25.11.2012 2797

Предпосылки возникновения и деятельность вузов политехнического и сельскохозяйственного профиля на Юге России в 30е - середине 40х г

 

Индустриализация и коллективизация страны потребовали квалифицированных специалистов для промышленности и сельского хозяйства. Для того, чтобы практически осуществить выдвинутый сталинским руководством лозунг «Догнать и перегнать передовые капиталистические страны», ноябрьский Пленум ЦК ВКП (б) 1929 г. в постановлении о подготовке технических кадров поставил вопрос о расширении сети «вузов нового типа с резко выраженной специализацией по определенным отраслям промышленности».

В соответствии с этим решением особое внимание было уделено созданию технических и сельскохозяйственных вузов, а также упорядочиванию в них учебного процесса, чему способствовало создание при СНК СССР Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию.

19 октября 1932 г. было принято постановление ЦИК СССР, в котором подчеркивалось, что «в массовой подготовке кадров специалистов в настоящее время основной задачей является закрепление достигнутых успехов и дальнейшая борьба за повышение технического образования в вузах, втузах и техникумах при всемерном дальнейшем укреплении их связи с производством, поднятии качества учебы и действительном поощрении инициативы и энергии каждого учащегося в его учебной работе».

Партийно-государственные органы определили перечень тех качеств, которыми должны обладать новые кадры: «В условиях победы социализма, когда «кадры, овладевшие техникой, решают все», к вузам должны быть предъявлены новые, более высокие требования, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных, коммунистически воспитанных, всесторонне образованных и культурных кадров, обладающих «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Ленин) и способных полностью освоить новейшие достижения науки, использовать технику до дна и по- большевистски, революционно связать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой».

В последующем эти требования к кадрам были закреплены в Уставах Новочеркасского индустриального, Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства и других технических вузов, в Уставах Северо-Кавказского, Горского и других сельскохозяйственных вузов, в Уставах Калмыцкого и других пединститутов и т.д. В уставах некоторых вузов эти требования к кадрам дополнялись еще одним: они должны «смело вести борьбу против устаревшей науки и прокладывать дорогу для новой жизни» (Сталин).

Исходя из указанных требований, ЦИК Союза ССР выработал систему мер по упорядочению учебного процесса в вузах. В первую очередь это касалось программ и учебных планов. При пересмотре программ и учебных планов предлагалось обращать внимание на обеспечение теснейшей связи между прохождением теоретических курсов, экспериментальными работами и производственной практикой; полное соответствие программ требуемым специальностям; устранение многопредметности; введение на старших курсах факультативных дисциплин, имеющих отношение к данной специальности; дифференциацию сроков обучения в высших учебных заведениях в зависимости от специальности и задач втуза и вуза.

ВКВТО по поручению ЦИК СССР и по представлению народных комиссариатов установил сроки обучения в пределах от 3-х до 4-х лет в зависимости от специализации втуза (вуза). Сроки обучения без отрыва от производства устанавливались в том же порядке, причем допускалось их увеличение до одного года в сравнении с соответствующими специальностями вузов и втузов при очном обучении.

Всем народным комиссариатам было предложено в двухмесячный срок пересмотреть список специальностей, подготовляемых вузами, втузами и техникумами, под углом максимального сокращения номенклатуры специальностей и установления специальностей в учебных заведениях с учетом перспектив развития данной отрасли народного хозяйства и достижений науки и техники, а также необходимости дать специалисту широкую общенаучную и общетехническую базу для полного овладения данной специальностью.

Ставилась задача обеспечить развитие втузов и вузов в соответствии с растущими потребностями народного хозяйства преподавательскими кадрами, оборудованием и т.п. При дальнейшем развертывании вузов и втузов особое внимание обращалось на недопущение излишнего параллелизма, создания «карликовых» втузов и вузов в районах крупного строительства и в национальных республиках. Организация новых высших учебных заведений допускалась лишь с разрешения правительства СССР.

Традиционно аграрный регион Юга России в годы первых пятилеток превращался в индустриально-аграрный. Города Ростов, Сталинград, Грозный и другие стали крупными промышленными центрами. Здесь были построены крупные заводы сельскохозяйственного машиностроения: Ростсельмаш и «Красный металлург», Сталинградский тракторный завод и др.

Изменение структуры народного хозяйства Юга России нашло соответствующее отражение в изменении структуры вузов в этом регионе. В частности, здесь были открыты Ростовский-на-Дону и Сталинградский институты сельскохозяйственного машиностроения, Грозненский нефтяной институт и др.

О динамике развития технических вузов как в стране, так и в исследуемом нами регионе свидетельствуют следующие архивные данные: в 1933г. из 112 институтов тяжелой промышленности, имевшихся в стране, 7 располагались на Юге России. Среди них: Грозненский нефтяной институт, имевший 855 студентов дневного отделения и 83 - заочного; Северо-Кавказский институт цветных металлов (Орджоникидзе), в котором обучалось 463 студента с отрывом от производства; Сталинградский механический институт, обучавший 738 человек очно и 45 - заочно; Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения (г. Ростов-на-Дону), имевший 497 студентов стационара и 323 - заочного отделения; Краснодарский строительный институт с составом 342 человека очно и 167 человек заочно; Северо-Кавказский индустриальный институт в Новочеркасске - первый и самый крупный вуз региона - обучал 799 студентов на дневном отделении и 236 студентов - на заочном. В Новочеркасске был открыт и авиационный институт, обучавший 78 человек на дневном отделении.

Как видим, к 1933 г., когда в стране в ходе индустриализации была создана система вузов тяжелой промышленности, в промышленных центрах Юга России были созданы профильные вузы, готовившие инженеров, конструкторов и других специалистов для системообразующей отрасли экономики - тяжелой промышленности.

О специфике региона говорит и тот факт, что в 1934 г. на Юге России не было вузов Наркомата легкой промышленности (в стране их было 15), Наркомлеса (в стране - 9), ЦУДОРТРАНСА (5), Наркомсвязи, (6), Наркомвода (3), Гидромедкома (2), Центросоюза (17), Наркомвнешторга (3) и т.д. Но в тоже время в регионе функционировали 2 из 24 институтов Наркомснаба (в Астрахани - Институт рыбной промышленности, в Краснодаре - Северо-Кавказский институт масло маргариновой промышленности); один из 14 вузов Наркомата путей сообщения (Ростовский механический институт инженеров железнодорожного транспорта); один из 8 вузов Наркомхоза (Новочеркасский институт инженеров коммунального строительства); 1 из 11 вузов Госплана ЦУНХ (Таганрогский филиал Саратовского планового института); 1 из 13 вузов Наркомфина и Госбанка (Ростовский финансово-экономический институт)

О превращении Юга России к 1934 г. в индустриально-аграрный регион убедительно свидетельствуют данные о контингенте втузов по отраслям и районам (тыс. чел.):Для сравнения: в вузах Московской области по этим специальностям обучалось 35936, Ленинградской области - 27154, Уральской области - 10243, Западно-Сибирского края - 4407, Нижневолжского края - 2520, Средне-волжского края - 1795, Дальневосточного края - 1290, Восточно-Сибирского края - 854 и т.д.

Таким образом, Северный Кавказ уже в первые годы индустриализации уверенно вышел на четвертое место в России по развитию промышленности, что подтверждается данными о количестве подготовки специалистов.

Конкретное представление о том, как создавались технические вузы на Юге страны, можно составить на примере Северо-Кавказского института цветных металлов, открытого во Владикавказе 1 сентября 1931 г. Институт создавался на базе закрытых к тому времени факультетов цветных металлов в Томске, Новочеркасске и Днепропетровске. В октябре 1931 г. Бюро обкома Северо-Осетинской автономной области рассмотрело вопрос о деятельности политехнического института и отметило, что организационный период в работе института в основном завершен. Бюро указало на недостатки, имевшиеся в работе вуза. Они были связаны, главным образом, с теснотой помещений, в которых располагался вуз, с жилищно-бытовым неустройством преподавателей и студентов.

Первые три года своего существования институт размещался в очень тесных помещениях, малоприспособленных для учебной, а тем более для научной работы. Одновременно шло строительство новых корпусов, в которые институт переселился в 1934-35 учебном году.

Ввиду полного отсутствия свободного помещения и необходимого оборудования во временном здании института в лабораториях местного Гидроцветмета осенью 1932 г. были организованы занятия по пробирному искусству для студентов 3-го курса. Кроме того, в двух комнатах, временно предоставленных институту в здании местного горно-металлургического техникума, была оборудована лаборатория для проведения специальных металлургических работ.

Так протекали занятия в институте до начала 1933-1934 учебного года. К этому времени было решено передать в ведение кафедры металлургии цветных металлов лабораторию горнозаводского анализа.

Несмотря на все трудности, институт расширялся и рос. К концу 1930х годов он имел уже два факультета: металлургический со специальностями «Металлургия цветных и благородных металлов», «Обогащение полезных ископаемых» и горный со специальностями - «Разработка рудных и россыпных месторождений», «Геология и разведка полезных ископаемых». Контингент студентов составлял около 400 человек, число кафедр - 21, профессорско-преподавательский состав - 66 человек. За 10 лет институт выпустил 587 специалистов.

В соответствии с постановление СНК СССР от 11.12.1929 г. в мае 1930 г. был образован Сталинградский тракторостроительный институт (документы за 1930-1933 гг., 1938-1941 гг. не сохранились). Он был основан на месяц ранее пуска первенца отечественного тракторостроения - Сталинградского тракторного завода, для которого первоначально и предназначалась подготовка специалистов с высшим техническим образованием.

Новому вузу было выделено 4 деревянных барака. Силами преподавателей, студентов и служащих 2 барака были в короткое время приспособлены под учебные помещения, а 2 - под студенческие общежития. В сентябре 1930 г. к занятиям приступили первые 236 студентов.

Через год силами тракторостроя был введен в строй новый учебный корпус, что позволило оборудовать лаборатории и кабинеты физики, высшей математики, начертательной геометрии и черчения, металловедения и общей химии.

В апреле 1933 г. тракторостроительный институт был переименован в механический со специальностями: литейное дело, холодная обработка металлов, техническое нормирование. В дальнейшем, после нескольких реорганизаций, в институте сложились факультеты: автотракторный со специальностями - автотракторные двигатели и автотракторостроение; механико-технологический со специальностями - технология машиностроения, резание металлов. Окончательно сформировались общетехнические и профилирующие кафедры.

Важнейшая и весьма трудная задача, которую пришлось решать руководству института в первые дни его существования, - подбор педагогических кадров. Штатных преподавателей в институте не хватало. Приходилось привлекать к работе сотрудников индустриального техникума, а также инженеров промышленных предприятий города. В числе первых штатных преподавателей были профессор В.Г.Ильинский, а также преподаватели К.Д.Блюмкин, М.Д.Соловьев, проработавшие в институте более 45 лет, и др.

В 1940 г. в институте работали 64 штатных преподавателя: 3 профессора, 9 доцентов, 30 старших преподавателей, 8 преподавателей и 14 ассистентов.

Как видим, становление новых технических вузов на Юге России происходило сложно: не хватало преподавателей, оборудования, помещений, препаратов. Однако, благодаря настойчивости руководства и энтузиазму преподавателей и студентов, институты цветных металлов во Владикавказе, механический институт в Сталинграде (как, впрочем, и другие технические вузы региона) состоялись и внесли значительный вклад в открытие месторождений полезных ископаемых, становление горно-металлургических комбинатов, тракторных и других заводов.

Для сравнения: вузы Московской области готовили специалистов сельскохозяйственного профиля в количестве 6664 человек, Ленинградской обл., - 4509, Нижневолжского края - 4027, Средне-волжского края - 2017, Уральской области - 1482, остальных регионов - на порядок ниже. Таким образом, Северный Кавказ, по подготовке специалистов для села уверенно занимал 2 место в России, а с учетом Сталинграда и Астрахани - однозначно первое.

Данные показатели свидетельствуют о создании в период коллективизации довольно развитой, на наш взгляд, сети сельскохозяйственных вузов на Юге России. Из 106 сельхозинститутов, имевшихся в то время в СССР, 10 располагались на Дону и Северном Кавказе. Ряд из них, созданных в 20-е годы - Новочеркасский ветеринарный, Краснодарский сельскохозяйственный, Северо-Кавказский зоотехнический, Горский сельскохозяйственный институты - представляли собой крупные учебные центры, имевшие необходимую базу и преподавательские кадры.

В 1934-1935 гг. была предпринята реорганизация сети аграрных вузов. Специально созданная для этой цели комиссия внесла предложения в Комитет высшего технического образования о слиянии сельскохозяйственных институтов с другими вузами и превращении некоторых в техникумы. В частности, был преобразован в техникум Таганрогский институт механизации; Пятигорский зоотехнический институт сливался с Горским сельскохозяйственным институтом в г. Орджоникидзе.

По мнению комиссии, данная «реорганизация позволяла не только ликвидировать слабые, «карликовые» вузы, не имеющие ни оборудования, ни преподавательских кадров, но и укрепляла контингент студентов, «оборудование и преподавательские силы для вновь создающихся сельскохозяйственных институтов».

Рассмотрим развитие аграрных вузов в 1930-е годы на примере некоторых из них. В соответствии с приказом по Наркомату земледелия СССР Ставропольский сельхозинститут был открыт 1 октября 1930 года на базе факультета овцеводства Московского зоотехнического института, организованного, в свою очередь, в 1920 году и являвшегося единственным на момент своего создания учебным заведением в стране по подготовке высших зоотехнических кадров. И совсем уж недолгую историю имел факультет овцеводства, который начал прием студентов в 1929 году. Созданный на его базе вуз, первоначально названный Московским институтом овцеводства, расположился в Москве на Смоленском бульваре.

Вскоре стало очевидно, что без производственной овцеводческой базы осуществлять подготовку специалистов-овцеводов высшей квалификации вряд ли возможно. Поэтому в целях приближения вновь созданного вуза к производству, в соответствии с Постановлением СНК СССР от 28 февраля 1932 года, он был переведен в Ставрополь-на-Кавказе. Выбор размещения вуза был весьма удачен. Подготовка специалистов-овцеводов в городе к тому времени осуществлялась в овцеводческом техникуме. В то же время, являясь крупнейшей базой отечественного овцеводства, Ставрополье давало стране 40 процентов тонкорунной шерсти. С мая того же года в Ставрополь стали прибывать преподаватели и студенты, и к октябрю 1932 года все они, а также вспомогательный персонал были на новом месте. Лишь немногие сотрудники и студенты института предпочли остаться в Москве. В те же сроки в Ставрополь была доставлена и основная материальная база института, который получил название Союзного учебного института овцеводства учебно-научно-производственного комбината. В состав этого комбината вошли также учащиеся овцеводческого техникума, рабфака, рабочие учхоза «Лесные ключи» и овцесовхоза № 10. Тогда же, в 1932 году, был произведен очередной набор на первый курс института.

Однако в качестве института овцеводства ССХИ просуществовал недолго. В тот период в системе вузов страны ликвидировались малые, так называемые «карликовые», институты, сливаясь с более крупными. Поэтому постановлением СНК СССР от 28 февраля 1933 года институт овцеводства переименовывается в Северо-Кавказский зоотехнический институт и к нему присоединяются Северо-Кавказский институт свиноводства (из Краснодара) и отделение мясомолочного скотоводства Таганрогского сельскохозяйственного института.

Вновь образованный институт начал подготовку зоотехников на отделениях овцеводства, мясомолочного скотоводства и свиноводства с четырехгодичным обучением. В том же 1933 году вузом был осуществлен первый выпуск зоотехников, среди которых - 41 овцевод и 47 свиноводов. В 1934 году институт закончили также 18 специалистов мясомолочного скотоводства.

В начальный период истории вуза на организацию учебного процесса, его содержание и эффективность как никогда большое влияние оказывали экстраординарные факторы - неустроенность быта на грани выживания, не менее опасная классовая нетерпимость и крайне низкий уровень общеобразовательной подготовки студентов.

Первый год работы института в Ставрополе был особенно трудным. Студенты недоедали. Положенных им по карточке 400 граммов кукурузного хлеба да неизменной капусты в столовой (утром - квашеной, в обед - вареной, в ужин - тушеной) явно не хватало. К тому же в зимнее время институт не отапливался и студенты на занятиях сидели в пальто и шапках.

Но, несмотря на экстремальные условия, пропусков занятий по неуважительным причинам тогда не было. С нашей точки зрения, «виной» тому был высокий уровень преподавательского мастерства прибывших из Москвы видных ученых. Такие педагоги, профессора, как А.Н. Адова (кстати, внучка Д.И. Менделеева), Б.К. Гиндце, А.Ф. Флоренс, Н.И. Пелихов и другие покоряли студентов своими лекциями. Среди прибывших из Москвы преподавателей был ученик академика П.П. Павлова В.К. Красуцкий первый заведующий кафедрой физиологии животных.

В качестве примера плодотворной работы института можно показать кафедру овцеводства и шерстоведения под руководством доктора сельскохозяйственных наук, профессора А. А. Смирнова. Под его руководством была проделана огромная работа по преобразованию грубошерстного овцеводства в высококачественное тонкорунное путем массовой метизации.

В совхозе «Айгурский» развернулась большая работа по совершенствованию тонкорунной породы овец «советский меринос». Селекционеры стремились создать животных, хорошо приспособленных к экстремальным условиям засушливых зон. Вначале они использовали переменное скрещивание, потом метод разведения «в себе» помесей желательного типа. В результате было создано стадо тонкорунных овец, отличающихся большой выносливостью и высокой продуктивностью.

К сожалению, проявиться научным и педагогическим талантам первых преподавателей вуза зачастую мешало недоверчивое, а то и неприкрыто враждебное отношение к выходцам из привилегированных до революции слоев населения. Хотя более половины преподавателей нового института составляли те, кто родился в крестьянской семье, но среди первых 42 научных работников вуза были выходцы и из дворян, и из духовенства, и из мещан.

О том, что первые годы существования института были омрачены атмосферой классовой непримиримости, и это, безусловно, не способствовало подготовке специалистов и проведению научных исследований, свидетельствуют, например, следующие воспоминания Д.Звягинцева, работавшего секретарем парторганизации института в страшную пору репрессий - в 1934-1936 годах: «многие представители профессорско-преподавательского состава имели далеко не безупречные биографии. Укажу только на некоторых из них. И. о. профессора Крюков был директором Департамента земледелия царского министерства. Этот крупный царский чиновник приносил немало хлопот. В свое время он побывал во всех главных странах мира. Владел многими языками, восторгался постановкой сельского хозяйства в США, Англии, Канаде и других странах. В лекциях не упускал случая «лягнуть» Советскую власть, указать студентам на их серость и невежество. Делалось все это в манере благовоспитанности и тонкой язвительности. Доцент Кардынович - дворянин, белоручка, внешне лояльный. Однако старые коммунисты - участники гражданской войны - часто говорили о нем как о чуждом. А. А. Смирнов, как выходец из семьи служащего, 10 лет был кандидатом партии. Неоднократно ставился вопрос о приеме его в партию, но всякий раз ему отказывали из-за его социального происхождения. А ведь он был очень хорошим педагогом и добросовестно выполнял партийные поручения».

Другим фактором, отрицательно влияющим на результаты учебного процесса в вузе, была недостаточная подготовленность к нему студентов. В первые годы существования института большинство поступивших в него студентов имели лишь семилетнее образование и для них приходилось организовывать дополнительные занятия по общеобразовательным дисциплинам за курс средней школы.

Все эти обстоятельства не могли не привести к весьма плачевным результатам. Итоги 1933/34 учебного года свидетельствовали о крайне низкой академической успеваемости. Задолженность по учебным дисциплинам имели 168 из 809 студентов, отсев студентов по неуспеваемости в течение года составил 226 человек.

Тем не менее первые неудачи не охладили, а скорее, наоборот, вдохновили организаторов учебного процесса на поиск нетривиальных путей выхода из создавшегося положения. Как и в других вузах страны, в тот период времени в институте шли активные поиски новых форм обучения. Например, педагоги безуспешно пытались внедрить систему необязательного посещения лекций. Не привился и бригадно-лабораторный метод обучения, когда экзамен сдавал один из членов бригады студентов, как правило, бригадир, а полученная им оценка ставилась всем остальным 8-10 членам этого коллектива.

В 1936 году этот метод был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой», в соответствие с которым, как мы уже отмечали, был установлен порядок проведения зачетно-экзаменационных сессий, организации занятий по твердым учебным планам и расписаниям, введены единые зачетные книжки и студенческие билеты. В результате принятых мер во второй половине тридцатых годов успеваемость в Ставропольском сельхозинституте значительно возросла.

Постепенно, хотя и крайне медленно, укреплялись научнопедагогические кадры института. Если в первой половине тридцатых годов из 42 научных работников вуза было всего 5 кандидатов наук, то в 1940 году профессорско-преподавательский состав насчитывал уже 53 человека, среди которых были 1 доктор и 15 кандидатов наук.

Ограниченность материальных возможностей в первые годы существования Ставропольского сельхозинститута не помешала наладить проведение практических занятий по животноводству. Они проходили на скотном дворе, где содержались 8-10 коров, 6-8 свиней, до 20 голов овец разных пород и лошади. В подвале была оборудована молочная лаборатория, в которой студенты самостоятельно изготавливали сыры и масло.

В те годы учебное хозяйство института состояло из двух ферм. Кроме фермы в имении бывшего ставропольского предпринимателя Демина в распоряжении вуза находилась ферма «Лесные ключи» в районе Пелагиады, где располагались свиноферма, вальцовая мельница, сад и орошаемый огород. С самого начала существования учхоза его материально-техническая база была слабой. Обрабатывать землю приходилось в основном на лошадях и волах, т. к. нескольких стареньких «фордзонов» и «интернационалов» было недостаточно для проведения всего цикла полевых работ.

Руководили обеими фермами люди, не имеющие специальной подготовки в области сельского хозяйства. Как вспоминал впоследствии Д. Звягинцев, управляющий фермой «Лесные ключи» товарищ Гапонов «конечно, не имел образования, однако он обладал природной способностью организатора и, как коммунист, отдавал все свои силы этому хозяйству. Руководителем фермы на бывшем хуторе Демина был тов. Шевкопляс. Моряк, партизан, старый коммунист, так же, как и тов. Гапонов, не имел образования, однако хозяйство вел рачительно, и все расходы покрывались доходами».

Трудовую закалку студенты тридцатых годов получали не только на практических занятиях. Они оказывали огромную помощь колхозам в проведении сельскохозяйственных работ. Например, в 1933 году студенты вуза безвозмездно трудились в хозяйствах края пять месяцев.

О моральных качествах молодежи тех лет говорит такой случай. Студенту Косте Стрелкову была доверена должность повара. Время тогда было тяжелое - в стране не хватало продовольствия и это сказывалось на скудном студенческом пайке. Через несколько дней ребята заметили, что повар стал сдавать - похудел, еле передвигал ноги. Когда разобрались, в чем дело, оказалось, что свою порцию еды Костя присоединял к общему пайку, а сам оставался голодным. Пусть этот пример бескорыстия и любви к товарищам всегда помнят студенты академии!

Говоря о первом этапе пути, пройденном коллективом Ставропольского сельхозинститута перед началом Великой Отечественной войны, уместно сказать о конечной цели его деятельности - выпускниках. В 1938 году институт сделал первый выпуск зоотехников широкого профиля в количестве 138 человек. А всего в годы второй и третьей пятилеток институт подготовил 800 зоотехников широкого профиля. Многие выпускники довоенных лет, такие как главный специалист в стране по овцеводству Н.А. Васильев, начальник управления овцеводства Министерства сельского хозяйства СССР И.Т. Котляров были известны далеко за пределами Ставропольского края.

В связи с развернувшейся на Северном Кавказе коллективизацией сельского хозяйства потребовалось большое количество квалифицированных сельскохозяйственных кадров. К началу коллективизации такие кадры для национальных районов региона готовил Горский сельскохозяйственный институт во Владикавказе.

Однако, как отмечалось на заседании бюро Северо-Осетинского обкома ВКП (б) от 7 октября 1931 г. при рассмотрении вопроса «О положении в ГСХИ», «с этой задачей Горский сельскохозяйственный институт, имеющий значительные успехи и за последнее время заметно выросший, справляется все же в слабой степени. Институт еще не стал центром, откуда нацобласти могли получать практическую и научную помощь в деле социалистической переделки сельского хозяйства. Отдельные попытки делались беспланово, без увязки с основными задачами, стоящими на сегодняшний день перед нацобластями».

В соответствии с Уставом Горского сельскохозяйственного института, утвержденного приказом ВКВШ У/268 от 20.05.1939 г., ГСХИ имел всего по 2 факультета дневного и заочного отделения - полеводства и зоотехнии. Так, например, для сельскохозяйственного Дагестана в 1932 г. необходимо было подготовить свыше 2000 животноводов, 800 работников по техническим культурам, 500 виноградорей, 620 полеводов по специальным культурам, 1650 садоводов и 1560 работников других квалификаций. Другие национальные районы также нуждались в значительном количестве сельскохозяйственных специалистов. Понятно, что двумя факультетами Горского СХИ подготовить необходимое количество кадров для всех национальных районов региона было невозможно.

В связи с этим бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) 7 апреля 1932 г. приняло решение об открытии в Дагестане сельскохозяйственного института. Секретариат Дагобкома партии разработал ряд мероприятий по его выполнению. В результате осенью 1932 г. в г.Махачкале на базе факультета виноградарства и садоводства-плодоовощеводства ГСХИ был открыт плодово-виноградный институт. Постановлением СНК ДАССР № 1152 от 4 октября 1934 г. он был переименован в Дагестанский сельскохозяйственный институт. Вначале он готовил агрономов - специалистов в области плодоводства, овощеводства и виноградарей- виноделов. В 1937 г. был организован зоотехнический факультет, в 1938 г. - ветеринарный, в 1939 г. - полеводческий.

Уже в 1934 г. материальная база вуза расширилась. Постановлением Дагестанского правительства институт получил в 3-4 км от Махачкалы новое здание, так называемый Дом кадров, общей площадью 9585 кв.м для учебных целей и студенческих общежитий. Институтом была освоена площадь в 3729 кв.м, на каждого учащегося приходилось учебной площади 7,8 кв.м, жилой - 4,9 кв.м. Но при перепрофилировании помещений требовались довольно большие затраты на переоборудование.

Кафедры приступили к оборудованию лабораторий и кабинетов. В некоторых лабораториях еще не было столов, не было проведено электричество и т.д. В 1939 г. институт занимал уже 5142 кв.м, в здании Вузгородка. Но, как отмечалось в отчете об итогах работы государственной экзаменационной комиссии института от 15 июля 1940 г., все еще сохранялась теснота помещений, было бедное оборудование и плохо приспособленное к учебному процессу богатое учебное хозяйство.

Для практического обучения студентов в 1933 г. было создано учебно-производственное хозяйство института на базе опытного овцесовхоза, коневодсовхоза, совхоза молочного скотоводства им. Р.Люксембург, овцеводческого племхоза «Татаюрт», Махачкалинского пригородного хозяйства с молочного фермой и огородного совхоза при железнодорожной станции Шамхал.

Итоги работы сельскохозяйственных институтов в 30-е годы были подведены на первом Всесоюзном совещании работников высших сельскохозяйственных учебных заведений в декабре 1939 г., обсуждавшего вопрос: «Состояние и задачи сельскохозяйственного образования и план подготовки специалистов высшей и средней квалификации в третьей пятилетке».

Отметив, что за годы Советской власти высшая школа дала сельскому хозяйству около 60 тысяч специалистов и что в настоящее время в СССР в 87 высших сельскохозяйственных учебных заведениях обучается 58700 студентов (агрономов - 19625, зоотехников - 8230, ветврачей - 9000, инженеров разных специальностей - 16650 и т.д.), совещание обратило внимание на ряд серьезных недостатков в работе сельскохозяйственных вузов: материально-техническая база не соответствует требованиям количественной и качественной подготовки специалистов, отсутствуют новейшие марки сельхозмашин и пр.; ряд ведущих дисциплин не обеспечены учебниками, в том числе «Организация социалистических сельскохозяйственных предприятий», «Землеустроительное проектирование», «Селекция», «Эксплоатация машинотракторного парка» и др.; учебные хозяйства вузов находятся в запущенном состоянии и совершенно не удовлетворяют требованиям постановки учебного процесса и научно-исследовательской работы и т.д.

Особенно остро стоял вопрос о научно-педагогических кадрах в связи с резким ростом сети вузов. По данным Госплана преподавательский состав вузов по индустриально-техническим, сельскохозяйственным и экономическим дисциплинам в то время составлял приблизительно 10 тыс. человек. Потребность в дополнительных кадрах по указанным дисциплинам составляла 27,5 тыс. человек. Общее количество научных кадров к концу первой пятилетки должно было быть доведено до 37,5 тыс. человек. Естественно, встал вопрос: где взять такое количество новых преподавателей в течение трех лет?

Представители Госплана считали, что основными источниками пополнения преподавательских кадров должны быть аспирантура; привлечение к преподавательской деятельности в вузах наиболее квалифицированных специалистов с производства без отрыва от производства, в порядке совместительства; привлечение к преподаванию научных работников, которые были заняты только исследовательской работой. Так обстояло дело с подготовкой кадров в масштабе Союза. Для национальных районов Северного Кавказа вопрос о научных кадрах стоял не менее остро в связи с открытием шести новых вузов. Например, в начале 1934-1935 уч. года в Грозненском нефтяном институте на 9 кафедрах работало 37 человек, из них профессоров - 2, доцентов - 2, и.о. доцента - 1, остальные кафедры возглавляли ассистенты. В Северо-Кавказском институте цветных металлов некоторые кафедры возглавляли преподаватели без званий и степеней.

Для укомплектования научно-педагогических кадров вузов была расширена аспирантура. Для вузов Северо-Кавказского края в 1930-31 учебном году было выделено 202 аспирантских места. В том же году была открыта аспирантура и в Горском педагогическом институте, в которую был принят 21 человек. Уступая просьбам дирекции института, Наркомпрос РСФСР ежегодно увеличивал контингент аспирантов. На 15-е сентября 1932 г. в институте было 75аспирантов (из них мужчин - 51, женщин - 24), но уже на 1-е января 1934 г. в институте числилось всего 28 аспирантов.

Аспирантура была открыта еще в двух вузах: Грозненском нефтяном и Северо-Кавказском институте цветных металлов. На 1-е января 1934 г. в СКПИ, ГСХИ, ГНИ, СКИЦМ числилось 54 аспиранта. В 1934 г. началась подготовка аспирантов в Астррыбвтузе, а с 1935/36 уч.г. аспирантура открылась в Сталинградском механическом институте. Естественно, что такими темпами подготовки аспирантура вышеназванных вузов не могла полностью удовлетворить потребность в научно-педагогических кадрах.

Поэтому основным путем формирования профессорско- преподавательских составов новых вузов Юга России, в отличие от вузов центральных районов, был путь приглашения их из других городов России. Так, например, по приглашению Дагестанского СХИ в Махачкалу прибыли на работу из Горского СХИ - А.Г.Коновалов, Ф.О.Адамахов и ряд других; из Донского СХИ - Г.Г.Агабелянц, Г.С.Марченко; Кубанского СХИ - А.Л.Казинцев, Д.И.Виноград и др.; Белорусской сельхозакадемии - И.П.Тихомиров; Московской сельхозакадемии - В.П.Христианович; Киевского политехнического института - И.А.Рябов; Московской Комакадемии - А.М.Солдатов; Комвуза Красной профессуры - Саид- Гусейнов и др. Поэтому уже в 1934 г. среди 42 преподавателей было 9 профессоров, 19 доцентов, 7 преподавателей и 7 ассистентов (по должностям).

Так, Кабардино-Балкарский обком ВКП (б) 23 апреля 1932 г., учитывая, что на месте нет высококвалифицированных преподавательских кадров для пединститута, принял решение просить Северо-Кавказский крайком обеспечить институт такими кадрами к началу нового учебного года. В 1932-1950 гг. почти весь профессорско-преподавательский состав Кабардино-Балкарского государственного педагогического института состоял из специалистов, приехавших из различных городов страны. Кабардинцев и балкарцев среди них было очень немного. В дагестанских вузах также работали в основном приглашенные из центральных городов преподаватели. Поэтому первоочередной целью в сфере высшего образования национальных республик была подготовка научнопедагогических кадров из представителей коренных национальностей.

Вот, например, как формировался профессорско-преподавательский состав Северо-Кавказского института цветных металлов в г. Владикавказе. Ядро преподавательского коллектива составили специалисты, прибывшие из Новочеркасского и Днепропетровского металлургических и Томского политехнического институтов. В их числе - крупнейший специалист в области металлургии профессор В.Я.Мостович, профессора В.Г.Агеенков, А.М.Брезгунов, доценты С.М.Анисимов, М.П.Верховцева.

Одновременно Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» устанавливался строгий порядок избрания на должности научно-педагогического персонала, руководителей кафедр. Они должны были выдвигаться по конкурсу и утверждаться по представлению директора вуза Всесоюзным комитетом по высшей школе при СНК СССР. Право участия в конкурсе на руководство кафедрой представлялось лицам, имеющим звание профессора или ученую степень доктора наук. Доценты кафедр должны были утверждаться начальником управления вузов народного комиссариата по представлению директора. Сотрудники кафедр - ассистенты, научные сотрудники, лаборанты - должны были выдвигаться персонально профессором-руководителем кафедры по согласованию с деканом факультета и утверждаться директором вуза. В постановлении была определена перед сотрудниками кафедр задача систематического повышения их научно-преподавательской квалификации и предложено директорам вузов не допускать совместительства. Руководители кафедр устанавливали для каждого сотрудника кафедры индивидуальный конкретный план научно-исследовательской работы.

В сентябре 1937 г. из 503 штатных преподавателей и совместителей всех вузов автономных республик Северного Кавказа было 11 докторов и 33 кандидата наук, что составляло менее 10% от общего количества преподавательского состава. Из-за недостаточного количества преподавателей во всех вузах не выполнялся учебный план, предметы переносились с курса на курс, не проводились занятия в полном объеме. Во всех институтах были кафедры, имевшие вакантные должности преподавателей.

В то же время следует признать, что к началу 1940-х годов принимаемые меры по комплектованию вузов штатными преподавателями стали давать положительный результат. Так, в штатном формуляре профессорско-преподавательского состава на 1940-1941 уч.год в Орджоникидзевском институте цветных металлов было 20 кафедр, из них 11 возглавляли штатные сотрудники, 4 - по совместительству, на 5 кафедрах были и.о. зав.кафедрой; из всех заведующих кафедрами не имели ученых степеней и званий всего 3 человека; членом ВКП (б) был только зав.кафедрой основ марксизма-ленинизма, остальные были беспартийными. В Ростовском- на-Дону машиностроительном институте была 21 кафедра, из них 17 возглавляли штатные преподаватели; не имели ученых степеней и званий 4 человека, членами ВКП (б) были 6 чел., остальные - беспартийные. В Сталинградском механическом институте из 19 кафедр 18 возглавляли штатные преподаватели, без ученых степеней и званий было 6 человек, коммунистами были 9 человек, остальные - беспартийные.

Таким образом, мы видим, что положение дел в вузах с преподавателями, имеющими ученые степени и звания, к началу 1940-х годов несколько улучшилось. Но в то же время процесс партизации преподавательский состав затронул не сильно.

Естественно, что большинство в спешном порядке созданных вузов как страны, так и изучаемого нами региона в тридцатые годы находились в стадии становления, поэтому необходимого количества специалистов они дать не могли, не говоря уже о качестве. Все трудности, с которыми столкнулась высшая школа, как и все трудности жизни общества в то время, высшее партийно-государственное руководство страны стало объяснять «деятельностью врагов народа» и «капиталистическим окружением». В 1937 г. прокатилась кампания против руководителей различных отраслей народного образования.

Например, в докладе «О мероприятиях по ликвидации последствий вредительства по втузам НКТП и об укреплении высшей технической школы тяжелой промышленности» говорилось: «Длительное вредительство, проводимое врагами народа Пятаковым и Петровским в области подготовки инженерного состава промышленности, снизило результаты работы втузов, создало в их дальнейшем развитии ряд узких мест, задержало выпуск новых отрядов молодых специалистов, тормозило развитие втузов. Вредительством Пятакова и Петровского были поражены все важнейшие звенья работы вузов и системы учебных заведений в целом».

Далее в докладе объяснялось, в чем это «вредительство» проявилось. В частности, в области организационных вопросов «вредительство выразилось в непрерывных организационных изменениях системы и сети самих втузов при отсутствии действительной заботы об их организационном материально-техническом и укреплении; в извращении идеи индустриальных втузов (гигантомания), в невыполнении решений партии и правительства по созданию и укреплению втузов в крупных национальных центрах; в извращении единоначалия в самих учебных заведениях».

Бюро Дагестанского обкома партии, заслушав 10 марта 1935 г. вопрос «О контрреволюционных троцкистско-зиновьевских вылазках в учебных заведениях Дагестана», приняло особое постановление, в котором подчеркивалось: «В связи с тем, что состав учащихся отдельных вузов, техникумов, рабфаков засорен чуждым элементом, поручить культпропу и другим отделам ЦК ВКП (б) совместно с ЦК комсомола и соответствующими наркоматами наметить конкретные мероприятия для очищения учебных заведений от чуждых элементов».

Кроме того, на формирование контингента студентов влияли различные разверстки, бронирование и пр. Например, второе партийное совещание по вопросам народного образования (апрель 1930 г.) отметило, что привлечение рабочих должно проводиться по нескольким направлениям.

Направлением в вуз занимались заинтересованные в кадрах хозяйственные органы. Учебные заведения сами посылали на промышленные предприятия, в совхозы, в округа и районы вербовочные комиссии, бригады, состоящие из представителей органов народного образования и лучших студентов. Методы вербовки и мобилизаций были характерной чертой комплектования вузов в годы первой и частично второй пятилеток. Об этом свидетельствует и Постановление Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) от 28 мая 1934 г.: «Утвердить разверстку набора по областям и районам Обязать директоров и партийные организации институтов командировать в области и районы бригады по проведению набора учащихся».

Представляет интерес для понимания процесса формирования контингента студентов протокол совещания при наборе в вузы Кабардино- Балкарской области в мае 1934 г. В нем, в частности, говорилось: «Произвести набор учащихся в следующем порядке в педагогический институт: а) выпуск из рабочего факультета - 34 чел.; б) выпуск курсов по подготовке в вузы - 15 чел.; в) по разверстке из Черкесии - 8 чел.; г) из числа окончивших школу колхозной молодежи - 37 чел. (кабардинцев), д) из школы колхозной молодежи горско-еврейской колонии - 4 чел. (евреев); е) из числа окончивших школу колхозной молодежи и прочих национальностей - 4 чел.; ж) из числа лучших учителей и ударников (кабардинцев и балкарцев) - 10 чел.; з) в порядке свободного набора - 10 чел. (балкарцев)». Это свидетельствует о том, что и в середине тридцатых годов свободного набора в вузы практически не было.

К середине 30-х годов стабилизировался социальный состав учащихся, что подтверждают архивные данные о составе учащихся на 01.01.1937 г. Так, в Новочеркасском мелиоративном институте училось 816 человек, из них рабочих было 323 чел., (39,6%), служащих - 260 (31,9%), колхозников - 92 (11,3%), крестьян-единоличников – 75 (9,2%), специалистов - 60 (7,3%), кустарей - 6 (0,7%). Среди студентов было 31 член ВКП (б) (3,8%) и 261 член ВЛКСМ (32%).

Социальный и партийный состав студентов Новочерскасского индустриального института был следующим: всего студентов - 2944, из них рабочих - 1802 (61,2%), служащих - 561 (19,1 %), специалистов - 328 (11,1%), колхозников - 134 (4,6%), крестьян-единоличников - 72 (2,4%), кустарей - 47 (1,6%). Среди студентов было 253 коммуниста (8,6%) и 977 комсомольцев (33,2%).

В целом, социальный состав студентов вузов отражал социальную структуру общества на момент объявления о победе социализма в СССР. Процент рабочих во всех вузах был наибольшим, а в индустриальных вузах он был еще более значительным. Но в то же время процесс партизации студенческий состав затронул в незначительной степени и коммунистов среди них были единицы, а члены ВЖСМ составляли максимум треть студенческого состава.

Что касается общего контингента студентов по количеству, то он на протяжении тридцатых годов изменялся довольно незначительно, сильно сократившись в 1940-41 учебном году в связи с введением платного образования и изменением порядка назначения стипендий. Число студентов во всех вузах страны к 15 декабря 1940 г. уменьшилось на 103 484 чел., т.е. на 15%. Больше всего сократилось количество студентов педагогических вузов. Часть студентов подверглась гонениям и необоснованным репрессиям за «буржуазное» прошлое своих родителей, плохое усвоение идей марксизма-ленинизма. В конце 30-х годов в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)» было догматизировано преподавание общественных дисциплин. Приостановлено чтение курса генетики.

Чтобы сгладить негативные последствия массовых чисток и репрессий, шедших в вузах страны, 17 мая 1938 г. в Кремле был организован прием Сталиным работников высшей школы. Его речь представляет весьма характерный эзоповский образец, в котором нет и намека на проблемы, волнующие преподавателей и студентов вузов, а были лишь общие рассуждения о науке и ее значении. В частности, Сталин высказался за процветание науки, той науки, которая не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки, которая обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой.

Следует отметить, что сталинское руководство, понимая важность высшего образования для решения кадровой проблемы, уделяло ему должное внимание. Если в 1913 г. в царской России из бюджета вузам было выделено 1,6 млн. руб., что составляло 8 копеек на душу населения, то в 1934 г. Вузам было выделено 910,1 млн. руб., что составляло 5руб. 35 коп. на душу населения, т.е. финансирование увеличилось в 78 раз.

Такое увеличение финансирования привело к значительному росту количества вузов. Так, если к началу 1915 г. в России было 14 технических вузов, из них на Юге России - 1 (политехнический институт в Новочеркасске), то в 1934 г. в СССР в ведении Наркомата тяжелой промышленности было 112 вузов из них на Юге России - 7. Если в 1915 г. в России было всего 10 сельскохозяйственных вузов, в том числе на Юге - 1 (Новоалександровский институт в Ростове), то в 1934 г. в СССР было 106 сельскохозяйственных вузов, из них на Северном Кавказе - 10, т.е. столько, сколько во всей России было в 1915 г.

Несмотря на то, что форсированная индустриализация нуждалась в огромных капиталовложениях, Советское Правительство находило возможность поддержать студенчество. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1928 г. «Об усилении финансирования технического образования и материального обеспечения студенчества» установило следующий размер стипендий для студентов индустриальных и сельскохозяйственных вузов: на младших курсах - 35 руб., двух старших курсах - 45 руб., для студентов остальных вузов - 30 руб.

В дальнейшем размер стипендий неоднократно увеличивался. Постановление ЦИК и СНК СССР от 18 декабря 1929 г. установило средний охват государственными и хозяйственными стипендиями по индустриальным и сельскохозяйственным вузам в размере 70%. По закону от 10 февраля 1933 г. устанавливался следующий размер стипендий: при нормальной успеваемости на 1 курсе - 55 руб., на 2к. - 65 руб., на Зк - 75 руб., на 4к. - 95руб., на 5к. - 115 руб. При высокой успеваемости размер стипендии на 1 и 2 курсе повышался на 10 руб., а на 3, 4 и 5 курсах - на 20 руб. Для студентов, обучавшихся на дефицитных специальностях, т.е. крайне нужных государству, размер стипендии был еще выше: при нормальной успеваемости на 1 курсе - 75руб., на 2к. - 90 руб., на Зк. - 105 руб., на 4 - 125руб, на 5к. - 150 руб.; при высокой успеваемости стипендии на первых двух курсах была на 15 руб. выше, на 3 курсе стипендия составляла 125 руб., на 4к. - 150 руб., на 5к. - 175 руб.

Не забывало Правительство и о преподавателях. Постановление СНК СССР №200 от 11.11.1937 г. установило следующие должностные оклады профессорско-преподавательскому составу: ассистенту - от 70 до 120 руб., доценту - от 80 до 140 руб., профессору - от 120 до 230 руб. Это при том, что среднемесячная зарплата в 1940 г. по народному хозяйству составляла 33,1 руб., по промышленности - 34,1 руб., по просвещению - 33,1 руб., по науке и научному обслуживанию - 47,1 руб.

Вместе с тем динамика подготовки кадров в вузах ещё не позволяла удовлетворить насущные проблемы управления народным хозяйством. Об их масштабе говорят следующие данные: в начале 1937 г. в АзовоЧерноморском крае было 74728 коммунистов, из них имели законченное высшее образование - 2515 (3,4%), неполное высшее образование имели 1078 (1,4%), законченное среднее образование - 4765 (6,4 %), неполное среднее образование - 7143 (9,6%). В то же время имели только начальное образование 33791 (45,2%) коммунистов, еще 25362 (33,9%) человека были грамотны, но не имели и начального образования, и было азбучно неграмотных - 74 (0,1%).

Не лучшим было положение с образованием коммунистов и в других партийных организациях. Так, в Адыгее было 2626 коммунистов, из них высшее образование имели всего 38 человек (1,4%); в Дагестане было 7117 коммунистов, из них с высшим образованием - 233 человека (3,3%); в Кабардино-Балкарии было 3425 коммунистов, из них с высшим образованием - 77 (2,2%), в Калмыкии было 2185 коммунистов, из них с высшим образованием - 74 (3,4%); в Северо-Кавказском крае было 36229 коммунистов, из них с высшим образованием - 1315 (3,6%); в Северной Осетии было 3833 коммуниста, из них с высшим образованием - 251 (6,5%); в Сталинградском крае было 34939 коммунистов, из них с высшим образованием - 1637 (4,7%); в Чечено-Ингушетии было 6976 коммунистов, из них с высшим образованием - 203 (2,9%).

Эти данные об уровне образования коммунистов, составляющих основную часть управленцев советского общества, говорят о том, что в области высшего образования предстояло решать еще чрезвычайно много проблем.

Анализируя историю развития вузов Юга России в 1930-х годах, можно заметить, с какими объективными трудностями сталкивались высшие учебные заведения в тот период, когда еще не был положен конец коммунистическим экспериментам в этой области, не преодолен классовый подход к преподавателям и студентам. Параллельно шел процесс формирования административно-командной системы управления как всей страной, так и высшей школой, создание культа личности и расцвет массовых репрессий. Все это не могло не сказаться на работе вузов в отрицательную сторону.

Наиболее слабым местом в деятельности вузов был кадровый вопрос. Старые кадры практически были ликвидированы, а новые советские кадры еще не набрались опыта организации учебно-воспитательной работы. Хотя на местах в отдельных вузах воодушевленные духом созидания преподаватели и студенты творили чудеса, создавая часто на пустом месте высшие учебные заведения.

Несмотря на отдельные недостатки, главную задачу, которую ставили перед техническими и сельскохозяйственными вузами партийное и советское руководство страны, они выполнили - обеспечили форсированно растущую промышленность высоко подготовленными инженерно-техническими кадрами.

Да, Советский Союз в 30-е годы приглашал иностранных специалистов как носителей передовой производственной культуры с целью максимального использования «технических знаний и опыта иностранных рабочих и специалистов для ускорения темпов строительства». Они участвовали в строительстве новых предприятий, реконструкции старых заводов и наладке импортируемого оборудования. Как правило, они выполняли роль консультантов или занимали руководящие должности, но не они нам построили новые заводы и фабрики. Об этом убедительно говорят следующие данные.

В 1930 г. в СССР насчитывалось около 2100 иностранных специалистов. В Нижне-Волжской промышленности, в основном в Сталинграде, было занято 95 иностранных инженеров и техников, что составляло 1,9 % от общей численности ИТР в регионе. С середины 1930-х годов промышленность начала получать достаточно компетентных инженеров и техников из своих втузов и техникумов, что стало экономической основой отказа от услуг иностранных специалистов. Совокупность политических и экономических факторов привела к существенному сокращению их численности. К 1938 г. в Нижне-Волжском крае насчитывалось около 60 иностранных специалистов, что составляло менее 0,5 % от числа всех ИТР. Все это обеспечило инженерно-техническую безопасность и способствовало укреплению обороноспособности как страны в целом, так и южного региона в частности.

Таким образом, потребности индустриальной и аграрной модернизации страны и Южного региона привели в 30-е годы к формированию в этих районах значительной сети институтов высшего технического образования. Сталинский лозунг «кадры, овладевшие техникой, решают все» заставил местные партийные организации обратить пристальное внимание на качество обучения в технических вузах и связь обучения с производством. В связи с этим совершенствовались учебные программы, дифференцировались сроки обучения в зависимости от специальности.

Спецификой формирования высшего технического образования на Юге России было преобладание вузов тяжелой промышленности в национальных районах, связанных с разработкой полезных ископаемых. Вузовская система легкой промышленности была развита на Юге в 30-е гг. слабее, что отражало общую тенденцию партийно-государственной политики на преимущественное развитие производства средств производства.

Аграрный характер Юга России потребовал большого количества специалистов и организаторов сельского хозяйства. Эта проблема стала еще более острой в связи с коллективизацией и колхозным строительством. В 30е гг. на Юге располагалась десятая часть всех сельхозинститутов Советского Союза. Мощным учебным потенциалом располагали вузы, созданные еще в 20-е годы. Качественная реорганизация аграрных вузов в середине 30-х гг. укрепила наиболее значительные институты, привела к созданию опытной и производственной базы.

Кадровая и материальная ситуация в техническом и сельскохозяйственном регионе была столь же сложной, что и в других местностях. Не хватало учебных помещений, подвергались репрессиям наиболее опытные ученые и педагоги. Надо заметить, что в сельхозинститутах был сосредоточен наименее подготовленный контингент студентов, т.к. качество обучения в сельских школах было ниже, да и первоначально в сельхозвузы принимались выпускники с семилетним образованием. К концу 30-х гг. социальный состав студенчества стал вполне соответствовать социальной структуре советского общества. Для улучшения ситуации в провинциальные вузы приглашались специалисты из Центра, в самых значительных технических вузах была открыта аспирантура, студенческий контингент расширялся за счет вербовки на производстве.

В целом же главную задачу, которую ставили перед техническими и сельскохозяйственными вузами партийное и советское руководство страны, высшая школа Юга России выполнила - обеспечила форсированно растущую промышленность и колхозы высоко подготовленными инженерно-техническими кадрами и специалистами сельского хозяйства.

 

Автор: Кононенко В. М.