25.11.2012 4203

Процесс послевоенной модернизации и укрепления материальной базы высшей школы на Юге РСФСР в послевоенное двадцатилетие (1945-1965 гг.)

 

Победа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Война ураганом пронеслась по наиболее развитым в экономическом отношении районам Советского Союза. Разорению подверглось большинство промышленных центров на европейской части страны. Военные действия прошлись и по основным зерновым областям - Украине, Северному Кавказу, Нижнему Поволжью. Потери СССР в войне составили 27 млн. человек, было разрушено 1710 городов, 70 ООО сел и деревень и т.д. В период войны было уничтожено 30% национального богатства страны.

На Юге России были разрушены такие крупные города, как Ростов, Орджоникидзе, Краснодар и Новороссийск, разорены сотни промышленных предприятий, более 500 шахт, сотни километров железнодорожных путей, сотни мостов, выведено из оборота около 10 млн. га посевных площадей. Сталинград был практически стерт с лица земли.

В период Сталинградской битвы погибло более 85% жилого фонда, 58 заводов и фабрик, водопроводы, канализация, объекты социально-культурного назначения. Если в 1940 г. в Сталинграде было 17 больниц на 3300 коек (69,5 на 10.000 чел.), 27 амбулаторно-поликлинических учреждений, то после 2 февраля 1943 г. (завершение Сталинградской битвы - В.К.) в городе осталось 2 больницы на 25 коек. Но уже через 3-4 месяца после окончания Сталинградской битвы население Сталинграда превысило 150 тыс. чел. К 1945 г. в городе было развернуто 11 больниц на 2.035 коек, 17 амбулаторий и поликлиник, 19 врачебных и 38 сестринских здравпунктов.

Послевоенную разруху, трудности восстановления народного хозяйства усугубила жестокая засуха 1946 г. и последовавший на следующий год голод, охвативший и сельские районы, и крупные городские центры.

В середине марта 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Основные задачи пятилетки заключались, прежде всего, в восстановлении пострадавших от войны районов. Согласно плану предполагалось выйти на довоенный (1940 г.) уровень производства в течение двух лет, т.е. к 1948 г., а до конца пятилетки значительно превысить его.

В планах восстановления страны определенное место, кроме промышленных и сельскохозяйственных объектов, жилого фонда, занимали мероприятия по восстановлению высших учебных заведений.

Об этом свидетельствуют данные о доле расходов государства на образование, науку и культуру. Так, если в годы Великой Отечественной войны ежегодные расходы Советской власти на эти цели составляли 8,8% всего бюджета (в тяжелейшем 1942 г. они равнялись 5,7%), то к 1950 г. они достигли 13,9 %. Финансовая политика государства сохраняла отношение к образованию как к приоритетному направлению социальной политики.

Развитие вузов Юга России после освобождения от немецко - фашистской оккупации было осложнено тем, что практически полностью отсутствовала материальная база: учебные корпуса, библиотеки, лаборатории были разрушены и подлежали восстановлению. Постоянной проблемой первых послевоенных лет была также нехватка человеческих ресурсов - отсутствие квалифицированных кадров, недобор и сильный отсев студентов. Показать, как шел процесс восстановления и развития факультетов и кафедр, с какими трудностями пришлось столкнуться вузам Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, национальных республик Северного Кавказа и Калмыкии в первые послевоенные десятилетия - цель данной статьи.

Среди первоочередных проблем, которые стояли перед администрацией вузов после освобождения региона от фашистов, было восстановление материально-технической базы. Как известно, большинство университетов и институтов продолжали функционировать во время войны. Временная оккупация и эвакуация на время приостановила учебный процесс, но занятия возобновились сразу же после освобождения Северного Кавказа, т.е. в условиях еще продолжавшейся войны. Тогда же начались и восстановительные работы.

Трудно представить, во что превратились здания вузов за время войны. Учебные корпуса и общежития Ростовского государственного университета оккупации были почти полностью уничтожены; сильно пострадала университетская библиотека: во время бомбежек и оккупации было сожжено около 799 тыс. книг. По определению государственной комиссии, расследовавшей преступления фашистов на временно оккупированной территории, ущерб университету составил 25 млн. руб.

Восстановительная работа в РГУ началась сразу же после освобождения г. Ростова-на-Дону в феврале 1943 г. Архивные материалы гласят, что в соответствии с постановлением Наркомпроса РСФСР от 5 июня 1944 г. Ростовскому университету было отпущено 500 тыс. рублей на восстановительные работы. Из стройматериалов было выделено: гвоздей -500 кг, шурупов - 200 кг, железа кровельного -2 т, шифера -15 тыс. штук, олифы- 600 кг, белил -500 кг, провода - 5 тыс. пог.м. Оконного стекла не было выделено, несмотря на большую нужду в нем.

Под руководством секретаря партийной организации университета доц. Кучерявой Н.Ф. был создан строительный отряд, который начал ремонтные работы. Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР выделил для этих целей в 1943 г. 0,5 млн. рублей, в 1944 г. - 1,5 млн. рублей, в 1945 г. - 5 млн. рублей, что позволило наладить ремонт учебных корпусов, аудиторий и лабораторий.

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 9 июля 1944 г. РГУ было отгружено: книг - 4 тыс. экз., бумаги - 830 кг, сосудов Дюара и элементов - на 2,9 тыс. руб., термометров - на 9,2 тыс. руб., химреактивов - на 4,5 тыс. руб., радиоламп - на 3 тыс. руб., микроскопов - на 54 тыс. руб., осциллографических трубок - 6 штук, электроплиток - 80 штук.

6 декабря 1943 г. в университете возобновились занятия, хотя окончательно он переехал в Ростов 16 мая 1944 г. По воспоминаниям ректора РГУ С.Е.Белозерова, занятия проводились в основном в общежитии, где жили студенты и преподаватели, лишившиеся квартир в разрушенном городе. Зимой в неотапливаемых аудиториях преподаватели работали в шапках и перчатках, вместо доски писали на стенах, закрашенных черной краской. В зданиях не было мебели, учебного оборудования. Студенты слушали лекции, сидя на портфелях; не было книг и тетрадей, но, тем не менее, учебный процесс шел.

Следует отметить, что в первые послевоенные годы динамично развивался Кабардинский госпединститут. В 1945/46 учебном году он имел 4 факультета: исторический, языка и литературы, естественный и физикоматематический (с 1952/53 уч.г. - 3 факультета, так как исторический и литературы были объединены); учительский институт имел 3 отделения: историко-филологическое, естественно-географическое и физикоматематическое (последний выпуск - 1953/54 уч.г.).

В результате проделанной работы уже в 1946 и 1947 годах здесь были созданы хорошие условия для учебы. В последующие годы учебно-материальная база института развивалась быстрыми темпами и с 1950/51 уч.г. студенты занимались в одну смену. К 1955/56 уч.г. было в основном завершено оборудование слесарной, столярной мастерских и химических лабораторий. Для студентов-биологов была создана агробиостанция. Только в 1954-1956 гг. в институте было создано 50 новых кабинетов и лабораторий, в том числе 19 кабинетов по физике, что давало возможность организовать учебно-производственный процесс на необходимом уровне.

В 1957 г. институту исполнилось 25 лет. За это время он подготовил около 4200 учителей. Вуз стал одним из крупных учебных заведений Северного Кавказа. В нем обучалось 1345 студентов на стационаре и около 1900 человек на заочном отделении. Их обучали 130 преподавателей, в том числе 55 доцентов и кандидатов наук. Все документы о 25 летний истории пединститута хранятся в архиве Кабардино-Балкарии.

Развитие промышленности, сельского хозяйства и культуры Кабардино-Балкарии настоятельно требовали подготовки инженеров, агрономов, строителей и т.д. Чтобы решить эти задачи, областной комитет КПСС и Совет Министров КБАССР 21 июля 1956 г. обратились в ЦК КПСС с просьбой преобразовать КБГПИ в госуниверситет. На основании постановления Совета Министров СССР от 05.04.1957 г. - № 365 и Совета Министров РСФСР от 24.04.1957 г. - № 365 на базе КБГПИ, Нальчикского сельскохозяйственного техникума и Кабардинской средней сельскохозяйственной школы по подготовке председателей колхозов был открыт Кабардино-Балкарский государственный университет в составе 4-х факультетов (историко-филологический, физико-математический, инженерно-строительный и сельскохозяйственный) и 21 кафедра. После восстановления автономии балкарского народа в 1957 г. была открыта кафедра балкарского языка и литературы.

12 октября 1957 г. состоялось торжественное собрание, посвященное открытию КБГУ. Значимость события подчеркивалась и тем, что КБГУ был вторым университетом на Северном Кавказе и первым университетом в национальных автономиях этого региона. Его открытие совпало со знаменательным событием в жизни республики - празднованием в 1957 г. 400-летия добровольного присоединения Кабардино-Балкарии к России.

В последующие годы этот вуз развивался также динамично: уже в 1961/62 уч.г. в составе инженерно-строительного факультета открылось отделение технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов и факультет стал называться инженерно-техническим; в 1960/61 уч.г. в составе сельскохозяйственного факультета было открыто отделение механизации сельского хозяйства, в 1963 г. - химическое отделение, а в 1964 г. - ветеринарное. Вскоре (1966/67 уч.г.) был образован химико-биологический факультет и эти специальности были выделены из состава сельскохозяйственного факультета. В 1963 г. на инженернотехническом факультете началась подготовка инженеров по вечерней форме обучения, а в 1964/65 уч.г. вечернее и заочное отделения были открыты на сельскохозяйственном и физико-математическом факультетах.

После освобождения Ростова здание пединститута также представляло собой жалкое зрелище: полуразрушенные стены, ни крыши, ни перекрытий - огромная коробка из камня. На закопченном фасаде учебного корпуса РГПИ белел плакат: «Мы возродим тебя, родной Ростов!». Первый директор института В.К.Вилор вспоминал: «С июля 1943 г. я заведовал сектором культуры и просвещения в обкоме партии. В начале ноября 1943 г. меня решением обкома партии направили работать исполняющим обязанности директора пединститута За декабрь 1943 г. была проделана огромная организационная работа: регистрация сотрудников института, находившихся в то время в Ростове, студентов, ранее обучавшихся в институте. Была составлена опись убытков, причиненных институту немецко-фашистскими оккупантами. В общей сумме она составила 22 529,7 тыс. рублей. Вновь открывшийся пединститут начал свои занятия 2 января 1944г.».

Острейшей проблемой было восстановление учебно-материальной базы. До войны Ростовский-на-Дону педагогический и учительский институт был самым крупным педагогическим вузом на Юге России и одним из самых крупнейших педвузов страны. Институт размещался в нескольких зданиях: в главном корпусе по ул. Энгельса, 33 (ныне Б.Садовая, 33); физико-математическом корпусе по ул. Станиславского, в общежитии преподавателей по 6-ой улице, в общежитии студентов по ул. Энгельса, в общежитии студентов за Безымянной Балкой.

Институт имел хорошо оборудованные лаборатории, кабинеты, учебно-вспомогательные учреждения, богатый библиотечный фонд в 250 тыс. книг. Война все это разрушила, все приходилось воссоздавать заново.

В декабре 1945 г. начались работы по восстановлению главного корпуса института. Строительство шло медленно из-за отсутствия средств, стройматериалов, рабочей силы. Благодаря усилиям хозяйственной части, которую возглавлял Г.П. Герасюк, к 1950-м годам все же удалось провести восстановительные работы во всех корпусах и общежитиях, закупить мебель и инвентарь.

Большой вклад в развитие института и организацию учебного процесса в институте в первые послевоенные годы внесли профессор М.В.Клочков, доценты В.К.Вилор, А.К.Хмелевский и молодые преподаватели И.С.Маркусенко, П.В.Соловьев и др. В РГПИ было восстановлено 5 факультетов. С 1 марта 1944 г. по приказу наркома просвещения Потемкина Ф.В. учительский институт снова вошел в состав педагогического и институт обрел свое прежнее название: Ростовский государственный педагогический и учительский институт.

Оккупация прервала работу Краснодарского педагогического института: было сожжено главное здание института и здание бывшего реального училища, где в 1937-1942 гг. размещались исторический и литературный факультеты. В огне погибла богатейшая библиотека кабинета истории СССР и коллекция исторического музея, насчитывавшая 15 тыс. экспонатов. Однако в апреле 1943 г., через месяц после освобождения г. Краснодара, занятия в вузе возобновились. Среди населения собрали мебель. Сохранившееся здание студенческого общежития по ул. Октябрьской отвели под учебный корпус и приспособили для занятий в две смены; открылась студенческая столовая. Рост числа студентов опережал увеличение учебно-материальной базы. Новый учебный корпус по ул. К.Либкнехта, 149 строился медленно. Во время сессий заочников занятия проходили в школах города.

В 1943/44 учебном году план приема на 1-й курс КГПИ составлял: исторический факультет - 30 человек, физико-математический - 60; естественно-географический - 30; филологический - 60; иностранных языков 90 (по 30 человек на отделение немецкого, английского и французского языков). Вместе со студентами старших курсов контингент обучающихся насчитывал 1145 человек. Поскольку институт был восстановлен во второй половине 1943 г., то обычный режим работы вуза был нарушен. Первый семестр начался с 1 апреля. До 1 июля шли теоретические занятия, с 1 по 31 июля - сессия, с 1 по 31 августа - каникулы. Второй семестр начался 1 сентября. Пример в учебе подавали студенты-фронтовики: В.Ф.Писаренко, И.М.Жилин, Ф.Т. Крейзо, Н.Г.Спиридонов, И.Е.Ампилов, А.А.Кельдыш и другие. Все они впоследствии стали кандидатами и докторами наук.

Довольно сложно проходило восстановление пединститута в г. Ворошиловске, переименованного после освобождения в январе 1943 г. в г. Ставрополь-на-Кавказе. В отчете Ставропольского педагогического и учительского института за 1946-1947 учебный год констатируется: институту, по данным комиссии, причинен урон в размере 3.134 тыс.рублей - «взорван и приведен в негодность главный учебный корпус, разграблены и разрушены кабинеты, лаборатории, библиотека, разорен геологический музей, вырублен ботанический сад».

В уцелевших зданиях Ставропольского пединститута студенты занимались при отсутствии отопления и постоянных перебоях с электроэнергией. Институт был в среднем обеспечен мебелью на 20-30%, и занятия проходили в корпусе, расположенном по ул. Дзержинского.

Представить себе тот громадный комплекс проблем, которые предстояло решить вузам в первые годы войны, позволяет документ, обнаруженный в фондах госархива. В отчете о работе Ставропольского пединститута в 1944 г. дирекция просит Наркомпрос выделить институту:

1. две автомашины (для перевозки дров, так как окрестные леса вырублены);

2. дать наряд на 120 литров спирта и 200 литров бензина (для лабораторий);

3. 500 тонн угля, 50 куб.м пиломатериалов, 300 килограмм краски, 500 квадр. метров кровельного железа (для восстановительных работ, которые ведутся крайне медленно); 4) обеспечить утверждение набранных по конкурсу научных работников и командировать недостающих работников.

В 1943/44 уч.году снабжение студентов тетрадями было «совершенно неудовлетворительным», так как Ставропольский краевой отдел народного образования не выполнял приказа Наркома просвещения Потемкина о выделении 5% тетрадей для снабжения студентов. Студенты для записей лекций и других видов учебной работы использовали журналы, книги, нередко авторов-классиков (Щедрина, Маяковского и др.).

На восстановительные работы СГПИ государство выделило 1.532 тыс. рублей, но к 1947 г. было израсходовано только 600 тыс. и восстановлено менее половины запланированного. Отчет исторического факультета СГПИ за 1949-1950 гг. свидетельствует о чрезвычайно сложных условиях, в которых проходил учебный процесс и через пять лет после войны. Институт учился в две смены, но учебных аудиторий не хватало; были постоянные перебои с освещением; исторический кабинет, где хранились пособия всех трех кафедр, служил одновременно и учебной аудиторией, и деканатом.

1949 г. принес институту непредвиденные трудности: приказом Минпроса РСФСР на базе факультета иностранных языков был открыт институт иностранных языков. Для его размещения институт отдал первый и второй этажи корпуса на ул. Дзержинского; здание же главного корпуса, куда должен был переместиться СГПИ, еще не было восстановлено.

После освобождения Юга России вскоре возобновили свою деятельность вузы наиболее сильно пострадавшей в ходе боев Сталинградской области. Так, педагогический институт, как свидетельствуют архивные материалы, уже в 1944 г. работал в составе пяти факультетов: исторического, литературного, географического, естествознания и физико-математического.

На 20 февраля 1944 г. Вуз имел 14 кафедр, контингент студентов составлял всего 425 человек, из них в пединституте училось 254 человека, а в учительском институте - 171 человек. Причем, основная часть студентов была первокурсниками, т.е. набрана в сентябре 1943 г. после освобождения города.

Кроме того, студенты и преподаватели были заняты на восстановительных работах и вели активную политико-воспитательную работу: читали лекции, работали в госпиталях, проводили литературно-художественные вечера для раненых бойцов и жителей города.

Восстановление материально-технической базы вузов шло с трудом. В ответе дирекции Сталинградского пединститута на запрос Наркомпроса о результатах работы в 1944-1945 гг. отмечается, что ремонт и восстановление главного корпуса осуществляется крайне медленными темпами из-за нехватки материалов и квалифицированной рабочей силы. Переломным стал 1946-1948 учебный год, когда государство выделило каждому вузу на ремонтные работы от 1,5 до 3 млн. руб. Капиталовложения в развитие Ростовского университета и Сталинградского пединститута, как наиболее пострадавших от боевых действий, было несколько выше. Процесс восстановления в основном завершился к началу 50-х гг.

Слабой оставалась материальная база некоторых пединститутов, которых не затронула война. В частности, в марте 1954 г. в ходе проверки комиссией Минпроса было установлено, что Астраханский пединститут фактически не имел своего здания учебного корпуса. Оно принадлежало домоуправлению и за его аренду выплачивалось ежегодно 21.000 руб. Только в 1957 г. началось строительство нового учебного корпуса. Институт имел 2 общежития, в которых проживали 230 студентов и семьи преподавателей.

В 50-е гг. отряд педагогических вузов региона пополнился новыми институтами. В 1952 г. в Майкопе на базе созданного в 1940 г. учительского института, который в списке вузов Адыгеи в 1944 г. был единственным с числом студентов 272 чел., в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 07.01.1952 г. - № 290-р, распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.01.1952 г. - № 143-р и приказом Министра просвещения РСФСР от 28.01.1952 г. - № 73 был открыт Майкопский государственный педагогический институт.

Как подчеркивает Василенко М.А., значение учительского института в становлении полноценного высшего образования в Адыгее очень велико (как, впрочем, и значение подобных учреждений в других регионах). За 12 лет своего существования он подготовил 3036 учителей, из них 2122 на стационаре. Его опыт организации кафедр и факультетов, материальная база и преподавательский состав сделали закономерной организацию Майкопского госпединститута.

В 1956 г. во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 16.06.1956г. - № 2262-р и в соответствии с приказом Министра просвещения РСФСР от 25.06.1956 г. МГПИ был переименован в Адыгейский государственный педагогический институт, что соответствовало курсу партии и правительства на расширение демократии в стране, прав и свобод национальных образований. Распоряжение и приказ о переименовании были инициированы соответствующим решением Адыгейского облисполкома от 4.05.1956г.

На момент образования МГПИ имел 2 факультета (физмат и филологический), 7 кафедр и заочное отделение. В 1961 г. был открыт агробиологический факультет, количество кафедр возросло до 11. Если в 1952 г. в институте было 400 студентов, а из 30 преподавателей лишь 8 имели ученые степени кандидата наук, то в 1960/61 уч.г. Вуз насчитывал 800 студентов и 65 преподавателей, из которых 22 были кандидатами наук.

1 сентября 1954 г. открылся Армавирский педагогический институт. С целью вовлечения горянок в общественно-политическую и культурную жизнь в Махачкале был открыт Женский педагогический институт им. Г.Цадаси.

Все они остро нуждались в дополнительных учебных корпусах и в общежитиях. Так, например, здание учебного корпуса Армавирского пединститута удовлетворяло потребностям учительского института, на базе которого был создан педагогический институт, но не удовлетворяло потребностям нового учебного заведения. Был поставлен вопрос о надстройке над главным зданием третьего этажа. Такая же ситуация была с общежитиями. В трех зданиях, приспособленных под общежития учительским институтом, проживало 158 студентов. Но это было всего лишь 30 % студентов педагогического института. Во всех вузах остро стоял вопрос о строительстве жилых домов для преподавателей.

В 1957 г. после реабилитации народов, незаконно выселенных в Сибирь и Казахстан в годы войны, был восстановлен Карачаево-Черкесский педагогический институт в составе двух факультетов - филологического и физико-математического (Распоряжение Совмина СССР от 30.07.1957 г.) на базе существовавшего с 1946 г. Черкесского государственного учительского института с целью дать образование учащимся и подготовить высокообразованных педагогов, научных работников, физиков, математиков, психологов, учителей русского языка и литературы, карачаевской и ногайской филологии, черкесской и абазинской филологии, изобразительного искусства, спортивных дисциплин, физвоспитания.

В институте были созданы физическая лаборатория, фотолаборатория и кабинет математики. Все они были оборудованы приборами и установками, бывшими в длительном употреблении и полученными в основном из Пятигорского, Ленинградского и Таганрогского пединститутов.

Был восстановлен и Чечено-Ингушский пединститут.

В связи с реабилитацией калмыцкого народа и восстановлением его государственности были приняты меры по развитию высшего образования в Калмыцкой автономной области. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22.02.1957 г. при Ставропольском пединституте с 1 сентября 1957 г. было организовано Калмыцкое отделение по подготовке учителей русского языка и литературы и родного языка и литературы для общеобразовательных школ Калмыкии.

Подготовка кадров для отраслей народного хозяйства Калмыкии осуществлялась в других вузах России, где для республики было выделено более 100 льготных мест.

В ноябре 1958 г. бюро Калмыцкого обкома КПСС и Совет Министров КАССР обратились с просьбой к Совету Министров СССР и Министерству высшего образования СССР открыть в 1959 г. в Элисте в виде дара к 350-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России Калмыцкий государственный университет с приемом в 1959 г. на 1 курс 400 чел. на педагогический, сельскохозяйственный и медицинские факультеты. Эта просьба была отклонена.

Как справедливо подчеркивает И.М.Корнилова, условия для полноценного вуза в Калмыкии «созрели к середине 60-х годов». Калмыцкое отделение при Ставропольском пединституте, ставшее «первым практическим шагом к возрождению высшего образования в Калмыкии», «сыграло неоценимую роль в подготовке национальных кадров, послужило необходимой базой для последующего преобразования отделения в Калмыцкий педагогический институт».

Соответствующее ходатайство партийных и советских органов Калмыкии в этот раз поддержал Совет Министров РСФСР, принявший 21 февраля 1964 г. постановление об образовании КГПИ в г.Элисте с 1 сентября 1964 г. в составе филологического (2 отделения - калмыцкое и русское) и физико-математического факультетов. В том же году из Ставрополя в Элисту были переведены студенты старших курсов Калмыцкого отделения, а набор на 1-й курс обоих факультетов был установлен в количестве 100 чел.

Одновременно с педагогическими восстанавливались и медицинские вузы: Ростовский, Кубанский, Ставропольский, Сталинградский, Северо Осетинский и другие. В декабре 1943 г. Ростовский мединститут вернулся в родной город из эвакуации, началось его возрождение. Были восстановлены учебные корпуса, клинические отделения, библиотека. К концу послевоенного периода возобновилась работа всех кафедр, клинических отделений и учебной библиотеки. В 1943 г. возобновил свою работу и реэвакуированный из Барнаула Астраханский МИ в составе лечебного факультета.

Кубанский мединститут начал восстановительные работы сразу же после возвращения из Тюмени осенью 1943 года. Коллективу вуза понадобилось немало усилий, чтобы отремонтировать здание института и студенческое общежитие, лаборатории и кабинеты, создать клиническую базу. Под руководством ректора, заслуженного деятеля наук, депутата Верховного Совета СССР трех созывов В.К. Сапрунова эти задачи были решены. Кроме того, была создана материально-техническая база для нового факультета - стоматологического, который был открыт в 1963 г.

Приказом от 29 января 1943 г. №1 по Ставропольскому государственному медицинскому институту подчеркивалось: «Работу Ставропольского государственного мединститута считать восстановленной с 21 января 1943 г.». В феврале - через 10 дней - функционировал весь институт в составе 5 курсов. Несмотря на разрушения, основная материальная база и часть сохранившегося профессорско- преподавательского состава в ближайшие сроки позволили возобновить занятия в институте. Из материальной базы частично сохранились помещения теоретических кафедр института и клинической базы при городской больнице. Сохранился библиотечный фонд научной и учебной литературы, а также анатомический музей.

Часть учебного оборудования сохранилась от эвакуированного в г.Ставрополь Днепропетровского медицинского института и слитого с СГМИ на основе телеграммы Наркомздрава СССР Митерова и Председателя комитета по делам высшей школы Кафтанова в августе 1941 г. На этой базе Ставропольский мединститут провел второй выпуск специалистов в 1944 г., а затем еще 4 выпуска (по два в 1946 г. и 1947 г.).

Южный регион страны остро нуждался во врачах. Выпуски 1948-1958 гг. проводились регулярно, кроме 1953 г., когда выпуска не было, так как в медицинских институтах срок обучения был увеличен с 5 до 6 лет.

27 мая 1947 г. Советом Северо-Осетинского медицинского института был утвержден план развития в 4-й пятилетке. За этот период значительно расширились учебная и клиническая база. Институт получил территорию бывшей Казачьей учительской семинарии с 8 корпусами, где были развернуты все теоретические кафедры. Клинические кафедры работали на базе первой и второй городских больниц, железнодорожной больницы, родильного дома, госпиталя инвалидов Отечественной войны, детской больницы и туберкулезного диспансера. К 1947 г. институт располагал постоянным фондом в количестве 885 коек и 205 добавочных, что соответствовало медицинскому вузу IV категории.

После войны возобновил свою работу Дагестанский, а также Сталинградский медицинские институты. Наибольшие восстановительные работы были проведены в Сталинграде.

Первым из вузов вернулся в город и возобновил работу уже в 1943 г. Сталинградский мединститут. Сначала он разместился в четырех- или пятиэтажной коробке разрушенного здания недалеко от станции Бекетовка, дверь которого была завешена плащ-палаткой, на которой был приколот листок бумаги с надписью: «Медицинский институт» (по воспоминаниям Н.А.Пивоваровой). Затем он сменил несколько адресов, пока в 1961 г. не получил величественное здание на площади Павших борцов, значительно укрепившее материальную базу вуза и утвердившее его возросший авторитет. После этого стала интенсивно развиваться сфера деятельности мединститута и были открыты новые факультеты: 1961 - стоматологический, 1962 - по обучению зарубежных студентов (до этого - лечение).

В послевоенный период возобновили свою работу технические и сельскохозяйственные вузы Юга России. В 1945-46 учебном году функционировали следующие институты: Новочеркасский индустриальный, Ростовский-на-Дону машиностроительный, Новочеркасский политехнический, Грозненский нефтяной, Северо-Кавказский политехнический (г.Орджоникидзе) и др.

В 1945 г. из Челябинска в Сталинград вернулся из эвакуации механический институт, которому в жилом доме было выделено всего 1146 кв.м. На этой мизерной площади разместили 11 аудиторий, 3 чертежных зала, библиотеку, читальный зал, лаборатории физики и химии. В 1946/47 уч.г. учебно-производственная база института расширилась на 1000 кв.м - здесь были размещены лаборатории резания металлов, двигателей внутреннего сгорания и колесно-гусеничных машин. Только в 1954/55 уч.г. институт переселился из жилого дома в восстановленный тракторным заводом довоенный учебный корпус. С 1961 г. начался ввод в строй главного учебного корпуса на проспекте им. В.И.Ленина, что позволило институту значительного увеличить набор студентов и расширить количество специалистов.

Некоторые вузы технического профиля подверглись неоднократной организационной перестройке. Так, в 1947 г. Сталинградский механический институт, находившийся в ведении Наркомата тяжелой промышленности СССР, был преобразован в Сталинградский институт сельскохозяйственного машиностроения и переподчинен Главному управлению машиностроительных вузов Министерства высшего образования СССР. В 1949 г. он был преобразован опять в Сталинградский механический институт (с 10.11.1961 г. - Волгоградский механический, а с 19.06.1963 г. - Волгоградский политехнический институт Главного управления - вузов МВССО РСФСР).

Как Сталинградский механический, так и другие учебные заведения постепенно превращались в крупные втузы. В частности, СКПИ, созданный в 30-е гг. на базе одной металлургической специальности, к 1956 г. превратился в крупное техническое учебное заведение, выпускающее специалистов по 5 основным горно-металлургическим специальностям: разработка месторождений, горная электромеханика, геология и разведка месторождений полезных ископаемых и металлургия цветных, благородных и редких металлов. С 1957 г. в институте введена новая специализация - автоматизация производственных процессов на обогатительных фабриках и заводах цветной металлургии.

Для развития такого крупного учебного заведения требовались не только учебные корпуса и общежития для студентов, но и дома для преподавателей. Все это при поддержке партийных и советских органов было создано. Вуз превратился в крупный центр по подготовке специалистов для горно-металлургической промышленности. В СКПИ значительно выросла учебно-материальная база. В 1956 г. был введен в эксплуатацию новый учебный корпус площадью 3200 м, в котором, кроме аудиторий, располагался актовый зал на 500 человек, читальный зал библиотеки на 170 человек.

После войны получил дальнейшее развитие Новочеркасский политехнический институт - первый вуз Юга России. Под руководством доктора наук, профессора А. Г. Кобалева были восстановлены учебные корпуса, мастерские, лаборатории института. Как вспоминают выпускники института, начали функционировать факультеты - горно-геологический, механический, электромеханический, энергетический. Позже были открыты химико-технологический и строительный факультеты. Кроме учебных занятий в институте стали активно развиваться научные исследования, которые возглавлял профессор В.Т.Михайлов, назначенный в 1949 г. заместителем директора по научной работе.

В послевоенный период в наиболее сложных условиях находились молодые вузы, созданные накануне и в период Великой Отечественной войны. К числу таких относился Ростовский-на-Дону инженерно-строительный институт, образованный по ходатайству местных властей в начале 1944 г. В разрушенном состоянии находились здания. Восстановление института было передано Ростовжилстрою, «который до сентября 1946 г. к работам фактически не приступал. После ряда обращений работы по восстановлению возобновились, но совершенно в недопустимым темпах». Поэтому в 1946-47 учебном году занятия проводились в 2 смены, так как было восстановлено 22 учебных помещения, в том числе 11 аудиторий, 4 лаборатории и 7 кабинетов.

Из части коридора первого этажа был оборудован читальный зал, для дипломников выделена специальная комната. Но из-за недостатка помещений не имели кабинетов такие профилирующие кафедры, как кафедра архитектуры, кафедра строительных конструкций, промышленного транспорта и др.

Отчет об учебно-воспитательной работе РИСИ за 1957/58 учебный год позволяет оценить изменения в материальной базе через 10 лет: учебно-производственная база включала 10 кабинетов, 18 лабораторий, 25 аудиторий, 1 спортзал, 2 библиотеки, 1 читальный зал, 1 киностудию, 1 актовый зал; итого - 59 помещений для учебных занятий и воспитательных мероприятий. Учебные площади увеличились почти в 3 раза. Практически все лаборатории в течение года получали лабораторное оборудование, среди них - 3 разрывных машины, 10 рычажных тонзанстров, 2 виброплощадки, 2 печи тигельных, 4 вибратора и т.д.

Однако в связи с тем, что контингент студентов за 10 лет увеличился в два раза, в институте сохранилась трехсменная организация занятий: в 1-ю смену занимались строительный факультет и высшие инженерные курсы, во И-ю - строительно-технологический и промышленно-транспортный, в Ш-ю - заочно-вечерний факультет и подготовительные курсы.

Гораздо меньше проблем, хотя они тоже были, было у тех вузов, которые создавались после завершения восстановления страны. Это подтверждают архивные материалы об открытии в 1952 г. Сталинградского института инженеров городского хозяйства Минкомхоза РСФСР, преобразованного в 1961 г. Волгоградский институт инженеров городского хозяйства (с 1974 г. - Волгоградский инженерно-строительный институт МВССО РСФСР).

Кстати, благодаря подвижнической деятельности заведующего музеем истории ВолгГАСА Г.М.Головкина доказано, что строительный институт в Сталинграде впервые был создан в 1930 г., что, как подчеркивает ректор этого вуза В.А.Игнатьев, позволило «с полным основанием официально отпраздновать в 2000 г. 70-летие высшего строительного образования в Волгограде» (Сталинградский строительный институт был ликвидирован вместе с Ростовским строительным институтом в 1933 г. на основании приказа наркома тяжелой промышленности С.Орджоникидзе № 139 от 13.02.1933 г. Это позволяет утверждать, что датой рождения РИСИ является, во всяком случае, не 1944 год, а, скорее всего, тоже 1930 г.).

В 1952 г. согласно Постановления Совета Министров СССР от 28 декабря 1951 г. № 5889-2436 был основан Таганрогский радиотехнический институт на базе упраздненного в том же году Таганрогского института механизации сельского хозяйства. Контингент обучающихся студентов ликвидируемого института переводился в Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства, а учебные, жилые и подсобные помещения передавались ТРТИ, который согласно приказу Министра высшего образования от 09.01.1952 г. № 18 был сразу же отнесен к вузам первой категории.

На ТРТИ была возложена задача по подготовке инженеров по радиотехническим, радиолокационным и электровакуумным специальностям со сроком обучения 5 лет. Он был единственным такого рода вузом в стране. На 1952/53 уч. г. ставилась задача принять в институт 400 студентов (к 01.09.1952 г. было принято 417 человек на 1 курс и 127 человек на 2 курс), а к 1955 г. довести контингент студентов до 2000 чел. По воспоминаниям выпускников, в основе обучения лежала «капитальная физико-математическая подготовка». Приходилось учиться до 10 часов в день в аудиториях.

Через 5 лет ТРТИ стал превращаться в учебно-научнопроизводственный комплекс, в который входили НИИ МВС, НКБ «Миус», ОКБ «Ритм», ОПБ, НКБ вычислительных систем и центр новых технологий и приборов «Техноцентр».

В 50-60-х годах стало быстро расти число студентов, усложнялась структура вузов, росло число факультетов и кафедр. Это требовало новых учебных площадей. Так, например, в Грозненском нефтяном институте имелась достаточно солидная учебно-материальная база. В 1957/58 учебном году вуз имел 46 аудиторий, 46 лабораторий, 26 кабинетов, 53 служебных помещения общей площадью в 9956 кв.м. Но при норме 900 студентов институт обучал 3.288 человек, т.е. превышение норматива было более чем в три раза. Это вело, конечно, к перегрузке аудиторного фонда, к трехсменной организации занятий и проч. Вуз имел всего одно общежитие для студентов на 408 мест, вел строительство второго общежития на 600 мест, сдача которого была призвана обеспечить проживание всех иногородних студентов. Вместе с тем в отчете института подчеркивалось, что «не хватает помещений для лабораторий, мастерских и кабинетов, их оснащение из-за ограниченности средств происходит со значительным отставанием от современных требований».

Имеющееся оборудование обеспечивало удовлетворительное прохождение учебного процесса, но далеко недостаточного для успешного ведения научно-исследовательской работы. Институту не хватало микроскопов, токарных и других станков, электромоторов и другого оборудования, заявку на которые институт своевременно предоставил в Главк министерства, но она была не выполнена. Руководство вуза отмечало также, что в 1958 г. была начата организация полигона строительных машин, деревообделочной мастерской и лабораторий по строительному делу.

В послевоенный период претерпела заметные изменения материально-техническая база сельскохозяйственных вузов. Некоторые сельскохозяйственные вузы воссоздавались. В частности, Сталинградский СХИ в связи с полным разрушением города в годы войны согласно постановления № 886 от 17.07.1944 г. был открыт в г.Урюпинске Сталинградской области в составе четырех факультетов с контингентом приема на первый курс 400 чел. (зачислено было 359 чел.: на агрономический факультет - 152, зоотехнический - 94, ветеринарный - 79, механизации сельского хозяйства - 34 чел.). Только в конце 1948 года институт был переведен в Сталинград.

В 2004 г. ВолгГСХА выпустила великолепное подарочное издание, посвященное 60-летию вуза. Но автор данной работы осмелился выдвинуть свою версию о том, что история этого замечательного вуза началась не в 1944 г., а в 1935 г. Основанием этой версии является тот факт, что, работая в Центре хранения документации новейшей истории Волгоградской области, автором было обнаружено Постановление бюро Сталинградского крайкома ВКП(б) об организации в Сталинграде сельскохозяйственного института от 03.08.1935 г. (Кстати, в указанном деле имеется Постановление бюро Сталинградского крайкома ВКП(б) об организации в Сталинграде и медицинского института, который в 2005 г. отпраздновал свое 70-летие).

Работая в Государственном архиве Волгоградской области с фондом 5977, автор обнаружил, что данный фонд - фонд Волгоградского СХИ Министерства сельского хозяйства РСФСР - берет за точку отсчета своей истории 1935 г. Там же нами обнаружены сведения о том, что Сталинградский СХИ образован на основании постановления Сталинградского крайисполкома № 1376 от 10.08.1935 г. в целях удовлетворения потребностей края в сельскохозяйственных кадрах - зоотехниках и агрономах.

Нам представляется, что ВолгГСХА необходим такой же энтузиаст своего дела, каким в ВолгГАСА оказался Г.М.Головкин. И тогда в 2010 году этот вуз будет отмечать не 64-ю годовщину со дня своего рождения, а славный 75-летний юбилей. Автор данной работы готов предложить свои услуги Волгоградской сельскохозяйственной академии.

В 1950 г. на базе агропромышленного факультета Кубанского института пищевой промышленности был воссоздан Кубанский сельскохозяйственный институт (но он же ведет свою историю не с 1950 г., а со дня основания в 1922 г. - В.К.) с факультетами: агрономическим и зоотехническим, механизации сельского хозяйства, плодоовощеводства и виноградарства. Институту было выделено учебное хозяйство в несколько сот гектаров, в котором студенты проходили учебно-производственную практику.

В 1957 г. КГСХИ возглавил П.Ф. Варуха - опытный администратор, знающий специалист сельского хозяйства. Под его руководством был построен новый студенческий городок на юго-западной окраине г.Краснодара. За короткий срок были построены не только учебные здания, но и общежития для студентов, жилые дома для сотрудников, создан ботанический сад.

Заметно укрепился в 50-е годы и Ставропольский сельскохозяйственный институт. Как пишет его ректор В.И. Трухачев, «в начале 50-х годов организовать полноценный учебный корпус в институте из-за слабой материальной базы было очень непросто. Примитивное оборудование и приборы, нехватка наглядных средств обучения - все это сказывалось на качестве подготовки специалистов. Даже сидели студенты тех лет по-прежнему за грубыми столами-полками, маркированными еще Московским зоотехническим институтом».

К 1954 г. был полностью восстановлен главный учебный корпус института, почти вдвое возросло число студентов: с 932 человек в 1950 г. до 1650 - в 1954 г. Вскоре в институте были построены клиники для ветфака, открыто опытное хозяйство, создана библиотека с учебным абонементом и читальным залом для научных работников. В 1954 г. Постановлением Совета Министров СССР Ставропольский сельхозинститут был переведен во вторую категорию высших учебных заведений с представлением права присуждения ученых степеней кандидата сельскохозяйственных, ветеринарных и биологических наук. Это была заслуженная победа коллектива вуза, залечившего к тому времени раны, нанесенные войной.

В 50-60-е годы значительно укрепил свою материально-техническую базу Горский сельскохозяйственный институт. В эти годы были построены учебные корпуса для экономического, ветеринарного и механического факультетов, центрального конструкторского бюро, общежития. Все лаборатории были оснащены учебным оборудованием. Это стало результатом целеустремленного труда коллектива института во главе с ректором Г.Г.Джанаевым по созданию новой учебно-материальной базы вуза, который сыграл высокую роль в подготовке национальных кадров для сельского хозяйства Северного Кавказа. За 50 лет своего существования к 1968 г. ГСХИ подготовил более 10 тыс. специалистов.

Недостаточное количество учебных площадей имел и Астраханский рыбвтуз. В ноябре 1944 г. областной Совет депутатов трудящихся и бюро обкома партии приняли постановление «О мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы вузов, техникумов и улучшению материально-бытового и культурного обслуживания студентов».

В первое послевоенное пятилетие вуз имел 3 учебных корпуса, где располагалось 17 учебных аудиторий на 900 мест, 7 лабораторий, 8 учебных кабинетов, 2 мастерские, весовые, сероводородная, эфирная комнаты, спортзал, холодильная установка, учебные мастерские по технологии металлов. В 1949 г. МВО СССР откликнулось на просьбу вуза о расширении учебно-материальной базы и институту были выделены токарные станки новейшей марки, холодильная установка, слесарный инструмент для механических мастерских, лабораторная посуда в ассортименте (один вагон) и др. К началу 60-х гг. вуз располагал оборудованием и установками по технологии рыбных продуктов, консервному, коптильно-сушильному и холодильному производству. Началось строительство главного корпуса института. Гордостью кафедры «Промышленное рыболовство» стало открытие музея и лаборатории сетематериалов. Музей наполнялся моделями рыбопромысловых судов и наглядными пособиями.

Вместе с тем эти меры лишь отчасти позволили преодолеть отставание материально-технической базы профилирующих кафедр от все возрастающих требований к подготовке специалистов. Главной причиной отставания являлось финансирование научных и учебных направлений из центрального бюджета по остаточному принципу.

Таким образом, к середине 50-х годов вузы Юга России были восстановлены: построены новые учебные корпуса и мастерские, актовые и спортивные залы, оборудованы кабинеты и лаборатории. Это было первейшим условием организации учебного процесса, подготовки необходимых кадров различным отраслям народного хозяйства, образования и культуры. Но было еще одно необходимое условие (не считая наличие квалифицированного научно-педагогического состава) - создание в вузах учебных и научных библиотек. Если в первые послевоенные годы учебники по многим дисциплинам отсутствовали и студенты готовились главным образом по конспектам лекций, то после восстановительного периода особое внимание стали обращать на учебно-методическое обеспечение занятий.

Для организации учебно-воспитательного процесса существенное значение имела работа библиотек и кабинетов. Условия работы этих учебных подразделений, их оснащенность и фонды учебной и научной литературы во многом определяли качество подготовки специалистов. Пополнение библиотек шло как путем закупки книг и учебников на выделенные государством средства, так и безвозмездной передачей ценной литературы. Многие библиотеки вузов после войны собирались буквально по крупицам.

Так, для работы Краснодарского пединститута среди населения собрали 5 тысяч томов учебной и научной литературы. Для обеспечения работы Ставропольского госпединститута по рекомендации Комитета по делам высшей школы Пермский университет и Тамбовский пединститут передали безвозмездно 20 тысяч томов учебной и монографической литературы. В приказе по Ставропольскому госпединституту от 6.01.45 г. директору библиотеки вменялось в обязанность «обеспечить читальный зал библиотеки 4-мя исправными керосиновыми лампами, а каждого работающего - горячим чаем». В тяжелых бытовых условиях послевоенного времени такая забота об обеспечении работающих в библиотеке имела большое значение.

В 50-60-е гг. особый упор делался на закупку учебной и научной литературы, включая иностранные издания. Дирекция Ростовского-на-Дону инженерно-строительного института в 1957/58 учебном году информировала Министерство, что библиотека имеет 28.334 экз. учебников и пособий, из них отечественных авторов - 28095, иностранных - 239, трудов работников РИСИ - 49 экземпляров. Для приобретения литературы было ассигновано 27 тыс. рублей, затем было выделено еще 85 тыс.; фактически было израсходовано 108 тыс. рублей.

Грозненский нефтяной институт сообщал, что книжный фонд библиотеки на 10 сентября 1958 г. составляет 221.574 тома, в т.ч. на иностранном языке - 1136. За истекший учебный год приобретено 10984 экземпляра книг периодических изданий, газет на русском языке - 38 названий, на чеченском и ингушском - 2, на иностранных языках - 8 названий.

Еще одним важным направлением восстановления и развития материальной базы вузов в 50-60-е годы стало строительство общежитий и других объектов социально-культурного назначения. Приказ Министерства высшего образования от 8 февраля 1947 г. «О фактах неудовлетворительного материально-бытового обслуживания студентов вузов и техникумов г. Саратова» потребовал от руководства всех институтов неотложных мер по удовлетворению иногородних студентов в жилье, строительству столовых, буфетов, спортивных и актовых залов.

Выполняя этот приказ, многие институты Юга России в условиях острого дефицита строительных материалов смогли существенно улучшить быт студентов. Так, Кубанский сельскохозяйственный институт в короткий срок построил 4 общежития для студентов и 3 кирпичных дома (по 90 квартир в каждом) для преподавателей. Астраханский медицинский институт имел 3 общежития, из них два были открыты в 50-е годы. Астрыбвтуз располагал двумя общежитиями на 265 мест, содержавшихся в хорошем состоянии. В общежитиях действовали красные уголки с газетами, журналами, художественной, учебной и технической литературой. Для профессорско-преподавательского состава был построен жилой дом, а для их детей функционировал детский сад.

Астрыбвтуз имел стадион, тир, столовую, гараж, складские помещения, свой парк, работали промышленные и продовольственные магазины для студентов. Столовые для студентов были расширены в Ростовском госуниверситете, Ставропольском и Волгоградском педагогических институтах. Ввел в эксплуатацию новый спортивный зал Северо-Кавказский политехнический институт и т.д.

Таким образом, процесс возрождения вузов Юга России начался с восстановления материальной базы высшей школы в условиях разрухи, ограниченных материальных средств и людских ресурсов. Недостаток учебных площадей, отсутствие учебной литературы, нехватка преподавателей и недобор студентов - все эти и другие проблемы, порожденные войной, предстояло решить вузам Юга России. Восстановление вузов началось с первых же дней освобождения и продолжилось в ходе реэвакуации ряда институтов. Существенную роль играла финансовая поддержка государства и самоотверженный труд преподавателей и студентов, которые в составе строительных отрядов работали на восстановлении и ремонте вузовских помещений. В результате уже в конце 1943 - начале 1944 годов в значительном числе высших учебных заведений начались занятия. В начале 50-х гг. большинство вузов было восстановлено и начался рост их числа в регионе. Нужда в высококвалифицированных строителях для восстановления разрушенной страны стала причиной создания в 1944 г. Ростовского инженерно-строительного института, а в 1952 г. - Сталинградского института инженеров городского хозяйства. Тогда же были открыты педагогический институт в Майкопе и радиотехнический институт - в Таганроге, в 1954 г. - пединститут в Армавире и т.д. Из-за тяжелых разрушений ряд вузов начинали свою работу на базе жилых зданий, общежитий и даже в других близлежащих населенных пунктах.

С середины 50-х годов наблюдается рост числа вузов, возрождение в полном объеме высшей школы в национальных автономиях, некоторый рост контингента студентов. Качественно росли и сами вузы за счет увеличения количества факультетов и специальностей. Была создана база для развития втузов в Ростове, Сталинграде, Грозном, Новочеркасске и других городах.

Вторым этапом восстановления материальной основы функционирования высшей школы Юга стало восстановление библиотек, специальных кабинетов, общежитий. В конце 50-х-начале 60-х гг. стало больше внимания уделяться строительству жилья для преподавателей, детских садов, стадионов, столовых. В то тяжелое время государство и вузы заботились о материальном обеспечении студентов и преподавателей.

 

Автор: Кононенко В. М.