22.11.2012 7086

Трансформация народной музыкальной культуры в постсоветский период

 

Народная музыкальная культура - это постоянно обновляющийся процесс, в котором не способна остаться неизменной ни одна фиксированная, застывшая модель. Музыкальные образы пластичны, подвержены временным изменениям, обусловлены особенностями исполнительского процесса, содержащего элементы импровизации. Та народная музыкальная культура, которую мы привычно связываем с крестьянским бытом, сегодня воспринимается как нечто устаревшее. На смену ей идет другая, современная народная музыкальная культура, опирающаяся как на народные традиции, так и на новые достижения эпохи. Если культуре ушедших столетий была свойственна синкретичность, нерасчлененность, тесная связь с обрядами, хозяйственной деятельностью и окружающей средой, а в исполнительский процесс были вовлечены все присутствующие, то сегодня в народной музыкальной культуре преобладает ее разделение на две составляющие: исполнителей и наблюдателей, а сам исполнительский процесс зачастую не связан напрямую с конкретными ритуальнообрядовыми, календарными или трудовыми действиями. Авторская анонимность музыкальных произведений прошлого сохранилась, но большинство современных музыкальных произведений, ставших народными, имеют автора. Передача исполнительского репертуара изустно в последующие поколения сменилась возможностью конкретной фиксации текстов сначала в письменном, а теперь и в звуковом и в видео-звуковом вариантах. Древние народные музыкальные инструменты практически вышли из употребления, а игра на современных инструментах, изготовленных на уровне новейших технологий и снабженных тембральным разнообразием от имитации древних до искусственно созданных нетрадиционных звуковых красок, требует глубокой, зачастую профессиональной, подготовки. Само содержание народной музыки из функционально-синкретичного постепенно трансформировалось в современное состояние с его бесконечным разнообразием, насыщенным современными жанрами: эстрада, джаз, барды, с вовлечением народной музыки других стран.

То представление, которое, пусть не в полной мере, представлено в данном исследовании о былом величии народной музыкальной культуры, о ее создателях и исполнителях, позволяет сделать вывод о действительной роли этого пласта в жизни регионов как самостоятельного культурного феномена, о ее самобытности, существенной значимости в культуре великорусской.

Однако, на протяжении последнего десятилетия наблюдается процесс активного сокращения естественной социальной среды бытования традиционной музыкальной культуры в регионах и абсолютного уменьшения количества творцов, особенно в сельской местности. Причиной тому - многократные «коренные» социальные и экономические преобразования, изменения в идеологической ориентации, индустриализация, введение новейших технологий. Все это выводит жизненный уровень населения на современную ступень и организует иное культурное пространство, не замедлившее сказаться на функциональности народной музыкальной культуры.

В силу этой и ряда других причин, часть этого духовного наследия оказалась безвозвратно утраченной. Процесс невозвратимых потерь этого народного достояния продолжается и в наши дни, причем порою непредсказуемых размеров. Создавшаяся ситуация создает опасность разрушения духовной связи поколений и грозит вероятностью исчезновения и невосполнимой утраты творческого опыта наших предков. Подобный вывод вынуждает поставить в разряд первоочередных задач проблему сохранения традиционной музыкальной культуры, фольклора и связанных с ними празднично-обрядовых форм, быта, костюмов, обычаев, народных промыслов.

Прежде всего следует обратиться к истории России и вспомнить, что русская народная музыкальная культура не раз становилась под угрозой невосполнимых потерь. (В данной работе это нашло частичное отражение: петровские реформы, борьба со скоморошеством, революционные преобразования и их крушение). Но со временем проходили кризисные ситуации и оказывалось, что народная музыкальная культура оставалась жить. Политические преобразования, экономические реформы не в состоянии повлиять на нее существенным образом, решительные реконструкции общественной жизни не смогли привести к ее гибели.

В этой связи может возникнуть некоторое недоразумение по поводу роли науки в этом вопросе: народная музыкальная культура вполне самодостаточна и жизнеустойчива - следовательно, для науки не остается пространства. Да, народная музыкальная культура будет жить всегда, однако вопрос еще и в том, какими усилиями и в каком виде. Поэтому для науки беспокойство подобного рода имеет достаточные основания, а игнорация этой проблемы никогда не будет оправдана. Ответственность науки перед народной художественной культурой, говоря словами Ю.У. Фохт-Бабушкина, не только в решении вопроса о путях ее развития, но и в определении ее роли и места в формировании человека и совершенствовании образа жизни. Ученый настаивает при этом на необходимости научно обоснованного планомерного подхода к созданию благоприятных условий для процветания народной художественной культуры с целью его распространения в обществе и эффективного воздействия на людей..

Для культурологии как раз имеет значение определить то или иное культурное явление, феномен, ситуацию, дать им анализ, оценку, объяснить суть, обосновать или выявить возможные варианты развития, предостеречь от возможных нежелательных последствий. Культурологичность вопроса современного состояния русской народной музыкальной культуры объясняется необходимостью актуализации этого явления, его трансформации в современном пространстве и передачи последующим поколениям. Уникальность народной музыкальной культуры, согласно по аналогии выводам В.С.Библера, состоит в единении, сближении быта и бытия, в выборе единого «вектора» - «к изначальным историческим решениям, к до-бытийным началам бытия».

Встает вопрос о характере и условиях трансформации народной музыкальной культуры в среде нынешнего совершенного информационного пространства, поскольку она не может быть неким раз и навсегда организованным, статичным явлением. С другой стороны, попытки «осовременить» этот феномен, придать этому уникальному явлению «физиономию» развлекательного, эстрадного нрава ставит под сомнение сам смысл его дальнейшего существования. В этой связи обращает на себя внимание точка зрения А.С. Каргина: «Бесплодны попытки возрождать вчерашний фольклор без необходимой его трансформации, ибо он может быть включен только в новую социокультурную ситуацию». В то же время автор предостерегает от легкой возможности использовать народное художественное творчество, в частности тот же фольклор, в заманчивой индустрии кича, шоу-развлечений. И хотя ученый не дает конкретных предложений по поводу определения дальнейшего пути развития народной художественной культуры, зато он делает акцент на необходимости объединения усилий в этом направлении «и научного работника, и руководителя фольклорного коллектива, и народного мастера, которые в известном смысле заняты переосмыслением и включением традиций в жизнь».

В контексте современных проблем, связанных с современной трансформацией русской народной музыкальной культуры, становится важным вывести дефиницию этому феномену.

Трансформацию народной музыкальной культуры следует понимать как обновление, преобразование ее форм и жанров, осмысления ее национальных достоинств, адаптации к современным условиям в жизни общества с целью сохранения основных этнических ценностей для грядущего духовного жизнеобеспечения.

Таким образом, народная музыкальная культура предстает как постоянно трансформирующееся явление, поскольку всякая новизна возникает в результате какого-либо внешнего воздействия, а значит является реакцией на определенные, чаще социальные, исторические, экономические изменения. Новые элементы народной музыкальной культуры появляются сначала в определенной среде населения, и они есть результат изменившихся условий жизнедеятельности той части населения, на которую непосредственно оказали влияние эти изменения. Эта новизна понимается как несходство с установленными на протяжении многих поколений образцами, культурными паттернами. Однако, согласно выводам Л.И. Михайловой, «фактор новизны не служит критерием уровня творческих достижений», срабатывает сам «характер приобщения к вечности: к тайне жизни, ее гармонии. Новизна заключена в самом акте порождения» , она в диалектическом понимании является реакцией и результатом на развивающиеся и меняющиеся условия жизнедеятельности. С другой стороны, народная музыкальная культура, находясь в непрерывной трансформации, сама актуализирует эту новизну в жизненном обиходе.

Процесс сохранения и развития народной музыкальной культуры находится в тесной взаимосвязи с народными традициями, передачей накопленного опыта, где каждый элемент народной музыкальной культуры и каждая традиция создавались и развивались в определенной социальной среде, при определенных исторических обстоятельствах, с определенным бытовым укладом. Общенародная музыкальная культура представляет собой некую совокупность этномузыкальных ниш, где каждая такая ниша является своеобразной, наделенной местным колоритом частью общенациональной культуры. Следовательно, реальное сохранение русской народной музыкальной культуры возможно лишь при условии воссоздания ее местных вариантов вплоть до восстановления на уровне тех отдельных населенных пунктов, где еще бытуют эти фольклорные ценности. Из наблюдений на практике следует вывод, что фольклор наиболее полно сохранился там, где оказались живучими народные традиции, обрядность и другие элементы этнической принадлежности как часть поведенческой культуры населения. Иными словами: «Подлинное отношение новой русской культуры к Древней Руси лежит в продолжении тем, сюжетов, мотивов Древней Руси, в освоении ее художественных достижений, в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю и культуру».

В средствах массовой информации последних лет, а также и в научной среде порой имеют место некоторые сомнения о том, не является ли современный уровень жизни и восприятия мира признаком вырождения отживших культурных паттернов, а меры по оживлению народной музыкальной культуры новой утопией? В поиске ответов на эти сомнения следует проанализировать некоторые обстоятельства.

Во-первых, народная музыкальная культура содержит в себе важнейшие ценности исторического, эстетического, воспитательного, нравственного значения, и пренебрежение этими ценностями недопустимо, поскольку они являются неотъемлемой частью понятий о родине, патриотизме, любви, мире, жизни. Суть не в пафосе высказывания, а в обыденном смысловом содержании, которым реально наполняется житейское пространство каждого человека, этнического коллектива, нации, народа, где музыкальная культура лишь запечатлевает и сохраняет на художественном уровне эти ценности. Внимание к старине - это не только проявление уважения к предкам, но и забота человека о собственной духовной жизни, которая без обращения к корням, истокам духовности оказывается никчемной, лишенной прочного нравственного стержня. Преемственность - это одно из важнейших и необходимых условий поступательного движения культуры.

Во-вторых, сегодня упорно продолжается взявшее старт в период Перестройки «массированное внедрение в генофонд россиян чуждых нашему менталитету ценностей, культивирование насилия, экстремизма, разврата, эгоизма, безразличия к судьбе своей страны, своего народа». Этим негативным влияниям в огромной степени подвержена молодежь и дети. Важнейшей задачей в этой связи является борьба за экологическую чистоту менталитета , поскольку «экология менталитета в современном мире есть категория этическая, связанная прежде всего, с проблемой манипулирования общественным сознанием, воздействием на человека с целью внедрения определенной модели мира, зачастую несовместимой с этническим менталитетом и потому разрушающим его». В борьбе за экологическую чистоту этнического менталитета может и должно занимать значительное пространство такое ценное оружие как народная музыкальная культура. «Экология, - по мнению Д.С. Лихачева, - состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры».

В-третьих, как известно, народная культура не развивается исключительно по принципу прогресса, когда каждая новая ступень становления совершеннее предыдущей. История культуры почти постоянно демонстрирует «вечное возвращение» к наиболее древним ее пластам. Эти всплески «доброго консерватизма» особенно ярко проявляются в период культурного кризиса, распада идеологии. Именно такую ситуацию мы сейчас переживаем. На наших глазах угасает интерес к тем проявлениям музыкальной культуры, которые не смогли создать и закрепить новые образы, традиции, праздники, которые были бы способны обеспечить моральную и духовную устойчивость. Поэтому возврат к забытым добрым культурным традициям, в том числе и музыкальным, обусловлен глубинной этнической памятью, хранящей множество достойных и ярких образцов, к которым всегда обращаются в поисках новых путей. Сила русской народной музыкальной культуры заключена в запечатленных образах красоты, добра, любви, правды, стыда, чести, поэтому фольклорное наследие, народные музыкальные традиции способны воспитующе воздействовать на человека и пробуждать в нем положительные эмоции, поскольку содержат в себе морально оздоровительный, очищающий заряд. И если по уникальности и своеобразию исторических памятников и архитектурного своеобразия Смоленщина сопоставима с Новгородом, Псковом, Владимиром, то по масштабам и глубине фольклорного содержания она сопоставима с народной музыкальной культурой Архангельского и Воронежского регионов, Урала и Кубани.

На протяжении многих веков народная музыкальная культура не нуждалась в социальных инфраструктурах, направленных на ее жизнеобеспечение и потому не порождала их. Хранители этой культуры сами веселились, водили хороводы, плясали, пели и играли, отправляли старинные обряды. Механизм функционирования музыкальной культуры был и в значительной степени остается в наши дни вполне жизнеспособным и независимым от финансовой государственной поддержки. В функционирующем фольклоре содержатся не просто «материализованные символы», отражающие жизнедеятельность людей определенной эпохи, они также являются важными компонентами социокультурной жизни общества, благодаря которым осуществляется тонкая, невидимая эмоционально-психологическая связь, поскольку эти символы являются важными средствами приобщения человека к духовной культуре. Сегодня постепенно восстанавливаются в социокультурной среде такие народные праздники, как Масленица, Красная горка, Ивана Купала, Рождество и т.д. «Памятником фольклора первоначально считалось отдельное произведение в узком смысле: свадебная песня, обрядовая песня, сказка и т.д. они остаются памятниками фольклора и сейчас, но к ним прибавились: свадьба как целое, обрядовые действия вообще (включая танцы, наряды, все обычаи этого действа и т.д.)».

Вместе с тем факты говорят о том, что в процессе трансформации русской народной музыкальной культуры много случайного, наносного, порою даже искажающего функциональную основу и смысл. Возможности зрелищно-игрового фольклора в празднично-обрядовых формах используются неумело, образно-символические элементы традиционной культуры применяется как видовой антураж без осознания их действительной предназначенности. Спекулятивное использование популярных народно-поэтических образов в качестве «экзотики», вульгаризация в подаче, превращающих народную культуру в бескультурье, бывают нередкими на наших праздничных площадях, когда фольклорная атрибутика искажает исконный смысл традиционной семантики и лишает действо целесообразности и образности (к примеру, сжигают на Масленице чучело Зимы, представленной в образе русской красавицы).

В функциональности народной музыкальной культуры постепенно усиливается нарушение законов всенародной вовлеченности, соучастия; на современных праздничных народных гуляниях все сильнее проявляется деление на «зрителей» и «исполнителей». Организаторы проведения народных праздников, руководители фольклорных коллективов, работники культурно- просветительных учреждений приходят к констатации факта, что они порой не в состоянии способствовать оптимизации народной музыкальной культуры, поскольку не обладают достаточным уровнем знаний, не имеют нужных методических и рекомендательных пособий, часто не находят поддержки со стороны руководящих органов, не в состоянии «пробить» необходимое финансовое и материальное обеспечение.

Процесс сохранения и обновления народной музыкальной культуры и связанной с ними актуализации народных праздников, обрядов следует рассматривать в контексте диалектического процесса, соответствующего современной среде. Сегодня какие-то формы безвозвратно ушли из повседневного обихода: нет, например, надобности в языческих закличках весны, или в коллективных трудовых песнях («Дубинушка», «Эй, ухнем» и пр.), поскольку прекратили существование сами основы, от которых были функционально зависимы эти музыкальные формы, но сами образцы сохранились как художественная ценность. Другие формы музыкальной культуры сохраняют свою жизнеспособность, поскольку сохранилась и функциональность, к примеру, современный свадебный обряд остается немыслимым без песенного обрамления, без плясок, продолжают жить русские народные песни, хотя крайне редко появляются новые. Третьи нуждаются в обновлении, трансформации, адаптации к современным условиям. Так, по-новому воспринимается и празднуется Иван Купала (о чем рассказано во 2 разд.), музыкальный фольклор потерял функциональную зависимость и теперь обретает через любительскую и профессиональную деятельность сценическую жизнь.

В современной культурологии наметились принципиально новые подходы к формированию культурной политики, которая включена в проблемное социальное поле с реальной экономической зависимостью. В числе таких новаций следует прежде всего отметить:

- отход от жесткой ориентации на моноидеологию, как это было в течение последних десятилетий;

- правовое обеспечение норм государственной поддержки культуры и гарантии невмешательства государства в творческие процессы;

- право регионов самим определять свою региональную культурную политику;

- меры по сохранению и развитию традиционных форм народной культуры.

Эти новые подходы к пониманию роли культуры в развитии личности и общества, к роли государства как гаранта благоприятных условий развития культуры, новые взгляды на задачи и принципы формирования государственной и региональной культурной политики явились результатом поисков, исследований и дискуссий последних лет. В этом смысле представляет интерес позиция доктора философских наук В.В. Савельева, которую он изложил в работе «Региональная культурная политика: тенденция разгосударствления». В ней рассматривается процесс регионализации культуры с двух ракурсов: горизонтального, при котором «сближение векторов культурной и национальной политики является одним из существенных достижений регионализации культурной жизни россиян» и вертикального, рассматриваемого трехмерно: на мегауровне определяющим свойством культуры является экологичность жизнедеятельности, на макроуровне - социоэтичность, на микроуровне - гуманистичность. Центром же этой авторской опорной позиции является тезис, что «сегодня социум находится у истоков зарождения новой глобальной идеологии - устойчивого коэволюционного соразвития человеческого сообщества и мира природы».

Современная глобализация сопряжена с возрастанием экономических связей, развитием транспортных возможностей и средств массовой информации. Глобализация способствует расширению культурных контактов между народами. Однако при этом важно учитывать как положительные, так и негативные стороны этого явления. К примеру, явно к негативному последствию может привести процесс ассимиляции, в результате которого вполне вероятна опасность растворения и утраты самобытности народной музыкальной культуры. Поэтому в современном обществе забота о сохранении культурного наследия стала оцениваться как важнейшая задача.

В современных условиях существенное воздействие на народную музыкальную культуру оказывает массовое искусство, которому присущи популярность, развлекательность, потребительство. Тиражируемое средствами массовой информации, оно становится еще одним легко доступным и общепонятым средством народной музыкальной культуры. Сложность этого явления выражается в его противоречивости: способности сиюминутно удовлетворить практически любые запросы по части музыкальных развлечений и при этом не обладать достаточной художественной ценностью; при широчайших возможностях технологического характера вместо разнообразия музыкальных образцов и предпочтений предлагает усредненный стандартизированный продукт; может легко и быстро актуализировать этот продукт до уровня бума, в частности песенный шлягер, однако он также быстро устаревает и выходит из моды. Экспансия массового искусства распространилась на все слои населения, обрела наднациональный характер, оказывает мощное влияние на деградацию народной музыкальной культуры традиционного типа.

В современном российском социокультурном процессе прослеживается ориентация на традиционную народную культуру, проявлениями которой являются фольклор и обряды, предания и верования. Однако, следует принять во внимание сохранившее свою актуальность высказывание В.И. Ленина: «Хранить наследство вовсе не значит ограничиваться им». Хотя в Государственной Программе «Культура России (2001-2005 годы)» содержится подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России», однако речь в ней идет, с одной стороны, о различных видах профессионального творчества, а, с другой, - о решении вопросов реставрации и консервации памятников истории и культуры, имеющих федеральный статус. Здесь становится важным прибегнуть к авторитету Д.С. Лихачева, который несколько по-иному рассматривает проблему: «Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты - памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и явления. такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т.д.». В этой связи настоящее исследование обращает внимание на отсутствие мер по работе в направлении развития русской народной музыкальной культуры и в качестве варианта предлагает ряд мероприятий по поддержке народной музыкальной культуры на муниципальном и региональном уровне.

Исходя из сказанного, к числу приоритетных задач современной культурной актуализации применительно к предмету данного исследования следует отнести:

- сохранение от прогрессирующего разрушения и полной утраты еще оставшегося наследия народной музыкальной культуры, бережное отношение к соблюдению восстанавливаемых культурных обрядов и ритуалов, народных музыкальных особенностей региона, их изучение и пропаганда;

- адаптация или трансформация народных музыкальных традиций к современному жизненному пространству в объеме и формах доступных для восприятия;

- научное, материально-техническое, организационное и кадровое обеспечение реализации муниципальных и региональных культурных программ;

- правовая и экономическая защита материального и духовного наследия, исполнителей и носителей музыкальной культуры;

- создание условий для сохранения и развития всех форм бытования народной музыкальной культуры, укрепление материальной базы;

- воспитание и просвещение на материалах фольклорной и традиционной народной музыкальной культуры, развитие кадрового потенциала в сфере народной музыкальной культуры;

- широкая популяризация народной музыкальной культуры с использованием средств массовой информации, издательской деятельности, краеведения, туризма и т.д.;

Как показывает опыт недалекого прошлого, попытки решения подобных задач по принципу разовых кампаний и частных авралов не могут решить задач подобного масштаба и содержания. Необходима тщательно продуманная и научно-обоснованная система действий, опирающаяся на концептуальные положения перспективной региональной культурной политики и обеспечивающая комплексное решение обозначенных задач. Эта система должна иметь четкую целевую ориентацию, структуру, форму организации выполнения этих задач.

Значимость регионального подхода к проблемам изучения, сохранения и развития народной музыкальной культуры обусловлена особенностями и характером ее бытования, состоящими в непосредственной зависимости от природно-климатических, территориально-экономических и социально-демографических факторов, оказывающих влияние на этнические традиции, обычаи, обряды. Эта проблема стала актуальной в культурологии, в частности она стала предметом размышлений Э.А. Шулеповой, рассматривающей плюрализм культуры как мир множества культур с фиксацией акцентов на региональной и национальной специфике. «Принадлежность к одному региону, - пишет она, - придает особую структурную ценность, органичность и жизнеспособность сплаву российских субкультур, но особенно ценится в исторически и территориально цельных землях».

Из сказанного следует, что при разработке культурной региональной политики необходимо учитывать такой фактор, как учет объективных законов развития культуры и ее социальной значимости, поскольку устойчивость русской культуры имеет глубинную природу, которая в течение веков выкристализовывалась, благодаря сохраняющемуся самобытному сознанию русского человека как культурно-исторического типа и естественного природного носителя народной культуры. Рождающаяся новая культура, рождающийся новый период имеют в своей основе новое экзистенциальное решение, новое самоотождествление человека и новую фундаментальную картину мира.

«Полнота и качество культурной жизни в регионах зависит от многих обстоятельств - количества и социально-этнической структуры населения, его деловой инициативы, наличия объектов культурного достояния и состояния культурных традиций, промышленно-экономического потенциала и политической атмосферы, в немалой степени - от готовности руководителей культурных институтов и инициативных фондов находить наиболее эффективные решения и изыскивать дополнительные средства».

Действительно, при разработке концептуальных положений по формированию системы сохранения и развития региональной народной музыкальной культуры важно учитывать все эти факторы в их совокупности. Поэтому следует признать вполне реальной позицию С.Я. Матвеевой о том, что при решении вопросов развития местной и региональной культуры необходимо опираться на широкое развитие начал самоуправления и гражданские инициативы. Народная музыкальная культура по природе своей является самодостаточной и жизнеспособной, следовательно ей присуще организующее и регулирующее начало.

В Смоленской области проблемы региональной культурной политики в обобщенном виде определены в разработанной при участии экспертов Института культурологии областной целевой «Программы развития культуры Смоленской области на 2001 - 2005 годы». Она является логическим продолжением государственной целевой Программы «Культура России 2001-2005 гг», принятой Правительством России 31 августа 2000 г..

К особенностям народной музыкальной культуры Смоленщины относится порубежное положение края не только по территориальному признаку, но и в культурном отношении. В народной музыкальной культуре этого края всегда происходило соединение великорусского и белорусского начала, при котором сформировался своеобразный колорит, выраженный в речевом диалекте, схожести музыкальных формул и образов, общем музыкальном инструментарии, взаимообмене народным репертуаром. Однако порубежное положение не исключает и других тесных музыкальных контактов Смоленской области с другими регионами.

Другой особенностью традиционных музыкальных культурных отношений в области является укрепление межрайонных связей по принципу территориальной близости. В большей степени это относится к районам, удаленным от центра, и поэтому там сейчас испытывается дефицит контактов с областными культурными объектами, компенсируемый соседским культурным взаимообменом, и как правило, на хорошо организованном уровне.

Сегодня оказывается важным также признание факта, что многие народные песни, обряды, обычаи, игрища оказались за пределами современного бытования, а главными их хранителями выступают люди преклонного возраста преимущественно проживающие в сельской глубинке. Причем истинных носителей фольклорных традиций становится все меньше. Такая ситуация вынуждает заострить внимание на этом факте и сделать логический соответствующий вывод о активизации работ в области накопления и сбережения фольклорного материала, уникальных музыкальных инструментов, музыкальных традиций, какими владеют хранители этого богатства, ибо при промедлении в скором времени утрата может оказаться невосполнимой.

Исходя из содержания и масштаба подлежащих практическому разрешению проблем и конкретных социально-экономических условий региона, наиболее рациональной может стать целевая система сохранения и дальнейшего развития народной музыкальной культуры этого региона, ориентированная на объединение усилий всех заинтересованных в решении этих задач государственных, общественных и других структур, независимо от их ведомственной принадлежности. В ряде регионов (напр., в Смоленской, Архангельской, Тверской областях) уже приняты программы по культурному развитию, но в них недостаточно проработаны или совсем упущены пункты, имеющие отношение к сохранению русской народной музыкальной культуры, поэтому предлагаемая целевая система может оказаться полезной и для таких субъектов. Такая целевая система на региональном уровне нуждается в комплексной организации и может состоять из:

- научно-обоснованной целевой программы сохранения и оптимизации русской народной музыкальной культуры в региональной социосфере, то есть документально должно быть предусмотрены и определены конкретные пути развития тех приоритетов, которые особенно характерны для данной местности, при этом особенно обратить внимание на образцы музыкальной культуры, преданные забвению, утерянные или находящиеся под угрозой вымирания;

- координационного научного центра с полномочиями прав директивно-исполнительной реализации программы, а также системой стимулирования ожидаемых результатов; средоточие проводимых работ единым управляемым органом позволит сконцентрировать внимание на важнейших объектах, не оставляя при этом в стороне «второстепенные», избежать дублирования в работе, видеть и анализировать весь объем реализации программы, поощрять и развивать те модели, которые наиболее удачно вписываются в социосреду и сулят дальнейшее духовное совершенствование;

- конкретных реализаторов задач целевой программы в установленные сроки и адресном назначении необходимых средств в интересах ее выполнения; в осуществлении проекта могут принять участие все изъявившие желание заинтересованные лица, однако обязателен определенный круг профессионалов, несущих ответственность в рамках своей компетентности за реализацию поставленных задач, за материальные расходы, за систематизацию и каталогизацию накопленного материала, а осуществляемая работа должна периодически подвергаться гласной отчетности и анализироваться;

- обеспечение государственных и муниципальных гарантий реализации программы и правовой защиты; то есть для того, чтобы программа работала уверенно и в полную силу, все проводимые меры по сохранению и развитию народной музыкальной культуры должны быть надежно защищены от некомпетентных вмешательств, сворачивания и «временных приостановок», бюджетных «страданий», ограничения деятельности, профессиональных ущемлений и преследований, а также прочих неожиданных ситуаций.

Проблемой современного этапа модернизации сферы традиционной музыкальной культуры становится разрыв между потребностью в еще не включенных или уже функционирующих запросах и возможностью их удовлетворения. Такой разрыв может оказать нежелательное воздействие на поступательное движение развития культуры в регионах. Нивелирование этого разрыва видится в расширении материально-технической базы, во внедрении современных технологий, в том числе и компьютеризации, в сферу современных культурных потребностей. В условиях вхождения России в рыночную экономику дальнейшее совершенствование развития культурных процессов будет сопряжено с целым рядом проблем, среди которых проблема сохранения и расширения народной музыкальной культуры может оказаться одной из острейших и решение ее может быть обозначено в контексте с выполнением следующих условий:

1. Укрепление материально-технической базы объектов культурного назначения. В клубах, домах культуры, центрах досуга оборудование обветшало, музыкальный инструментарий морально устарел, а освоение новых технологий (звукозаписывающие и воспроизводящие аппаратуры, музыкальные компьютеры, радиомикрофоны и пр.) пока остается для них недосягаемым. Вопрос обеспечения объектов культуры современным оборудованием - очень сложный в финансовом отношении, но не решив его, нынче нет смысла говорить о привлечении в них широкого круга населения, особенно молодежи.

2. Усиление социальной защищенности работников сферы культуры. Все те ценные достояния народной художественной культуры, которые мы имеем сегодня, сохранились от разрушения благодаря усилиям жизнелюбивого энтузиазма фанатичных высокопрофессиональных людей, чей труд является самым низко оплачиваемым среди квалифицированных работников, поэтому многие специалисты вынуждены были вынуждены сменить профессию. Обеспечить, наконец, культработников нормальными жилищными и рабочими условиями и достаточным заработком - не лозунг и не призыв, а обязанность и дело чести местных и государственных органов.

3. Исходя из двух вышеизложенных пунктов, становится очевидным приоритет бюджетного обеспечения необходимыми средствами.

Однако, решая проблемы развития культуры со стороны материального, технического и финансового содержания, не следует выпускать из виду, что основой общества является все же не только материальное производство, но и природа с ее естественными условиями существования людей. Разумеется, «духовное не существует вне материального, но материальное без духовного - античеловечно, антигуманно, бесцельно; то и другое определяет друг друга». Процесс - развития как материальной, так и духовной культуры обязательно предполагает критический подход к культурным традициям прошлого в свете новых факторов и жизненных ситуаций, а также творческое развитие и обогащение их. «Новаторство и преемственность - вот два диалектически взаимосвязанных начала, они во многом определяют исторический процесс, его темп и его противоречия. Их единство существует в вечном противоборство.

В деле передачи опыта и знаний по вопросам функциональности, бытования и навыков народной музыкальной культуры следует обратить особо важное внимание воспитательному и учебному процессам в дошкольных, внешкольных, культурно-досуговых учреждениях, в школах, учреждениях дополнительного образования, центрах эстетического воспитания - во всех объектах, связанных с развитием подрастающего поколения. Формы реализации этих процессов могут быть самыми разнообразными: уроки, экскурсии, праздники, конкурсы, концерты и т.д. Работа по актуализации русской народной музыкальной культуры должна проводиться профессиональными, компетентными лицами, хорошо знающими материал: это могут быть воспитатели, преподаватели, музыканты, руководители любительских и профессиональных творческих коллективов. Они должны располагать научными, исследовательскими, методическими материалами, которые могли бы быть полезными в реализации практических дел: организации совместных мероприятий, проведению массовых народных праздников, фестивалей, смотров, экспедиций и других акций.

Содержание предложенных идей выводит проблемы научной, организационной, методической и материальной поддержки народной музыкальной культуры на уровень приоритетных и актуальных задач региональной культурной политики. Например, центральным организующим звеном этой системы выступает комплексная целевая «Программа развития культуры Смоленской области на 2001 - 2005 годы», которая, ограничиваясь рамками указанного пятилетия, все же нацелена на далекую перспективу и призвана обеспечить преемственность и поступательное движение культуры. «Программа» направлена на максимальное использование всего комплекса культурного наследия региона, его изучение, сохранение, пропаганду, но не раскрывает механизм конкретного действия в той или иной сфере. Данное исследование инициирует это положение в рамках обозначенной темы.

В этой связи: становится важным очертить круг задач, стоящих при разработке концептуальных положений, оценить бюджет необходимого и реально располагаемого времени, определить фактически требуемые и потенциально возможные силы и средства, изложить способы решения поставленных проблем актуализации народной музыкальной культуры.

По аналогии с Н.А. Волокитиным, можно выделить несколько главных сентенций-лозунгов, определяющих основное содержание оптимизации и сохранения народной музыкальной культуры..

1. «Все, что имеем в народной музыкальной культуре - обязаны сохранить, чего бы это ни стоило». Для этого важно с максимальной бережностью собирать материалы фольклора и народных традиций, представляющие научный, художественный или функциональный интерес. Предпочтение и первоочередность при этом желательно отдать тем источникам, которые находятся на грани безвозвратной утраты или исчезновения, ибо уходят уникальные исполнители и хранители этого наследия. Собранное достояние следует профессионально оценить, задокументировать, по возможности функционально актуализировать или заархивировать для последующих поколений.

2. «Обоснованность и системность в реализации всего комплекса программы». Все работы по собиранию материалов народной музыкальной культуры и фольклорных записей необходимо привести к строго упорядоченной единой каталогизации и системе обработки. Это даст возможность пополнять и отслеживать новые поступления, придаст удобства в научной и методической работе, позволит обеспечить широкий и свободный доступ к ценностям каждому заинтересованному лицу, поскольку наследие создавалось многими поколениями и, следовательно, безраздельно должно принадлежать народу.

3. «Создаваемое веками невозможно вспомнить и реабилитировать в одночасье». Широкий разрыв в преемственности русской народной музыкальной культуры развивался на протяжении десятилетий, и поэтому восстановление музыкальных традиций потребует поэтапного приложения усилий не одного поколения. Но чем позже мы возьмемся за дело, тем затраты будут объемнее, а результаты скромнее или совсем недостижимы.

В решении проблем оптимизации и расширения народной музыкальной культуры заинтересованы учреждения культуры, народного образования, высшей школы, туризма, специалисты краеведения, фольклора, этнографии, издательской продукции, все социальные группы населения региона. Следовательно, предстоит работать в рамках тесного, согласованного, делового сотрудничества со всеми, кто может оказаться причастным к сохранению, актуализации и расширению народной музыкальной культуры как на безвозмездной добровольной основе, так и на договорной и коммерческой. Никакая программа не может быть достаточно полной и результативной, если она не опирается на инициативу, поэтому необходим сбор и анализ материалов по заданной тематике и инициативных предложений от широкой общественности. Здесь могут обратить на себя внимание формы и жанры современного народного творчества, пользующиеся у населения наибольшей популярностью: вокально-песенное и хоровое самодеятельное искусство, народная хореография, инструментальная музыка, детские фольклорные праздники, трансформации традиционных обрядов в современных условиях.

К числу основных мероприятий по актуализации русской народной музыкальной культуры организационно-методического характера желательно рекомендовать постепенное внедрение в практику, а затем и в традицию престольных, региональных, всенародных праздников, фестивалей с содержанием элементов народной музыкальной культуры, обрядов, ритуалов.

Исходным принципом актуализации народной музыкальной культуры должно явиться определение приоритетных задач. Одной из них является активизация помощи самодеятельным коллективам народного музыкального творчества со стороны профессиональных исполнителей и специалистов методического плана, которые в рамках своей компетенции могут выработать рекомендации по подбору репертуара, сформировать и ввести в действие постоянную схему консультаций, рассмотреть возможность привлечения уникальных этнических исполнителей к широкой публике. Областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы может взять на себя разработку концепции и ее реализации в виде подпрограммы развития любительского творчества с учетом социально-демографического состава (детские, молодежные, школьные, сельские, городские фольклорные коллективы, хоры, оркестры, ансамбли), а также информационно-методическое обеспечение их деятельности.

Другой важной задачей может стать изучение памятников русской народной музыкальной культуры. Здесь выступает на первый план научно- исследовательская работа с этнографическими, историческими и фольклорными материалами, творческие экспедиции по сбору уникальных образцов музыкальной культуры прошлого, работа конференций, «круглых столов», семинаров по актуальным проблемам.

Интересным решением актуализации и популяризации народной музыкальной культуры может оказаться создание многоступенчатой системы проведения межмуниципальных фестивалей, завершающей ступенью которых было бы мероприятие регионального, областного уровня. Это не новое явление, опыт таких кампаний накапливался со времен первых советских пятилеток, нужно лишь найти наиболее удобные и современные подходы к их осуществлению, а продолжением действия этой системы может стать система широкого проката лауреатов таких фестивалей на уровне областного и межобластного культурного обмена. Организация и претворение такого проекта реальны лишь при согласованном взаимодействии областных, районных и местных руководящих органов культуры с опорой на активную поддержку и инициативы населения, участников художественной самодеятельности, профессиональных творческих коллективов.

Неотложной задачей трансформации в народной музыкальной культуре выступает необходимость развития инновационного опыта эстетического воспитания подрастающего поколения на образцах регионального народного творчества. Подобный инновационный опыт в настоящее время имеет место и продолжает совершенствоваться в ряде общеобразовательных школ г. Смоленска и районных центров, в детских музыкальных школах и школах искусств области. Главным концептом здесь выступает идея ориентации в обучении и воспитании на эстетический всеобуч, куда входит и этнография вкупе с регионально-фольклорным всеобучем. Поэтому предметом особой заботы в деле расширения и оптимизации народной музыкальной культуры является детское творчество. Вовлечению детского и юношеского контингента в музыкальное творчество будут способствовать также и предусмотренные Программой такие проекты, как «Молодые дарования», «Культура и досуг детей», «Народное творчество и самодеятельное искусство», «Организация досуга».

Одним из существенных стимуляторов продвижения в перспективу музыкальной культуры является музыкальное просветительство. Музыкальное просветительство, опираясь на богатейший опыт в этом вопросе, способно сохранить и распространить лучшие традиции народной музыкальной педагогики. Сегодня, к примеру, актуальна и созвучна времени реализация методики по возрождению традиций музыкально-педагогического воспитания населения, проводимого в свое время князьями Тенишевыми. В то же время надо помнить, что прямое проецирование музыкально-просветительского опыта Тенишевых невозможно, да и вряд ли уместно, поскольку время изменило не только ландшафт, но и социально-культурный облик людей. Однако следует признать, что их воспитательная методика, основанная на изучении лучших образцов народного искусства, и сегодня остается актуальной и несомненно может дать великолепный положительный результат.

Важную роль в деле сохранения и развития народной музыкальной культуры будет играть методический центр народного творчества и культурно- просветительной работы. Именно этот институт призван способствовать привлечению возможно более широкого круга людей к активному участию в любительском (самодеятельном) творчестве. Решению этих задач поможет как возрождение народных традиционных праздников, так и введение в традицию новых праздничных форумов самодеятельного творчества: певческие, танцевальные праздники, народной инструментальной музыки, духовых оркестров, эстрадных коллективов, гармонистов, частушечников. В целях придания таким традиционным праздникам колорита естественности будет вполне оправдано проводить их в условиях, соответствующих народному бытованию: в местах, где фольклорные традиции сохранили устойчивость, имеет смысл придать местным праздникам постоянную «прописку», а праздники, не имеющие конкретной адресной привязанности, в целях массового охвата желательно проводить в различных регионах области.

Одним из наиболее эффективных направлений сохранения обрядовопраздничной музыкальной культуры следует считать сохранение и воссоздание очагов бытования местных обрядово-праздничных традиций, а там, где это возможно, создание условий сохранения и воссоздания самой среды бытования этих традиций как надежного гаранта защиты традиционной музыкальной культуры от разрушающих ее внешних влияний. Это потребует создания на территории традиционного бытования эколого-этнографических заповедных зон и воссоздания в них традиционных крестьянских поселений, с присущей им естественной организацией крестьянской жизни, труда, быта, соответствующего конкретике этникоса данной местности. В качестве примера, целесообразно такую заповедную зону совместить с заповедной природно-охранной зоной «Смоленское Поозерье», что позволит придать этому проекту определенный колорит, законченность и естественность, а с другой стороны будет способствовать развитию туризма.

К числу неотложных задач относится также решение проблем материально-технического обеспечения объектов культуры. Частичное решение этих сложных проблем на первых порах можно видеть в сосредоточении новейших технологий, оборудования и технических средств на головных объектах, которые в свою очередь могут быть определены по масштабности и эффективности деятельности, а объекты нижнего ранга могут пользоваться этими средствами на обусловленных правах. В рамках рассматриваемой проблемы следует прежде всего решать вопрос компьютеризации и информатизации учреждений культуры с приоритетом в сторону сельских и районных культурных объектов, снабжения современной электронной акустической аппаратурой, музыкальными инструментами, костюмами и т.д.. Техническую реконструкцию и переоборудование сельских клубов, районных и городских домов культуры важно вести с учетом их дальнейшего совершенствования и перспективного развития.

Сосредоточение мер по сохранению и развитию народной музыкальной культуры в одном институте управления позволит централизовать всю работу и сделать ее обозримой. С этой целью важным документом в деле проведения новой культурной политики является недавно заключенный «Договор о сотрудничестве» между Государственным республиканским центром русского фольклора и Смоленским государственным институтом искусств. Определяя в качестве предмета договора совместную деятельность по сохранению и развитию народного творчества, а также пропаганду различных жанров и форм фольклора и традиционной русской культуры, «Договор» ставит своей целью объединение интеллектуальных и материальных ресурсов, обеспечивающих его реализацию, достижение наибольшего эффекта в области расширения функциональности традиционного искусства и русской культуры, стремление достичь динамизма и перспективности в обозначенном предмете договора.

Изучение истории язычества, этноса, фольклора, а также проблем сохранения и развития русской народной музыкальной культуры показывает, что в этой сфере должна играть важную роль подготовка профессиональных специалистов - руководителей фольклорных коллективов, оркестров и ансамблей русских инструментов, народных хоров, хореографических коллективов, режиссеров народных праздников, массовых зрелищ, гуляний, научно-педагогических кадров и кадров управления. В настоящее время в стране явно обозначилась тенденция к большей гуманизации учебных дисциплин и изучение культуры родного края. Это особенно четко наблюдается в соответствующих вузах страны, где в учебные планы и программы включены такие важные региональные дисциплины, как региональная этнография и фольклор, народная художественная культура и художественный промысел, региональное культуроведение, народный костюм и др.

В результате исследования и анализа современного состояния русской народной музыкальной культуры, изучения теоретического и эмпирического материалов данное исследование видит осуществление необходимых мер по актуализации, сохранению, расширению и трансформации форм русской народной музыкальной культуры в решении следующих задач:

- экономическая и социальная поддержка жителей села, сохранение оставшегося крестьянства, благоустройство быта смоленской деревни;

- всемерная опора в процессе оптимизации народной музыкальной культуры на инициативу и деятельность самого населения; привлечение к обозначенному кругу решения проблем и работе по накоплению и актуализации фольклорного материала людей пожилого возраста - знатоков и хранителей этого багажа;

- возобновление всех актуальных форм народной культуры: праздники, обряды, одежда, быт, народные гуляния, художественный промысел и т.д., активизация их бытования в сельских условиях; учет гармоничного сочетания фольклора с современными формами народной культуры; учреждение детских фольклорных праздников, фестивалей, смотров;

- мобилизация широкого круга специалистов по фольклору, этнографии, истории края, музейных работников, руководителей художественной самодеятельности, профессиональных исполнителей к разработке и реализации мер по оптимизации всех сохранившихся форм народной музыкальной культуры; сбор, изучение и распространение положительного опыта по организации и проведению календарных народных праздников и обрядов с сохранением местного колорита; широкая пропаганда всех форм народной музыкальной культуры средствами массовой информации;

- подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием по соответствующим направлениям, забота о переподготовке специалистов фольклорной и народной ориентации в условиях современного функционирования; внедрение в общеобразовательные учебные учреждения, учреждения дополнительного образования дисциплин по изучению народной культуры (в том числе и музыкальной) родного края;

- проведение научно-исследовательских экспедиций по сбору фольклорного, этнографического, исторического материала, их обработка, расшифровка, каталогизация, архивирование, издание; организация научно- практических конференций, «круглых столов», семинаров, творческих лабораторий по обозначенной тематике.

Народная музыкальная культура не может принадлежать государству, ведомству или отдельной группе людей. Поэтому участие в разработке, обсуждении, принятии к практической реализации, а также контроле любых региональных культурных программ, проектов, мероприятий является неотъемлемым правом всех заинтересованных в этом организаций, творческих союзов, коллективов, работников науки и культуры, народных мастеров и исполнителей.

Необходимость поиска новых механизмов, сил и средств поддержки культурных программ подтверждается и тем, что четко обозначившаяся тенденция разгосударствления культурных объектов, смещения прав и полномочий от центра к регионам, от федеральных структур к структурам муниципальным и самоуправлению, делает ориентацию на активное участие широкой общественности в решении культурных проблем еще более важной и обоснованной.

На протяжении последних лет, не смотря на экономические и социальные трудности, наблюдается повышение заинтересованности населения в реальном решении проблем сохранения и актуализации русской народной музыкальной культуры, традиционного наследия. Это проявляется в возрастающем искреннем интересе молодежи к истории и культуре родного края, в обостренном внимании населения к экологическому балансу между развитием социальнокультурных и производственных инфраструктур, в повсеместном возврате древних праздников, обрядов, обычаев, в готовности личной поддержки конкретных культурных проектов, решений в интересах села, города, района.

Печальный опыт в деле реализации многих государственных и региональных программ в экономической, социальной, культурной сферах свидетельствует о том, как добрые помыслы начинались и заканчивались громким принятием и провозглашением этих программ и в редких случаях достигали желаемого результата. Причинами такого досадного исхода могли быть: недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение этих проектов, нехватка или отсутствие компетентных квалифицированных специалистов, непродуманность механизма действия или неумелое руководство программой, но, что еще хуже, это суммарное сочетание названных изъянов. Поэтому, учитывая, что в стране, вступившей на путь рыночных отношений, основными рычагами управления стали закон, деньги и профессиональная компетентность, становится очевидным, что организатор реализации программы должен вполне уверенно управлять этими рычагами.

Таким образом, смысл трансформации народной музыкальной культуры состоит в ее способности адаптироваться к жизненным меняющимся условиям, а потому перемещаться во временном пространстве от прошлого через настоящее к будущему. Предлагаемые в настоящей работе меры по сохранению, расширению и аккумуляции форм народной музыкальной культуры носят рекомендательный характер, хотя диктуются важностью изучаемого предмета и необходимостью поиска путей дальнейшего процветания народа.

 

Автор: Седухин Б. В.