26.09.2010 5705

Развитие речемыслительной деятельности дошкольников 3-4 лет (Н.Л. Костромина, Л.С. Кравченко, И.Б. Масленкова)

 

В практической работе дошкольного учреждения часто возникает необходимость провести коррекционно-развивающую работу с дошкольниками 3-4 лет. При разработке занятий, обращаясь к психолого-педагогической литературе, взрослый сталкивается с отсутствием готовых программ работы с детьми такого возраста. В лучшем случае можно найти разрозненные упражнения по развитию сенсорики, воображения, мышления. Этим фактом обусловлен выбор возрастной группы для системы занятий, представленных в данной книге.

Вместе с тем, чаше всего в дошкольное учреждение дети приходят из семьи в возрасте 3-х лет. Основными проблемами у таких детей являются недостатки в развитии мыслительной деятельности и речи, т. к. часто родители довольствуются «жестовой речью»  детей, которая иногда прикрывает трудности речевой организации поведения.

Представленные в пособии развивающие занятия отнюдь не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл занятий в том, чтобы, опираясь на нейрофизиологию человека, а также «зону ближайшего развития». продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком в будущем собственно учебной программы.

Речемыслительная деятельность - развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Для развития мышления используются игры и игровые упражнения, связанные с движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, направленные на формирование операций анализа, синтеза, обобщения.

Развитие речевой сферыдошкольников также двигается от телесного уровня (дыхание, артикуляционный аппарат, движения рук и пальцев рук) к самой речи детей (пассивный и активный словарь, связная речь).

Содержание каждого занятия представляет собой определенный замысел, который может быть реализован на двух-трех занятиях. Система развивающих занятий для дошкольников включает возможности вариативного применения ее содержания.

Программа занятий рассчитана на одно занятие в неделю на протяжении учебного года в одной микрогруппе. Однако, по усмотрению взрослого, занятия или упражнения могут быть более или менее продолжительными в зависимости от индивидуальных возможностей детей, от психологических условий проведения, места психологических занятий в сетке образовательных занятий на неделю, в течение дня.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ: ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / [СОСТ.: Н.Л. КОСТРОМИНА, Л.С. КРАВЧЕНКО, И.Б. МАСЛЕНКОВА]. - МОЗЫРЬ: ООО ИД «БЕЛЫЙ ВЕТЕР», 2009. - 65. С.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь