26.02.2011 8443

Арбитражные суды в Российской Федерации: принципы организации, структура, задачи и функции (статья)

 

Одним из важнейших направлений преобразований, проходящих в последние годы в Российской Федерации, является реформа судебной системы.

С учетом значимости данной структуры в жизни общества, в защите прав и интересов граждан построение качественно новой, адекватной современным реалиям судебной системы трудно переоценить. Рассуждая о роли суда, В.П. Павлов рассматривает трехуровневую систему реализации частных интересов. По его мнению, сущность функциональных связей между элементами основного звена (т.е. конкретными физическими и (или) юридическими лицами) состоит в том, что лицо своими действиями стремится к приобретению или отчуждению определенного блага. С этой целью оно вступает в правоотношение с другим лицом – отчуждателем или приобретателем искомого блага. Данное звено характеризуется как разомкнутая и крайне неустойчивая система, с высокой вероятностью нарушения ее функционирования, в результате чего реализация правомерных частных интересов сторон прекратится. По этой причине вводится звено обратной связи – суд, который реализует функцию экстремального контроля за действиями лиц. Институт судебных приставов, как звено, обеспечивающее функцию восстановления нарушенных интересов, дополняет судебное звено. В совокупности они делают систему замкнутой и устойчивой.

Сама организация процесса судебного разбирательства, принципы, заложенные в основных документах, определяющих порядок судопроизводства, направлены на объективное вынесение решения по рассматриваемому судом делу, на восстановление нарушенных прав граждан. Это в равной степени относится как к гражданскому, так и к уголовному процессу.

В системе обеспечения законных прав и интересов физических и юридических лиц особое место занимают арбитражные суды.

Потребность в создании специального органа по защите экономических прав и интересов физических и юридических лиц была продиктована причинами экономического, политического, социального характера, немаловажное значение имел и мировой опыт разрешения коммерческих и торговых дел.

Вполне понятно, что арбитражные суды в качестве судебных органов могут быть учреждены лишь при соответствующем экономическом укладе общества. Экономическими основами учреждения арбитражных судов выступают единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, государственная поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, равенство всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Практически во всех странах, наряду с судами общей юрисдикции, работают суды, специализирующиеся на разрешении отдельных видов споров, отличающихся значительными особенностями и сложностью. Специализированные судебные учреждения по разрешению экономических споров существуют во многих странах мира. Несмотря на различия в организационных структурах и особенностях функционирования, в то же время их сближает причастность к экономической деятельности государства, к сфере разрешения экономических конфликтов с использованием правовых регуляторов.

Развитие системы арбитражных судов в Российской Федерации связано с реализацией Концепции судебной реформы 1991 г. Она провозгласила в качестве своих целей становление судебной власти в России, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права. Образование современного арбитражного правосудия и его дальнейшее развитие стало одним из основных направлений реализации указанной Концепции.

Переход от системы государственных и ведомственных арбитражей к новому качеству – к системе судебно-арбитражных органов связывается с принятием Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г. В 1992 г. был принят АПК РФ, установивший процессуальные правила рассмотрения арбитражных дел.

Процесс постепенной замены арбитражей судами, осуществленный в 1991-1992 годах, проходил сравнительно легко, поскольку существовала многолетняя богатая практика рассмотрения хозяйственных споров, разрешаемых на основе норм материального и процессуального права. Большинство споров, рассматриваемых ранее органами государственного и ведомственного арбитража, носило гражданско-правовой характер и регулировалось нормами кодифицированных нормативных актов. При этом в последний период своей деятельности государственный арбитраж нес в себе многие черты, свойственные суду.

Однако, несмотря на наличие этих предпосылок, первоначально система арбитражных судов и Арбитражный процессуальный кодекс РФ не смогли в полной мере удовлетворить потребности практики.

Отметим, что в период с 1991 г. по 1995 г. функционировала двухзвенная система арбитражных судов, представленная Высшим Арбитражным Судом РФ и судами основного звена (высшими арбитражными судами республик в составе РФ, арбитражными судами краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов). При этом, исходя из анализа положений Закона РСФСР «Об арбитражном суде» 1991 г., можно сделать вывод о наличии двух методов правового регулирования организации судов основного звена с учетом их принадлежности к конкретному территориальному образованию: национально-государственного (республика, автономная область, автономный округ) или административно-территориального (область, край, город федерального значения). Они имели существенные различия в правовом статусе.

Важной вехой в развитии арбитражных судов стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., которая по-новому определила многие вопросы организации судебной власти. В частности, было введено понятие федерального суда; обозначено, что система федеральных судов учреждается и действует только на основании и в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, закреплены требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Эти положения, соответственно, не имели своего закрепления в отраслевом судоустройственном законодательстве того периода, что еще больше обострило ситуацию, связанную с разобщенностью правовой основы организации арбитражных судов основного звена, ее внутренней противоречивостью и несогласованностью, а также незавершенностью по отдельным вопросам.

В этой связи в 1995 г. началось реформирование системы арбитражных судов и правил судопроизводства в них, приведение правовой основы организации их деятельности в соответствие с мировыми стандартами правосудия, с нормами Конституции Российской Федерации.

Успеху повторной реформы арбитражного судоустройства и судопроизводства способствовало одновременное принятие сразу двух основополагающих законов, а именно Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», определившего систему, структуру и полномочия арбитражных судов, а также нового АПК РФ (от 5 мая 1995 г.). Таким образом, в системе арбитражных судов судоустройственные и судопроизводственные проблемы решались одновременно.

Подобный опыт законодательной работы, когда одновременно принимается пакет взаимосвязанных и согласованных друг с другом законов, является идеальным случаем. Тем более, когда идет речь о специализированных судах. Это дает возможность законодателю одновременно установить их систему, структуру и полномочия каждого звена данной судебной системы, а также урегулировать традиционные процессуальные вопросы об участниках процесса, подведомственности, подсудности, судебных расходах, сроках доказательства, стадиях, порядке пересмотра судебных актов и др.

31 декабря 1996 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее – ФКЗ «О судебной системе РФ»). В данном акте получило свое закрепление положение о единстве судебной системы Российской Федерации, которое обеспечивается установлением судебной системы и правил судопроизводства федеральным законодательством, единообразным применение законов всеми судами РФ, обязательного исполнения судебных постановлений на всей территории РФ, единым статусом всех судей в РФ (ст. 3 Закона). Таким образом, получила свое нормативное разрешение длительная дискуссия о возможности дуализма в рамках судебной системы.

24 июля 2002 г. принят третий АПК РФ, что связано как со вступлением России в Совет Европы и потребностью приведения процессуального законодательства в соответствие со стандартами СЕ, так и с принятием ряда новых отечественных законодательных актов, в той или иной мере затрагивающих сферу деятельности арбитражных судов. В третью редакцию АПК РФ, наряду с сохранением оправдавших себя на практике институтов и правовых норм АПК РФ 1995 г., были внесены весьма значительные изменения и дополнения, диктуемые практикой.

Согласно положениям всех вышеперечисленных нормативных правовых актов, деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. По своей правовой природе арбитражные суды являются специализированными судами, осуществляющими правосудие в сфере экономических отношений.

Рассуждая на эту тему, нельзя не упомянуть о позиции ряда авторов, которые, признавая арбитражные суды значимым элементом построения правового экономического порядка, говорят о необходимости включения арбитражных судов в общую судебную систему. Данные специалисты указывают, что поскольку в Конституции РФ не говорится об арбитражном судопроизводстве, то, следовательно, арбитражные суды не имеют конституционных предпосылок для своего самостоятельного существования. При этом ряд авторов, придерживаясь традиционного понимания правосудия, как деятельности судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, не считают работу арбитражных судов его специфическим видом.

Вместе с тем, другая группа специалистов считает, что, осуществляя судебную власть, арбитражные суды имеют специфические задачи, подведомственность дел, полномочия и другие особенности, существенно отличающие их от судов общей юрисдикции. Более того, их деятельность не связана с судами общей юрисдикции.

На наш взгляд, вывод об отправлении арбитражными судами правосудия по экономическим спорам основан как на прямом указании законодателя, так и на основе наличия в деятельности данных судов специфических признаков правосудия, к числу которых относятся осуществление его только специальным органом государственной власти – судом и от имени государства; особая предметная направленность данной деятельности – рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях подведомственных судам категорий дел; осуществление правосудия в установленной процессуальным правом форме с вынесением особых актов – актов правосудия; реализация при этом особых, обозначенных в законе, задач.

Таким образом, арбитражные суды представляют собой судебные органы, которые входят в судебную систему Российской Федерации, они руководствуются специальным Арбитражным кодексом, применяют материальное право, рассматривают и разрешают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях, с привлечением арбитражных заседателей; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой.

Арбитражные суды являются особой разновидностью судебных органов, реализующих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

В этой связи, на наш взгляд, не совсем удачно была охарактеризована их компетенция в постановлении № 33 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где указано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т.е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью. Более корректная трактовка дана в новом Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 г. (далее – АПК РФ), согласно ст.1 которого арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, следует отметить, что только в своем единстве специфический характер спора (предпринимательская деятельность) и субъектный состав (юридические лица и граждане-предприниматели) позволяют сделать вывод о подведомственности конкретного дела арбитражным судам. В таком случае вряд ли следует соглашаться с теми авторами, которые в качестве основного критерия для определения круга дел, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах, называют специфический субъектный состав спорного материального правоотношения, при этом имея в виду юридических лиц и (или) граждан-предпринимателей. Немаловажным является и то обстоятельство, что лицами, участвующими в деле, в арбитражном процессе являются профессиональные участники хозяйственного оборота. Поэтому представляются вполне уместными дальнейшие шаги, связанные с «профессионализацией» арбитражного судопроизводства.

Наряду с этим, специалисты обращают внимание на то, что развитие отечественного законодательства идет по пути расширения перечня подведомственных арбитражному суду экономических споров. Согласно АПК РФ 1995 г. понятием «экономический спор» охватывались не только гражданско-правовые споры, но и споры, возникающие из административно-правовых отношений, и даже дела особого производства. Отмеченная тенденция сохранилась и при разработке АПК РФ 2002 г.

Согласно п. 1 ст. 27 АПК 2002 г., арбитражному суду теперь подведомственны все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Напомним, что ранее арбитражные суды рассматривали не все дела по экономическим спорам, поскольку некоторые из них были отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. Исключение составляют лишь трудовые споры, которые по-прежнему остаются в ведении судов общей юрисдикции (п. 1 ст. 33 АПК).

На сегодняшний день компетенция арбитражных судов охватывает разрешение споров и рассмотрение иных дел между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, а также в ряде случаев с участием Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ).

Как отмечают специалисты, законодатель более последовательно стал ориентироваться не только на субъектный состав участников, но и на содержание спорных правоотношений, возникающих в предпринимательской и иной экономической деятельности. В частности, в экономическом суде ныне сосредоточены все корпоративные споры, дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательства, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом это отнесено к компетенции арбитражного суда. Необходимо также обратить внимание и на положение о подведомственности арбитражному суду дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, новый АПК РФ существенно расширил сферу дел, подведомственных арбитражному суду.

Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов федерации не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Вместе с тем, имели место случаи создания в субъектах РФ самостоятельных судов и инстанций, не предусмотренных федеральным законом. Если абстрагироваться от проблем российской государственности в целом, то применительно к предмету нашего исследования подобная практика вызывает опасения по поводу возможности сохранения единой федеральной системы арбитражных судов. В определенной мере такая ситуация была связана с неточностью содержащейся в АПК РФ 1995 г. формулировки принципа осуществления правосудия только арбитражным судом. В этом смысле представляется весьма полезным, что ст. 1 АПК РФ 2002 г. прямо указывает на данное положение.

Основные вопросы организационного характера находятся в исключительном ведении РФ, что обеспечивает стабильность и единство арбитражных судов, как неотъемлемой части судебной ветви власти. Вместе с тем, принципиально важно отметить, что, наряду с нормативными актами по вопросам исключительного ведения Российской Федерации об устройстве арбитражно-судебной ветви власти, в совокупность нормативных актов об арбитражных судах субъектов РФ включаются также и нормативные акты, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В частности, это касается кадровых вопросов (п. «л» ст. 72 Конституции РФ). В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, издаются федеральные законы, определяющие основы правового регулирования по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. До принятия федеральных законов о предметах совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После их принятия законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с федеральным законом. Отсюда – нормативные акты субъектов РФ, касающиеся регламентации деятельности арбитражных судов их уровня, являются производными от федерального законодательства. Вместе с тем, уместно также подчеркнуть верность высказанных в юридической литературе суждений о том, что процессы, происходящие в субъектах федерации, выраженные формами права, накладывают свой отпечаток и на федеральное законодательство.

Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного суда, и для судов общей юрисдикции.

Говоря о принципах арбитражного судоустройства как основополагающих началах организации и функционирования любой системы, следует отметить, что их системность определяется не только взаимосвязью и взаимообусловленностью данных установлений, но и качественной определенностью каждого из них, относительной самостоятельностью и непротиворечивостью. Принципы организации и деятельности арбитражных судов носят по существу единый характер, находя свое проявление как в судоустройственном, так и в судопроизводственном законодательстве. Однако, в данном случае, с учетом поставленных исследовательских задач, мы будем говорить главным образом о первых. В их рамках выделяются конституционные и отраслевые принципы.

Конституцией РФ закреплены такие принципы, как: осуществление правосудия только судом (ст. 118); независимость, несменяемость и неприкосновенность судей (ст.ст. 120, 121, 122); финансирование судов из федерального бюджета (ст. 124); назначаемость судей (ст. 128); принцип единого надзорного органа в арбитражной судебной системе (ст. 127). В определенном смысле данные принципы можно трактовать как межотраслевые, т.е. свойственные нескольким отраслям права. И здесь нужно заметить, что в целом принципы единства и построения судебной системы осуществляются с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства страны.

Все остальные принципы, касающиеся арбитражного судоустройства, сформулированы в отраслевом законодательстве. Их особенность состоит в том, что они чаще всего выражаются не в конкретной норме, а вытекают из содержания ряда норм и институтов судоустройства как отрасли права. И, несмотря на огромную важность и фундаментальность конституционных принципов судоустройства, их выделение не означает умаления значения принципов, прямо не сформулированных в Основном Законе. Как справедливо отмечает В.М. Семенов, «все без исключения принципы одинаково важны и обязательны».

На основе анализа отраслевого законодательства, регламентирующего устройство системы арбитражных судов, можно выделить следующие специфические отраслевые принципы арбитражного судоустройства: принцип автономности арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации; принцип объединения функций суда первой и второй инстанции в одном звене; принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах; принцип регионального построения арбитражных судов кассационной инстанции; принцип единого надзорного органа в арбитражной судебной системе; принцип участия арбитражных заседателей в осуществлении правосудия; принцип специфического выражения в арбитражной судебной системе единого статуса судей.

Следует подчеркнуть, что принципы арбитражного судоустройства за достаточно короткий промежуток времени претерпели значительные изменения. Так, на смену предусмотренного Законом РСФСР «Об арбитражном суде» от 4 июля 1991 г. принципа выборности арбитражных судей Конституция РФ 1993 г. установила принцип назначаемости судей. В свою очередь, в ст. 114 Конституции РФ был впервые закреплен и такой важный межотраслевой принцип судоустройства, как финансирование судов только из федерального бюджета.

С введением в действие ФКЗ «О судебной системе РФ» стало возможным говорить о принципе участия арбитражных заседателей в осуществлении правосудия в арбитражных судах. Этим же законом принцип национального языка судопроизводства заменен принципом государственного языка судопроизводства. Все эти положения наиболее точно отражают требования настоящего времени и современной практики.

Значительные изменения претерпела и структура системы арбитражных судов. С принятием ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (ст. 3) вместо двухзвенной системы была создана трехзвенная система судебно-арбитражных органов, включающая в себя арбитражные суды трех различных уровней. Сегодня систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

– Высший Арбитражный Суд РФ;

– федеральные арбитражные суды округов;

– арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Задачи арбитражных судов, определяющие их социальную роль, зафиксированы в ст. 2 АПК РФ и сводятся к:

а) защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

б) обеспечению доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

в) справедливому публичному судебному разбирательству в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

г) укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

д) формирование уважительного отношения к закону и суду;

е) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Отметим, что в последней редакции АПК РФ задачи арбитражных судов получили более расширительную трактовку, нежели в более раннем его варианте. Во многом этот подход соответствует толкованию назначения и сущности рассматриваемой структуры, заложенному в Программе повышения эффективности системы арбитражных судов на 1997-2000 годы. Здесь, в частности, указывалось, что главной социальной ролью арбитражных судов является поддержание правового порядка в сфере экономической деятельности. Следует констатировать, что сегодня цели и задачи арбитражного судопроизводства сформулированы адекватно Конституции РФ и реальным потребностям общественного развития.

Законодательно закрепленные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для их осуществления арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся экономической и иной предпринимательской деятельности, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации. Все иные дела, подведомственные арбитражным судам, рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов РФ. Кроме того, к исключительной компетенции последних относится пересмотр в апелляционном порядке решений и определений, за исключением вступающих в законную силу немедленно. В целом же каждый суд системы арбитражных судов, каждая его инстанция характеризуется специфическим содержанием полномочий, имеет свою установленную законом компетенцию.

Для плодотворного и качественного выполнения поставленных задач арбитражные суды наделены следующими связанными между собой функциями:

– разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;

– предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

– ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей работе;

– установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Центральное место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции. Он действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, Судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, а также споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Данный орган представляет собой вышестоящую судебную инстанцию по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

В силу своего правового статуса Высший Арбитражный Суд РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах:

– осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

– изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

– разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства по вопросам своего ведения в порядке законодательной инициативы;

– организует работу по ведению статистического учета, систематизации и анализу статистических данных в арбитражных судах;

– осуществляет организационные функции по кадровому, материально-техническому и иному обеспечению деятельности арбитражных судов.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, они рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В соответствии с числом федеральных округов, созданных на территории России, образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов Российской Федерации. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа и двух коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений (ст. 35 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Особая роль в системе арбитражных судов принадлежит арбитражным судам субъектов РФ. Как было сказано ранее, арбитражные суды субъектов РФ создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах. В отличие от системы судов общей юрисдикции федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Такой подход связан, главным образом, со спецификой арбитражных судов как судебных органов по разрешению споров в сфере экономики, дифференциацией регионов в зависимости от особенностей их экономического развития.

Законодательство об арбитражных судах с 1991 г. идет по пути развития нормативной правовой базы применительно к уровню субъектов РФ. Так, в структуре Закона РСФСР «Об арбитражном суде» 1991 г. не существовало специализированных норм, посвященных арбитражным судам субъектов РФ. Сегодня же правовое регулирование их деятельности как звена системы арбитражных судов со свойственными этому звену задачами, функциями, полномочиями, принципами организации, составом, структурой имеет достаточно полновесную регламентацию.

В частности, применительно к арбитражным судам субъектов РФ следует указать на наличие трех обособленных групп норм, содержащихся в ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Так, в структуре данного закона имеется гл. IV «Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов РФ», в которой отражены: виды арбитражных судов, действующих в субъектах РФ (ст. 34); структура арбитражного суда субъекта РФ, представленная президиумом, судебными коллегиями (ст. ст. 35, 37- 40), судебными составами (ст. 41); полномочия арбитражного суда субъекта РФ и состав суда (ст. 42, 43). Помимо этого, на арбитражные суды субъектов РФ распространяет свое действие гл. I данного закона «Общие положения», а также главы V и VI – заключительные и переходные положения, где решаются специальные вопросы, имеющие как общий для всех арбитражных судов характер, так и специальный, касающийся какого-либо одного уровня системы арбитражных судов либо конкретного суда или органа.

Существование арбитражных судов субъектов РФ, отдельные элементы их организации и деятельности определяются построением российского государства в качестве федеративного. Несмотря на свой федеральный статус, подчинение судей Конституции РФ и федеральному законодательству, в своей деятельности данные суды основываются также на конституциях (уставах) и других законах субъектов РФ (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Исполнение судебных постановлений арбитражных судов субъектов РФ, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ. Статус всех судей арбитражных судов субъектов РФ един, арбитражные суды субъектов финансируются из федерального бюджета.

Следует отметить, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Специфика арбитражного суда субъекта РФ как основного звена заключается в совмещении в одном судебном звене двух судебных инстанций: рассмотрение экономических споров и иных подведомственных дел по существу и пересмотр решений и определений, не вступивших в законную силу, в апелляционном порядке.

Появление суда апелляционной инстанции в ходе судебной реформы связывалось, прежде всего, с системой общих (гражданских) судов. В соответствии с Концепцией судебной реформы апелляционные суды должны быть учреждены как суды второго уровня в системе судов общей юрисдикции. Однако возрождение апелляционного суда произошло в системе арбитражных судов.

Не останавливаясь подробно на этой проблеме, лишь укажем, что идея совмещения в одном звене судебной системы функций суда первой и суда второй инстанций оценивается среди специалистов весьма неоднозначно. Вместе с тем, отечественная практика была и ранее знакома с моделью организации судебного органа, осуществляющего нескольких судебных функций, в том числе функций по разрешению дела по существу и исправлению судебных ошибок. В этой связи данный подход можно считать исторически сложившимся для российской судоустройственной практики.

Отметим, что арбитражные суды субъектов РФ рассматривают подавляющее количество всех подведомственных арбитражным судам экономических споров и иных дел. Подобная ситуация связана с тем, что в соответствии с Законом об арбитражных судах право рассматривать и разрешать экономические споры по существу представлено двум звеньям системы: Высшему Арбитражному Суду РФ и судам субъектов РФ (ст. ст. 9, 36). В определенном смысле данный уровень следует признать основным в трехзвенной системе арбитражных судов в силу имеющейся компетенции, выполняемого объема работ, а также приближенности к участникам экономической деятельности.

 

Автор: Палунина А.Н.