28.11.2012 7964

Имидж как отражение структуры личности современного политика

 

Современный политик - это квалификация индивида, освоившего политическую деятельность, осознавшего свою самотождественность и неповторимость, но именно в качестве члена общества и субъекта мира политики с совокупностью отдельных активных действий и взаимодействий, направленных на достижение какой-либо политической цели. Поэтому выделение из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. «Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером, а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц».

Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т.п. Следовательно, возникает вопрос: кто же является социальным носителем политической власти? Самая общая характеристика носителя власти - господствующий класс, который имеет в своем распоряжении средства материального производства. Господствующее положение класса находит свое выражение во всех областях общественной жизни: экономической, политической и духовной (идеологической).

Господствующий класс или коалиция социально-политических сил осуществляют власть не непосредственно, а опосредованно, через относительно немногочисленную группу лиц, которые профессионально занимаются политикой. Именно ей принадлежат привилегии определенной политики, принятия важнейших управленческих решений и выработки законов государства. В отечественной политологии эта группа носит название правящей элиты.

Одним из главных элементов правящей элиты является политическая элита. Ее составляют руководители государства, правящих политических партий и движений, а также те, кто профессионально занимается парламентской деятельностью. Главенствующая роль политической элиты проявляется в том, что принятые ею решения распространяются на все сферы общества, нося стратегический характер, и получают законодательное закрепление.

Представителей элиты относят к индивидам с высокой когнитивной структурированностью мышления. Элита отбирает информацию, приносящую социуму, к которому она принадлежит, максимальную пользу. Адекватное использование информации служит дополнительным принципом эволюционного отбора, как на уровне индивида, так и на уровне социальной системы (от отдельных групп и небольших сообществ до мегасоциального уровня). Однако, элита, последовательно выбирающая значимости или исповедующая ценности, которые не способствуют росту личностной или популяционной вариативности поведения, выводит социум, к которому принадлежит, на тупиковый путь развития.

Важное место в структуре правящей элиты занимают политические лидеры, которые благодаря определенному набору присущих им социально- политических качеств и занимаемому общественному положению оказывают реальное влияние на ход политической жизни. Лидерство - явление многогранное и многозначное, оно появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство.

Среди различных видов и разновидностей лидерства политическое лидерство (в нации, в обществе, государстве, регионе, партии) занимает особое положение. Оно более значимо, более действенно. Политический лидер может занимать командные посты, распространять свое влияние на всю страну. Следовательно, политические лидеры - наиболее признаваемый, наиболее универсальный, наиболее интересующий всех элемент политики и политической жизни.

Политический лидер отличается от лидеров других сфер (бизнеса, спорта и др.) тем, что его деятельность сопряжена с политической властью и властными отношениями. Как носитель властных полномочий политический лидер обладает способностью подчинять других своей воле, побуждать членов общества к активным действиям во имя достижения определенных целей. Результаты деятельности политических лидеров могут быть различными: хорошими и плохими, отличными и ужасающими. Все зависит от качества деятельности, поведения политического лидера.

Само по себе наделение человека властными полномочиями, назначение на высокую государственную должность не делает его автоматически политическим лидером. Вместе с тем деятельная, поддерживаемая народом личность, заняв высокую должность, может использовать ее для приобретения статуса политического лидера. Такое произошло во Франции, когда Де Голль придал посту президента страны новое, более важное значение, а сам превратился в крупного политического лидера.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно, выделяют следующие основные подходы к его трактовке: лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц; лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера; лидерство - это влияние на других людей, имеющее свою характерную специфику: влияние должно быть постоянным, оно должно распространяться на всю группу (организацию, общество), иметь ассиметричность (от лидера к членам группы); влияние опирается не на прямое применение силы, а на авторитет; политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программные решения общественных задач и предлагаемые способы их реализации на руководящие должности. Среди различных форм лидерства политическое занимает особое положение в силу того, что оно наиболее зримо, значимо влияет на ход событий, затрагивающих судьбы большинства людей; лидер - это символ общности и образец политического поведения в группе. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

«Закономерно и одновременно парадоксально то», - подчеркивает Пэт Уильямс, - «что новое понимание роли лидера, к которому стремятся люди, на самом деле заключено в одной из старейших управленческих моделей в мире. Модель Христа является связующим звеном между технологичным Западом и духовным Востоком, новыми знаниями и древней мудростью, священным и светским, душой и интеллектом».

Политическая наука, анализируя феномен политического лидерства, опирается на результаты исследований и достижения в области социологии, политической психологии, истории. Причины возникновения лидерства как политического явления исследуются многими учеными. В результате появилось несколько теорий политического лидерства.

Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Один из основателей этой теории - Э. Богардус. Это наиболее ранняя и широко распространенная теория.

Сторонники этого подхода перечисляли десятки качеств, которыми должен обладать лидер. К. Бирд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Р. Стогдил обобщил данные 124 исследований и отметил, что изучение личных качеств лидеров дает противоречивые результаты. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относятся: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на других людей, экстравертность, восприимчивость и умение влиять на других людей.

Осознание лидером своих достоинств и недостатков и желание преодолеть их еще не могут обеспечить переход от мысли к действию, но способствует построению эффективной модели имиджа. Для такого перехода необходима твердая воля, требующая постоянного напряжения человеческих сил, самодисциплины, отказа от жизненных соблазнов, мешающих выполнению задуманной цели. «Она мобилизует и физические и духовные возможности человека на преодоление неизбежных трудностей, встающих перед ним в процессе реализации его жизненных планов», - подчеркнуто Чернявской Г.К.

Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают политического деятеля в лидера, их достаточно разве что для святого. Современный политический лидер должен обладать незаурядными организаторскими способностями. В представлении людей лидер - это некий идеал, на которого хочется равняться, которому хочется верить и за которым хочется идти. Черты лидера не следует рассматривать изолированно от социального контекста: исторической эпохи, конкретной ситуации, типа политической культуры общества.

В России рассчитывать на политический успех может решительный, умный, с сильной политической волей лидер, ставящий во главу угла интересы страны, честный достаточно жесткий в проведении своей линии. В кризисных ситуациях лидеры с мягким характером имеют очень мало шансов на признание. Большое количество исследований формирования политического портрета выявило, что оценки по двум личностным измерениям - компетентности и честности - являются главными компонентами кандидата. Многие исследователи также обнаружили, что на оценку кандидата влияют динамизм и сила. Наконец, избиратели оценивают политических лидеров, основываясь на более личностных характеристиках, таких как внешность, привлекательность, обаяние, харизма и теплота.

Как отмечает В.А. Зорин, «структура политической личности может быть представлена в виде двух уровней. Первый - более устойчивые характеристики, отражающие аутентичные психологические свойства и состояния личности, актуальные для политики, существующие независимо от общественного сознания и становящиеся объектом отражения в нем. Второй уровень содержит в большей степени мобильные, изменчивые характеристики личности, которые можно обнаружить лишь непосредственно в сфере общественного сознания. Качества личности, которые обнаруживаем на втором уровне, раскрашивают и уточняют психологические характеристики. К этому уровню можно отнести следующие факторы: что и как говорит политик, что и как делает, стиль его мышления, стиль его поведения, как общается и обращается с другими людьми, какова его внешность, как одевается, каковы его манеры и др.Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно рассматривать, объединяя их в блоки. Наиболее точное структурное целение имиджа принадлежит специалистам Центра политического консультирования «Николо М». Согласно их типологии, имидж включает персональные, социальные и символические группы характеристик.

Персональные характеристики: физические особенности (внешность,

физическая форма, возраст); психофизиологические особенности (характер, темперамент, тип личности, решительность, искренность, сила, активность, ум, энергичность); профессиональные особенности (опыт, интеллект, индивидуальный стиль принятия решений, умение убеждать); умение производить впечатление сильного, уверенного в себе человека, вызывать доверие, симпатию. Многие из этих характеристик почти неподвластны изменениям. Но можно сформировать определенное отношение к ним, усилив достоинства, а некоторые характеристики представить в виде достоинств.

Для действующего президента, идущего на переизбрание, достижения в период службы предоставляют критерии оценки эффективности власти. Другие характеристики, такие как доверие, целостность и честность, не менее важны. Для того, кто идет на смену президенту, важен потенциал для занятия такого высокого поста, что демонстрируется опытом, знаниями, уверенностью, убедительностью, а также набор личных качеств, которые помогают определить квалификацию, необходимую для уровня президента.

Первое, что оказывает влияние на формирование имиджа - это личность политика, его слова и дела. Вторая, косвенная имиджформирующая информация - это слухи, сплетни, анекдоты, досье, компромат, сведения об образе жизни, работе, отдыхе, о друзьях, родственниках и т.п. Все эти характеристики относятся к символической нагрузке.

И, наконец, социальные характеристики. Это достаточно подвижная часть имиджа лидера, тесно связанная с требованиями реальности. К ним можно отнести: способность лидера генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи; социальные связи лидера с семьей, ближайшим окружением, с различными социальными группами, с избирателями - теми, интересы которых он представляет, и с теми, которые поддерживают его и являются союзниками; с оппонентами и открытыми врагами; известность. Лидер направляет свое влияние на определенные социальные группы, одновременно стараясь завоевать как можно больше голосов; авторитет, статус личности (не только связанный с определенной официальной позицией, но также с происхождением, величиной состояния); социальная принадлежность (в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается лидер.

Необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.

Политическая информированность - еще одно важнейшее качество. Она описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Лексикон политического лидера и чувство политического времени - также весьма важные черты.

В.М. Шепель приоритетные качества, обладание которыми делает реалистичным решение проблемы имиджа, делит на 3 группы. В первую группу входят такие природные качества как коммуникабельность, эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречие. Эти качества составляют матрицу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». Во вторую группу относит характеристики личности, являющиеся следствием ее воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий. К третьей группе относит то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Самоуверенность и стандартность поведения, по его мнению. Отрицательно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении.

Итак, какой он, представитель нынешней российской политической элиты? Это человек с амбициями, не удовлетворенными в прошлой деятельности. Человек, который пришел реализовывать себя через приобщенность к властным институтам и известным идеологиям. Судьба и новые политические условия дали ему возможность реализовать свои амбиции. И это делает для них особенно трудным отказ от роли самоутверждения, непринужденное и открытое обращение к другим людям, к объектам власти. Для них неуверенность в себе - это совершенно непереносимое состояние. Все, что гарантирует уверенность, твердость, упорство, настойчивость - все это считается пригодным для победы над собственной неуверенностью. Настойчивость у них сочетается со склонностью к систематизации, тенденцией к конкретности и опоре на собственный опыт, повышенной чувствительностью к социальным критериям внешней оценки своей личности, отсюда - сверхзначимость престижа, увлеченность, конкурентность, чувство соперничества. Политическое соперничество у них проявляется в упорстве, с которым отстаивается правота своей точки зрения, право на лидерство в политической жизни.

Этими свойствами лидеры наделены в различной пропорции. Кроме того, свойства лидера умножаются или ослабляются в зависимости от того, каково его непосредственное окружение, на какую организацию он опирается, обладает ли и в какой степени властью, особенно государственной.

Настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. Наши дни подтверждают, что не исчезают собственно политические проблемы, связанные с представительством различных классов и социальных групп в политической власти и реализацией их интересов. Это привело к росту спроса на политических деятелей. Личность современного политика может усложнить или упростить работу специалиста в разы. «Идеальный кандидат - это прирожденный политик», - подчеркивает А. Санаев, - человек, точно знающий все свои достоинства, изъяны и, тем не менее, внимательно прислушивающийся к советам своей команды. Такого человека нечасто встретишь». Творческая модель организации жизни, деятельности требует пролонгированной активности, умения максимально варьировать свои действия, находить неожиданные решения, абстрагироваться от всего незначительного, несущественного, преходящего.

Политическое соперничество, как подчеркивает Н.М. Ракитянский, осуществляется в нынешних условиях деморализующей информации, приводящей к быстрой смене политических идей, требующих присяги то демократии, то авторитаризму. Их политическое творчество ориентировано на завоевание авторитета, непредсказуемости действий, фантастичности проектов устройства общества.

Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Эту зависимость обосновывают и развивают Р. Стогдил, Т. Хилтон, А. Голдиер и др. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться не актуальными, в третьей - препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.

Ситуативная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства обстоятельствам.

Нахождение политика во власти сильнейшим образом воздействует на его личность и, как правило, по мнению Н.И. Азарова, не в лучшую сторону. «Власть, будучи бесконтрольной, способна не только деформировать нравственные и психические основы личности, но и провоцировать ее на полную деградацию. Необязательность, недобросовестность, некомпетентность и безграмотность аморальны в политической деятельности. Политика всегда была, есть и будет сферой морали и особенно опасной социальной безнравственности».

Несоответствие политических и нравственных действий и состояний сознания (расхождение слова и дела, запроса и отклика на него, надежды и обещания, правды и лжи и пр.) также безнравственны. Сегодня честность, искренность, высокая нравственность с великим трудом утверждаются в политике. Переход к честной политике, характерной для настоящего гуманного и демократического общества - длительный и трудный процесс. Эти факторы имеют непосредственное влияние на создаваемый имидж политика.

Значительный вклад в изучение лидерства внесли теории конституентов (решающей роли последователей лидера). В рамках этой теории были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс. Соотнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реальном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка, требования изменения поведения, протест).

По мнению автора и на основании вышеизложенных фактов, пять типов имиджа (объективный, субъективный, моделируемый, желаемый, требуемый), основанные на восприятия сознания избирателей - продукт теории последователей.

Данная теория лидерства дает объяснение одному из трех факторов успеха избирательной кампании - специфике окружения. Планируя избирательную программу необходимо учитывать эти особенности.

Эрик Хоффер видел отличие лидера массового движения и лидера свободного общества в том, что последний ведет людей туда, куда они стремятся сами: «В свободном обществе лидер следует за людьми даже тогда, когда сам ведет их».

Возможные состояния политического деятеля определяются исключительно его положением по отношению к своим «последователям»: а) лидер может выходить из среды последователей; б) быть внешним по отношению к ним.

Последователи могут взаимодействовать с лидером непосредственно и опосредованно. В первом случае имеем ситуацию «лидерства в малых группах», во втором, ситуацию, когда последователи (например, электорат) не имеют прямого личного контакта со своим избранником. Причины, по которым лидер оказывается в состоянии увлечь за собой людское множество, бывают разными. Здесь можно выделить следующие побуждающие мотивы: награда, страх, необходимость, авторитет.

Вес и значение политического лидера на политической арене тем выше, чем сильнее его влияние на собственную общность и других политических субъектов. Понятие влияния обозначает обратное воздействие политического лидера на общность, выдвинувшую его. Наивысшей степенью влияния обладает политический лидер, который находит такие формы выражения интересов общности, которые являются одновременно и общезначимыми и привлекательными. Поэтому его инициативы и деятельность находят поддержку людей, выступают стимулами, побуждающими их участие в политическом процессе. Влияние - это важнейший канал мобилизации «собственной» общности на борьбу в защиту собственных интересов.

Используя этот канал, политический лидер может превратить социальную общность в политического субъекта, который выходит на политическую сцену в качестве грозной политической силы.

Широкое распространение в политической пауке получили психологические теории лидерства. Среди них можно выделить три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное. Они помогают объяснить его субъективные механизмы. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.

Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые Франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

Мотивационное направление исследований политического лидерства концентрирует внимание политического лидера на изучении влияния различных мотивов, их комбинаций на политическую деятельность, стиль и характер принимаемых решений. Исследования показали, что политики с ярко выраженным мотивом власти будут активнее вести себя в переговорах, прибегая к обману и давлению на партнеров. С самого начала они нацелены на большой выигрыш.

В своей работе «Психология власти» А.Г. Конфисахор. определяет шесть типов поведения, служащих индикаторами стремления человека к власти. Все они связаны с нежеланием: - разрешить другим разделить с ним действительную или потенциальную власть; получать советы относительно своих функций при осуществлении действительной или предполагаемой власти; делегировать другим решение задач, которые, как убежден лидер, принадлежат к его прерогативе власти; консультироваться относительно собственных действий с теми, кто хотел бы разделять с ним власть; информировать других относительно своего функционирования при осуществлении действительной или предполагаемой власти; играть по чужим правилам, а, наоборот, желание изобретать и навязывать организационные системы функционирования другим действующим лицам политической арены.

Воля к власти, то есть к расширению своих возможностей в различных сферах, - один из основных мотивов поведения.

Потребность политического деятеля в личном контроле над событиями и людьми - проявление базовой человеческой потребности в контроле внешних сил и событий, влияющих на жизнь. Степень личного контроля имеет прямое отношение к убеждению человека в его способности контролировать события и людей. Это связано с двумя важными способностями: - способностью развивать и использовать навыки в достижении личных целей; - способность к успешной проверке реальности. Сфера контроля - широта области жизненного пространства и деятельности, которую политический деятель ищет для своего влияния. Чем шире сфера личного контроля, - тем обычно меньше степень, поскольку у политического деятеля ограниченные возможности и навыки.

Потребность в контроле над международными событиями тесно связана с потребностью во власти. Если политический деятель убежден, что история прогнозируема, контролируема и управляема, то международные события представляются объектом приложения его силы для придания им нужного направления развития. Потребность в контроле над другими политическими деятелями. Политический лидер-субъект восприятия должен определить для себя ряд существенных характеристик политического лидера - объекта восприятия. Потребность политического деятеля в достижении проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение. Президент с потребностью в достижении будет активным, хотя и не обязательно любящим свою работу. Такие политические лидеры ищут власти, чтобы достичь своей цели. Они более спокойно относятся к изменениям в окружающем мире. Политические лидеры с высокой мотивацией достижения избегают зависимости: от кого-либо или от чего-либо. Потребность в аффилиации подразумевает дружественные, социабельные отношения с другими людьми. Более вероятно, что изберут своими советниками лояльных друзей, а не экспертов.

Таким образом, полноценная власть политическим деятелем достигается только при рациональном сочетании всех факторов. Если же какого-то из них не хватает, то для усиления власти необходимо конвертировать часть факторов, имеющихся в относительном избытке, в недостающий фактор.

Рассматривая аспекты потребностно-мотивационной сферы представителя современного политика, можно сделать следующий вывод о том, какие важнейшие характеристики входят в этот блок. Это потребность во власти, потребность в достижении своих целей, потребность в признании, одобрении со стороны других людей, неадекватно высокая самооценка и потребность в ее постоянном повышении, компенсации в тех случаях, когда она занижается. Именно потребность в компенсации и гиперкомпенсации травмированной самооценки для многих политиков служит важнейшим внутренним генератором, побуждающим к активной политической деятельности.

Прикладное направление психологических теорий политического лидерства исследует когнитивные и перцептивные факторы лидерства, возможные стратегии принятия решений. Приверженцев этого направления интересуют стереотипы, соотношение эмоциональных и рациональных оценок в мышлении политических лидеров, разработанность причинно-следственных связей, категорий прошлого, настоящего и будущего.

Культурная среда заметно трансформирует технологию принятия политического решения. Это одна из главных функций политического лидера, от нее зависит многое в жизни общества. Если отталкиваться от этого понимания политики, то вопрос об изучении личности лидера становится особенно актуальным.

Принимаемые политическим деятелем решения могут быть четырех типов: решения, принимаемые политиком исходя из собственных убеждений и оценок ситуации (пусть даже в противовес «естественному» ходу исторических событий); решения, принимаемые в согласии с объективным эволюционным процессом развертывания исторической судьбы страны (региона) и ее народа (а потому отчасти несвободные); компромиссы как результат согласования интересов различных социальных групп, корпораций, кланов и т.п.; вынужденные решения, принятые под давлением групп, приведших данного политика к власти. Особый интерес в этой связи представляют так называемые группы поддержки и группы давления.

Для изучения природы имиджа политического лидерства большое значение имеет их типологизация. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства. Предпринимавшиеся попытки типологизации обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.

Одну из первых аргументированных попыток классификации лидерства предпринял М. Вебер. В основу классификации был положен авторитет лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы и вызывать повиновение», Вебер различал три типа лидерства. Первый тип - традиционное лидерство, основано на вере в святость традиций и передачи власти по наследству, это власть старейшин, вождей, монархов. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее он до сих пор сохраняется в ряде стран Персидского залива (аятолла Хомейни в Иране) и в некоторых других странах.

Второй тип - рационально-легальное лидерство, исходящее из признания законности формальных правил избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Этот тип лидерства устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учет интересов и выборщиков лидера. В современных демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, - основной путь становления политических деятелей. Примеры данного типа лидерства: Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).

Третий тип - харизматическое лидерство, вызывает наибольший интерес исследователей. Этот тип связан с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда. В самом общем смысле харизмой можно назвать набор морально-волевых качеств, позволяющих человеку быть лидером, подчинять и увлекать за собой других людей. Харизма может быть разной, В этом наборе лидерских качеств могут преобладать несгибаемая воля либо молниеносность реакций, таранный напор либо тонкий и безошибочный расчет. Исследователи выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам: «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; «завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатии у масс; «хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большие скопления людей; «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; «достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильных людей, способных добиваться любых целей.

Харизматический политик - зеркало толпы. Восхищаясь им, массы восхищаются собой. Воздействие харизматического лидера на массы не зависит ни от богатства, ни от промышленности, ни от армии - они представляются всего лишь вспомогательными средствами повседневного управления. «Харизма означает дар, некое качество отношений между последователями и учителем, в которого они верят, которому подчиняются», - подчеркивает И.Ю. Черепанова.

Принято считать, что харизматическое лидерство уходит своими корнями в традиционное общество, и в развивающихся странах харизма появляется гораздо чаще и легче, поскольку степень распространения харизматических ожиданий населения значительно выше, чем в развитых индустриальных странах.

Харизматическая компонента структуры личности наиболее выигрышна с точки зрения коммуникации для моделируемого имиджа. Между массовым сознанием и лидером уже установлена тесная эмоциональная, достаточно прочная связь, существование харизмы не требует дополнительной аргументации со стороны коммуникатора, исчезает необходимость привлечения манипулятивных технологий, поскольку харизматическая личность способна вызвать доверие, привлекать симпатии, вести массы за собой без помощи института власти.

Харизмы в политической жизни играют роль своеобразных аттракторов, тех неожиданных компонентов системы, которые собирают вокруг себя важные ее элементы, втягивают их в движение, в борьбу за власть, оказываются способными, придавая системе дополнительные импульсы нестабильности, неравномерности, переводить ее в иные состояния. Поэтому очень серьезно следует относиться к тому политику, который обладает определенными харизматическими свойствами.

Однако, харизматическое лидерство, по мнению Б.И. Кретова, в чистом виде существует лишь в момент возникновения. Но чтобы оно не осталось чисто преходящим явлением, а приняло характер постоянного отношения, образующего стабильную группу учеников и последователей, харизматический лидер должен приспособиться к повседневной жизни и ее задачам, т.е. «рутинизироваться».

Отличительной чертой харизматического лидерства является, прежде всего, опора на сугубо эмоциональный компонент в сознании человека. Наиболее удобным моментом для этого является переходное положение человеческой психики. Следовательно, люди, находящиеся в подобном состоянии, уже потенциальная основа для выдвижения харизматического лидера.

Политик подобного типа обладает чувством миссии радикального политического изменения и/или особого предназначения спасти нацию. Само изменение не обязательно видится как результат новой политики, оно может сводиться к слому статус-кво, требованию возрождения золотого века или какой-либо идеализации прошлого. Типичной для политика выступает значимая личная представленность. Для его сторонников характерны в высшей степени преклонение перед ним и признание его особой миссии.

Харизматический политик - это человек, сочетающий в себе высокие моральные принципы и профессионализм. Свой электоральный выбор большинство населения осуществляет, не руководствуясь соответствием политика приемлемому для них образу, а исходя из реальных обстоятельств и реальных возможностей выбора, поскольку политики, баллотирующиеся на тот или иной пост, чаще всего достаточно далеки от предпочитаемого людьми идеала.

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общество, учеными выделено три типа политических лидеров: - консерваторы ориентируются на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия, направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Как чистый тип, консерваторы встречаются достаточно редко, проявляя эту направленность в других сферах деятельности; реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование, прежде всего властных структур; революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что составляет только одно решение - фундаментальное переустройство общественной системы.

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система американского политолога Маргарет Дж. Херманн. Она классифицирует лидеров в зависимости от имиджа и выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера, свойств его последователей, способов взаимосвязи с его сторонниками, конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство:

- лидер-знаменосец - собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и значение способов его достижения. Для понимания этой формы лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников, определяет характер происходящего, формирует политическую проблематику;

- лидер-служитель - достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их последователи;

- лидер-торговец - для него важна способность убеждать, благодаря ей сторонники покупают его планы, идеи, вовлекаются в их реализацию. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые политик устанавливает со своими избирателями. Особую значимость приобретает стратегия лидера, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки общества;

- лидер-пожарный - его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных условиях могут быть отнесены к этому типу.

Еще одна возможная типология политических лидеров строится на том основании, что политика в целом и политическое лидерство в частности связаны с феноменом власти. Оппозиционное лидерство находит свое проявление в двух разновидностях: конфронтационно-оппозиционный лидер- непримиримый противник существующей власти, чаще всего имеет место в авторитарной и тоталитарной политических системах. Конструктивно-оппозиционный лидер критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс. Среди властвующих лидеров выделяют два подтипа: - лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий; - социоцентрический тип главный смысл видит в служении обществу, выполнении общественного долга. Такую ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера, оценки расставляет здесь История.

Наряду с вышеназванными, в современной науке существует еще несколько попыток выделить определенную типологию лидерства. Одним из первых Е.С. Богардус выделил следующие типы: автократический (в сильной организации); демократический (представитель интересов группы); исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу); рефлексивно-интеллектуальный (неспособен руководить большой группой).

Немного позже Ф.С. Бартлетт классифицировал лидеров по-другому: институциональный тип (вследствие престижа занимаемой должности); доминирующий (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы и влияния); убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побуждает их к действиям).

Традиционно с точки зрения политической активности и наличия компонентов политического лидерства признаются два вида лидеров: «реальные» лидеры и «менеджеры». Данная типология была применена для анализа характера политического лидерства местных сообществ. В целом политические лидеры местных сообществ рассматривают свою работу на данном территориальном уровне, во-первых, как возможность проявить себя на «родине», где есть поддержка семьи и людей, которые знают его лично, оценивают его действия. Во-вторых, как стартовую площадку к выходу на региональный и федеральный уровни.

Еще одну возможную типологию предлагают И.Г. Дубов и С.Р. Пантелеев. Данная типология, по их мнению, может расцениваться в качестве основы для построения достаточно полных имиджей конкретных политических деятелей.

Аппаратчик - с точки зрения политологов, наиболее выраженной чертой оказалось изворотливое коварство, сдержанность и осторожность. При этом ему отказывают в интеллекте и культуре, а также в личном обаянии.

Популист - несдержанность, непредсказуемость и экстремизм. При этом он силен, властен и энергичен. Он обладает скорее низкой культурой и недалек, однако не лишен личного обаяния и достаточно изворотлив.

Парламентарий - обладает высоким интеллектом, культурой и образованностью, сдержан и осторожен, достаточно обаятелен. В то же время не отличается силой и энергией.

Демократ - абсолютно бесхитростный и высоко-порядочный, с высоким интеллектом и культурой. Однако при этом всем они слабы и нерешительны.

Консерваторы - отражаются как личностные антагонисты демократов, очень ограниченные и лишенные личного обаяния. Консерваторы порядочны и недостаточно решительны.

Радикал - радикален и довольно прямолинеен, энергичен, с интеллектом.

Харизматик - высокая сила и энергия, личное обаяние. Отмечена некоторая склонность к экстремизму, недостаток культуры и интеллекта, определенная моральная гибкость.

Легитимист - свойственны высокий интеллект, сдержанность и порядочность при одновременном дефиците энергичности и личного обаяния. Как поборник законности он оказался близок к образу типичного парламентария.

Таким образом, основными личностными характеристиками, в которых массовое сознание оценивает и описывает любых политических лидеров, являются противопоставления «талантливая культурность - невежественная посредственность», «сила и слабость», «бесхитростная порядочность - изворотливое коварство», «сдержанность - экстремизм», «личное обаяние».

Социальная значимость функций и весь социальный облик лидеров прямо зависят, прежде всего, от характера политического строя. Здесь отчетливо проявляются главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве: институализация, профессионализация, концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах, уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров. Лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды па принятие решений.

Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач, С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, СМИ. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом. Политический труд постепенно превращается в профессию.

Формирование тенденции концентрации активности лидеров на экономических и социальных проблемах обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанные с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов. Причины уменьшения вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые бы оставили глубокий след в истории, заключаются в том, что многократное усложнение общественной жизни с необходимостью приводит к разделению труда в осуществлении лидерских функций. В настоящее время уже невозможно единолично управлять государством так, как это делали Цезарь или Наполеон.

С другой стороны, крупные политические лидеры появляются, как правило, в периоды глубоких кризисов, войн, трансформаций общественного строя, когда требуются особые усилия, громадное напряжение сил, поиск оптимальных путей решения тех или иных задач. Такие ситуации приводят к появлению выдающихся лидеров, которые как бы аккумулируют в себе творческие силы нации. Современные политические лидеры ориентированы в основном на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.

По нашему мнению, последнее утверждение не типично для общества, находящегося в состоянии трансформации, ломки сложившихся социальных структур и устоев. В этом случае как раз существует потребность в крупном политическом лидере общенационального масштаба, способного переломить негативные тенденции развития. Если говорить о России, то надежду на появление такого лидера дает нам собственная история.

В России лидерство рассматривают в трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Если федеральное лидерство как-то развивается, то региональное и местное практически лишено этой возможности. Некоторые надежды дают нам новые законодательные инициативы, согласно которым партия, победившая на выборах в Думу, имеет право предложить свою кандидатуру губернатора. Данный законопроект будет укреплять развитие партийной системы, способствовать повышению имиджа партий и их лидеров в глазах и в сознании россиян.

Чтобы не исчезнуть с карты мира, России нужна новая политическая элита - элита созидания. «Появиться она может только снизу. Иными словами, выдвинуть ее представителей должен народ. А главная задача верховной российской власти, если она действительно хочет возрождения страны, состоит в создании условий, благоприятных для появления подобной элиты».

Становление необходимых для России политических лидеров связано также с состоянием политико-правового сознания граждан, общей их культурой, так как политические лидеры, прежде чем они становятся таковыми, бывают детьми, имеют или не имеют родителей, получают какое-то образование, социализируются и профессионализируются, наращивают и совершенствуют свою культуру. А все процессы и явления отражаются в сознании, осмысливаются и оцениваются, превращаются в один из ведущих внутренних факторов мотивации их последующей активности, в том числе и лидерской активности в политике. Общая духовная атмосфера в современном российском обществе - ведущий фактор политического лидерства. Но данная духовная атмосфера характеризуется разобщенностью, неудовлетворенностью большей части граждан России своим положением и качеством жизни.

Комплексный анализ информационного пространства России и тех тенденций, которые развиваются на протяжении последних лет, позволяет сделать вывод о том, что появление во власти людей, неспособных выполнять основную свою функцию - вырабатывать стратегию развития, - отнюдь не случайность, а закономерность. В последние годы обществу упорно навязывалась мысль о том, что места в органах власти должны занимать не политики, а грамотные исполнители - управленцы-хозяйственники. В результате произошло вытеснение политиков, а, следовательно, и политической составляющей властных структур. Следствием исчезновения политической составляющей из властных структур стало ее вытеснение из информационного пространства страны.

По этой причине, представления россиян об идеальном политике носят неоднородный, а часто противоречивый характер. На вопрос о том, каким им видится идеальный президент, респонденты отвечали, что он должен быть «сильной личностью», «властным», «волевым», «целеустремленным». Упор на эти качества свидетельствует о наличии в сознании наших граждан потребности в авторитарном руководстве. По данным Е.Б. Шестопал, наиболее радикальных позиций придерживаются молодые москвичи, для которых идеалом является «диктатор», умеющий «жестко настоять на своем», «с очень крутым нравом». В свою очередь, старшему поколению москвичей хотелось бы, чтобы решительный и жесткий руководитель был еще и «мудрым», «лидером от бога».

Использование такой характеристики как искренность, отмечено Д.Рисманом. «Искренность со стороны исполнителя активизирует к нему толерантность со стороны аудитории: было бы нечестным быть слишком критичным к человеку, который открылся так широко и протянул руку дружбы».

Целостное понимание личности современного политика невозможно понять без изучения его структуры. Поэтому построение идеального имиджа предполагает анализ структуры его личности. В практическом плане она определяется в первую очередь, целями и задачами пользователя, особенностями объекта, возможностями автора описания, его индивидуальностью.

Выявление идеального имиджа, востребованного в конкретном регионе и в определенное время, является необходимым атрибутом технологии любой избирательной кампании. Он зависит от следующих параметров: особенностей социальной ситуации, в которой происходит взаимодействие политика и электората, опыта переживания общественно значимых событий, ожиданий, предпочтений субъектов восприятия политического деятеля, особенностей социализации, характерных для каждого поколения избирателей, характеристик образа.

На основании выявленной структуры личности, в составе которой нравственные и психофизиологические качества, профессиональные и интеллектуальные особенности, социальные и другие характеристики, выделены доминантные черты идеального имиджа современного российского политика. В нее входят: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, социальная смелость и предприимчивость, твердая воля, самодисциплина, незаурядные организаторские способности, компетентность, готовность брать на себя ответственность, эффективность деятельности, способность генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи, политическая информированность, харизматическая компонента, рефлексивность, способность действовать в кризисных ситуациях, инновационная деятельность, стиль и способность принимать адекватные ситуации политические решения и другие свойства. Этими свойствами они наделены в различной пропорции. Творческая модель организации жизни требует от политика пролонгированной активности.

Выводы:

Сущность и природа имиджа политического деятеля заключается в том, что это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипов эмоционально окрашенный образ. Имидж политика соответствует своему объекту и вместе с тем идеализирует его, либо гипертрофируя выгодные черты, либо наделяя его дополнительными, ориентируясь при этом на ожидания тех, для кого предназначен.

Причины и признаки возрастающей роли политических технологий заключаются в следующем: возросли требования к цивилизованному ведению избирательных кампаний; усилились требования к снижению негативного воздействия деструктивных технологий на подсознание избирателя; отсутствует четкая система понимания технологий создания имиджа.

На основании выявленной структуры личности, в составе которой нравственные и психофизиологические качества, профессиональные и интеллектуальные особенности, социальные и другие характеристики, и как ее отражение, выделены доминантные черты идеального имиджа современного российского политика.

 

Автор: Костенко С.А.