27.11.2012 13641

Терроризм как объект изучения политической науки

 

Определение терроризма как понятия политической науки на протяжении всего исследуемого периода представляет повышенную научную актуальность. В настоящее время отечественная и зарубежная литература насчитывает более сотни различных определений терроризма. Это объясняется, на наш взгляд, следующими причинами. Во-первых, идеологической тенденциозностью: определяя те или иные политические действия как террористические, политологи и политики руководствуются своими идейными симпатиями и антипатиями. Во-вторых, терроризм затрагивает различные аспекты жизнедеятельности людей: юридические, исторические, психологические, технологические. Его трудно отделить от таких понятий, как «преступление», «насилие», «война», «агрессия». С одной стороны, это усложняет процедуру анализа, а с другой - способствует более полному пониманию феномена терроризма.

Существующие определения терроризма, на наш взгляд, следует классифицировать на следующие группы.

В первую группу следует включить определения, согласно которым терроризм определяется как разновидность насилия. Действительно, насилие и терроризм тесно связаны между собой, а проблема терроризма первоначально исследовалась именно в рамках общей теории насилия. Поскольку в террористических актах насилие или его угроза используются в качестве инструмента воздействия на объект, сведение терроризма к насилию является довольно распространенной точкой зрения. Так, В. Маллисон и С. Маллисон понимают под терроризмом систематическое использование крайнего насилия или угрозы насилием дли достижения публичных и политических целей. Э. Миколус называет терроризмом использование или угрозу использования вызывающего беспокойство сверхнормального насилия с политическими целями. Б. Хоффман определяет терроризм как насилие или угрозу насилия, используемые и направленные на достижение политической цели.

Отечественные исследователи представлены К.В. Жариновым, М.Н. Шаховым, В.А. Эпштейном и другими авторами. Так К.В. Жаринов пишет, что терроризм - это способ решения политических проблем методом насилия. М.Н. Шахов понимает под терроризмом угрожающую безопасности личности, общества и государства насильственную деятельность отдельных граждан, социальных групп, общественных объединений и иных организаций в политических целях. Недостатком определения последнего является не только отождествление терроризма с насилием вообще, но и исключение из этого понятия государственных форм террористической деятельности. Аналогичную ошибку, на наш взгляд, делает В.А. Эпштейн, который утверждает, что терроризм - это насильственный метод или угроза его применения, используемые неправительственными, малочисленными, законспирированным и группами и организациями.

Данный подход представлен в законах РФ и западных стран. Так в Федеральном законе Российской Федерации «О борьбе с терроризмом», принятом Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобренном Советом Федерации 9 июля 1998 г., под терроризмом понимается насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Госдепартаментом США используется следующее определение терроризма: это умышленное политически мотивированное насилие, применяемое против не участвующих в военных действиях целей субнациональными группами или подпольными государственными агентами, как правило, направленное на оказание влияния на общественность.

По мнению автора, в определении подчеркивается политическая мотивировка террора. Госдепартамент США делает акцент на предумышленный и спланированный либо хорошо просчитанный характер действий террористов в противовес более спонтанным актам политического насилия: определение делает акцент на неизбежной политической подоплеке терроризма и фундаментальной субнациональной характеристике террориста. В определении не учитывается психологический аспект терроризма. Угроза насилия так же страшна, как и сам акт насилия, поэтому терроризм, помимо уничтожения объекта, стремится оказать длительное психологическое влияние на широкую целевую аудиторию.

В свою очередь, законы соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии определяют терроризм как применение серьезного насилия (или угроза его применения) против любого лица; причинение серьезного вреда (или угроза его причинения) имуществу; создание серьезного риска здоровью или безопасности общества, серьезное вмешательство в обеспечение жизнедеятельности общества или подрыв электронных систем, если это действие совершается с целью повлиять на правительство, запугать общество (или его часть) по политическим, религиозным или идеологическим основаниям.

Таким образом, представленные выше определения рассматривают терроризм как разновидность насилия. По мнению автора, подход, согласно которому терроризм определяется как разновидность насилия является односторонним, поскольку в нем не определяется грань между терроризмом и другими проявлениями насилия и не характеризуются его общественные корни, практически не рассматриваются социально-политические и социально-психологические последствия террористической деятельности.

Подобным недостатком страдают и определения второй группы, в которых терроризм определяется как разновидность преступной деятельности. Так, Дж. Амос пишет, что терроризм - это любой акт, который сам по себе является преступлением, в частности, насильственным преступлением. Г.Грей и У.Парето определяли терроризм как «незаконное использование силы». Отсюда определения, которые дают юристы, носят конкретно-правоведческий характер, позволяющий давать четкую правовую оценку тем или иным деяниям. Поэтому они предпочитают абстрагироваться от теоретических рассуждений о сущности терроризма и перечислять конкретные виды террористических преступлений. Данный подход присущ ряду правительств европейских государств. Например, в Германии под терроризмом понимается использование преступных актов для достижения политических целей или способ, который позволяет создать политический беспорядок. Б. Гросскап уточняет, что терроризм определяется в Германии как нарушение закона и против террористов, которые преступают закон; в отношении них могут быть приняты определенные правовые меры.

Третья группа исследователей определяют терроризм как «форму политической борьбы» и утверждают, что главным в терроризме является политическое начало, доминирующее над остальными. Сторонниками данного подхода стали Б.Дженкинс - директор Центра исследований политических наук, и У. Лакер - известный ученый-терролог, профессор истории Джорджтаунского университета.

Б. Дженкинс предложил определение, которое стало использоваться органами безопасности: терроризм - это использование или угроза использования силы, направленной на достижение политических изменений.

Лакер назвал терроризмом незаконное использование силы против невиновных людей для достижения политических целей, при этом добавил, что попытки выйти за рамки простого определения бесполезны, т.к. сам термин противоречив.

Видный российский юрист Л. А. Моджорян утверждает, что «терроризм - это акты насилия, совершаемые отдельными лицами, организациями или правительственными органами, направленные на устранение нежелательных государственных и политических деятелей и дестабилизацию государственного правопорядка в целях достижения определенных политических результатов».

Ю.И. Авдеев считает, что «о терроризме можно говорить в том случае, если осуществляется систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроза его использования».

Определения, подобные данным, можно приводить бесконечно. Вклад вышеперечисленных исследователей в том, что они обратили внимание на политическую природу терроризма, но недооценили социальную составляющую.

Четвертую группу представляют определения, акцентирующие внимание на психологических последствиях терроризма. В этом случае цель терроризма не убийство, а устрашение и запугивание живых людей.

Известно, что есть страх разумный, когда человек верно определяет источник и величину опасности и принимает меры, которые ее снижают. Есть страх неадекватный (невротический), когда человек или впадает в апатию, или совершает действия, вредные или даже губительные для него самого. Цель террористов - создание именно невротического страха. Деморализованные и запуганные люди сами делают то, что надо террористам. Они требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые совсем им не выгодны. Иногда эти действия значимы для террористов, а чаще для заказчиков, их нанимателей.

Психологический подход представлен в современных словарях. Например, в Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается нацеленность терроризма - устрашить смертью, насилием. По своему значению, далевская трактовка термина «терроризм» ближе к современному понятию «терроризировать», т. е.: 1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения; 2) творить расправу жестокими карательными мерами, истязаниями, расстрелами.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова предлагает самое общее из определений терроризма: «политика и практика террора, под которым в первую очередь мыслится устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения» или, во втором значении, жестокое запугивание, насилие.

В политологическом словаре терроризм характеризуется как метод политической борьбы, который состоит в систематическом применении ничем не ограниченного, не связанного с военными действиями насилия, преследующего цель устрашения и подавления политических и других противников. Терроризм состоит в совершении убийства политических деятелей, служащих государственных ведомств и рядовых граждан, взрывов, нападении на банки, склады оружия, угонов самолетов. Террористы рассчитывают главным образом на психологический эффект своих действий, а не на военно-стратегическую победу.

Согласно данному подходу С. П. Буртный считает, что «терроризм - это идеологически мотивированная форма политической борьбы, которая представляет собой заранее разработанные разносторонние формы насилия на уровне коллективных действий государственной власти или оппозиционных сил и направлена на запугивание и устрашение политических противников».

Российские юристы Н.Б. Крылов и Ю.А. Решетов под терроризмом в самом широком значении этого термина понимают акты насилия или угрозы насилием, цель которых - внушить страх и заставить действовать или воздержаться от действий в нужном террористам направлении.

В.В. Зубрин определяет сущность терроризма как устрашение политических и иных противников. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается главной особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. Из этих определений видно, что устрашение рассматривается как самоцель терроризма, а с этим можно не согласиться.

По мнению автора, психологический подход кардинально отличается от представленных выше, потому что здесь рассматриваются цели и последствия террористических актов. Цель террористического акта - оказать психологическое давление на органы власти или обычных людей для изменения их поведения в определенном направлении. Устрашение людей есть лишь средство давления на государство и государственную власть.

Комплексно проанализировав существующие понятия терроризма, можно представить более точное его определение: терроризм - это использование насилия для достижения политических целей, посредством принуждения государственных органов, отдельных граждан к совершению тех или иных действий в пользу террористов во избежание реализации последними угроз по отношению к определенным лицам и группам.

На наш взгляд, данная дефиниция отражает два основных атрибута терроризма (устрашение противников и использование ничем не ограниченного насилия), а также включает в себя политический аспект понятия.

Для более четкого определения терроризма как политического явления необходимо понять взаимосвязь понятий «терроризм» и «террор». Многие исследователи проводят разницу между ними. Так, Б. Хоффман высказывает точку зрения, согласно которой субъектами террора являются государственные структуры, а терроризма - неправительственные группы. Ее разделяют многие отечественные авторы: В. Витюк, С. Эфиров, М. Требин, К.Жаринов. При этом оружием террора являются репрессии, а оружием терроризма террористические акты.

М. Шахов считает, что «терроризм является более широким понятием, чем террор: терроризм - это социальное движение, включающее в себя доктринальный, организационный и деятельностный аспекты, а террор - это один из способов решения острых социальных проблем».

По мнению М. Иорданова, понятия «террор» и «терроризм» различаются по содержанию. Террор - это больше практическое насилие, чем его теоретическое обоснование, а терроризм - больше идейная подоплека и законодательное оформление, чем само насилие.

Д. Ольшанский полагает, что террор - это возникающий в результате некоторых действий (прежде всего, насилия) ужас от утраты человеком спокойствия или безопасности. В то же время терроризм - это обобщенное понятие, обозначающее уже комплексное явление, включающее страх и ужас как цель определенных (террористических) актов и действий, сами акты и действия, их конкретные результаты и весь спектр более широких последствий.

В связи с ростом масштабов террористической активности в XX в., наряду с термином «террор» широкое распространение получил термин «терроризм». Однако даже сторонники терминологического разделения не всегда четко разводят понятия «террор» и «терроризм». Например, В. Витюк на одной и той же странице своей книги сначала пишет о том, что следует отличать государственный террор от оппозиционного терроризма, а затем отмечает, что в последние годы все больший размах приобретает государственный терроризм. М.П. Требин, в своей работе сначала высказывает мнение, что террор - это практика государства. Затем, перечисляя разновидности терроризма, он называет внутригосударственный терроризм, который связан как с деятельностью государства, так и с борьбой оппозиционных ему сил.

На наш взгляд, рассмотрение понятий «террор» и «терроризм» как синонимов позволяет расчистить «терминологические завалы», препятствующие формированию четких представлений о сущности терроризма. Заметим, что в отечественной террологии есть авторы, как и мы, отождествляющие террор и терроризм (В.Н. Гурба, М.Одесский, Д.Фельдман).

«Терроризм» - это более современный термин, чем «террор». Однако их объединяет сущностное единство, независимо от того, кто его практикует государство или негосударственные группировки, которое состоит в устрашении противников с помощью не останавливающегося ни перед чем насилия ради достижения определенных политических целей.

Необходимо отметить, что понять природу терроризма во многом позволяет анализ таких понятий как экстремизм и радикализм. В литературе, в том числе и научной, исследователи и журналисты нередко используют их как синонимы. Вместе с тем, данные термины не являются равнозначными.

В словаре русского языка С.М. Ожегова дается следующее определение экстремизма: «экстремизм - приверженность к крайним мерам и взглядам». В соответствии с Кратким политическим словарем «экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора».

В законодательном проекте «О противодействии экстремистской деятельности», принятом Государственной Думой 15 августа 2002 г., под экстремизмом понимается деятельность общественных, религиозных объединений и иных организаций либо СМИ, а также физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности РФ, захвата или присвоение властных полномочий, осуществление террористической деятельности.

С нашей точки зрения, все вышеперечисленные толкования экстремизма имеют определенные недостатки: отсутствие четких границ, разделяющие экстремизм и терроризм; виды экстремистской деятельности, перечисленные в законопроекте, дублируются и в законе о терроризме. Таким образом, следуя логике законодательства, экстремизм и терроризм - равнозначные понятия.

По мнению автора, точка зрения О.М. Хлобустова и С.Г. Федорова является более логичной. Под экстремизмом они понимают агрессивное поведение (настрой) личности, наиболее существенными внешними проявлениями, которого являются: нетерпимость к мнению оппонента, ориентированного на общепринятые в данном обществе нормы; склонность к принятию крайних (силовых) вариантов решения проблемы; непринятие консенсуса как ценности и делового инструмента каждодневной деятельности; непринятие личности и ее самой как ценности.

Как социально-политическое явление экстремизм представляет собой одну из форм политической борьбы, которая характеризуется отрицанием сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремлением подорвать и уничтожить их стабильность для достижения собственных властных устремлений. Для политического экстремизма терроризм является способом достижения и удержания власти незаконным, насильственным путем со всеми сопутствующими этому последствиями. В рамках права и справедливости цивилизованным путем достижения власти выступает законный способ ее приобретения. Терроризм является насильственным преступным методом достижения и удержания власти для всех сил национального, религиозного, политического экстремизма. Политические экстремисты также имеют радикальные взгляды и убеждения, так многие из них принадлежат к незаконным и запрещенным политическим организациям. Однако если они не применяют насилие для осуществления своих замыслов, то не могут быть отнесены к террористам. В своих действиях экстремисты могут использовать различные методы: от ненасильственных, таких, как пропаганда (лозунги, призывы, выступления в прессе и на собраниях), массовые выступления и забастовки, до разной степени легитимности насильственных (организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акты, методы партизанской войны).

По мнению автора, экстремизм представляет собой идеологический и эмоциональный фундамент терроризма, составляет его суть и содержание. Экстремистские идеи характеризуются агрессивным настроем, нетерпимостью, одномерностью, склонностью к принятию крайних вариантов решения проблем. Они определяют средства, методы, масштабы и объект террористической деятельности.

Наряду с экстремизмом терроризм часто путают с радикализмом. Радикал (от латинского radix - корень) - сторонник коренных, решительных мер. В литературе радикализм чаще всего определяют как тактику (способы и методы действий), исповедующую крайнее меры. Радикальными могут быть идейно-политические течения, кардинально (радикально) отклоняющиеся от норм и ценностей, принятых в обществе. Поэтому индивидов или организации следует считать радикальными, если они проводят яркие акции протеста, исповедуют коренные и всеобщие перемены в обществе, вызывают негативную реакцию у власти. В зависимости от степени терпимости и демократичности самого общества и государственной системы, радикальными могут считаться не только блокирование дорог, захваты зданий, но и сбор подписей протеста, пикеты и другие мирные публичные акции.

Определить порог радикальности позволяет не столько самоощущение той или иной группы, сколько негативное, нетерпимое отношение со стороны общества или, по крайней мере, государственной власти.

Особенно важно, по мнению автора, углубление знаний о терроризме как политическом явлении, его причинах, структуре, содержании, формах проявления. Специфику терроризма как политического явления помогают понять его структурные элементы.

Первый элемент - субъекты террористической деятельности, представляющие собой институциональные структуры. Субъекты терроризма образуют весьма разветвленную систему государственных и иных, негосударственных, структур, которые находятся в сложных отношениях взаимодействия или противоборства. Все субъекты терроризма могут быть разделены на следующие виды:

1. Государства, поддерживающие отдельные террористические организации или использующие террористические акции в своих политических интересах. К ним относятся некоторые ближневосточные государства с авторитарным строем, а также экстремистские националистические, религиозно-политические, правые или левые движения, общественно - политические организации, активно действующие во многих регионах мира. В ежегодном докладе Государственного департамента США за 1997г., к числу государств, причастных к «спонсированию» международного терроризма, как и в прошлые годы, отнесены Куба, Северная Корея, Иран, Ирак, Судан и Сирия. По утверждению авторов доклада, правительства этих государств сами участвуют в террористической деятельности или предоставляют террористам оружие, убежище, финансовую поддержку и другую помощь.

Террористические организации, осуществляющие общественно-опасные посягательства в политических целях. Это различные негосударственные организации, непосредственно реализующие террористические акции в политических целях. К ним относятся международные и национальные террористические организации; экстремистские организации антиконституционной направленности внутри отдельных стран; преступные мафиозные организации международного и национального уровня. Охарактеризуем более подробно некоторые из наиболее известных террористических организаций.

Аль-Кайда. Одна из самых известных и крупных террористических организаций. Целью борьбы группа рассматривает создание справедливых исламских государств, свободных от западного влияния. Врагами ислама в первую очередь они считают США, Израиль и их союзников, что подтверждается словами лидера группы Усама Бен Ладена: «С божьей помощью мы призываем каждого правоверного мусульманина, который хочет получить Божественное вознаграждение, внять его приказу и убивать американцев и брать их деньги, где это возможно, и когда это возможно». Организация планировала убийство Папы Римского в 1994 г. во время его визита в Манилу с одновременным подрывом американского и израильского посольств, убийство президента Клинтона в 1995 г. во время его визита на Филиппины, спланировало и осуществило налеты летчиков-камикадзе на Нью- Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г.

Армия генерала Дудаева. Террористическое формирование, созданное на средства, полученные криминальным путем, лицами, для которых не нашлись теплые места в чеченских властных структурах. На счету этого незаконного вооруженного формирования множество терактов, включая взрыв на железнодорожном вокзале в Пятигорске, подрыв газопровода через Терек, похищения военнослужащих и милиционеров с целью получения выкупа, разбои, убийства и прочие другие преступные деяния из этого же ряда.

Учебно-боевой центр «Кавказ». Это формирование осуществило такие крупные теракты, как взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, за что некоторые из исполнителей осуждены судом, а другие находятся в розыске.

Движение национального освобождения Палестины. Целью этой организации является освобождение Палестины от Израильской оккупации, уничтожения государства Израиль, изгнания с территории Палестины вновь прибывших евреев.

Баскская родина и свобода (ЭТА). Испания. Своей целью группировка ставит установление независимого баскского государства в Северной Испании и в юго-западной Франции, Боевики ЭТА брали на себя ответственность практически за все теракты, совершенные в Испании с 1960 года.

2. Преступные организации, использующие террор как одно из средств достижения неполитических целей. Для этих организаций террор - средство, обеспечивающее получение криминальной прибыли. Данные преступные организации прибегают к террористическим акциям чаще всего для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для деятельности своих криминальных предприятий. В целом, они готовы работать в рамках существующей системы до тех пор, пока это удается. Действия их направлены против конкретной политики в области обеспечения законности, а не против существующих властных структур.

Объекты террористического воздействия представляют второй структурный элемент терроризма.

К ним относят: государство, его граждан или отдельные государственные звенья (например, правоохранительные органы), большие, средние и малые социальные группы и иные слои населения. Объектом терроризма выступают не только жертвы, погибшие от рук террористов, но и люди, оставшиеся в живых.

В научной литературе в рамках социально-политического анализа, предлагается выделять дна основных вида объектов: общий и непосредственный.

К общему виду объектов относят общественные отношения, складывающиеся в основных сферах жизни социума (политике, экономике, социальном обеспечении, культуре). Подрыв, дезорганизация, ослабление этих отношений конечная цель террористических действий. В указанных сферах объектами посягательства террористов выступают международная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность страны, основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть, общественный порядок и безопасность, и другие объекты. Например, общим объектом деятельности национал-террористических организаций в России, Югославии, Великобритании является территориальная целостность данных государств. Объектом посягательства левацких экстремистских организаций в странах Западной Европы, Латинской Америки выступают конституционный строй и их демократические институты.

К непосредственному виду объектов террористических акций относят конкретные отношения, непосредственные посягательства, которые позволяют причинить ущерб общему объекту и достичь конечных целей террористов. К данным объектам относят жизнь, здоровье, свободу отдельных лиц; безопасность людей на различных промышленных и иных объектах, средствах транспорта, нормальное функционирование систем жизнеобеспечения населения, безопасность компьютерной информации.

Третий, важнейший элемент, терроризма - это его цели. Для современного терроризма характерной особенностью является, по признанию многих исследователей, наличие террористической идеологии, идейно-политических платформ, определяющих деятельность в соответствующих террористических организациях различных направлений. Содержание этих идейно-политических платформ обычно определяет общую стратегическую линию террористической деятельности экстремистских структур и их цели.

Цели терроризма в значительной мере предопределяют выбор объектов террористических посягательств, методов и средств их совершения. В зависимости от направленности деятельности террористических организаций, от сферы политических отношений, в которых она осуществляется, могут быть выделены как внутриполитические, так и внешнеполитические цели терроризма.

К внутриполитическим целям террористических организаций, как показывает анализ программных установок многих из них, могут быть, в частности, отнесены: изменение общественного устройства или политического режима страны; подрыв демократических преобразований или затруднение их проведения; дестабилизация внутриполитической обстановки; подрыв авторитета власти и доверия к ней населения; дезорганизация деятельности  государственного аппарата; срыв определенных мероприятий органов власти и управления (консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций).

В настоящее время очень широк круг внешнеполитических целей террористических организаций. Наиболее частыми среди них являются следующие: срыв международных акций по разрешению региональных или международных конфликтов; создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений определенной страны за границей; выражение протеста против внешней политики отдельных государств или блоков государств; подрыв авторитета определенных государств на международной арене. Например, внешнеполитические цели целого ряда палестинских экстремистских организаций направлены, как известно, на противодействие политике США и Израиля на Ближнем Востоке и защиту любыми средствами национально-государственных интересов арабского населения Палестины.

Четвертый структурный элемент, без которого немыслим терроризм, - это средства и методы террористического воздействия, перечень которых расширяется, а сами они усложняются и совершенствуются по мере развития террора. Анализ террористических акций, имевших место в разных регионах мира, показывает, что в целом методы терроризма могут быть сгруппированы в четыре основных блока.

Первую группу методов террористической деятельности образуют традиционные способы осуществления террористического насилия и устрашения. Они связаны с прямым физическим причинением ущерба жизни, здоровью и ограничением свободы людей. В террористических акциях широкое применение находят противоправные посягательства на жизнь и здоровье людей (использование огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и отравляющих материалов), а также лишение или ограничение человеческой свободы посредством незаконных захватов и похищения, насильственного лишения возможности связей с внешним миром, удержание силой на месте пребывания (в транспортном средстве, служебном помещении).

Ко второй группе методов терроризма можно отнести материальное разрушительное воздействие на неодушевленные объекты - промышленные предприятия, объекты энергетики, объекты жизнеобеспечения населения, коммуникации. В террористической практике первой половины XX века подобные методы не имели сколько-нибудь широкого применения. В настоящее время они используются в связи с возможностью осуществления посягательств на большие массы людей и на объекты, разрушение которых может вызвать крупномасштабные экологические катастрофы.

Третью группу методов террористической деятельности составляют способы организации деятельности террористических структур и подготовка террористических актов. К этой группе методов относят вербовку участников террористических структур, организацию и их обучение в тренировочных лагерях и конспиративных квартирах, организацию снабжения террористов средствами террористической деятельности и обеспечение их финансовыми средствами, документами прикрытия, конспиративными укрытиями, в том числе содержанием их жертв.

Следующую группу методов составляют методы психологического воздействия. Они не связаны с непосредственным причинением объектам террористической деятельности серьезного физического ущерба. К ним относят действия, носящие по преимуществу демонстративный, угрожающий характер. В рамках «психологического террора» главное место занимают открытые или анонимные угрозы в адрес должностных лиц, общественных деятелей, доводимые до их сведения различным способом и, как правило, содержащие угрозы расправой и наступлением других неблагоприятных последствий для адресатов или их близких в случае невыполнения требований террористов. Нередкими являются случаи подобных угроз в листовках, публикациях в прессе для запугивания своих политических противников или других избранных террористами объектов террора.

Что касается используемых в террористических акциях средств, то в этой области особенно тревожным симптомом повышения опасности терроризма выступает расширение использования как обычных средств поражения (взрывные устройства управляемого действия, реактивное оружие), так и обращение террористов к применению нетрадиционных средств насильственного воздействия на большие скопления людей (отравляющие вещества, яды). В определенных условиях специалисты по проблемам терроризма допускают возможность использования террористами ядерных средств поражения, доступ к основным компонентам которых в современных условиях является возможным.

Пятый элемент - причины и мотивация, существенно дополняющие социально-политическую картину исследуемого явления. Среди основных причин, порождающих терроризм выделяют следующие:

1. Социальные. Данные причины современного терроризма лежат в огромном различии в качестве жизни населения государств мира. Расслоение общества, порождение нищеты, безработица. Замедлился процесс формирования среднего слоя, который создает основу социальной стабильности. Затем последовал отток активной части населения из приоритетных сфер жизнедеятельности (производства, науки, образования), возрастание социальной вражды и агрессивности, обвальный рост преступности, прежде всего тех видов преступлений, которые связаны с насилием против личности;

2. Экономические. Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтяного бизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли;

3. Политические. Главной среди данных причин выступает политическая нестабильность в виде забастовок, пикетов, перекрытий транспортных магистралей. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов.

Вся совокупность социальных, экономических политических противоречий дополняется противоречиями в духовной сфере, вызывающими деградацию нравственно-этической жизни общества, разрушение исторических, культурных, ценностных традиций; порождение жестокости и насилия, неверия в способность государства защитить своих граждан.

Наконец, выделим шестой элемент терроризма - масштабы террористического воздействия, расширяющие по мере развития терроризма и приобретающие все большую актуальность.

Если раньше терроризм носил локальный характер, а его последствия касались небольшой группы людей и не выходили за пределы государства, то сейчас террористические акты совершаются в разных регионах мира, а один крупный террористический акт может взволновать и запугать жителей всего земного шара. Например, взрывы Торговых Центров в США 11 сентября 2001 года повлекли за собой массовые волнения и недовольства во всем мире, способствовали интеграции мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

Таким образом, на основе анализа представляется возможным дать определение терроризма как особым образом организованной формы политического насилия, направленной на достижение поставленных целей: это убийство или покушение на жизнь глав государств, членов правительства, дипломатических представителей и других должностных лиц, захват заложников, нападение на помещения посольств и прогрессивных организаций, а также другие аналогичные преступления, осуществляемые и организуемые с намерением изменить внутреннюю и внешнюю политику государства, отрицанием субъектами политической борьбы принципов общечеловеческой морали, циничным пренебрежением нормами гуманизма и справедливости.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с многочисленностью различных мнений о феномене терроризма, различного его понимания как политического явления, что обусловлено сохраняющимися до сих пор противоречивыми интересами участников международного сообщества, различных социальных групп в отдельных государствах, продолжает оставаться высоко-актуальной проблема выработки общего понимания терроризма. Это необходимо для создания эффективных международных и национальных систем борьбы с ним.

 

Автор: Полянский Д. С.