20.11.2012 2832

Правовые формы реализации права на коммерческую информацию

 

Право, в смысле потенциальной поведенческой возможности, реализуется, овеществляется в конкретных действиях, в активном поведении людей. В общих чертах, реализация может определяться как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, намерения. В конечном счете, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда жизненные фактические отношения обретают юридическую форму. Причем, именно указанный процесс приобретения юридической формы переводит, в конечном итоге, отдельные фактические отношения в разряд правоотношений того или иного вида.

Правоотношение традиционно понимается как урегулированное правом общественное отношение, участники которого выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Правовые отношения обладают большим видовым разнообразием. Их классифицируют по отраслевому признаку, по степени конкретизации и субъектному составу, по характеру обязанностей и т. д.

С учетом того факта, что общерегулятивные правоотношения возникают, главным образом, на основании конституционных норм, иных основополагающих актов и являются исходными и базовыми, необходимо отметить, что право на коммерческую информацию носит отраслевой характер и реализуется исключительно в конкретных правоотношениях. Эти правоотношения могут быть простыми, сложными, активными, пассивными, кратковременными, долговременными. При этом относительные правоотношения являются обязательственными, в основе которых лежит договор. Попутно заметим, что формирующаяся самостоятельность индустрии коммерческой информации вносит определенные коррективы в вопросы системы информационных правоотношений. Под действием процесса коммерциализации информационной среды можно увидеть определенную эволюцию взглядов на содержание информационного правоотношения. Если ранее урегулированная правом информационная сфера ограничивалась только лишь системой управления народным хозяйством обеспечением процесса исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, либо только участием граждан, то теперь с уверенностью можно говорить о существовании отдельной группы правоотношений между предпринимателями в процессе осуществления предпринимательской деятельности, именно, по поводу коммерческой информации.

Договорный способ является важнейшим способом реализации многих субъективных гражданских прав. В настоящее время, в пределах договорной формы достаточно активно происходит реализация, в том числе и права на коммерческую информацию. Поскольку в условиях информационного рынка отмечается лавинообразное увеличение торговли информационными продуктами, выполняемыми работами и предоставляемыми услугами, постольку и активизируется договорная работа по юридическому оформлению данных важнейших, в настоящий момент, процессов. Представляется, что система договорного регулирования коммерческой информации является достаточно сложным и интересным объектом изучения и приобретает здесь некоторые специфические черты.

Так например, в литературе имеется точка зрения, распространяющая на информационные отношения договоры, предметом которых являются веши, имущество - договор купли-продажи, мены, дарения, аренды. Такой подход представляется не верным, так как не учитывает идеальную природу информации как объекта права, даже закрепленную на материальном носителе. Критика данной позиции основывается на общем недопущении распространения категорий вещного права на информационные объекты. Как указывает М. В. Якушев, информация, безусловно, активно продается, но под ее продажей понимается не классический имущественный договор купли-продажи, а оказание информационных услуг. Одновременно, к описанию договоров в сфере коммерческой информации не подходит конструкция договора подряда, объектом которого также является изготовление или переработка вещи.

По мнению А. Е. Шерстобитова, правовая природа договоров, опосредующих отношения по передаче информации, строится по типу договоров на оказание услуг. При этом, предмет их является комплексным, где услуги по передаче информации органически слиты с услугами по обработке и перемещению материальных носителей информации.

Как указывает Б. И. Пугинский, часть широко распространенных и значимых сейчас договоров, таких как договор на выполнение маркетинговых исследований, договор на изготовление и распространение рекламы и коммерческой информации вообще не имеют правовой основы, непоименованы в ГК РФ. Поэтому условия данных договоров целиком формируются на основании принципа свободы договора в рамках договорной практики по усмотрению сторон. Отсюда, юридическая квалификация таких соглашений представляется очень сложным процессом. Ясно одно - договоры группы коммерческих информационных отношений носят смешанный характер. Это, в свою очередь, ведет к преобладанию большого числа нестандартных договорных моделей в исследуемой области и не дает возможности сколько-нибудь точной и единообразной их группировке. В научной литературе используются самые разные критерии классификации договоров в области информации, но к сожалению, отсутствует их стройная система.

Наиболее приемлемым представляется подход, используемый Е. В. Измайловой. Указанный автор, во-первых, четко разделяет те договоры, в которых предоставление информации играет сопутствующую второстепенную роль, либо служит достижению цели обязательства и на те договоры, в которых объектом является сама информация, а также действия по ее передаче от обладателя потребителю. Во-вторых, уже в рамках второй группы договоров, имеющих непосредственное отношение к коммерческому обороту информации, Е. В. Измайлова обозначает два отличных друг от друга договорных обязательства - это обязательство по передаче информационного продукта и обязательство по оказанию информационной услуги. В обоснование данной позиции автором приводятся справедливые суждения о возрастании роли информации в коммерческой деятельности, развитии новых информационных и коммуникационных технологий в информационной сфере, в связи с чем выделяются, в качестве ключевых, два понятия - информационный продукт и информационная услуга. Подобного рода информация не потребляется в момент ее получения (нет простого осведомления), а используется получателем (потребителем) информации в его коммерческой практике.

При внимательном рассмотрении можно обнаружить определенное сходство описываемой концепции договорного регулирования коммерческой информации с точкой зрения, высказанной О. Ю. Сидоровой. Ее система обязательств в сфере открытой и ограниченной собственником информации так же распадается на две группы - обязательства по созданию информации и обязательства по ее передаче. При этом заметим, что создание информации логично подразумевает появление определенного информационного продукта, а передача информации обязательно осуществляется в форме оказания соответствующей информационной услуги. Думается все же, что обозначение обязательств через термины продукта и услуги является для нас наиболее предпочтительным, так как подчеркивает участие данных обязательств именно в коммерческих информационных отношениях между предпринимателями.

Принципиальное различие между двумя указанными видами обязательств по передаче информационного продукта и оказанию информационной услуги заключается в том, что под информационным продуктом подразумевается организованный и упорядоченный ресурс, состоящий, как правило, из новых сведений и данных, созданных исполнителем преимущественно по индивидуальному заданию заказчика для достижения конкретной коммерческой цели. Такой ресурс активно используется приобретателем в различных сферах своей деятельности, часто имеет здесь решающее значение и одновременно может быть объектом последующих товарообменных сделок. При этом, объектом обязательства по передаче информации является именно информация как самостоятельный объект гражданского оборота. В рамках же услуг информационного характера, на первый план выходят сами, осуществляемые исполнителем действия или деятельность по сообщению некоторых сведений, которые подразумевают не разовое приобретение информационного продукта, а многократное, либо непрерывное пользование информационными услугами. Причем, потребление услуги услугополучателем осуществляется непосредственно в момент ее оказания. Тем не менее, необходимо помнить, что при оказании услуг в информационной сфере, помимо самих действий по их оказанию, большое самостоятельное значение часто имеет конечный информационный результат, от достижения которого во многом зависит уровень оплаты оказанных услуг.

Таким образом, к группе обязательств в сфере производства и передачи коммерческой информации относятся: рекламный договор; договор на выполнение маркетинговых исследований; договор на оказание консультационных услуг; договор о передаче коммерческой тайны.

В группу обязательств по оказанию коммерческих информационных услуг входит договор на оказание информационных услуг.

Здесь сразу укажем на общность процесса оказания консультационных и информационных услуг, которые заключаются в том, что консультация является разновидностью информационной услуги, так как предметом данных отношений всегда является определенная информация: открытая, документированная, либо недокументированная. В качестве различия необходимо указать на характер предоставляемой по договору информации. Если в рамках информационной услуги предоставляется информация, существовавшая заранее независимо от данного правоотношения, а лишь подготовленная к передаче очередному клиенту в неизменном виде, то консультационная услуга подразумевает определенное исследование, обработку совокупности некоторых данных, создание новых сведений по заданию заинтересованного лица. Поэтому предмет консультационного (консалтингового) договора обычно имеет комплексное содержание, включающее в себя выполнение исследовательских работ, оказание услуг, создание конечного продукта.

Даже не смотря на то, что и информационная услуга и информационный продукт могут быть представлены на конкретных материальных носителях, все равно нематериальный характер содержащихся на таких носителях информации, оказывает решающее влияние на квалификацию данных договоров. Поэтому, наиболее подходящей договорной конструкцией, учитывающей нематериальный характер коммерческой информации является возмездное оказание услуг. В той части деятельности, которая обладает поисковыми, исследовательскими, либо аналитическими признаками применяются принципы договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Именно данная группа договоров, на наш взгляд, ближе всего к отношениям в сфере коммерческой информации.

Далее представляется необходимым белее детально рассмотреть вопрос о предмете договора о передаче коммерческой тайны. Как нами уже указывалось, коммерческую тайну оформляет не исключительное право на объекты интеллектуальной собственности, а индивидуальное непередаваемое право на конфиденциальность, секретность охраноспособных сведений. Отсюда и предметом договора о передаче коммерческой тайны является не исключительное право на ее использование, а информация, составляющая коммерческую тайну непосредственно. Такая точка зрения сейчас получила приоритет и в литературе, и в законодательстве. В частности, О. В. Верина говорит, что по договору о передаче ноу-хау разрешение использовать информацию вытекает из факта ее фактической передачи. По мнению В. Ф. Попондопуло предметом исследуемого договора будет не право на использование охраняемого объекта, а сам объект в виде совокупности некоторых имеющих интерес сведений. Наконец, п. 6 ст. 3 закона о коммерческой тайне гласит, что передачей коммерческой тайны по договору является передача, именно, зафиксированной на материальном носителе информации ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.

Указанная специфика предмета договора о передаче коммерческой тайны исключает возможность отнесения его в группу лицензионных договоров. Если признать данный договор лицензионным, произойдет смешение коммерческой тайны и объектов промышленной собственности, что недопустимо, так как информация и интеллектуальная собственность обладают специфическими правовыми режимами, что выражается, в том числе, и в используемых договорных формах. Как известно, ст. 13 Патентного закона не упоминает ноу-хау в качестве объекта лицензионного договора. Соответственно, договор о передаче коммерческой тайны - это специальный договор в сфере коммерческой информации, не подлежащий государственной регистрации в органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Поддержку данное положение закона находит в рассуждениях В. О. Вериной, указывающей, что вряд ли договор о передаче ноу-хау является лицензией, в его основе лежит секретность, а не исключительное право По договору о передаче коммерческой тайны правообладатель предоставляет, а пользователь принимает и оплачивает интересующие его сведения для дальнейшего использования в своих интересах. Передающая и принимающая стороны берут на себя обязательство соблюдать условие о конфиденциальности предоставляемых сведений. Причем, правообладатель не вправе прекращать охрану данных сведений до окончания срока действия договора. Пользователь, в свою очередь, обязан не разглашать полученные сведения и после истечения срока действия договора.

Отдельно необходимо заметить, что наиболее сложным в исследуемой области является рекламный договор. Из множества различных элементов состоит сам объект обязательственных отношений по оказанию рекламных услуг, куда входят вещи и иное имущество, имущественные права, работы и услуги, информация и результаты интеллектуальной деятельности. Как отмечает Е. А. Зверева, предмет рекламного договора имеет комплексное содержание, включая в себя выполнение работ нередко исследовательского характера, оказание услуг, в ряде случаев, создание продукта. Соответственно и обязательство по оказанию рекламных услуг, в силу которого услугодатели должны по заданию услугополучателей совершить действия по производству и (или) распространению рекламы, а последние вправе требовать от услугодателей исполнения их обязанностей, распадается на две группы обязательств: обязательство услуги по производству рекламы и обязательство услуги по распространению рекламы

Таким образом, выстраивается определенная система договоров, в которых реализуется право на коммерческую информацию. Учитывая их важность при осуществлении предпринимательской деятельности, необходимо их упомянуть в ГК РФ в соответствующих главах о договорах с тем, чтобы субъекты практической деятельности имели четко установленные ориентиры в определении правовой основы своих отношений.

 

Автор: Рак В.В.