20.11.2012 6356

Защита права на коммерческую информацию

 

Гарантии по защите любого права, в том числе права на коммерческую информацию имеют на сегодняшний день прочную конституционную основу в виде ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой такая защита предоставляется каждому заинтересованному лицу в обязательном порядке. Защита прав на коммерческую информацию имеет первостепенной целью предупреждение неправомерных действий, пресечение вредоносного поступка и восстановление нарушенного права и в обобщенном виде может обеспечиваться нормами гражданского, трудового, административного и уголовного права.

Возможность защиты гражданского права - есть важнейшая гарантия его эффективного осуществления. К защите права относятся предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. Субъективное право на защиту - самостоятельное гражданское право, является юридически закрепленной возможностью управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право. Содержание права на защиту, конкретные возможности управомоченного субъекта в процессе его осуществления определяются гражданским законодательством с учетом особенностей правового режима объекта гражданских прав, в отношении которого реализуется право на защиту. Поэтому, к защите права на коммерческую информацию применяются общие правила о защите гражданских прав и положения закона, отражающие отдельные моменты информации как специфического объекта гражданско-правовых отношений. Нарушение прав на коммерческую информацию выражается в форме незаконного доступа, незаконного использования и разглашения.

Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется посредством использования соответствующей формы, средств и способов защиты. Форма защиты гражданского права - это комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Решение вопроса о форме защиты права зависит от характера требования, от компетенций уполномоченного органа и от особенностей порядка рассмотрения спора. В этой связи, различают две формы защиты - юрисдикционная и неюрисдикционная форма. Рамками юрисдикционной формы защиты охватывается защита в судебном (общий порядок) и в административном порядке (специальный порядок). Достаточно действенным является судебный порядок защиты прав на коммерческую информацию, осуществляемый путем обращения в суд с иском о защите нарушенного права. Административный порядок применяется лишь в случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Так на основании п. 5 ст. 14 закона о защите конкуренции, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, является формой недобросовестной конкуренции. На этом основании, антимонопольные органы имеют право рассматривать в административном порядке жалобы о нарушении права на коммерческую тайну и выносить обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, а также применять соответствующие санкции. Однако, следует отметить, что, например, в практике юридической службы ООО Издательства «Деловой мир» при необходимости одновременно используются обе формы юрисдикционной защиты права на коммерческую информацию: в административном порядке оперативно пресекается выявленное нарушение права, а в судебном - осуществляется взыскание понесенных при этом убытков.

Самостоятельная деятельность гражданина или организации по защите гражданских прав без обращения к государственным или иным компетентным органам квалифицируется в качестве неюрисдикционной. В рамках неюрисдикционной формы осуществляется самозащита гражданских прав и применение мер оперативного воздействия.

Под способом защиты гражданского права принято понимать меры правоохранительного характера, используемые субъектом для защиты своих прав. К защите гражданского права на коммерческую информацию в полной мере применяются способы, предусмотренные ГК РФ и другими законами, причем допустимо одновременное применение нескольких различных способов защиты. В свою очередь, способы защиты различаются по юридическому и материальному содержанию, формам и основаниям применения и их можно представить в виде:

- фактических действий управомоченных субъектов, носящих признаки самозащиты прав;

- мер оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;

- мер правоохранительного характера, применяемых к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.

Самозащита гражданского права на коммерческую информацию осуществляется фактическими и юридическими действиями управомоченных субъектов по защите принадлежащих им прав на коммерческую информацию путем самостоятельных действий без обращения в компетентные органы. Самозащита прав на коммерческую информацию должна осуществляться в порядке и пределах, не противоречащих законодательству и не нарушающих права и законные интересы других лиц. В литературе высказана точка зрения о том, что самозащита является основным способом защиты права в сфере информации. По мнению же Ф. Н. Боташевой, большинство мер самозащиты эффективны лишь в отношении материальных объектов, нематериальная природа коммерческой информации снижает возможность защиты права путем воздействия на материальный носитель Здесь, указанный автор упускает из виду то обстоятельство, что меры фактического характера по самозащите права на коммерческую информацию могут воздействовать, в том числе, и на содержание такой информации непосредственно - все зависит от конкретного содержания таких мер. Более того, мы поддерживаем ту позицию, в соответствии с которой именно самозащита будет наиболее действенным способом защиты права на информацию. Лишь адекватные фактические меры заинтересованных лиц обеспечат сохранность основанного на конфиденциальности права на коммерческую информацию, неприкосновенность и ценность самой информации, одним из свойств которой, по причине ее идеальности, является невозможность отобрания у правонарушителя.

Фактические действия по самозащите гражданского права на коммерческую информацию подразделяются на меры физической и административной защиты. Первая группа фактических действий включает в себя: применение технических средств охраны (ограждения, запоры, сигнализации, замки, решетки, железные двери, и пр.); применение шифрования; соблюдение мер компьютерной безопасности путем установления паролей для доступа к электронной информации; другие разнообразные механические, электронные и радиотехнические средства защиты, а также действия по самостоятельной нейтрализации и выведению из строя технических средств, незаконно внедренных третьими лицами; принятию мер по дезинформации лиц, незаконно получивших засекреченные сведения, с целью предотвращения возможного ущерба от их разглашения  и т п.

К мерам административной защиты можно отнести: пропускной и внутренний режим работы; создание службы безопасности; работу с персоналом по заключению контрактов, обязывающих хранить коммерческую тайну, а так же установление обязанности по соблюдению данных требований от посетителей, консультантов, контрагентов, клиентов и т.д.; установление режима секретности сведений.

К мерам оперативного воздействия относятся меры, связанные с исполнением обязательств за счет должника, с обеспечением встречного удовлетворения, с отказом совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, в частности, отказ от договора, от принятия надлежащего исполнения, отказ во встречном удовлетворении по причине ненадлежащего исполнения обязательства.

Принятие охранных мер в отношении коммерческой информации с ограниченным доступом непосредственно направлено на сохранение ее конфиденциальности, что является первостепенным условием существования самого права на информацию такого рода. В отношении коммерческой тайны существует свобода действий обладателя такой информации для ее эффективной защиты. Управомоченное лицо прямо в этом заинтересовано, так как своевременность и действенность принятых мер влияет не только на сохранность права, но и на неизвестность, соответственно, ценность самой информации, составляющей коммерческую тайну.

Закон о коммерческой тайне все же содержит минимальный набор обязательных мер по установлению режима коммерческой тайны, направленных на сохранение ее конфиденциальности и одновременно являющихся способами самозащиты. Режим коммерческой тайны, понимаемый в ч. 3 ст. 3 указанного закона как правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем коммерческой тайны меры по охране ее конфиденциальности - есть ни что иное, как фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты прав. Таким образом, налицо интересное правовое явление, когда меры самозащиты выполняют задачу не только способа защиты гражданского права на коммерческую тайну, но и являются первостепенным условием установления соответствующего правового режима. Это и не удивительно, так как в основе данного права лежит конфиденциальность информации, а уже конфиденциальность обеспечивают фактические действия управомоченных субъектов по ее охране, что и есть самозащита.

К таким мерам ч. 1 ст. 10 закона о коммерческой тайне относит определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.

При этом, необходимо обратить внимание, что наряду с указанными выше мерами, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости другие, не противоречащие законодательству меры, средства и методы защиты конфиденциальности этой информации (ч. 4 ст. 10 закона о коммерческой тайне). Данное положение закона в очередной раз подтверждает тезис о том, что процесс защиты коммерческой тайны и, соответственно, права на данный нематериальный информационный объект полностью зависит от сил и средств управомоченного лица, уровня развития техники и технологий, являясь в нынешних условиях, даже в какой-то мере, фактором развития последнего.

Охрана конфиденциальности коммерческой тайны в рамках гражданско-правовых отношений обладает той спецификой, что такие отношения одновременно регулируются законом и договором (ст. 12. закона о коммерческой тайне). В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, например, путем заключения отдельного соглашения о сохранении конфиденциальности. В случае если иное не установлено договором между обладателем коммерческой тайны и контрагентом, последний, в соответствии с законодательством, самостоятельно определяет способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, переданной ему по договору. Одновременно, законом предусмотрены особенности охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (ст. 11 закона о коммерческой тайне), при ее предоставлении органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций (ст. 13 закона о коммерческой тайне).

Определенной спецификой обладает самозащита гражданского права на неконфиденциальную коммерческую информацию. Управомоченное лицо по необходимости может осуществлять те же действия, которые используются для самозащиты права на конфиденциальную коммерческую информацию с учетом некоторых особенностей, выражающихся в отсутствии в отношении такой информации режима секретности. Например, действия по самозащите данного рода коммерческой информации направлены на простое предотвращение свободного доступа посторонних лиц к соответствующим информационным ресурсам без соблюдения формальных законодательных процедур установления режима конфиденциальности.

Меры правоохранительного характера в отношении нарушителей права на коммерческую информацию, которые осуществляются в судебном или административном порядке подразделяются на меры обладающие и не обладающие признаками ответственности. К мерам правоохранительного характера, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности можно отнести требование о признании права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о применении последствий ничтожной сделки, о признании сделки недействительной, о признании недействительными нормативных и ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, не соответствующих закону и нарушающих право на коммерческую информацию, о признании незаконными действий должностных лиц, об изменении или прекращении правоотношения, объектом которого выступает коммерческая информация.

Своеобразным методом защиты нарушенных прав и интересов является применение мер ответственности. По общему правилу меры, ответственности в отличие от мер защиты применяются лишь к виновному нарушителю субъективного права и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав, или возложения на него дополнительных обязанностей. Среди способов защиты, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, мерами ответственности являются: возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсация морального вреда. Остальные - являются исключительно мерами защиты.

Гражданско-правовой ответственностью называется одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленная на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего. Под мерами гражданско-правовой ответственности понимаются предусмотренные законом или соглашением сторон имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые в судебном порядке к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и влекущие возникновение для правонарушителя неблагоприятных имущественных последствий. С учетом общих правил, ответственность за нарушение гражданского права на коммерческую информацию должна наступать при наличии вины нарушителя, которая должна предполагаться. В отношении коммерческой тайны данное положение действует также в случае, когда правонарушитель является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью. Пункт 1 ст. 401 ГК РФ, устанавливающий правило об ответственности независимо от вины в данном случае не применим, так как для коммерческой тайны как неформализованного результата предпринимательской деятельности действует принцип свободы использования и презумпция добросовестности пользователя, если специально не будет доказан факт нарушений им условий охраны, установленных законом.

Возмещение убытков как мера ответственности за нарушение права на коммерческую тайну прямо предусмотрена п. 2 ст. 139 ГК РФ: лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Правило данной статьи осталось неизменным и после принятия закона о коммерческой тайне, в котором отсутствует более детальная регламентация данного вопроса. Надо заметить, что возмещение убытков не является единственным способом обеспечения прав и интересов в отношении коммерческой тайны. Законодатель использует имеющуюся формулировку п. 2 ст. 139 ГК РФ лишь для конкретизации одного из возможных способов, являющегося, вероятно, наиболее эффективным и удобным в данной сфере. Одновременно, в абз. 1 п. 2 ст. 139 ГК РФ предусмотрена возможность защиты коммерческой и служебной тайны любыми способами, предусмотренными законодательством.

Взыскание убытков как форма защиты права на коммерческую информацию и форма гражданско-правовой ответственности применяется как в договорных, так и во внедоговорных' отношениях. При этом принцип абсолютного возмещения причиненных убытков в таких отношениях действует в полной мере. Сложности возникают при определении размера причиненных убытков, так как во многом основой конфиденциальности коммерческой информации является субъективное усмотрение ее владельца. Обязанность обосновать размер причиненных убытков как и конфиденциальность информации и незаконность доступа к ней возлагается на потерпевшего. Управомоченное лицо при этом вправе требовать от нарушителя компенсации упущенной выгоды.

Компенсация морального вреда как мера ответственности за нарушение права на коммерческую информацию применяется с учетом общих норм о компенсации морального вреда. Применение данной меры актуально тогда, когда закрытая информация помимо коммерческой ценности имеет вдобавок особое личностное значение для предпринимателя, что при ее неправомерном раскрытии способно принести определенные нравственные страдания. Компенсация морального вреда юридическим лицам невозможна в силу особенностей их правовой природы. Однако однозначно решать вопрос о возможности компенсации морального вреда юридическим лицам еще рано, поскольку до кона не исследована сама сущность юридического лица. С сожалением так же нужно отметить отсутствие судебной практики по данному вопросу.

В рамках договорных отношений в сфере производства, передачи коммерческой информации и оказания коммерческих информационных услуг ответственность в виде возмещения убытков и (или) взыскания неустойки наступает за непредоставление, просрочку предоставления информации, за передачу ненадлежащей информации по таким параметрам как содержание, полнота и ее достоверность. Наряду с этим, существует опасность передачи под видом конфиденциальной неконфиденциальной информации, либо недобросовестные контрагенты одни и те же данные могут передать по договору одновременно нескольким лицам. Такие неправомерные действия могут осуществляться как умышленно, так и по неосторожности, когда сторона не обеспечивает конфиденциальность продаваемой информации. Закон о коммерческой тайне должен устанавливать ответственность за такие действия среди прочих возможных правонарушений. И несмотря на то, что такого рода отношения строятся на взаимном доверии, стороны в договоре так же должны учитывать указанные моменты.

Заметим также, что только гражданско-правовыми способами арсенал средств защиты права на коммерческую информацию не исчерпывается. Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ). Параллельно, ст. 14 закона о коммерческой тайне устанавливает, помимо гражданско-правовой, административной и уголовной также дисциплинарную ответственность за нарушение данного закона. В итоге, все же необходимо признать, что в процессе осуществления защиты прав и интересов в сфере коммерческой информации, по идее, безусловный приоритет должен принадлежать именно гражданско-правовым способам, так как коммерческая информация активно участвует в рыночных отношениях, что по преимуществу, и должно определять выбор средств защиты. С другой стороны, отмечаемая многими исследователями скудность судебной практики по защите прав и интересов в сфере коммерческой информации свидетельствует о невысокой активности и нежелании субъектов прибегать именно к гражданско-правовым средствам защиты прав и интересов в данной сфере.

 

Автор: Рак В.В.