26.11.2012 2251

Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях Юга России в условиях масштабных реформ

 

Эффективное развитие современного образования невозможно без синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной составляющей научно-технического потенциала - пополнение научно-педагогических кадров за счет отбора, подготовки и участия в НИР перспективных и талантливых студентов и молодых специалистов. В то же время этот процесс позволяет развивать научно-педагогический потенциал высшей школы, обновлять содержание учебных программ и курсов, технологий и методов обучения. Интеграция науки и образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных на преодоление возникшей в ряде областей искусственной разобщенности вузовского, отраслевого и академического секторов научных исследований.

В этой связи одной из задач реформы высшего образования в 90-е гг. являлось раскрепощение творческих способностей студентов и преподавателей. Вместо прежнего догматического подхода к изучению знаний об обществе, признававшего лишь одну марксистскую точку зрения, Госстандартом высшего профессионального образования предусмотрено овладение этими знаниями во всем многообразии научных направлений, школ и концепций, включая и забытые самобытные традиции российской мысли.

Научное знание всегда лежало в основе развития общества. Но если раньше решающую роль играло прикладное, эмпирическое знание, то теперь, когда мир, включая Россию, вступил в информационную эпоху, первостепенная роль принадлежит теоретическому знанию, закодированному в абстрактных системах символов. Вот почему в информационном обществе центральное место занимает такой институт по развитию и трансляции знаний, как система высшего образования, включающая в себя университеты, исследовательские организации и интеллектуальные центры. Именно такая система высшей школы, преимущественно университетская, координирующая и генерирующая теоретические знания, выступает в качестве несущей конструкции формирующегося информационного общества.

Это подтверждают и конкретные результаты НИР вузов и научных организаций системы Минобразования России. Так, например, если в 1997 г. они опубликовали 3605 монографий, то в 2000 г. - 6159, сборников научных трудов - соответственно 3313 и 6568, учебников и учебных пособий - 13302 и 18879, статей - 168422 и 234868; приобретено патентов РФ - 2936 и 2529, зарубежных патентов - 27 и 37, лицензий на право использования изобретений вуза - 71 и 89; зарегистрировано программ для ЭВМ, базы данных, топологии микросхем - 313 и 691; защищено диссертаций на соискание ученой степени доктора наук - 1048 и 1790, кандидата наук - 5489 и 12036; получено премий, наград и дипломов в 1997 г. - 6681, в 2000 г. - 12015 и т.д.

Особое значение в этой связи приобретает инновационная деятельность в образовании. «Инновационное образование, по сути, является системообразующим, интегрирующим учебный процесс и научный поиск.

Оно предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний (что само собой разумеется), но, самое главное, включает сам творческий поиск в образовательный инновационный процесс. Это напоминает знаменитую формулу: «Исследую, обучая; обучаю, исследуя», - подчеркивает В. Шукшунов.

Исходя из вышеуказанной парадигмы современного высшего образования, вузы Юга России в 90-е годы значительное внимание уделяли развитию научно-исследовательской работы студентов и преподавателей. Согласно Концепции развития высшего образования в Российской Федерации научно-исследовательская деятельность в вузах направлена, в первую очередь, на получение новых знаний и применение их для решения социально-экономических, гуманитарных, технологических и иных проблем; ее главная задача в университетах - формирование и совершенствование научно-технического потенциала. Именно это позволяет обеспечить устойчивое развитие науки и образования в регионе, органично сочетать научно-исследовательскую и преподавательскую работу.

В 90-е гг. существенно изменилось развитие вузовской науки на Юге России: она стала рассматриваться как совокупность ведущих научных школ и научных центров. Междисциплинарный подход позволил углубить предмет исследования, интеграцию теоретических знаний, международную ориентацию, разнообразие видов издательской деятельности и научных коммуникаций.

Все это позволяет предположить, что в региональной науке происходят процессы качественного преобразования, формируется новый тип отношений вузовской науки и практики - развивается научно-образовательный регион, важнейшими признаками которого являются территориальность (в масштабах географического локуса), совместная научно-исследовательская и образовательная деятельность научных школ и образовательных учреждений региона, укорененность теоретических знаний в поликультурную среду и культурно-образовательные процессы Юга России.

Изменилась социальная характеристика региональной науки. Ее включение в конкретные исторические условия южно-российского региона идет по пути реформирования системы образования, усиления влияния религии на духовную жизнь региона, развития проектной деятельности в различных отраслях науки и практики, возрастания личностного фактора и профессионализма ученых в обосновании научных идей.

Каковы же конкретные показатели развития НИР и НИРС в вузах Юга России?

Прежде всего отметим, что структура организации научно-исследовательской деятельности в вузах региона включала следующие формы: межвузовские и       общегосударственные научно-технические программы; базовая госбюджетная тематика по заказ-нарядам; гранты, в том числе фондов фундаментальных исследований; международные проекты; хоздоговорные исследования.

Рассмотрим выполнение тематических планов научно-исследовательской работы ведущими вузами Юга России.

Выполнение тематических планов НИР в 1996-2000 г. (тыс. руб.)2:Статистические данные показывают, что по количеству тем, разрабатываемых учеными региона, лидируют (в 2000 г.) РГУ - 333, КубГУ - 268, ТГРТУ - 249, КубГТУ - 166, ЮРГТУ - 154.

В 2000 г. другие классические университеты разрабатывали следующее количество тем по НИР: АГУ - 46, ВГУ - 74, ДГУ - 40, КБГУ - 32, Калмыцкий ГУ - 23, СОГУ - 21, Ингушский ГУ - 1, по Чеченскому ГУ - данные отсутствовали. Количество тем НИР, над которыми работали другие технические и технологические вузы Юга России в 2000 г. выглядит следующим образом: Волгоградский гос. тех. университет - 262, Дагестанский - 49; Северо-Кавсказский гос. технол. университет - 33, Карачаево-Черкесский гос. технол. институт - 7, Майкопский - 6.

Признанным научным центром на Юге России является Ростовский госуниверситет, который занимает ведущие позиции в регионе не только по количеству разрабатываемых тем, но и по общим объемам НИР, получению грантов и хоздоговорных исследований. Например, в 1995 г. РГУ был головной организацией в четырех научно-технических программах РФ, принимал участие в 28 других программах, имел более 40 грантов, в том числе 12 международных. За последние годы зарегистрировано 2 открытия.

В настоящее время в структуре университета имеется 11 факультетов, 7 научно-исследовательских институтов, НКТБ «Пьезоприбор», Вычислительный центр, Ботанический сад, Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социально-экономических наук; зональная библиотека, насчитывающая более 2 млн. томов; книжное издательство, редакция журнала «Известия вузов. Северо-Кавказский регион». В университете сложились известные научные школы по философии, социологии, культурологии, политологии, отечественной и зарубежной истории, прикладной математике, теоретической физике, механике, химии и др. Ведут научные исследования многие ученые, известные в стране и за рубежом. Среди них - член-корреспондент РАН Ю.А.Жданов, профессора В.Е. Давидович, А.И. Егоров, В.В. Акимцев, Н.М. Минасян, А.Н. Савченко, Г.В. Драч, А. Г. Волков, В.П. Кохановский, В.П. Яковлев и др.

Стабильные позиции в развитии НИР занимает Кубанский госуниверситет, который в 2000 г. выполнил научных разработок на общую сумму 35,7 млн. рублей, из них за счет средств Минобразования России - на 5,2 млн., Миннауки России - на 890,3 тыс., РФФИ и РГНФ - на 2,5 млн., местного бюджета - на 5,5 млн., хоздоговоров - на 6,9 млн. и других источников - на 14,7 млн. рублей. Это результат деятельности сложившейся в университете научной структуры, которая включает научно-исследовательские институты, междисциплинарные центры и проч.

На 72 кафедрах КубГУ научную работу осуществляют 75 докторов наук, профессоров и 400 кандидатов наук, доцентов. Среди них - один академик РАН, 28 академиков и членов-корреспондентов других академий России, лауреаты премий и заслуженные деятели науки.

НИР и НИРС ведется по широкому спектру физико-технических, гуманитарных и социально-экономических наук: математике и прикладной математике, химии и биологии, географии и истории, социологии и международным отношениям, экономике и управлению, юридическим и филологическим наукам, журналистике и художественному творчеству.

На счету ученых КубГУ - реализация крупных научных программ, проведение открытых и международных конференций. Среди них - разработка экономико-математической модели Азовского моря, открытие нового физического явления - высокочастотного резонанса в полуорганических средах с неоднородностями, разработка препарата «Бализ- 2» и др. Это результат труда академика В.А. Бабешко, профессоров В.Ф. Писаренко, Н.А.Яковенко, Б.С.Муравского, Ю.П.Конценбина, С.И. Дембицкого, Е.В. Глушкова, А.Я. Мурыгина, доцентов Ю.В. Кольцова, С.В. Нагорного и других. Свидетельством высокого уровня проводимых научных изысканий в КубГУ стало присуждение ученым университета 50 индивидуальных грантов РГНФ, РФФИ и др.

Существенные достижения имеют также гуманитарии КубГУ. При их активном участии разрабатываются актуальные проблемы истории, литературы, народного творчества, в частности, казачества Кубани и роли Черноморского региона в современной геополитике.

Ставропольский госуниверситет по объему финансирования тематических планов НИР не занимает ведущих позиций. Но за последние 5 лет, после его преобразования в классический университет, в нем сложилось 7 научных школ, 31 научное направление и 13 научно-образовательных центров. Среди них - научные школы по теплофизике и молекулярной физике (рук. проф. Е.И. Несис), по нейроэндокринным механизмам адаптации и их возрастным особенностям (проф. В.А. Батурин), по этническим проблемам современности (проф. А.В. Авксентьев), по синтаксическим связям и синтаксическим отношениям в русском языке (проф. Ю.И. Леденев); среди научных направлений - историческое краеведение (проф. Д.В. Кочура), история формирования Северо-Кавказского города и генезис городской цивилизации (проф. А.А. Кудрявцев), сравнительная история мировых цивилизаций (проф. А.А. Аникеев), экономика и управление народным хозяйством Ставропольского края (проф. Акинин П.В.), историческая поэтика русской классической литературы (проф. В.М. Головко) и др.

Руководство и ученые СГУ постоянно ищут новые формы научной работы в современных условиях. Так, в 2002 году в университете был создан университетский научно-образовательный центр «Новой локальной истории» под руководством профессора С.И.Маловичко. НОЦ работает по совместной научно-образовательной программе с учеными историко-архивного института РГГУ и Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В рамках НОЦ проводятся «Методологические вторники» (руководитель - д.и.н. Т.А.Булыгина), посвященные современным вопросам методологии и теории истории, в которых принимают участие не только ученые СГУ, но и других вузов региона и Москвы. Был выигран грант РГНФ по одному из «вторников».

5 лет действует Ставропольское региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории (РОИИ) (руководитель - д.и.н. И.В. Крючков), признанное лучшим среди провинциальных отделений. Регулярно выпускаются альманахи интеллектуальной истории Ставропольского отделения, в которых публикуются российские и зарубежные авторы (8 выпусков). Проведено 4 конференции отделения на базе ПятЛГУ, в которых принимали участие представители многих регионов России, ученые Москвы, Петербурга, а в 2006 г. - зарубежные ученые. Отделение сотрудничает с подобными учреждениями Польши, Болгарии, Финляндии и т.д.

Интенсивно научные исследования ведут ученые Волгоградского госуниверситета, в котором общий объем НИР к 2000 г. достиг 5317, 3 тыс. рублей. Здесь сформировалась крупная школа в области экономических исследований во главе с М.М. Загорулько - бывшим ректором университета, который возглавляет Научно-исследовательский институт по экономике, функционирующий при ВГУ. Университет известен также своими широкими международными связями в области подготовки кадров и проведения совместных научных исследований.

Из университетов республик Северного Кавказа широкой постановкой НИР отличается Дагестанский и Кабардино-Балкарский госуниверситеты, где ежегодный объем научных исследований в 2000 г. составлял соответственно 7435, 5 тыс. и 7457,7 тыс. рублей. Причем значительную роль играют как субсидии Минобразования, так и хоздоговорная тематика и другие источники.

Творческий потенциал ученых Юга России был раскрепощен и тем обстоятельством, что многие из них были избраны в государственные и общественные академии наук: Российскую Академию Наук, Российскую Академию естественных наук, Российскую Академию социальных наук, Академию информатизации образования, Академию педагогических и социальных наук, гуманитарную Академию, Академию военных наук, Международную Академию высшей школы. Во многих вузах региона насчитывалось до 20-30 членов и членов-корреспондентов государственных и общественных академий. А в старейшем вузе региона - Новочеркасском техническом университете - в научное сообщество были избраны практически пятая часть профессорско-преподавательского состава. При Ростовском педагогическом университете было образовано Южно-Российское отделение Академии образования во главе с профессором А.А. Грековым, которое много сделало по созданию научных школ в регионе.

Из технических и технологических вузов по развитию научно-исследовательских разработок выделяются Таганрогский радиотехнический университет, в котором общий объем выполнения тематических планов НИР достиг 65,4 млн. рублей; Южно-Российский технический университете - 46,3 млн.рублей, Волгоградский технический университет - 35,3 млн. руб., Кубанский технологический университет - 12,1 млн. рублей и Ростовский строительный университет - 12,1 млн. рублей. Источники финансирования этих вузов различны, но обращает на себя внимание большой объем хоздоговорных исследований - до 90% всех средств.

Вместе с тем тематика НИР ограничена в Пятигорском лингвистическом госуниверситете - 5 проблемами, Таганрогском госпединституте - 3. Объем финансирования в них также незначителен - 900,5 тыс. рублей, что свидетельствует о слабом использовании научного потенциала профессорско-преподавательского состава данных вузов, их отстраненности от реализации межвузовских и общегосударственных научно-технических программ.

Между тем в регионе сложилась крупные научные школы в области педагогических наук - это школы Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, А. Д. Алферова, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Брановского, В.И. Горовой и др. При Ростовском педагогическом университете функционирует Южное отделение Академии образования, Северо-Кавказский инновационный центр и т.д. Ученые вузов влияют на общественные процессы не только через выпускников, воспитывая в них готовность к восприятию новых научных идей и технологий, но и своими статьями, книгами, выступлениями в средствах массовой информации. Публикации результатов научнопедагогической деятельности ученых являются важнейшим показателем их творческой активности.

Отмена цензуры, партийной оценки вузовских изданий способствовали росту творческой активности преподавателей региона. Об этом наглядно свидетельствуют показатели о публикации результатов научно-педагогической деятельности в университетах и педагогических вузах.

Цифры свидетельствуют, что за пять лет почти все университеты удвоили количество научно-педагогических публикаций преподавателей. Что касается объема публикаций, то здесь тенденция такая же динамичная. Объем издания научно-педагогической литературы увеличили: ВГУ - на 317 %, ДГУ - на 329 %, РГУ - на 217 %, СГУ-на 170%.

Преподаватели университетов издавали учебники (часто с грифом Министерства образования и учебно-методического объединения). Подобных учебников наибольшее количество опубликовали Ростовский и Ставропольский госуниверситета.

Адыгейский и Северо-Осетинский госуниверситеты имели показатели в два раза более скромные. Более чем скромные результаты имел Калмыцкий ГУ: в 1996 г. - 10 публикаций объемом 97 п.л., в 2000 г. - соответственно 17 и 142,9. По Ингушскому университету данные неполные и не позволяют выявить динамику. По Чеченскому госуниверситету показатели отсутствуют.

Новым явлением в деятельности вузов региона в 90-е годы стали публикации научной и учебно-методической литературы отечественных авторов в зарубежных странах, что говорит об их высоком качестве. Здесь показатели за 2000 г. университетов следующие: ВГУ - 38, ДГУ - 44, КубГУ 222, КБГУ - 220, РГУ-199, СОГУ - 33, СГУ - 16 публикаций.

У педагогических вузов показатели были намного скромнее. Так, Армавирский педагогический институт увеличил количество научно-педагогических публикаций с 1996 г. по 2000 г. с 340 до 605 шт.; Астраханский педагогический университет - соответственно с 77 до 103 шт.; Волгоградский педагогический университет - со 160 до 161 шт., Дагестанский - с 274 до 630, Карачаево-Черкесский - с 393 до 490; Пятигорский лингвистический - с 29 до 986 шт.; Ростовский педагогический университет - с 574 до 862 шт.; Таганрогский педагогический институт - со 165 до 291 шт.

Наиболее существенный рост числа публикаций произошел в ПГЛУ - более чем в 30 раз. Очевидно, это объясняется пуском в университете мощного издательско-полиграфического комплекса.

Что касается издания учебников и учебных пособий, то здесь показатели 2000 г. следующие: АГПИ -74 шт., ВГПУ - 55 шт., ПГЛУ -85 шт.,РГПУ - 129 штук. Публикации за рубежом имели в основном Ростовский и Волгоградский госпедуниверситеты: от 20 до 30 в год.

Статистические данные показывают, что в публикации результатов научно-педагогической деятельности лидируют 3 классических университета, которые превосходят все другие группы вузов как по количеству, так и по объему изданий. Причем за пять лет (с 1996 по 2000 гг.) число публикаций и их объем вырос почти в 2 раза. Это показатель активной работы профессорско-преподавательского состава по обновлению содержания и методов преподавания учебных дисциплин. В 7 технических вузах уровень публикаций результатов научно-педагогической деятельности также достаточно высок. За 5 лет число публикаций выросло более чем в 2 раза, а объем - более чем в 3 раза.

В 10 вузах (педагогических, строительных, экономики и права) публикации научно-методической литературы сопоставимы с числом студентов и преподавателей этих учебных заведений. Рост за 5 лет составляет 2 раза по числу и объему публикаций. Что касается аграрных и медицинских вузов, то из-за неполноты представленных данных полную картину их деятельности в этой области установить трудно. Имеющиеся данные дают превышение числа публикаций над их объемом. Динамика за 5 лет не прослеживается.

Следует отметить, что ученые региона результаты своей научно-педагогической деятельности публикуют как в издательских центрах своих вузов, так и в негосударственных издательствах. Плодотворную издательскую деятельность в этой связи ведет ростовское издательство «Феникс» (директор Л.Е.Вальдман), которое опубликовало серию учебников и учебных пособий по гуманитарному и социально-экономическому блоку: «Философия» (1998 г.), «Культурология» (1995 г.), «Педагогика и психология высшей школы» (1998 г.), «История» (2000 г.) и др. Многие издания опубликованы под грифом Учебно-методических объединений или Министерства образования РФ.

В динамичный центр научных исследований превратился Армавирский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета. Здесь разрабатывается три комплексных проблемы: «Совершенствование современного российского законодательства» (руководитель - к.ю.н., директор АИСО А.Н. Савинов); «Проблемы становления гражданского общества на Юге России» (руководитель - д.полит.н., зам. директора по научной работе А.А. Вартумян); «Развитие социальной политики и социального образования на Юге России» (руководитель - к.и.н., зам. директора по учебной работе В.М.

Кононенко). На разработку этих проблем направлена деятельность 6 кафедр института, учебно-научных подразделений и студенческого общества.

Вузы Юга России стали организаторами крупных всероссийских и международных форумов, конференций. Как свидетельствует график научных конференций вузов РФ, только во второй половине 2001 г. в регионе состоялись следующие конференции: «Русская философия: вступая в XXI век» (ПГЛУ, сентябрь); «Закономерности биологического разнообразия и адаптации в горах» (КБГУ, сентябрь); «Реформа орфографии: лингвистический, социокультурный, правовой аспекты» (АГПУ, октябрь); «Обычное право народов Дагестана: история, современность, перспективы» (ДГУ, октябрь); Педагогический фестиваль - «Образование - 2001» (г. Сочи, октябрь - январь); «Проблемы регионального компонента в образовании (ДГУ, октябрь); «Судьба казачества в XX веке» (АГПУ, октябрь); «Биосфера и человек» (АГУ, октябрь); «Проблемы социально-экономического развития региона в условиях глобализации» (СГУ, октябрь); «Социально-экономические проблемы развития курортов» (СГУТиКД, октябрь); «Русский язык и языки народов в России: функциональное и структурное взаимодействие» (СОГУ, октябрь); «Интеллектуальные электромеханические устройства, системы и комплексы» (ЮРГТУ, октябрь); «Теории развития педагогического менеджмента:                                научные школы и перспективы в информационно-педагогическом пространстве» (РГПУ, декабрь) и др.

Как видим, ученые региона выдвигали на обсуждение научной общественности наиболее актуальные проблемы философии, языкознания, права, экономики, истории, педагогики, электромеханики и других наук. Это говорит как об их разнообразных интересах, так и о больших потенциальных возможностях.

90-е годы характеризовались заметным увеличением числа публикаций ученых Юга России в зарубежных изданиях. Так, в 2000 г. в различных странах было опубликовано преподавателями ЮРГУ - 714 статей, КубГУ - 222, РГУ - 199, ТГРУ - 83, ЮРГУЭиС - 51, КубГТУ - 46, РГМУ - 25 РГСУ - 23, СГУ - 16, ТГПИ - 16, РГЭУ - 15, ДГТУ - 12 публикаций.

Существенную роль в развитии научных исследований и высшего образования на Северном Кавказе играют научно-исследовательские центры Российской Академии наук. Так, Дагестанский научный центр РАН имеет сеть исследовательских институтов гуманитарного и естественного профиля: Институт языка, литературы и истории; Институт археологии, этнологии и истории и другие, ученые которых (доктор философских наук А.М. Адушев, доктор исторических наук Б. Г. Алиев, доктор филологических наук, директор института Г. Г. Гамзатов и другие) своими исследованиями внесли значительный вклад в современное Кавказоведение, в изучение истории и языкознания Дагестана, в разоблачение деструктивных и сепаратистских концепций, появившихся в 90-е годы.

Ученые Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований с учетом общественно-политической обстановки в республике в 90-е гг. активно изучали проблемы этногенеза народов КБР, их социальную структуру, общественные институты, обычаи и культуру.

В научно-исследовательском Институте истории, языка и литературы РСО-Алания, возглавляемом доктором филологических наук, известным специалистом по проблемам нартовского этноса, разрабатывались проблемы общественного сознания, культуры, архитектуры и искусства осетинского народа.

После распада Чечено-Ингушского института истории, языка и литературы в середине 90-х годов в г. Назрани был сформирован Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук. Его сотрудники ведут исследование проблем этногенеза народов Центрального Кавказа, их истории, культуры и верований.

Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований разрабатывает следующие проблемы: этимологию кавказских языков (С.Х. Ионова), культуру и быт народов Карачаево-Черкесии (И.Х. Калмыков), создание национальной государственности республики (А.Х. Карданова) и др.

Ученые Адыгейского ИИЯЛ исследуют вопросы происхождения адыгского народа, его историю, литературу и фольклор.

При Калмыцком госуниверситете функционирует Институт гуманитарных исследований, научные сотрудники которого изучают проблемы государственного устройства, развитие экономики, культуры и образования в республике.

В целом следует отметить, что деятельность научно-исследовательских институтов способствует урегулированию межнациональных конфликтов на Северном Кавказе. Однако к недостаткам развития современного кавказоведения следует отнести слабую разработку как теоретических, так и методологических проблем, некоторых конкретно-исторических вопросов, например, связанных с Чеченским вооруженным конфликтом. Кроме того, в последние десятилетия изучение гуманитарных проблем Северного Кавказа в основном сосредоточилось в руках ученых коренной национальности. Собственно русское Кавказоведение, успешно развивавшееся в XIX в. и в советское время, в наши дни, по словам Ю.А. Жданова, утрачивает свою энергию.

Думается, что этот процесс будет приостановлен с созданием Южного научного центра РАН в г. Ростове-на-Дону в сентябре 2003 г. Президиум ЮНЦ РАН возглавляет выпускник Ростовского государственного института Г.Г.Митяшов, известный в России и за рубежом специалист в области морской экологии и биоокеанологии. Существенен его вклад в изучение проблем антропогенной динамики экосистемы.

Большой интерес Г. Г. Митяшов проявляет к проблемам Черноморо-Каспийского бассейна и Северного Кавказа. Под его руководством идет формирование научной инфаструктуры Южного научного центра РАН. В Центре, в научно-исследовательских институтах и вузах региона создаются отделы и лаборатории по таким приоритетным для региона направлениям, как «Этнодемографические, социально-политические и экономические процессы», «Флористика, фаунистика и биогеография», «Оценка состояния и проблемы сохранения биоразнообразия», «Изменение природно-территориальных комплексов России в зонах интенсивного техногенного воздействия», «Основы рационального природопользования» и др.

В целях развития научного потенциала вузов в последние годы существенно перестроена работа аспирантуры и докторантуры. В Ростовском, Кубанском, Ставропольском и Кабардино-Балкарском университетах расширена подготовка аспирантов. Она ведется по 50 и более специальностям, число аспирантов достигло 600-900 человек.

На базе Таганрогского радиотехнического университета была проведена Всероссийская научная конференция молодых ученых и аспирантов по теме: «Новые информационные технологии: разработка и аспекты применения». Конференция собрала более 300 начинающих ученых в области разработки вычислительной техники и программирования. Состоялся заинтересованный разговор о разработке отечественных моделей ЭВМ и их программного обеспечения.

16 ноября 2003 г. на базе Ставропольского госуниверситета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов и молодых ученых по теме: «Западноевропейская цивилизация и Россия: общее и особенное», в которой приняли участие начинающие исследователи из Москвы, Сыктывкара, Тамбова, Саратова, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Краснодара, Самары, Пятигорска, Армавира и т.д. Ее участники обсуждали особенности развития взаимоотношений стран Запада и России, их сотрудничество в области проблем безопасности, социально-экономические, правовые и культурные аспекты отношений Европы и России. Аспиранты и молодые ученые представили результаты своих исследований, познакомились с организацией научной работы в вузах, установили творческие контакты между собой.

Научная работа является одним из сложнейших видов интеллектуальной деятельности. Одним из слабых мест в организации НИР и НИРС в отечественной науке и системе высшего образования является отсутствие учебных пособий и справочников по методике и организации научных исследований. Главный упор при этом делался на подсказку научного руководителя и интуицию. В 90-е гг. удалось восполнить этот пробел в некоторых сферах научного творчества, в частности, в области истории.

В 1999 г. в Майкопе было издано учебное пособие Э.А. Шеуджен «Историография. История исторической науки», в котором раскрываются такие основные понятия историографического исследования, как «Предмет историографии», «Историографический факт», «Историографический источник» и др.

Еще раньше, в 1996 г., в Ставрополе вышло учебное пособие А.А. Аникеева «Технология магистерского исследования», раскрывающее основные этапы исторического исследования: выбор темы и постановку исследовательской задачи, составление библиографии и разработку плана научной работы, комплексное изучение источников и наименование исторических сочинений.

В 2004 г. профессор РГУ Н.А. Миненков опубликовал пособие для начинающего исследователя по методологии истории, в котором осветил основные теоретические вопросы познания: предмет и структуру исторического метода, принципы и методы исторического познания.

Публикация этих и подобных пособий в других отраслях научного познания вооружили студентов старших курсов и аспирантов системными знаниями по методике и истории научного познания - высшей сферы знаний, без которых не может состояться ни одно исследование. И это быстро принесло свои плоды. Так, лауреатом V Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» была названа студентка 5 курса биолого-химического факультета СГУ О.Комиссарова. Дипломом I степени награжден студент 4 курса того же факультета Д. Моисеев на 12 международной конференции молодых ученых по химии. Студенты отделения журналистики стали победителями на 9-м международном фестивале ТВ программы для детей и юношества. Дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки выпускников вузов находится именно в этой плоскости, ибо, как гласит современная концепция высшего образования, главная задача вуза - научить студента ставить и решать научные проблемы.

Одним из важных направлений развития современных исследований является внедрение информационных технологий. Разработка такой информационной системы ведется в Ставропольском государственном университете. В настоящее время парк компьютеров в СГУ доведен до 1500, создано 15 учебных классов. В университете открыты новые специальности: «Прикладная информатика в области экономики», «Прикладная информатика в области географии», «Компьютерная безопасность», а также специализация «Историческая информатика».

На Ставрополье, кроме СГУ, подготовку специалистов в области информационных технологий также ведут Северо-Кавказский технический университет, Ставропольская сельскохозяйственная академия,

Ставропольский кооперативный институт (филиал Белгородского университета потребительской кооперации), Ставропольский филиал Поволжской академии связи, Кисловодский Институт экономики и права и другие вузы.

Одна из отличительных черт организации НИР и НИРС в вузах Юга России в 90-е годы - расширение международных научных связей. Если раньше сотрудничество высших учебных заведений региона шло преимущественно с социалистическими странами Восточной Европы и носило ознакомительный и учебный характер, то теперь межвузовские связи направлены на разработку совместных научных проектов. Так, например, Ростовский госуниверситет развивает сотрудничество с университетом г. Дортмунда (ФРГ) и со Стратклайдским университетом (Великобритания), с университетами Северная Каролина, Висконсин-Сюппириор (США).

В последние годы подписаны договоры о сотрудничестве РГУ с Саарбрюккенским университетом (ФРГ), Мирейским университетом (США), с Северо-Западным и Юго-Западным университетами (КНР), Средне-восточным технологическим университетом (Турция).

Разветвленная в Ростовском госуниверситете программа международного сотрудничества получила поддержку Министерства образования России. В рамках программы «Университеты России» РГУ стал головным по разделу «Интеграция университетов России в общемировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей».

В 90-е годы стали появляться принципиально новые для вузов Юга России возможности вхождения в уже действующие или во вновь формируемые международные программы с привлечением финансовых возможностей международных фондов, организаций, зарубежных органов управления образованием и научных фирм. В этой связи РГУ совместно с университетами г. Дортмунда (ФРГ), Афины (Греция) и г. Нименген (Нидерланды) выиграл предпроект «Создание центра немецкого языка при РГУ для вузов России по программе «Темнус-2».

РГУ совместно с РГЭУ, вузами Краснодара, Ставрополя и совместно с зарубежными партнерами во главе с университетом г. Пирея (Греция) выиграл проект по совершенствованию экономического образования в регионе по программе ТАСИС с общим объемом финансирования 3,4 млн. экю.

Расширяет свои международные научные связи Кубанский госуниверситет. Ученые университета активно сотрудничают с коллегами из Греции, Кипра, ФРГ, США и Китая. Только за последние пять лет более 150 статей было опубликовано в зарубежных журналах. Сотрудники физико-технического факультета приняли участие в работе крупнейших международных конференций и конгрессов. Достижения факультета демонстрировались на международных выставках в Пекине (1996 г.) и Сан- Хосе (1997 г.).

Научные доклады были опубликованы в материалах научных конференций в Осаке, Вашингтоне, Давосе. По итогам научных изысканий коллективом физтеха получено 7 индивидуальных грантов фонда Сороса.

Лаборатория новейших технологий КубГУ, которой руководит В.В. Бадиков, занимается созданием нелинейных, лазерных материалов, являющихся элементной базой для технологий XXI века. В результате совместных исследований лабораторий и ученых КубГУ и университета штата Алабама (США) впервые в России были получены активные элементы на основе кристаллов сульфида цинка, активированных двухвалентным хромом. Эта продукция получила широкое применение на мировом рынке; производимые кристаллы поставляются в США, Великобританию, Францию, Германию, Бельгию, Японию, Литву и другие страны.

Активные международные связи поддерживает и художественно-графический факультет. Заслуженные деятели искусств Гаврилов О.М., заслуженный архитектор РФ Ю.С. Субботин были неоднократными обладателями дипломов российских и международных выставок дизайна. Г.У. Кравченко - участник международных выставок живописи в США, Канаде, Франции, Германии, Голландии. Картины другого преподавателя худграфа - В.Е. Пальченкова - демонстрируются в галереях Германии и Великобритании.

Ставропольский государственный университет активно участвует как в подготовке специалистов для зарубежных стран (с 1978 г. по 1990 г. подготовлено 550 магистров и 3 доктора наук), так и в развитии научных исследований. С 1992 г. СГУ сотрудничает с университетами штатов Вирджиния (Шенандоа) и Айова (Де-Мойн, США), г. Патры (Греция), Сангел (Южная Корея).

Кафедра социальной философии и этнологии в течение шести лет сотрудничает в области этнической конфликтологии с Айовским государственным университетом (координаторы: зав. каф. проф. Авксентьев В.А., проф. Дж.Граба). В 2000 г. заключен договор о сотрудничестве между лабораторией этноконфликтологии, Институтом по анализу и разрешению конфликтов при университете им. Дж. Мейсона (США) и СГУ.

С 1995 г. по настоящее время кафедра экономической и социальной географии (зав. каф. д-р геогр. наук, доц. Белозеров B.C.) совместно с институтом географии РАН, учеными Франции, Германии участвуют в проекте ИНТАС «Людские ресурсы РФ. Географический аспект пространственной структуры и динамики».

В 2000 г. кафедра истории и теории журналистики (зав. каф., доц. Лепилкина О.И.) совместно с Роттердамским университетом (Нидерланды) начала изучение наследия Эразма Роттердамского.

Преподаватели кафедры зоологии (зав. каф. Сигида С.И.) участвуют в ряде международных проектов совместно с международным центром по изучению миграции птиц (университет Тель-Авива, Израиль), с институтом зоологии Болгарской академии наук (г. София).

Международное сотрудничество ведет к созданию совместных учебно-научных центров и лабораторий. Весной 2005 г. состоялось открытие совместной учебно-инженерной лаборатории итальянского концерна «CAMOZZI» и Донского государственного технического университета. Для лаборатории концерн предоставил полный комплект современного лабораторного и офисного оборудования, наглядные информационные материалы, два компьютера, два полных комплекта пневматики, мультимедийный проектор. В лаборатории будет обеспечен принцип системности обучения и научных исследований.

Интенсивные научные связи с зарубежными центрами и фондами поддерживает Северо-Кавказская академия государственной службы, занимающая ведущие позиции в регионе по разработке проблем государственного и муниципального управления. Ее учеными во главе с профессором В. Г. Игнатовым подготовлены сотни монографий, пособий и сборников по этим проблемам.

В конце мая 2005 г. Северо-Кавказская академия совместно с фондом Ф. Эберта провела российско-германскую конференцию на тему: «Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и всероссийского опыта», на которой были обсуждены актуальные проблемы формирования органов местного самоуправления в Южном федеральном округе.

В 2000 г. был подготовлен документ, определяющий научно-инновационную политику Минобразования России. Это - Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы. Концепция является составной частью государственной научно-технической политики Российской Федерации и разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки в системе образования с целью повышения качества специалистов, научных и научно-педагогических кадров; с другой, - активизации деятельности самих высших учебных заведений и научных учреждений в решении социально-экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных проблем, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей, CALS-технологиями, ресурсосбережением, развитием инноваций и малого предпринимательства. Большое значение при формировании научной, научно-технической и инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на дальнейшее совершенствование системы образования, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.

Итак, анализ материалов по истории современной высшей школы на Юге России показал, что одним из существенных направлений деятельности местных вузов является интеграция образования и науки. Ученые университетов и других вузов проявляют творческую активность, что сказывается как на расширении тематики научных исследований, объемах научных разработок, так и публикациях результатов НИР и НИРС. В 90-е гг. многие вузы взяли курс на развитие инновационных технологий, которые являются наиболее востребованными практикой. В этот период заметно укрепились международные научные связи высших учебных заведений региона, что положительно сказывается на качестве подготовки выпускников.

В то же время обнаружились и существенные недостатки в этой работе. В частности, в таком научном направлении, как кавказоведение, отсутствует современная теоретическая база, слаба интеграция ученых национальных республик в общероссийскую науку, нарушены связи ученых- кавказоведов региона. Рост объема научных публикаций не всегда соответствует уровню их содержания, о чем свидетельствует недостаточный удельный вес работ южно-российских ученых в зарубежных изданиях. Неравномерно внедряется инновационное образование в различных вузах, а в ряде случаев оно носит формальный характер.

Изучение источников по развитию вузовского образования на Юге России в последние 15 лет позволяет констатировать качественное изменение структуры и содержания современной высшей школы. Решающим фактором таких перемен стала смена политической системы, а также экономические реформы. В условиях частых реорганизаций управления высшим образованием, многообразия и несогласованности государственных документов, связанных с реформой высшей школы, перманентного снижения государственного финансирования этой сферы социальной жизни к середине 90-х гг. вузы Юга России были поставлены на грань выживания.

Тем не менее, ряд мер, предпринятых в разное время государством, а также усилия самих вузов позволили не только сохранить систему высшего образования в южном регионе, но и существенно ее развить. Академические свободы, повышение статуса многих вузов, развитие университетского образования, развитие новых социально востребованных специальностей, сеть филиалов, создание негосударственных вузов, по количеству которых ЮФО занимает второе после Москвы место, помогли не только сохранить научно-педагогический потенциал, удержать студенческий контингент, но и развить систему повышения квалификации преподавателей через аспирантуру и докторантуру. В последние годы качественно изменилась информационная база большинства вузов благодаря компьютерным технологиям, применяемым в обучении, науке и вузовском управлении.

В последние годы новый импульс получила вузовская наука региона. Сформировались новые перспективные научные направления и научные школы, отряд вузовских ученых существенно помолодел, более результативной стала научная работа студентов, интенсивно разрабатываются инновационные технологии, укрепляются связи с зарубежными научными центрами.

Одной из новых черт высшего образования стала многоуровневая подготовка специалистов, которая обеспечивает более гибкий подход к выпуску профессионалов в зависимости от потребностей рынка труда. Одновременно многоуровневое образование позволяет лучше учитывать индивидуальные потребности студентов. Государственный образовательный стандарт предоставил условия для более объективной оценки вузовской деятельности и для постепенного вхождения российской высшей школы в мировую образовательную систему. Наиболее существенным является то, что ГОСы помогли сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации, т.к. являются нормативной базой высшей школы. С другой стороны, ГОС ВПО позволили более органично сочетать обязательные требования с региональными особенностями и авторским подходом к обучению.

В то же время, в результате описанных изменений, ощущается перекос в структуре специальностей южно-российской высшей школы, что ведет к недостаточной подготовке в регионе специалистов негуманитарного профиля, особенно в области техники, медицины. Следствием этого стала высокая безработица на Юге выпускников-гуманитариев. Требует совершенствования заочное обучение. Сегодня речь идет о приведении материальной базы, научной работы, учебно-воспитательного процесса негосударственных вузов в соответствие с современными требованиями. Необходим более взвешенный подход к советскому опыту, в частности, в вопросе восстановления органичной связи воспитания и обучения.

 

Автор: Кононенко В. М.