21.08.2012 1735

Лингвистические особенности метапоэтического текста о классическом дневнике

 

Использование метапоэтических данных позволяет отобразить результат осмысления и понимания авторов, их рефлексию над собственными дневниками, то есть самоинтерпретацию, которая осуществляется дневниковедом в процессе ведения ежедневных записей. Обращение к авторскому коду, передающему мнение авторов о собственных дневниках, становится первым методологическим шагом в изучении языковых особенностей организации КД и СД. Метапоэтические высказывания помогают определить направление дальнейшего исследования, получить объективные данные о дневниках, систематизировать их и выявить основные принципы и подходы к анализу языковых особенностей текста КД и гипертекста СД.

Обращение к метапоэтическим высказываниям, представленным в текстах дневниковых записей писателей, актера, художника, обусловлено тем фактом, что в записях авторы не только фиксируют факты личной жизни и события окружающей действительности, но и включают размышления о том, что такое дневник, какие цели и задачи ставит перед собой человек, начиная вести ежедневные записи, дают оценку, выделяют наиболее значимые особенности данного типа текстов.

В подневных записях дневников писателей XX века И.А. Бунина (Бунин, 1988), В.Я. Брюсова (Брюсов, 2002), З.Н. Гиппиус (Гиппиус, 1990), А.А. Блока (Блок, 1963), М.И. Цветаевой (Цветаева, 1997), К.И. Чуковского (Чуковский, 2003), М.М. Пришвина (Пришвин, 1986), Ю.М. Нагибина (Нагибин, 2001), актера B.C. Золотухина (Золотухин, 2003) и художницы Т.С. Фисенко (Фисенко, 2004) выделяется группа метапоэтических высказываний о КД. Основной текст дневника переплетается с «нитями высказываний о самом высказывании (Вержбицка, 1978, с. 404) - нитями, образующими ленту метатекста или «вторичный текст с вербализованным прагматическим содержанием, объектом которого всегда становится конкретный, данный основной текст» (Шаймиев, 1996, с. 80). Совокупность метапоэтических высказываний, включенных в основной текст дневника, формирует иннективный (имплицитный) метапоэтический текст о КД.

В метапоэтический текст о КД были также включены метапоэтические высказывания из следующих эксплицированных (сепаративных) метатекстов:

- предисловие к дневнику «О Синей книге» З.Н. Гиппиус (Гиппиус, 1990, с. 50-52);

- предисловие «от автора» к повести «Моя юность» В.Я. Брюсова (Брюсов, 2002, с. 182-183);

- эссе из 6-го тома собрания сочинений «Дневник женщины, которую никто не любил» А.А. Блока (Блок, 1962, с. 29-37);

- предисловие «от автора» к 7-му тому собрания сочинений М.М. Пришвина (Пришвин, 1984, с. 84-85);

- заметки «Из биографии» и «Мастерская жизни» из произведения «Дорога к другу» из 7-го тома собрания сочинений М.М. Пришвина (Пришвин, 1984, с. 190-191):

- рассказ из 5-го тома собрания сочинений М.М. Пришвина «Мои тетрадки» (Пришвин, 1983, с. 257-262);

- предисловие «от автора» к повести «Государева дорога» из 6-го тома собрания сочинений М.М. Пришвина (Пришвин, 1984, с. 6-13);

- предисловие «от автора» к дневнику Ю.М. Нагибина.

К дополнительным источникам относятся записные книжки А.А. Блока (Блок, 1965), неразрывно связанные с его дневниками, так как автор в периоды с 1903 по 1910 гг. и с 1914 по 1916 гг. вел записи не в самом дневнике, а на страницах записных книжек.

Характерным признаком метапоэтического текста о КД служит его соотнесенность со следующими элементами прагматического содержания: с интенцией адресанта текста; с текстом (элементом текста) как физическим объектом; с адресантом текста; с адресатом и процессом восприятия текста (Шаймиев, 1996, с. 81-82). Метапоэтические высказывания писателей, передающие интенции адресата, характеризующие текст как физический объект, адресанта и адресата КД, формируют основные тематические блоки, отражающие содержание метапоэтического текста.

Тематический блок метапоэтических высказываний «Интенции адресанта текста классического дневника»

В метапоэтических высказываниях, передающих интенции адресата текста, авторы указывают: «До сих пор я писал дневник для себя, то есть для того неведомого мне Корнея Чуковского, каким я буду в более поздние годы...» (Чуковский, 2003, с. 269). «Дневник пишется ...для себя, чтобы самому разобраться в себе и вроде как бы посоветоваться с самим собой...» (Пришвин, 1986, с. 472). Употребление глаголов «писать», «разобраться», «посоветоваться» в сочетание с возвратным местоимением «себя», определительным местоимением «сам», указывает на «направленность действия на самого производителя действия», на того, «кто лично производит действие или испытывает его» (Словарь русского языка, 1986). В КД автор пытается выявить, проанализировать и скорректировать собственные настроения, поступки посредством речевого взаимодействия с самим собой, которое осуществляется в процессе вербального оформления внутренней речи в письменный текст. Способ речевого взаимодействия, которое осуществляется по каналу «Я - Я» при совпадении адресанта и адресата сообщения, определяется Ю.М. Лотманом как автокоммуникация.

Ю.М. Лотман в работе «Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры)» (Лотман, 2000, с. 163-177) указывает: «В системе «Я - ОН» переменными оказываются обрамляющие элементы модели (адресант заменяется адресатом), а постоянными - код и сообщение. В системе «Я - Я» носитель информации остается тем же, но сообщение в процессе коммуникации переформулируется и приобретает новый смысл. Это происходит в результате того, что вводится добавочный - второй - код и исходное сообщение перекодируется в единицах его структуры, получая черты нового сообщения. Если коммуникативная система «Я - ОН» обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в канале «Я - Я» происходит ее качественная трансформация, которая приводит к перестройке самого этого «Я». В первом случае адресант передает сообщение другому, адресату, а сам остается неизменным в ходе этого акта. Во втором, передавая самому себе, он внутренне перестраивает свою сущность, поскольку сущность личности можно трактовать как индивидуальный набор социально значимых кодов, а набор этот здесь, в процессе коммуникационного акта, меняется» (Лотман, 2000, с. 164-165).

Автокоммуникативная модель, представленная Ю.М. Лотманом, реализуется в КД, где в процессе общения с самим собой человек получает возможность «посмотреть на себя со стороны», проанализировать собственное «я». КД, по мнению К.С. Пигрова, «вообще сродни человеческим размышлениям, тому потоку сознания, который течет или катится в каждом человеке. Но дневник тем отличается от размышлений, что он включает инстанцию эксплицированности. Именно в этих своих качествах дневник обнаруживает смысл бытия (и генезиса) индивидуальности» (Пигров, 2002, с. 300).

К.С. Пигров, определяя место дневника в системе вертикальных (публичных) и горизонтальных (приватных) текстов, считает, что «дневник... это точка саморефлексии в «пространстве тотальной коммуникации» ... Здесь случается самосознание» (Пигров, 2002, с. 299). Самосознание как процесс, в котором происходит «полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе» (Словарь русского языка, 1986) является основой любого КД. Самосознание как «противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию» (Новый философский словарь, 1998), включает в себя процессы самопознания, самоидентификации, самоопределения. Значимость процессов рефлексии как «принципа философского мышления, направленного на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующего обращения сознания на себя» (Новый философский словарь, 1998) и самопознания в КД подчеркивается дневниковедами: «Да, я твердо уверен, что совершенная искренность и беспощадность к себе... могут заинтересовать других людей, ибо помогают самопознанию.Человек, не остров, эта мысль стара, как и афоризм Паскаля, и столь же справедлива: познавая себя, ты познаешь материк, имя которому человечество» (Нагибин, 2001, с. 4).

Итак, в качестве ведущей коммуникативной цели выступает стремление автора к развитию самосознания в процессе интимной доверительной беседы с самим собой. В КД наиболее последовательно реализуется когнитивная функция языка, то есть функция выражения деятельности сознания отдельного индивидуума. КД является интроспективным текстом, в котором отражается процесс становления индивидуальности, развития, преобразования и совершенствования личности пишущего, и, как следствие, происходит накопление знаний не только о собственном «я», но и окружающем мире.

 

АВТОР: Новикова Е.Г.