28.08.2012 2433

Семантическое пространство словообразовательной категории названий орудий труда

 

Термин «когнитивная наука» (cognitive science) появился сравнительно недавно. Им был назван определенный круг научных дисциплин, которые объединились для изучения процессов, связанных с получением и обработкой, хранением и использованием, организацией и накоплением структур знания, а также с формированием этих структур в мозгу человека. По утверждению Е.С.Кубряковой, когнитивная наука - «это наука о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных и приведенных в некоторую систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных или когнитивных процессов» (Кубрякова, 1994, с.53).

В настоящее время когнитивная наука находится в переходном состоянии. Традиционный подход, который рассматривает категории чисто логически, независимо от материальной природы существ, производящих категоризацию, уступает место новым взглядам. Согласно новому подходу к категориям, «наш чувственный опыт и способы использования механизмов воображения являются основополагающими в отношении того, как мы создаём категории для осмысления опытных данных» (Лакофф, 2004, с. 10).

Большинство символов (т.е. слов и ментальных представлений) не обозначают отдельные вещи или индивидуумы. Большинство наших слов и понятий обозначают категории.

Согласно объективистскому взгляду, символы, используемые в мышлении, приобретают своё значение через соотношение с вещами - отдельными вещами или категориями вещей - в мире. Поэтому категория является той сущностью, которая соответствует подходу к разуму в целом. Все понятийные категории должны быть символами, способными обозначать категории в реальном мире.

В последние годы понятийные категории стали предметом интенсивного и весьма детального изучения в ряде когнитивных наук, особенно в антропологии, лингвистике и психологии. Поскольку все приходят к согласию, что когнитивная наука связана с рядом других наук, неслучайно в неё вписываются лингвистические проблемы.

Важнейшей стороной связи когнитивной науки с лингвистикой оказывается такая часть лингвистики, которая направлена на семантику, значение языковых форм и выражений.

Особенностью лингвистики конца XX века является признание когнитивной обусловленности основных лингвистических единиц и структур. Материализация тех или иных понятий с помощью языковых средств всегда есть определенное упорядочивание, систематизация, распределение по рубрикам, конкретизация. Различные объединения родственных слов (словообразовательные цепочки, парадигмы, более сложные структуры, вплоть до словообразовательных гнёзд и их фрагментов), безусловно, могут быть включены в поле рассмотрения с когнитивной точки зрения. Однако это станет возможным лишь в том случае, если мы откажемся от традиционных принципов моделирования комплексных единиц системы словообразования, пересмотрим исходные позиции, послужившие базой для создания (в целях описания и систематизации) именно таких (а не иных) моделей, что, в конечном счете, и определило сложившиеся представления о системе словообразования русского языка. Изучение путей и способов фиксации структур знания убеждает нас в том, что словообразовательные типы, цепочки, парадигмы как модели собственно словообразовательной категоризации с жестко установленными для них границами в теории словообразования на самом деле лежат в основе семантически и формально более сложных группировок родственных единиц, границы которых не являются столь строгими и жесткими, скорее размытыми, и, самое главное, они объединяют единицы различной структуры.

Ориентация только на слова, невнимание к их модельным соответствиям не однословной структуры в границах тех же традиционно рассматриваемых категорий (словообразовательный тип, цепочка, парадигма) фактически привели к исключению из модели описания словообразовательной системы фактора межуровнего взаимодействия. Вместе с тем анализ не групп производных слов или системы словообразовательных типов, но принципов построения и развертывания комплексных деривационных фрагментов (блоков, полей) с учётом деривационных единиц больших, чем слово, аналитических аналогов производным словам, конструкций в деривационной функции единственного способа представления деривационной семантики, позволяет увидеть, что несловообразовательное окружение, продолжение словообразования многолико, многофокусно, что некоторые словарные дефиниции могут представлять собой не просто операции с концептами, но и способ существования в языке того или иного концепта (Степанов, 1994,с.38).

До недавнего времени существовал компонентный анализ как основной метод изучения содержательной стороны языковых единиц. Но этот метод не всегда давал возможности выявить различия между синонимами, объяснить принципы концептуального варьирования семантики единиц.

Чтобы преодолеть недостаток компонентного анализа, необходимо обратиться к когнитивному уровню семантики, под которым понимается уровень ментальных сущностей, составляющих основу семантики единиц.

Наиболее перспективным в современном языкознании является лингвистическое направление, в основе которого лежит функционально-когнитивный принцип описания языка, опирающийся на функциональную природу всех сфер человеческой жизни и деятельности.

Функциональное рассмотрение языка требует специальной разработки динамического аспекта функционирования грамматических единиц и категорий во взаимодействии с элементами разных уровней языка, участвующими в выражении высказывания.

Функциональный подход, прежде всего, связан с коммуникативной функцией языка - быть основным средством общения. Речевая деятельность возможна только при наличии знания о языковом видении мира. Языковая картина мира двуедина по своей природе. С одной стороны, она отражает отношения внеязыковой действительности, с другой стороны, воплощает результат восприятия мира говорящим. Функциональное исследование языка дополняется когнитивным аспектом.

Когнитивность проявляется в свойстве языка хранить и передавать знания о действительности и обеспечивать потребность мыслительного процесса. Понимание языка как функции человеческого интеллекта делает очевидным то, что при исследовании человеческого языка в центре внимания должны находиться механизмы, лежащие в основе производства и понимания высказываний в языковом и прагматическом контексте. Цель когнитивной науки - определить природу механизмов, имеющихся в распоряжении человека в процессе мышления, восприятия и понимания, имея в виду что «язык есть непрерывная текучесть мысли, некое единство, постоянно перетекающее из одного своего состояния в другое, некий процесс, характеризующийся в первую очередь своей непрерывностью» (Лосев, 1982,с. 8).

Центральным разделом когнитивной лингвистики является когнитивная семантика, которая выступает как общая теория концептуализации и категоризации, то есть теория того, как человек воспринимает и осмысливает окружающий мир и как его опыт познания реализуется в значениях языковых выражений.

В когнитивной семантике большое значение отводится человеку как наблюдателю, «концептуализатору» и «категоризатору». Человек по этой теории формирует значения, а не получает их в готовом виде. Проявляет он активность и в выборе языковых средств для описания той или иной ситуации, и в понимании мотивов этого выбора.

Человек не может пользоваться заранее «расфасованными» знаниями, а применяет знание в новых контекстах, генерируя новое знание. Однако человеческая когниция не только формируемая, но и формирующая сила мировых образов, в которых живет человек, она не только отражает реальную данность, но и продуцирует её в меру способностей человека создавать символы. Но у каждого знака есть своё историческое измерение, составляющее его суть. Отсюда следует, что мир - не индифферентный поток информации, только подвергаемый обработке.

Когниция организует в человеке смыслообразование и использование значений в рамках культуры, и эти значения становятся общим достоянием людей, принадлежащих к этой культуре. Речевое общение направлено на установление договорённостей о нормах и употреблении значений, интерпретаций и понятий.

В конечном итоге у человека при таком подходе формируются конкретные концепты и категории.

Поскольку язык - орудие человека, большая часть слов любого человеческого языка антропоцентрична. Смысл «человек» входит в обозначения всех артефактов, а, следовательно, в обозначения всех орудий труда.

Проследим, как же распределяются наименования орудий труда с позиции когнитивизма.

В ходе развития когнитивной лингвистики общепринятым стал тезис о неразрывной взаимосвязи процессов, происходящих в человеческой памяти и определяющих построение и понимание языковых сообщений. Впервые наблюдаемое событие мы осознаем через восприятие. Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации. Понимание некоторой ситуации сводится к попытке найти в памяти знакомую ситуацию, сходную с новой (и уже прошедшую через восприятие). Обработка новых данных осуществляется с применением содержащегося в памяти ранее накопленного опыта. Опыт организуется с помощью стереотипных моделей, уже имеющихся у нас в уме.

С позиций когнитивизма лексическое значение рассматривается как отражение определенных, зафиксированных в языке пластов знаний и опыта, тесно связанных с деятельностью человека. Когнитивный подход предусматривает систематизацию всех типов знаний, заложенных в структуре слова и связанных с познавательной деятельностью человека. Когнитивный анализ позволяет выявить, какая структура знаний фиксируется в лексической единице, как осуществляется в слове сжатие и развертывание знания и как проявляется различная степень его детализации. Когнитивная функция организует взаимосвязь разноаспектных суперконцептов и концептов в содержании слов. При когнитивном подходе возможно выявление в лексическом значении слова качественно новых компонентов, которые предопределяют функционирование языковых единиц.

В нашей работе когнитивному анализу была подвергнута семантика мотивированных названий орудий труда. В ходе отображения действительности и номинации предметов (в нашем случае - орудий труда) некоторые свойства объектов неизбежно теряются, остаются только безусловно значимые, или, как принято говорить, салиентные (Кубрякова, 1994). При этом речь идет не вообще о значимости, а о значимости для человека, ориентированности на человека. Анализ собранного материала показывает, что для такого класса предметных имен, как названия орудий труда, релевантной и безусловно значимой является следующая информация: 1) об основных физических признаках обозначаемых ими объектов: их размере (в сопоставлении с человеком), устройстве (сложные - простые), ориентации в пространстве; 2) о функциональной составляющей имени, то есть указание на основной и дополнительный способ использования соответствующих объектов, количество таких способов; 3) о таксономическом классе имени.

На основании изучения той или иной семантизации видов указанной информации в отдельных мотивированных названиях орудий труда и обобщения полученных наблюдений нами были выделены следующие оппозиции внутри класса мотивированных названий орудий труда.

Лексемы, входящие в СПК «Сельскохозяйственные орудия труда», в своём большинстве называют:

- орудия, которые усиливают какие-то свойства отдельных органов человека и увеличивают возможности человека, не создавая принципиально новых возможностей: погрузчик - подъемно-транспортная машина непрерывного действия, выполняющая погрузочно-разгрузочные работы; молотилка - машина для обмолота различных сельскохозяйственных культур;

- орудия, созданные для освоения жизненного пространства: полольник - орудие для разрыхления почвы и очистки посевов от сорных трав; сажалка - сельскохозяйственная машина для посадки картофеля и высадки рассады;

- орудия, величина которых меньше человека: бороздник - сельскохозяйственное орудие, служащее для проведения борозд; тяпка - орудие для обработки почвы;

- орудия, примитивно устроенные: мотыга; копалка - орудие для копания; чесалка - орудие или приспособление для расчёсывания чего-либо (льна, шерсти и т.п.);

- орудия, свободно располагающиеся в пространстве: разбрасыватель - сельскохозяйственная машина для разбрасывания (рассева) удобрений по поверхности поля; жатка - машина, срезающая стебли зерновых и других сельскохозяйственных культур; опыливатель - машина или аппарат для опыливания сельскохозяйственных культур порошкообразными пестицидами;

- орудия одно функциональные: сеялка - машина для посева семян различных культур; косилка - машина для скашивания сеяных и естественных трав; рыхлитель - сельскохозяйственное орудие для рыхления почвы.

Лексемы, входящие в СПК «Бытовые орудия труда» в основном называют:

- орудия, которые усиливают какие-либо свойства отдельных органов, создавая принципиально новые возможности: напильник - ручной инструмент для сглаживания поверхности металла, дерева и т.п.; подогреватель - прибор для подогревания чего-либо;

- орудия, созданные для удобства: кипятильник - прибор для кипячения воды; зажигалка - прибор для зажигания огня, употребляющийся вместо спичек; мастерок - род лопаточки для нанесения раствора при кирпичной кладке, штукатурке и т.п.;

- орудия, величина которых меньше человека: плойка - щипцы, которыми плоят что-либо; молоток - ручной инструмент для ударных работ; чертилка - острый металлический инструмент для нанесения рисок на металле при разметке деталей;

- орудия, примитивно устроенные: колотовка - приспособление из дерева различной формы для сбивания масла, белков, теста; тесак - плотничий топор для тесания дерева; скребок - острая лопатка для соскабливания, счистки чего-либо;

- орудия, свободно располагающиеся в пространстве: светильник - большой осветительный прибор; клепало - молот или железная болванка, которыми клепают; паяльник - приспособление для паяния;

- орудия одно функциональные: гладилка - инструмент в виде валика, лопатки и т.п., предназначенный для разглаживания, выравнивания чего- либо; грелка - приспособление для согревания какой-либо части тела (при помощи, наливаемой в него горячей воды или действия электричества).

Лексемы, входящие в СПК «Промышленные орудия труда» в основном называют:

- орудия, которые усиливают какие-либо свойства отдельных органов человека, создавая принципиально новые возможности: корчеватель - съёмное оборудование, предназначенное для корчевания пней и деревьев, удаления камней при мелиоративных работах, строительстве дорог, освоении новых земель; тёрка - машина для измельчения (перетирания) окрасочных материалов при малярных работах; разбиватель - аппарат для измельчения в воде бумажного брака, макулатуры при производстве бумаги и картона; опрокидыватель - аппарат для механизированной разгрузки насыпных грузов. Главное преимущество данных орудий их производительность (корчеватель - 20-40 пней/1 час; тёрка красок - 400 кг - 1000 кг/час; разбиватель - 200 т массы/сутки; опрокидыватель - 20-30 вагонов/час);

- орудия, созданные для удобства: тачалка - машина для брошюровки проволокой отпечатанных листов книги, журнала и т.п.; манипулятор - устройство для автоматического выполнения ручных операций;

- орудия, величина которых больше человека: каток - машина для уплотнения, укатывания грунтов, дорожных оснований и покрытий; ремонтёр - машина для ремонта автомобильных дорог с твёрдым покрытием;

- орудия, сложно устроенные: пастеризатор - аппарат для пастеризации; сгуститель - аппарат для осаждения тонких частиц твердого материала в жидкости под действием силы тяжести;

- орудия, зафиксированные в пространстве: перегреватель - элемент котла, служащий для получения перегретого пара; охладитель - теплообменный аппарат, в котором вода охлаждается в трубах или в межтрубном пространстве кипящим холодильным агентом или холодным рассолом;

- орудия многофункциональные: фризер - машина для взбивания и замораживания смеси полуфабрикатов в производстве мороженого; питатель - устройство для равномерной или регулируемой подачи насыпных и штучных грузов из бункеров; погрузчик - самоходная машина для погрузки и разгрузки материалов.

Сопоставление изучаемых СПК с позиций когнитивизма выявило следующее:

- в значении лексем, входящих в словообразовательные подкатегории «Бытовые орудия труда» и «Промышленные орудия труда», выявлены следующие совпадения: а) большинство наименований орудий данных СПК называют орудия, которые усиливают какие-либо свойства отдельных органов человека, создавая принципиально новые возможности; б) это орудия, созданные для удобства. В то же время, лексемы, входящие в СПК «Бытовые орудия труда», в отличие от лексем, входящих в СПК «Промышленные орудия труда», называют, в основном: а) орудия, величина которых меньше человека; б) орудия, примитивно устроенные, одно функциональные; в) орудия, свободно располагающиеся в пространстве.

- в значении лексем, входящих в словообразовательные подкатегории «Бытовые орудия труда» и «Сельскохозяйственные орудия труда», выявлены следующие совпадения: а) большинство наименований орудий данных СПК называют орудия, величина которых меньше человека; б) орудия, примитивно устроенные, одно функциональные; в) орудия, свободно располагающиеся в пространстве. В то же время, лексемы, входящие в СПК «Сельскохозяйственные орудия труда», в отличие от лексем СПК «Бытовые орудия труда», называют орудия, созданные для освоения жизненного пространства; орудия, которые усиливают какие-то свойства отдельных органов человека и увеличивают возможности человека, не создавая принципиально новых возможностей.

- в значении лексем, входящих в словообразовательные подкатегории «Сельскохозяйственные орудия труда» и «Промышленные орудия труда», не выявлено совпадений. Лексемы, входящие в данные СПК, называют орудия, которые противопоставлены друг другу с позиций когнитивизма.

Таким образом, опора на когнитивность способствовала выявлению имплицитно выраженных семантических компонентов в смысловой структуре изолированных слов и целых блоков лексем, связанных с глобальным концептом «орудие труда». Такой подход позволяет дать функционально - семантическую классификацию такому классу лексем, как мотивированные названия орудий труда.

 

АВТОР: Толстова Н.А.