16.08.2012 1911

Проблема имени собственного в виртуальной ономастике (нa материале эпопеи Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец»)

 

Отличие виртуальной ономастики от ономастики литературной, или, по классификации Суперанской А.В., поэтической (ономатопоэтики) [Суперанская 1973, с. 64]), в том, что виртуальные онимы образуют целостный мир, заданный изначально замыслом создателя, со своими законами, принципами организации и, что наиболее важно для лингвиста, собственными языками.

Виртуальный оним (здесь мы имеем дело с двумя типами онимов: компьютерное имя, используемое в сети Интернет, и имя, распространенное в пределах Вторичного мира жанра «fantasy»), не тождествен реальному: во-первых, он всегда мотивирован, т.к. является продуктом деятельности имядателя. «Компьютерное имя представляет собой имя условное либо вымышленное, которое пользователь создает для компьютерного общения личного характера. Существенно, что в компьютерных именах последовательно продолжает свое развитие различительная, дифференцирующая функция имени... нераздельно с ней соединена и другая функциональная задача - быть средством индивидуализации и вербальным знаком человеческой уникальности, человеческого «я» в его противопоставлении с другими. Обычные имена, присваиваемые человеку при рождении, с этой задачей в полной мере справиться не могут, поэтому стремление к самовыражению побуждает пользователей к именному сочинительству» [Голомидова 2005, с. 19-20];

Во-вторых, имена собственные в виртуальной ономастике часто являются словами, не просто требующими определенного контекста, а организующими его, структурирующими, делящими на участки, смысловые локусы, поэтому анализ языковых особенностей предполагает тщательное изучение не только данного класса слов, но и их окружения. Иными словами, нужен вертикальный семантический потенциал текста, созданного для выражения концептуального осмысления некоторого комплеска фактов. Имена виртуального пространства жанра «fantasy» актуализируют объемную культурно - историческую информацию и комплекс различных ассоциаций, подчас выходящих за пределы «профанного» смысла, жизни тела, даже жизни социума на определенном участке истории. Возникает в замысле автора, носителя совершенно определенной культурной интенции, система символов, вербализуемых в имени собственном, в котором исходно заложена и денотация, и коннотация, ибо вербальная основа для автора имеет исходно предметный образ, отмеченный символическим значением, как правило, амбивалентным. И здесь выявляется трансформационный (текстопорождающий) потенциал структуры онима-символа, включающего в себя духовную высоту, самопознание, духовную чистоту, постоянство, вечность, божественное начало, и наоборот. Можно говорить о комплексной модели онимов-символов, которые обеспечивают объемно-прагматическое и структурно-смысловое членение текста «fantasy», выявляя для читателя индивидуально-авторскую концепцию мира, главную тему произведения, его модусное пространство, ибо перед нами субъектоцентричный текст с очень определенным отношением производителя текста к его содержанию.

Границы виртуальной ономастики значительно шире ономастики литературной: в ней очень важна роль имядателя как языковой личности; поэтому нельзя говорить о данной области языкознания как о замкнутой, автономной, саморегулирующейся системе.

В статье «О направлениях изучения литературной онимии» Фомин А.А. отмечает, что литературный оним, будучи «одним из художественных приемов, формирующих концептуальный план всего текста» [Фомин 2005: 54], может исследоваться в нескольких направлениях:

1. как проекция на личность автора и его ментальную модель действительности, помогающие объективировать скрытое «авторское» содержание имени;

2. как проекция на языковую систему конкретного языка; имя собственное выступает в этом случае в качестве речевой единицы, реализующей свой языковой потенциал;

3. как проекция на пространство интертекста, выполняя при этом реминисцентную функцию;

4. как проекция на личность читателя и его ментальную модель произведения, анализу при этом подлежит имя с позиции реципиента, воспринимающего и интерпретирующего художественный мир текста;

5. как проекция на сам художественный текст как систему и формируемый им виртуальный художественный мир [Фомин 2005, с. 55-56].Говоря о различиях онимов реальных (в т. ч. региональных, литературных и др.) от виртуальных, подчеркнем, что между ними есть существенная разница. Если в качестве ядра реальной онимической системы выступают антропонимы (Топоров В.Н., Супрун В.И. и др.), а периферию занимают хрононимы, некоторые виды топонимов и микротопонимов, космонимы и др., то в виртуальной ономастике, в частности в именах мира «fantasy», ядерными должны считаться топонимы, структурирующие Вторичный мир, делающие его реально-ощутимым. Традиции жанра «fantasy» берут начало в рыцарских романах средневековой Европы, действие разворачивается в историческом          времени, но их повествовательное пространство - условный, «феерический» мир, где не играют роли ни подлинная география, ни политические границы. Основой повествования становится странствие героя в поисках некой высокой идеи, тема пути является ключевой для писателей (У. Моррис, Дж. Стефане, К. Льюис, У. ле Гуин, Дж. Р.Р. Толкиен и др.), только через познанные пространственные ориентиры осуществляется познание мира. На этом основании мы утверждаем, что ядро ономастического пространства виртуального мира произведений «fantasy» принадлежит топонимам, поскольку именно они концентрируют культурно-историческую, этническую, лингвокультурологичекую информацию, а текст, в свою очередь, тоже становится развернутый символом, в нем кристаллизуется матрица для символических значений, связующая все элементы текста, амбивалентные комплексы символических значений, вторичные символы, которые выражают значения исходного символа, функционируя как структурно-смысловые центры текста, узловые звенья семантической сети текста или маркёрами пафоса, в известной степени корректирующими процесс понимания текста читателем и способствующими эффективной художественно-речевой коммуникации.

Топонимы эпопеи Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец» выступают как изначально концептуализированные, культурно маркированные феномены, которые можно исследовать лишь при взаимодействии экстра - и интралигвистичекой информации.

 

АВТОР: Луговая Е.А.