26.02.2011 4476

Эффективность правоохранительного воздействия на экономическое развитие регионального производственного комплекса (статья)

 

Важнейшей задачей правоохранительного воздействия на процессы развития производственного комплекса должно стать пресечение криминального инвестиционного влияния организованных преступных групп.

С этой точки зрения применительно к конкретным особенностям и экономическим характеристикам регионального производственного комплекса, по нашему мнению, необходимыми общими приоритетами являются:

- первоочередной контроль экспортного потока региона, а также экспортноориентированных производств;

- отладка механизмов контроля продвижения произведенной

- продукции на общероссийский и внешний рынки;

- принятие мер по защите некриминального производства;

- создание условий для нормального развития предприятий, формирующих промышленный потенциал.

К сожалению, важнейшие программные документы, задающие направления развития деятельности правоохранительных органов, в своей основе опираются преимущественно на традиционные методы. При этом возможности использования новых информационных технологий задействованы недостаточно.

Большое влияние на эти процессы оказывает сложившаяся экономическая ситуация в стране, накладывающаяся на следующие диспропорции в подразделениях правоохранительных органов: дефицит финансовых и материальных ресурсов, недостаток квалифицированных кадров, территориальная разобщенность различных правоохранительных и контролирующих органов, низкий уровень технической оснащенности оперативных подразделений, не комплексное развитие правоохранительной инфраструктуры и т.п.

В связи с устоявшейся ролью и местом правоохранительных органов в системе федеральных органов и реальной невозможностью переломить негативные тенденции в криминализации экономической жизни по объективным причинам, в основе господствующей концепции борьбы с организованной преступностью лежит, на наш взгляд, ряд нерациональных (если не сказать ошибочных) решений.

На первом этапе, по нашему мнению, должны быть решены следующие задачи:

- сосредоточение правоохранительного контроля прежде всего на жизнеспособных действующих предприятиях для сохранения приемлемых уровней предложения потребительских товаров и занятости населения;

- декриминальная санация предприятий, включая реорганизацию тех из них, которые полностью находятся под контролем организованных преступных групп;

- поддержка некриминальных предприятий и предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, создающего рабочие места и увеличивающего производство товаров и услуг;

- переориентация оперативных подразделений и модернизация их технического оснащения, повышение эффективности использования имеющегося потенциала агентуры, состоящей на оперативном учете, и внештатных сотрудников, внедрение новых информационных технологий.

По нашему мнению, этот подход наиболее рационален, так как по ряду важнейших подразделений (наиболее значимых для формирования некриминального развития экономического комплекса региона) структурную перестройку работы необходимо начинать уже сейчас, не дожидаясь создания благоприятных условий. Позиционированная стратегия жестокого декриминального воздействия правоохранительных органов на наиболее важные предприятия и инвестиционные проекты, сформированная и осуществляемая на основании предложенной в настоящей работе методологии и методики, позволила бы серьезно изменить ситуацию в производственном комплексе и создать основу для качественного снижения уровня криминальности регионального производственного комплекса.

По нашему мнению, с позиций предлагаемой в настоящей работе концепции, в деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов имеется ряд недостатков:

а) не сформированы приоритеты деятельности по отношению к важнейшим предприятиям региона;

б) не проанализирована серьезным образом (с использованием соответствующего экономико-математического инструментария) реальная картина финансовых и материальных потоков важнейших предприятий регионального производственного комплекса на предмет их криминальности;

в) не продуман механизм постоянного мониторинга криминальности экономического развития регионального производственного комплекса;

г) не предусмотрен пакет мер по согласованию декриминальных мероприятий правоохранительных органов и местных властей;

д) не определена реальная значимость осуществляющихся оперативно-розыскных мероприятий для развития экономического комплекса региона, его районов и отраслей;

е) не осуществлена увязка мероприятий различных правоохранительных и контролирующих органов региона;

ж) не осуществлен анализ комплексной приоритетности проводимых новых мероприятий в территориальном, отраслевом и региональном аспекте;

з) не продуман механизм и процедуры внесения коррективов (с точки зрения соответствия интересам экономического развития региона) в эти мероприятия до их начала и в ходе осуществления.

В связи с этим отсутствие у правоохранительных органов системного подхода к декриминализации развития производственного комплекса региона привело к росту криминальности экономики регионального производственного комплекса.

Реализация предлагаемых в настоящей работе мер позволила бы избежать этой ситуации, хотя бы в ходе осуществления предпринимаемых шагов на настоящем этапе, и во многом активизировать процессы экономического развития в регионе.

Таким образом, результаты экономического развития регионального производственного комплекса находятся в прямой зависимости от эффективности деятельности правоохранительных органов.

Вообще, в рыночных условиях, в отличие от централизованного, нерыночного механизма, меры по повышению эффективности деятельности зачастую направлены не на непосредственное регулирование, а на улучшение общих и частных свойств системы, связанных с экономическими показателями косвенным образом. Причем в рыночных условиях влияние совершенствуемых показателей управленческой системы на управляемую деятельность далеко не однозначно и не всегда поддается точной количественной оценке.

Таким образом, критерий эффективности, на наш взгляд, может быть определен в общем виде следующим образом: достижение экономического роста (ряда наиболее важных показателей) в процессах деятельности и развития регионального производственного комплекса при декриминализации инвестиционного влияния. При этом необходимо решить достаточно сложную проблему – найти оптимальный вариант, позволяющий сбалансировать две противоположные задачи:

- с одной стороны, сделать антикриминальный контроль правоохранительных органов как можно более эффективным;

- с другой стороны, в условиях острого экономического кризиса на цели совершенствования механизма воздействия на эти процессы необходимо расходовать как можно меньше средств.

Надо отдавать отчет в том, что деформация важнейших государственных механизмов по объективным причинам привела к тому, что самоочищение экономики от криминальных субъектов невозможно. Инициация и сопровождение антикриминальных перемен может быть только в случае активной роли органов государственного управления и правоохранительных органов.

Правоохранительные органы, как один из основных агентов государства в рыночных процессах по отношению к предпринимательству (как криминальному, так и законному) могут выступать в роли:

- постоянного традиционного наблюдателя, когда правоохранительные органы самоустраняются от борьбы с криминальными процессами, но пресекают лишь наиболее одиозные проявлениями общеуголовного (а не экономического) характера;

- активного контролера, противодействующего криминальным процессам в экономической сфере;

- соучастника интенсивного государственного воздействия на экономику с целью ее оздоровления и декриминализации.

Таким образом, деятельность правоохранительных органов по противодействию обороту и легализации финансовых активов криминального происхождения в экономике должна обеспечить поддержание в определенных пределах экономических характеристик и способность противостоять внутренним и внешним негативным факторам криминального влияния.

В связи с этим для выживания российского государства необходимо усиление его действенных рычагов управления, важнейшим фактором чего и является активизация деятельности органов государственного управления и правоохранительных органов. Для реализации таких задач необходимо опережающее отображение происходящих экономических процессов, которое может быть решено только на основе использования новейших информационных технологий через компьютерные сети и телекоммуникационные системы.

В этих условиях методологические основы сохранения легитимных основ российской государственности требуют эффективного противодействия негативным процессам, связанным с криминальным влиянием в российской экономике. В связи с этим, система сложившихся отношений создала ситуацию, когда экономические субъекты способны сохранять свои базисные легитимные характеристики только при наличии последовательного противодействия криминальным процессам в экономике со стороны органов государственного управления и правоохранительных органов.

Значит, возрастание роли правоохранительных органов как инструмента государственного регулирования экономики является закономерным шагом, необходимым для осуществления эффективной экономической политики. Следовательно, участие правоохранительных органов в государственном управлении и, особенно, в противодействии криминальным процессам, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Во всех случаях участие правоохранительных органов в государственном регулировании экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой специфическую систему мер, осуществляемых в целях снижения экономических издержек от криминальной деятельности в экономике и ориентации экономических субъектов в направлении, соответствующем государственным интересам.

Под экономическими издержками, вследствие криминальных процессов в экономике, мы понимаем сумму возникающих затрат:

- на борьбу с криминальными процессами в экономике;

- экономический ущерб от криминальных деяний.

Затраты на борьбу с оборотом и легализацией финансовых активов криминального происхождения определяются величиной расходов, необходимых для содержания правоохранительных органов, а также проведением мероприятий органами государственного управления, направленных на противодействие криминальным процессам.

Экономический ущерб от криминальных процессов определяется как сумма ущерба от экономических преступлений, сумма снижения выпуска продукции вследствие негативного влияния криминализации экономической жизнедеятельности, сумма бюджетных потерь от расширения теневого сектора экономики.

Часть вышеназванных затрат локализуется территориальным образом (прежде всего затраты на содержание правоохранительных органов и проведение антикриминальных мероприятий органами государственного управления), другая часть издержек (экономический ущерб) не совпадает по месту и времени возникновения с вызывающими их экономическими преступлениями и иными факторами.

В целом экономический ущерб от криминальных процессов в экономике является по своей природе вероятностной величиной, поддающейся исчислению лишь с той или иной степенью вероятности.

Необходимо отметить следующие обстоятельства, характеризующие природу экономических издержек от криминальных процессов в экономике. Мероприятия, направленные на противодействие криминальным процессам, будучи по своей природе мероприятиями организационными, обладают важной особенностью. Их осуществление, как и любых других управленческих мероприятий, требует затрат, но при этом и неосуществление также влечет за собой затраты. Экономический ущерб от криминальных процессов и определяется теми затратами, которые возникают вследствие отказа от антикриминальных мероприятий (или недостаточных масштабов их осуществления). Категория экономического ущерба от криминальных процессов, несмотря на несовпадение отдельных его составляющих по месту и времени возникновения, является однородной по экономическому содержанию величиной, образуемой своего рода дополнительными затратами, возникающими в экономике при данном уровне криминальности.

Вычленение в составе экономических издержек от криминальных процессов в экономике затрат на предотвращение воздействия криминальной деятельности и затрат, вызываемых их воздействием, существенно, с точки зрения отражения характера связи между криминальными процессами и, как их называли раньше, народохозяйственными затратами. При этом затраты на противодействие криминальным процессам, как правило, функционально (детерминированно) зависят от масштабов и характера предотвращаемых криминальных деяний, и поэтому определяются с необходимой степенью достоверности. Менее детериминированной является связь между предотвращением воздействия криминальных процессов и затратами на это предотвращение. Далеко не всегда возможна достаточно объективная оценка эффективности самих мер предотвращения воздействия криминальных процессов на экономику.

Затраты, вызываемые воздействием криминальных процессов, часто не поддаются однозначному определению и должны рассматриваться в виде диапазона вероятных значений для различных комбинаций параметров, характеризующих объекты, на которые воздействуют криминальные процессы. Эти затраты, как уже отмечалось, могут не совпадать по месту и времени возникновения с вызывающими их криминальными процессами.

Все это увеличивает неопределенность при расчетах экономических издержек от криминальных процессов в экономике, однако не может служить основанием для их игнорирования при обосновании антикриминальных мероприятий.

Вероятностный характер экономических издержек от криминальных процессов в экономике и невозможность их однозначного определения отнюдь не являются свойствами, присущими лишь этому компоненту общественных издержек. Такими же свойствами обладает ряд других нормативов, широко используемых в экономических расчетах. В то же время, объективный характер экономических издержек от криминальных процессов в экономике, возрастание их влияния на результаты развития экономики делают необходимым формулирование такого понятия, как оптимум криминальности экономики, по другому его можно назвать экономическим оптимумом криминальной деятельности в экономике.

Категория такого оптимума характеризуется тем, что главные составляющие экономических издержек от криминальных процессов находятся в обратной зависимости: увеличивая антикриминальные затраты, можно уменьшить экономический ущерб от криминальной деятельности в экономике. В связи с этим под экономическим оптимумом криминальной деятельности в экономике следует понимать такой уровень криминальной деятельности, при котором достигается минимум суммарных экономических издержек от криминальных процессов. Этот минимум достигается в том случае, когда прирост антикриминальных затрат при малом уменьшении криминальных процессов в экономике становится равным возникающему при этом снижению экономического ущерба от криминальных процессов.

Экономическое обоснование антикриминальных мероприятий в соответствии с концепцией экономического оптимума криминальной деятельности предполагает выбор их на основе критерия минимума экономических издержек. Минимум экономических издержек достигается при выборе варианта антикриминальных мероприятий, обеспечивающего максимум превышения величины предотвращенного экономического ущерба от криминальных процессов над требуемыми для этого антикриминальными затратами.

Поэтому в обобщенном виде критерий выбора антикриминальных мероприятий может быть записан в виде:

где: t = 1, T – календарный период осуществления затрат; uit – денежная оценка вида i, i = 1, m- полезный эффект от снижения криминальных процессов в календарном периоде t; sit – денежная оценка затрат ресурсов вида j, j = 1, n, а календарный период t; Bt – коэффициент приведения затрат по фактору времени; R – суммарный дисконтированный экономический эффект.

При этом полезным эффектом от снижения криминальных процессов может быть либо предотвращенный экономический ущерб от экономических преступлений, либо прирост экономики, например, увеличение выпуска продукции или поступления доходов бюджета (прежде всего налогов).

На макроэкономическом уровне экономический оптимум криминальной деятельности детерминирован успешностью деятельности органов государственного управления и правоохранительных органов. Значит, участие правоохранительных органов в государственном регулировании экономики является частью экономической политики. Более того, в современных условиях участие правоохранительных органов специфическими методами в государственном регулировании экономики является составной частью воспроизводства. Оно прямо или косвенно содействует решению таких важнейших общегосударственных задач, как стабилизация экономического роста, регулирование законности финансово-хозяйственных операций, защита законопослушных предприятий от недобросовестной криминальной конкуренции и т.п. Конкретные направления, формы, масштабы участия правоохранительных органов в государственном регулировании экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в настоящий период.

В связи с этим, в указанной ситуации необходимо целенаправленное управление этими процессами. Под противодействием развитию криминальных процессов в экономике необходимо понимать организацию правоохранительного целенаправленного воздействия на финансовые и производственные процессы, протекающие на уровне регионов, исключающего развитие криминальных тенденций.

Необходимы такие направления совершенствования функционирования государственного механизма противодействия криминальным процессам в экономике, как:

- переход от автоматизации учетной деятельности к построению информационно-поисковых и экспертных систем и созданию компьютерных сетевых комплексов, основанных на применении новых информационных технологий;

- переход от информационно-аналитического обеспечения управленческой и оперативно-розыскной деятельности как различных несопрягаемых информационно-управленческих модулей к выделению информационно-управленческого обеспечения противодействия криминальным процессам в экономике как специализированной комплексной функциональной деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие экономики.

В целом государственный механизм противодействия криминальным процессам в экономике должен удовлетворять следующим требованиям:

- обеспечивать на основе формируемых интегрированных баз данных синтез управленческих действий, удовлетворяющих задаваемым требованиям с позиций сдерживания развития криминальных процессов в экономике;

- синтезированные управленческие модели должны отражать территориально-отраслевые особенности развития экономики в условиях влияния криминальных факторов соответственно условиям целостности и устойчивости развития экономики;

- управленческие технологии и синтезированные решения при сочетании деятельности органов государственного управления и правоохранительных органов, должны сопрягаться с имеющейся информационной инфраструктурой как общеуправленческого, так и специализированного правоохранительного (в том числе оперативно-розыскного) назначения;

- система информационного обеспечения должна соответствовать условиям совместных межотраслевых действий органов государственного управления и правоохранительных органов с участием иных управленческих структур;

- управленческая технология должна удовлетворять оперативным требованиям и быстро реагировать на изменение качественных и количественных факторов, влияющих на криминальные процессы в экономике.

Хорошо продуманный, надежный и мобильный механизм противодействия криминальным процессам в экономике – это краеугольный камень стабильности экономики. Без такого эффективно функционирующего механизма вряд ли можно надеяться на то, что экономика сможет реализовать свой потенциал экономического роста и стабильности.

Определение экономического эффекта от конкретного мероприятия правоохранительных органов по отношению к предприятиям регионального производственного комплекса является наиболее уязвимым моментом в реализации применяемого нами подхода. Это связано с тем, что:

во-первых, весьма сложно достоверно оценить относительную влиятельность различных мероприятий правоохранительных органов на конкретный показатель экономического эффекта;

во-вторых, трудно дать объективную оценку тому, что больше влияет на экономические показатели, например, совершенствование организационной структуры оперативных подразделений или внедрение новых информационных технологий;

в-третьих, для различных регионов и в разные периоды в зависимости от социально-экономической ситуации влияние различных мероприятий правоохранительных органов может сильно различаться.

Сделанные выводы, к сожалению, могут быть недостаточно корректны в связи с новизной применяемого подхода. Однако, сделанные выводы ясно свидетельствуют о том, что в рассматриваемом комплексе мероприятий существует определенное противоречие по критерию затрат. При этом надо учесть, что это относится к ситуации, когда предлагаемые мероприятия осуществлялись бы в рамках традиционной системы организации и функционирования региональных подразделений правоохранительных органов.

Поэтому необходимо подчеркнуть, что рассматриваемые, а также иные мероприятия можно удешевить с помощью предлагаемых нами мер по использованию для мониторинга телекоммуникационных систем и компьютерных сетей.

Попытаемся определить, какую относительную экономию может дать осуществление предлагаемых мероприятий на основе телекоммуникационных технологий и компьютерных систем по сравнению с тем, если бы предлагаемые мероприятия реализовывали на основе традиционных методов.

Для предлагаемой системы управления с точки зрения имеющейся телекоммуникационной инфраструктуры Краснодарского края целесообразно было бы использовать сеть передачи данных «Ирбис». В настоящее время сеть передачи данных «Ирбис» используется для обслуживания оперативной связи подразделений ГУВД Краснодарского края, имеющихся в каждом районном центре края, и обслуживает передачу объема информации, соответствующего примерно 25 млн. печатных листов.

Создание эффективной системы инвестиционного мониторинга криминальности инвестиционных операций в региональном производственном комплексе увеличит объем информации, необходимой к сбору, передаче и обработке, в 3–4 раза. То есть, объем передаваемой информации по инвестиционному профилю, с точки зрения предложенной нами информационной технологии, достигнет 75–100 млн. печатных листов в месяц.

Если принять затраты на обработку 1 печатного листа информации в размере 0,4 человеко/часа то для сбора и обработки необходимого количества информации необходимо не менее:

75 млн. п. л. х 0,4 ч/часа = 30 млн. ч/час.

Если принять оплату 2 руб. за человеко/час., то результат:

30.000.000. х 2 = 60 млн. руб. в месяц.

Таким образом, только на сбор и самую минимальную обработку необходимой для целей контроля и мониторинга информации потребовалось бы затратить не менее 60 млн. руб. в месяц. В то же время стоимость передачи этой информации по СПД «Ирбис» составила бы ориентировочно около 300 тыс. руб. в месяц.

В нашем случае организация сбора и обработка необходимого информационного массива базируется на действующей организационно-кадровой структуре правоохранительных органов управления и требует лишь закупки и поддержания работы определенного компьютерного оборудования непосредственно в подразделениях (так как остальное оборудование, необходимое для связи и сбора информации, уже имеется). Отсюда стоимость месячного функционирования предложенного мониторинга составила бы около 400–450 тыс. руб. в месяц, что значительно меньше, чем 60 млн. руб. в традиционном случае.

Таким образом, как видно из приведенных выше показателей, под влиянием предложенных конкретных мероприятий можно сделать обоснованный вывод о значительном экономическом эффекте при внедрении предложенной системы. Кроме того, использование различных способов декриминального воздействия правоохранительных органов, ранее рассмотренных нами, также дает значительный эффект, который выражается в изменении структуры экономического развития регионального производственного комплекса и ряде других факторов, зависимость которых от используемых мер и инструментов правоохранительными органами трудно выразить в конкретных цифрах.

В результате осуществления предложенных мер показатели некоторых мероприятий (с криминальными инвестициями) сократились бы, однако в целом бы по региону возросли, что подчеркивает высокую эффективность предложенных направлений совершенствования влияния правоохранительных органов на процессы развития производственного комплекса региона.

 

Автор: Калинина Н.Н.