21.08.2012 2002

Тематический блок метапоэтических высказываний «Гипертекст сетевого дневника как физический объект»

 

В метапоэтических высказываниях о СД пользователи соотносят СД с другими способами общения в Интернете: форумом, чатом, веб-страницей, сравнивают КД и СД, выделяют структурно-содержательные особенности

СД. Сравнивая СД с форумом, пользователи указывают: «В дневнике люди могут обсудить все, что угодно, а в форуме - только по тематике». Форум представляет собой инструмент для общения на сайте, где каждое сообщение, имеющее отдельного автора, тему и содержание, дополняется к исходному сообщению. Последовательность сообщений, ответов, ответов на ответы и т.д. создает поток или нить (от анг. thread). Главным отличием форума и СД, выделенным пользователями, является отсутствие базовой темы сообщения.

Форум - 2. перен. Место больших собраний, общественных выступлений. 3. Широкое представительное собрание, съезд (ТСОШ). Словарное определение лексемы «форум» подчеркивает официальный характер речевого взаимодействия, противопоставленный дружескому общению в СД: «Виртуальный дневник больше подходит для живого, дружеского общения, чем форум». Живой - 4. перен. Полный жизненной энергии, подвижности. // Выражающий жизненную энергию, подвижность. // Деятельный, активный, оживленный, бойкий. // Выразительный, яркий. 5. перен. разг. Отвечающий реальным потребностям социальной жизни (ТСОШ). Компоненты значения «подвижный, деятельный, активный» подчеркивают интерактивный, динамичный характер речевого взаимодействия в СД, а значение «отвечающий реальным потребностям социальной жизни» передает актуальную значимость СД для пользователей Интернета.

Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. «Цивилизация, - предупреждал Дж. Хоманс несколько десятков лет назад, - которая ради прогресса и роста разрушает малые жизненные группы, сделает людей одинокими и несчастными» (Homans, 1950, р. 457). Отсутствие необходимых коммуникативных навыков, форм интимного, дружеского, глубокого общения привело к появлению такого психологического феномена как «одиночество в толпе» (Riesman, Denny & Glazer, 1950), то есть одиночество среди людей. Наиболее ярко возникновение чувства одиночества в масштабах современного общества выражено в Интернете. Глобальная сеть часто сравнивается с «паутиной», «ловушкой», которая поглощает личность и растворяет ее в общей массе других людей. Появление СД, популярность данного явления в Интернете, на наш взгляд, обусловлены желанием пользователей персонифицировать глобальную среду, усилить значимость отдельного человека, тем самым, преодолевая чувство одиночества в толпе.

Значение «воплощенный в человеке, принявший облик живого существа» указывает на принадлежность СД индивидуальному пользователю, а не сайту. СД предоставляет индивидуальное пространство человеку в Интернете, является документом, отражающим интересы автора и его комментаторов, содержит личностно-ориентированную информацию, что также отличает СД от других средств общения в сети, в частности, чата. В метапоэтических высказываниях пользователи подчеркивают: «Разница между интернет-дневником и чатом состоит в том, что здесь каждый пишет в своем дневнике, а там все в общей куче». В отличие от вебстраницы, создание которой требует определенных знаний и навыков программирования, СД может быть создан любым человеком, умеющим пользоваться компьютером и Интернетом. Например: «А онлайн дневник удобен тем, что ленивому человеку необязательно возится с созданием сайта. Есть своя страница и ладно».

КД выделяется авторами как основной внесетевой источник СД. В корпусе метапоэтических высказываний, сравнивающих КД и СД, пользователи к основным свойствам традиционных образцов относят:

- закрытость информации (в реале я записываю такое, что действительно нельзя знать никому, обычный дневник для тех вещей, которыми мне не хочется ни с кем делится);

- интимность, камерность (в реальный дневник ты уже пишешь все личное... и к душе он как-то ближе... теплее);

- большую по сравнению с СД откровенность и экспрессивность (чувства, выраженные словами, я никакому электронному дневнику не доверяю, только бумаге);

- возможность долговременного хранения и передачи информации (для того чтобы что-то потомкам оставить, нужно вести дневник в реале). Дифференциальными признаками СД выступают: открытость, несерьезность (хочется поделиться безобидными мыслями, а не знаешь с кем); публичность (открытые дневники больше делаются на публику, чем для себя); ненадежность (хранение информации на компьютере не самый надежный способ).

Структурными характеристиками СД, по мнению пользователей, являются:

- ветвистость (комментарии выстраиваются в ветку, молено ответить на ответ, ветка получится ветвящаяся);

- использование гиперссылок (вести виртуальный дневник очень удобно, особенно за счет гиперссылок);

- открытость записей (каждому сообщению хозяина дневника можно писать комментарии);

- креолизованность текста (можно оформлять его разными шрифтами);

- наличие графических элементов (картинки, фото можно вставлять).

По данным метапоэтических высказываний содержание записей в СД характеризуется:

- гетерогенностью (записываю туда всякие мысли, новости, цитаты, полезные ссылки, веду виртуальный дайри, пишу там всё подряд);

- экспрессивностью (в дневнике должны быть чувства, эмоции, настроения);

- сочетанием искренности и несерьезности: (зависит от того, как течёт моя жизнь: спокойно или что-то такое, что требует записи и анализа, это не дневник, а так, игрушка, так как есть чем заняться, когда делать нечего);

- комбинированием правды и вымысла (у меня два дневника, оба онлайновых: в один пишу всё что со мной происходит и даже очень личное, а второй... там я - совершенно другой человек).

Ветвистость, нелинейность, открытость, креализованность, гетерогенность содержания, комбинирование вербальных и графических элементов, игровой характер, сочетание фактов реальной жизни и вымысла определяют необходимость рассмотрения СД с позиций неклассического текста.

Субъективно-модальная характеристика включает положительную, нейтральную и отрицательную оценку СД. Мнение пользователей о, результаты голосования, проводимого в рамках метапоэтического эксперимента на форуме https://www.mixei.ru.html.

Большинство пользователей, имеющих СД, относятся к ним положительно, что передается с помощью эмоционально-оценочной лексики, где СД характеризуется как «интересный», «полезный» документ. К положительным свойствам авторы и комментаторы относят предоставленную СД возможность общения, расширения круга знакомых, получение советов и оценок, свободы самовыражения и репрезентации собственного «я». Например: «Мне друг кинул ссылочку на свой дневник на livejournal, мне показалось это интересным, потому что его записи комментировали много человек, и посредством этого он общался с друзьями и заводил знакомых». «Обожаю онлайн дневники. Это вещь очень интересная и полезная».

В следующую группу респондентов входят авторы, которые хотя и ведут записи в сети, но не считают их дневником, а воспринимают как способ общения, средство привлечения внимания и знакомства. Они полагают, что настоящий дневник является личным, интимным документом, он не может быть достоянием общественности. Например: «Этот дневник - просто еще один способ пообщаться. Лично мне кажется, что называть записи на дайри.ру дневником нельзя. Это что-то другое, не знаю, что, но не дневник, поэтому относится к этому с серьезностью дневника не стоит».

Негативное отношение к СД представлено в метакомментариях пользователей, которые не ведут СД. Например: «Онлайн дневники - это все-таки выставление напоказ своих мыслей, что для дневника не допустимо». «Говорю дневникам нет, ведь дневник - это твоё личное дело, а не достояние общественности». «Мне кажется, что всё это показушность вроде глядите, какой я умный, какие гениальные мысли я пишу. Дневник - это личное, не стоит показывать его всем». Пользователи считают, что в СД нарушается основополагающий принцип дневника - назначение быть личным, интимным документом. Открытость, публичность, общественная природа, развлекательный характер определяют бесполезность данного интернет-ресурса, превращают СД в очередную дань моде. «Виртуальные дневники - дань моде. Когда мода пройдёт, останется некоторое количество дневников в нормальном смысле этого слова». «Дневники и в самом деле мода. Мода творить что-то, что по идеи должно привлекать юзеров инета».

В метапоэтических высказываниях, посвященных СД, выделяются ключевые слова, анализ значений и парадигматических отношений которых, позволяет определить содержание основного метапоэтического понятия (ОМП) «сетевой дневник». Совокупность ключевых слов, выделенных в метапоэтических высказываниях, образует ДСП ОМП «сетевой дневник».

В метапоэтических высказываниях пользователи для номинации дневников, которые ведутся в Интернете, используют сложные слова и словочетания: «веб-дневник», «онлайн-дневник», «дневник в онлайн», «виртуальный дневник», «дневник в виртуале», «электронный дневник», «интерактивный дневник». В настоящем исследовании предлагается использовать инвариантное ОМП «сетевой дневник», поскольку оно наиболее точно передает значение термина «online journal» (Krishnamurthy, 2000), которое используется в англоязычной литературе для номинации личных дневников в Интернете. В данном словосочетании «online» выступает определением к существительному «journal». Толковый словарь английского языка Oxford Advanced Learner»s Dictionary of Current English под редакцией издательства Оксфордского университета дает следующее толкование слова «online» - контролируемый с помощью или присоединенный к компьютеру или Интернету, сетевой (Oxford Advanced Learner»s Dictionary of Current English, 2003). А.А. Травин в словаре «Популярные браузеры World Wide Web» определяет слово «online» как «электронный, сетевой применительно к изданиям, базам данных. Например, online magazine - сетевой журнал» (Травин, 1997). Англо-русский словарь под редакцией В.К. Мюллера первым эквивалентом слова «journal» указывает дневник (Англо-русский словарь под редакцией В.К. Мюллера, 1989). Таким образом, словосочетание «сетевой дневник» является наиболее адекватным переводом англоязычного эквивалента.

Англоязычный термин «web-log» уточняет значение ОМП «сетевой дневник», так как веблог является основным сетевым предшественником, также часто используется для номинации СД. Англоязычный термин «web- log» впервые появился в американском варианте английского языка, поэтому использование словаря американского издания, фиксирующего последние языковые преобразования, является наиболее приемлемым. Словарь «The American Heritage Dictionary» определяет прилагательное «web» как «находящийся во Всемирной Сети», «сетевой» (The American Heritage Dictionary, 2001). Существительное «log» означает: 3) вахтенный, бортовой журнал; 4) регулярно ведущиеся записи (The American Heritage Dictionary, 2000). В соответствии со значениями номинаций «online journal» и «web-log» денотативное значение ОМП «сетевой дневник» может быть сформулировано как регулярные записи, ведущиеся записи на экране компьютера, подсоединенного к Интернету.

Номинации СД в метапоэтических высказывания включают сочетания «интернет-дневник», «веб-дневник», «онлайн-дневник», «электронный дневник», «виртуальный дневник», «интерактивный дневник», «общественный дневник», «открытый дневник», «компьютерный дневник, «дневник-отчет», «личный дневник», «обычный дневник», «реальный дневник», «нормальный дневник». Совокупность значений данных номинаций, занимающих центральную часть ЛСП, формируют сигнификативное значение ОМП «сетевой дневник», вступают с ним в отношения синонимии, пересечения, антонимии.

Лексема «дневник» является гиперонимом в эндоцентрическом ряду «интернет-дневник», «веб-дневник», «онлайн-дневник», «электронный дневник», «виртуальный дневник», «интерактивный дневник», «дневник- отчет», «общественный дневник», «личный дневник», «обычный дневник», «реальный дневник», «нормальный дневник». Несмотря на принципиальные различия структурно-содержательных и прагматических характеристик, лексема «дневник» является составной частью значения ОМП «сетевой дневник». СД, также как и КД, является документом, состоящим из совокупности записей, отражающих события, происходившие в течение дня, характеризуется обязательным указанием даты записи и комментария к ней.

В качестве синонимов ОМП «сетевой дневник» респонденты метапоэтического эксперимента используют номинации «интернет-дневник», «веб-дневник», «онлайн-дневник», «электронный дневник», «виртуальный дневник», «интерактивный дневник». Номинации «интернет-дневник», «веб-дневник» являются полными синонимами СД, так как компонент значения ««сеть» представлен в лексемах «интернет», «веб». Интернет - международная компьютерная сеть, обеспечивающая доступ к огромному объему информации, выложенной на сайтах, позволяющая пользователям связываться друг с другом, находясь в разных точках земного шара (Современный словарь иностранных слов, 2000). Web - паутина, сплетение, сеть (Англо-русский словарь под ред. В.К. Мюллера, 1986).

Анализ значений лексем «онлайн», «электронный», «виртуальный», «интерактивный» позволяет выделить компоненты значений, которые вносят дополнительные характеристики в ОМП. Слово «онлайн» (англ. online) в переводе с английского языка означает «на связи». Лексема «онлайн» содержит также сему «контролируемый с помощью или присоединенный к компьютеру или интернету». Онлайн - это режим когда компьютер соединен с сайтом (Травин, 1997). Электронный - используемый для передачи сообщений или документов между пользователями без применения бумажного носителя (Современный англо-русский словарь по вычислительной технике, 1998). Значение прилагательного «интерактивный» (от англ. interactive) - интерактивный, диалоговый, подразумевающий взаимодействие (The Concise Oxford Russian Dictionary, 1998). Глагол «interact» имеет значение «взаимодействовать, находится во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга» (Англо-русский словарь под редакцией В.К. Мюллера, 1989). Значения определений «онлайн», «виртуальный», «электронный» позволяют определить СД как дневник, созданный на компьютере, подключенном к Интернету без применения бумажного носителя. СД - это интерактивный, диалоговый документ, подразумевающий активное взаимодействие и взаимовлияние пользователей.

Прилагательное «виртуальный» от англ. «virtual» - фактический, действительный (Англо-русский словарь под редакцией В.К. Мюллера, 1989). Современный англо-русский словарь по вычислительной технике добавляет к значениям «фактический, действительный» еще одно - возможный (Современный англо-русский словарь по вычислительной технике, 1998). Более того, в том же словаре присутствует словосочетание «virtual reality», которое переводится как «виртуальная реальность, виртуальная действительность, искусственная действительность» (Современный англо-русский словарь по вычислительной технике, 1998). Поступательное расширение лексического значения слова «виртуальный» привело к тому, что в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой оно истолковано следующим образом: такой, который может или должен появиться, возникнуть при определенных условиях (ТСОШ). В «Толковом словаре русского языка конца XX века. Языковые изменения» «виртуальный» определяется как «логический, не имеющий фактического воплощения или реализованный только в компьютере» (Толковый словарь русского языка конца XX века, 1998).

Фиксация в словаре значения слова «виртуальный», фактически противоположного его первоначальному англоязычному варианту, свидетельствует о том, что информатизация и компьютеризация оказывают значительное воздействие на развитие общества. Понятие «имитация реальности», пожалуй, наиболее точно подходит к слову «виртуальный». Антиномичность лексического значения слова определяет антиномичность СД. С одной стороны, СД - это нечто ненастоящее, нереальное, мнимое, воображаемое, а, с другой, в нем описывают реальные события, волнующие автора в настоящий момент.

В отношения пересечения с ОМП «сетевой дневник» вступают номинации «открытый дневник», «общественный дневник», «дневник - отчет», «компьютерный дневник», которые входят в состав центральной зоны ДСП. Открытый - 2. Ничем не загражденный, не защищенный; свободный для доступа. 3. Доступный для посторонних, доступный для всех. 6. перен. Явный, не скрываемый. Значение лексемы «открытый» указывает на доступность СД. В отличие от КД, который является личным, интимным, недоступным для посторонних лиц документом, в СД записи автора могут быть прочитаны и прокомментированы другим автором или сторонним пользователем Интернета.

Общественный - 3. Принадлежащий всему обществу, созданный, накопленный в нем; общий. 4. Предназначенный для всех, для общего пользования; не индивидуальный. // Охватывающий все общество, касающийся всего общества. 5. Организованный коллективом; не частный. 6. Соответствующий требованиям, интересам коллектива, общества. // Выражающий, учитывающий потребности общества, его запросы. (ТСОШ). Определение «общественный» подчеркивает гиперавторскую природу. С точки зрения принадлежности СД является частным личным документом, но в структурно-содержательном плане СД представляет гипертекст, созданный группой пользователей в процессе открытой коммуникации с учетом общих культурных потребностей и интересов.

Если КД отображает самосознание отдельной личности, то определение СД как «общественного» документа устанавливается связь с феноменом «массового сознания» - термин социальной философии, который используется для обозначения «шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры» (Новый философский словарь, 1989). Многообразие мировоззренческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, полифоничность, присущие массовому сознанию, приобретает особую значимость в переходные периоды общественного развития.

Распад привычной системы ценностей, который произошел не только в нашей стране, но и во всем мире, порождает стихийный поиск новых путей адаптации к динамично меняющейся социальной реальности, одним из вариантов которого является глобальная среда Интернета, где массовое сознание сообщества пользователей выступает основой поиска новых ценностей общекультурной мировоззренческой парадигмы. КД как документ, выполняющий когнитивную функцию, в сетевых образцах отображает деятельность деперсонализированного сознания совокупности пользователей, которая в каждом СД представлена автором, администрацией сайта, читателями и постоянными комментаторами.

Определение «компьютерный» как «свойственный компьютеру, характерный для него, принадлежащий компьютеру» (ТСОШ) указывает на опосредованность общения в СД компьютером. В отличие от КД, являющегося рукописным или печатным документом, СД может существовать только в технически сложной среде, способной обеспечивать необходимую быстроту предъявления выбираемых фрагментов гипертекста. СД неотделим от компьютера и Интернета, так же как книга в современном представлении неотделима от книгопечатания.

Кроме того, определение «компьютерный» в метапоэтических высказываниях относится не только к СД, но и к особой разновидности дневников, которые определяются пользователями как «дневники в Ворде», «дневники в Word»e» и противопоставляются СД. Компьютерные дневники обладают свойствами КД, но ведутся не в тетради или записной книжке, а на экране компьютера с помощью программ Microsoft Word и Microsoft Excel. Например: «В докомпьютерную эпоху своей жизни вела дневник в тетрадке, как прилежная ученица, с появлением компа, уже много лет веду дневник в Ворде. Очень удобно, ставишь пароль на файл, так что кому не надо и не прочитают». «У меня один дневник в Word»e под паролем. Имеется также и виртуальный в «Записках бедного готика». Технические возможности компьютера позволяют оформлять дневник, вводить графические элементы, ставить пароль и включать ссылки для удобного поиска записей. Авторы, ведущие одновременно компьютерный дневник и СД, используют первый для общения с самим собой, самоанализа, саморефлексии, а второй является для них средством общения и социального взаимодействия в сетевом пространстве.

В группе СД авторы также выделяют «дневники-отчеты». Например: «Вела дневник на готик.ру... Правда, дневником его назвать было сложно: он был в основном для друзей, скорее отчет о концертах, встречах, событиях и др.» Отчет - письменное или устное сообщение о своих действиях или о выполнении возложенного поручения, представляемое лицу или учреждению. // Публикуемые данные о работе какого-либо учреждения, о положении дел в нем (ТСОШ). Значение лексемы «отчет» подчеркивает связь СД с основным сетевым предшественником - веблогом. СД, помимо прочих функций, также как и веблог, выполняет функцию упорядочивания информации в глобальной сети. Автор не только вносит в текст записи личное сообщение, но и включает перечень интересных, полезных гиперссылок на новые сайты Интернета, которые сопровождаются краткой характеристикой и оценкой.

Номинация «личный дневник» расположена в медиальной зоне ключевых слов, вступающих в отношения пересечения и антонимии к ОМП «сетевой дневник», так как вводится пользователями для обозначения СД и КД. Личный - 2. Свойственный, присущий какому-либо лицу. 3. Принадлежащий какому-либо лицу, находящийся в его пользовании. 4. Обслуживающий какое-либо лицо, состоящий при нем. 5. Касающийся непосредственно какого-либо лица, какой-либо личности. // Связанный с чьей-либо частной, интимной жизнью. // Выражающий индивидуальные особенности какого-либо лица, какой-либо личности. 6. Осуществляемый каким-либо лицом, исходящий от него (ТСОШ).

По отношению к СД определение «личный» подчеркивает его формальную принадлежность одному автору. В СД пользователь описывает факты, касающиеся его жизни, или повествует о событиях, свидетелем или участником которых он являлся, вводит темы, волнующие его в данный момент. Сочетание личного и публичного определяет антиномичную природу СД, где индивид обретает «уникальную способность к существованию во взаимоисключающем и одновременно взаимообусловленном сочетании индивидуального суверенитета и творческого растворения в мировом пространстве» (Трофимова, 2004, с. 65). Если в КД главным принципом передачи информации является «от себя к себе», в опубликованных дневниках - «от одного ко многим», то в СД распространение информации идет по направлению «от многих ко многим». СД сочетает свойства личного и публичного документа, который подразумевает персональность, направленность на отображение жизнь отдельного пользователя в глобальной сети, являясь при этом гиперавторским произведением.

В метапоэтических комментариях, посвященных сравнительным характеристикам КД и СД, пользователи определяют первый как «обычный дневник», «реальный дневник», «нормальный дневник». Данные словосочетания включаются в центральную зону ЛСП ОМП «сетевой дневник», вступают с ним в антонимические отношения. Обычный - 1. Всегда свойственный кому-либо, чему-либо; всегдашний, привычный. 2. Ничем не выделяющийся среди других; обыкновенный, заурядный. Реальный - 1. Существующий на самом деле, действительный, не воображаемый. // Жизненный, действенный. 2. Возможный для выполнения, осуществимый. 3. Отличающийся реализмом, исходящий из понимания и учета подлинных условий действительности. 4. Имеющий практическое значение, применение. 5. Взятый из действительной жизни; реалистический. Нормальный - не отклоняющийся от нормы; обычный (ТСОШ). Противопоставление значений данных номинаций, позволяет выделить следующие свойства СД: особенный, необыкновенный документ, который существует в виртуальном мире, не имеет практического назначения, не соответствует традиционным нормам организации дневника.

Анализ словарных дефиниций лексем, формирующих центральную часть ЛСП ОМП «сетевой дневник», позволяет выделить диагностические компоненты, формирующие его сигнификативное значение. СД - это «дневник»:

- существующий в технически сложной среде, формируемой компьютером и Интернетом; интерактивный, диалоговый документ, подразумевающий активное взаимодействие и взаимовлияние пользователей;

- выполняющий коммуникативную, контактоустанавливающую функции и функцию упорядочивания информации в глобальной сети;

- сочетающий условное, мнимое, воображаемое и реальное;

- объединяющий свойства личностно-ориентированного и общественного документа, отображающего события и факты жизни отдельного человека и сообщества глобальной сети;

- являющийся общедоступным документом, гиперавторским произведением, в котором текст каждой записи может быть дополнен комментарием любого пользователя Интернета.

Периферию ЛСП ОМП «сетевой дневник» образуют номинации «ежедневник», «тусовка», «имидж», «игра», «спектакль», «баловство», «графоманство» «бред», «показуха», которые вступают в ассоциативную связь с ОМП, формируют прагматическое значение, уточняют функциональные характеристики, передают авторскую оценку.

Номинации «ежедневник», «тусовка», «имидж» уточняют прагматические особенности СД. Ежедневник - существительное от прил. ежедневный. Ежедневный - 1. Совершающийся, происходящий, имеющий место каждый день, изо дня в день; каждодневный. 2. перен. Повседневный, будничный, обыденный (ТСОШ). Лексемы «дневник» и «ежедневник» связаны общим значением «совершающийся, происходящий, имеющий место каждый день, изо дня в день; каждодневный», что, в первую очередь, подчеркивает идентичность базовой структуры КД и СД, который также является дискретным текстом, состоит из совокупности по дневных записей, расположенных в хронологическом порядке. Значение повседневный, обыденный» характеризует содержание СД, которое отображает как личные, так и социально-значимые события повседневной жизни. В отличие от КД, целью авторов СД является не самопознание, а взаимодействие, поэтому в свои записи они стараются включать информацию, которая может привлечь внимание других. В тексте СД, как правило, отсутствуют глубокие размышления, этические оценки собственных поступков, самокритика и самокоррекция, свойственные КД.

Кроме того, лексема «ежедневник» в метапоэтических высказываниях часто передает негативную оценку пользователей СД, содержание которых характеризуется отсутствием интересных, проблемных, требующих обсуждения тем, повторяемостью. Например: «Мне вот интересно ...создает Вася запись в дневнике, типа - Люди, какую кепку мне купить? Зеленую или красную? - Это что, попытка поднять дневник вверх? Видимость поддержания дневника? Или действительно расчет того, что в дневнике миллион посетителей, которые только и жаждут закидать хозяина советами».

В метапоэтических высказываниях пользователи сравнивают СД с «тусовкой», «имиджем». Например: «Я так понимаю онлайн дневник - это общение, живое, реальное, тусовка». «Это хорошо, круто и популярно, на мой взгляд подобные вещи создают твой неповторимый имидж». Тусовка - 1. Встреча развлекательного характера. 2. Неофициальная встреча (ТСОШ). Интегральной семой ОМП «сетевой дневник» и «тусовка» выступает «речевое взаимодействие», дополнительное значение определяется семами «дружеский, неофициальный, имеющий развлекательный характер». В отличие от форума или конференции, СД не предполагает обсуждения серьезных проблем, получения определенной информации в какой-либо сфере. Пользователи подчеркивают, что СД обслуживает публичные « неофициальные коммуникативные ситуации, в которых речевое взаимодействие осуществляется в личном сетевом пространстве: «Действительно что-то вроде смеси личного сайта и личного форума». СД является документом, фиксирующим жизнедеятельность сообщества друзей и знакомых автора, общение в котором характеризуется неофициальной, дружеской тональностью.

Имидж - образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.п., способствующие воздействию на окружающих (ТСОШ). В СД каждый пользователь стремится создать свой собственный образ. Например: «Сетевой дневник - это возможность для самовыражения, общения, времяпрепровождения и много - много другого. Каждый находит здесь что-то свое». СД выполняют функцию репрезентации автором собственного «я», где самовыражение выступает в роли саморазоблачения, служит функциям самоопределения и самоутверждения индивида.

Кроме того, английское слово «image» имеет значение «подобие, метафора; вызывать в воображении, фантазировать, представлять себе» (Англо-русский словарь под ред. В.К. Мюллера, 1989). Значение «фантазировать, представлять себе» указывает на виртуальность СД, где один и тот же автор может вести несколько СД одновременно, но под разными именами - «никами». Комментаторы могут также иметь несколько имен, менять их в зависимости от своего настроения, эмоционального состояния, выбранной социальной роли. В записях отображение реальных событий окружающей действительности сочетается с виртуальной имитацией фактов и источников информации, определяя «гиперреальную природу» (Бодрийяр, 1996) СД.

Коннотации «игра», «сцена», «спектакль» связывают СД с понятием «театра» - одного из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления (ТСОШ). Сравнение СД с «театром» связано общей тенденцией театрализации, выставления напоказ собственного «я», которая присуща постмодернистскому сознанию. Под влиянием идей М.М. Бахтина среди западных теоретиков авангардистского направления распространилось мнение о маскарадном, карнавальном характере общественной жизни и способах ее восприятия. В современном обществе политика, экономика в ее рекламном обличий, коммерциализованное искусство трансформировались во «всеобъемлющий шоу-бизнес». Г. Алмер в книге «Applied grammatology» («Прикладная грамматология») утверждает, что в наше время буквально «все от политики до поэтики стало театральным» (Ulmer, 1985. с. 277). Г. Дебор определил современное общество как «общество спектакля» (Debord, 1992). Р. Барт пришел к выводу, что «всякая сильная дискурсивная система есть представление (в театральном смысле - шоу), демонстрация аргументов, приемов защиты и нападения, устойчивых формул: своего рода мелодрама, которую субъект может наполнить своей энергией истерического наслаждения» (Барт, 1989, с. 538). Следствием такого положения вещей вновь оказалась актуальной шекспировская сентенция «Весь мир - театр».

Театральность СД отображает его направленность на публику, общение, игру, флирт, гламур. Ни пользователи, ни комментаторы, ни сами авторы не считают СД серьезным произведением. СД - это «текст - наслаждение» (Барт, 1989), публичный, открытый, общедоступный документ, в котором личная жизнь, интимные подробности становятся достоянием общественности. В СД пользователи получают возможность самовыражения, как и участники телевизионных ток-шоу: возможность рассказать о себе потенциально большой, но неизвестной публике.

Сравнение СД с «показухой», «графоманством», «баловством», «бредом» передают негативную оценку авторов. Например; «Дневники ваши показуха. Впрочем, если язык почесать со скуки или сумничать не втерпеж, а не перед кем - тогда и впрямь жизненно важно». «Графоманство чистой воды». «Сетевой дневник - это лишь баловство, пустая болтовня». «Кому этот бред может быть интересен?!» Показуха действия, рассчитанные на внешний эффект, на то, чтобы произвести приятное впечатление (Словарь русского языка, 1986). Графоманство (от графомания) - пристрастие к писанию, к многословному бесполезному сочинительству. Баловство - 3. То, что является лишь развлечением, забавой. Бред - 2. Бессвязные, бессмысленные речи. 4. перен. разг. Что-либо несуразное, бессмысленное, неправдоподобное (ТСОШ).

Значения лексем «показуха», «графоманство», «баловство», «бред» выделяют следующие отрицательные свойства СД: отсутствие искренности и остаточной глубины общения, бесполезность, бессмысленность, неправдоподобность, развлекательный характер. Крайняя степень негативной оценки представлена индивидуально-авторской метафорой, сравнивающей СД с «блохами»: «Беда... своих проблем народу что ли не хватает? Мне Ревинский периодически кидает ссылки на эти блохи - я больше двух строк не могу себя заставить прочесть». Сравнение, опирающееся на общность звучания английского слова «blog» во множественном числе (блоги) и «блохи», подчеркивает многочисленность СД, назойливость администрации сайтов, предлагающих их создание.

Итак, коннотации, занимающие периферию ЛСП ОМП «сетевой дневник», позволяют определить СД как:

- документ, который фиксирует личные и социально-значимые события повседневной жизни, обязательно включает информацию, направленную на привлечение внимания со стороны других пользователей;

- документ, обслуживающий публичные неофициальные коммуникативные ситуации, в котором речевое взаимодействие пользователей осуществляется в личном сетевом пространстве автора;

- документ, который сочетает отображение реальных событий окружающей действительности с виртуальной имитацией фактов и источников информации;

- публичный, открытый, общедоступный документ, выполняющий функции самовыражения и самоутверждения индивида.

 

АВТОР: Новикова Е.Г.