

Хорошо тебе, товарищ, // Тебя матка родила, // А меня чужая тетка, // Матка в городе была.

Меня тятя: «Я те! Я те! //Я те побалуюся!» // А я тяти не боюся-// Все равно целуюся!

Башмаки мои на ножках // И резинки от них - прочь. // Я у тятеньки, у маменьки//Отчаянная дочь.

Употребляются в частушках бранные слова дурак и дура:

Мой залеточка - дурак, // Любит девок, любит баб. // Я советую ему // Любить бабушку мою.

Сотворил меня господь, // Сам расхохотался: // «Я таких-то дураков // Творить не собирался!»

Бабы - дуры, бабы - дуры. //Бабы - бешеный народ: // Как увидят помидоры, // Так и лезут в огород.

Бабы - дуры, бабы - дуры. //Бабы - бешеный народ: //Где увидят девку с парнем, // И глядят -разинут рот.

Кто в тальяночку играет // Разве сесть возле его? // Не судите, бабы- дуры, //Я- сударушка его!

У гармошки мехи сини, -//Зачем женятся разини? // У гармошки мехи буры, -//Зачем замуж идут дуры?

Куры-дуры, куры-дуры // В огороде роются, // А ребята-дураки// За красотою гонятся.

Просторечно-бранное слово дура часто используется лирической героиней по отношению к самой себе:

Чайник худенький такой, // Рыльце обломалося. // Дура была я вчера, // Что мало целовалася.

Молодая вышла замуж, //Дура, торопилася. // Каб теперешний-то ум, - // Назад бы воротилася.

Я иду, иду, иду, // Стану и подумаю: // Он, поди, меня не любит,// А я, дура, думаю.

Я иду, иду и стану,// Стану и по подумаю: // У него жена и дети-// Что я, дура, думаю?

Дура была, сердце ныло //По тебе, миленок мой, //А тепере все забыто - //Не нуждаюсь я тобой.

Употребляются в частушках и другие просторечно-бранные слова и выражения, как окаянный, гадина, облезлый черт, дрянь паршивая.

Забава ленту опоясал // Вокруг сердца моего. // Окаянный, что наделал! -// Только думай про него.

Если я тебе не пара,// Если я нехороша, // Так какую ж тебе надо, // Окаянная душа?!

Когда с милым я гуляла, // Тогда был ему почет, -// А тепере опостылел: // Отойди, облезлый черт!

Миленка били, я стояла // И качала головой: // Тебе за дело, дрянь паршива, -// Скороводился с другой.

Мому дроле за измену // Тренировка дадена: // Палка в руку, торба сбоку - // Побирайся, гадина!

Лексические диалектизмы в частушках встречаются редко, например, слово баять (в значении говорить, распространять слухи):

Кабы не было воды, // Гуси бы не плавали. // Кабы не было беды, // Люди бы не баяли.

Зато фонетические диалектизмы в частушках встречаются очень часто:

Наше поле с вашим рядом, // Посередочке межа. // Сядет ягодка к подружке -//Хуже вострого ножа:

Мене милый изменил, //Думает, что он хорош.// У меня таких хороших // Восемь на восемь помножи.

Полюбила я его, // Такого интересного. // А теперя - отнеси, // Царица мать небесная!

Била маменька кнутом: // «Не гуляй-ко со плутом!» // Побей-ко, маменька, ишшо, -//Гулять с Ванюшей хорошо.

У милого сёдни свадьба,// Я назло пойду смотреть. //Подойду к столу - заплачу, //Ему тоже не стерпеть.

Тятька с мамкой золотые, //Я- серебряная дочь, // Отпустите на вечерку,// Сёдни месячная ночь.

На что, маменька, родила, // На какое горюшко? // Лучше б ты меня спустила//Во синее морюшко.

Неужели ты оставишь, //Неужель забудешь всё? //На кого меня меняешь, - //Дорогой, одумайсё!

Что вы, девки, стоите, // Глазки вылупаетё? // У вас маленькие плачут // Вы того не знаетё?

Встречаются в частушках отдельные словообразовательные диалектные особенности, морфологические, фонетико-морфологические, как спокинул, вечероватъ, хочут, форма творительного падежа мн.ч. ребятам вместо ребятами, глагольные формы 3 л. ед.ч. показыват, ухаживат вместо показывает, ухаживает:

Ой, куда же ты пошел, //Кепочку накинул? //На кого же ты меня, //Девушку, спокинул?

Ты не стой, милой; у сада, // Не пойду вечеровать. // Слышишь, в доме плачет горе? -//Хочут замуж отдавать.

Как шумновские девчонки // Ничего не делают, // Только кудри завивают, // За ребятам бегают.

Я иду, а бабы судят, // А одна показыват: // «Вот за этой за вертушкой // Мой сынок ухаживат».

География диалектных черт языка русской частушки - это особая тема, еще совсем не изученная. Она может стать предметом специального научного исследования. Записи частушек с конца XIX столетия осуществлялись в разных регионах России. Поэтому в разных собраниях частушек отражаются диалектные черты и северорусских говоров, и южнорусских, и говоров Урала, Сибири. Все это может стать основой составления научного атласа русской записанной частушки и определения географических зон, еще не отраженных в современных собраниях.

 

АВТОР: Мануйлова О.А.