26.08.2012 1813

Характеристика лексико-семантической группы «Отдельная часть места, выделенная из ряда подобных»

 

В собранном нами материале лексико-семантическую группу «Отдельная часть места, выделенная из ряда подобных» составляют единичные образования: болотина «отдельное болото» (БАС), буерачина «рытвина, небольшой отдельный буерак» (БАС). Указанная ЛСГ представлена только 4 лексемами, что составляет немногим более 1 % от общего количества зарегистрированных в нашей картотеке сингулятивов. Две лексемы зафиксированы в БАС (болотина, буерачина), одна - в словаре Даля (мшина «одна моховая глыба, мшистая кочка»). Одна лексема не зафиксирована лексикографическими изданиями: «Наконец, остановившись на покатой бугровине, он начинает всматриваться в землю» (В.Д. Фоменко. Лесхоз в степи). На наш взгляд, лексема бугровина означает «отдельный бугор», который автор по какой-то причине выделяет из ряда подобных.

Лексемы, формирующие данную ЛСГ, в словообразовательном и семантическом аспекте соотносятся с конкретными именами существительными, входящими в СК со значением локативности (Иванова, 2004): болото «илистое топкое место, часто со стоячей водой, кочками земли, покрытыми травой, заросшее тростником, мхом и т.п. и отличающееся зыбкостью и нездоровыми испарениями» - болотина «отдельное болото» (БАС); буерак «углубление между двумя возвышенными местами; обрывистая глубокая промоина; небольшой овраг» - буерачина «рытвина, небольшой отдельный буерак» (БАС); бугор «небольшой холм, горка» (НСРЯ) - бугровина «отдельный бугор» (картотека; В.Д. Фоменко. Лесхоз в степи).

В нашем материале также есть пример лексемы из XIX столетия: мох... // «моховое болото» (см. болото выше) -мшина «одна моховая глыба, мшистая кочка» (Даль).

Постоянными, общими для лексем данной ЛСГ семантическими компонентами в их значении являются следующие компоненты:

а) семантический компонент «отдельная часть места»;

б) семантический компонент, называющий «место», из которого выделена эта часть.

Поводом для выделения данных лексем в отдельную самостоятельную лексико-семантическую группу и послужило наличие в их значениях общего смыслового компонента «место», нехарактерного для всех остальных сингулятивов.

Лексема место является многозначной, что отражено в лексикографических справочниках. «В семантической структуре этого слова отражается весь спектр понятия места» (Иванова, 2004, с. 50). Наше исследование интересует лексема место в ЛСВ со значением «какое-либо определённое пространство на земной поверхности», которое, по мнению О.Я. Ивановой, является одним из центральных значений данного слова (Иванова, 2004, с. 50).

Исходя из данного определения лексемы «место», к данной группе сингулятивов можно было бы причислить и такие образования как ямина, яминка, ямка, мотивированные лексемой яма со значением «углубление, вырытое или образовавшееся в земле» (НСРЯ). В то же время анализ лексикографического материала показал, что в семантике таких конкретных существительных семантический компонент со значением единичности отсутствует. В толковании указанных и подобных им лексем содержится указание либо на субъективную оценку, либо на размер предмета, названного мотивирующим словом: ямина «увеличительное к сущ. яма» (БАС, НСРЯ); ямка (БАС, Ожегов, НСРЯ) и яминка (НСРЯ) «уменьшительное к сущ. яма». Например, «Когда к нему вновь вернулась способность видеть и чувствовать, оказалось, что они все втроём лежат на дне сильно задымлённой ямины, такой здоровенной, что в неё вместился бы целый дом» (Н.Д. Перумов. Разрешённое волшебство); «Они нашли Пташку в неглубокой ямке, усыпанной буро-жёлтыми листьями, скрытой кустами» (А.Ю. Кузнецов. У себя дома).

Такого же мнения мы придерживаемся и в отношении значений лексем, подобных приведённым выше: луговина «небольшой луг», луговинка «уменьшительное к сущ. луг» (луг «пространство земли, покрытое травянистой растительностью») (НСРЯ); лужина «увеличительное к сущ. лужа» (лужа «углубление в земле с дождевой или подпочвенной водой») (НСРЯ) и т.п.

Напротив, в определениях сингулятивов рассматриваемой группы чётко усматривается значение единичности:

болотина «болотистое место; отдельное болото» (БАС); буерачина «рытвина, небольшой отдельный буерак» (БАС); мшипа «одна моховая глыба, мшистая кочка» (Даль); бугровина «отдельный бугор» (картотека; В.Д. Фоменко. Лесхоз в степи).

Таким образом, малочисленную группу лексем со значением «отдельная часть места, выделенная из ряда подобных» составляют лишь те существительные, в толковании которых обязательно присутствует семантический компонент «одна, отдельная часть места».

С точки зрения морфематической организации мотивирующие существительные, по данным словообразовательного словаря А.Н. Тихонова, являются немотивированными субстантивами.

Следует заметить, что по своей структурной организации все лексемы, составляющие описываемую ЛСГ, образуются только по одной словообразовательной модели: описываемые сингулятивы являются от субстантивами с формантом -ин(а).

Несмотря на малочисленность данной ЛСГ сингулятивов, для данной словообразовательной модели характерен ряд типичных для всей изучаемой СК морфонологических явлений:

1. Парные твердые согласные фонемы на морфемном шве чередуются с мягкими: болото - болотина.

2. Заднеязычные согласные фонемы на морфемном шве чередуются с передненёбными: буерак - буерачина, мох - мшина.

3. Другим способом преодоления определённых морфонологических препятствий на морфемном шве после твёрдых фонем является интерфикс (в нашем случае -ое-), который обнаруживается в составе только одной лексемы, входящей в состав ЛСГ «Отдельная часть места»: бугор «небольшой холм, горка» (НСРЯ) - бугровина «отдельный бугор» (картотека; В.Д. Фоменко. Лесхоз в степи).

4. Чередование гласных фонем о // 0 внутри корневого морфа: бугор - бугровина, мох - мшина.

По своей акцентологической характеристике описываемые две лексемы данной ЛСГ мотивированы словами акцентной кривой А и сохраняют ударение на том же слоге основы: болото - болотина, буерак - буерачина. Две другие лексемы мотивированы ловами акцентного типа В, при этом ударение перемещается на суффиксальный морф: мох, мха, мхи - мшина, бугор, бугра, бугры - бугровина.

Наименования со значением «отдельная часть места» на современном этапе развития русского языка являются малоупотребительными, а в некоторых случаях (как в случае с лексемой мшина) устаревшими. Такая точка зрения подтверждается тем, что в толковых словарях более позднего издания, чем БАС, описываемые лексемы отсутствуют. В нашем материале обнаружено крайне мало текстов, содержащих эти сингулятивы: «Логушов носком сапога отыскивает что-то в снегу и зовёт меня....Над оголённой пустой бугровипой идёт позёмка» (В.Д. Фоменко. Лесхоз в степи); «У обочин дорог виднелись погрязшие в болотинах и разбитые немецкие танки, опрокинутые повозки и машины» (М.С. Бубеннов. Белая берёза); «Чтобы не возвращаться пустым, Торн вырубил в болотине пару осинок» (С.В. Логинов. Земные пути).

Текстовые примеры и авторские речения, содержащие лексемы буерачина и мшина, в нашем материале отсутствуют.

Из субстантивов со значением «отдельная часть места», зарегистрированных толковыми словарями, только лексема болотина сопровождается пометой «просторечное». Это указывает на то, что данное слово находится на периферии литературного языка. В то же время анализ имеющегося в нашей картотеке текстового материала показывает, что лексема болотина является наиболее употребительной по сравнению со всеми остальными сингулятивами, входящими в состав ЛСГ «Отдельная часть места, выделенная из ряда подобных»: «Зачем жить в болотинах среди гнуса, если можно уйти поискать места на высоком берегу?» (А.Н. Громов. Запретный мир); «Воз повернул налево, и передние колёса сразу засели в вязкой болотине» (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Искушение отца Спиридона). Таким образом, имеющийся в нашей картотеке материал не подтверждает обоснованность сопровождения лексемы болотина пометой «просторечное».

ЛСГ «Отдельная часть места, выделенная из ряда подобных» самая малочисленная из всех частных ЛСГ, входящих в состав СК со значением единичности. Она представлена только 4 лексемами, что составляет немногим более 1 % от общего количества зарегистрированных в нашей картотеке сингулятивов.

Лексемы, формирующие данную ЛСГ, в словообразовательном и семантическом аспекте соотносятся с конкретными именами существительными, входящими в СК со значением локативности («места»): болото - болотина, буерак - буерачина.

По своей структурной организации все лексемы, составляющие описываемую ЛСГ, являются только от субстантивами с формантом -ип(а). По нашим наблюдениям, данная СМ непродуктивна.

Явления синонимии, полисемии, омонимии для лексем со значением «отдельная часть места, выделенная из ряда подобных» нехарактерны.

На современном этапе развития русского языка наименования со значением «отдельная часть места» являются малоупотребительными, а в отдельных случаях (мшина) - устаревшими.

 

АВТОР: Трубицина И.А.