05.12.2012 4138

Земское самоуправление в Ставропольской губернии

 

9 июня 1912 г. царское правительство приняло свой последний закон о распространении деятельности земских учреждений на Астраханскую, Оренбургскую и Ставропольскую губернии. Но при этом земство не вводилось на территории кочующих народов и казачества. Ставропольская губерния оказалась сорок третьей и последней губернией, где возникло земство. Издание данного закона явилось важным событием в общественно-политической и социально-экономической жизни Ставропольской губернии. Согласно закона губернские и уездные земские учреждения вводились на Ставрополье с 1 января 1913 г. В ведение земства передавались самые острые вопросы жизни населения: заведование повинностями, народное образование, здравоохранение, общественное призрение, страхование, дорожное дело и т. д.

В «Положении» указано:

«III. С образованием земских учреждений в Ставропольской губернии упразднить: 1) Ставропольский приказ общественного призрения; 2) особые комитеты об арестных домах (помещениях для подвергаемых аресту по приговорам городских судей и земских участковых начальников) в Ставропольской губернии; 3) учрежденные на основании отделов II и III Высочайше утвержденного 3 мая 1899 года (П. С. 3. № 16829), мнения Госуд. Совета должности младших инженеров по дорожной части и делопроизводителя при губернском распорядительном комитете, и 4) должности, указанные в подлежащих штатах, расписаниях и особых положениях по сельско-врачебной и ветеринарной частям.

IV. Вновь образуемым в Ставропольской губернии земским учреждениям, по принадлежности, передать подведомственные подлежащим губернским и уездным установлениям дела в отношении местностей, на которые распространяется действие вновь образуемых учреждений: 1) по отбыванию земских повинностей; 2) по общественному призрению; 3) по медицинской и ветеринарной частям в селениях; 4) по губернскому взаимному страхованию имуществу и 5) по заведыванию помещениями для подвергаемых аресту по приговорам городских судей и земских участковых начальников».

Следует отметить, что при введении земства на Ставрополье учитывались местные особенности. Прежде всего то, что здесь дворянское землевладение было незначительным и имелось относительно небольшое количество частных владельцев. Поэтому создали не как обычно три курии по выборам гласных, а две: землевладельческую и сельских обществ. Губернский город Ставрополь выделялся в отдельную земскую единицу и был на положении уездного земства.

Поскольку в губернии имелось небольшое число людей с имущественным цензом, то было принято решение о предоставлении пассивного избирательного права претендентам на земские должности, которые получили образование не ниже среднего и проживали на данной территории не менее года.

В выборах уездных гласных принимали участие мужчины, достигшие 25- летнего возраста. Женщины в них не участвовали. Но, если женщина владела недвижимостью не менее установленного ценза, то она могла передавать право голоса мужчине по своему усмотрению. Выборы проводились по куриям на основе имущественного ценза, который был разным для уездов. Для землевладельцев Ставропольского уезда, который, кстати, был единственным уездом в губернии, имевшем уездное дворянское собрание, где были сильны позиции помещиков и крупных землевладельцев, ценз равнялся 320 десятинам, Медвеженского - 340 десятинам, Александровского - 510 десятинам, Благодаринского и Святокрестовского - 650 десятинам. Для владельцев недвижимости был установлен ценз 15 тыс. руб. её стоимости.

В выборах участвовали также земельные собственники, владельцы недвижимости в размере не менее одной десятой установленного ценза. Но до уездного избирательного съезда они должны были провести своё собрание, на котором выбрать количество уполномоченных, равное кратности ценза в общей сумме ценности недвижимости, находящейся в их владении.

Крестьяне на волостных сходах избирали по одному человеку, которые затем участвовали в съезде представителей сельских обществ и избирали из своей среды количество гласных, установленное Министерством внутренних дел. Всего в уездные земские собрания губернии было избрано 124 гласных. По данным губернского по земским и городским делам присутствия, направленным в Министерство внутренних дел, в составе гласных по партийной принадлежности и симпатиям было правых (монархистов) - 51, умеренных (октябристы, беспартийные) - 69, левых (прогрессисты, конституционные демократы и левее их) - 4. Такой состав гласных во многом определял деятельность Ставропольского земства и его взаимоотношения с населением, особенно с крестьянством. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.

Высшим распорядительным органом в земстве являлось уездное или губернское земское собрание, которое было двух видов: очередное и чрезвычайное. Очередные собрания проводились один раз в год для решения вопросов, связанных с бюджетом, и других важнейших проблем жизни уезда или губернии. Уездные собрания могли работать до 10 дней, губернские - до 20 дней. Чрезвычайные земские собрания могли собираться по мере необходимости, и время работы для них не устанавливалось. Они работали, как правило, 1-3 дня.

После избрания уездных гласных в конце июля - начале августа 1913 г. прошли чрезвычайные уездные земские собрания для решения первоочередных вопросов: выборов уездных земских управ и губернских гласных. На них заранее было обеспечено большинство сторонникам власти не только самой системой выборов, но и, как страховочный вариант, участием с правом решающего голоса должностных лиц. Председателем земского собрания непременно был предводитель дворянства или лицо, назначенное властями. Право решающего голоса на собраниях имели помимо гласных представители духовенства, Министерства земледелия и других ведомств. Это во многом определило состав уездных управ и губернских гласных. В основном это были состоятельные лица. К примеру, председателем Ставропольской уездной земской управы был избран А. К. Озеров, который имел 2160 десятин земли, постройки в Ставрополе, Ростове-на-Дону общей стоимостью 600 тыс. руб.

Всего в губернском земском собрании был 31 гласный, из них 21 цензовик и только 10 крестьян. Кроме того, в губернском земском собрании имели право решающего голоса председатели уездных земских собраний и управ, представители ведомств, все члены губернской земской управы, не являвшиеся губернскими гласными. В итоге право решающего голоса на губернском земском собрании имели в общей сложности 50 человек. Поэтому становится ясным, почему земские собрания часто принимали решения, непопулярные среди населения и прежде всего крестьян.

Земства губернии с первого дня своей деятельности попали под жёсткий контроль местных властей. Губернатор мог задержать исполнение любого постановления губернского и уездных земских собраний. Поэтому все журналы собраний представлялись в губернское по земским и городским делам присутствие, которое осуществляло за ними непосредственный контроль. Только с разрешения губернатора производилось назначение губернской земской управой земских служащих на должности, созывались собрания, утверждался перечень рассматриваемых ими вопросов, который без его ведома нельзя было изменить и внести дополнительные вопросы. Губернатору представлялись на предварительный просмотр проекты смет на предстоящий год, прежде чем они будут утверждаться на земских собраниях. Внесённые им в проекты коррективы, как правило, принимались собраниями.

Первое чрезвычайное губернское земское собрание работало с 15 по 19 августа 1913 г. Перед его открытием был отслужен молебен архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафадором, который произнёс поучение и затем привёл гласных к присяге. Собрание открыл губернатор Б.Я. Янушевич. Была также отправлена телеграмма на имя императора с выражением верноподданнической благодарности по случаю открытия в Ставропольской губернии земских учреждений.

Собрание прежде всего решило организационные вопросы по избранию губернской земской управы, комиссий. Председателем управы был избран Ставропольский городской голова М. М. Поярков, раньше работавший в земских учреждениях. Собрание также рассмотрело очень важный для жизни и деятельности губернского и уездных земств не терпящий отлагательства вопрос о разграничении полномочий, поскольку взаимоотношения между ними строились не на принципе подчинённости по вертикали, а на основе сотрудничества по горизонтали. Каждое уездное земство действовало самостоятельно и имело свой бюджет, независимый от бюджета губернского земства.

После чрезвычайных собраний земскими управами была проведена большая работа по формированию аппаратов управления, по приёму имущества, средств от различных ведомств, функции которых переходили из государственного ведения к земству. Поскольку полномочия были разграничены недостаточно чётко, то возникали разного рода недоразумения, неувязки. Это стало предметом всестороннего обсуждения на совещании председателей уездных земских управ в губернской земской управе 20-21 сентября 1913 г., на котором многое было уточнено и достигнуты договорённости по большинству поставленных вопросов.

Поскольку в губернии не было людей, знавших земскую работу, управами были приняты меры по приглашению кадров опытных земских работников из других губерний. Секретарём губернской земской управы стал работать крупный специалист в области земства, имевший солидные работы по местному самоуправлению, А. Колычев, бухгалтером - Ведерников, служивший на должности бухгалтера в Тверской городской думе, заведующим медицинским отделом - доктор Славский, проработавший 15 лет в Московской губернской земской управе. Приступили к работе заведующим отделом народного образования М.Ф. Тихонов, работавший до этого делопроизводителем в учебным отделе Московской уездной земской управы, заведующим статистическим отделом И.Н. Кокшайский, служивший заведующим статистическими работами в Московском отделении Крестьянского поземельного банка. В губернское земство поступала масса заявлений не только от ставропольцев, желавших работать в земских учреждениях, но и из-за пределов губернии. К середине октября их поступило около тысячи.

Проведённый анализ положения дел в губернии и сравнение её земского хозяйства со старыми земствами показал, что оно по многим направлениям значительно отставало. К примеру, в области медицины Ставрополье значительно отставало от всех земских губерний. В губернии был всего 21 врачебный участок, площадью в среднем 1700 кв. вёрст, имелся 21 сельский врач, на каждого из которых приходилось более 51 тысячи жителей. В то же время в Харьковской губернии был 121 врачебный участок, площадью в среднем 43 6 кв. вёрст, на одного врача приходилось 24513 человек населения, а в больницах было 1520 коек; в Московской губернии, где площадь врачебного участка составляла всего 235 кв. вёрст, на одного врача приходилось 13 тысяч человек и не было ни одного фельдшерского пункта. Аналогичное положение было во многих других сферах социальной и экономической жизни губернии.

Сопоставляя положение дел в Ставропольской губернии с земскими губерниями, земские управы в своей подготовительной работе по разработке смет стремились как можно быстрее достичь тех же результатов. Поэтому при рассмотрении смет на 1914 г. они исходили не из возможностей, а из желаемого. Пришедшие в управы работники в проектах смет, предлагаемых земским собраниям, прежде всего наметили то, что нужно было срочно сделать в различных сферах жизни уездов и губернии, чтобы быстрее догнать земские губернии.

Ставропольское земство, стремясь быстрее выйти на уровень развития здравоохранения, образования и других сфер жизни в старых земствах, которые достигли этого в течение десятилетий, наметило уже на 1914 год широкую программу преобразований. Поскольку для этого были необходимы огромные средства, то земство пошло по пути резкого увеличения земских сборов, которые за год возросли в 4-6 раз в зависимости от уезда. Это вызвало сопротивление населения, особенно крестьянства. Многие сельские общества, особенно Благодаринского, Медвежинского и Ставропольского уездов, протестовали против новых сборов, а затем стали уклоняться от их уплаты. Так, в 1914 году в губернии взималось немногим более половины сборов.

Главным источником поступления средств для финансирования намеченных губернскими и уездными собраниями мероприятий были разрешённые законом земские окладные платежи. Поскольку предусмотренные планами мероприятия требовали огромных затрат, то это повлекло за собой значительное увеличение обложения земскими сборами населения. Конечно, введение земства давало возможность облагать сборами всё население губернии. Однако основная тяжесть их легла не на тех, кто принимал решения на уездных и губернском собраниях, а в основном на крестьянство, пользовавшееся надельной землёй. Дело в том, что в губернии почти не было промышленных предприятий и других заведений, ничтожной была городская недвижимость, относительно слабо была развита торговля, промыслы. В результате оказалось, что обложение земель и лесов в губернии увеличилось на 630%, торгово-промышленных заведений - на 770% и недвижимых имуществ в городах - на 50%. Обложение десятины земли увеличилось в Александровском уезде на 610%, Благодаринском - на 670%, Медвеженском - на 470%, Святокрестовском - на 380%, Ставропольском - на 370%. Но при этом всем бросалось в глаза то, что поземельный государственный налог продолжал оставаться неизменным, по 2 копейки за десятину, и составлял 67 тыс. руб. в год. Это резко контрастировало с обложением в предшествующие годы и усиливало недовольство вводимым земством не только крестьянства, но и всех собственников.

Естественно, что введение новых окладных платежей встретило ожесточённое сопротивление не только крестьян-общинников, но и всех владельцев недвижимого имущества. Это ярко проявилось весной 1914г., когда началась раскладка окладных платежей. Многие сельские сходы категорически отказывались их производить, и запрещали это делать волостным старшинам. И здесь земства сразу остро ощутили своё бесправное положение, поскольку не имели никаких властных рычагов воздействия на крестьян, чтобы заставить их произвести раскладку платежей. Они были вынуждены обращаться за помощью к местным властям.

С первого очередного собрания земство поставило вопрос о развитии народного образования, что свидетельствовало о важности этой проблемы для губернии. Решением управы был образован специальный комитет для обследования и выработки мер в сфере образования в губернии.

В своем докладе по народному образованию, представленном первому очередному губернскому земскому собранию, управа высказалась за принятие в ведение земства начальных училищ, учрежденных и содержавшихся на средства сельских обществ. Также управа предложила волостным правлениям внести вопрос о передаче школ в ведение земства и принять на себя до фактического введения всеобщего обучения, т.е. до 1 сентября 1914 года по хозяйственному содержанию их все расходы. Волостные правления: Александрийское, Арзгирское, Благодаринское, Бурлацкое, Виноделинское, Воздвиженское, Высоцкое, Дивенское, Довсунское Казгулакское, Камбулатское, Киевское, Мирненское, Николино-Балковское, Овощинское, Петровское, Рагулинское и Серафимовское прислали копии приговоров сельских сходов, давших согласие на передачу школ и принявших на себя хозяйственные расходы до 1 сентября 1914 года.

Ряд сельских обществ пошли дальше. Они не только передавали начальные училища в ведение земств, но и ставили вопрос о превращении их в высшие начальные. Так, Дивенское сельское общество Благодаринского уезда, передавая школьные здания земству, обратилось с просьбой об открытии высшего начального училища, так как существующие в селе одноклассные школы «не удовлетворяют тех требований школьной науки. Такую потребность может удовлетворить, если было бы в нашем селе открыто высшее начальное училище, в котором преподавались бы латинский и др. языки, необходимые при переходе в соответствующий класс гимназии». Сельский сход принял решение выделить земству на эти цели наличными 5500 рублей.

Губернская управа постоянно предлагала земскому собранию ввести стипендии для недостаточных учениц гимназий, что и было сделано.

Особого внимания заслуживают работы комитета по внешкольному образованию, направленной на просвещение взрослого населения. По сути дела это были прообразы советских «ликбезов», на местном уровне предварившие государственную политику по ликвидации безграмотности.

Благие намерения земской управы по повышению образовательного уровня населения губернии натолкнулись на ряд сложностей. Сказывалось отсутствие опыта. Не было специальных помещений и приходилось брать в аренду жилые дома, не имевшие больших комнат для чтения. Комплектование фондов библиотек было делом дорогим и трудоемким. Инициаторы логично считали, что из аграрной специфики губернии должны комплектоваться фонды библиотек. Однако под влиянием «независящих от них обстоятельств» они комплектовались на 60% из беллетристики, где критериями были «реальность и идейность». Очевидно губернская администрация следила за идеологической обстановкой вокруг просветительской деятельности земств, опасаясь развития свободомыслия среди крестьянского населения.

В 1914 г., несмотря на военное время, земские органы местного самоуправления продолжали просветительскую деятельность, создавая книжные магазины и склады в губернии. Они должны были не преследовать цель получения выгоды, а даже идти на убыток, удешевляя книги.

Земская управа привлекла к сотрудничеству общество для содействия народного образования в г. Ставрополе. Ему выделялись некоторые средства. По отчету за 1914 г. общество содержало в Ставрополе 4 библиотеки: имени В. Г. Белинского, JT. Н. Толстого, В. В. Вахтерева и Новофорштатскую, 2 - в селах Михайловском и Петровском. Члены общества в библиотеках проводили просветительские публичные чтения, лекции по различным отраслям знаний.

К началу первой мировой войны в Ставропольской губернии было 816 учебных заведений, в том числе 18 гимназий и средних специальных: учительский институт, учительская и духовная семинарии, 6 гимназий. Кроме того было три низших ремесленных школы. Остальные учебные заведения были одноклассные начальные училища и церковно-приходские школы.

К 1915 г. работа земских управ по просвещению взрослого населения нашла поддержку в губернии, проявившуюся в инициативе сельских обществ нести расходы по финансированию библиотек в селах Белой Г лине, Казинском. В управу было подано несколько прошений о помощи в создании библиотек от кооперативов, кредитных товариществ. Просветительская деятельность земских органов за который срок их существования была достаточно активной и отражала насущную необходимость со стороны населения.

Земства приняли на себя обязательность решать одну из самых сложных проблем российской действительности начала XX века - содействовать обучению взрослых. В селах Средний Егорлык и Испанском были открыты вечерние школы для взрослых. В Лопанском 30 крестьян изъявили желание обучаться в свободное время. Учительница с. Средний Егорлык сама предложила услуги земству.

Губернское земство способствовало изменению содержания образования в соответствии с новациями того времени, даже находившимися «фазе опыта». Таковым было финансирование преподавания новых языков в Благодаринском, Ставропольском, Медвежинском, Прасковейском высших начальных училищах. Знание языков по окончании училища облегчало выпускникам поступление в гимназии. Потребность в языке определялась наличием для развития губернии специалистов средней квалификации, а также тем, что для девочек высшее начальное училище заменяло прогимназию.

Губернские земские органы способствовали развитию женского образования в регионе. Для этого выдавались пособия просветительским организациям на постройку зданий гимназий и их содержание, а не отдельным частным лицам. В губернии были Петровская, Воронцове Александровская, «Торговая» женские гимназии. В них училось до 601 детей крестьян. С 1914г. земство выдавало пособия этим гимназиям, поскольку плата за обучение поступала нерегулярно. Многих гимназисток, детей мобилизованных в армию, пришлось освободить от платы за обучение. Без материальной помощи земских органов женские гимназии могли прекратить свою деятельность.

Важно отметить содействие органов местного самоуправления развитию профессионального образования. Понимая необходимость подготовки для губернии рабочих, опытных «в уходе за земледельческими машинами, и ремонте их» земство разрабатывало план по введению широкой сети ремесленных училищ. Однако война помешала этому начинанию. Пришлось свернуть программу по созданию новых учебных заведений для спасения существующих. Так, Ставропольское Михайловское ремесленное училище было взято на содержание земства с 1915г.

Особую заботу земство уделяло профессиональной подготовке педагогических кадров, поскольку учителей недоставало. Летом 1914 г. земством в г. Ставрополе планировалось проведение курсов для 300 учителей губернии. Преподавателями были приглашены видные деятели образования того времени. Представители Московских женских педагогических, Киевских коммерческих курсов, А.М. Обухов - заведующий разработкой вопросов народного образования при Московской губернской земской управе, ставропольский краевед Г.Н. Прозрителев. Всего 23 человека. Но в последний момент губернатор запретил их проведение. Из-за войны курсы были отложены на неопределенный срок.

6 декабря 1913 г. в Ставропольскую губернскую земскую управу поступил циркуляр МВД от 18 ноября 1913 г. за № 39, в котором содержались положения о съезде по общественному призрению и его программы. «Наиболее, по его мнению, целесообразным способом для улучшения существующей постановки общественного призрения было бы постепенное устройство надлежащим образом организованного попечения для отдельных разрядов нуждающихся, в соответствии с чем и намечало план работы съезда, ставя на первую очередь среди различных категорий лиц, требующих помощи, покинутых детей, - в частности внебрачных и подкидышей». Съезд также предусматривал рассмотрение и других вопросов, касающихся призрения калек, больных, неимущих, престарелых и т. д. «Вновь образованные земские учреждения Ставропольской губернии, получив в свое распоряжение от упраздненного, вместе с введением земства, местного Приказа Общественного Призрения соответствующие, весьма значительные суммы, приняли на себя не только все права, но и обязанности, возлагаемые законом на Приказ».

Предусматривая в первую очередь помощь покинутым детям, в ее основу земство закладывало трудовое начало - приучить детей к работе и дать им необходимые знания в этом направлении. Иногда детей помещали в семье, матерям оказывали трудовую помощь, не исключая и выдачу денежных пособий. Для круглых сирот школьного возраста создавались в крупных селах земледельческие колонии, в каждом уезде - приют с обучением ремеслам. Предельным же возрастом при оказании помощи детям признавалось 16 лет. Дети внебрачные и подкидыши прежде всех нуждались в призрении, для них создавались приюты в каждом уезде; в приют принимали детей до 1 года и оставляли в нем не более 6 месяцев. Кроме категории «внебрачные и подкидыши» были и другие: дети с физическими недостатками, психически больные дети, нравственно испорченные дети. Для каждой категории предусматривалось создание специальных учреждений.

Лица, нуждающиеся в общественной помощи, подразделялись на 2 группы: «1) нищие, не могущие собственным трудом снискать себе пропитание, 2) нищие, вследствие стечения несчастных обстоятельств». Для первых предусматривался патронат - посемейное призрение, для вторых - помощь органами общественных самоуправлений путем устройства домов трудолюбия, ночлежных домов, чайных, столовых и т. п.

Земство занималось также призрением прокаженных. «В Ставропольской губернии предусматривалось устройство колонии для прокаженных на 50 человек, и осуществлялся сбор пожертвований на устройство колонии».

Можно сделать вывод о довольно развитой системе социальной помощи разным категориям населения губернии со стороны земских организаций. Земству принадлежал приоритет в научном категорировании нуждающихся в помощи в соответствии с социально-экономическими реалиями. Земство получило значительно больший, чем у Приказа общественного призрения, контингент нуждающихся в помощи, что заставило земских деятелей серьезно и основательно подойти к организации профилактики нужды путем поддержки со стороны или организации взаимопомощи.

В мирных условиях земству пришлось работать всего год. Во время Первой мировой войны ему пришлось заниматься многими новыми вопросами: оказание помощи семьям призывников, больным и раненым воинам, беженцам, снабжение армии.

После создания Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам губернское земство в начале августа организует подобный губернский комитет. Он приступает к созданию госпиталей, первый из которых открылся 20 августа 1914 года. А всего к концу года в губернии действовало более 40 госпиталей на две с половиной тысячи коек. Большую помощь в этом оказало население, внося средства на открытие госпиталей. На эти пожертвования добавилось более 300 коек. Ставропольская епархия во втором госпитале на пожертвования прихожан содержала 100 коек из 200 имевшихся.

Когда началась война, губернское земство ассигновало 75 тысяч рублей для оказания помощи семьям военнослужащих в проведении уборки урожая и осенне-полевых работ. Столько же выделили уездные земства.

Большое внимание губернское и уездные земства уделяли снабжению армии всем необходимым и прежде всего продовольствием, оказывая в этом большую помощь государственным органам. Когда в июле 1916 года в столице был создан объединенный орган земских и городских союзов «Земгор», то губернское земство сразу же организовало в Ставрополе комитет «Земгора», который занялся организацией производства оружия и снаряжения для армии, распределением военных заказов на предприятиях.

В ходе войны резко возросли цены, и в первую очередь на товары народного потребления. Земство пыталось сдерживать их рост, предложив губернатору установить твердые цены. Чтобы противостоять спекуляции, земство содействует созданию потребительских обществ, расширению кредитной кооперации.

Но в условиях войны остановить падение экономики в губернии стало просто невозможным. Это было связано с плохим материально-техническим снабжением: резкое сокращение ввоза в губернию сельхозмашин, запасных частей к ним угля и металла для их ремонта. Для многих хозяйств катастрофой стал призыв в армию более 100 тысяч мужчин наиболее работоспособного возраста. Шло резкое сокращение посевных площадей: в 1915 году на 17%, в 1916 на одну треть.

При этом окладные платежи, определяемые земством, росли, а вместе с ними возрастали и недоимки, которые к 1917 году составили 2,5 миллиона рублей. Казна земства оказалась пуста. Многие программы так и не были реализованы.

В губернии нарастало недовольство земством. Когда в мае 1917 Временное правительство приняло решение о введении волостных земств, которые должны были заменить волостные сходы, то население выразило свой протест. Выборы, намеченные на август, оказались сорванными. Даже в октябре в уездах выборы не прошли в 5-10 волостях.

Среди крестьян все больше раздаются голоса в пользу упразднения земств в губернии. В селах об этом дают наказы депутатам четвертого губернского съезда крестьянских депутатов, который состоялся 29-31 декабря 1917 года в Ставрополе. Съезд, учитывая эти наказы, принял решение об упразднении земства на территории губернии. Народное губернское собрание, принимая 31 декабря решение о передаче власти в губернии Советам, поддержало решение съезда крестьянских депутатов. Оно приняло постановление об упразднении земства. Окончательно упразднил земство совет комиссаров губернии 14 января 1918 г. Несмотря на протесты губернской земской управы ничего изменить уже было нельзя. Земство никто в губернии не поддерживал, средств у него не было даже на выплату жалования служащим, так как абсолютно не поступали окладные сборы. И в марте 1918 года губернское земство прекратило свое существование. В уездах это произошло еще в январе - начале февраля, где уездные собрания приняли решение передать все Советам депутатов.

Анализ деятельности земского самоуправления Ставропольской губернии показывает, что ими была проведена большая работа по развитию народного образования, здравоохранению в губернии, заложены основы по его дальнейшему совершенствованию в будущем.

Однако, рассматривая положительные качества земства хотелось бы отметить, что недовольство крестьян существующими земствами нашло подтверждение в приведенных архивных документах и отражено в периодической печати второй половины XIX века, так как содержание земских учреждений осуществлялось за счет сборов с населения, причем, как правило это было дополнительное обложение, в основном, крестьян.

Подводя итог, следует отметить, что Ставропольское земство, которое просуществовало в губернии около пяти лет, - одно из заметных явлений в истории Ставрополья. Опыт, накопленный губернским земством, и сегодня может быть использован при поисках путей решения вопросов организации местного самоуправления.

 

Автор: Гордиенко Ю.Г.