23.11.2012 3086

Предупреждение преступлений на почве ненависти

 

Представляется, что основные усилия криминологической профилактики следует сосредоточить на следующих направлениях.

Общесоциальный уровень предупреждения преступности включает в себя, прежде всего, меры государственной политики по стабилизации общественной жизни. Этот уровень предполагает обязательную криминологическую экспертизу законопроектов, направленных на борьбу с преступностью, планов социального развития регионов, молодёжной политики.

Именно с проблемы молодёжного экстремизма автор считает нужным начать обсуждение криминологической профилактики hate crimes.

“У кого в руках молодежь, у того в руках и будущее, - неоднократно повторял А. Гитлер. - Я начинаю с молодежи.” Именно в двадцатые годы Веймарской республики ковались кадры последнего поколения руководителей всех уровней гитлеровской империи. В результате, к 1930 г. почти 37% членов НСДАП были моложе 30 лет. Среди партийных функционеров 26 процентов.

Автор считает, что одним из наиболее важных факторов, негативно влияющих на формирование молодёжного экстремизма является период общеобязательного образования. Не случайно, один из самых известных документов ЮНЕСКО «Декларация принципов толерантности» указывает на образование, как на «безотлагательный императив» и самый мощный инструмент построения толерантного общества, исключающего какие-либо расовые или религиозные предрассудки.

Вызывает удивление тот факт, что в некоторых российских изданиях название этого документа звучит совсем по-другому: «Декларация принципов терпимости». Автор полностью разделяет точку зрения российских учёных, которые считают понятие терпимости нагруженным негативным коннотациями. Толерантность, трактуется ими как активная жизненная позиция личности, предполагающая защиту прав любого человека.

Вопросы образования - это серьёзная криминологическая проблема, которая вызвана содержанием учебно-методических материалов.

В качестве примера можно привести выдержки из учебника истории: «Большинство депортированных народов было наказано за сотрудничество с фашистами, как действительное, так и предполагаемое». Доктор исторических наук В.И. Шнирельман полагает, что хотя авторы называют депортацию «нарушением элементарных прав людей», их формулировка создает впечатление, что некоторые народы действительно поголовно сотрудничали с нацистами, как это им инкриминировалось правящим режимом.

Из другого учебника следует, что на Северном Кавказе в 19431944 гг. «были ликвидированы группы бойцов численностью около 20 тыс. чел., действовавшие по согласованию с германским командованием. Для пресечения этого движения были приняты меры по насильственному переселению чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию».

Здесь не говорится ни о беззаконии, проявленном в отношении «наказанных народов», ни об упразднении и восстановлении их автономий. Зато приведенная фраза фактически оправдывает депортацию, изображая ее необходимой мерой по уничтожению антисоветских банд. Между тем, с повстанческим движением в Чечне, в котором на самом деле участвовали лишь несколько сотен бойцов, было в основном покончено к осени-зиме 1942 г. Никакими соображениями государственной безопасности высылка чеченцев и ингушей не вызывалась. Интересен тот факт, что депортации подверглись не только чеченцы «по рождению», но и те, кто считал себя чеченцем.

Учебник, содержащий такие сомнительные рассуждения, победил на конкурсе по созданию учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказу Министерства образования РФ. Он издан сравнительно большим тиражом в 30 тыс. экз. (для сравнения, учебник Жаровой и Мишиной вышел тиражом в 3 тыс. экз.) и активно используется в школах, формируя чеченофобию.

Анализируя роль истории в формировании массового сознания, Эрик Хобсбаум пришёл к следующему выводу: «Мы, историки, в отношении национализма играем ту же роль, что и поставщики мака в производстве героина; мы поставляем на рынок необходимое сырье».

Не лишним будет вспомнить, что основы человеконенавистнической идеологии нацистской Германии были заложены в обычных школьных учебниках. В фундаментальном труде немецких историков, многотомной «Истории человечества», переведенной на русский язык перед первой мировой войной, жители Африки описывались следующим образом: «Едва известный подвижным расам Азии и Европы в течение тысячелетий, своим цветом кожи уже как бы отверженный от ряда благородных народов».

Позднее Гитлер в писал в «Mein Kampf»: «Время от времени мы слышим, что негр стал судьей, учителем, певцом или кем-либо в этом роде. Воспитывать из полуобезьяны судью - это насилие над здравым смыслом, это преступное безумие. Приучать готтентотов и кафров к интеллектуальным профессиям - это грех перед Творцом».

Но не только учебники истории становятся угрозой для подрастающего поколения. По справедливому замечанию А.Г. Осипова, учебники для студентов юридических специальностей формируют навыки эссенциалистского мышления.

В тех немногих учебниках, где есть разделы, посвященные этническим отношениям, читателю предлагается традиционный для отечественной литературы эссенциалистский подход к описанию этничности. Чаще всего излагается теория Л.Н. Гумилева и как данность берется то, что общество состоит из этнических групп, представляющих собой обособленные социальные сегменты, способные к «развитию», и корпоративные личности, наделенные «правами» и «интересами».

Учебники воспроизводят ряд традиционных для советской юридической литературы понятий и подходов. В частности, продолжает использоваться концепция троичности суверенитета. Иными словами, выделяют государственный, народный и национальный суверенитет, последний - в значении суверенитета, которыми обладают все этнические общности.

Как данность используются концепты «национального государства» (в смысле - этнического) и «национально-государственного устройства» без попыток объяснить природу и значение предполагаемой правовой связи между этнической группой и государственностью. Применяется понятие «коллективные права» в различных, не всегда проговариваемых значениях, в том числе в значении «прав» этнических групп как таковых.

Учебники по специальности «Государственное и муниципальное управление» изначально пишутся из допущения, что «межнациональные отношения» представляют собой качественно специфическую область общественной жизни, подлежащую особому регулированию.

При изложении данных, относящихся к деятельности международных организаций и к иностранному законодательству, используется следующий прием - перетолкование иностранных подходов с использованием концептов, свойственных советской и/или восточноевропейской традиции. Например, проблематика защиты меньшинств и противодействия дискриминации описывается как «межнациональные отношения».

Какое мировоззрение сформируют такие учебники? Очевидно, что каждый учебник, в котором излагается то или иное видение «этнических проблем» должен проходить жёсткую и беспристрастную оценку академического сообщества и общественности.

Попытки введения курса «Правовой этнологии», а тем более спецкурса «Этнос и государство», вызывают обоснованную настороженность и сомнения в необходимости таких дисциплин.

Некоторые вузовские специальности - историки, юристы, педагоги, журналисты, психологи, готовят специалистов, активно влияющих на социальные отношения. Именно для них необходимо ввести специальные курсы, разъясняющие основы социального конструктивизма. Это послужит противодействием устоявшимся архаичным концепциям. Подобный курс под названием «Мультикультурализм: дискурс и политическая практика» успешно зарекомендовал себя в Московской высшей школе социальных и экономических наук.

Следует отметить, что субъектами криминологической профилактики должны быть не только государственные органы, но также и неправительственные организации (НПО). НПО, как неотъемлемый институт гражданского общества, могут точнее определить задачу профилактики, сформулировать проблему конкретного сегмента социальных отношений и работать с людьми в доверительной обстановке.

Не случайно, в деле противодействия дискриминации, международные правозащитные организации больше ориентируются на российские НПО, чем на государственные органы.

Представляется, что неправительственные организации могут стать мощным средством правового просвещения населения. Сотрудники НПО имеют возможность проводить обучающие семинары, тренинги, курсы повышения квалификации для целевой категории - учащихся и педагогов, журналистов, работников правоохранительных органов, подростков и молодёжи из «группы риска».

Одним из таких НПО является Независимый экспертно-правовой совет, успешно осуществляющий экспертизу законопроектов и анализ действующего законодательства, проводящий интенсивные правовые тренинги для судей, адвокатов, правозащитников, активистов НПО.

Переходя к правоохранительному блоку криминологической профилактики, необходимо остановиться на вопросе финансирования праворадикальных партий. Здесь уместно провести аналогию с нацистской Германией.

Многие исследователи склонны считать, что именно с 1927 г., после того, как была налажена систематическая финансовая поддержка НСДАП, начался активный процесс фашизации Германии.

Соответственно и российские экстремисты нуждаются в значительной финансовой поддержке.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что финансовая поддержка любой политической партии не лежит на поверхности и сведения об этой стороне жизнедеятельности тщательно скрываются, охраняются от постороннего внимания. Более того, предпринимаются попытки дезинформации.

В связи с этим автор предлагает следующие меры криминологической профилактики.

1. Соответствующие подразделения МВД и ФСБ должны отслеживать денежные потоки, поступающие в распоряжение экстремистов, выявлять кредитно-финансовые учреждения и банковские структуры, спонсирующие праворадикальные организации.

2. Органы внутренних дел должны пристально следить за регистрацией и деятельностью частных охранных предприятий (ЧОП). В ряде случаев они создаются для прикрытия экстремистской деятельности. Регистрация частных силовых структур позволяет экстремистам свободно закупать огнестрельное оружие, боеприпасы, спецсредства, засекречивающую аппаратуру связи; проводить специальную тактическую и огневую подготовку контингента под руководством опытных инструкторов. Разумеется, что процесс подготовки сопровождается идеологической индоктринацией.

В случае массовых волнений и гражданских беспорядков эти организации могут выступить в качестве хорошо вооружённых и мобильных структур, дестабилизируя обстановку и ставя под угрозу действия властей по наведению порядка.

Эта угроза усугубляется тем, что многие сотрудники частных охранных предприятий - это бывшие работники органов правопорядка и спецслужб, знающие профессиональные приёмы и методы оперативно-розыскной деятельности; отставные военнослужащие подразделений специального назначения, имеющие опыт участия в боевых действиях на территории Чеченской республики. К середине 2002 года общая численность охранных агентств достигла порядка 13 700, а численность охранников возросла до 313 ООО.

Ещё одним средством криминологической профилактике является Нейтрализация коллективной воли праворадикальных экстремистов. Эта стратегия предусматривает собой постоянное разрушение консолидации экстремистских движений силами государственных структур.

Нейтрализация коллективной воли условно можно разделить на две составляющие:

1. вытеснение праворадикальных организаций из публичного пространства;

2. формирование негативного общественного мнения в отношении экстремистов.

Вытеснение праворадикальных организаций из публичного пространства предусматривает собой комплекс мер по запрету артикуляции праворадикальных идей в средствах массовой информации. Экстремисты не должны получать право голоса на телевидении, в прессе, на радио, в Internet-изданиях.

Соответственно подлежат немедленному закрытию собственные СМИ праворадикальных организаций, теле- и радиопередачи экстремистского содержания. Должна изыматься аудио- и видеопродукция праворадикальной направленности, музыкальные skin-группы не должны получать помещения для своих выступлений.

Однако к предлагаемым мерам борьбы нужно подходить с крайней осторожностью, в частности, потому, что они должны быть основаны на тщательно выверенном балансе различных правовых гарантий, а до сих пор все попытки достичь такого баланса наталкивались на серьезные трудности. Например, Верховный Суд Канады признал недействительными законы, регулирующие высказывания, рассчитанные на возбуждение ненависти, по причине их слишком широких и всеобъемлющих формулировок. Практика Европейского Суда по правам человека также демонстрирует неоднозначную позицию в отношении свободы слова и борьбы с расизмом.

Тем не менее, государство должно неуклонно проводить антиэкстремистскую политику, ведь как показывает история, в условиях слабого государства, столкнувшегося с высоко сплочённой националистической группой, эскалация насилия наиболее вероятна.

Важным субъектом криминологической профилактики являются органы Федеральной регистрационной службы. Это ведомство обязано предельно внимательно изучать уставные документы общественных организаций и политических партий, с целью не допустить регистрации объединения, посягающего на права и свободы человека. Желательно привлечение независимых экспертных организация для правового анализа учредительных документов.

Формирование негативного общественного мнения в отношении экстремистов разумно проводить, опираясь на поддержку официальных СМИ, а также на помощь религиозных и общественных организаций.

Средства массовой информации, путём показа, в prime-time, тематических передач, демонстрации результатов опросов общественного мнения, публикации статей смогут закрепить в массовом сознании образ экстремиста, как угрозы жизненно важным ценностям человека. Сами журналисты считают, что СМИ должны демонстрировать антиобщественную природу экстремизма во всех его проявлениях.

Эта роль масс-медиа получила должное освещение в правовой науке. Так, доктор юридических наук Г.Н. Горшенков, разработавший новое направление в криминологической науке - «криминология массовых коммуникаций», обоснованно полагает, что средства массовой информации могут быть использованы на благо общества для правовой пропаганды и агитации.

Другие учёные также считают, что СМИ могут стать инструментом профилактики преступлений на почве ненависти.

Религиозные и неправительственные организации должны постепенно вытеснить праворадикальную идеологию на периферию общественных интересов, как форму враждебного мышления.

Разумеется, что криминологическая профилактика будет неполной без виктимологической профилактики.

Виктимологическая профилактика органически входит в систему предупредительного воздействия на преступность в той мере, в какой поведение потерпевшего включается в механизм факторов, обусловливающих и способствующих совершению преступлений. Но она имеет свои особенности, что и даёт основания рассматривать её, в известной мере, как самостоятельное направление криминологической профилактики преступлений:

1. Виктимологическая профилактика имеет свой самостоятельный объект позитивного воздействия - реальных и потенциальных потерпевших от преступлений.

2. Информационное обеспечение виктимологической профилактики, помимо общих для неё и криминологической профилактики информационных источников, связано с применением специальных схем выявления её объектов (в частности, специальных виктимологических классификаций).

3. Методы виктимологической профилактики и формы, в которых она осуществляется, основаны в большей мере на убеждении. Принуждение здесь может быть использовано менее широко, чем по отношению к основному профилактируемому контингенту.

4. Общая и индивидуальная виктимологическая профилактика осуществляется на основе широкого использования возможностей взаимопомощи, граждан.

5. Виктимологическая профилактика осуществляется также путём нейтрализации виктимно опасных ситуаций, в которых ещё не установлены возможные причинители вреда и сеть основания ориентироваться только на определённые типы потенциальных потерпевших.

6. Задача виктимологической профилактики - предупреждение так называемых «инверсионных преступлений», в которых происходит смена ролей преступник-жертва путём воздействия на потенциальныого потерпевшего (в первую очередь инициатора возникновения опасной ситуации).

7. Виктимологическая профилактика имеет свои организационные особенности.

Основные мероприятия виктимологической профилактики можно разделить на две группы.

К первой группе относятся меры по устранению криминогенных ситуаций. Сюда входит усиленное патрулирование опасных районов города: парков, метрополитена; издание памяток, инструкций и брошюр, разъясняющих как свести к минимуму риск стать жертвой преступления, информирование граждан о времени и месте проведения концертов, фестивалей, спортивных мероприятий.

Ко второй группе относятся меры, способствующие обеспечению личной безопасности потенциальной жертвы. Объектом профилактического воздействия является конкретная группа лиц, как правило, это люди с отличающимся фенотипом, и рекомендации должны учитывать эти особенности. С представителями suspect group должны проводиться квалифицированные психологические тренинги, ролевые игры, тренировки по обучению приёмам самообороны. По возможности потенциальные жертвы должны приобрести газовое и иное нелетальное оружие и научиться им пользоваться.

Следует заметить, что при осуществлении мер виктимологической профилактики требуется глубокое уважение к личности и соблюдение мер этики. Профилактика не должна сводиться к механическому инструктированию и разъяснению.

В связи с этим, в дополнение к уже существующим средствам виктимологического предупреждения, автором предлагается пятиэлементная методика проведения виктимологической профилактики:

1. В первую очередь для разработки практического руководства по проведению виктимологической профилактики необходима помощь учёных-криминологов. Именно они, в силу опыта и специфики научной деятельности, обладают совокупным знанием предмета, включая зарубежный опыт и последние достижения в области профилактики. Мнение учёных-криминологов является стержневым по вопросам виктимологической профилактики.

Возможна подготовка специалистов по виктимологической профилактике в рамках вузовского и постдипломного образования.

3. Также мероприятия по виктимологической профилактике следует разрабатывать и проводить с помощью опытных психологов- практиков. Необходим тщательно продуманный подход к каждому тренингу и занятию с учётом психологических и гендерных особенностей целевой группы. Оптимальным вариантом будет сотрудничество с психологами из кризисных центров.

3. Учитывая то, что значительной категорией потерпевших являются студенты из стран Африки и Азии, то надо принимать во внимание социокультурные характеристики жителей этих стран. Следовательно разумным будет привлечение к подготовке профилактических мероприятий антропологов и этнологов, имеющих опыт работы в указанных регионах и свободно владеющих соответствующим языком.

4. Разработка мероприятий по проведению виктимологической профилактики будет неполной без участия в ней практических работников правоохранительных органов. Сотрудники милиции смогут оказать значительную помощь в проведении виктимологической профилактики, так как хорошо знают криминогенную обстановку по районам города, особенности совершения hate crimes, наиболее вероятные зоны криминальной активности экстремистов. Эксперты МВД могут составить виктимологический прогноз - своеобразную топографию потенциальных криминальных ситуаций.

Ценным вкладом является тот факт, что потенциальные жертвы познакомятся с представителем власти, не будут испытывать страха или сомнения при обращении в органы милиции. Желательно, чтобы конкретного сотрудника милиции закрепили за тем или иным вузом или факультетом, и студенты, имея контактные телефоны, могли незамедлительно обратиться за помощью именно к нему.

5. Важным фактором является наличие «связующего звена» среди лиц, осуществляющих профилактику. Например, для студентов-иностранцев первых курсов, это - студент старших курсов из той же страны, который послужит своеобразным «коммуникативным мостом» между субъектом и объектом виктимологической профилактики. Такая фигура снимет напряжение, наладит отношения базового доверия, поможет разъяснить студентам некоторые сложности профилактики, законодательства, выполнит функции переводчика.

Автор неслучайно уделяет особое внимание к проблемам иностранных студентов - постоянные нападения скинхедов уже вызвали отток иностранных студентов из российских вузов.

 

Автор: Бабиченко К. Н.