26.02.2011 11676

Обеспечение инвестиционной безопасности как элемент управления развитием региональных производственных комплексов (статья)

 

Вопросы инвестиционной безопасности как неотъемлемой составляющей экономической безопасности нашего государства в настоящее время приобретают всё большее значение. Наблюдается смещение опоры политики защиты жизненно важных интересов страны с военного на экономическое могущество.

Поэтому, учитывая сложившуюся в стране ситуацию и существующие тенденции, необходимостью становится обеспечение экономической безопасности России и, в первую очередь, разработка критериев и требований к идущим в стране экономическим процессам с точки зрения борьбы с криминализацией. Криминальные капиталы деформируют структуру экономики страны, навязывают неблагоприятные приоритеты развития субъектов экономики.

Источники угроз криминальной безопасности субъектов российской экономики можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся:

- недружественная политика иностранных государств, заинтересованных в использовании российской организованной экономической преступности для осуществления масштабных экономических операций, прежде всего неэквивалентного вывоза из России ресурсов;

- деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, использующих российскую экономическую преступность для своих целей;

- деятельность иностранных политических и экономических структур, направленной на использование российской экономической преступности для осуществления своих целей;

- преступные действия зарубежных криминальных организаций российского и зарубежного происхождения и т.п.

Внутренними источниками угроз являются:

- противозаконная деятельность российских коммерческих и государственных структур при совершении финансово-хозяйственных операций;

- неправомерные действия российских государственных органов, приводящие к созданию условий для совершения экономических преступлений юридическими и физическими лицами;

- деятельность российских организованных преступных сообществ и т.п.

При этом все угрозы носят не умозрительный характер, а в каждой из них присутствуют целенаправленные действия конкретных носителей враждебных намерений, наносящих ущерб российским национальным интересам.

Кроме того, мы можем выделить следующие проявления воздействия организованной экономической преступности:

- огромные материальные и финансовые ресурсы, «откачиваемые» из российского государства и общества и, в конечном итоге, уходящие за рубеж, приводят к тому, что материальный ущерб от этой деятельности достиг размера нескольких годовых национальных доходов страны;

- криминализация экономических, производственных, торговых и финансовых процессов приводит к тому, что экономические механизмы начинают работать не в российских национальных интересах, а в интересах отдельных групп российских и зарубежных предпринимателей и чиновников:

- коррумпированность органов власти и управления на уровнях от районного до федерального приводит к тому, что принимаемые решения и повседневная служебная практика направлены на корыстные интересы получения личных доходов в ущерб интересам государства и общества;

- превращение криминального капитала в мощную финансовую силу, контролирующую огромные массы финансовых средств и имущества приводит к тому, что важнейшие государственные институты, в том числе в некоторых случаях правоохранительные, переориентируются на обслуживание криминального капитала (в различных организационных формах), а не на те цели, для осуществления которых они созданы, и т.п.

В этих условиях достижение стоящих перед российским государством целей как микро- и макроэкономических, социальных, так и геополитических становится невозможно. Реализация государственных задач не может быть осуществлена при такой изначальной деформации практически всех сторон и механизмов осуществления жизнедеятельности государства и общества.

В настоящий период в области инвестиционных отношений, определяющих динамику и тенденции развития российских региональных производственных комплексов, существуют серьёзные проблемы.

В обобщенном виде изменение показателей развития предприятий, составляющих региональный производственный комплекс, под влиянием криминальных инвестиций можно изложить в следующем виде:

R = R0+ k (F/ F0 – 1)I,

где R0, k, F0, I > 0; R – обобщенный показатель развития всех предприятий регионального производственного комплекса в условиях влияния криминальных инвестиций (предприятий с криминальными инвестициями и без них); R0 – обобщенный показатель развития предприятий регионального производственного комплекса без влияния криминальных инвестиций (предприятий, не имеющих криминальных инвестиций); F – фактическая доля криминальных инвестиций; I – величина криминальных инвестиций; F0 – доля (порог) криминальных инвестиций, приводящая к потере подконтрольности и управляемости развитием предприятия, как части регионального производственного комплекса, со стороны правоохранительных органов и региональных органов управления; k – число предприятий в региональном производственном комплексе.

Как видно, одной из наиболее серьезных проблем этих процессов является снижение подконтрольности и управляемости развитием предприятий, составляющих региональный производственный комплекс, одновременно с увеличением инвестиционного влияния криминального капитала.

Таким образом, в процессе развития регионального производственного комплекса под влиянием криминальных инвестиций возникает противоречие между необходимостью и целесообразностью привлечения как можно больших сумм инвестиций, теоретически стимулирующих экономическое развитие предприятий, с одной стороны, и накоплением негативных факторов влияния криминальных инвестиций, в том числе снижением подконтрольности и управляемости, с другой. Это противоречие можно назвать главным экономическим противоречием рассматриваемых процессов. Сущность этого противоречия состоит в том, что в условиях острой нехватки любых инвестиций и исчерпания инвестиционных резервов национальной экономики приходится привлекать средства практически из любых источников. Причем, в связи с растущим разрывом между потребностями производства в инвестициях для структурной перестройки, качественной и количественной модернизации, и наличием любых инвестиций вообще, необходимость привлечения инвестиций во все больших объемах постоянно возрастает. Таким образом, значение любых инвестиций возрастает, а наличие среди них значительной части криминальных инвестиций делает развитие регионального производственного комплекса менее подконтрольным и управляемым (рис. 1).

 

Рис. 1. Связь эффектов при использовании криминальных инвестиций: увеличение темпов развития и снижение подконтрольности экономическим развитием регионального производственного комплекса: А – увеличение темпов развития; В – снижение подконтрольности и управляемости экономическим развитием; А min, В min – минимально допустимые уровни параметров А и В; Са – увеличение темпов развития при А = Аmin; Св – снижение подконтрольности и управляемости экономическим развитием при С = Сmin.

 

С увеличением доли криминальных инвестиций увеличиваются темпы развития регионального производственного комплекса и снижается подконтрольность и управляемость. Пока экономическое развитие осуществлялось в отсутствие острого кризиса, в том числе инвестиционного, то условие обеспечения при использовании криминальных инвестиций приемлемых уровней подконтрольности и управляемости экономическим развитием (В>В min) и увеличения темпов развития (А>А min) выполнялось (Са = С = Св при Са < Св). Противоречие между повышением темпов экономического развития с помощью увеличения любых инвестиций, в том числе и криминальных, и поддержанием необходимого уровня подконтрольности и управляемости существовало, но было необостренным.

Когда в условиях острого экономического кризиса и одновременной радикальной экономической реформы темпы привлечения и использования криминальных инвестиций многократно возросли, то ситуация изменилась. Криминальные инвестиции стали влиять все сильнее, а контролировать некриминальность экономического развития стало все труднее. Теперь уже приемлемые значения темпов роста на основе увеличения криминальных инвестиций и поддержание подконтрольности и управляемости экономическим развитием не удавалось обеспечить, так как для этого должно было выполняться невыполнимое условие: Са>С>Св при Са < Св, т. е. противоречие обострилось до крайности.

Для сохранения подконтрольности и управляемости появилась необходимость в использовании новых аспектов контроля и управления экономическим развитием как на общероссийском, так и на региональном уровне – обеспечение инвестиционной безопасности.

Вышеописанное противоречие экономического развития () можно представить в виде следующей формулы:

=

где ЭУТi – i-й эффект ускорения темпов роста экономического развития; ЭСУj – j-й эффект снижения подконтрольности и управляемости экономическим развитием; аk – влияние на развитие регионального экономического комплекса, необходимое для поддержания эффекта ускорения темпов роста экономического развития ЭУТi; вi – следствия аk на уровне внутреннего функционирования регионального экономического комплекса.

Тогда противоречие можно представить в виде

=.

В этом случае множество направлений разрешения противоречия ЭРij будут решениями обеспечения инвестиционной безопасности экономического развития (ИБэрij):

ИБэрij = [(ИБэр1=ИБэр2)=ИБэр3],

 

где Ибэр1

 

 

 

ИБэр2 – множество управленческих решений обеспечения инвестиционной безопасности экономического развития, определяемых видом ЭУТi и ЭСУj, а также типом ограничений (производственной и финансовой структурой регионального производственного комплекса, уровнем производственно-финансовой активности и т. п.);

ИБэр3 – множество форм реализации единства аk = а k, основанных на предъявляемых к управлению региональным производственным комплексом как системой требований обеспечения инвестиционной безопасности.

Управление описанными процессами может способствовать или препятствовать достижению предприятиями регионального производственного комплекса своих целей. При этом и предприятия с криминальными инвестициями и без них совместно образуют региональный производственный комплекс с общими целями. В этих условиях имеется определенный конфликт интересов регионального производственного комплекса, как части легальной экономики, и предприятий с криминальными инвестициями как представителей интересов организованных преступных сообществ. Конфликт проистекает из ограниченности в регионе экономических и социальных ресурсов, на использовании которых строится деятельность и развитие предприятий, и требует мер по его разрешению, которыми и являются меры инвестиционной безопасности. Таким образом, негативное влияние криминальных инвестиций на уровне регионального производственного комплекса, в конечном счете, проявляется в удовлетворении менее ценных потребностей регионального экономического развития (с точки зрения приоритетов развития региона) и в связи с этим в уменьшении благосостояния экономических субъектов региона (юридических и физических лиц). Необходимо отметить, что в этих процессах наблюдается ситуация, описанная James W. Friedman в классической работе «Oligopoly Theory» и учитывается конфликт интересов в условиях ограниченности ресурсов. Однако рассмотрение этой проблемы на чисто описательном уровне в качестве некоторой общей определяемой части для организации материала исследований не позволяет полноценно использовать сделанные J. W. Friedman выводы для данной работы.

При проведении исследований разработана схема потерь благосостояния экономических субъектов региона (в условиях отсутствия эффективной экономической политики региональных органов управления) вследствие неблагоприятного влияния криминальных инвестиций (рис. 2).

Рис. 2. Потери благосостояния экономических субъектов региона вследствие неблагоприятного влияния криминальных инвестиций

 

В обобщенном виде это можно сформулировать следующим образом. Примем, что объемы выпуска и реализации продукции предприятиями регионального производственного комплекса изменяются равномерно (постоянно), а также, что факторы производства (прежде всего издержки производства) являются величиной постоянной (на рисунке горизонтальная линия FP). В условиях подконтрольного и управляемого регионального рыночного равновесия (вследствие эффективной декриминальной деятельности правоохранительных органов) равновесные цены были бы ОСR, объем производства ОРR, а совокупный прирост благосостояния экономических субъектов региона составлял бы область треугольника KBCR. Если предприятие с криминальными инвестициями является прямым или косвенным региональным монополистом, то цены возрастут до OCF , а объем производства в региональном производственном комплексе (в первую очередь на предприятиях без криминальных инвестиций) уменьшится до OPF. Избыток потребителей выпускаемой продукции в регионе сократится до области треугольника KACF , а то, что было потребительским избытком области CFADCR, трансформируется в прибыль предприятия с криминальными инвестициями и, в конечном счете, организованного преступного сообщества. Площадь треугольника ABD представляет собой потребительский избыток в условиях подконтрольного и управляемого регионального рыночного равновесия и потери для потребителей – экономических субъектов региона. Это чистые потери благосостояния экономических субъектов региона, связанные с неэффективным оборотом ресурсов в регионе в условиях прямого или косвенного регионального монополизма предприятий с криминальными инвестициями.

Способность обеспечивать инвестиционную безопасность не является общим свойством регионального производственного комплекса. Функцию обеспечения инвестиционной безопасности могут выполнять только специализированные правоохранительные органы, являющиеся частью региональных органов управления и реализующие свои функции через осуществление специализированных факторов. Однако обеспечение инвестиционной безопасности зависит не только от способности правоохранительных органов и региональных органов управления принимать соответствующие меры, но и от уровня экономического развития региона, уровня производственной и финансовой активности, инвестиционной плотности и т. п. Все эти факторы можно отнести к неспециализированным факторам, влияющим на инвестиционную безопасность.

Проявление указанного экономического противоречия и конфликта интересов в практике хозяйственной деятельности осуществляется по-разному. Особенностью ситуации с криминальными инвестициями в нашей стране в отличие от иных стран является сочетание в общем-то небольших объемов криминальных капиталовложений с попытками установления контроля со стороны криминальных инвесторов над рядом важнейших направлений развития региональных производственных комплексов.

Криминальные инвестиции производственного назначения в российскую экономику минимальны. Крупные внешние государственные заимствования России, фактически расходуемые на поддержание бюджета, производственными инвестициями не являются, а вложенные криминальные инвестиции по сравнению с масштабами России и по мировым меркам инвестиционного оборота между развитыми государствами мизерны. В связи с этим целесообразно говорить не о завоевании криминальным капиталом через инвестиции экономики России, а о закреплении влияния криминальных структур через различные формы, среди которых инвестиции в региональные производственные комплексы являются наиболее важными.

Выделим следующие примерные периоды и формы закрепления криминального влияния через формирование механизмов, обеспечивающих достижение интересов организованных преступных сообществ в региональных производственных комплексах экономики России.

До 1985 г. Период случайного и неупорядоченного проникновения криминального капитала в российскую (советскую) легальную экономику.

1985–1987 гг. Период активизации деятельности криминальных групп, приобретающих организованный характер. Влияние криминального капитала закрепляется путем установления коррумпированных связей с отдельными чиновниками госаппарата и директорами некоторых предприятий для заключения разовых сделок.

1987–1990 гг. Период установления прочных деловых (и коррумпированных) связей части чиновников и директорского корпуса госпредприятий с криминальными дельцами. Начинается образование юридических лиц, сформированных как криминальные корпорации, формирование устоявшихся сырьевых потоков за рубеж через совместные предприятия и кооперативы, появляются зарубежные экономические интересы у ряда центральных и региональных политических руководителей высшего ранга.

1990–1992 гг. Период закрепления и окончательной формализации (юридического оформления через юридические лица и официальные договоры) коррумпированных экономических связей. Начинается интенсивное проникновение криминального капитала через общественно-политические организации, некоторые коммерческие и банковские структуры на региональный уровень, формирование межрегионального криминального механизма «выкачивания» средств и ресурсов из российской экономики.

1992–1993 гг. Этап масштабного проникновения криминального капитала в российские производственные предприятия через механизмы (часто криминальной) приватизации. Происходит формирование сбытовых сетей и инфраструктуры торговых операций в центре и российских регионах, закрепление в наиболее крупных российских банковских структурах, отработка механизма масштабного вывоза за рубеж российских капиталов криминального происхождения.

1993–1997 гг. Период закрепления криминального капитала в наиболее важных российских производственных предприятиях и отраслях, контролируемых организованной преступностью. Происходит подчинение российского товарооборота импортным поставкам, развитие финансово-кредитных связей с российскими банковскими структурами через возврат ранее вывезенных российских криминальных капиталов как вложение иностранных инвестиций, занятие ключевых позиций в инфраструктуре фондового рынка, включение крупнейших российских сырьевых предприятий в систему устоявшихся механизмов неэквивалентного вывоза сырьевых ресурсов.

1997–... Период стабилизации проникновения криминального капитала в региональные производственные комплексы. Происходит реорганизация контролируемых ключевых российских предприятий для нужд организованных преступных сообществ, переориентация на деятельность через контролируемые организованным преступным сообществом российские финансовые и банковские структуры, формирование в своих интересах механизмов внутрироссийской и внешнеэкономической деятельности массы российских предприятий.

Национальные интересы представляют собой систему долгосрочных целевых установок, которые государственное руководство стремится реализовать в своей внешней и внутренней политике. Национальные интересы России – весьма широкое понятие, которое по отношению к экономике включает:

- обеспечение национальной безопасности;

 суверенитет над природными ресурсами;

- сохранение контроля над ключевыми секторами экономики;

- охрану культурного достояния.

В ранее вышедших российских исследованиях под экономической безопасностью понималось такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию негативных внешних и внутренних факторов. Председатель Государственного таможенного комитета России, говоря о угрозах экономической безопасности, назвал среди них следующие:

- целенаправленные попытки зарубежных государств взять под контроль российский рынок стратегически важного сырья, технологий, финансов, информации, транспорта;

- значительно возросшая в начале 70-х гг. и усугубившаяся с распадом СССР и СЭВ зависимость России от импорта многих видов потребительских товаров, а также промежуточной продукции, машин и оборудования, сырья, подрывающая макроэкономическую сбалансированность и усиливающая уязвимость российской экономики перед попытками внешнего экономического и политического давления;

- обусловленность предоставления России иностранных кредитов, которая существенно ограничивает возможность для маневра при осуществлении программ структурной перестройки экономики;

- неразработанность в государственной программе системы приоритетов в вопросах привлечения и использования инвестиций и т. п.

При сложившейся в стране тяжелой экономической ситуации необходимостью становится обеспечение инвестиционной безопасности, разработка критериев и требований к идущим в региональных производственных комплексах инвестиционным процессам с целью декриминализации их развития.

Важность влияния криминальных инвестиций на фоне других проблем позволяет сделать вывод о необходимости выделения вопросов, касающихся инвестиционной безопасности региональных производственных комплексов, из общих вопросов экономической безопасности.

Характерным примером, иллюстрирующим огромное значение, придаваемое ведущими государствами мира вопросам безопасности, связанным с влиянием инвестиционных процессов, является пример США. Существует так называемая поправка Эксона-Флорио, которая дала Комитету по иностранным инвестициям Соединенных Штатов (КИИСШ) полномочия для вмешательства в процессы продажи иностранным партнерам американских компаний в тех случаях, когда это может угрожать интересам национальной безопасности. В качестве иллюстрации деятельности КИИСШ можно привести случай, когда одной китайской государственной фирме было приказано изъять свою долю, ранее инвестированную в аэрокосмическую фирму США.

Другой пример. В 1986 г. компания «Schlumberger» решила продавать японской корпорации «Fujitsu» 80% своего участия в американской компании «Fairchild Camera and Instrument», одном из лидеров рынка полупроводников. Против этой сделки тут же выступил министр обороны США Уайнбергер, ссылаясь на то, что такая операция приведет к зависимости министерства обороны от иностранных источников в сфере ключевых технологий, а также к утечке информации по компьютерным проектам. Его поддержал министр торговли США Болдридж, настаивая на том, что в условиях японского протекционизма такая сделка повлечет угрозу конкурентоспособности промышленности США в области компьютеров. В результате сделка не состоялась.

В 1989 г. президент США получил право запрещать любые инвестиции, угрожающие национальной безопасности. Эти полномочия использовались американскими властями для того, чтобы помешать японцам купить ряд американских фирм, занимающихся высокими технологиями. До этого еще в 1979 г. вступило в действие положение об обязательности предоставления иностранными инвесторами отчетов о создании в США новых предприятий или приобретении доли собственности в существующих американских предприятиях. Из 50 американских штатов 20 ввели ограничения на переход собственности в руки иностранцев. Например, в уставном капитале американской радиовещательной корпорации доля участия иностранного инвестора не может превышать 20%. В лицензии на радиовещание может быть отказано, если корпорация контролируется другой корпорацией, в которой более 25% уставного капитала принадлежит иностранцам.

Инвестиционная безопасность, являющаяся частью подсистемы национальной экономической безопасности, сегодня становится одним из базовых условий стабилизации ситуации в региональных производственных комплексах. Необходимо сформулировать само понятие инвестиционной безопасности. По нашему мнению, инвестиционной безопасностью в региональных производственных комплексах можно считать независимость региональных процессов экономической деятельности и развития, а также связанных с ними производственных, научных и иных отраслей и предприятий от влияния криминального капитала, инвестированного в региональные производственные комплексы. При этом влияние криминальных инвестиций следует рассматривать во всем комплексе и многообразии проявлений, осуществляющихся сознательно и целенаправленно или же проявляющихся спонтанно, но свойственных большинству криминальных капиталовложений.

Таким образом, под инвестиционной безопасностью, с точки зрения управляемости региональным производственным комплексом, мы понимаем способность правоохранительных органов и региональной системы управления активно противостоять негативному влиянию криминальных инвестиций и обеспечивать выполнение своих функций при определенных методах организации управления под воздействием криминальных инвестиций.

В условиях идущей интеграции экономики России в мировое сообщество и соответственно проникновения и присутствия в региональных производственных комплексах криминального капитала как постоянного фактора инвестиционная безопасность должна реализовываться как целенаправленный комплекс управленческих мер и действий. Последние должны быть направлены на отслеживание процессов экономического развития региональных производственных комплексов в соотношении с процессами проникновения и деятельности криминального капитала, с точки зрения его влияния, а также регулирование этих процессов для нейтрализации отрицательного влияния.

В этих условиях главной целью инвестиционной безопасности как элемента управления развитием региональных производственных комплексов должен быть устойчивый процесс их экономической деятельности при одновременном противодействии криминальному капиталу. Инвестиционная безопасность означает упорядочение этого процесса, достигаемое не только какими-то глобальными общероссийскими мерами, но и механизмом и инфраструктурой повседневной работы в регионах по анализу и управлению процессами экономической деятельности в региональных производственных комплексах. Упрощенно инвестиционная безопасность – это то, как контролировать процессы общероссийского и регионального экономического развития (региональных производственных комплексов) под воздействием криминального капитала в нужном нам направлении. Концепция и механизм инвестиционной безопасности должны являться частью концепции национальной безопасности и одновременно составляющей экономической политики на федеральном и региональном уровне.

Существовавшая ранее в нашей стране система экономической безопасности опиралась на механизм государственного контроля за протекающими процессами производственной деятельности в условиях, когда участниками этих процессов были подавляющим большинством российские (советские) государственные предприятия или организации. В стране произошли перемены, заменившие подавляющее большинство российских участников этих процессов на новые коммерческие структуры, в основном независимые от государства в своей деятельности. Это поставило на повестку дня вопрос о необходимости создания новых механизмов, инфраструктуры и методов контроля экономической деятельности и развития (в общероссийском и региональном аспектах) со стороны правоохранительных органов.

Развитие отдельных предприятий в российских региональных производственных комплексах, инфильтрованных криминальным капиталом через коммерческие предприятия и организации, за исключением наиболее крупных инвестиционных проектов, в настоящее время осуществляется фактически бесконтрольно, через формальный и неэффективный по всем параметрам контрольный механизм администраций регионов. Процессы влияния криминальных инвестиций в региональных производственных комплексах во всем многообразии проявлений сейчас практически не отслеживаются и не обобщаются, соответственно не существует прогноза и механизма корректировки криминальности экономического развития отдельных предприятий. Общероссийские меры, направленные на упорядочение этих процессов, конечно, оказывают определенное декриминальное влияние на глобальные процессы общероссийского экономического развития, однако при этом каждое конкретное предприятие региональных производственных комплексов действует при самом условном и минимальном механизме контроля со стороны правоохранительных органов.

Криминальные инвестиции, оказывая негативное влияние на экономическое развитие региональных производственных комплексов, несут в себе угрозы инвестиционной безопасности. Эти угрозы представляют собой определенную систему (рис.3).

Рис. 3. Классификация угроз инвестиционной безопасности

 

Необходимо отметить, что не только криминальные инвестиции несут в себе угрозы инвестиционной безопасности. В ряде случаев такие угрозы могут содержать и некриминальные инвестиции, особенно когда они являются вторичными и генерируются в региональном производственном комплексе предприятиями под влиянием криминальных инвестиций (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика криминальных и некриминальных инвестиций с точки зрения инвестиционной безопасности

Критерии характеристики

Некриминальные инвестиции

Криминальные инвестиции

Режим угроз национальным интересам

Спорадические угрозы национальным интересам

Постоянный режим угроз национальным интересам

Наличие органов управления, обеспечивающих инвестиционную безопасность

Наличие действующих структур управления, обеспечивающих инвестиционную безопасность, с четким распределением функций

Отсутствие упорядоченной структуры органов управления, обеспечивающих инвестиционную безопасность, и четкого распределения функций

Прогнозируемость угроз

Сравнительно узкий прогнозируемый сектор угроз инвестиционной безопасности

Широкая и частично непредсказуемая область угроз инвестиционной безопасности

Структура угроз

Моно структура

Поли структура

Характер ущерба национальным интересам

Регламентированный ущерб национальным интересам

Латентный характер ущерба национальным интересам

Характер имеющейся информации об ущербе

Достаточная информация с прогнозируемым уровнем достоверности

Недостоверная и недостаточная информация

Темп изменений нанесения ущерба

 Невысокий темп

Высокий темп

Предсказуемость ситуаций

Высокая предсказуемость ситуаций

Непредсказуемость ситуаций, ориентация на прошлый опыт слабо помогает

 

Некриминальные инвестиции, в отличие от криминальных, не содержат высокий потенциал угроз инвестиционной безопасности. Поэтому целью обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение российских производителей от негативных проявлений деятельности криминального капитала, инвестированного в региональный производственный комплекс и наносящего ущерб интересам российских предприятий, региона и российского государства в целом, а также причин и условий, их порождающих.

Система обеспечения инвестиционной безопасности – это комплекс мер, инфраструктуры, инструментов и процедур, направленных на контроль производственной деятельности и развития в общероссийском и региональном аспектах, а также на выявление, нейтрализацию и предотвращение проявлений негативного влияния деятельности криминального капитала в региональных производственных комплексах.

Задачи системы инвестиционной безопасности на уровне регионального производственного комплекса следующие:

- защита законных прав и интересов российских предприятий;

- сбор, обработка и анализ информации, необходимой для оценки экономической деятельности и развития регионального производственного комплекса для выявления криминальных инвестиций;

- изучение конкретных фирм и компаний, желающих инвестировать средства в региональный производственный комплекс, а также их партнеров и контрагентов, которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов (выполнении условий контрактов);

- выявление негативного влияния криминальных инвестиций на разные стороны деятельности и развития регионального производственного комплекса;

- принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных тенденций экономической деятельности и развития под влиянием криминальных инвестиций.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению инвестиционной безопасности является необходимым условием деятельности и развития предприятий регионального производственного комплекса и поэтому одним из важнейших рычагов управления этим развитием.

2. Существенное усложнение процессов контроля и управления экономическим развитием на федеральном и региональном уровне в результате демократизации и расширения рыночных основ экономической деятельности приводит к увеличению вероятности появления нежелательных последствий от реализации инвестиционных проектов с участием криминального капитала.

3. Отсутствие четкой стратегии в области управления процессами экономического развития с участием иностранных инвестиций, а также процессов привлечения и оборота иностранного капитала делает развитие и деятельность регионального производственного комплекса уязвимыми и требует самого пристального изучения и безотлагательного совершенствования методов и механизмов управления на общероссийском и региональном уровне.

4. Анализ проблем влияния криминальных инвестиций подтверждает наличие серьезных потенциальных угроз российским федеральным и региональным интересам, что требует целенаправленного обеспечения инвестиционной безопасности как важного и неотъемлемого элемента экономической безопасности региональных производственных комплексов.

 

Автор: Калинина Н.Н.