22.11.2012 9244

Функциональность народной музыкальной культуры советского периода

 

Народная музыкальная культура - это образ мира народа, способ его восприятия, склад его ума коллективные психологические установки, модели народного сознания, поведения и творчества. К основным аспектам содержания народной музыкальной культуры можно отнести: мировоззрение народа и его быт, трудовую деятельность и ремесла, народный календарь и отдых, семейные отношения и традиции, народные праздники и обряды.

Народная музыкальная культура является частью духовной культуры, которую можно дефинировать как «совокупность ценностей, идей и достижений общества в области идеологии, науки, образования, искусства, а также саму деятельность, направленную на производство, закрепление, “доставку” и восприятие, потребление этих ценностей». Функциональное поле духовной культуры наиболее характерно определено в трудах Ю.А. Лукина. Он выделяет пять важнейших функций духовной культуры:

- познавательная - воздействие через познание окружающего мира, себя и общества;

- семиотическая - производит закрепление ценностей путем их фиксации в системе определенных знаков и символов; преобразующая - способствует осмысленному преобразованию мира, общества, индивида;

- аксиологическая - направлена на определение и осуществление ценностной ориентации;

- коммуникативная - служит общению между людьми, народами, способствует взаимообмену культурными ценностями, устанавливает контакты между создателем и потребителем духовных ценностей.

Народная музыкальная культура в полной мере содержит в себе все эти функции духовной культуры, поскольку сама является одним из прямых и непосредственных выразителей духовных потребностей человека и общества. Однако важно обратить внимание и на то, что она предстает как самодостаточное поле деятельности, которое должно быть насыщено своим специфическим кругом функций. Поэтому становится вполне естественным признать важнейшей функцией народной музыкальной культуры ее духовность, ибо удовлетворение духовных потребностей, стремление к эстетическому и моральному совершенству - главный вектор, по которому она движется и развивается. Благодаря этой функции народная музыкальная культура тем активнее воздействует на индивида и общество в целом, чем глубже она способна проникнуть в житейскую среду, из которой она заимствует свои образы, сюжеты, символы.

Следует отметить, что, как общественное явление, народная музыкальная культура обладает и другими специфическими функциями, которые сегодня сохранили свою актуальность. Наиболее существенными и характерными для народной музыкальной культуры можно назвать следующие функции:

- сочетание традиции и новации; народная музыкальная культура может существовать благодаря традициям, однако постоянно нуждается в приспособляемости к постоянно меняющимся жизненным условиям, и это обеспечивается за счет внедрения новых образов, технологий, понятий; такой дуализм не противоречит логике, напротив гарантирует устойчивость этой функции в культурном пространстве, причем чем стремительнее развивается общество, тем острее оно нуждается в закреплении традиций;

- устойчивое сохранение этнической самобытности; этот феномен живет в веках и тысячелетиях благодаря тому, что обеспечивает свое актуальное пространство за счет коллективного творчества; действие этой функции направлено на закрепление определенных музыкальных народных образов, формул, семиотики, что как раз и способствует узнаваемости, причастности к той или иной народности, региону, территории, а это является непременным условием в освоении родовых устоев, законов, жизнедеятельности;

- народная педагогика средствами музыкальных народных образов оказывает мощное воздействие на формирование мировоззрения, норм поведения, эстетических позиций, моральных убеждений;

- диалогичность, способность к логической связи с профессиональной культурой и культурами других народов; народная музыкальная культура во все времена, а в современном пространстве особенно нуждается в постоянном обогащении, совершенствовании, которое может осуществляться за счет роста качественного уровня профессиональных коллективов и отдельных мастеров, а также и заимствования примеров из других музыкальных и художественных культур, но при этом остается важным не переступить ту грань, за которой может последовать расслоение или полная потеря собственной музыкальной идентичности, самобытности;

- просвещение; эта функция особенно актуальной стала в период предшествующих полутора столетий, поскольку появилась необходимость в глубоком осмыслении накопленного народного опыта, сборе и систематизации фольклорного материала, в грамотном освоении усовершенствованных музыкальных инструментов, а главное, в осознании и сохранении истоков, характера и особенностей этого уникального наследия; народная музыкальная культура - важный механизм в народном просвещении - срабатывает через систему институтов, доступных и открытых для широких масс: клубы и художественная самодеятельность, профессиональные концертные организации и театры, радио и телевидение, народные праздники и обряды.

В ходе естественного эволюционного развития общественных отношений и совершенствования жизненных условий в природном пространстве одни формы бытования музыкальной культуры уходили в прошлое, на их место приходили новые, соответствующие определенному жизненному укладу. Среди качеств народной музыкальной культуры, обладающих способностями сохранения и дальнейшего развития, можно выделить следующие:

- адаптивность, детерминирующую творческое отношение к культуре ушедших из жизни поколений;

- регенеративность как способность к восстановлению на основе «латентных» (скрытых) свойств музыкальной культуры;

- трансформируемость, осуществляющую диалог и взаимопре- образование музыкальных культур на основе диалектического единства традиционного и новаторского.

Функциональность народной музыкальной культуры во многом определяется современными особенностями процесса динамичного развития, заключенного соотношением между традициями и новаторством. Обращение к народной музыке прошлых веков позволяет обеспечить преемственность поколений, сохранить ценное музыкальное наследие глубокой древности в первозданном виде, воспитывать на лучших образцах этого наследия современное поколение, расширить границы актуальной музыкальной культуры. Новационная музыкальная культура проявляется в современном жанровом разнообразии и обеспечивает разнообразие форм бытования и сохранения музыкальных памятников на качественно новом уровне. Поэтому еще одна сторона функциональности народной музыкальной культуры заключена в способах ее существования (быт, досуг, праздники, фестивали, просветительство), а также в формах самовыражения и воспроизведения (средства массовой информации, электронная запись, художественная самодеятельность, тиражирование).

Следует обратить внимание и на то, что народная культура, в том числе и музыкальная, создается народом и потому всегда народна по своей сути, по процессу ее творения, по смысловой символике, по ситуативной востребованности и потреблению. Именно в сфере народной музыкальной культуры заложены условия для раскрытия творческого естественного проявления ментальности, и это придает ей этносоциальную значимость. Каждая личность может внести свой посильный вклад в этот творческий процесс, что определяет сопричастность этой личности к созиданию коллективного конечного результата.

В свете этносоциальной значимости следует подчеркнуть, что народная музыкальная культура, являясь сокровищницей многовекового народного опыта, мудрости, знаний, выступает определенным гарантом жизнестойкости каждой социальной общности, следовательно, стабильности всего общества. Этот вывод становится особо важным в условиях современных внешних и внутренних неблагоприятных воздействий. Сохранение и бережное отношение к бесценному культурному наследию приобретает приоритетное значение в культурной политике регионов.

Самобытность региональной народной музыкальной культуры определяется географическими, историческими, этническими, хозяйственными, бытовыми особенностями, которые определяют жизненные устои и прочно фиксируются в песнях, обрядах, праздниках. Это позволяет говорить еще об одном аспекте социальной значимости народной музыкальной культуры - воспитательной роли региональных культурных традиций, проявляющихся в активном воздействии на каждую личность, начиная с младенчества и оказывающее мощное влияние на взросление, разум, поведение и весь последующий уклад жизни. О сильном воспитательном значении музыки известно с древнейших времен, на что указывали многие древние ученые, в частности Аристотель: «Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Понимание и исповедание народной традиционной музыкальной культуры совершенствует в человеке чувство собственного достоинства, уважение к традициям и старшему поколению, любовь и бережное отношение к природе, ощущение сопричастности к своему этносу, народу, национальной гордости, и естественно, из этого вытекающего подлинного патриотизма, любви к своей малой и великой Родине, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Эстетические начала народной музыкальной культуры стимулируют творческое отношение к труду, к совершенству самого трудового процесса, стремление к красоте, доброте.

Творческое наследие мастеров народного музыкального искусства и фольклора как продукта культуры сегодня представляет непреходящую ценность, тем более что многие пласты этого самобытного творчества вошли в основной фонд музыкальной культуры России, постоянно исполняются на лучших столичных и зарубежных сценах, питают великих композиторов, художников, поэтов при создании шедевров искусства.

Народная музыкальная культура советского периода, унаследовав творческий потенциал дореволюционного периода, претерпела значительные перемены, проявившиеся как в положительных, так и в негативных результатах.

Если дореволюционная народная музыкальная культура опирается на любительское творчество, фольклор, традиционное искусство, то в послереволюционный период зарождаются принципиально и качественно новые, массово организованные, идеологически зависимые формы художественной самодеятельности, связанные с социализмом. Фольклор же как выразитель народной культуры вошел в разряд архаических пережитков, якобы противоречащих строительству новой жизни, и получил статус «неорганизованного» народного творчества с преобладанием в сфере сельского быта. Художественная самодеятельность утвердилась и развивается как социально «организованное» движение трудящихся, в котором инициатива и почин народных масс,- как замечает А.А.Ильюхов,- регламентируются руководящим влиянием партии и государственных органов.

Художественная самодеятельность как таковая зародилась в недрах широко развернувшегося любительского творчества в городской среде на рубеже 19-20 веков, однако свое официальное лицо она приобрела при советской власти, и как отмечает А.С. Каргин, «художественная самодеятельность может быть определена как форма народного художественного творчества социалистического типа».

Конкретным проявлением художественного творчества В.И. Ленин считал создание трудящимися в ходе революционной борьбы, в процессе социальных преобразований различных культурно-просветительных учреждений, библиотек, театров, хоров, студий и т.п. «Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, - писал он в статье «О пролетарской культуре», - а напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры». Однако результатом этой переработки явилась глобальная перестройка культурной политики, которая определила новые идеологические ориентации в народном художественном творчестве.

На путь новой ориентации зарождающаяся советская художественная самодеятельность вступила широкими массами людей, окрыленных и вдохновленных первыми успехами созидания и умело руководимых идеологическими вождями, определившими в своих трудах конкретные пути развития коллективного народного творчества. В роли таких теоретиков выступили А.В. Луначарский , А. Асафьев , Л. Лебединский  и другие. В то же время в противовес положительным тенденциям появились превратные представители пролеткультовского толка о народной культуре как отсталой и поэтому противоречащей задачам социалистической революции, коллективизации, индустриализации. Итогом этого движения явилось то, что в 20-30-е годы произошел разгром патриархальной культуры русского крестьянства, в силу которого народное музыкальное творчество, особенно фольклорное стало подвергаться жесткой критике как искусство «архаическое, уводящее от современных проблем».

Кульминацией такой негативной политики стал общественный суд над хором М.Е. Пятницкого в 1930 году, вылившийся в широкую дискуссию тех лет «Нужны ли специальные крестьянские хоры?». По своим масштабам и драматизму подобный разгром народной музыкальной культуры может быть определен как «культурная катастрофа, пережитая традиционной крестьянской культурой в годы коллективизации», за которой последовало «под натиском бессмысленных взрывных преобразований» в 60 - 70 годах не менее драматическое разрушение самой деревни.

Тем не менее, в нарождающейся республике закрепился образ танцующего и поющего народа, живущего счастливой и радостной жизнью. Мифологическая его природа сегодня очевидна. Грандиозные концерты-рапорты самодеятельности, многодневные олимпиады-смотры областей, помпезные музыкально-театрализованные программы - все эти звукозрелищные песенные массивы идеализировали реальную жизнь, формируя в массовом сознании удовлетворенность и согласие. Как тут не вспомнить знаменитое изречение Екатерины II: «народ, который поет и пляшет, бунтовать не будет». Сочетание слов «народное творчество» приобрело другое значение, при котором на первый план выступает массовость участников и масштабность явления, в то же время значение индивидуальности, творческой личности максимально нивелировано, а преемственность народных традиций в художественном процессе практически оказалась на заднем плане.

Участниками художественной самодеятельности в большинстве своем были рабочие, крестьяне, студенческая молодежь, меньше интеллигенция, мещане, многие из них прикоснулись к творчеству под влиянием революционных событий. Подобная неоднородность, а также неустойчивость, неопределенность форм художественной самодеятельности, идейных платформ приводило к различным «перекосам», некритическим заимствованиям, безликому подражательству.

Значительное влияние на творческий процесс оказывало профессиональное искусство, вершины которого наивно пытались постичь малограмотное, а часто безграмотное население. Это многое проясняет в понимании как положительных, так и негативных тенденций в развитии любительского творчества и художественной самодеятельности.

Дискуссии, развернувшиеся по поводу развития художественной самодеятельности, оказывали своеобразное катализирующее действие в вопросе организации разумного отдыха, развлечений и, что немаловажно, познавательного процесса на самих участников, а также на их руководителей и на наблюдателей. Такие дискуссии проводились часто и на самом высоком уровне (съезды, пленумы, симпозиумы), и на местном, региональном. Эти дискуссии освещали реальное положение дел в любительском творчестве и свидетельствовали о том, что его развитию присущи большие сложности как внутреннего, так и внешнего характера: выделялось крайне недостаточно средств на обеспечение надлежащей работы, руководители обычно «полагались на свою изворотливость», не хватало кадровых специалистов, музыкальных инструментов, нотной и методической литературы. Острота проблемы усугублялась тем, что к руководству художественной самодеятельностью часто допускались «деклассированные элементы» (кулаки, церковные служащие, актеры, музыканты, царские военнослужащие), против которых велась «революционная борьба», хотя результаты их труда преимущественно были ощутимо выше показателей полуграмотных руководителей-любителей.

И все же при всех деформациях в формировании нового культурного сознания, утрате нравственной целостности традиционного мироощущения и самой народной музыкальной культуры - все же певческие, музыкальные и пластические навыки этой культуры оставались живым достоянием быта широчайшего круга людей, быта не только праздничного, но и повседневного. Последующие изменения в официальной политике по отношению к народной музыкальной культуре и традиционному творчеству, не замедлившие сказаться и в «руководящих установках» культурно-просветительной работы и художественной самодеятельности, способствовали частичному восстановлению и активизации этих аутентичных форм музыки, вызвали интерес профессионалов к собирательной деятельности в области фольклора.

Для того, чтобы четче понять деятельностное поле народной музыкальной культуры этого периода, следует обратиться к более подробному изложению ее ныне сохранившегося содержания.

Располагая сохранившимися источниками и исследованиями 19 -начала 20 веков, мы можем проследить эволюцию развития, сохранения и активного современного бытования народной музыкальной культуры, являющейся убедительным фактом наличия в ней высокой творческой духовности и нравственности. Социальная значимость народной музыкальной культуры определяется прежде всего тем, что возникла эта культура, развивается и совершенствуется как инструмент приспособления и выживания сообщества людей в конкретных исторических, ландшафтных и ситуативных обстоятельствах, а также тем, что уровень социального и духовного прогресса напрямую проявляется и закрепляется в сфере эстетических и нравственных паттернов.

Художественная самодеятельность периода 20-х - 30-х годов XX столетия была достаточно объемна и носила повсеместно и преимущественно музыкальное направление. Такая общая картина позволяет сделать вывод, что в этот период в музыкальном творчестве было преобладание коллективного над индивидуальным, причем в коллективном творчестве приоритет держали хоровые коллективы, что подтверждает стремление народа к сохранению музыкального и текстового фольклора, традиций песенной культуры.

Многие хоровые коллективы вынесли на сцену характерные признаки давних музыкальных традиций, среди которых, помимо самого репертуара, особо стоит отметить:

- пение по слуху - признак того, что искусство хорового народного пения, как и много лет назад, сохранило возможность усвоения текстового и вокального материала только изустным путем, нотная фиксация в народном пении не воспринимается;

- импровизационная свобода предполагает вольное толкование и воспроизведение вокальных подголосков, когда каждый последующий куплет наполняется новой подголосочной линией, отличной от предыдущего, но сохраняющий общую вокальную связь с ним;

- вариативность исполнения песен, когда одни и те же песни в разных местностях могут иметь различные текстовые и вокальные варианты;

- элементы театрализации - признак народного театра, когда исполнение песни обыгрывалось жестами, мимикой, движениями, диалогами как бы превращая ее в бытовую сценку.

В этой связи большой интерес представляет статья композитора А. Колосова «О народной хоровой культуре». В ней он рассматривает разнообразие отношений фольклорного ядра с типично самодеятельными формами творчества и в качестве примера приводит личные впечатления о выступлении колхозного хора Михновского сельсовета Смоленского района Смоленской области. Этот хор «можно было бы назвать хором-зрелищем. Его надо не только слушать, но и смотреть, ибо каждая из исполняемых им песен представляет собою небольшую музыкально-сценическую картину, Михновский хор являет собой замечательный образец колхозной музыкальной эстрады».

Характерным явлением художественной самодеятельности того времени было увлечение семейными и «соседскими» ансамблями, которые наибольшее распространение получили в колхозах и в среде рабочих. Это были разновозрастные и разнохарактерные дуэты, трио, квартеты, реже встречались крупные коллективы.

На Руси всегда бережно относились к любителям игры на музыкальных инструментах, которые с давних времен были желанными на праздниках, а уж на молодежных гуляниях они были в особом почете. Народ любил и лелеял талантливых музыкантов-самородков. Такое отношение к ним сохранилось и в советской России, это породило повсеместное увлечение занятиями на музыкальных инструментах. При этом исполнительское мастерство отдельных музыкантов порой превращалось в настоящий творческий акт, когда исполнительский азарт выходил за рамки обыкновенной игры и каждое выступление сопровождалось массой импровизационных элементов, включая словесные прибаутки, присвисты, шутливые реплики.

Период 20-х - 30-х годов прошлого столетия характерен широким распространением духовых оркестров не только в армии, но и в городской и сельской среде. Повсеместное увлечение духовой музыкой - явление, наглядно отражавшее веяния той эпохи: вовлечение широких масс в общественную работу, энтузиазм и масштабы развернувшегося после гражданской войны строительства, праздники с громадным числом участников - все это требует яркого сочного оформления, совершенно немыслимого при отсутствии духовых оркестров.

Анализ изученного материала о художественной самодеятельности в предвоенный период позволяет сделать следующие выводы:

1. Большая часть хоров и ансамблей народной песни и музыки исполняла свой репертуар на слух и в импровизационной манере - признак стремления к сохранению традиционных песенных устоев, издавна бытовавших в народной среде;

2. Репертуар, костюмы и пластически зрелищное оформление в основном отражали особенности местной, локальной традиции, и в этом выразилось настойчивое желание исполнителей не утратить аутентичность;

3. Характерным явлением было существование семейных и «соседских» разновозрастных ансамблей естественно-бытового происхождения, что служит показателем сбережения формы замкнутой узким кругом людей музыкальной деятельности, истоки которой лежат в кровнородственной этнической зависимости;

4. Несмотря на концертно-сценическую форму выступления ярко проявлялась бытовая основа творчества: свободный переход от пения к пляске, несовершенство в подборе репертуара, обилие ситуативно-импровизационных моментов и т.д, а это косвенно указывает на синкретичность, когда-то бытовавшую в этнических культурах;

5. Возродилось и получило дальнейшее развитие оркестровое исполнительское самодеятельное искусство, что свидетельствует о преемственности инструментального народного творчества от скоморошества и музыки военной функциональности с одной стороны, о необходимости поисков новых путей сакрального самовыражения - с другой.

Из сказанного следует, что художественная самодеятельность периода становления советского государства, не смотря на принимаемые меры ограничения ее проявлений и стремление подвести народное творчество под строгий политический регламент, продолжала придерживаться традиций народной музыкальной культуры, и потому не утратить жизнеспособность, свободомыслие, доступность, открытость, и в силу этого общий ход самодеятельного народного музыкального творчества носил развивающийся, поступательный характер. Проявлением нового в народной культуре в этот период стало массовое коллективное творчество, выразившееся в создании больших музыкальных коллективов (в основном это были хоры, оркестры), в организации зрелищных представлений, праздников, смотров, конкурсов с участием самодеятельных коллективов. Объяснение этому новому явлению кроется в политических программах молодого государства, видевшего в качестве важнейшей задачи при строительстве общества социалистического типа приоритет общественного над личным.

Второй этап в жизни художественной самодеятельности связан с периодом восстановления страны после Великой отечественной войны. Материалы прессы 40-х - начала 50-х годов свидетельствуют о том, что, несмотря на все тяготы и испытания, развитие всех жанров народного музыкального творчества неуклонно растет. В обзорной статье «О музыкальной самодеятельности» Р. Тихомиров писал: «В годы первой послевоенной пятилетки происходил громадный рост всех видов музыкальной самодеятельности. Чтобы яснее представить себе его масштабы, приведем несколько цифр. В 1950 году в стране насчитывалось 112 самодеятельных симфонических оркестров (1720 участников), 12266 народных оркестров (123290 участников), 6354 духовых оркестра (96700) участников), 4139 инструментальных ансамблей (23710 участников), 805 кружков баянистов и аккордеонистов (6800 участников). Еще более показательны данные по хоровой самодеятельности: хоров народной песни насчитывалось в 1950 году 18411 (349423 участника), смешанных хоров - 27205 (563162 участника), вокальных ансамблей - 6200 (35330 участников), ансамблей песни и пляски - 1667 (4220 участников)». Таковы были показатели в целом по стране.

Следует учесть, что это был период жесткого контроля в деле освещения всех реально протекающих событий, период гиперболизации и помпезного приукрашивания достижений в народном хозяйстве, поэтому становится очевидным, что за приведенными цифрами сокрыто действительное, не всегда благополучное положение народного творчества и художественной самодеятельности. Поэтому важно признать, что деятельность в этой сфере носила динамичный поступательно развивающийся характер, хотя не все было просто и однозначно понимаемо.

В столицах и в городской среде фольклор продолжал оставаться на правах нежеланной падчерицы, интерес официальных кругов к аутентичным формам народного творчества угасал, это сказалось на снижении творческой активности населения. Но падение интереса к народной музыкальной культуре, питавшейся тысячелетними корнями, не может быть оправдано только такой причиной. Объяснение этому следует искать также и в других, как положительных, так и негативных основаниях, которые предлагается рассмотреть.

Во-первых, резко снизилась зависимость аутентичной народной музыкальной культуры от ее изначальных функций, благодаря техническому прогрессу и повсеместной механизацией сельского хозяйства и промышленного производства. Во-вторых, примитивные формы повседневного бытового народного творчества перестали соответствовать интересам самого народа, выросшего духовно, эстетически и нравственно за счет повсеместной, массовой грамотности. В-третьих, место аутентичных видов народного искусства постепенно занимал хорошо отлаженный механизм специальной подготовки самодеятельных артистов и профессиональных коллективов с исполнением русских народных песен на высоком художественном уровне, с заменой народного костюма его роскошно стилизованной имитацией. Истинно народные музыкальные инструменты (жалейки, кувиклы, сопели, даже гармоники) продолжали вытесняться более современными флейтами, гобоями, баянами, которые требовали профессиональной подготовки.

Вместе с тем чрезмерная идеологизация и строгая репертуарная цензура не только ограничивали исполнительские возможности и творческую инициативу самодеятельных творческих коллективов, но и сами участники из-за невозможности найти способ художественного самовыражения разочаровывались в конечных результатах, что вело к существенным потерям в количественном составе и качественном процессе.

И все же народная музыкальная культура продолжала свою жизнь. В сельской глубинке еще сохранялись празднично-обрядовые традиции, свадебные ритуалы, народный песенный календарь. Народ, движимый врожденной потребностью в непрерывности преемственности культурных и художественных традиций, шел в сельские клубы, городские дома культуры, где оставался главным действующим лицом в бережном сохранении ценнейшего накопленного фольклорного материала. Некоторые ревнители народных художественных ценностей стремились сберечь это достояние на семейно-родовом уровне, передавая устными методами умения и навыки своим детям и внукам.

Самыми критическими временами для народной музыкальной культуры явился «период застоя» в 60-80 годы, когда народное творчество и художественная самодеятельность оказались в кризисной ситуации. На состоявшейся в мае 1973 года в Москве Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам художественной самодеятельности шел принципиальный разговор о состоянии художественной культуры в стране. В течение последних 15-25 лет, отмечалось на конференции, «традиционные музыкальные ансамбли - балалаечные, гармонные, их разновидности, а также смоленские, владимирские рожки и жалейки и пр. не только не развиваются, но и сокращаются». «Не проводилось должной работы по сохранению и развитию народных и духовых оркестров, народных хоров, о их малой обеспеченности материальными условиями». Престижность художественной самодеятельности как досугового вида занятий падала. Это был период затухания художественной самодеятельности и сокращения количества ее участников, который еще глубже обострился в 90-е годы.

Говоря о жизнеустойчивости народной музыкальной культуры, важно обратить внимание на стремление жителей одновременно к сохранению и обновлению традиционных празднично-обрядовых форм. Развернувшаяся индустриализация и внедрение производственных технологий стали отторгать устаревшие формы труда, быта, а вместе с ними и отжившие культурные ориентиры. К тому же социалистическая идеология, пытавшаяся, но не сумевшая создать новой функциональной обрядности, способствовала в известной доле разрушению связи с историческими, национальными, фольклорными корнями. В результате этого разрушения люди успели позабыть многие культурные традиции, обряды, что знали их предки.

Однако интерес к народным праздникам и обрядам остается и сегодня настолько актуален, что ориентация на них порой преобладает над интересом к государственным праздникам. Это подтверждает проведенное в Ершичском районе Смоленской области несколько лет назад пилотажное исследование в рамках Федеральной программы сохранения и развития культуры и искусства Смоленской области по проблеме «Тенденция возрождения и развития народной культуры Смоленщины». В ходе исследования проводилось анкетирование 369 человек, в результате которого было выявлено:

- устойчивый интерес к народной культуре;

- учреждениями культуры проводятся народные праздники: Масленица, Рождество, Колядки, Духов день;

- в проводимых народных праздниках у жителей наибольший интерес зафиксирован в следующем: включение элементов старинных обрядов, песен, хороводов - 70 %; возможность участия в забавах - 21 %; проведение ярмарок - 9 %.

- не нравится в проведении праздников: неумение организаторов сделать посетителей праздника участниками - 55 %; незнание работниками культуры содержания ритуала народного праздника - 45%.

- считают необходимым приобщение детей и молодежи к ценностям народных традиций;

- 46 % отметили, что есть на селе сказительницы, песенницы, гармонисты.

- респонденты положительно относятся к возрождению празднично-обрядовых форм народной культуры.

Проведенное исследование в Ершичском районе свидетельствует о жизнестойкости народных праздников и обрядов, о возможности возрастания интереса к ним весьма широких слоев населения. Русская празднично-обрядовая традиция, как показывают исследования и практика, несмотря на давно идущие в ней процессы затухания, все еще жива. И не только жива, но и вполне жизнеспособна. Вследствие параллельно проведенных исследований в Угранском районе 51,7 % опрошенных утверждают, что у них сохранились до настоящего времени местные народные праздники и обряды. Роль фольклорного репертуара на народных праздниках несомненно велика, без песенного наследия предков такие праздники просто немыслимы.

Заслуживает внимания факт повышенного интереса к народным праздникам в городской среде, где их музыкальное содержание адаптировалось к современным потребностям молодежи. К примеру, проводимые в 2002 году в Красном Бору (пригород Смоленска), праздники Аграфены Купальницы и Ивана Купала привлекли большое количество молодежи, что заставило устроителей ориентировать эти мероприятия к современной конъюнктуре. Символика очистительных обрядов, совершаемых магическими действиями огнем и водой, а также травами, цветочными венками сопровождались многочисленными песнями и плясками в исполнении фольклорных групп, и эти древние языческие ритуалы дополнялись дискотекой, рок-группами, соответствующими угощениями в барах и кафе.

Еще одним показательным примером активизации забытых форм музыкальной культуры служат ставшие почти повсеместно исполнения колядок детскими фольклорными коллективами на новогодних и рождественских утренниках, уличных зимних забавах, праздничных гуляниях в городских парках.

Интерес к народному музыкальному творчеству стимулирует ставшие традиционными областные Праздники фольклора, на которые съезжаются народные умельцы со всех концов Смоленского региона. Своеобычие таких фольклорных праздников проявляется в том, что они проходят по этническим зонам, в живописной сельской местности. На праздник съезжаются не только из близлежащих деревень и поселков, но и из соседних районов. Каждой этнической зоне присущи свои традиции, обычаи, а значит и празднику присущи определенные специфические черты, своя фольклорная драматургия праздника, и проводятся эти праздники в разное время года. Вполне естественно, что таким праздникам предшествует серьезная подготовка с изучением научных источников, обычаев, обрядов, текстов, с углубленными репетициями, с тщательной сметой расходов. На такие праздники приглашаются творческие коллективы из других этнических зон, почетные гости из районов и областного центра. Эти праздники всегда привлекают много населения, часть которого нередко оказывается способной включиться в разворачиваемое действие, и это придает празднику функциональную природную естественность.

Параллельно с фольклорными праздниками во многих регионах получили народное одобрение праздники русской песни, пляски и гармошки, которые также стали традиционными и получили, в основном, такую же сельскую «прописку» с той лишь разницей, что драматургия праздника более свободна и не преследует цель строгого сохранения этнической принадлежности. Программное разнообразие таких праздников русской песни, пляски и гармошки, как правило, отличается насыщенностью, широтой, масштабностью, что в известной мере напоминает картину настоящего сельского праздничного гулянья. В восстанавливаемой функциональности народной музыкальной культуры получают развитие и новые формы ее бытования. Полюбившиеся и прижившиеся в народной среде эти формы праздничной музыкальной культуры являются важным аргументом в пользу нетленности исконно народных духовных ценностей.

Всякая традиция непременно нуждается не только в сохранении, но и в совершенствовании. Процесс обновления праздничных форм сегодня приобретает естественное развитие, ибо старое, отжившее уступает место новому, более соответствующему современности. Ярким примером такого праздника стал получивший всеобщее народное признание - день освобождения Смоленщины и города Смоленска от немецко-фашистских захватчиков. Смоленский край - край богатейшего суммарного опыта всех войн, проходивших на этой исторической территории, начиная со времен язычества. Во время Великой отечественной войны 1941 - 1945 гг. на смоленской земле наглядно проявились все особенности стратегии и тактики народного сопротивления, основанного на практике предыдущих поколений и особенностях настоящего русского характера. Поэтому вполне понятно отношение смолян к двум датам: 9 мая и 25 сентября - к всенародному празднику и празднику местного значения. Обе даты для смолян одинаково святы. Праздник День освобождения Смоленска - праздник народный, на большинстве предприятий нерабочий еще и потому, что он отмечается как День города, символизирующий рождение и послевоенное возрождение.

Вполне естественно на таком народном празднике присутствие в качестве непременных атрибутов всех элементов русской народной музыкальной культуры. Значимость народного музыкального творчества в подобных массовых народных праздниках не вызывает сомнения. Можно утверждать, что степень эффективности воспитательного воздействия музыки на массового слушателя в обстановке народного праздника находится в прямой зависимости от значимости праздника при глубинном осмыслении и восприятии его самим народом.

Дополнением к народным праздникам служат народные музыкальные фестивали. Одним из общепризнанных является ежегодно проводимый на Смоленщине музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. Цель этого фестиваля - способствовать сохранению великого наследия русского национального музыкального искусства и приобщению к нему широких народных масс. Традиционно фестиваль проводится всегда в течение декады и завершается на родине композитора в селе Новоспасское большим народным гулянием. На этом празднике принимают самое непосредственное участие как известные деятели искусств, великолепные профессиональные исполнители России, так и получившие признание местные любительские творческие коллективы. В разные годы в этом фестивале принимали участие С.Рихтер, Н.Петров, М.Плетнев, П.Коган, И.Архипова, Л.Зыкина, Е.Нестеренко, Е.Образцова, Т.Хренников, хоровые капеллы А.Минина, Е.Чернушенко, симфонические оркестры под управлением Г.Рождественского, А.Федосеева, В.Дударовой, камерные оркестры С.Сондецкиса, А.Баршая и многие другие. Непременными участниками фестиваля стали и смоленские мастера - оркестр русских инструментов им. В.П. Дубровского, камерный оркестр под управлением Д. Русишвили, солисты смоленской филармонии, а также коллективы художественной самодеятельности и детские творческие коллективы музыкальных школ.

Большим событием для смолян является Всероссийский фестиваль - конкурс народного творчества «Поет село родное», получивший прописку в Смоленске в 2000 году, а в 2003 году вышедший на новый уровень по возросшему исполнительскому мастерству, по географическому охвату, по масштабности самого праздника. На этом празднике представлено большое количество любительских коллективов народных мелодий с их необъятно разнообразным и широким репертуаром, представлявшим песенное пространство России.

Другим важным событием 2003 года явился ставший традиционным Всероссийский конкурс исполнителей народной песни «Голоса России», организованный и проводимый такими выдающимися мастерами, как Н.Калинин, А.Стрельченко, О.Воронец, Н.Мешко и др. Цель конкурса - выявление творческого потенциала среди нового поколения, активизация деятельности в сфере народной музыкальной культуры, способствовать сохранению и дальнейшему распространению великого наследия русской народной песенной культуры. Конкурс привлек исполнителей от преклонного до самого юного возраста и стал настоящим народным песенным праздником, проходившим в течение семи дней.

Постепенно расширяет свою географию и поднимает уровень ставший традиционным ежегодный фестиваль джазовой и рок-музыки «Смоленский проект». В течение последних лет к участию в фестивале проявили интерес музыканты Москвы, Украины, Белоруссии, Польши, Германии. Фестиваль обрел достаточный рейтинговый уровень среди подростков и молодежи.

Определенный научный интерес представляет музыкальная культура в быту. За кажущейся повседневной неприметностью она, однако, способна в значительной степени оказать воздействие на психико-эмоциональное поведение, на производственную деятельность, на развитие интеллекта, на формирование межличностных отношений. Социологические исследования в области музыкальной культуры на уровне повседневного потребления связаны с выявлением музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их принадлежности к тому или иному региону, от их возраста, образования, пола и других социально-демографических факторов. Социологические исследования показывают, что слушатели с более высоким уровнем образования наделены способностью глубже воспринимать народную, фольклорную и классическую музыку, в то время как любители рока и поп-музыки часто не обладают достаточным уровнем образования и не всегда способны по достоинству оценить образцы народного музыкального творчества. Проблема функциональности музыки в быту настолько широка, что ее можно осмысливать с различных, порой противоречивых позиций.

Существует достаточно устойчивая точка зрения о негативных влияниях массовой культуры, прозванной уничижительно «масскультом» (в которой рассматриваемая область музыки занимает достаточно внушительное пространство), на развитие нашего общества, на воспитание детей, подростков и молодежи. Однако, существует и противоположное отношение к означенному феномену: массовая культура (в том числе и музыкальная) способна привлечь к своей жизнедеятельности самые передовые достижения в области науки и техники, широко популяризировать современные идеи и художественные ценности; она обладает привлекательностью форм, способностью оказывать влияние на формирование эстетического вкуса, возможностью обеспечить стрессовую разрядку и прекрасный отдых. В обществе диалектически оправданно всегда присутствуют последователи консервативного толка в лице «ворчунов» старшего поколения, отвергающие или не воспринимающие веяния нового времени, так как они выступают в роли приверженцев и хранителей традиций, что тоже немаловажно для преемственности поколений. И все же течение жизни подвержено влияниям Пространства и Времени, следовательно, прогрессирующее движение находится в созвучии с законами Космоса.

Однако за «количественным потреблением» музыки скрыты достаточно сложные проблемы. Неоднозначность этих проблем проявляется в том, что односторонняя ориентация большинства людей в сторону эстрадной музыки обнаруживается в ущербном отношении к народной и классической; это и доминирующее отсутствие функциональной ситуативности в исполнении народной и фольклорной музыки; это и преобладание поверхностного, потребительского отношения основной части населения к музыкальной культуре, диктуемое престижностью, модой, при недопонимании созидательно-творческого процесса и как следствие этого недостаточное понимание значения музыкальных народных образов. Современные средства массовой информации и тиражирования создали возможность «растворения» музыки в сфере быта, когда музыка воспринимается как некий фон, при котором она оценивается слушателем в качестве второстепенного приложения к другим комфортам.

Другой проблемой музыкальной культуры стало настойчивое «забывание» фольклорных корней за счет освоения прогрессирующих новых музыкальных технологий и усиления влияния проникающих инородных музыкальных культур. Этот аспект также содержит в себе как положительные так и негативные стороны преобразований в обществе. Явно обозначенная амбивалентность, двойственность этих преобразований сказывается на кризисном обострении современной народной музыкальной культуры, проявившемся прежде всего в фольклорном вымирании, вызванном вымиранием деревни. Синкретизм народной музыкальной культуры заменился синтетическим смешением ее современных форм и содержания. С другой стороны обнаруживается прогрессирующее развитие на бытовом уровне народной музыкальной культуры за счет тех же указанных явлений, как музыкальная диффузия народов, жанров и стилей, развивающиеся технологии, шоу-бизнес, пропаганда средствами массовой информации, свободный доступ к источникам музыкальной культуры.

Уникальным достоинством времен советской эпохи следует признать творчество коллективов художественной самодеятельности, получивших почетное звание «народного коллектива». Многие из них имеют солидный стаж, такие коллективы владеют огромными ценностями самобытной этнической культуры, они действительно горячо любимы в народе, к ним проявляется бережное отношение со стороны администрации и органов управления самодеятельным народным творчеством. Народные коллективы, как правило, обладают ярко выраженной творческой индивидуальностью, которая проявляется в особенностях воспроизведения музыкального текста посредством своеобразного местного диалекта, исполнительской манеры, а также особенностей региональной одежды, поведения, движений.

Непосредственными носителями богатого наследия древней народной музыкальной культуры считаются самодеятельные аутентичные фольклорные коллективы, которые стремятся к воспроизведению сохраненных первозданных текстов в условиях, приближенных к подлинной исполнительской ситуации или искусно имитирующих эту подлинность, что наделяет таких исполнителей неподдельным индивидуальным своеобразием и неповторимостью, обусловленной конкретной, местной этнической принадлежностью.

Особенностью детского музыкального творчества явилось создание фольклорных коллективов при детских музыкальных школах и школах искусств, при домах культуры и клубах. При этом следует обратить внимание, что подобное явление не было данью моде, временному увлечению. В функциональности детского фольклорного творчества явно прослеживается тенденция упорного стремления к закреплению и вживанию в современный быт русских традиций в форме развлекательно-познавательного досуга, являющегося, пожалуй, единственным путем к осознанию непреходящих духовных ценностей. Именно этим явлением можно объяснить наличие в некоторых детских фольклорных коллективах взрослых исполнителей, а во взрослых фольклорных коллективах часто можно увидеть детей.

В музыкальных и общеобразовательных школах, в сельских и городских домах культуры появились различные коллективы детской художественной самодеятельности, многие из них достигли определенных успехов на региональном, областном и даже республиканском уровнях. Однако при более внимательном анализе состояния детского творчества наряду с позитивными явлениями становятся очевидными и целый ряд проблем. Во-первых, основная масса общеобразовательных школ осталась вдали от идеи приобщения детей к родным истокам народного музыкального творчества, а существующие фольклорные коллективы функционировали на правах самодеятельности, в школах не было предусмотрено в рамках учебной программы изучение региональной культуры и этнографии. Во-вторых, детские фольклорные коллективы в регионах не носили характер массового явления: и коллективов явно недостаточно, и сами группы, как правило, малочисленны. Наконец, в сценическом исполнении порой приходилось сталкиваться с фактами неправильного толкования и употребления текстов, слабым знанием народного календарного цикла, обрядов. Все это искажало истинный смысл настоящего фольклора.

Необычный путь в деле приобщения молодого поколения к сокровищам исторического и культурного наследия избрал Центр этнографии, краеведения и туризма «Гамаюн» Смоленского городского дворца творчества детей и юношества. Этот центр имеет свой музей с уникальными экспонатами местной принадлежности от клыка мамонта и предметов древней культуры до еще недавно бытовавших угольных самоваров и предметов рукоделия. Но главным функциональным содержанием центра стала Детская лесная республика «Страна Гамаюния», расположившаяся на территории свыше 300 кв. км с центром в деревне Рибшево Духовщинского района.

Проводимая детьми краеведческая и этнографическая исследовательская работа в отдаленной, глухой глубинке приносит неоспоримую пользу не только в качестве воспитательного атрибута, но и способна найти понимание на научном уровне. Особенно активно разворачивает свою деятельность Гамаюния в летний период, что соответствует каникулярному времени. Но в контексте настоящего исследования становится важным обратить внимание на содержание русской народной музыкальной культуры, которой наполняется жизнь подростков в условиях непосредственного единения с природой. Сами бытовые условия и экологическая чистота располагают здесь к глубокому осмыслению значимости синкретизма, единства духовного и материального, современного и прошлого. Этим обитатели Гамаюнии объясняют важность соблюдения народного календарного цикла с обязательным сохранением древних праздничных обрядов. Всего они отмечают около 15 календарных праздников, среди которых особое место занимают Троицкая березка с исполнением русальных песен, завиванием берез, плетением венков, Ивана Купала с сохранением большинства ритуалов, включая магические действия омовения водой, очищение огнем, гадание с пусканием венков по воде, поиски огненного цветка, Масленица с присущим ей широким гулянием.

Музыкальное сопровождение всех праздников проводится в соответствии с определенным репертуаром, где каждое исполнение имеет функциональную значимость. Единственным отклонением от традиции является сопровождение песен гитарным аккомпанементом. Это объясняется тем, что фольклорная старина в интересах сохранения должна обладать способностью адаптации к современным обстоятельствам; к тому же настоящий фольклор в непосредственном единении с природой на синкретично бытовом уровне, где все присутствующие вовлекаются в совершаемое действо, производит несравнимо более мощное, почти магическое, воздействие на народ, чем искусственно воспроизводимая ее сценическая репродукция.

Другая форма организованного любительского музыкального творчества, называемая коллективным оркестровым музицированием, осуществляется по большей части досуговыми учреждениями культуры. Вопреки ошибочному мнению о принципиальном «копировании» этими институтами профессионального исполнительства и существовании с целью «смотромании», организованное музыкальное народное творчество ставит главной своей задачей реализацию самовыражения личности и развитие ее способностей посредством участия в активной творческой музыкальной деятельности. Благодаря этому принципу, передовые учреждения народной культуры способствовали не только сохранению лучших любительских коллективов, но и дальнейшему развитию их творческого потенциала даже в сложный постсоветский период.

Культурно-досуговую среду дополняют фольклорные коллективы инструментального жанра. В настоящее время их сохранилось значительно меньше. Это объясняется вытеснением старинных народных инструментов современными, освоение которых требует профессиональной подготовки. Другое объяснение видится в некотором смещении культурных интересов нынешнего населения в сторону передовых музыкальных технологий и нового содержания самой музыки. Однако самодеятельные инструментальные коллективы в настоящее время не утратили подлинности, и интерес слушательской аудитории к этому жанру все же остается достаточным и содержит в себе много настоящих достоинств, главное из которых - преемственность в наследии народного инструментального творчества.

Одной из разновидностей народной музыкальной культуры признано самодеятельное композиторское творчество и авторская песня. Истоки этой культуры также уходят вглубь веков, и первый ее реально видимый продукт обнаруживается в скоморошестве. Современные композиторы-любители стремятся создать свой самобытный художественный мир и при этом сохранить присущие этой земле особенности мелодизма, опирающиеся на традиционную народную школу. Их творчество, питаемое народными истоками, отмечено печатью неподдельной искренности.

В народной музыкальной культуре и в художественной самодеятельности последних десятилетий XX века стали весьма популярными явлениями рок- музыка, вокально-инструментальные ансамбли и эстрадная музыка. Эти жанры, не смотря на значительные различия между собой, принято условно объединять в единое творческое понятие, названное самодеятельной молодежной эстрадой.

Рок, по мнению музыковедов, возник как молодежное движение, выражающее протест против застойных явлений в культуре и в духовной жизни общества. В роке явно ощущается демократическое начало, острое чувство индивидуальности, потребность в правде и справедливости - все это несомненно признаки гуманистического проявления. И мотивы зарождения его кроются вовсе не в стремлении подражать западному року (это внешнее, напускное), как предполагают некоторые музыковеды и социологи, а в неприятии тоталитаризма и социально убогой действительности. Исследование убеждает, что настоящие истоки русского рока есть фольклор, а точнее скоморошество, и на это нам указывают его общие с народным скоморошеством признаки:

- анонимность исполняемых произведений - все, что создано скоморохами и рок-музыкантами, в основном сотворено внутри коллектива или заимствовано у подобных, «родственных» групп, этот материал постоянно изменяется, совершенствуется, адаптируется к конкретным обстоятельствам, поэтому чаще всего теряет авторскую принадлежность как нечто второстепенное;

- гонимость официальной властью: если скоморохи в течение столетий буквально истреблялись церковью и государевыми чиновниками, то рок-музыканты оказались загнанными в подвалы, гаражи, на чердаки; в клубах и домах культуры редко кому оказывалась благосклонность, да и та в обмен на обязательное выполнение порой унизительных требований; вслух же тех и других шельмовали, объявляли социально вредными элементами;

- живой отклик на актуальную тему - значительная часть репертуара содержит информацию об определенном историческом времени, а многие произведения явились своеобразной реакцией на конкретный социальный или политический момент;

- острая критика пороков: скоморохи осмеивали лень, нерадивость, пьянство, вышучивались над служителями церкви, богатыми, правителями; у рок-музыкантов критика как бы «укрупнилась» и приобрела социальную, политическую и экономическую окраску;

- творческая мобильность исполнителей - музыканты охотно откликаются на приглашения, легки на подъем, хорошо ориентируются в усложнённой ситуации, могут удачно приноровить репертуар к конкретному случаю или создать нечто новое, исполнители из одной группы могут перейти в другую, а порою могут выступать в неполном составе;

- творческое соавторство внутри коллектива, когда тексты, музыка и аранжировка создаются непосредственно самой группой исполнителей, даже внешнее оформление (одежда, поведение на сцене) часто оговариваются коллегиально;

- отсутствие коммерческих амбиций: для скоморохов и рок- музыкантов выступления не преследуют цель наживы, хотя порой являются основным источником для обеспечения прожиточного минимума, и часто у тех и других стремление заработанное использовать не на личные нужды, а на усовершенствование и обновление инструментария, на дальнейшую активизацию и расширение сферы своей деятельности; многие группы преимущественно выступают безвозмездно, а инструментарий приобретают за счет личных сэкономленных сбережений, ибо для них главное - посредством музыкальных образов довести до слушателя - зрителя свои идеи и убеждения;

- полифункциональность исполнителей, когда музыканты в меру своих способностей совмещают сразу несколько функций: оказываются гораздыми к сочинению и исполнению собственных произведений, владеют несколькими инструментами, являются организаторами выступлений, а также пропагандистами передовых социальных и политических идей;

- способность объединяться и проводить совместные акции: скоморохи часто во время проведения больших народных праздников и гуляний из нескольких групп могли составить один большой коллектив для совместного исполнения, рок-музыканты также легко отзываются на приглашения для участия в праздниках, рок-фестивалях, конкурсах, они могут быть участниками и даже зачинщиками общественно-политических акций (достаточно вспомнить участие рок-музыкантов в подавлении путча в августе 1991 года, всероссийскую акцию в Москве «Рок против террора», а также такое движение как «Рок против наркотиков»).

Вопреки жесткой критике со стороны ряда журналистов и административных структур, строгим запретительным мерам, рок в России получил беспрецедентную массовость среди подростков и молодежи. Эта музыка настолько изначально проста и даже примитивна, что вызывала недоумение из-за ажиотажа вокруг нее, поднятого преимущественно подростками. Юные проповедники этого жанра категорически утверждали: «Рок - наша музыка, а все остальное - ваша». И хотя в настоящее время волна повального увлечения рок- музыкой спала, однако имеет место его широкое распространение в быту на уровне небольших трудно контролируемых, порой затаенных, подростковых групп и объединений. С другой стороны рок привлек на свою сторону также и людей высокого интеллекта, нередко обладающих мощной притягательной силой за счет убедительной исполнительской содержательности, доходящей до философских высот. Все это дает возможность констатировать, что феномен рока сложен, противоречив, сегодня еще недостаточно глубоко изучен, порождает много споров и нуждается в дальнейшем культурологическом осмыслении.

Для бытовой среды послевоенного советского периода характерен небывалый расцвет песнетворчества, которое буквально пронизывало все сферы духовной жизни населения, и это оказало решающее значение на появление доступного и привлекательного жанра, каким стали вокально-инструментальные ансамбли. В подражании исполнительским западным манерам вокально- инструментальных ансамблей можно обнаружить лишь внешнюю сторону, внутреннее же содержание этого жанра тесно связано с русской народной, по большей части лирической, песней, и это во многом объясняет причину популярности и массовости этого жанра.

Характеризуя самодеятельную эстраду, нельзя не обратить внимание на то, что ее формирующее начало происходило под мощным влиянием профессиональной эстрады. Произведения, созданные признанными композиторами и исполненные известными мастерами в сопровождении хороших аранжировок и профессиональных музыкантов, быстро приобретали популярность и становились эталоном для восприятия, а это неуклонно вело к подражанию в художественной самодеятельности. Далеко не всем любителям эстрадной песни удавалось добиться исполнительской индивидуальности. Однако самодеятельному артисту публика готова была простить просчеты ради того, чтобы полюбившаяся песня жила в народе. Время 20 - 70-х годов XX столетия - это целая эпоха расцвета песенного творчества советского периода, когда песня во многом способствовала формированию духовных и эстетических убеждений народных масс.

Мелодии таких песен проникнуты эмоционально-духовными переживаниями, в них непременно присутствует логическая и сакраментная связь с традиционной музыкальной культурой прошлого, сама мелодика неотрывна от текста, выполняющего не только роль раскрытия содержания, но и часто содержащего конкретный образ, символ. Вот почему тексты таких песен не читаются как стихи, а только поются - поющий звук и слово равнозначно и неотделимо служат одной цели. «Далеко не каждый пишущий стихи является народным поэтом. Для этого надо объять необъятное, подняться выше звезд и опуститься на землю, слиться со стихией народной жизни, но не раствориться в ней, а стать выразителем этой жизни во всей ее полноте и тех ее проявлениях, что свойственны народу как определенной социальной общности, сложившейся исторически».

Однако на смену расцвету диалектически неизбежно приходит увядание. Музыкальная культура двух последних десятилетий вступила в кризисную ситуацию, являющую собой некое смешение стилей и направлений, игнорацию профессиональных композиторов, чье творчество исполнители заменили примитивными доморощенными сочинениями порою с пошлым содержанием; кризис песни проявился в утрате массовости жанра; коммерциализация эстрады привела к снижению художественного уровня, к ограничению доступности зрелищ основным массам населения, к мельтешению одних и тех же звезд и острому лимиту свежей творческой волны, к явному перебору англоязычной музыки в эфире. Все это объясняет неудовлетворенность и падающий интерес народа к современному песенному творчеству, в то время как интерес к песенной ретроспекции продолжает сохранять удивительную устойчивость.

Важным атрибутом народной музыкальной культуры является ее просветительская функция. Унаследовав лучшие качества русского просветительства XIX века, народная музыкальная культура конца XX века стала стремиться к поиску оптимальных воспитательных и образовательных концепций на основе сочетания народных педагогических традиций и новых научных достижений, получивших распространение в быту. Начавшаяся в конце 80-х годов XX столетия перестройка экономической, социально-политической и духовной жизни людей, внесшая существенные коррективы в сферу культуры и досуга, обусловила принципиальные изменения в понимании сущности, природы и специфики культурно-просветительной работы, ее содержания и форм, по-новому поставила проблему реформирования образования в мире культуры. В частности, наметилась тенденция перевоплощения сельского клуба Дома культуры в новый тип учреждения: Дом традиционной культуры, национальной культуры, Центр ремесел, Центр досуга, социально-культурное объединение и т.п. На смену направлениям коммунистического воспитания в содержание клубной работы все более входят такие ее аспекты, как организация свободного времени и досуга. Отдавая должное профессиональному просветительству и его влиянию на формирование личности, следует признать, что не менее важной основой при формировании культурного сознания подрастающего поколения, начиная с самого юного возраста, а может быть и с колыбели, должны стать художественные ценности традиционной народной музыкальной культуры, источником и фундаментом которой является фольклор, передающийся средствами народной педагогики, которая, в свою очередь, является одной из составляющих народного просветительства.

Фольклор как устная культура нуждается в постоянно живом функционирующем механизме передачи традиций - преемственности, и удивительный феномен нашего времени - воссоздание этого механизма в детской среде. Сознательная ориентация детей не на сценическое воплощение, а на его непосредственное жизненное освоение, изучение языка самой традиции и вообще языка музыкальной культуры позволяет почувствовать молодому поколению живую связь со своими предками, а на себе почувствовать глубину ответственности в качестве единственного преемника этнического наследия. Народная музыкальная педагогика владеет многими способами влияния на усвоение и закрепление традиционной музыкальной культуры. Важнейшими из них следует считать традиционные формы музыкального воспитания:

- колыбельные песни,

- поэзия родительского пестования (так называемые песни-

пестушки);

- детские песенные потешки, игровые песенные забавы;

- присутствие детей на народных праздниках, гуляньях;

- включение детей в совершение традиционных праздничных обрядов (колядование, на свадьбах).

Все эти формы традиционного народного музыкального воспитания прочно бытуют в среде и сегодня. Другая сторона народной педагогики - процесс обучения, который содержит в себе различные методы приобщения подрастающего поколения к истокам народной музыки. Основными способами такого приобщения через обучение следует считать:

- разучивание текстов песен, колядок, веснянок и пр. и постижение символического смысла содержания этого материала;

- овладение игрой на музыкальных инструментах и освоение репертуара народной инструментальной музыки;

- изучение этнических и народных традиций и обрядов в контексте музыки, знание их ситуативного применения.

Следует при этом помнить, что весь педагогический процесс, независимо от того, народный он или профессиональный, состоит из суммарного результата и деление на воспитательную и учебную составляющие лишь условно и оправдано только в теоретическом аспекте, поскольку всякий воспитательный процесс обязательно содержит в себе элементы обучаемости, а процесс обучения немыслим без компонентов воспитательного значения.

Таким образом, народная музыкальная педагогика является одной из важнейших функций народной музыкальной культуры, состоящей в общей образовательно-воспитательной системе. В тоже время народная музыкальная педагогика выступает определенным гарантом сохранения и дальнейшего развития народной музыкальной культуры.

В Смоленской области история просветительского опыта в деле народной музыкальной культуры берет свое начало из необозримой древности, но настоящий расцвет музыкального просветительства произошел во второй половине XIX века. Следуя традициям дореволюционной Смоленщины и учитывая положительный опыт советского периода, народное музыкальное просветительство этого региона в 1996 году вступило на путь качественного преобразования и обновления.

Решение основных задач по осуществлению регионального музыкального просветительства взял на себя начавший в это время функционировать Смоленский государственный институт искусств. Основатель и ректор института доктор педагогических наук профессор Е.А. Сергеев считает, что при реализации этого нового образовательного направления особое место «должны занять фольклористика, жанры традиционной русской культуры и области искусства, которые вызывают повышенный интерес», а конечным результатом решения этих задач он видит процесс воспитания художественной культуры населения, создание условий для регулярных контактов с художественными ценностями, возрождение интереса к традиционной культуре. Появление высшего учебного заведения подобного профиля диктовалось острым дефицитом специалистов высокой квалификации. Но создание института искусств было вызвано не только решением проблемы кадровой культурной политики и развитием художественно-просветительской деятельности среди населения. Институт явился мощным центром средоточия отраслевой науки: сейчас этот институт способен вести углубленную научную и исследовательскую работу в области искусства и культуры, проводить отраслевые научные и практические конференции не только на региональном, но и на международном уровне, изучать и внедрять инновационные педагогические технологии, а также обобщать и развивать лучшие традиции русской народной музыкальной культуры и педагогики.

Важную роль в просветительской деятельности музыкальной культуры России играют областные методические центры народного творчества и культурно-просветительской работы. Здесь сконцентрированы обобщающий и передовой опыты работы всех сельских, городских, районных домов культуры и клубов, отсюда берут начало многие замыслы в деле сохранения, развития и распространения фольклорных музыкальных памятников, а также современных форм музыкальной культуры и художественной самодеятельности. Методические центры являются организатором многих музыкальных конкурсов, праздников, фестивалей, проводят работу по возрождению забытых народных праздничных обрядов и традиций. Областным методическим центрам принадлежит идея проведения фольклорных праздников на селе, где каждое село приноравливает этот праздник к своим местным особенностям и традициям, что придает этим праздникам неповторимость и народный колорит.

В функциональности народного музыкального просветительства важнейшую роль играли клубы и самодеятельное художественное творчество. Такой союз явился убедительным и сильным рычагом в пользу успешной культурно-просветительской работы среди населения. Это объясняется не только способностями клуба и самодеятельного художественного творчества вести совместную самую массовую просветительскую работу, но и тем, что главным просветителем здесь выступил сам народ как активатор этого процесса, клубное же учреждение здесь выступило как социальный институт, способный вести эту деятельность системно, целенаправленно, сконцентрировано. Клуб и самодеятельное художественное творчество стали самыми близкими и доступными к народным массам, и это обеспечило неразрывность и устойчивость процесса, который позволил сосредоточить ценнейшие накопления народной музыкальной культуры и гарантировал их сохранение и передачу этого наследия последующим поколениям.

Важнейшим аспектом в деле дальнейшего жизнеобеспечения народной музыкальной культуры стало бережное отношение к музыкальному достоянию прошлого. С этой целью проводился интенсивный поиск еще сохранившихся материалов, представляющих ценность этнического, регионального, национального значения. Для этого организовывались фольклорно-этнографические экспедиции в села, в этих экспедициях самое пристальное внимание уделялось записям старинных песен и определению их функциональной принадлежности, поиску старинных музыкальных инструментов, фиксации сохранившихся обрядов и обычаев. Все это содержит в себе ценнейший заряд пробуждения интереса к народным традициям, истории родного края. Собранный материал явился уникальным материалом для самодеятельного (часто и для профессионального) концертного репертуара, для детских фольклорных коллективов.

Процесс аккультурации во всем российском пространстве носит постоянный характер, поскольку всегда был сопряжен с такими социальными и политическими явлениями, как международная торговля, путешествия, войны, религиозные миссионеры, обмен научным и культурным опытом и пр. Результаты этого процесса отразились в народной музыкальной культуре, причем народности этнически близкие или соседних территорий оказывают на процесс более сильное влияние, нежели прочие. К примеру, русским близки и понятны песни и танцы белорусов или украинцев. Объяснение этому кроется в родственной близости образов, символов, обрядов, языка, религии, а это, в свою очередь, отразилось и на схожести музыкальных культур. И наоборот, музыкальные культуры неродственных и отдаленных государств возбуждают интерес и воспринимаются как нечто необычное, экзотическое, диковинное, потому что музыкальные образы построены на уже забытых формулах, родственная близость которых возможно и была при первобытной, «дикой» культуре. К примеру, народная музыка Африки, или Кавказа, или Индии легко воспринимается, но также легко и разнится, отделяется от русской народной музыки, и они никогда не смешиваются, но взаимообогащаются на уровне культурного диалога, что значительно расширяет и дополняет общую палитру современной национальной музыкальной культуры.

Смоленская область, расположенная на перекрестке пространственного движения многих национальных культур, испытывает реальную сопричастность к процессу диффузии национальных музыкальных культур. Речь идет не о смешении этнокультур, что в принципе невозможно, а как раз о таком культурном диалоге на уровне национальных достоинств. В деле таких музыкальных национальных диалогов особенно показательным стал III Областной праздник «Дни национальных культур», состоявшийся в Смоленске в мае 2002 года. Организаторами и участниками этого праздника явились национальные общественные организации: «Русско-Немецкий Дом», «Дом Польский», «Литовский Дом в Смоленске», «Центр Немецкой Культуры», «Еврейский Культурный Центр», Общество еврейской истории и культуры “Менора”, Латышское землячество “Сакнес”, Смоленский центр азербайджанской национальной культуры “Низами”, Смоленская региональная общественная организация «Смоленский центр “Славянский мир”«. Как видим, география национальных представительств достаточно широка, чтобы говорить о межнациональном диффузном феномене на региональном уровне, поскольку все участники этого музыкального форума являлись представителями каждый своей национальности, а местом проживания у всех - Смоленская область. Музыкальное содержание III Областного праздника «Дни национальных культур» наиболее ярко проявилось на заключительном концерте, в котором все национальные организации представили свои программы во всем жанровом разнообразии, а исполнителями оказались дети, взрослые, пожилые люди, но особенно многочисленной была молодежь. Известно, что подобный опыт межнациональных праздничных форумов не единичен и имеет место в других регионах России.

Таким образом, народная музыкальная культура советского периода претерпела существенные изменения в связи с социальными, экономическими и государственными трансформациями, вызвавшими коренные перемены в жизни общества. Новая политика дала повод для инновационного восприятия народной музыкальной культуры, когда само время вызвало бурный рост ее новых функций, жанров и видов. Именно в этот период произошел настоящий расцвет песенного творчества. Новое время породило новый жанр - советскую песню, выросшую на традициях старой русской лирической песни. С другой стороны произошла игнорация и утрата значительной части традиций, фольклора, обрядов. Причина этого явления кроется, на наш взгляд, не в новой культурной политике советского периода (умышленное вытеснение народной музыкальной культуры имело место лишь в первое послереволюционное десятилетие, когда новая культурная политика была неопределенной и не имела окончательного варианта), а скорее в бурном цивилизационном развитии, потребовавшем внедрения новых культурных моделей, а следовательно и иного музыкального мышления.

Период перестройки и финансовый крах повлекли за собой резкий спад, грозивший полной деструкцией всей народной культуры. Однако народная музыкальная культура и здесь сумела сохранить то ценное, что существовало многие века, и не только сохранить, но и адаптировать к новой среде. На смотря на минимальное финансирование объектов культуры, народная музыкальная культура оказалась настолько жизнеспособной, что в кризисное постсоветское время пробудила в массах сильное желание возродить забытые традиции, мелодии, праздники, обряды. Все это говорит о том, что древние традиции народной музыкальной культуры помогают аккумулировать особенности русского менталитета, сохранить жизнеустойчивость в сложных кризисных ситуациях.

 

Автор: Седухин Б. В.