27.11.2012 7542

Пути преодоления террористической деятельности в России

 

Рассматривая терроризм в России как сложное, многомерное социально- политическое явление и выбирая пути его преодоления, следует выделить наиболее важные факторы, детерминирующие террористические тенденции. Среди них, следует отметить социально-экономические, политические, конфессиональные и этнические. Отдельно они выделяются в аналитических целях, однако в реальной действительности имеет место их своеобразный синтез. При этом социально-экономические и политические факторы выступают в качестве ключевых, основополагающих. Конфессиональные и этнические факторы не являются основными, но они существенно усиливают действие социально-экономических и политических факторов. В свою очередь, основополагающие факторы определяют динамику активности этноконфессиональных.

По утверждению И.П. Добаева, содержание конфессиональных факторов, создающих предпосылки к появлению и развитию конфликтных и сепаратистских тенденций, определяется в первую очередь политизацией ислама и конкуренцией его различных направлений за влияние в обществе. Политизированные исламские организации, а также ультрарадикальные религиозно-политические объединения, прежде всего, так называемые «вахаббиты», имеющие широкие международные связи, реально выступая оплотом антироссийских и сепаратистских сил в регионе, продуцируют терроризм. Хотя события последнего десятилетия дискредитировали ультрарадикальные организации в целом, тем не менее, и сегодня они представляют собой реальную военно-политическую силу. Это обусловлено тем, что на смену радикальным религиозно-политическим объединениям, пропагандирующим и отстаивающим ценности «чистого ислама», приходят националистические организации, активно использующие лозунги «ваххабитов».

Стратегическим направлением борьбы с терроризмом в России, безусловно, является нейтрализация «ключевых» факторов, способствующих его активизации. Рассматривая их, следует иметь в виду, что процесс «исламского возрождения» носит, в основном, объективный характер. Поэтому любое излишне прямолинейное силовое воздействие на него не только бесперспективно, но может привести к негативным последствиям. С учетом изложенного, главный упор в стратегии противодействия исламским радикалам необходимо делать на решение проблем по перекрытию каналов финансирования радикальных исламских организаций и движений, особенно экстремистской направленности; урегулированию имеющихся и недопущению возникновению новых политических конфликтов; улучшению социально- экономической ситуации. Последняя мера играет главную роль в противодействии исламским радикалам, так как она не только существенно сужает социальную базу исламистов, но и способствует урегулированию политических конфликтов, многие из которых возникают из экономических противоречий.

Пути преодоления террористической деятельности в России должны осуществляться в четырех основных направлениях.

Во-первых, совершенствование правовой базы противодействия терроризму. В последние годы в Российской Федерации были заложены основы ранее отсутствовавшей законодательной базы борьбы с терроризмом. Действующим законодательством регулируется достаточно широкий круг вопросов в этой сфере; даны понятия терроризма, террористической деятельности и преступлений террористического характера, определены субъекты борьбы с терроризмом, их задачи, функции и полномочии, заложены правовые основания проведения контртеррористических операций, возмещения вреда лицам, пострадавшим от террористических актов, их социальной реабилитации, а также решен ряд иных вопросов антитеррористической деятельности.

Учитывая масштаб угроз, связанных с распространением экстремизма и терроризма, государством осуществляются меры как законодательного, так и правоприменительного характера.

23 марта 1995 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». 26 сентября 1997 г. принят Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Это были первые правовые документы, определившие нормы по противодействию проявлениям политического радикализма, национализма и сепаратизма. Они же устанавливали правовую базу борьбы с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма.

10 января 2000 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629 утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе 2001 - 2005 годы». Программа предусматривает внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, эффективное противодействие проявлениям экстремизма в обществе, гибкое опережающее реагирование на изменение социально-политической ситуации в России, создание основы для снижения социальной напряженности. Она предусмотрена к осуществлению в три этапа. Задачей первого этапа 2001 г., являлась разработка методологических и научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания, создание благоприятных предпосылок для реализации программы, привлечение внимания к этой проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования. На втором этапе с 2002-2003 гг., предусматривается создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания, создание организационной базы широкомасштабного использования разработанных механизмов в ряде субъектов Российской Федерации. Задачей третьего этапа с 2004-2005 гг., является активное применение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.

В стране формируется правовая база борьбы с терроризмом: разрабатываются и принимаются новые законы, совершенствуются существующие. В 2004 г. Госдума приняла в первом чтении проект закона «О противодействии терроризму». Законопроект направлен на замену действующего с 1998 г базового закона «О борьбе с терроризмом» и отдельных положениях других нормативных актов. По сравнению с действующим законом в законопроекте более четко определены принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму. Ударными моментами законопроекта можно назвать создание государственной системы противодействия терроризму, введение дополнительного правового режима - режима террористической опасности, а также ограничение деятельности СМИ в момент осуществления контртеррористических операций.

По мнению автора, впервые терроризм трактуется как политическое явление. Создаваемую систему противодействия терроризму предлагается возглавить лично президенту. Именно он и займется определением приоритетов государственной политики в этом направлении либо непосредственно, либо через Совет безопасности. Координация этой деятельности возложена на правительство. Специально для этой цели будет создана Федеральная антитеррористическая комиссия, которую возглавит премьер. В ее состав войдут представители практически всех федеральных исполнительных органов власти.

При этом комиссия будет действовать не только на федеральном уровне. Законопроект предусматривает создание вертикали антитеррористических, спускающейся из центра в регионы. Новая структура займется сбором и анализом информации о готовящихся терактах, а также выработкой предложений по основным направлениям государственной политики в сфере противодействия терроризму. Региональные антитеррористические комиссии возглавят губернаторы, в их состав также войдут главы территориальных подразделений силовых ведомств. На случай угрозы терроризма или теракта комиссия автоматически превращается в оперативный штаб, а руководство ее деятельностью на федеральном уровне берет на себя глава ФСБ, на региональном уровне - начальник соответствующего управления ФСБ. Именно эти люди и возьмут на себя персональную ответственность за предотвращение или проведение контртеррористической операции. Все остальные участники оперативного штаба должны беспрекословно повиноваться руководителю и предоставлять необходимые средства для проведения операции.

Наряду с уже действующими правовыми режимами, «чрезвычайное положение» и «контртеррористическая операция», вводится дополнительный «режим террористической опасности». Этот режим будет внедряться в профилактических целях «при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке террористической акции и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такие сведения». Режим не может действовать более 60 суток, а распространяться он может как на отдельные населенные пункты, так и на всю территорию страны. В зоне действия режима вводится ряд ограничений для граждан. В частности, предусмотрен запрет на проведение массовых мероприятий, усиление паспортного контроля, ограничение передвижения граждан и транспорта на улицах, установление усиленного контроля на предприятиях «вредного производства».

Ограничения при освещении контртеррористических операций накладываются и на СМИ. Так, журналистам запрещается распространять информацию, раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых сил. Кроме того, запрещается распространять информацию о сотрудниках спецподразделений и членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, за исключением представителя штаба, ответственного за взаимодействие со СМИ. Также запрещается размещать информацию, «содержащую сведения о фактах или сценах особо жестокого насилия».

Противодействие терроризму должно опираться на блок правовых документов, включающих Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, другие законы и нормативные акты. Соответствующие изменения проводятся в комплексе. Так, принят закон, вносящий поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Они разрешают задерживать подозреваемых в причастности к террористическим актам на 30 суток без предъявления обвинения. В июне - июле 2004 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», содержащий поправки к ст. 157 и 205 Уголовного кодекса РФ, направленные на усиление уголовной ответственности за терроризм. В соответствии с документом пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека или направленных против общественной безопасности. Усилены санкции по ст. 205 «Терроризм»: увеличены сроки уголовного наказания по части 1 данной статьи - на срок от 8 до 12 лет, по части 2 статьи (преступления, совершенные группой по предварительному сговору или неоднократно или с применением огнестрельного оружия) - от 10 до 20 лет. Наказание за террористические действия с особо тяжкими последствиями, согласно поправкам, установлено от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.

Обеспечить противодействие финансированию терроризма и экстремизма призван Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (2001), Постановление Правительства РФ № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (2003).

Более чем в 30 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность религиозных объединений, и нацеленные, в том числе, на борьбу с политическим и религиозным экстремизмом.

В 1999 г. в Республике Дагестан принят закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». В Кабардино-Балкарской Республике принят закон «О запрете экстремистской религиозной деятельности и ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности». В Карачаево-Черкесии действует закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму», в Республике Адыгея - «О свободе совести и религиозных объединениях», в Республике Ингушетия - закон «О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия». Губернатором Ставропольского края издано постановление «О мерах по противодействию политическому, национальному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края».

Противодействие этнорелигиозному экстремизму и терроризму стало главнейшей задачей и требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение их проявлений в любых формах. Эта работа носит долгосрочный характер и строится на основе вышеуказанной нормативной базы.

Тем не менее, позитивная динамика налицо. Так, в июле-сентябре 2002 г., завершились судебные процессы по делу о попытке государственного переворота в КБР и КЧР. Осуждены все обвиняемые, причисленные к религиозной экстремистской организации «Джамаат», действовавшей на территории республики с начала 1990-х гг.

Правоохранительными органами осуществлен комплекс мероприятий по пресечению действий на территории России, в первую очередь на Северном Кавказе, членов таких экстремистских группировок, как «Братья-мусульмане», «Нурджулар», «Серые волки», «Талибан», «Аль-Каида» и др. Удалось свернуть в России деятельность саудовских фондов «Ибрагим-Аль-Ибрагим», «Аль-Харамейн», с территории страны выдворен ряд их проповедников.

С учетом того, что, например, движение талибов возникло среди учащихся мусульманских медресе, правоохранительными органами усилен надзор и контроль за деятельностью подобных учебных заведений на территории России. В ходе проверки законности образования и функционирования исламских учебных заведений были выявлены многочисленные факты грубого нарушения законодательства Российской Федерации об образовании и о свободе совести. Большинство учебных заведений осуществляли образовательную деятельность, не имея соответствующей лицензии.

Отсутствие в духовных учебных заведениях единого образовательного стандарта, обучение учащихся на основе чуждых традиционным российским вероучениям образовательных программ, слабый контроль со стороны центральных управлений религиозных организаций за учебным процессом ведут к внедрению экстремистских взглядов и дальнейшему их тиражированию через проповедь и работу среди прихожан. Преподавателями в таких учебных заведениях зачастую являлись и еще порой являются лица, прошедшие подготовку за рубежом, в том числе иностранные граждане. Финансирование учебных заведений также осуществлялось из зарубежных источников как легального, так и нелегального происхождения.

По результатам проведенной проверки были приняты меры по ликвидации Международного Дагестано-Турецкого колледжа и его филиалов, Карачаево-Черкесского Турецкого лицея, Исламского института в Кабардино- Балкарской Республике, специализированной школы арабского языка в республике Ингушетия, медресе «Аль-Фатх» в Удмуртской Республике, колледжа «Расул Акрам» в Москве.

Пресекается распространение газет, листовок, литературы и других материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение национальной и религиозной вражды, насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства. В 2003-2005 гг. за нарушение требований статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» МПТР России вынесло редакциям СМИ 40 предупреждений. Издания этих редакций в своих публикациях допускали целенаправленную пропаганду превосходства одной религии над другой, грубые выпады в адрес граждан, придерживающихся той или иной веры, глумление над религиозными святынями. К сожалению, действовавшие на момент вынесения предупреждений законодательные нормы не позволяли квалифицировать действия этих редакций как экстремистские.

Предпринимаемые органами государственной власти меры по противодействию этнорелигиозному экстремизму и терроризму будут неполными без опоры на поддержку со стороны российских конфессий, представленных в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

В то же время, проведению единой согласованной линии в отношении религиозного экстремизма мешают, прежде всего, межконфессиональные расколы, развившиеся в последние годы, а также конфронтация между отдельными религиозными лидерами, в частности, в российском исламе. Существующая конфронтация препятствует объединению организационных и материальных ресурсов ислама в России, является дестабилизирующим фактором, снижающим эффективность усилий по противодействию религиозному экстремизму. В этой связи сегодня большая часть Духовных управлений мусульман России действует раздробленно и часто не в состоянии эффективно противостоять организованному наступлению религиозного экстремизма. Более того, некоторые руководители мусульманских общин попадают в материальную и иную зависимость от зарубежных спонсоров и фактически превращаются в проводников их интересов.

Поэтому назрела необходимость в процедурно-нормативной защите традиционных мусульманских институтов и верующих-традиционалистов в субъектах Федерации, которые на законодательном уровне должны почувствовать отстаивание своих интересов со стороны государства.

Прежде всего, законодательно следует исключить саму возможность возникновения политизированных форм любой религии, в том числе и ислама. Для этого необходимо последовательно реализовывать существующее законодательное ограничение, запрещающее создание конфессиональных политических партий, общественно-политических организаций и движений в соответствии с действующим федеральным законом «Об общественных объединениях». Сегодня этот закон нарушается, и в России реально существуют исламские политические партии, хотя и произошли изменения их названий. Кроме того, в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», необходимо четче прописать положение о том, что духовенство не имеет право участвовать в деятельности политических партий. В федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», необходимо внести положения, запрещающие формирование избирательных объединений на конфессиональной основе. В законодательном порядке нужно не допустить самой возможности создания в Государственной Думе России фракций и депутатских групп по религиозному признаку. Все эти меры призваны оградить традиционалистов от политизации и, соответственно, от радикализации.

Выявление и ликвидация источников финансирования террористов - это важнейший компонент антитеррористической деятельности. Совершенно очевидно, что без противодействия формированию и функционированию системы финансирования террористических движений нельзя полноценно бороться с терроризмом. Это, во-первых, исключит привлечение наемников, так как оплачивать их «труд» будет невозможно. Во-вторых, это сократит возможности закупки оружия, боеприпасов, материально-технического оснащения. В-третьих, это сократит возможности содержания боевиков в полевых условиях, так как их потребуется кормить, одевать, оборудовать жилище. В-четвертых, это лишит возможности создания оборудованных центров обучения - со своими идеологическими подразделениями, полиграфической базой, стрельбищами и спортивными залами.

Необходимо принять меры направленные на подрыв и ликвидацию экономической базы террористов. Как известно, эта база состоит из двух составляющих: содействия из-за рубежа и использования внутренних источников. Реализация на практике этих мер играет главенствующую роль, поскольку существенно ограничивает финансово-экономические возможности экстремистов и, соответственно, сужает их социальную базу.

Анализ причин возникновения и развития этнорелигиозного экстремизма и терроризма в стране показывает, что пункт в Федеральном законе «Об общественных объединениях», который запрещает финансирование религиозных организаций из-за рубежа, до некоторых пор игнорировался и совершенно не соблюдался. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону.

Тем не менее, и далее необходимо постоянно работать над совершенствованием банка данных в отношении зарубежных структур, финансирующих деятельность в нашей стране религиозных экстремистских организаций.

Одновременно следует укреплять и расширять международное сотрудничество в противодействии исламскому экстремизму. Среди мер, которые могли бы реально осуществиться можно выделить следующие: запрет финансирования экстремистских и террористических организаций и международные санкции за нарушение запрета, эмбарго на поставки оружия и боеприпасов экстремистским группировкам; мониторинг распространения оружия массового поражения с жесткими международными санкциями в отношении государств, виновных в передаче подобного оружия или технологии его производства экстремистским группировкам.

Представляется необходимым также продолжить практику взаимодействия и координации усилий со спецслужбами других заинтересованных стран в деле накопления данных в отношении экстремистских организаций и совместного противодействия их дестабилизирующей деятельности.

Выявление источников финансирования террористов включает определение и ликвидацию источника финансирования каждого террористического движения или группы. Это предполагает проведение комплекса скоординированных оперативных работ нескольких ведомств, включая специализированные службы ФСБ, МВД, налоговой полиции, банковских структур. Примечательно, что чеченские террористические лидеры поставили перед своими структурами задачу захватить лидирующие позиции в мафиозных структурах России, а также вовлечь в криминальные финансовые и коммерческие операции административные, силовые и экономические структуры, любыми путями захватить собственность. Анализ даже открытой печати свидетельствует об этом. Так, до начала первой военной операции в Чечне не менее 20% банковской системы находилось под контролем террористов, в том числе и Москве.

По планам террористов использование финансовых средств должно было полностью оторвать от России Северный Кавказ, создать аналогичное государство в Поволжье, поставить под полный контроль добычу алмазов, золота и не менее 50% банковской системы России. Занимаясь бизнесом и контролируя значительную долю теневой экономики, выходцы из Чечни получают 1-2 млрд. чистой прибыли. Важнейшим направлением антитеррористической деятельности является проведение полномасштабных операций по сокращению и полному предотвращению утечки из страны капитала как одной из финансовых основ террористических движений.

Следует отметить, что влияние исламистских организаций основано на том, что вокруг них сформировался своеобразный «буферный слой», образованный легальными субъектами хозяйственной и общественно- политической деятельности, с помощью которых сепаратисты задействуют финансово-экономические, информационные и инфраструктурные ресурсы. Так, в течение 1999 г. Управлением Федеральной Службы налоговой полиции совместно с государственной налоговой инспекцией Карачаево-Черкесской Республики проводилась проверка законности приобретения собственности, экономической деятельности коммерческих структур, принадлежащих общественным объединениям и движениям экстремистской направленности, либо оказывающих им финансовую поддержку. В результате было выявлено 11 предприятий, руководителями которых являлись лица, исповедовавшие радикальный ислам и оказывавшие поддержку террористам. Среди них: КФХ «Джан-Киши», КФХ «Агропрод», ТОО «Компания Консалтинг Лимитед», ИЧП «Шешекей», МП «Континент», МП «Джумхуриат», ПТМП «Алания», МП «Бумеранг», АОЗТ «АДС», МП «Джулдуз», КЧ филиал ГНПП «Мегасофт». Владельцем двух предприятий являлся разыскиваемый за совершение террористических актов в Москве и Волгодонске А.Ш. Гочияев, УБЭП МВД КЧР была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий, которая была прекращена. Как представляется, в дальнейшем правоохранительные структуры должны наращивать свою активность в этом направлении.

Необходимо укрепить и совершенствовать деятельность специальных служб. Согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» (ФЗ № 130 от 25.07.98)                   основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимым силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации. Непосредственными субъектами борьбы с терроризмом в пределах своей компетенции являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ), Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО РФ), Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ), Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС РФ, ныне входит в состав ФСБ РФ).

Все эти органы исполнительной власти и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер выявления, предупреждения и пресечения его деятельности; создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера; предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах, исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом.

ФСБ РФ и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством выявления, предупреждения и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством выявления, предупреждения и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях. Как правопреемница ФПС РФ, Федеральная служба безопасности России также осуществляет борьбу с терроризмом посредством выявления, предупреждения и пресечения попыток пересечения террористами государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через государственную границу России оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвует в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.

МВД РФ осуществляет борьбу с терроризмом посредством выявления, предупреждения и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

СВР РФ и другие органы внешней разведки России осуществляют борьбу с этим опасным явлением посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами их сотрудников и членов семей, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций. ФСО РФ борется с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов. МО РФ обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

Субъектами, участвующими в борьбе с терроризмом, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых, согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» определяется Правительством Российской Федерации.

В 1997 г. Постановлением Правительства РФ № 45 была создана Межведомственная антитеррористическая комиссия (МВК), организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности которой было возложено на Антитеррористический центр, сейчас Департамент по борьбе с терроризмом ФСБ России. Причины, порождающие терроризм, и обстоятельства, благоприятствующие реализации террористических посягательств, выходили за рамки отношений, находящихся в поле ведения органов безопасности, и потому после вступления в силу Федерального закона «О борьбе с терроризмом» ситуация была исправлена Постановлением Правительства РФ от 06.11.98 г. № 1302. МВК была реорганизована в Федеральную антитеррористическую комиссию, которую ныне возглавляет председатель Правительства РФ.

Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

- вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

- осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по выявлению, предупреждению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

- принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

- вносит предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.

Координационным органом в субъектах Российской Федерации, обеспечивающим взаимодействие различных органов власти при осуществлении антитеррористической деятельности и пресечении актов терроризма, выступает Региональная антитеррористическая комиссия субъекта Федерации (РАК). Она осуществляет свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, СМИ, предприятиями, учреждениями и организациями, конфессиональными и общественными объединениями.

Для координации взаимодействия территориальных и федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления при осуществлении мероприятий по противодействию терроризму с февраля 1998 года в Ставропольском крае действует Межведомственная антитеррористическая комиссия Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края. Только в 2004 году ею было проведено 7 заседаний. Рассмотрено 14 вопросов.

Наиболее важными из них выступили:

- состояние антитеррористической устойчивости особо важных объектов Ставропольского края;

- обеспечение антитеррористической устойчивости объектов хранения и использования жидкого хлора;

- обеспечение безопасности и охраны аэродромов общего назначения и мест временного базирования сельскохозяйственной авиации;

- меры по укреплению антитеррористической устойчивости учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта;

- меры по предупреждению чрезвычайных происшествий террористической направленности на гидротехнических сооружениях края.

Однако, несмотря на внушительный список субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, эта деятельность еще далека от совершенства, о чем свидетельствуют события, происходящие, прежде всего, на Юге России, Все это требует кардинальных организационных изменений, сплочения и координации деятельности спецслужб на этом участке оперативной деятельности.

Наконец последним направлением, способствующим преодолению террористической деятельности в России, является активизация разъяснительной и идеолого-пропагандистской деятельности.

Их содержанием выступает поддержка лояльных федеральному центру и официальным республиканским властям традиционных исламских структур, формирования условий для их укрепления и модернизации, а также проведение различного рода политико-организационных мероприятий «антиваххабитской» направленности.

В настоящее время на общероссийском уровне существует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ.

Что касается северокавказских республик, то и там созданы соответствующие структуры по связям с религиозными организациями. В Дагестане - это комитет Народного Собрания по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций; в Ингушетии - постоянная комиссия в Народном Собрании по межнациональным отношениям, международным делаем и связям с общественными и религиозными организациями; в Кабардино-Балкарии - Комитет по межнациональным отношениям, в функции которого входит поддержание связей с религиозными организациями.

Однако, как верно подчеркивает исследователь из Ингушетии И.М. Сампиев, что против идеи можно бороться только идеей большей духовной силы, и здесь важнейшую роль играют духовные лидеры традиционного ислама и их авторитет. Необходимо использовать потенциал традиционалистов, прежде всего, официального мусульманского духовенства в борьбе с распространением исламизма в России. Для усиления эффективности этой деятельности надо, прежде всего, поддержать их усилия в деле модернизации российского ислама, формирования отечественного мусульманского богословия и правоведения. Это позволит ликвидировать тот дефицит богословской и правоведческой литературы, который в настоящее время компенсируется поступлением произведений зарубежных авторов, в которых нередко проталкиваются экстремистские идеи.

Необходимо отметить, что радикальная исламистская литература, содержащая прямые или завуалированные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, возбуждающая межрелигиозную и межнациональную рознь, попадает в страну не только из-за рубежа, но значительная ее часть публикуется непосредственно на территории России. В этой связи заслуживает государственной поддержки проводимая рядом исламских централизованных организаций, в частности ДУМ! Дагестана, Совет муфтиев России, экспертиза и оценка всей исламской литературы, поступающей из-за границы и издаваемой в стране. В одних случаях такая литература должна изыматься из оборота на основании соответствующих законов, в других - не рекомендоваться к прочтению мусульманами.

Представляется целесообразным принять меры по подготовке религиозных российских кадров, сочетающих знание исламского вероучения, светских дисциплин и одновременно являющихся носителями идей российского патриотизма. Такие кадры могли бы более активно участвовать в просветительской деятельности, в доступном для различных категорий слушателей виде, излагая доктринальные толкования ключевых тем и понятий, использующихся в риторике сепаратистских и радикальных религиозных организаций. Речь идет о том, что для организации противодействия экстремистским идеологиям необходимо, прежде всего, сосредоточить усилия на выявлении сути их отступлений от исламской традиции и компрометации на этой основе такого рода взглядов в глазах мусульман и приверженцев других религиозных верований. В частности, говоря о «неверных», или «врагах ислама», идеологи экстремизма значительно расширяют круг их участников: сюда сразу попадают не только все немусульмане, но и те «правоверные», которые не придерживаются идеологической линии экстремистов.

Для систематизации и унификации религиозного образования, лицензирования и назначения на должности имамов и преподавателей духовных учебных заведений, оптимальной организации сотрудничества с единоверцами за рубежом, противостояние исламскому радикализму и экстремизму, как теории и политической практики, необходимо решение задачи по созданию единой, общероссийской централизованной организации мусульман, как в рамках всей страны, так и Северного Кавказа в частности, что, несомненно, укрепит ряды традиционалистов.

Представляется целесообразным также шире проводить конференции, собрания, съезды, в ходе которых осуществлять мероприятия по противодействию исламскому экстремизму; доводить решения этих форумов до широких слоев общественности. Например, участники прошедшей в ноябре 1999 г. в Нальчике международной конференции «Ислам - религия мира» призвали объединить усилия «как мусульман, духовенства, так и светских органов власти в борьбе с ваххабизмом».

Эта работа требует грамотного ее освещения в СМИ. С одной стороны, как правильно подчеркнул президент КБР В. Коков, что абстрактное раздувание «исламской угрозы» противопоказано России, а с другой - необходимо информировать население об опасности развития и растекания политизированного ислама и актуальности мер по противодействию ему. Необходимо освещать как опасность и возможные катастрофические последствия развития религиозного экстремизма и сепаратизма, так и активно пропагандировать опыт борьбы с этими явлениями в западных странах. Весомым аргументом может служить террористическая атака на цели в США 11 сентября, реакция на это со стороны мирового сообщества. Особенно интересен здесь опыт борьбы Израиля против регионального этноконфессионального экстремизма и терроризма.

Кроме того, следует обращать внимание аудитории на борьбу против экстремизма собственно в исламских странах, например, в Алжире, Египте, Иордании, Ираке, Марокко, Судане, Тунисе, Турции. Так, в Турции многие годы идет борьба с экстремистскими группировками курдов, в Египте - против «Братьев-мусульман», там жестко ограничивается деятельность религиозных экстремистов и террористов. Другими словами, в общественном мнении необходимо продолжить формирование убеждения, что политической практикой ультрарадикалов всегда является экстремизм и терроризм.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что никаким образом нельзя «раскручивать» в СМИ исламистские организации и учреждения, создавая им какой бы то ни было позитивный образ. Не рекомендуется также предоставлять любую трибуну лидерам и участникам экстремистских организаций и групп, как в агитационно-пропагандистских, так и других целях.

Таким образом, предложенные пути преодоления террористической деятельности не является раз и навсегда заданной величиной, а могут варьироваться в зависимости от конкретных задач и условий. В то же время, они представляется довольно эффективным в деле противодействия исходящим от движения исламских радикалов, националистов, экстремистов и террористов угрозам. Гибкий подход к проблеме их деятельности, несомненно, будет способствовать снижению напряженности в обществе и сдерживанию террористической активности исламистов, националистов и сепаратистов.

Можно сделать некоторые выводы:

1. Терроризм в России и в мире имеет общие причины, сходные проявления: во-первых, происходит усиление разрушительности террористических актов, их циничности и технической изощренности, приводящей к колоссальным жертвам и материальным потерям; во-вторых, возрастает значение религиозного обоснования террористической деятельности, в качестве мотивации выступает не только реакция на социально- экономический конфликт регионов, но и культурно-ценностный конфликт цивилизаций; в-третьих, террористические действия превращаются в перманентную войну нового типа, характеризующиеся наличием у террористов реально не достижимых конечных политических целей; в-четвертых, в эпоху глобализации террористические организации получают возможность для тесного сотрудничества, большее количество из их числа являются международными.

2. На Юге России исламский фундаментализм, или салафийя, появился на общей волне возрождения ислама в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Наибольшее распространение он получил в регионах Северо-Восточного Кавказа, где исламская традиция была наиболее устойчивой. Однако исламистские идеи, включающие в себя и салафитский компонент, стали транслироваться и на другие территории этого региона. Исламский фундаментализм был тесно связан с политическими процессами, происходящими в регионе, что отразилось на неоднородности и противоречивости этого явления.

Имеющие место современные социально-политические процессы свидетельствуют о долгосрочных перспективах контртеррористической операции в Южном федеральном округе. Его характер и вектор развития во многом будут зависеть от политики властей, понимания ими сущности, целей и задач различных отрядов неоваххабитского движения.

3. Анализ современного состояния угроз и вызовов основам конституционного строя Российской Федерации показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая жизненно важные интересы личности, общества и государства. Специфика и направленность этих угроз предопределяют основные направления укрепления и совершенствования общегосударственной системы обеспечения безопасности, включая защиту основ конституционного строя России.

Противодействие современному терроризму рассматривается как процесс разрешения противоречий, выступающих его причинами, и направлено, прежде всего, на предупреждение и предотвращение террористической активности. Вооруженное противоборство с его проявлениями есть крайняя мера после того, как будут использованы все ненасильственные формы, способы и средства.

 

Автор: Полянский Д. С.