20.11.2012 4211

Место коммерческой информации в системе информации как объекта гражданского права

 

Пожалуй, в науке и практике современности нет понятия более распространенного, нежели понятие «информация». И нет другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, в том числе и правовых. Даже с учетом высокого исследовательского интереса юристов к проблемам информации, лишь небольшое число правовых проблем этой сферы решены юридически безупречно. Одновременно довольно широкий круг информационных отношений до сих пор развивается стихийно, несмотря на все увеличивающийся объем законодательного массива в этой сфере. На наш взгляд, одной из таких сфер является гражданско-правовая область информационных отношений.

Особую актуальность цивилистическому исследованию вопросов информации придает учет того факта, что информация в современных условиях коммерциализации гражданского права приобретает статус товара с неминуемым включением в соответствующие группы правовых отношений, объектом которых теперь становится разновидность информации - коммерческая информация, которая используется в предпринимательской деятельности и сама является результатом такой деятельности.

Как указывается в правовой литературе, информация обладает уникальными свойствами, несравнимыми со свойствами любого другого объекта права, что обусловливает исключительную сложность правового регулирования информационной сферы. В самом общем виде как научная категория информация впервые стала активно использоваться в теории журналистики. В советской научной юридической литературе первыми вопрос о сущности информации ставили А. Б. Венгеров и И. Н. Грязин. Последний отмечал при этом невозможность для юриста оставления без внимания вопроса о том, что такое информация и трудность этого вопроса. Известно, что в широком смысле информация есть обозначение некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, мыслительных процессов. Для большего понимания данного феномена выделяют несколько признаков информации: идеальность, неисчерпаемость, нелинейность информации. Постепенно возникло множество аспектов информации как объективного явления, что обусловило большое количество попыток определения информации как научного понятия с позиций различных наук. Каждое такое определение, если оно выработано и применяется в сфере своего действия, точно отображает какую-то сторону или особенность информации. Однако всякие попытки универсализации частного определения информации, открывающего один или несколько аспектов данного феномена, приводят к неудачным выводам.

Что касается науки гражданского права, то попытки определения понятия информации здесь появились совсем недавно. Это объясняется тем, что ГК РФ в ст. 128 впервые ввел информацию в круг объектов гражданских прав, что является вполне закономерным. Ведь в настоящее время стало очевидным, что активность деятельности людей находится в прямой зависимости от определенных предпосылок, важнейшей из которых является определенный объем знаний, информация, позволяющие субъектам определять необходимость и полезность совершаемых действий, прогнозировать результаты своего поведения и т. п. Авторитетным подтверждением сказанному являются слова С. С. Алексеева о том, что современное гражданское право, отражая на себе многие явления и процессы нынешней эпохи гигантского научно-технического прогресса, постепенно перемещается в информационную сферу.

Прежде всего, специалисты в гражданском праве высказываются за необходимость формулирования понятия информации, пригодного для использования в качестве объекта гражданско-правового регулирования и помещения данного определения в отдельную статью ГК РФ. Для этого информацию как объект гражданских прав необходимо обособить от общего информационного потока с помощью определенных критериев, с тем, чтобы она приобрела гражданскую оборотоспособность.

Так, Е. Н. Насонова предлагает использовать следующие условия. Во-первых, информация как объект (ст. 128 ГК РФ) может быть предметом отношений лишь между участниками гражданского оборота. Во-вторых, отношения по поводу информации должны строиться на принципах, предусмотренных ст. 1 ГК РФ, и как только во взаимоотношениях субъектов появляется неравенство - информация как объект гражданского оборота «исчезает». В-третьих, гражданский оборот, в основном, обеспечивает экономическое развитие общества, следовательно, в качестве критерия можно было бы выделить полезность и стоимость информации, поскольку в результате ее создания были затрачены определенные материальные и духовные ресурсы создателей. В-четвертых, форма выражения информации: в гражданском обороте саму по себе информацию безотносительно к ее носителю невозможно ощутить, она становится объектом гражданского права после ее фиксации на материальном носителе.

Что касается приведенных критериев, то их нельзя назвать безупречными. Не совсем понятно указание на то, что информация как объект гражданских прав может быть предметом отношений лишь между участниками гражданского оборота. Но ведь участниками гражданского оборота являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, и между ними могут складываться информационные отношения не только частноправового, но и публично-правового характера. И мнение о том, что такая информация все равно будет являться объектом именно гражданских прав, на наш взгляд спорно. Правильнее будет говорить, что информация будет объектом гражданских прав тогда, когда она сама участвует именно в гражданском обороте непосредственно.

С первым описанным критерием тесно связан второй, где указано, что отношения по поводу информации должны строиться на принципах, предусмотренных ст. 1 ГК РФ. Представляется более приемлемым для поиска критериев отнесения информации к объектам гражданского права использовать не основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК), а применить признаки, с помощью которых те или иные общественные отношения подпадают под действие гражданского законодательства (ст. 2 ГК). Получится, что информация становится объектом гражданско-правового регулирования в тех случаях, когда непосредственно участвует в имущественных и личных неимущественных отношениях, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (гражданский оборот). Также с учетом того, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (предпринимательский оборот), используемая в предпринимательской деятельности информация также становится объектом гражданско-правового регулирования. Такой подход акцентирует внимание именно на возможности хозяйственного использования информации, которая в данном случае предстает в виде коммерческой своей разновидности.

Полезность и стоимость информации, безусловно, ее важнейшие признаки. Информация, как объект гражданских прав, предстает именно в виде блага, имеющего ценность и полезность для участников гражданских правоотношений. Но данный критерий также вызывает некоторые замечания. Что касается полезности, то, на наш взгляд, любая участвующая в гражданском, в том числе предпринимательском обороте информация, уже в силу такого участия может считаться обладающей свойством полезности. Вряд ли можно представить себе ситуацию, при которой предприниматель или иной потребитель будет заказывать информационные услуги по вопросам, которые ему бесполезны и безразличны. Другими словами, полезность, как свойство информации в гражданском праве презюмируется. С другой стороны, способность информации обладать для ее потребителя некоторыми полезными свойствами носит субъективный и временный характер: для одних те или иные сведения массового характера имеют в данный момент времени большое значение, для других же даже конфиденциальная информация о секретах фирмы безразлична по причине, например, невозможности ее применения или перепродажи.

В то же время стоимостной характер информации, как критерий отнесения ее к объектам гражданских прав, в связи с чем, были затрачены определенные материальные и нематериальные ресурсы ее создателей, не всегда присутствует при обороте информации. Действительно, если речь идет о сложной финансовой, научно-технической и иной подобной информации, где для ее получения использовано техническое оборудование, интеллектуальные силы и материальные средства, то такая информация, безусловно, имеет стоимость, которую можно определить и которая будет определена ее создателями. А как быть в тех случаях, когда информация имеет конкретную ценность для потребителя, пользуется спросом, но является вообще никем не созданной информацией, доставшейся обладателю в распоряжение бесплатно, без затраты каких-либо усилий как предмет свободного использования, либо когда данная информация полностью окупилась своим предыдущим использованием. Получается, что с учетом стоимости информации как критерия отнесения в разряд объектов гражданских прав, указанная выше информация не подпадет под действия норм гражданского права. Вряд ли такой подход можно назвать правильным.

Стоимость информации можно толковать несколько иначе. Ее можно определить не через затраченные материальные и духовные ресурсы создателей, а через тот материальный эквивалент, который будет за нее предложен при свободной продаже или обмене. Но в этом случае стоимость информации находится в зависимости от ее полезности для потребителя, полезность, таким образом, приобретает денежное выражение, что делает критерий стоимости лишь разновидностью критерия полезности. Заметим, что если полезность, как общий критерий, характеризует информацию в целом как объект гражданских прав, то критерий стоимости относится именно к коммерческой информации, как участвующей исключительно в товарно-денежных отношениях.

Наконец, последним важным критерием определения информации как объекта гражданских прав автор называет форму ее выражения. Сложность данной проблемы требует остановиться на ней подробнее. Вопрос о том, к какой разновидности благ относить информацию, в правовой литературе ставится часто. В частности, О. А. Городов указывает, что отсутствие неопровержимых и непротиворечивых доказательств сводимости информации к материальному или идеальному явлениям действительности свидетельствует, что благо, представленное информацией, - благо особого рода: оно материально в смысле способности материи переносить, отражать или содержать информацию, и нематериально, поскольку не является особым видом материи. Еще Н. Винер называл информацию не материей, не энергией и не сознанием. Материальная и нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода, проявляются в ее связи с материальными носителями. И проблема существования такой связи рассматривалась с точки зрения существования свободной и связанной информации. Под свободной информацией понимают информацию, обеспечивающую процесс познания и свободно циркулирующую между различными материальными носителями (передаваемое по радио сообщение и т. п.). Свободная информация представляет собой наиболее распространенное как в науке, так и в обыденном применении значение термина «информация», поскольку именно с ним отождествляется ее содержательный аспект, понимаемый как сведения. Связанная же информация - это информация, прошедшая стадию материализации. И применительно к обоим типам информации актуальна проблема ее связи с материальным носителем, которую обычно рассматривают с двух точек зрения: первая опирается на постулат о невозможности существования информации без материального носителя, вторая состоит в том, что информация не связана с конкретным носителем.

Указанные философские и технические выкладки во многом предопределили позиции по данному вопросу среди юристов. Здесь тоже образовалась дискуссия о связи информации как объекта правового регулирования с материальным носителем. И приоритет получила точка зрения о невозможности существования информации как объекта права вне материального носителя. Так, помимо Е. Н. Насоновой такую же позицию занимает, к примеру, А. А. Антопольский считающий, что для того, чтобы быть предметом правового регулирования, информация должна быть материализована или объективирована. В итоге получается, что, не являясь вещью, находясь без материального носителя, вне какой-либо формы объективации информация не может находиться под действием норм гражданского права. Думаем, что нет никаких оснований оставлять такую информацию вне поля действия гражданского законодательства по ряду причин как теоретического, так и практического содержания.

Во-первых, ГК РФ в ст. 128 говорит именно об информации безотносительно к форме ее представления в обороте. Как отмечается в литературе, товарный характер и коммерческая ценность информации как объекта гражданского права отнюдь не превращают ее в вещь, также как не может быть информация отождествлена с ее материальным носителем. Информация как особый объект гражданских прав характеризуется признаком идеальности, является нематериальным благом, которое не должно сводится к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т. п.). В некоторых работах, когда речь идет об объектах гражданских прав, авторы, хотя и в противоречии со ст. 128 ГК РФ, не знающей такого деления, условно выделяют информацию и результаты интеллектуальной (творческой) деятельности в отдельную группу объектов гражданских отношений, именуя их «иными объектами гражданских прав». Причиной такого подхода, как нам кажется, как раз и является нетрадиционная невещественная, идеальная природа указанных объектов. В принципе, в научных целях можно согласиться с таким условным делением.

Во-вторых, многие авторы стоят на позиции широкого понимания информации как объекта правового регулирования, не связывая ее с материальным носителем, при этом, не отрицая и существование информации в объективированной форме. А. Б. Венгеров обосновывает важное значение в процессах правового регулирования понимания информации как сообщения, то есть, как совокупности различных сведений (данных) о состоянии какого-либо объекта. В. А. Копылов под информацией как объектом права понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Одновременно подчеркивается важность понятия «документированной информации», как сведений зафиксированных на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

В-третьих, общеизвестно, что информация является особым объектом именно договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в разных сферах. Вполне можно себе представить, что некоторые из перечисленных действий осуществляются с информацией, которая не представлена на материальном носителе. Например, находясь на приеме у юриста, врача или психолога человек получает полезную для себя информацию; проводится платная лекция или осуществляются иные информационные, консультационные, аудиторские или справочные услуги. И все это именно в устной форме и на возмездной основе. Поэтому представляется нецелесообразным выводить из-под действия норм гражданского права указанный широкий информационный массив, когда информация обладает ценностью, но существует без физического носителя, либо находится и передается в виде тех или иных знаний. Г. А. Лобанов, в частности, вполне обоснованно утверждает, что наиболее широко информация, как объект гражданского права, представлена в виде радиотелевизионных сигналов, передача которых осуществляется посредством телевидения. Отметим, что именно такая информация, участвующая в возмездных договорных отношениях, являясь результатом предпринимательской деятельности, относится к категории коммерческой информации.

Объективация, материализация информации хотя и признается одним из основных критериев, но понимается учеными по-разному. Например, в отличие от Е. Н. Насоновой, которая понимает объективацию информации как выражение информации на материальном носителе, Ф. Н. Боташева справедливо, на наш взгляд, отмечает, что объективация - это когда информация подлежит закреплению в форме, делающей возможным дальнейшее ее восприятие другими лицами. Такой формой может служить как закрепление информации на материальном носителе, так и иные способы, в том числе, устное сообщение.

Е. В. Медянкова дополняет указанные выше критерии отнесения информации к объектам гражданского права следующими ограничительными положениями: 1) Информация не должна быть законодательно исключена из гражданского оборота; 2) Информация не должна быть связана с обеспечением функций государства; 3) Информация не должна являться элементом бытового общения; 4) Информация не должна быть связана с реализацией норм морали.

Первый из указанных критериев, на наш взгляд, вполне допустим. Действительно, справедливым будет исключение из гражданского оборота, например, недобросовестной и недостоверной рекламной информации. Так, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее -закон о рекламе) производство, размещение и распространение указанных видов информации не допускается. Однако, точнее говорить с точки зрения ст. 129 ГК РФ не об исключенной, а об изъятой из гражданского оборота информации. Остальные критерии, по сути дела, говорят о сфере применения информации. Все сводится в итоге к тому, что, как объект гражданских правоотношений, информация не призвана обеспечивать функции государства, она не является элементом бытового общения, не связана с реализацией норм морали, а как отмечалось выше, участвует исключительно в имущественных и личных неимущественных отношениях, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и при осуществлении предпринимательской деятельности.

Собственные признаки информации как объекта гражданских прав выделяет Ф. Н. Боташева: 1) Нематериальный характер («самостоятельность по отношению к носителю»); 2) Субъективный характер («информация возникает в результате деятельности обладающего сознанием субъекта», т.е. является результатом интеллектуальной деятельности); 3) Необходимость объективации для включения в правовой оборот; 4) Количественная определенность; 5) Непотребляемость, возможность многократного использования; 6) Сохранение передаваемой информации у передающего субъекта; 7) Способность к воспроизведению, копированию, сохранению и накапливанию. По нашему мнению, данный автор предпринял попытку выделения не юридически значимых признаков информации в гражданском праве, а перечислил признаки информации в общем виде как идеальной категории, безотносительно к нуждам гражданско-правового регулирования. С учетом указанных признаков, Ф. Н. Боташева предложила следующее понятие информации: «Под информацией понимаются нематериальные результаты интеллектуальной деятельности человека, включенные в правовой оборот путем объективации в такой форме, которая позволяет прямое или косвенное восприятие их другими людьми».

И с данным определением информации трудно согласиться. Широкий спектр информационных ресурсов во многих случаях не сводим к произведениям творчества и другим результатам интеллектуальной деятельности и может существовать так же в виде самых разнообразных знаний научного, технического, технологического, коммерческого и иного характера. Иными словами, обозначение информации лишь нематериальными результатами интеллектуальной деятельности человека является попыткой сузить понятие информации, что недопустимо, так как иные виды информации, не являющиеся результатом интеллектуальной деятельности, так же участвуют в обороте и нуждаются в правовой регламентации. Прав А. А. Фатьянов в том смысле, что право может оперировать только осмысленной, преломленной человеческим сознанием информацией, то есть сведениями.

Но указанный процесс осмысления не превращает сведения в результат интеллектуальной деятельности, вряд ли процесс преломления сознанием информации можно назвать творческим актом. Важно так же подчеркнуть, что ст. 128 ГК РФ определяет информацию и интеллектуальную собственность как самостоятельные объекты гражданских прав. Более того, за трактовку гражданско-правовой информации в «широком смысле» высказывались многие ученые. Сама Ф. Н. Боташева отмечает, что в понятие информации, даже если ограничиваться гражданско-правовым аспектом, включается ряд объектов, которые в систему результатов интеллектуальной деятельности традиционно не входят. По нашему мнению, указанная позиция хотя и противоречива, но более предпочтительна, чем у других авторов.

Итог нашим размышлениям по данному вопросу хотелось бы подвести словами А. А. Фатьянова о том, что участвующая в правовых отношениях информация «может быть материализована в продуктах духовного творчества и документах». Мы видим, что автор также считает анализируемые признаки информации лишь возможными, но совсем не обязательными.

Таким образом, с учетом вышеизложенных точек зрения на определение информации как объекта гражданских правоотношений и высказанных собственных позиций, считаем возможным предложить следующее определение информации в гражданском праве: «Информацией признаются любые не изъятые из гражданского оборота результаты интеллектуальной деятельности, отображенные на материальных носителях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и т. п., а также сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, могущие быть восприняты человеком и являющиеся объектами личных неимущественных и имущественных правоотношений, основанных на юридическом равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».

Считаем необходимым, дополнить ст. 139 ГК РФ частью первой указанного содержания с тем, чтобы понятие информации как объекта гражданского права предшествовало понятию более специальному - служебной и коммерческой тайны.

В итоге мы видим, что предложенное определение учитывает понимание информации и как результат интеллектуальной деятельности, и как обычные сведения, как закрепленные, так и незакрепленные на материальном носителе, но которые могут быть восприняты другими людьми. Данное определение объединяет различные подходы к пониманию информации как объекта гражданских прав, что важно не само по себе, а необходимо в условиях бурного развития информационных отношений в сфере гражданско-правового регулирования.

Правовой статус информации как объекта гражданского оборота не будет раскрыт без определения соответствующего правового режима информации. Вообще, вопрос о том, какой режим распространять на информацию - режим вещной собственности, либо интеллектуальной собственности (исключительных прав) не имеет однозначного решения в юридической литературе. Широко распространено мнение о том, что информация может рассматриваться как объект права собственности.

Указанная позиция находит свое воплощение и в правовых актах: в ст. 27 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», в ст. 11 ФЗ от 30 декабря 1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», в ст. 2 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» и др. Однако, как справедливо указывалось в литературе, исходя из ст. 209 ГК РФ, объектом права собственности может быть только имущество, к каковому информация, в соответствии с перечнем видов объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), не относится.

Противоположная точка зрения об информации как объекте интеллектуальной собственности (исключительных прав) наиболее обстоятельно представлена В. А. Дозорцевым  и в большей степени имеет отношение именно к коммерческой информации. По его мнению, новый этап развития общества определяется товаризацией информационных отношений. Это, в свою очередь, обусловило следующий этап развития системы прав на интеллектуальный продукт, который должен венчаться тремя одновременно существующими механизмами: традиционные исключительные права, имеющие абсолютный характер; квазиабсолютные исключительные права; и права, основанные на сочетании ослабленных исключительных прав с обязательственными отношениями.

Такой подход подвергся критике в литературе. В. А. Лапач отмечает, что правовой режим информации строится принципиально иначе, чем в отношении объектов интеллектуальной собственности. По мнению О. А. Городова положенное В. А. Дозорцевым в основу классификации юридических механизмов основание «исключительности» выводит из сферы правового воздействия весь блок закрытых сведений. Последние невозможно заключить в рамки исключительных прав. Исключение от доступа не есть содержание некоего исключительного права, потому что нет самого права, а имеется лишь общее дозволение на сокрытие от третьих лиц той информации, которая представляет для ее обладателя известную ценность.

Практика арбитражных судов так же ищет пути отграничения информации от объектов интеллектуальной собственности. Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 24 марта 1998 года № 6961/97, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что информация, составляющая программу передач телевизионного канала при отсутствии оригинальной формы подачи, не составляет самостоятельного произведения и не подлежит защите в порядке, предусмотренном для объектов интеллектуальной собственности.

Указанные выше обстоятельства еще раз свидетельствуют об особенности информации как объекта гражданских прав, которые должны предопределять специфику ее правового режима и отличие от вещей и от объектов интеллектуальной собственности. Мы увидели, что до сих пор юридической наукой и практикой не выработано единообразного правового режима информации. По всей видимости, по объективным причинам свести информационную сферу к некоему единому правовому стандарту просто невозможно в силу широты информации как явления, которое состоит из разнообразных по правовому режиму самостоятельных объектов. Хотя отдельные сферы проявления информации достаточно успешно и давно подверглись правовой регламентации. В частности, речь идет о правовой охране информации, являющейся интеллектуальной продукцией (авторское, патентное законодательство), информации, составляющей различного рода тайны (ФЗ «О коммерческой тайне»).

Таким образом, мы поддерживаем точку зрения, высказанную О. А. Городовым, о существовании трех базовых правовых режимов информации, отвечающих ее природе как благу особого рода. Первый из них относится к информации как результату интеллектуальной деятельности и заключается в применении механизма запрета использования преднамеренно открытых сведений, в основу которого положен институт исключительных прав. Второй состоит в применении механизма запрета на доступ к преднамеренно закрытым сведениям, в основу которого положен институт тайны. Третий реализуется через механизм общего дозволения на равный доступ к преднамеренно открытым сведениям, в основу которого положен институт общественного достояния.

Вещные права не являются и не могут являться юридическим инструментом, обеспечивающим надлежащую правовую охрану и режим сведений как содержательной стороны информации, поскольку таким содержанием нельзя ни владеть, ни пользоваться, ни распоряжаться. Фиксация сведений на конкретном носителе ничего не меняет, ибо одни и те же сведения могут циркулировать по разным носителям, либо вообще без них. Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах юридически безразличны к названным возможностям собственника и иного титульного владельца. Поэтому меры, принимаемые самим обладателем информации к охране ее конфиденциальности не только эффективнее мер по наделению его титулом собственника, но и служит самым подходящим из двух возможных способов обеспечения охраны содержательной стороны информации, первым из которых является механизм исключительного права. Как правильно подмечено, отождествление информации с вещью выполняет скорее административные функции по управлению потоками документированной информации, не создавая должных предпосылок ее гражданскому и тем более коммерческому обороту.

Все сказанное о трех правовых режимах информации относится к статике информационных отношений. Динамика информационных отношений лежит в плоскости обязательственного права, предпосылкой которого является оборотоспособность информации. Другими словами, любой вид информации, независимо от распространяемого правового режима, кроме информации изъятой из обращения, может быть предметом обязательств: лицензионных договоров, договоров о передаче ноу-хау, договоров в сфере маркетинговой и рекламной деятельности и т. д. Что касается общедоступных сведений, то их поиск и предоставление может осуществляться на основе возмездного оказания услуг. Сказанное об информации как объекте свойственных гражданскому праву отношений можно проиллюстрировать нормами ГК РФ.

Например, в корпоративных правоотношениях право на информацию является важнейшим элементом правового статуса участников указанных отношений. В частности, в ст. 62 ГК РФ говорится, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Статьей 67 ГК РФ установлено правомочие участников хозяйственного товарищества и общества получать информацию о деятельности товарищества и общества. Частью второй этой же статьи провозглашена обязанность в отношении этих же лиц не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества. В обязательственных же отношениях информационная составляющая может быть как предметом, так и содержанием договора. Например, гл. 38 ГК РФ оформляет деятельность по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которая объединяет в себе информацию в двух указанных качествах.

Особо остановимся на такой специально оговоренной характерной особенности информации как ее оборотоспособность. По смыслу ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Информация, как и любой другой объект гражданского права, может быть полностью оборотоспособна, ограничена в обороте, либо полностью изъята из него. Оборотоспособность информации - это ее способность быть объектом имущественного оборота, участвовать в различных сделках и менять своих владельцев. Анализ действующего законодательства позволяет выделить три класса информации, определяемых правовыми нормами, характеризующими ее оборотоспособность: 1. Оборотоспособная информация. Это информация, участвующая в гражданском обороте без каких либо ограничений. Как правило, это сведения массового характера, различного рода знания, участвующие в разнообразных сделках. Характерно, что сказанное относится, прежде всего, к коммерческой информации как объекте нашего исследования. Именно ничем не ограниченная свобода в обращении является той предпосылкой, которая делает возможным участие информационного продукта в различных коммерческих сделках. 2. Ограниченно оборотоспособная информация. Сюда входит участвующая в гражданском обороте различного рода конфиденциальная информация, которая, несмотря на свою охраняемость, может в определенных случаях участвовать в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом. Например, согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 6/8 от 1. 07. 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» вкладом в уставный капитал хозяйственного товарищества и общества может быть право пользования «ноу-хау». И такая информация, несмотря на ограниченную оборотоспособность относится к категории коммерческой информации в виде, например, коммерческой тайны, так как в отношении такой информации могут осуществляться возмездные сделки. Ограничения в обороте подобной информации устанавливаются в силу закона собственником информации. 3. Изъятая из оборота информация. Данная группа информации ни при каких условиях не может быть объектом гражданско-правовых отношений. Прежде всего, сюда входит государственная и профессиональная тайна, тайна личной жизни. Так же к изъятой из обращения информации относятся: ненадлежащая реклама, производство, размещение и распространение которой запрещено законом; порнографические материалы, либо информация, могущая оказать негативное, неосознаваемое воздействие на здоровье людей; сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию граждан и т.п.

После определения правового режима информации ее можно классифицировать. Существует множество классификаций информации, в основании которых лежат различные критерии. Помимо степени доступности и оборотоспособности, существует классификация информации по ее характеру и назначению, по способу соединения с материальным носителем, по степени негативного воздействия на потребителя. Вообще, любая классификация информации зависит от цели, для достижения которой необходимо более углубленное изучение предмета через его классификацию, что в свою очередь приводит к надлежащему правовому регулированию.

Считаем необходимым подробнее остановится на вопросе о соотношении информации и коммерческой и служебной тайны как ее разновидности. Проблема в том, что, как уже было сказано, ГК РФ не предусматривает определения информации, но в подразделе 3 «Объекты гражданских прав» помещена статья 139, которая вводит понятие служебной и коммерческой тайны. Информация составляет служебную и коммерческую тайну в случаях, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; если к этой информации нет свободного доступа на законном основании; если обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности. Такое трактование коммерческой и служебной тайны через понятие «информация», отсутствие в кодексе самостоятельного понятия информации как объекта гражданских прав и юридико-технический прием по расположению норм дает основание некоторым специалистам утверждать, что другого понимания информации в гражданском законодательстве нет, следовательно, коммерческая и служебная тайна являются единственными видами информации Аналогичный вывод, хотя и косвенный, можно сделать из смысла Комментария к ГК РФ, где при комментировании ст. 128 (Виды объектов гражданских прав), когда речь заходит об информации, отсылают к комментарию ст. 139, наводя на мысль об идентичности информации как объекта гражданских прав с коммерческой и служебной тайной.

Однако, наиболее приемлемым является подход, в соответствии с которым информация, являющаяся объектом гражданского права разделяется на две группы: информацию открытую, свободно распространяемую, и ограниченного доступа, распространение которой возможно только в условиях конфиденциальности. Именно такая интерпретация поддерживается многими учеными. В частности, Ф. Н. Боташева считает, что информация свободного использования (общедоступная информация) также выступает объектом ряда гражданско-правовых отношений. В итоге получается, что информация в гражданском праве - есть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. А ГК РФ ограничивается подробной регламентацией лишь одного из видов информации: служебной и коммерческой тайны. Мы же здесь заметим, при анализе двух указанных видов информации (охраняемой и общедоступной) может показаться, что открытая информация регулируется гражданским правом по остаточному принципу в виде некоторого исключения. На самом деле, это не так. Для правового регулирования приоритетное значение имеет именно информация открытого доступа по причине ее более широкого использования в различных отношениях. Как справедливо указывалось в правовой литературе, в основе информационных гражданско-правовых отношений лежат, как правило, не конфиденциальные, а именно общедоступные сведения. Исходя из сказанного, по степени доступности информацию в гражданском обороте можно классифицировать следующим образом: 1) Общедоступная информация; 2) Информация с ограниченным доступом.

Одновременно существует категория информации, доступ к которой не может быть ограничен. Такая информация является разновидностью общедоступной информации, она находится в распоряжении лица, но он не может сделать ее конфиденциальной. Сюда относится, например, информация, доступ к которой запрещено ограничивать в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 № 35 «О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». В перечень входят учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансовой деятельности; документы о платежеспособности и др. В некоторых случаях закон устанавливает обязанность обладателя информации по ее опубликованию. В частности, статьи 97 ГК РФ, 92 ФЗ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливают, что открытое общество обязано публиковать для всеобщего сведения, раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В ч. 2 ст. 49 ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» сказано, что в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Такого рода информация попадает в категорию общедоступной.

В основе следующей классификации информации как объекта гражданского права лежит такой ее признак, как степень использования информации в предпринимательских отношениях. Необходимость этого объясняется тем, что в настоящее время очевидна общая тенденция к коммерциализации гражданского права, происходит его максимально возможное приспособление к потребностям предпринимательской деятельности. Указанный процесс в полной мере относится к информационной сфере гражданско-правовых отношений. С учетом возрастающего коммерческого использования информации, ее товарное содержание приобретает приоритетное значение, актуальной является классификация информации именно по товарному признаку, по признаку участия в возмездных сделках. В этой связи вся совокупность информации может быть представлена как:

1. заведомо некоммерческая информация - это информация, которая не может являться товаром и участвовать в возмездных сделках. В данную категорию информации входят персональные данные (в соответствии с ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), личная и семейная тайна, различные виды профессиональной тайны: адвокатская, нотариальная, врачебная, тайна усыновления и др. Данная информация находится под защитой гражданского права;

2. информация как объект случайных коммерческих отношений - это информация, находящаяся в товарном, но не в профессиональном предпринимательском обращении между гражданами или с их участием на основании случайных возмездных сделок. К данной категории относится любой информационный объект, кроме заведомо некоммерческой либо коммерческой информации. Примером может послужить информация, предоставляемая на основании платного информационного обслуживания, осуществляемого библиотекой как некоммерческой организацией;

3) коммерческая информация - это информация, участвующая в отношениях между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Коммерческая информация может быть двух видов: во-первых, коммерческая информация как объект возмездных отношений, реализуемая для потребительских нужд, участниками которых является предприниматель и граждане-потребители. К таким отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей. Во-вторых, коммерческая информация как объект возмездных отношений, участниками которых являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, где коммерческая информация одновременно является результатом предпринимательской деятельности и предпосылкой, необходимой для успешного функционирования предпринимателя.

Полагаем, что в полном смысле слова информация может именоваться коммерческой лишь в случае ее использования в правоотношениях между предпринимателями, когда информация необходима лицу как фактор собственной предпринимательской деятельности, и когда сама является продуктом деятельности, носящей регулярный, профессиональный характер, целью которой является получение прибыли. Примером подобного рода информации является коммерческая реклама.

Таким образом, с учетом указанных процессов коммерциализации гражданско-правовых отношений, в системе информации как объекта гражданского права свое место занимает коммерческая информация. Выделение данного вида информации в самостоятельную категорию поспособствует решению не только научных, но и практических задач по совершенствованию правового регулирования данных объектов. Далее остановимся на исследовании именно коммерческой информации как объекте гражданского права. Причем все признаки информации, раскрытые ранее имеют отношение к коммерческой информации как разновидности последней.

 

Автор: Рак В.В.