20.08.2012 5003

Репрезентация концептов «счастье» - «несчастье» в русских пословицах

 

Текст пословиц характеризуется устойчивостью, нередко сохраняет элементы языческого восприятия, что дает возможность установить национально-культурное своеобразие исследуемых концептов, а также проанализировать их в онтологическом и функциональном аспектах.

Так, пословицы «Каждому свое счастье», «Кто ни шасть - все на мою часть», «У каждого своя доля», «Всякому свое счастье - в чужое не заедешь», « Не в воле счастье, а в доле», «Злая напасть - и то часть», «Милому дитятке да горькая часть», «Недоля сталась - напасть досталась» отсылают к этимологически исходному значению счастья / несчастья - доли, части, достающейся человеку в результате распределения. Счастье и несчастье характеризуются признаками «предначертанное», «неизбежное».

Акт распределения осуществляется в основном без указания на его источник: Кому чин, кому блин, а кому и клин. Кому жить, а кому гнить. Кому счастье, кому два, а кому и нет ничего. Вероятно, отсутствие источника является следствием особого, сакрального к нему отношения. В некоторых случаях субъектом распределения выступает Бог: Бог не гуляет, а добро перемеряет. Не родом старцы ведутся, а кому Бог велит. Бог дает - и дурак берет.

Независимость размера и качества доли, получаемой в результате распределения, от личных заслуг человека могло привести к появлению у слова «счастье» значения «желанная неожиданность», «удача» (Савенкова 2000, 104).

Неизбежность и предопределенность несчастливых событий в жизни человека отражена в паремиях: Клад да талан не на всякого живет, а убытка да беды мало кто минет. Бойся, не бойся, а року не миновать. Где беде быть, там ее не миновать.

Счастье и несчастье являются не только объектом воздействия высшей силы, но и могут выступать в качестве неких божеств, проявляющих свою волю и способных воздействовать на человека. Для предания счастью и несчастью характеристик живого существа в пословицах используется прием олицетворения: Счастье скачет, бес счастье плачет. Счастье бредет на клюках, а несчастье летит на крылах. Подобное «оживление» счастья наблюдается в пословицах, в основе которых лежит сравнение. Счастье в этом случае выступает как неожиданное везение, удача: Счастье, что волк: обманет и в лес уйдет. Счастье - вольная пташка: где захотела, там и села (См.: Гречко 2004, 94 - 103).

Отрицательное сравнение также подчеркивает бесконтрольность и непостоянность счастья: Счастье - не конь, хомута не наденешь. Счастье не батрак: за вихор не притянешь. Счастье не перепелка: решетом не накроешь. Для сравнения: марийская пословица «Счастье не уши: вдруг не схватишь»; мордовская «Счастье не ворона: руками не поймаешь».

Счастье избирательно по отношению к тому или иному человеку: Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный волк. Кому свекровь свекровушка, а кому и свекровища. Счастье обманчиво, вследствие чего надежды человека на него могут не оправдаться: Поехали пировать, а пришлось горе горевать. Думаешь, поймал - ан сам попался. Ехал наживать, а пришлось проживать.

Пословичная семантика направлена на конструирование определенного типа сознания, способа мышления и поведения. В центре внимания оказывается человек, его оценка окружающей действительности. Вследствие непредсказуемости, нелогичности и амбивалентности (Счастье что палка: о двух концах) счастье получает негативную оценку со стороны человека: счастье ослиное, воловье, глупое, слепое.

Отличительной чертой представлений русского человека о счастье и несчастье является, с одной стороны, признание (преувеличение) своего несчастья, а с другой - признание и преувеличение счастья других: Кому: «Христос воскреси!», а нам: «Не рыдай мене, мати!»; Ваши играют, а наши рыдают. Кому веселье, а мне и пол веселья нет.

Свое счастье человек оценивает как нереальное, существовавшее в прошлом. Напротив, свое несчастье существует здесь и сейчас: И то бывало, что и мы кашу едали, а ныне и тюря в честь.

Счастье и несчастье отличаются по признаку «количество»: Худое - охапками, хорошее - щепотью. Недоля пудами, доля золотниками.

Способом преодолеть все невзгоды является терпение и надежда на счастье в будущем: С бедой не перекоряйся, терпи! Покорись беде, и беда покорится. Худое видели, хорошее увидим. Даст бог счастья - и слепому видение дарует. Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

В пословицах о счастье и несчастье представлены характерные для мифологического сознания оппозиции «верх - низ» (Кто бывал на коне, тот бывал и под конем), «черный - белый, свет - тьма» (Будет день, будет и ночь), «сон - реальность» (Во сне счастье, наяву ненастье).

Счастье и несчастье невозможно предугадать, о чем человеку приходится только сожалеть: Кабы знал, так бы ведал. Когда бы человек вещ был, то б не погибал. Кабы знал наперед, так бы расширил рот.

Счастье может отвернуться от человека, что станет причиной его несчастья: Счастье отойдет, много бед наведет. Счастье отпало, ничего в доме не стало. Однако пословицы «Бояться несчастья - так и счастья не видать. Не было бы счастья, так несчастье помогло. Кто горя (нужды) не знал, тот и счастья не знает. Иное горько проглотишь, да сладко выплюнешь» свидетельствуют в пользу несчастья как необходимого условия счастья. Таким образом, несчастье может и не быть антиподом счастья: одно событие приобретает смысл на фоне другого.

Счастье и несчастье могут иметь не только один источник происхождения, т. е. являться результатом деления на части, доли, но и находиться в непосредственной близости друг от друга: Счастье с несчастьем - ближние соседи. Счастье с несчастьем двор о двор живут. Счастье с несчастьем на одном полозу едут.

По отношению к счастью и несчастью человек может занимать двоякую позицию. Счастье и несчастье являются неотъемлемой частью жизни, они «сопровождают» человека с момента рождения, играют доминирующую роль в отношениях с ним. С другой стороны, человек может выбрать активный стиль поведения в отношении счастья и несчастья: Счастья не поищешь, счастье не придет. Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. В нужде не унывай, в счастье не ослабевай! Такое отношение к счастью и несчастью характерно не только для русской традиции: Счастье само не придет, его надо добыть (мордовская пословица); Счастье не поможет, коли сам себе не поможешь (латышская).

Счастье и несчастье абсолютны по силе воздействия на человека: По бедному Захару всякая щепа бьет. На бедного Макара и шишки валятся. Счастливый пойдет - на клад набредет, а несчастный пойдет - и гриба не найдет.

В пословицах концепты «счастье» - «несчастье» могут репрезентироваться различными лексемами. Лексемы «счастье - несчастье» могут соотноситься с лексемами «доля» («доля» - «недоля»), «часть», лексема «несчастье» соотносится с лексемами «беда», «притча», «рок», «напасти», что актуализирует предначертанность, неизбежность счастья - несчастья.

В лексеме «беда» находит отражение «множественность» несчастья, его способность к быстрому увеличению: Беда беду родит - третья сама бежит. Едет беда на беде, беду бедой погоняет.

Лексемы «удача», «удастся», «удачлив» «талан», «таланный», «случай» актуализируют бесконтрольность счастья, его абсолютность: Удастся - квас, не удастся - кислы щи. Мой талан пошел по горам. Таланный и в море сыщет. Случай лови за волосы, а ускользнет - не поймаешь. Кто в горе руки опускает, счастья никогда не узнает. Удачлив парень: Начнет гробы делать, люди помирать перестанут.

Оппозиция «счастье - несчастье» может быть представлена лексемами «день - ночь», «гроза - ведро» (Где гроза, тут и ведро. Отколе гроза, оттоле и ведро), «солнышко - ненастье» (Не все ненастье, проглянет и красно солнышко. После ненастья солнышко), «время - безвременье» (Время красит, безвременье старит. Было время - осталось одно безвременье), «худое - хорошее» (Худое видели, хорошее увидим), «добро - худо» (Проси добра, а жди худа!).

Оппозиция «счастье - несчастье» может быть представлена имплицитно. В пословицах о счастье и несчастье находят отражение события, наиболее важные для языковой личности: сбор урожая (Сеяли рожь, косим лебеду. В землю до зерна, из земли ни зерна.), охота (Метил в тетерю, а попал в сук. Пошел на охоту, да засосало в болоте), исторические события (Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести. Отогрелся в Москве, да замерз на Березине). В паремиях отражаются бытовые реалии (Чужие петухи поют, а на наших типун напал. У кого долото / шило бреет, а у нас и бритва не берет. Либо со сковороды отведать, либо сковородника), поверья (Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит: а хоть и не ворожит, так шепчет), христианские традиции (Кому маслена, да сплошная, а нам вербная, да страстная. И молебен пет, да пользы нет).

Пословицы о счастье и несчастье отличаются поликонцептуальностью. В них находят отражение отношения «счастье /несчастье - ум». Так, счастье - это случай, который выпадает глупому человеку: Глупому счастье, умному бог даст. Такое отношение к счастью может объясняться как его нелогичностью и несправедливостью, так и желанием человека, которому повезло, защитить себя и свое счастье от зависти других людей: Где счастье плодится, там и зависть родится. С другой стороны, ум выступает необходимым условием сохранения счастья: Счастье без ума - дырявая сума. Ум в голове - удача на гряде, а без ума и счастье из рук ушло. Счастье без ума нипочем. Владение знаниями оказывает положительное влияние на счастливых и несчастливых людей: Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

Счастье дает человеку ум (Счастье ума прибавляет), в отличие от несчастья, которое последний отымает. С другой стороны, несчастье (горе, беда) закаляет человека, делает его мудрым: Натерпишься горя, научишься жить. Бедность учит, счастье портит.

Своеобразный контроль счастья со стороны человека обеспечивает труд: Счастье и труд рядом живут. Счастье у каждого под мозолями лежит. Паши нелениво, проживешь счастливо. Такое представление о счастье особенно характерно для пословиц советского времени: В СССР человек трудолюбивый - самый счастливый. Счастливым и красивым делает человека работа. Раньше жили - слезы лили, а теперь живем - счастье куем.

Счастье представляется абсолютной ценностью, поэтому: Счастье дороже богатырства / денег. Горсточка счастья лучше воза ума. Не родись красивым, а родись счастливым.

Оппозиция «ложный - истинный источник счастья» устанавливается в пословицах «Не в деньгах счастье, а в добром согласье. Счастье не в богатстве, а в труде». Обладание материальными благами не приводит к счастью: Счастье много денег дает, да скоро от них и погибает.

Отношение «счастье - смелость» отражается в пословицах « Счастье на стороне отважных. Счастье смелым помогает». Предчувствие счастья - удачи вселяет в человека уверенность: Счастье видишь - смелее идешь. Счастье и несчастье обусловлены определенным временем: Часом с квасом, а порою с водою. Счастье до поры не вредит, а со временем скоро сгубит.

Следование нормам поведения, праведный образ жизни являются необходимыми условиями счастья: Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Счастлив тот, кто без порока живет. Счастлив тот, кто вина не пьет.

Независимость счастья от закона отражено в пословицах «Счастье духовною не укрепишь. На счастье нет закона».

Взаимосвязь «счастье - надежда» представлены в пословице «Счастье скоро оставит, а добрая надежда никогда», где счастье противопоставляется надежде по признаку «надежность».

Неоднозначны отношения «счастье - правда»: Правда - хорошо, а счастье лучше. Где правда, там и счастье.

Наличие противоположных суждений свидетельствует о многоаспектности и разнородности проявлений счастья и несчастья. Кроме того, подобные несовпадения обусловлены жанровым своеобразием пословицы, которая заключается в том, что «в пословице нередко высказываются взаимоисключающие суждения, которые применяются в качестве рекомендаций в зависимости от конкретных жизненных условий» (Гак 1994, 198).

Помимо противоречивости концептуальных связей, неоднозначной представляется природа счастья и несчастья, их взаимосвязь.

Счастье и несчастье характеризуются признаком «предопределенность» «непредсказуемость». Кроме того, счастье отличается признаками «избирательность», «непостоянность», «ирреальность». Несчастье приобретает признаки «привязчивость», «способность к быстрому увеличению», «реальность». Счастье и несчастье абсолютны по силе воздействия на человека. Однако, за ним сохраняется право управлять своей жизнью. Для того чтобы стать счастливым, необходимо трудиться, не думать о счастье, не посягать на счастье других людей, надо уметь достойно переживать как несчастливые, так и счастливые моменты жизни.

В несчастье нужно сохранять присутствие духа и надеяться на лучшее. К своему счастью необходимо относиться настороженно, стараться сохранить его, «не упустить», разумно использовать.

Счастье является высшей ценностью. Оно уникально и неповторимо, поэтому человек боится его потерять, дает ему отрицательную характеристику ил и предпочитает о нем молчать.

Несмотря на имеющиеся различия, счастье и несчастье не всегда выступают как противоположности. Они существуют в непосредственной близости друг от друга, взаимообуславливают друг друга, способны переходить одно в другое, выступают как части единого целого.

Мифологическое сознание, отраженное в пословицах о счастье и несчастье отличается антропоцентричностью. Субъектно-объектные роли в отношениях «счастье / несчастье - человек» могут меняться.

Представления о счастье и несчастье, отраженные в паремиологическом фонде русского языка, нередко совпадают с пониманием счастья - несчастья современной языковой личностью.

Так, условием счастья признается труд (в эксперименте: карьера, любимая работа, достижение, самореализация). Залогом счастливой жизни является дружба, добрые отношения между людьми: в эксперименте - друзья, доброта, забота; в пословицах - Кто дружбу водит, счастье находит. К людям ближе - счастье крепче. Пока и мы человеки - счастье не пропало.

В ответах респондентов счастье и несчастье противопоставлены по признакам «нестабильность, мгновенность - относительное постоянство, длительность». Подобного рода характеристики мы находим и в пословицах.

Различием в понимании счастья и несчастья является отношение к бедности. Если в пословицах бедность /нужда может получать положительную оценку и выступать в роли учителя, (Бедность учит, счастье портит), то в ответах испытуемых бедность /нищета получает только негативную оценку, является причиной несчастья.

О сходстве паремиологических представлений о счастье и несчастье с пониманием данной оппозиции современной языковой личностью свидетельствуют синонимические реакции, данные респондентами: счастье - везенье, удача, также - радость; несчастье - горе, беда: Где счастье, там и радость. Нет счастья, не жди и радости. Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.

В ассоциативную «ауру» концептов «счастье» - «несчастье» входят ассоциаты, в которых отражаются представления о счастье и несчастье как о подарке / ударе судьбы, подчеркивается их одушевленность. Подобное отношение к счастью - несчастью характерно и для пословиц. Необходимо отметить, что несчастье может получать характеристику по признаку «ценность», если оно выполняет функцию назидания /поучения или является условием счастья.

 

АВТОР: Русакова И.Б.