25.11.2012 6668

Вузы Юга России в годы Великой Отечественной войны

 

В условиях начавшейся войны вся деятельность вузов стала определяться потребностями фронта и военного хозяйства. Следует отметить, что нападение фашистской Германии было с возмущением и негодованием встречено вузовской общественностью Юга России. Во всех высших учебных заведениях 22 июня 1941 г. состоялись митинги, на которых преподаватели и студенты заявили о готовности выполнить свой гражданский долг - встать на защиту Родины.

Многие преподаватели и студенты ушли на фронт. Так, уже в первые же дни войны свыше 600 студентов и 66 научных работников Ростовского государственного университета стали бойцами Красной Армии. Вот лишь несколько примеров героизма и верности долгу вузовских работников.

Когда враг оказался на подступах к Ростову, почти все оставшиеся коммунисты университета во главе с секретарем парткома Д.Н. Шишовым пошли добровольцами в Ростовский полк, ставший на пути противника к воротам Кавказа. Бойцы батальона, где он был комиссаром, яростно дрались с превосходящими силами противника, не давая ему продвигаться на этом участке. 21 ноября 1941 г. в боях за хутор Волошин Родионово- Несветайского района Ростовской области разорвавшейся вражеской миной Д.Н. Шишов был смертельно ранен и на руках бойцов своего батальона скончался. Бойцы и командиры, полюбившие этого отважного комиссара, поклялись еще крепче бить врага.

Г.А.Иноземцев еще до войны окончил педагогический факультет РГУ. Работал он в архивах города, занимался научной деятельностью, напечатал ряд статей по истории Северо-Кавказского края. В 1942 г. Г.А.Иноземцев ушел на фронт командиром пулеметного взвода, а к концу войны он уже был командиром соединения. В армии он продолжил научно-литературную деятельность. На фронте он написал и опубликовал ряд статей историко-политического характера. За разгром немецкой группировки при освобождении города Витебска и Полоцка Г.А.Иноземцеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Советской Армии героически воевали кубанцы, включая студентов и преподавателей Краснодарского госпединститута и других вузов Кубани. Многие из них были награждены орденами и медалями, а более 300 воинов за героизм и мужество получили звание Героя Советского Союза. В их числе воспитанник пединститута Анатолий Хуторянский, ушедший на фронт студентом истфака. Командуя танковой ротой на Белорусском фронте, он добился, как сказал об этом отважном командире знаменитый полководец К.К.Рокоссовский, «от каждого своего подчиненного решительности, смелости и самоотверженности в бою». В сражении на реке Сож в 1943 г. Хуторянский со своими бойцами танками Т-34 нанес большой урон немецко-фашистским войскам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 г. за этот подвиг А.Н.Хуторянскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Следует заметить, что после начала войны сеть и контингент студентов вузов Российской Федерации заметно сократился. Так, число университетов с 1940-41 учебного года по 1942-43 учебный год сократилось с 12 до 11, количество студентов в них - с 24,3 до 9,3 тыс. человек; педагогических институтов уменьшилось с 71 до 56, число студентов в них - с 45,6 до 14,6 тыс. человек; учительских институтов сократилось - со 148 до 83, количество студентов в них - с 36,1 до 12,9 тыс. человек.

В связи с войной контингент студентов в вузах Юга России сократился следующим образом: Ростовский университет - на 442 человека (39%), Ростовский пединститут - на 900 человек (60%), Новочеркасский учительский институт - на 120 человек (30%) и т.д.

Уплотнение академических занятий в вузах региона сочеталось с трудом по оказанию помощи фронту, обороне. Сотни студентов и преподавателей работали на создании оборонительных сооружений, в отрядах противоздушной обороны.

Во многих вузах была начата подготовка из числа студентов трактористов и комбайнеров для замены уходящих на фронт из сельского хозяйства механизаторов. В Калмыцком пединституте обучалось 60 таких студентов, в Грозненском - 58, в Пятигорском - 185, в Ростовском - 135, в Северо-Осетинском - 169, в Краснодарском - 913, в Астраханском -67, в Сталинградском - 302 человека.

Многие вузы, предоставили свои аудитории для организации госпиталей. Так, например, в начале войны главный учебный корпус Ставропольского сельскохозяйственного института был сдан под госпиталь, в результате чего учебно-материальная база вуза значительно сократилась. В связи с этим пришлось закрыть ветеринарный факультет и вместо него открыть агрономический, на который поступило 75 человек. С 25 октября 1941 г. до начала января 1942 г. коллектив института в полном составе был мобилизован на оборонные работы на ближайших подступах к Ставрополю.

Война внесла существенные коррективы в реализацию учебных планов. Так, в 1941 г. в связи с гитлеровской атакой на г. Ростов в октябре месяце и необходимостью укрепления обороны занятия в РГУ начались 22 декабря. Работали все факультеты университета: физико-математический, геолого-почвенно-географический, биологический, химический и вновь созданный историко-филологический факультет.

В 1942 г., в период летнего наступления фашистских войск, вузы Северного Кавказа оказались в очень сложной ситуации. Так, 8 июля 1942 г. нацистская авиация разбомбила здание физико-математического факультета РГУ, при этом погибло 12 работников экспериментальных мастерских.

Фронт стремительно приближался к городу. Университет начал готовиться к эвакуации. Под руководством ректора С.Е.Белозерова демонтировалось учебное и научное оборудование, готовились к отправке архив, библиотека, студенты и преподаватели. В фондах Государственного архива Ростовской области имеется интересный документ: Пропуск № 1221 от 31 июля 1942 г. ректору Ростовского госуниверситета Белозерову С.Е. на проезд с профессорско-преподавательским составом в количестве 180 человек от ст. Махачкала до гор. Фрунзе. На основании этого документа университет был эвакуирован сначала в г. Махачкалу, затем - город Ош Киргизской ССР. Начался новый период в деятельности вуза - эвакуационный. Университет был объединен с Ростовским педагогическим институтом, и тем не менее наиболее острой проблемой была нехватка высококвалифицированных кадров. Нередко кафедры возглавляли аспиранты. Объединенный коллектив РГУ и РГПИ насчитывал всего 9 профессоров, 25 доцентов, 25 преподавателей, лаборантов и ассистентов.

В ГАРО обнаружен и еще один документ военного времени - Приказ по Наркомпросу РСФСР от 21 октября 1942 г. «О работе Ростовского университета им. В.М.Молотова», в котором отмечается вклад коллектива университета в оборону города в 1941-1942 гг. и ставятся задачи по организации учебного процесса на новом месте. Приказ, в частности, обязывает ректора университета С.Е.Белозерова: а) обеспечить набор студентов на первые курсы университета в количестве 150 человек, учительского института - 100 человек, заочного отделения пединститута - 200 человек; б) принять все меры к возвращению в университет бывших студентов РГУ и РПИ, эвакуированных из Ростова; в) обеспечить все специальности университета квалифицированными кадрами.

Одновременно Наркомпрос ставил вопрос перед Всесоюзным комитетом по делам высшей школы о помощи РГУ со стороны ректоров центральных университетов в обеспечении студентов учебной литературой, оборудованием, реактивами и историческими пособиями.

Ученые Ростовского университета и пединститута на новом месте активно включились в подготовку кадров и научные исследования. В период оккупации вуз окончило 33 человека. Был высоко оценен также вклад преподавателей в исследование Наукатского минерало-сырьевого комплекса, местного растительного сырья и разработку научной истории Ошской области.

В связи с началом боевых действий на южном фланге советско- германского фронта 1 августа 1942 г. был закрыт Краснодарский педагогический институт. Учебная база института была сильно подорвана, остались в целости лишь два студенческих общежития и дома научных работников. Сохранилась библиотека заочного отделения в 20 тыс. томов, вегетационный домик, метеорологический инвентарь и немного учебного оборудования.

Ставропольский госпединститут был эвакуирован в Азербайджанскую ССР, где работал в течение полугода. Институт испытывал серьезные трудности в преподавательских кадрах, оборудовании, учебниках и во всем другом.

В сложных условиях лета 1942 г. эвакуировались и другие вузы региона. 2 августа 1942 года коллективу Краснодарского института виноделия и виноградарства пришлось покинуть родной город и пешим порядком пройти немало километров. Часть профессорско- преподавательского состава (45 человек из 64) была вывезена на автомашинах. Из 460 студентов эвакуировались 85. вуз вынужден был оставить значительную часть учебно-лабораторного оборудования, наглядных пособий, инвентаря. После весьма тяжелого пути 1 октября 1942 года институт прибыл в конечный пункт эвакуации - город Самарканд Узбекской ССР и сразу же приступил к развертыванию своей деятельности. Были предприняты шаги к установлению связей с местными вузами и научно=исследовательскими учреждениями. Заключается договор с Самаркандским сельскохозяйственным институтом на право использования его учебных помещений, что позволило кубанскому вузу уже в декабре 1942 года начать учебные занятия. На первый курс было зачислено 55 человек. Учебный процесс обеспечивали 29 научно-педагогических работников.

В другом узбекском городе - Катта-Кургане - обосновался Краснодарский химико-технологический институт, разместившийся на базе маслоэкстракционного завода. Учебными аудиториями служили четыре комнаты, арендованные у школы комбайнеров и технической школы завода. Очередной набор в количестве 52 человек был осуществлен в ноябре 1942 года.

По распоряжению Наркомата цветной металлургии в августе 1942 года Орджоникидзевский институт цветных металлов был эвакуирован вместе с заводом «Электроцинк». Из-за отсутствия крытых вагонов студенты и преподаватели ехали на открытых платформах. Основное оборудование института было отправлено окружным путем через Каспийское море и размещено в Свердловском горно-металлургическом техникуме и на Усть-Каменогорском заводе № 10. 159 студентов (среди них 8 юношей) для продолжения учебы получили направление в Иркутский и Алма-Атинский горно-металлургические институты. Профессорско-преподавательский состав был распределен по предприятиям цветной металлургии, в основном в пределах Северной Осетии.

Драматично проходило перебазирование Грозненского нефтяного института. Получив приказ эвакуироваться в г. Коканд Узбекской ССР, в сентябре 1942 года студенты под руководством преподавателей погрузили в вагоны самые необходимые учебные приборы, реактивы, учебные пособия и отправились в Баку. Отсюда на танкере они пересекли бушевавший в это время Каспий, а затем продолжили многодневный и изнурительный путь по пустыне Каракумы. В дороге несколько человек умерли от дизентерии, малярии, истощения. Наконец институт прибыл в Коканд и разместился в нефтяном техникуме. Первоначально в студенческих группах насчитывалось по 4-12 человек, но вскоре студенческая семья института стала пополняться за счет местной и эвакуированной молодежи.

Несколько по-другому шел процесс эвакуации Ростовского медицинского института. Оставив за день до прихода немцев родной город, многие сотрудники и ученые вуза, в числе которых были профессора К.А.Лавров, К.К.Мирам и другие, прошли сто километров пешком, а затем, используя всевозможные виды транспорта, продолжили свой путь в разные города страны. Часть ученых и студентов добралась до Куйбышева, Орджоникидзе, Махачкалы и влилась в коллективы местных вузов. Некоторые преподаватели оказались в Тбилиси, Баку, Ташкенте, Томске и Ашхабаде. Так война разобщила сложившийся коллектив вуза, разбросав его по разным регионам страны. Многие преподаватели института на новых местах нашли применение своим знаниям и опыту, проявили себя достойно. Например, профессор К.Х.Орлов с первых же дней войны на базе глазной клиники в Ростове развернул госпиталь для участников войны, с которым он эвакуировался в Баку, а затем в Ашхабад, где отдавал все свои силы лечению поступивших в госпиталь раненых.

Следует сказать, что некоторые вузы в силу сложившихся обстоятельств вынуждены были не раз менять свое местонахождение. Такая судьба выпала, например, Краснодарскому медицинскому и Новочеркасскому индустриальному институтам. Первый из них сначала обосновался в Ереване, а затем перебазировался в Тюмень. В общей сложности переезд в сибирский город продолжался с августа по декабрь 1942 года. В октябре 1941 года Новочеркасский индустриальный институт прибыл в город Мергелан Узбекской ССР, а в июне следующего года он уже был в Томске. Вторая эвакуация проходила в сложнейшей обстановке. Отсутствие необходимых транспортных средств привело к тому, что многое из оборудования, необходимого для обеспечения полноценного учебного процесса, пришлось оставить, спрятав его в специально созданных тайниках.

Некоторые из перемещенных вузов сливались с местными или же эвакуированными учебными заведениями. Так, Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства, оказавшийся в г.Кустанае Казахской ССР, слился с находившимся здесь такого же профиля вузом из Ленинграда. Приняв на первый курс 75 юношей и девушек, объединенный вуз в октябре 1942 года приступил к работе. Так же были объединены в один вуз перебазированный в Иркутск Таганрогский сельскохозяйственный институт с аналогичным местным учебным заведением. Эвакуированный в Кировабад Дагестанский сельскохозяйственный институт был слит с Азербайджанским сельскохозяйственным институтом, Горский сельскохозяйственный институт - с Таджикским сельхозинститутом.

Известны и другие примеры объединения вузов. Так, история Пятигорской государственной фармацевтической академии началась в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда в 1942 году в Пятигорск были эвакуированы Ленинградский и Днепропетровский фармацевтические институты. На базе этих вузов 27.03.1943 г. Постановлением СНК СССР был организован Пятигорский фармацевтический институт.

Объединение вузов в целом сыграло положительную роль. Оно способствовало не только сохранению эвакуированных вузов, но и давало возможность сосредоточить их совместные усилия на улучшении качества подготовки специалистов, избегая при этом ненужного параллелизма.

Крупномасштабная работа по эвакуации профессорско- преподавательского состава, студентов, наиболее ценного оборудования вузов позволила сохранить сложившуюся систему отечественной высшей школы и её основные кадры. Перебазированные вузы не только продолжали готовить высококвалифицированных специалистов. Некоторые из них помогли созданию новых учебных заведений в регионах своего временного размещения. Заметный след оставило пребывание, например, Ростовского университета в г. Оше Киргизской ССР. Коллектив вуза помог в создании базы и подборе преподавательского состава для основанного там педагогического института. Печать постоянно освещала деятельность университета, подчеркивая его влияние на развитие экономики области, активную научно-исследовательскую работу студентов и преподавателей в русле запросов фронта и тыла.

Центральные органы, а также местные партийные и советские власти областей и краев Юга России не ожидали столь стремительного приближения противника и потому планировали работу вузов в довоенных масштабах. На 1942 год, например, план приема в педагогические вузы региона был спланирован следующим образом: Астраханский пединститут - 120 человек, Дагестанский -120, Калмыцкий - 60, Кабардино-Балкарский - 120, Карачаево-Черкесский - 90, Краснодарский - 240, Пятигорский - 150, Ростовский - 210, Северо-Осетинский - 210, Чечено-Ингушский - 120, Сталинградский - 180 человек.

Часть высших учебных заведений, застигнутых быстрым наступлением противника, не смогла эвакуироваться и прекратила свою деятельность. Одной из причин этого была неверная оценка военной обстановки в первые месяцы немецкой агрессии, недостаточно глубокий анализ ситуации, что порождало у ряда работников партийных и советских органов самоуспокоенность. В первый же день оккупации Ставрополя был захвачен прямо на железнодорожном вокзале готовый к отправке в эвакуацию сельскохозяйственный институт. Прекратили свою работу Кабардино-Балкарский и Чечено-Ингушский педагогические, Ростовский машиностроительный институты. Временно прекратил работу и Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Не смог остаться в строю действующих Ростовский финансово-экономический институт, находившийся в эвакуации. 23 июля 1942 года, когда Ростов был вторично оккупирован врагом, небольшой группе преподавателей, сотрудников и студентов вуза удалось эвакуироваться в столицу Киргизской ССР г. Фрунзе. Здесь были предприняты попытки возобновить работу института, но из-за отсутствия помещений они не увенчались успехом. В конце сентября 1942 года постановлением комиссии по размещению эвакуированных вузов при Совнаркоме СССР было решено не возобновлять деятельность института в Киргизии. 1 октября в связи с условиями военного времени вуз прекратил свое функционирование. Профессору А.И.Гозулову было предложено вместе с небольшой частью студентов выехать в Ташкент для продолжения работы и учебы в действовавшем там финансово-экономическом институте; заместителю директора института по административно-хозяйственной работе В.Я.Поляченко - направиться в Иркутск, а остальным преподавателям, сотрудникам и студентам перейти на практическую работу в Киргизии.

Работа эвакуированных вузовских коллективов была сопряжена с большими сложностями. Огромных усилий стоило найти подходящие помещения, обеспечить преподавателями и оборудованием. Перед вузами ставились очень важные задачи не только образовательные, но и способствующие укреплению обороноспособности страны, военному обучению молодежи, воспитанию советского патриотизма и ненависти к врагу. Как и во всей стране, трудность выполнения этих задач заключалась в отсутствии необходимых кадров, так как многие преподаватели и студенты были призваны на фронт, значительная часть студентов трудилась на производстве. Резко ухудшилась материальная база вузов, в которых учились по 2-3 смены; большинство педагогов не имело ученых степеней и званий.

Трудности Великой Отечественной войны сказались и на вузах национальных областей, территория которых не была оккупирована врагом. Так, в 1941-1942 гг. Дагестанский обком партии и СНК трижды поднимали вопрос о закрытии Дагестанского педагогического института из-за нехватки мобилизованных на фронт кадров преподавателей и резкого уменьшения по той же причине числа студентов. Отчасти этот вуз был спасен за счет эвакуированного в Дагестан Крымского пединститута, который слили с Дагестанским пединститутом.

Превращение в августе 1942 г. Дагестана в прифронтовой район снова поставило вопрос о судьбе вузов республики, приостановивших свою работу. Началась их эвакуация в Южный Дагестан. Несмотря на военные трудности, республике срочно требовались квалифицированные кадры, поэтому бюро обкома партии и СНК ДАССР в январе 1944 г. принимают постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования». Были облегчены требования вступительных экзаменов, от которых были освобождены лица, окончившие средние учебные заведения с отметкой «отлично» и «хорошо». Острая нехватка кадров заставляла вводить дополнительные занятия по русскому языку, организовывать подготовительные курсы, устанавливалась стипендия независимо от успеваемости.

Продолжали работать в годы войны Дагестанский научно-исследовательский институт школ и Институт усовершенствования учителей, открытый в 1944 г., который руководил всеми курсовыми мероприятиями по подготовке учительских кадров, а также занимался методическими вопросами. Он выпустил 6 разнообразных методических сборников, в которых был обобщен личный опыт работы учителей дагестанской школы С. Иванова, Х.Шаповалова, Б.Болыптейна, И.Микулича и др.

Отчет о работе Кабардинского пединститута и учительского институтов за 1943/44 учебный год свидетельствует о том, что в это время в институтах осталось всего лишь 39 преподавателей (из них 2 профессора, 14 доцентов, 13 старших преподавателей и 10 аспирантов). На 15 октября 1943 г. в институте обучалось 486 студентов. Для организации самостоятельной работы студентов им давались вопросы в конце сессии, проводилась выборочная проверка знаний, тематические и общие консультации, коллоквиумы, письменные (дипломные) работы, индивидуальные задания и т.п.

В период войны продолжали работать Астраханский педагогический институт и институт рыбной промышленности, которые имели в значительной степени укомплектованный преподавательский состав. Об этом свидетельствует, в частности, штатное расписание кафедры основ марксизма- ленинизма АГПИ на 1940/41 учебный год. Несмотря на репрессии предвоенных лет, кафедре удалось сохранить костяк преподавательских кадров: на кафедре работало 5 человек и имелось 3 вакансии. Что же касается уровня квалификации преподавателей, отсутствия на кафедре доцентов, то это общий показатель обеспеченности кафедр общественных наук в стране в 1930-1940-е годы. Система подготовки научно-педагогических кадров в тот период еще не сложилась.

В годы войны в наиболее сложных условиях пришлось трудиться вузам Сталинграда - педагогическому, механическому, сельскохозяйственному и другим, которые в связи с ежедневными бомбардировками города, начавшимися с августа 1942 г., прекратили свою деятельность. Всю сложность положения, весь трагизм и героизм преподавателей и студентов вузов Сталинграда мы можем рассмотреть на примере механического института. Война резко изменила всю жизнь института. Уже в конце июня 1941 г. значительная часть студентов была направлена на учебу в Бронетанковую и Артиллерийскую академии РККА. Часть студентов ушла на предприятия тяжелой промышленности, продолжая учебу без отрыва от производства. В первые дни войны ушли на фронт более 500 студентов, 25 преподавателей и аспирантов, 70 сотрудников. Многие из них пали смертью храбрых в тяжелых боях за свободу и независимость нашей Родины.

В связи с созданием Наркомата танковой промышленности СССР Сталинградский механический институт был передан в ведение Главного управления учебных заведений этого Наркомата. Вплоть до начала 1942 г. он являлся единственным вузом в этом управлении, и потому на него ложилась главная тяжесть подготовки специалистов для производства танков и артиллерийских орудий. С этой целью в институте были организованы танковый и артиллерийский факультеты. В механических лабораториях института было решено наладить ремонт стрелкового орудия, а затем был организован целый завод по производству автоматов.

Каждый преподаватель, студент и сотрудник стремился сделать для фронта, для победы все, что мог. С целью подготовки резерва действующей армии были открыты курсы радистов, телефонистов, трактористов. За годы войны на них было подготовлено более 1000 танкистов, 500 артиллеристов, 300 радистов и 45 телефонистов. Кроме того, преподаватели, сотрудники, студенты активно участвовали в сборе средств на нужды обороны, на фронт посылались теплые вещи. Всего в военные годы вузом было собрано и передано в фонд обороны свыше 300 тыс. рублей, отправлено бойцам около тысячи различных теплых вещей.

С начала июля по 23 августа 1942 г. свыше 200 студентов, преподавателей и сотрудников института самоотверженно трудились на строительстве оборонительных рубежей на ближних подступах к городу.

Преподаватели и сотрудники принимали участие в боях во время осады города фашистами. Так, заведующий кафедрой военной подготовки Б.Б. Панченко являлся начальником штаба истребительного батальона Тракторозаводского района. Командиром одной из рот батальона был старший преподаватель кафедры физики К. Д. Блюмкин. Его бойцы первыми приняли бой с прорвавшимися немецкими танками и автоматчиками в районе поселков Рынок и Латошинка и держались до подхода регулярных частей. Директор института А. В. Ловягин участвовал в формировании и военной подготовке двух пулеметных рот рабочего ополчения на тракторном заводе.

Около 70 преподавателей и студентов были награждены медалью «За оборону Сталинграда», а некоторые - орденами.

23 августа 1942 г. линия фронта вплотную подошла к стенам института. В результате ожесточенных вражеских бомбежек и артобстрелов все здания: главный учебный корпус, три учебно-лабораторных корпуса, студенческое общежитие и дом, в котором жили семьи профессоров и преподавателей, - были разрушены до основания. Под обломками погибло оборудование всех учебных кабинетов и лабораторий, книжный фонд библиотеки, хозяйственный и бытовой инвентарь. Общая стоимость погибшего имущества составила более 8656 тыс. рублей.

С 24 по 26 августа 1942 г. по распоряжению Наркомата танковой промышленности институт был эвакуирован в Челябинск. Всего в 1942/43 учебном году, первом году работы в Челябинске, в институте обучалось на всех курсах около 400 студентов, в том числе 90 - вечерников. Весной 1943 г. институт произвел второй военный выпуск молодых специалистов в количестве 40 человек. В начале следующего, 1943/44 учебного года, в институте числилось уже около 660 студентов и 20 аспирантов.

С июня 1943 года эвакуированные институты стали возвращаться в Сталинград и в соответствии с правительственными постановлениями начали учебные занятия. Например, педагогический институт располагался в г. Камышине в одном учебном корпусе и имел 30 учебных комнат, общежитие площадью в 400 м и помещения, где жили 15 семейных преподавателей. Институт продолжил свою работу в следующем составе: факультеты - физико-математический, естественный, географический, литературный и исторический. Учительский институт имел отделения физико-математическое, литературное, естественно-географическое и историческое. В вузе было 14 кафедр и 61 преподаватель. Кафедры были укомплектованы на 50 %, учебный план выполнялся на 70-80%.

Но в Сталинградском пединституте и других вузах города учебно-воспитательный процесс продолжался. Преподаватели и студенты жадно тянулись к знаниям, стремились помочь восстановлению города, его предприятий и других объектов. Например, профессор Н.А.Кожин прочитал лекцию бойцам о культуре средневековья, студентка 5 курса исторического факультета И.Кудрявова работала с 15 студентами в одном из госпиталей. Студенты литературного факультета провели два литературно-художественных вечера по роману М.Шолохова «Они сражались за Родину» и повести Б.Горбатова «Непокоренные».

Во время войны значительно изменилась организация учебного процесса. Согласно новому учебному плану, введенному ВКВШ с августа 1941 года, была усилена физическая подготовка студентов. Теперь она становилась частью военной подготовки. Новая программа была ориентирована на вооружение студентов военно-прикладными навыками в необходимом объеме, на подготовку из юношей и девушек бойцов, готовых встать на защиту своей страны. Предусматривалось использование всего многообразия гимнастических средств и методов как подготовительных упражнений для ведения рукопашного боя и преодоления препятствий. В качестве снарядов для метания стали использоваться гранаты и связки гранат. Важнейшее место в программе занял штыковой бой, переправа через водную преграду вплавь в одежде, с винтовкой и гранатами. Тренировки в беге проводились исключительно в условиях пересеченной местности.

Такую же направленность имела проводившаяся в вузах во вне учебное время военно-спортивная работа. Она способствовала успешному физическому развитию студентов, выработке у них ловкости, выносливости, смелости, других волевых качеств. Вся эта работа проводилась при активном и широком участии студенческих спортивных организаций и клубов. Оборонно-спортивные игры, соревнования и другие мероприятия в вузах часто принимали массовый характер. В Ростовском медицинском институте в 1941 г. в них участвовало около 6 тысяч человек. Здесь было подготовлено более 2,8 тысяч значкистов, инструкторов ПВХО и ГО, снайперов и инструкторов стрелкового спорта, 358 ворошиловских стрелков и т.д. «Наша славная колыбель, - вспоминал студент-медик того времени Р.А. Тарарин, - всесторонне подготовила нас для преодоления тяжелых испытаний. Мы с честью перенесли все эти трудности. Наш дорогой институт готовил из нас не только врачей-профессионалов, но, прежде всего, патриотов, защитников Родины».

Первостепенное значение придавалось военным занятиям. Военная подготовка осуществлялась согласно постановлению ГКО от 17 ноября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» по 110-часовой программе. Особое внимание обращалось на «строевую подготовку, овладение винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, на противохимическую защиту, рытьё окопов и маскировку, а также на тактическую подготовку одиночного бойца и отделения».

Для тех, кто прошел в 1941-1942 учебном году 110-часовую программу, дополнительно выделялось 20 часов на продолжение допризывной военной подготовки. Согласно программе в вузах была организована работа, направленная на совершенствование у студентов знаний и практических навыков по военному строю, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, на подготовку радисток, сандружинниц, телеграфисток для воинских штабов.

Согласно новым учебным планам ВКВШ сроки обучения в вузах были сокращены с 5до 3,5 лет и с 4 до 3 лет. Новые учебные планы, как правило, сохраняли довоенную сетку часов. Сокращение сроков обучения шло за счет уменьшения продолжительности производственной практики (с 22-24 недель до 9-10 недель) при одновременном увеличении учебной практики в самих вузах, сжатия отводимого на дипломное проектирование времени с 21 недели до 13-18 недель, доведения недельных учебных часов до 42 вместо довоенных 36, а также за счет отмены зимних и сокращения летних каникул до одного месяца.

Студенты первого курса всех вузов в 1941-1942 учебном году занимались по новым учебным планам. Для последующих же курсов в каждом учебном заведении были разработаны переходные планы. Лекционные потоки были укрупнены путем объединения большего, чем в мирное время, числа групп. В малочисленных группах старших курсов вместо лекций вводилась самостоятельная работа по рекомендуемым кафедрами источникам. Во время предусмотренных расписанием занятий в производственных мастерских высших учебных заведений студенты выполняли оборонные заказы.

Новые учебные планы предоставляли студентам старших курсов возможность закончить образование раньше намеченных сроков. Так, в 1941 году досрочно закончили обучение около 200 студентов Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. По два выпуска молодых специалистов дали Дагестанский педагогический и Ростовский медицинский институты. Досрочные выпуски продолжались и в 1941-1942 учебном году. Весной 1942 г., к примеру, 20 выпускникам Орджоникидзевского института цветных металлов было присвоено звание инженера без защиты дипломных проектов.

Переход на сокращенные программы позволил частично восполнить потребности народного хозяйства в специалистах. Следует отметить, что ускоренные выпуски студентов не отразились на качестве их подготовки, поскольку основные общенаучные и общетехнические дисциплины изучались ими по полному курсу, утвержденному еще в мирное время. Тем не менее, исходя из того, что стране требовались специалисты с подлинно глубокими знаниями и что экстренные меры нельзя превращать в правило, 18 июня 1942 года Совнаркомом СССР было принято постановление, восстанавливающее с 1942-1943 учебного года довоенные сроки обучения. Но при этом, с учетом условий военного времени, директорам вузов предоставлялось право разрешать совмещающим учебу с работой студентам сдавать зачеты без обязательного посещения лекций и семинарских занятий. Что же касается работы в лабораториях, мастерских, клиниках и на учебных полигонах, то она оставалась обязательной.

В целях усиления помощи студентам в освоении учебного материала было значительно увеличено число коллоквиумов по всем выносимым на сессию предметам. По курсам, изучаемым 1-1,5 года, перед экзаменами читались обзорные лекции. Характерной приметой вузовской жизни стало существенное увеличение дополнительных занятий в вечернее время и в воскресные дни, а также индивидуальных и групповых консультаций. Студентов, совмещающих учебу с работой на производстве, в первую очередь снабжали учебными планами, программами, учебной литературой.

О характере, глубине и направленности изменений, которые вносились в учебные планы, можно судить на примере медицинских вузов. Так, в Ростовском медицинском институте на 3 курсе вводилась производственная практика по профилю среднего медицинского работника. Из кафедры физкультуры был выведен курс лечебной физкультуры и включен как самостоятельный курс в дисциплины кафедры госпитальной хирургии. Значительно увеличивается количество учебных часов по основным теоретическим и клиническим дисциплинам. Осуществлялись меры по более рациональному распределению курсовых экзаменов по семестрам с таким расчетом, чтобы на каждом из них было не больше четырех курсовых экзаменов.

В Дагестанском медицинском институте в курс биологии были включены курсы зоологии и сравнительной анатомии с паразитологией. В большем объеме стали изучаться хирургия, терапия и инфекционные болезни, формирующие клиническое мышление врача. В Краснодарском медицинском институте список выносимых на государственный экзамен дисциплин был изменен так, чтобы обеспечить основательную проверку готовности будущего врача к самостоятельной практической деятельности. Эти и другие изменения имели своей целью подготовить хорошо образованного врача, способного вести эффективную лечебную практику.

Наряду с учебными планами война заставила основательно пересмотреть учебные программы и содержание вузовских дисциплин. На физико-математических факультетах стали читаться курсы по артиллерии, аэродинамике самолета, навигационным приборам, расчету на прочность конструкций. На биологических факультетах студенты изучали бактериологию, химию отравляющих веществ, токсические действия боевых отравляющих веществ, службу противовоздушной и противохимической обороны, учение о дегазаторах, химию порохов и взрывчатых веществ.

Курсы исторических, литературных и других гуманитарных дисциплин были пересмотрены в плане углубленного освещения событий, имеющих ярко выраженный патриотический характер. Большое внимание уделялось изучению освободительных войн, которые вели народы нашей и других стран против иноземных захватчиков, исторических традиций отечественного патриотизма. При изучении истории древнего мира выделялись разделы, посвященные борьбе народов против рабовладельческих государств. Излагая курс истории средних веков, преподаватели показывали лживость теории «о непобедимости германских» племен, подробно рассказывали о борьбе славянских народов против немецких завоевателей: разгроме немцев при Грюнвальде, героях-воинах и т.п. В курсе истории нового времени акцентировалось внимание на агрессивность германского империализма, вскрывались подлинные истоки его захватнических устремлений, показывалось, что германский империализм, проникая в страны Африки и Ближнего Востока, выступил в качестве главной силы, подготовившей и развязавшей мировую войну.

Важной частью научной и учебной работы высших учебных заведений в годы войны было изучение и пропаганда биографии И.В. Сталина, а также выступлений и приказов Председателя Государственного Комитета обороны СССР, Верховного Главнокомандующего. Вскоре они были собраны в книге «О Великой Отечественной войне Советского Союза», вышедшей пятью изданиями и публиковавшейся как на русском языке, так и на языках народов Северного Кавказа.

Специфика преподавания общественных наук в военное время состояла в том, что в соответствии с Инструктивным планом Наркомпроса РСФСР на занятиях и внеучебных мероприятиях необходимо было усилить военно-патриотический аспект обучения и воспитания; подробно знакомить учащихся и студентов с биографиями Суворова, Ушакова, Нахимова, Кутузова и других русских полководцев, добивавшихся побед над врагом. Была пересмотрена оценка некоторых исторических деятелей. В частности, Ивана Грозного, Петра Великого стали рассматривать как создателей и защитников российского государства. Одновременно раскрывалась захватническая сущность германского империализма, разоблачались человеконенавистнические планы фашистской Германии.

В списке дисциплин, изучавшихся на исторических и филологических факультетах, значились также такие, как методика и организация политико-просветительской работы в Красной Армии, история войн и военного дела, история первой империалистической войны, методика использования художественной литературы в политпросветработе и другие. Новые курсы, приблизившие учебный процесс к требованиям военного времени, были введены в технических, сельскохозяйственных, педагогических и других высших учебных заведениях. Была введена военная подготовка студентов по программе офицеров запаса, разработанная ВКВШ и Генштабом Советской Армии. Что касается военных событий на советско-германском фронте, то их рекомендовалось освещать в рамках сообщений «Информбюро».

Экстремальные условия военного времени потребовали в кратчайший срок перестроить всю работу медицинских институтов. От них требовалось не только наладить ускоренный выпуск врачей для фронта, но и принять непосредственное участие в эвакуации, в организации тыловых госпиталей и лечении раненых красноармейцев.

В 1941 г. в Ростовском медицинском институте было два выпуска врачей; согласно летописи вуза это был «Огненный выпуск». Страна получила около 1300 специалистов, которые с честью выполнили свой дол г. Большинство врачей выпуска 1941 г. были удостоены правительственных наград.

В эвакогоспиталях работали профессора А.А.Богораз, К.Х.Орлов, П.И.Эмдин, Г.П.Руднев, Л.Т.Житомирский. Боевой путь прошли военврачи А.Р.Ханамиров, В.А.Никольский, А.Б.Коган, А.А.Колосова, Е.Г.Локшина и другие.

Кубанский медицинский институт в годы войны пережил две эвакуации: первый раз - в Ереван в ноябре 1941 г., второй раз - в июле 1942 г. в Тюмень. Оставшись без базы, потеряв многих сотрудников и студентов, институт все годы войны готовил кадры врачей для фронта, а его специалисты встали за операционные столы в эвакогоспиталях, возглавили ответственные участки оказания помощи раненым и больным воинам. Пройдет немного времени и монография военного хирурга профессора А.К.Красовитова «Хирургическое лечение огнестрельных повреждений тазобедренного сустава» будет удостоена премии им. Н.И.Бурденко. Многих преподавателей и студентов не досчитался коллектив института. Обелиск студенту вуза Герою Советского Союза Федору Лузану напоминает современникам о жертвах войны.

В 1941 г. в Осетинском медицинском институте профессором Б.М.Брином была организована кафедра патофизиологии, которой он руководил в течение 20 лет. Будучи представителем школы патофизиологии академика А.А.Богомольца, Б.Р.Брин за короткое время смог создать кафедру с глубокими научными традициями.

В том же году профессор В.Х.Фрауш, направленный из Москвы, возглавил кафедру оперативной хирургии. Усилия кафедры были сосредоточены на ускоренной подготовке хирургов-травматологов.

В октябре 1941 г. преподаватели и студенты выехали на оборонные работы. В народное ополчение добровольно вступили член Президиума Верховного Совета СОАССР профессор В.Е.Робинсон, доцент Л.К.Попов, преподаватели В.М. Касимов, В.Ж. Яковлев и др. За трудовой героизм на оборонительных работах институт получил благодарность от командования Северо-Кавказского фронта, а 250 человек профессорско-преподавательского состава и студентов были награждены медалью «За оборону Кавказа».

Трагически сложилась судьба многих преподавателей Ворошиловского (Ставропольского) медицинского института. 3 августа 1942 г., после оккупации города, институт прекратил свое существование. Немецко-фашистскими захватчиками было захвачено 68 работников института и членов их семей, из них погибло: профессоров - 8 чел., доцентов 7 чел., ассистентов - 18 чел., других сотрудников - 3 чел., членов семей - 25 чел.

Среди погибших - профессор М.М.Бриккер, патофизиолог, доктора медицинских наук Шварцман А.С. - терапевт, Барг Г.О. - микробиолог, Весчинский Н.М. - рентгенолог, Френкель А.Б. - хирург, Брайловский В.В. - психиатр, Полонская Р.Н. - анатом, Полонский А.Н. - химик.

Молодой, еще не окрепший институт жестоко пострадал от бомбёжек и грабежа фашистов: учебного оборудования и аппаратуры было уничтожено на сумму 2 793 ООО руб., одних микроскопов было похищено 223 шт. на 1млн.890 тыс. Хозяйственного инвентаря уничтожено на 1 млн. 890 тыс. рублей. Личного имущества научных работников было похищено на 1 млн. 231 тыс. рублей. Был взорван акушерско-гинекологический корпус.

Отступая под ударами советских войск, гитлеровцы подвергли разорению города и села Северного Кавказа. Ущерб, причиненный фашистскими захватчиками народному хозяйству региона, исчисляется десятками миллиардов рублей. Так, например, по Ставропольскому краю он составил 15 млрд. руб., по Ростовской области - 11,4 млрд. руб., по Черкесской автономной области - 482, 5 млн. рублей.

В период временной оккупации Северного Кавказа немецко- фашистские захватчики стремились ликвидировать национальную культуру, разрушили многие кинотеатры, школы, музеи, библиотеки. Так, в Нальчике была сожжена республиканская библиотека, насчитывавшая свыше 70 тыс. томов книг и журналов. Лучшие исторические ценности культуры и искусства северокавказских музеев были вывезены в Германию.

Оккупанты взорвали учебные корпуса высших учебных заведений - Ростовского госуниверситета и пединститута, Кубанского, Пятигорского, Ставропольского пединститутов и других вузов.

В ряде регионов Северного Кавказа восстановление высших учебных заведений было прервано из-за принудительного выселения народов. Речь идет о депортации в восточные районы СССР в 1943-1944 гг. балкарцев, ингушей, чеченцев, карачаевцев и калмыков.

В связи с выселением вышеназванных народов Северного Кавказа были закрыты их учебные заведения, некоторые вузы были преобразованы. Так, Кабардино-Балкарский педагогический институт был реформирован в Кабардинский педагогический институт.

Одновременно были приняты некоторые меры, которые облегчили обучение студентов. Согласно Постановлению СНК СССР от 15 сентября 1945 г. была отменена плата за обучение в средних и высших учебных заведениях.

В итоге, Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для системы высшего образования на Юге России. К общим тяготам военного времени, которые пережили все советские регионы, прибавилось то обстоятельство, что на его территории велись ожесточенные военные действия, такие как Сталинградская битва и битва за Кавказ, а также то, что часть этой территории пережила фашистскую оккупацию. Вначале в связи с мобилизациями, затем в связи с боевыми действиями резко сократился контингент студентов и профессорско-преподавательский состав. Были разрушены и уничтожены здания и фонды многих вузов, ряд институтов были закрыты вообще, другие пережили оккупацию, а коллективы многих южных вузов - трудности эвакуации. Серьезно пострадала только складывавшаяся система национальных вузов в связи с департацией некоторых народов Северного Кавказа в 1943 - 1944 гг.

Тем не менее, несмотря на потери, тяготы и разрушительные последствия войны, вузы перестроили свою учебную и научную работу в соответствии с требованиями военного времени. Множество преподавателей и студентов с оружием в руках защищали свою землю. Так вузы вносили свой вклад в общую Победу. На Юге России было сохранено основное ядро вузовского образования, что способствовало выполнению задач подготовки специалистов, столь необходимых для различных отраслей народного хозяйства.

Анализ большого объема разнообразных источников позволяет определить общие тенденции формирования вузовской системы на Юге России в 20-е - 30-е гг. XX века. В начале этого века под воздействием российской модернизации в южной провинции резко возросла потребность в специалистах с высшим образованием, которая не удовлетворялась учебными заведениями Центра. С другой стороны, к началу Первой мировой войны в регионе на основе укрепления сети средних профессиональных учебных заведений сложились предпосылки для создания вузов, которые и появились в некоторых административных центрах Юга.

Этот процесс, прерванный двумя войнами и революциями, возобновился на Юге России с начала 20-х гг., но на принципиально иной основе. Дальнейшее формирование вузовской системы базировалось на общих для всех регионов положениях советской образовательной системы. К ним можно отнести классовый подход к обучающим и обучающимся, бесплатность и доступность образования для представителей рабочих и крестьян, массовость образования, приоритет идейно-воспитательных функций высшей школы, жесткий контроль партийно-государственной власти над работой вузов.

Строительство советской высшей школы в южном регионе началось в условиях жесточайшей разрухи в результате военных сражений Гражданской войны на его территории и страшного голода 1921 года. Это усугублялось организационным и педагогическим экспериментаторством, слабостью местного бюджета, на котором состояли все учебные заведения. В результате чего многие создаваемые вузы ликвидировались, что сказывалось на неравномерности территориальной сети вузов. Только к концу 20-х гг. наметилось некоторое улучшение материально-технической базы институтов на Юге России. Наряду с этим вузы региона испытывали острый недостаток в кадрах высшей школы, который усугублялся партийными чистками. В это время особое внимание уделялось партийности студентов и их социальному происхождению, в ущерб их прилежанию и способностям.

Только в начале 30-х годов в результате резкого политического поворота от НЭПа к административно-командному управлению было окончательно покончено с утопическими экспериментами 20-х гг. в образовании. Были возрождены основные академические методы организации высшего образования. Качество знаний учащейся молодежи стало одним из важнейших критериев развития высшей школы. Было восстановлено гуманитарное образование. Наконец, финансирование вузов было передано центральным органам, что улучшило материальное состояние провинциальных вузов.

Потребности форсированной советской модернизации привели к утверждению в высшем образовании системы специалитета. В условиях индустриализации и коллективизации, борьбы за грамотность, особенно в южном аграрном регионе, и в соответствии с потребностями южной провинции основную часть вузовской системы составляли педагогические, технические, сельскохозяйственные и медицинские вузы. К началу 30-х годов были подготовлены первые советские кадры преподавателей высшей школы.

Вместе с тем, классовый подход, господство идеологической составляющей высшего образования, полное отсутствие вузовских академических свобод остались незыблемыми принципами государственной образовательной политики, что негативно сказывалось как на качестве образования, так и на уровне научной работы. Отрицательно влияли на работу вузов ускоренный принцип подготовки молодых специалистов, массовые репрессии, слабая материально-техническая база южно-российских высших учебных заведений.

Однако в те годы в регионе была создана устойчивая сеть вузов. К началу Второй мировой войны на Юге страны функционировало более 30 высших учебных заведений, обеспечивавших города и села кадрами врачей, учителей, специалистов сельского хозяйства, а промышленные предприятия кадрами советских инженерно-технических работников.

Эта система была испытана на прочность в годы Великой Отечественной войны. Сложности военного времени усугублялись на Юге тем, что значительная его территория была ареной решающих боев, часть региона пережила временную фашистскую оккупацию. Кроме того, национальная высшая школа пострадала от депортации ряда народов Северного Кавказа. Несмотря на огромные людские потери преподавателей и студентов, разрушения материальной базы вузов, основная их часть сохранилась. Более того, высшая школа Юга России пополняла Красную Армию не просто людскими резервами, но специалистами, необходимыми фронту и обороне страны.

 

Автор: Кононенко В. М.