08.03.2011 8662

Плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта (статья)

 

Впервые понятие инфраструктура появилось в связи с внесением изменений в Прейскурант 10-01 1989 г. Правительство РФ распоряжением от 9.10.97г. №. 1419-р поручило ФСЕМТ РФ, МПС РФ и Министерству экономики РФ разработать до 31 декабря 1997г. грузовые железнодорожные тарифы за пользование обеспечивающей перевозочный процесс инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта. Совместное решение указанных федеральных органов исполнительной власти было оформлено телеграммой МПС РФ от 26.12.97г. № В-10647. В результате принятого решения Прейскурант 10-01 дополнен разделом 10 «Расчетные таблицы плат за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта (за пробег отдельных локомотивов, поездных формирований, состоящих из локомотивов и вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям или арендованных ими)». Раздел введен в действие с 1 января 1998г. Впервые в телеграмме МПС РФ от 26.12.97г. № В-Ю647~ было сформулировано понятие «инфраструктура федерального железнодорожного транспорта». В рамках планируемого тогда реформирования железнодорожного транспорта данное решение сыграло важную роль в определении методологической основы исчисления платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта. Вопрос, который остался за рамками телеграммы МПС РФ от 26.12.97г. № В-10647, заключается в том, является ли плата за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта составной частью провозной платы или нет и включалась ли она в состав провозной платы до внесения изменений в Прейскурант 10-01.

В Программе структурной реформы было также дано понятие инфраструктуры. Определение послужило прообразом определения инфраструктуры, содержащегося в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и УЖТ.

В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и УЖТ дано следующее определение инфраструктуры; «Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование».

Владельцем инфраструктуры в соответствии со ст.8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» является ОАО «Российские железные дороги». В обязанности ОАО «Российские железные дороги» входит эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Распоряжения объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, влекущее переход права собственности, а также обременение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в виде залога будет возможно с согласия Правительства РФ.

До принятия указанных федеральных законов вся провозная плата поступала на основные доходные счета МПС РФ. С учетом данного обстоятельства плата за использование инфраструктурой являлась составной частью провозной платы, которую теоретически можно было выделить и отдельно исчислить. В соответствии с п.5 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки провозная плата включали в себя, в том числе, плату за пользование инфраструктурой железных дорог.

С принятием Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и УЖТ выделен новый субъект перевозочного процесса - владелец инфраструктуры. В соответствии с абз.З ст.2 УЖТ «владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора». Согласно ст. 12 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» перевозчик обязан заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры (за исключением случаев, если перевозчик осуществляет перевозки в пределах принадлежащей ему инфраструктуры). В соответствии со ст. 14 этого же Закона доступ к инфраструктуре предоставляется перевозчикам на недискриминационной основе. Таким образом, в некоторых случаях перевозчик и владелец инфраструктуры могут совпадать в одном лице. Данное явление будет характерно в первые 2-X года после создания ОАО «Российские железные дороги», которое будет выступать в качестве перевозчика и владельца инфраструктуры одновременно. В случае совпадения перевозчика и владельца инфраструктуры в одном лице провозная плата и плата за использование инфраструктуры будут поступать одному юридическому лицу. В случае если перевозчик и владелец инфраструктуры не совпадают в одном лице, то грузоотправитель по-прежнему вносит провозную плату только перевозчику по договору перевозки груза.

Плата за пользование инфраструктурой должна вноситься перевозчиком владельцу инфраструктуры на основании самостоятельного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Согласно ст.50 УЖТ договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным. В соответствии с данным договором владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить оказанные услуги. Существенными условиями договора являются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за - услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В развитие названных положений Закона Правительством РФ были утверждены Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» от 20.11.2003г. № 703, регулирующие порядок оказания таких услуг в условиях отсутствия ограничений доступа к инфраструктуре и Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» от 25.11.2003г. № 710 в условиях ограничения доступа к инфраструктуре.

Вносимая грузоотправителем провозная плата должна компенсировать понесенные перевозчиком затраты по оплате пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта.

С учетом данных обстоятельств плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта является не составной частью провозной платы, а самостоятельным платежом по договору об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

Понятие «инфраструктура» при перевозках грузов в международном сообщении не отличается от понятия «инфраструктура» при перевозках грузов во внутреннем сообщении, поскольку плата за пользование инфраструктурой взимается за ту инфраструктуру, которая расположена на территории государства, взимающего такую плату. Особенностью платы за инфраструктуру в международном сообщении является то обстоятельство, что вплоть до 1 января 2003 года, т.е. до внесения изменений в Прейскурант 10-01 1989г. и принятия Прейскуранта 10-01 2003 г., вычленить плату за пользование инфраструктурой из провозной платы не представлялось возможным. Попытки откорректировать данный вопрос на уровне МПС РФ положительного результата не дали. Так, телеграммой МПС РФ от 16.03.00г. № ЦФТОГТ-10/45» был введен порядок расчета ставок за перевозки нефтепродуктов на экспорт замкнутыми кольцевыми маршрутами, поездными формированиями, состоящими из локомотивов и вагонов, принадлежащих предприятиям ил арендованных ими, а также поездными формированиями, состоящими из локомотивов, принадлежащих предприятиям или арендованных ими и вагонов парка МПС РФ. Данная телеграмма рассматривала по сути вариант взимания платы за пользование инфраструктурой в конкретном случае перевозок нефтепродуктов на экспорт замкнутыми кольцевыми маршрутами. Данный вывод можно сделать исходя из понятия «инфраструктура», куда не включается подвижной состав (вагоны и локомотивы). Поскольку грузоотправитель оплатил аренду локомотива (или приобрел его в собственность) и аренду вагона, то не оплаченной грузоотправителем составляющей провозной платы на момент издания рассматриваемой телеграммы МПС РФ являлась плата за пользование инфраструктурой. Такой порядок был установлен МПС РФ по 31.12.00г. Впоследствии срок действия телеграммы неоднократно продлевался. С 1 февраля 2002 года действие телеграммы МПС РФ от 16.03.00г. № ЦФТОГТ-10/45 было отменено. Начиная с этого момента никаких документов, регулирующих взимание платы за пользование инфраструктурой при следовании грузов в международном сообщении, не было. Однако, и наличие данных документов, на наш взгляд, не могло законно установить плату за пользование инфраструктурой в международном сообщении. Такая плата могла быть введена только международным договором, либо в случае содержания в международном договоре отсылочной нормы к внутреннему законодательству - внутренним законодательством.

Провозная плата за перевозку на экспорт нефтепродуктов по отмененной телеграмме МПС РФ от 16.03.00г. № ЦФТОГТ-10/45 представляла собой некую среднюю цифру между Прейскурантом 10-01 1989г. и Тарифной политикой на соответствующие годы. В связи с отменой указанной телеграммы расчет провозной платы при перевозках нефтепродуктов на экспорт стал рассчитываться по ставкам Тарифной политики на 2002 фрахтовый год. Однако ни одна из Тарифных политик не содержала выделенной платы за пользование инфраструктурой. Не учитывала также Тарифная политика и использование грузоотправителем собственного или арендованного локомотива. В соответствии с п.3.2.6. Тарифной политики на 2002 фрахтовый год предусматривался лишь понижающий коэффициент за использование собственных или арендованных цистерн для перевозок нефтепродуктов на экспорт.

Ситуация принципиально изменилась с введением в действие с 1 января 2003 года, изменений в Прейскурант 10-01 1989г. Пунктом 15.2.14. Прейскуранта 10-01 1989г. был введен порядок определения платы за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта за пробег поездных формирований, состоящих из локомотивов и вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям. Прейскурант 10-01 2003г. также содержит порядок определения платы за пользование инфраструктурой (раздел 3).

Необходимо также отметить, что плата за пользование вагонами, контейнерами не является составной частью провозной платы, т.к. взимается на основании договора, если иное не установлено законодательством РФ (ст.39 УЖТ). Кроме того, природа платы за пользование вагонами, контейнерами отлична от провозной платы.

Если обратиться к УЖД СССР 1964г., то ст. 156 данного Устава предусматривала взимание штрафа за простой вагонов свыше установленных сроков (начиная от 1 часа задержки). Было очевидно, что данный штраф является формой ответственности, о чем свидетельствовало и расположение ст. 156 в разделе Устава, посвященном ответственности. С принятием ТУЖД ситуация изменилась. Ст.44 ТУЖД ввела плату за пользование вагонами, контейнерами, при этом штраф за простой вагонов в ТУЖД отсутствовал. Во исполнение положений ТУЖД в Прейскурант 10-01 1989г. были внесены изменения, в результате которых раздел В «Штрафы» был заменен новым разделом В «Плата за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта». Однако, на наш взгляд, плата за пользование вагонами, контейнерами, предусмотренная ст.44 ТУЖД, продолжала оставаться формой гражданско-правовой ответственности. Основным отличием от ранее существовавшего штрафа за простой вагонов являлось то обстоятельство, что плата за пользование вагонами, контейнерами стала взиматься за все время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей, а не по истечении определенного периода времени. Так, ст.48 ТУЖД предусматривалось, чта в случае нарушения грузополучателями требований по очистке вагонов после выгрузки грузов, а также в необходимых случаях промывке и дезинфекции, железная дорога вправе не принимать неочищенные (непромытые) вагоны от грузополучателей впредь до выполнения указанных требований и за все время задержки с грузополучателей взимается плата за пользование вагонами. Более того, в отдельных случаях размер платы за пользование вагонами, контейнерами мог увеличиваться в 2 раза, например, в случае несвоевременной выгрузки грузов, вывозом их с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на станциях, плата за пользование вагонами, контейнерами (ст.47 ТУЖД). Во всех случаях плата за пользование вагонами, контейнерами взималась при наличии вины грузоотправителей, грузополучателей. Вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами носила штрафной характер, косвенно подтверждал и А.А. Годовиков, который писал: «Поскольку ТУЖД закреплена ограниченная ответственность сторон, убытки, причиненные указанными простоями за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей либо на станции в ожидании, которое зависит от них, не подлежит взысканию». По сути плата за пользование вагонами, контейнерами сохранила характер исключительной неустойки. Причиной введения платы за пользование вагонами, контейнерами именно в таком виде было усиление контроля за сверхнормативным простоем подвижного состава и, тем самым, решалась задача наиболее рационального использования вагонов, контейнеров. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливался Прейскурантом 10-01 1989г.

Ситуация изменилась с введением в действие УЖТ. В УЖТ по-прежнему сохранилась плата за пользование вагонами, контейнерами. Однако существенным стало то обстоятельство, что наряду с платой ст.99 УЖТ предусмотрен и штраф за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку. Данное обстоятельство, на наш взгляд, лишило плату за пользование вагонами, контейнерами признаков исключительной неустойки. В результате изменений в транспортном законодательстве за определенный период времени нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, а в случае виновного нарушения сроков оборота подвижного состава, взимается штраф за задержку последнего.

 

Автор: Ковизина Л.А.