08.01.2012 9602

Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов (статья)

В рамках исследования проблем правового регулирования и производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов необходимо решить некоторые теоретические вопросы, связанные с формированием понятийного аппарата административного производства, определением его взаимосвязи с административным процессом и иными видами административного производства в сфере налогообложения.

В научной и учебной литературе высказываются различные мнения по поводу понимания понятий «административного процесса» и «административного производства». До сих пор не сформировалось четкого законодательного представления о категории «административное производство».

Ряд ученых представляют производство по делам об административных правонарушениях как подвид производства по применению принудительных мер в сфере управления.

С точки зрения А.П. Шергина производство по делам об административных правонарушениях - это разновидность процессуальной деятельности, то есть урегулированная законом процедура разрешения определенной категории дел. Так же этот термин используют для характеристики предметных признаков административного процесса в значении системы процессуальных действий его участников, реализующихся в форме процессуальных отношений. В этом случае, административное производство рассматривается как часть административного процесса, а процесс - как совокупность производств, разграниченных целями, задачами и предметом совершения управленческих действий.

С понятием административного производства, как правило, связывают систему определенных правоотношений, обладающих внутренним единством и отличающихся друг от друга специфическими свойствами. В науке административного права такая точка зрения поддерживается большинством ученых, которые полагают, что в этом случае смысл термина «административное производство» наиболее полно отражает его сущность в качестве структурного элемента административного процесса и его процессуальной формы.

А.П. Коренев, определяет производство по делам об административных правонарушениях как основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать эти дела, а также участвующих в ней органов и лиц, осуществляемую в особом административно-процессуальном порядке и проводимую в целях объективного разрешения дела в соответствии с законом. Ю.П. Соловей, определил производство по делам об административных правонарушениях как регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность государственных органов, должностных лиц по всестороннему, полному и своевременном выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выяснению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.

Анализируя положения главы 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, можно сделать вывод, что производство по делам об административных правонарушениях - это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность судей, органов, должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также назначению виновным мер административного наказания, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и проводимая в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В литературе в последнее время появляются различные мнения по поводу понятия института административного процесса.

Состояние исследования проблемы позволяет выделять и другие суждения по вопросу соотношения административного процесса и административного производства, которые можно свести к следующим группам.

Некоторые авторы (Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. и др.) признают правомерность выделения административно-юрисдикционного процесса наряду с другими видами процесса. Бахрах Д.Н. считает, что административный процесс -властная деятельность государственных органов исполнительной власти, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении конкретных юридических дел (принятие инструкции, призыв на военную службу, наложение штрафа и так далее). А административное производство - часть административного процесса, то есть особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм. Производство - составная часть административно-юрисдикционного процесса.

В работах других ученых административное производство и административный процесс рассматриваются более широко. Галаган И.А. считает, что производство по делам об административных правонарушениях - это правовой институт, состоящий из системы административно-правовых норм. Сорокин В.Д. определяет понятие административного процесса, объединяя в содержании нормотворчество, а также процедурные и процессуальные формы правоприменения, возникающие как из отношений управленческого подчинения, так и не связанные с ним.

По мнению Н.Г. Салищевой, административное производство представляет собой процесс применения административно-правовых норм органами государственного управления в рамках их внутриорганизационной деятельности, а административный процесс - порядок разрешения споров по индивидуальным делам и применению мер государственного принуждения в сфере неслужебных отношений.

В.А. Лория рассматривает «административное производство» и «процессуальную форму» как синонимы, но под процедурой понимает правотворческий процесс, который, по мнению автора, в содержание юридического процесса не входит.

Подводя итог вышесказанному, заметим, что административное производство - это особый вид административно-юрисдикционной деятельности, которому присущи особенности связанные со спецификой процессуальных норм и процессуальных отношений, характером рассматриваемых индивидуально-конкретных дел и определенными юридическими последствиями их разрешения.

Верно, на наш взгляд, отмечает О.В. Панкова, что термин «производство» не является узкоотраслевой категорией, а имеет общетеоретическое значение. Следовательно, понятие «административное производство» должно быть производным от наиболее общего понятия «процессуальное производство» и обладать всеми его признаками.

Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшенев и его научная школа. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах - официальных документах.

С учетом функциональных свойств проводится деление процессуальных производств на виды, каждый из которых рассматривается как совокупность родственных производств, отличающихся друг от друга по характеру индивидуально-конкретных дел.

Анализируя понятия «процессуальное производство», «административное производство» и «административный процесс» необходимо отметить, что все авторы определяют административный процесс как сложное системное образование, состоящее из совокупности элементов, взаимосвязанных определенным образом и отличающихся друг от друга по ряду признаков, вызванных особенностями характеризующих их правовых отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что административному производству свойственны все признаки, присущие административному процессу в целом, что, однако, не ставит между ними знак равенства. Общее между ними состоит в процессуальном содержании этих понятий, различия же мы можем видеть в их объеме. Каждый конкретный вид административного производства подчиняется общим принципам процесса, но несет в себе различную смысловую и правовую нагрузку, чем отличается от других видов производств.

Как было сказано выше, административное производство должно рассматриваться как особый вид административно-юрисдикционной деятельности.

«...Административно-процессуальную деятельность нельзя ограничивать только сферой административной юрисдикции. Юрисдикционная деятельность является частью не только процессуальной, но и иной исполнительно-распорядительной деятельности; она осуществляется не всеми органами исполнительной власти, в связи с чем, не может быть тождественной административно-процессуальной деятельности».

Административное производство обладает всеми признаками процессуального производства, закрепленными в общеправовой концепции юридического процесса.

Каждый конкретный вид административного производства отражает специфические особенности разрешаемых в нем индивидуальных конкретных дел.

Административное производство является самостоятельным правовым институтом, имеющим достаточную степень юридического оформления и обособления в системе законодательства.

Производство по делам об административных правонарушениях возникает только с совершением административного правонарушения, таким образом, реализуется административная ответственность и применяются к нарушителю меры административного наказания.

В качестве особенностей рассматриваемого вида производства следует отметить то, что в нем органично связаны административная деятельность, судопроизводство и то, что в настоящее время оно регулируется нормами не только административного, но и арбитражного права (ст. 202-211 АПК РФ), т.е. нормами двух отраслей права.

Приведенный выше анализ понятий «административный процесс» и «административное производство» имеет прямое отношение к формированию понятия производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения.

Данному виду производства присущи и все общеобязательные признаки административного производства, и специфические черты, обусловленные особенностями правовых отношений, норм и т.д.

Выделение производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения в структуре административного процесса осуществляется по совокупности признаков, последовательное использование которых отражает специфику данного производства по различным основаниям, в которых заложены его наиболее типичные свойства.

Наиболее оптимальным критерием классификации, раскрывающим наиболее существенные особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения от других видов производств, является характер индивидуально-конкретных дел. В его основе лежат свойства, общие для данной группы дел, которые оказывают влияние на способ возбуждения производства, на метод рассмотрения его соответствующим органом, на конкретные цели, процессуальные сроки, характер юридических гарантий субъективных прав и законных интересов, участвующих в деле лиц и в целом обуславливают специфику структурных элементов данного конкретного вида административного производства.

Основным признаком производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения является наличие правового конфликта, специфика которого обусловлена публичным, а именно административно-правовым характером правоотношений между государственными органами и организационно неподчиненными им коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, гражданами и должностными лицами.

Отношения в процессе производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов складываются в сфере действия общеобязательных правил, направленных на охрану налоговой дисциплины, нарушение которых влечет применение мер административной ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения обеспечивает реализацию административно-принудительных мер и поэтому обладает всеми системными признаками административной юрисдикции, к числу которых традиционно относят: наличие административно-правового спора, правовую оценку поведения сторон в качестве необходимого условия его разрешения, принятие по результатам рассмотрения дела административно-юрисдикционного акта в предусмотренной законом форме.

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения возникает на основе материальных норм налогового и административного права. При этом отраслевая принадлежность материально-правовых норм не меняет административно-процессуального порядка их реализации, так как соответствует межотраслевому характеру администра-тивно-юрисдикционной деятельности.

На сегодняшний день на основе налогового законодательства производство по делам о налоговых правонарушениях, осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ, а производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

К налоговым правоотношениям, охраняемым мерами административной ответственности, законодатель относит правоотношения, возникающие по поводу уплаты налогов и сборов налогоплательщиками (налоговыми агентами) и плательщиками сборов. Налоговыми правоотношениями признаются также общественные отношения, направленные на обеспечение порядка государственного управления в сфере налогообложения.

Считаем необходимым, отметить, что производство по делу о налоговом правонарушении в целом по своему содержанию, процедуре и правовой природе не отличается от производства по делам об административных правонарушениях. НК РФ не содержит специальных норм, регламентирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

Мы разделяем позицию О.В. Панковой о том, что разграничение производства по делам о налоговых правонарушениях и производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов основано лишь на формальных признаках различия процессуальной деятельности и не обусловлено какими-либо значимыми материально-правовыми особенностями.

О.С. Рогачева отмечает, что стремление вывести данные нормы за рамки административного процесса определяется желанием ученых, изучающих отраслевые процессуальные явления, обосновать необходимость и целесообразность реализации материально-правовых норм при помощи процессуальных норм, зарождающихся в соответствующих материальных отраслях, а не только уголовного, гражданского и административного процесса. В юридической литературе встречались и встречаются мнения о необходимости введения в научный оборот термина «налоговый процесс». Те, кто придерживаются этой позиции, относят к «налоговому процессу» как деятельность по исчислению и уплате налогов, обжалованию действий налоговых органов, так и действия по осуществлению налогового контроля и привлечению лиц к налоговой ответственности. В.И. Дымченко рассматривает «производство» в рамках налогового законодательства как часть налогового процесса и трактует его как совокупность последовательных юридически-значимых операций и действий, обеспечивающих полную уплату налогов.

В.Н. Иванова, относит к «налоговому процессу» все процессуальные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов или налогово-процессуальные отношения, связанные с производством по делам о налоговых правонарушениях.

По результатам проведенного нами анкетирования специалистов административно-юрисдикционной деятельности МИ ФНС РФ Волгоградской области 87% опрошенных считают, что необходим единый порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов. При этом более 60 % сторонников данной позиции указали на необходимость закрепления процессуальных правил в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Мы поддерживаем позицию С.Р. Футо «что посредством административно-процессуальной формы обеспечивается применение материальных норм различных отраслей права, а не только лишь административного. Производство по делам об административных правонарушениях более тщательно разработано и детально регламентировано в сравнении с производством по делам о налоговых правонарушениях. Так, в частности налоговому законодательству неизвестны стадии производства по делу, поскольку само производство фактически сводится лишь к рассмотрению дела и вынесению решения руководителем (заместителем) по материалам налоговой проверки».

На наш взгляд, разрешить существующие коллизии в налоговом и административно-процессуальном законодательстве можно путем консолидации норм об ответственности за административные правонарушения в сфере налогов и сборов в Кодексе РФ об административных правонарушениях, установления единого порядка привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что принадлежность материальных норм, реализуемых в порядке административного производства по делам о правонарушениях в сфере налогообложения к административному и налоговому праву, указывает на межотраслевую направленность производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения.

Материально-правовые отношения, которые составляют материальное содержание процессуальной деятельности, осуществляемой в рамках данного производства действительно определяют его специфику, которая обусловлена общностью индивидуально-конкретных дел по характеру правонарушений, которые совершаются в определенной области государственного управления - сфере налогообложения.

В качестве еще одной особенности производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов можно выделить факт возникновения данного вида производства по инициативе государственных органов и должностных лиц, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями в сфере налогообложения. Круг таких субъектов четко определен в законе с учетом подведомственности и произвольная их замена недопустима.

Значительно возросла роль судей в данной области государственного управления, что явилось следствием установления преимущественно судебного порядка рассмотрения дел этой категории.

А.Ю. Якимов, справедливо отмечает, что объективность и профессионализм могут быть достигнуты лишь только тогда, когда одни субъекты административной юрисдикции будут призваны осуществлять контроль и надзор, возбуждать административные дела, а другие - их рассматривать и разрешать. В подлинно правовом государстве в системе органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, ведущее место должно принадлежат суду.

Судьи, в том числе и мировые, в отличие от других субъектов административной юрисдикции не ограничены рамками рассмотрения дел об административных правонарушениях в поднадзорной сфере.

Между мировыми судьями и федеральными судьями районных судов компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов четко разграничена. В соответствии с абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях мировыми судьями рассматриваются все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных к компетенции судей районных судов, судей гарнизонных военных судов и судей арбитражных судов. Таким образом, компетенция мировых судей распространяется на все дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов, указанных в ч. 1 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за исключением тех случаев, когда производство по ним осуществлялось в форме административного расследования. В последнем случае данная категория дел подведомственна судьям районных судов.

Административно-юрисдикционные полномочия налоговых органов по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов ограничены лишь правом осуществления процессуальных действий на первоначальной стадии производства по делу. Должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить административное расследование, направлять материалы дела для принятия по ним решения.

В деятельности налоговых органов производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения возникает в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности за соблюдением налогового законодательства, правильностью, полнотой и своевременностью внесения в бюджет соответствующих налогов и других обязательных платежей, а также в связи с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о контрольно-кассовых машинах и в области оборота алкогольной продукции.

Данное производство тесно связано с налоговым контролем. Это обусловлено тем, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств соответствующими субъектами может быть применена только по результатам налоговых проверок. Данное обстоятельство существенно отличает производство по таким делам от производства по делам о правонарушениях, посягающих на порядок государственного управления в налоговой сфере.

По мнению А.Е.Лунева налоговый контроль является разновидностью государственного контроля в целом.

Налоговый контроль, осуществляемый должностными лицами налоговых органов, регламентируется главой 14 НК РФ. Являясь составной частью финансового и одним из видов государственного контроля, он выражается в деятельности с использованием специальных форм и методов, обладающих соответствующей компетенцией субъектов, направленной на создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при которой исключаются нарушения налогового законодательства.

А.В. Брызгалин определяет налоговый контроль как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет.

В рамках налогового контроля осуществляется проверка физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов; проверка правильности ведения налогового (бухгалтерского) учета, своевременности предоставления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений; проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию средств у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов; предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности. А также налоговыми органами проводятся налоговые проверки (камеральные и выездные), получаются объяснения от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверяются данные учета и отчетности, осматриваются помещения и территории, используемые для извлечения дохода (прибыли), осуществляются выемки документов и предметов, экспертизы, а также иные действия, предусмотренные НК РФ. В ходе проведения действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы, а по результатам налоговой проверки составляется акт.

В соответствии с ч.2 ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Практика применения данной статьи доказывает, что режим, например, банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку в соответствии со ст. 102 НК РФ, полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Так Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2005 г. N КА-А40/6700-05 было отклонено требование КБ «Независимый Строительный Банк» о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 45 по г. Москве от 15.12.2004 г. N 10-15-01/164 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. С учетом правильно установленных обстоятельств судебными инстанциями был сделан правомерный вывод об обоснованном привлечении Банка к ответственности на основании п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление документов о налогоплательщике.

Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.

НК РФ не предусмотрена упрощенная процедура привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, обнаруженного в ходе камеральной проверки.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2005 г. N КА-А41/6243-05" была отклонена кассационная жалоба налогового органа по иску о взыскании с ООО «Спецавтоматика XXI» налоговой санкции в размере 1 588 575 руб. Судом установлено, что налоговый орган не уведомил Общество об обнаружении в его действиях налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, а также о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.

Кроме того, налоговый орган, выявив ошибки в заполнении документов и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, не сообщил об этом налогоплательщику и не потребовал внести соответствующие исправления, как это предусмотрено ст. 88 НК РФ. Для привлечения ООО «Спецавтоматика XXI» к ответственности необходимо установить его вину в совершении налогового правонарушения.

Отдельные ученые высказывают мнение, согласно которой налоговый контроль является составной частью налогового производства и обладает всеми признаками налогового процесса. Выделение налогового производства, в качестве самостоятельного вида, как мы отмечали выше, нецелесообразно.

Как отмечает О.С. Рогачева, налоговые органы, применяя разнообразные нормы, действуют в едином порядке, путем однотипной процедуры, которая определяется не столько характером применяемой нормы, сколько спецификой управленческой деятельности, которая находит свое закрепление в административно-процессуальных производствах.

Верно, на наш взгляд, отметил Д.Н. Бахрах, возбуждение дела об административном правонарушении является началом производства по этим делам. Одновременно оканчивается налоговое, таможенное и иные надзорные производства по данным фактам. Расследование таких фактов с момента возбуждения дела об административном правонарушении осуществляется по правилам, установленным Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Налоговый контроль всегда выражается в мероприятиях, направленных на проверку соблюдения налогового законодательства. Производство по делам о налоговых правонарушениях и по делам об административных правонарушениях невозможно без самого правонарушения. Если правонарушение выявлено, тогда производство может быть возбуждено. Налоговый контроль же осуществляется вне зависимости от противоправного деяния и по результатам его проведения правонарушение может быть не обнаружено. Именно при возбуждении дела закладываются основы для выполнения задач производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Основанием для возбуждения производства по делу служит сам факт нарушения законодательства о налогах и сборах. Поводами для начала производства являются те источники, из которых стало известно о правонарушении. В соответствии со ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях такими поводами могут служить:

- непосредственное обнаружение должностным лицом налогового органа факта совершения правонарушения;

- материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;

- сообщения и заявления о нарушениях законодательства в области налогов и сборов, поступившие от физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

Как правило, факты нарушений законодательства о налогах и сборах выявляются непосредственно должностными лицами налоговых органов в процессе выполнения своих служебных обязанностей при проведении разнообразных мероприятий налогового контроля. Основными формами такого контроля являются камеральные и выездные налоговые проверки.

Обобщая изложенное, производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения можно определить как самостоятельное административно-юрисдикционное производство, основными признаками которого являются определенная структура, целевая направленность, заключающаяся в реализации мер административной ответственности, содержание, составляющее индивидуально-конкретное дело в виде административно-правового спора и определенный круг субъектов.

Итак, производство по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов это - особый, самостоятельный вид административно-юрисдикционного производства, имеющий четкую структуру, цели, задачи, заключающийся в реализации мер административной ответственности при рассмотрении дела, назначении и исполнении наказания, осуществляемый налоговыми органами и судьями, наделенными административно-юрисдикционными полномочиями по данным делам.

При установлении наиболее существенных признаков, определяющих самостоятельность производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения, необходимо наряду с характером индивидуально-конкретных дел, в качестве дополнительного критерия отграничения данного производства от других видов использовать такой признак как сфера государственного управления, в котором данное производство возникает. Таким образом, выясняется принадлежность производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения к административному производству.

А.Ю. Якимов административно-юрисдикционный процесс рассматривает как совокупность юридических действий по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, административно-юрисдикционное производство - как нормативно установленный порядок и формы осуществления указанных действий, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий.

Юрисдикционный характер данного производства обуславливает его отличие от иных видов административного производства в сфере налогообложения, не связанных с применением административно-принудительных мер. Так, по данному признаку, производство по делам об административных правонарушениях может быть отграничено от контрольно-надзорного производства, регламентирующего проведение налоговой проверки, которое по своей сути является административно-процедурным производством, не обусловленным наличием административно-правового спора.

Необходимо также отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения выделяется среди иных юрисдикционных производств по налоговым делам, не связанных с применением мер административной ответственности. В частности, производство по взысканию пеней также является юрисдикционным, однако в нем реализуются санкции, не являющиеся мерами административного наказания, не основанные на факте совершения правонарушения.

Действующее налоговое законодательство не подтверждает этот вывод, так как в соответствии с п.5 ст. 108 НК РФ взыскание пеней не обусловлено фактом правонарушения.

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения может быть определено как комплексный правовой институт, регулирующий порядок деятельности общих и специальных субъектов по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов.

 

Автор: Коробова Т.Л.