26.02.2011 26487

Исполнительные документы и порядок их предъявления к исполнению (статья)

 

Согласно ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В этом случае закон под судебными постановлениями, принимаемыми арбитражным судом, подразумевает такие виды судебных актов, как решения, определения и постановления. Из смысла ст. 7 ФЗК «Об арбитражных судах в РФ» и статей 16 и 318 АПК РФ следует, что вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Представляется, что под федеральными законами, определяющими порядок исполнения судебных актов, Кодекс подразумевает Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Согласно ст.320 Кодекса в исполнительном листе указывается наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда. Кроме того, из текста данной статьи, а также ст. 8 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» следует, что в содержании исполнительного листа помимо прочей информации должна быть указана резолютивная часть судебного акта, принятого судом по конкретному делу, то есть без решения (судебного акта) существование исполнительного листа невозможно.

В литературе вопрос о природе исполнительного листа, который в российском законодательстве был введен в 1864 году с принятием Устава гражданского судопроизводства, рассматривался достаточно полно. В соответствии с п.2 ст.318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, то есть основанием исполнения по закону является судебный акт, а исполнительный лист по своей природе является лишь документом, служащим средством для приведения решения суда в исполнение, поэтому только отмена судебного акта лишает исполнительный лист юридической силы. В случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, исполнительное производство прекращается, а меры, назначенные судебным приставом-исполнителем по его исполнению, отменяются (ст.ст. 23-25 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительный лист арбитражного суда является документом, на основании которого органом принудительного исполнения может быть возбуждено исполнительное производство. Исполнительный лист выдается арбитражным судом для исполнения принятого им судебного акта. Для суда первой инстанции таким актом является решение, а для судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций – постановление (если суды данных инстанций изменили или приняли новое решение по делу). Решение и постановление - это такие акты арбитражного суда, которые выносятся им в случае, если дело разрешено по существу. Однако исполнительные листы могут выдаваться также в случаях вынесения арбитражным судом некоторых видов определений (актов суда, которыми дело не разрешается по существу), которые в силу специфики решаемых в них вопросов подлежат принудительному исполнению. Так, исполнительные листы могут выдаваться судом на принудительное исполнение следующих определений: об обеспечении иска и об обеспечении исполнения судебных актов (ст. ст. 96, 100 АПК РФ), при этом в Кодексе установлено, что правила об обеспечении иска применяются при обеспечении исполнения судебных актов. Согласно ст. 91 АПК РФ обеспечительными мерами могут быть: наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц; запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора; возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества; передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу; приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста. Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер, которые должны быть соразмерны заявленному требованию.

Кроме того, исполнительные листы могут выдаваться в случаях, в которых в связи с оставлением иска без рассмотрения или прекращением производства по делу судом разрешаются вопросы о распределении судебных расходов и возврате из бюджета госпошлины (ст.110 АПК РФ); о наложении судебного штрафа (ст. 120 АПК РФ); об утверждении мирового соглашения (ст. 142 АПК РФ). Арбитражный суд первой инстанции выдает также исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости при повороте исполнения судебного акта (ст. 326 АПК РФ). Согласно п.1 ст. 246 АПК РФ принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, вынесшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.

По общему правилу, на основании одного судебного акта судом выдается один исполнительный лист (не считая самостоятельного исполнительного листа на взыскание суммы государственной пошлины в доход федерального бюджета). Однако ст. 319 АПК РФ урегулированы также случаи, когда по одному судебному акту можно выдать несколько исполнительных листов. Необходимость в этом может быть вызвана тем, что соответствующий судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков. В этом случае в резолютивной части судебного акта судья обязан указать, в какой конкретно доле данное решение или постановление относится к каждому истцу (или ответчику) и выдать каждому из истцов (или каждому из ответчиков) отдельный исполнительный лист, в котором должна быть указана только та часть судебного акта, которая подлежит исполнению применительно к данному истцу (или ответчику). Это правило используется при долевой ответственности. Если взыскание производится в солидарном порядке, возможна выдача исполнительного листа с указанием двух должников (с отдельным указанием о солидарном характере ответственности в исполнительном листе). Кроме этого, в целях повышения оперативности исполнения судебных актов несколько исполнительных листов по одному судебному акту могут быть выданы судом и в случаях, если исполнение должно быть произведено в различных местах или несколькими способами (например, одновременно взыскания денежной суммы и совершение определенных действий), если полностью или частично удовлетворяются первоначальный и встречный иски (за исключением случаев, когда встречный иск предъявляется с целью зачета).

Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается тем судом, который принял соответствующий судебный акт. При этом исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом РФ, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции. Согласно нормам АПК РФ (ст. 319), исполнительный лист на исполнение акта арбитражного суда выдается взыскателю после вступления его в законную силу, т. е. по истечении одного месяца со дня вынесения решения (за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта). Это вызвано необходимостью предоставления лицам, участвующим в деле, права на апелляционное обжалование решения арбитражного суда первой инстанции. Если данное право было реализовано и в течение установленного законом месячного срока подана апелляционная жалоба, то срок выдачи исполнительного листа зависит уже не от даты вступления в законную силу соответствующего решения, а от результатов рассмотрения апелляционной жалобы. Если решение суда не обжаловано в месячный срок со дня его вынесения, то исполнительный лист на основании данного решения должен быть выдан арбитражным судом взыскателю без его дополнительного обращения в суд. При этом согласно правилу, изложенному в письме Высшего Арбитражного Суда РФ № С-13/ОСЗ-114 от 25.05.92 г. «О порядке выдачи арбитражными судами приказов на исполнение решений», исполнительный лист выдается взыскателю не на следующий день после истечения месячного срока на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции, а с учетом времени, необходимого для пробега почты по апелляционной жалобе, которая предположительно может быть подана в последний день месячного срока на апелляционное обжалование. Датой подачи жалобы считается не дата ее поступления в арбитражный суд, а дата ее отправки по почте заявителем в суд. Для исчисления времени пробега почты возможно применение судом как максимального 15-дневного срока, так и иного, наиболее приемлемого в конкретной ситуации.

Решение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, а решение Высшего Арбитражного Суда РФ – немедленно после его принятия (т. е. с момента объявления его судом лицам, участвующим в деле). Отсчет месячного срока на вступление решения суда первой инстанции в законную силу начинается на следующий день после его принятия судом, т. е. на следующий день после объявления решения в судебном заседании. В случаях, если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть решения, месячный срок на вступление решения в законную силу начинается со следующего дня после изготовления судом полного текста решения. В случае, если на решение суда первой инстанции была подана апелляционная жалоба и решение суда по итогам ее рассмотрения не отменено, оно вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией.

Постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций вступают в законную силу с момента их принятия. Днем принятия постановления считается день объявления его председательствующим в судебном заседании, а при отложении для составления мотивированного постановления - день принятия его в окончательной форме. Определения об обеспечении иска или исполнения судебных актов, об утверждении мирового соглашения подлежат немедленному исполнению, т.е. с момента их вынесения.

В ФЗ «Об исполнительном производстве» впервые зафиксированы обязательные требования ко всем исполнительным документам (ст.8), а не только к исполнительным листам. Необходимо отметить, что требования данной статья к исполнительному документу существенно отличались от требований к исполнительному листу арбитражного суда, установленных ст.200 ранее действующего АПК РФ (в исполнительном документе, помимо наименования взыскателя-организации, должника-организации и их адресов, обязательном порядке должны быть указаны также фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения должника и место его работы). Поэтому на практике, в случае, когда взыскателем или должником выступал гражданин-предприниматель без образования юридического лица, судебные приставы-исполнители на основании ст.ст. 8, 10 закона стали возвращать без исполнения исполнительные листы арбитражного суда. Данное противоречие было устранено совместным письмом Высшего арбитражного суда РФ № С1-7/ОУ-202 от 17.03.98г. и Минюста РФ № 1873-СС от 24.03.98 г. «О мерах по организации взаимодействия арбитражных судов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации», которым устанавливалось, что впредь до внесения изменений АПК РФ и другие законодательные акты в связи с принятием ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые арбитражными судами, не должны возвращаться, если они соответствуют АПК РФ. Однако, на практике факты возврата исполнительных листов арбитражного суда в связи с несоответствием их требованиям ст.8 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» имели место, несмотря на указанное выше совместное письмо.

С принятием нового Арбитражного процессуального кодекса указанная коллизия законов устранена. В ст. 10 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ для устранения допущенных нарушений в случае несоответствия его требованиям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона, в связи с чем считаем необходимым отметить, что аналогичной нормы для других органов, исполняющих в соответствии со ст.5 Федерального закона требования судебных актов о взыскании денежных средств (налоговые органы, банк и иные кредитные организации), законодателем не предусмотрено, что представляется неправильным, так как исполнительный лист, не соответствующий требованиям, указанным в ст. 320 АПК, не имеет силы исполнительного документа. С введением в действие АПК РФ от 24 июля 2002г. существенно изменились сроки предъявления исполнительного листа к исполнению – с шести месяцев до трех лет. Тем самым законодатель устранил неравенство положения взыскателя в арбитражном процессе по сравнению с положением взыскателя в гражданском процессе или в процессе исполнения решений иностранных судов. При этом, согласно ст. 321 АПК РФ, срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, а также частичным исполнением судебного акта. В случае же возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения. Предъявление исполнительного листа к исполнению производится путем передачи его взыскателем в банк или иное кредитное учреждение либо судебному приставу-исполнителю. По предъявленному исполнительному листу давность не течет. Новое течение давности начнется, если он будет возвращен взыскателю полностью или частично неисполненным. Срок давности прерывается также частичным исполнением решения, в том числе частичным добровольным исполнением, совершенным даже без предъявления исполнительного листа к исполнению. Частичное исполнение, совершенное после предъявления исполнительного листа к исполнению, для течения давности безразлично, поскольку она в это время прервана и не течет. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается (п. 2 ст. 15 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»), т.е. с момента возобновления начинает исчисляться новый трехлетний срок исполнительской давности исполнительного листа. В случае пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению взыскатель вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд с ходатайством в порядке ст. 322 АПК РФ, ст. 16 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» о восстановлении этого срока. После восстановления при дальнейшем направлении исполнительного листа в соответствующие органы к нему должна быть приложена заверенная судом копия определения о восстановлении срока исполнительской давности. Если на основании ст. 324 АПК РФ судом предоставлялась отсрочка исполнения судебного акта, срок исполнительской давности начинается со дня окончания отсрочки, В случае же, когда предоставлялась рассрочка исполнения (право исполнения судебного акта по частям в установленные законом сроки), срок исполнительской давности исчисляется по каждой части исполнения в отдельности, начиная со дня, который установлен для каждой конкретной части.

В действующем законодательстве нет определения понятия «исполнительный документ». В специальной литературе приводятся различные дефиниции. Так, В.М. Шерстюк считает, что исполнительные документы – это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

На наш взгляд, с таким определением трудно согласиться, так как, во-первых, в перечне исполнительных документов, приведенном в ст. 7 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», указанные в приведенном определении условия отсутствуют. Во-вторых, исполнительные документы могут исполняться, минуя службу судебных приставов. В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию. В этом случае банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. В-третьих, не все исполнительные листы, которые подлежат принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем, предусматривают возможность их добровольного исполнения должником (например, исполнительные листы о наложении ареста на имущество должника в счет обеспечения иска).

Все юрисдикционные акты являются документами и служат основанием исполнения, но не все они служат основанием принудительного исполнения и соответственно не являются исполнительными документами. Принудительное исполнение исполнительного документа может производить только служба судебных приставов, поскольку иные органы и организации органами принудительного исполнения не являются (ч.3 ст.6 Закона «Об исполнительном производстве»). Таким образом, по мнению С.Г. Шалавина, исполнительный документ – это вынесенный судом или иным предусмотренным законодательством органом юрисдикционный акт, соответствующий обязательным требованиям, содержащий сведения о присуждении, подтверждающий наличие предусмотренных законом оснований и условий для возбуждения исполнительного производства службой судебных приставов и обязательный к исполнению для всех органов, организаций, должностных лиц, граждан на всей территории Российской Федерации. Такая позиция вызывает сомнение, так как не охватывает собой всю совокупность исполнительных документов, в частности, постановлений, выносимых судебным приставом исполнителем, которые включены законодателем в перечень исполнительных документов. Данное замечание можно отнести и к позиции Валеева Д.Х., который считает, что исполнительными документами называются документы, в которых выражается содержание основания исполнения, предъявления которых необходимо для начала исполнительного производства.

Необходимо отметить, что Конституционный суд РФ подчеркнул, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, наряду с другими перечисленными в статье 7 исполнительными документами судов и иных органов (исполнительные листы, судебные приказы, постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и др.) также является исполнительным документом. Оно выносится в процессе исполнительного производства по делам, разрешаемым судами и иными уполномоченными органами. В этой связи оно носит производный (вторичный) характер, поскольку принимается только в процессе принудительного исполнения актов судов и иных органов на основании выданных ими исполнительных документов и, следовательно, не может их подменять и служить юридическим основанием для нового, самостоятельного исполнительного производства по тем же требованиям, которые содержатся в исполнительном документе суда или иного органа.

Постановление судебного пристава-исполнителя в ст. 7 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» указано в качестве исполнительного документа впервые. По мнению некоторых специалистов, исполнительным документом может быть далеко не каждое постановление судебного пристава-исполнителя, а только те, которыми с должника, взыскателя, других участников исполнительного производства, а также с лиц, не являющихся таковыми, взыскиваются какие-либо денежные суммы, в частности, постановления о взыскании судебных расходов, о наложении штрафа. С такой позицией трудно согласиться, так как законодатель не счел возможным ограничивать какими-либо условиями при признании постановления судебного пристава-исполнителя исполнительным документом. И это представляется вполне очевидным, так как постановления судебных приставов, также как и, например, исполнительные листы арбитражных судов и судов общей юрисдикции, могут содержать требования не только о взыскании денежных средств, но и об обязании (запрещении) совершения каких-либо определенных действий. Поэтому совершенно справедливо, на наш взгляд, к исполнительным документам В.В. Ярков, отмечая, что постановления судебного пристава-исполнителя выносятся по широкому кругу вопросов, относит и те постановления, вынесенные судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» при совершении конкретных исполнительных действий, которые имеют принудительную силу, т.е. в случае отказа обязанных лиц могут быть осуществлены принудительно. При этом исполнительными документами, в частности, являются не только постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и одновременном взыскании исполнительского сбора (п. 2 ст. 9, п. 1, 5 ст. 81 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»); о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п. 4 ст. 84); о наложении на должника штрафа за неисполнение решения, обязывающего должника к совершению определенных действий или воздержанию от их совершения (п. 1 ст. 85); о наложении на граждан и должностных лиц (не являющихся взыскателями) штрафа за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства (п. 1 ст. 87); о взыскании расходов по розыску должника или его имущества (п. 1 ст. 28); но и постановления неимущественного характера – о розыске должника, его имущества или розыске ребенка либо об отказе в розыске должника или его имущества (п. 1 ст. 28); о продаже банком или иной кредитной организацией иностранной валюты либо о переводе валюты в банк, который пользуется правом продажи валюты (п. 2 ст. 47); о принудительном приводе к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных

действий граждан, должностных лиц, должника (п. 1 ст. 87). На наш взгляд, все постановления, выносимые судебным приставом-исполнителем, являются исполнительными документами.

Оформление юридических действий судебного пристава-исполнителя путем вынесения письменных постановлений обеспечивает возможность контроля и последующего обжалования. Поэтому практически все важнейшие действия судебного пристава-исполнителя оформляются путем вынесения постановлений. Наиболее значимые постановления, например, о наложении штрафа либо о принудительном приводе подлежат утверждению старшим судебным приставом, что обеспечивает дополнительный контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей.

В связи с тем, что в соответствии с законодательством постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами, к ним в полной мере применимы требования ст. 8 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», кроме того, согласно ст. 88 указанного закона в постановлении в обязательном порядке должны быть указаны: дата и место вынесения постановления; должность, фамилия, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление; исполнительное производство, по которому выносится постановление; рассматриваемый вопрос; основания принимаемого решения со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался судебный пристав-исполнитель; вывод по рассматриваемому вопросу; порядок и срок обжалования постановления.

Специальные требования к постановлению о возбуждении исполнительного производства содержатся в ст. 9. Как подчеркивает заместитель председателя Арбитражного суда Вологодской области, требования указанных статей не противоречат друг другу, ст. 88 Закона дополняет, конкретизирует ст.8. Поэтому содержание постановления о возбуждении исполнительного производства в Законе изложено неполно - помимо имеющихся в п. 3 ст. 9 Закона данных оно должно соответствовать требованиям ст. 88 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», т.е. в постановлении должно быть указано: дата, место его вынесения; должностное лицо, вынесшее постановление; исполнительное производство, по которому оно выносится; мотивы, по которым судебный пристав-исполнитель считает необходимым возбудить исполнительное производство; закон, на основании которого он совершает процессуальные действия; порядок и срок обжалования постановления. Вместе с тем суд полагает, что отсутствие в постановлении каких-либо из указанных выше данных не является существенным (например, не указан номер исполнительного производства или срок для обжалования) и не может служить основанием к отмене постановления судебного пристава-исполнителя. На практике судебные приставы-исполнители часто выносят постановления, не соответствующие требованиям ст. ст. 8, 88 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве, что вызывает жалобы сторон в судебные инстанции. К сожалению, в некоторых постановлениях, выносимых судебными приставами-исполнителями, зачастую содержатся не только стилистические и орфографические ошибки, что недопустимо в официальном документе, но и многочисленные нарушения законодательства.

Считаем необходимым отметить, что в Инструкции, утвержденной приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 255, приводятся образцы типовых постановлений, однако их содержание не соответствует не только требованиям, предъявляемым ст.. 8 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» к исполнительным документам, но и ст. 88 указанного Закона (так, согласно ст. 88 необходимо указывать фамилию, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, а в по упомянутой Инструкции – фамилию и инициалы, что свидетельствует, на наш взгляд, о поспешности и слабой юридической технике разработчиков данного нормативного акта). По нашему мнению, необходимо привести содержание Инструкции в соответствие с требованиями законодательства. Учитывая то, что в связи со спецификой содержания постановлений, выносимых судебными приставами-исполнителями, законодатель выделил требования к реквизитам постановлений в отдельную статью (ст.88), полагаем возможным дополнить ст. 8 нормой в следующей редакции: «Содержание постановления судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава, главного судебного пристава) определяется статьей 88 настоящего ФЗ». Такое дополнение закона позволит избежать конфликтных ситуаций при определении соответствия постановлений требованиям законодательства. С учетом изложенного, статью 88 считаем возможным изложить в следующей редакции:

«1. Решения, принимаемые судебным приставом-исполнителем, а также его действия с момента предъявления исполнительного документа до момента окончания исполнительного производства (исполнительные действия), затрагивающие интересы сторон и иных лиц, оформляются соответствующими постановлениями и иными актами.

Решения, принимаемые старшим судебным приставом (главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, главным судебным приставом Российской Федерации) оформляются соответствующими постановлениями в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

2. В постановлении должны быть указаны:

  1. дата и место вынесения постановления;
  2. должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление;
  3. номер исполнительное производство, по которому выносится постановление, а также реквизиты исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  4. наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
  5. рассматриваемый вопрос;
  6. основания принимаемого решения со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался судебный пристав-исполнитель;
  7. вывод по рассматриваемому вопросу;
  8. порядок и срок обжалования постановления.

3. Копия постановления судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава) в трехдневный срок после дня его вынесения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении лицам, чьи интересы затронуты этим постановлением, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

4. Постановление судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава, главного судебного пристава) может быть изменено или отменено им самим мотивированным постановлением с обязательным указанием причин, послуживших основанием для изменения или отмены.

5. Постановление судебного пристава-исполнителя может быть отменено (изменено) постановлением старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, главного судебного пристав Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Как отмечают специалисты, нельзя медлить с обращением исполнительного листа к взысканию, если должник отказывается добровольно исполнить свою обязанность. Дело в том, что современная практика исполнительного производства строится на известном правиле о том, что «кто не успел, тот опоздал». Чем раньше исполнительный лист поступит к судебному приставу-исполнителю, тем больше у взыскателя шансов получить присужденное.

В соответствии с п.1 ст. 6 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительный лист о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем для исполнения непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает.

При рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суду отмечают, что закон не содержит обязательные для взыскателя предписания о направлении исполнительного документа непосредственно в банк. Необходимо подчеркнуть, что обращение взыскателя в банк с исполнительным документом является его правом и не исключает возможности обращения с исполнительным документом непосредственно к судебному приставу. Согласно ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае же разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. В ст. 26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» содержится исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право доступа к такого рода информации - справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам, органам осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Отметим, что в указанной статье закона судебный пристав-исполнитель не указан, поэтому банки, как правило, не исполняли запросы судебных приставов-исполнителей о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну (т.е. о вкладах, счетах и операциям по ним). Конституционный Суд РФ 14.05.2003г. установил, что судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать и получать в банках необходимые сведения о вкладах в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа.

Так как указанные в ст. 6 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» сведения о счетах клиента банка и о наличии на них денежных средств составляют банковскую тайну, то получение взыскателем достоверных указанных сведений непосредственно у банков представляется весьма проблематичным. В соответствии с п.3 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель вправе запросить сведения по счетам должника у налоговых органов. Порядок предоставления налоговыми органами такой информации взыскателю определен приказом МНС РФ от 23.01.2003 № БГ-3-28/23. Закон не требует, чтобы при направлении исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию взыскатель обязательно располагал какими-либо доказательствами, подтверждающими факт нахождения у них счетов должника и наличия на них денежных средств. Исходя из этого, считаем целесообразным данную норму изложить в следующей редакции: «Исполнительный лист о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую счета должника, либо в службу судебных приставов. В этом случае взыскатель направляет также заверенную должным образом копию судебного акта, на основании которого выдан данный исполнительный лист». Отметим, что такой порядок предусмотрен при направлении взысктелем исполнительного листа в органы федерального казначейства. Приложение к исполнительному документу надлежаще заверенной копии судебного акта позволит снизить риск исполнения банком поддельного исполнительного листа.

Особый порядок установлен при обращении взыскания на денежные средства должника – бюджетного учреждения. В этом случае исполнительный лист предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств. Одновременно с исполнительным листом представляются заверенная надлежащим образом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявление взыскателя и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. В письме от 16 октября 2000 г. заместитель Главного судебного пристава РФ, руководитель Департамента судебных приставов указал, что участие судебного пристава-исполнителя в процедуре взыскания денежных средств с бюджетных организаций не предусмотрено, поэтому статьи 46, 57 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», регламентирующие общий порядок взыскания денежных средств, не подлежат применению. Однако данная позиция была признана судами как противоречащая действующему законодательству. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа отметил, что выводы о том, что взыскание денежных средств с бюджетных организаций в порядке, установленном ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», федеральными законами не предусмотрено, нельзя признать основанными на нормах права. В ст. 3 упомянутого закона указано, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ. Порядок, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. №143, не является принудительным исполнением судебного акта. Указанное принудительное исполнение судебного акта на основании исполнительного листа производится в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве» в силу его статьи 1. Решением Верховного Суда РФ от 22 октября 2001 г., вступившим в законную силу по делу ГКПИ 2001-1345 установлено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Правила устанавливают добровольный порядок исполнения требований актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и не ограничивают взыскателя в свободе выбора способа исполнения исполнительного документа. Они также не лишают взыскателя возможности ставить вопрос о принудительном исполнении судебного решения в порядке, предусмотренном ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» и ФЗ РФ «О судебных приставах».

Для принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, взыскатель должен направить исполнительный лист в службу судебных приставов. Заявление о возбуждении исполнительного производства составляется в произвольной форме с указанием наименования взыскателя и должника по исполнительному документу и их адресов. Одновременно взыскатель может направить заявление о наложении ареста на имущество должника с целью обеспечения исполнения исполнительного документа. В таком случае судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении. Заявление должно быть подписано взыскателем. Если им является юридическое лицо, то заявление подписывается его руководителем (или лицом, обладающим таким правом, согласно надлежаще оформленной и заверенной доверенности или учредительным документам) и заверяется оттиском печати этого юридического лица. Заявление о возбуждении исполнительного производства также может быть подписано представителем взыскателя. При этом полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с действующим законодательством. Доверенность в этом случае должна быть приложена к заявлению. Согласно ст. 35 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» в доверенности представителя взыскателя должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий: предъявление и отзыв исполнительного документа; передача полномочий другому лицу (передоверие); обжалование действий судебного пристава-исполнителя; получение присужденного имущества (в том числе денег). К заявлению о возбуждении исполнительного производства должен быть приложен подлинник исполнительного листа. В случае если до обращения с указанным заявлением в службу судебных приставов срок исполнительской давности восстанавливался, к заявлению дополнительно прилагается заверенная судом копия определения о его восстановлении. Если до обращения с заявлением срок исполнительской давности по направляемому исполнительному листу прерывался, к заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие дату, с которой начался новый срок. К заявлению о возбуждении исполнительного производства также прилагается подтверждение, где указывается дата, с которой начался срок исполнительской давности исполнительного листа, по которому судом предоставлялась отсрочка или рассрочка его исполнения. В соответствии с требованиями п.1 ст.9 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от арбитражного суда, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 указанного закона.

 

Автор: Палунина А.Н.