06.12.2012 10768

Планы и реализация объединения континента (Европы) после войны

 

Сторонники объединения приводили так же доводы стратегического порядка. В данный период международное положение в Европе определяла ситуация холодной войны. Исходя из этого необходимость объединения вытекала из потребности объединить силы перед военной угрозы со стороны Советского Союза.

Таким образом, возрождение идеи объединения явилось результатом развития послевоенной международной обстановки. Наиболее заинтересованной в объединении страной оказалась Франция, которая из Второй мировой войны вышла государством второго плана. В объединенной Европе она рассчитывала укрепить собственные позиции.

Основного союзника в деле европейского строительства Франция видела в Великобритании. Центральной задачей Великобритании и Франции было сохранение статусов великих держав, что открывало возможность влиять на мировую политику и противостоять Германии.

Однако Великобритания этот союз видела несколько в другом свете. Британцы не стремились интегрировать свою историю в европейский контекст. Еще в 30-х годах в «Saturday Evening Post» от 15.02.1930 года У. Черчилль подтвердил позиции британской политики, уже высказанные им на страницах журнала «Панъевропа»: «У нас есть и свои мечты, и задачи. Мы связаны, но не подчинены. Мы с Европой, но не в ней. Мы готовы сотрудничать, но не абсорбироваться». Однако, в 1938 г., когда угроза германской агрессии стала для Черчилля очевидностью, он произнес в Манчестере речь, в которой призывал к объединению свободную часть Европы, чтобы противостоять Фашистской Германии. Черчилль высказал следующую мысль: «Если значение лиги народов, стремившихся к миру, свели к нулю, то мы обязаны превратить ее в лигу вооруженных народов, народов, настолько верных своему слову, чтобы не нападать на других, и настолько сильных, чтобы самим не подвергаться нападению», которая показала, что усилия Британии в этом отношении могут ограничиться только созданием новой или поддержкой старой международной структуры, но которая ни коим образом не будет ущемлять интересы Великобритании. Он говорит лишь о необходимости объединения свободной части Европы для политического и военного противостояния Германии, поскольку уверен, что на этом континенте уже нет страны, которая могла бы справиться с нацистской агрессией в одиночку. Но опять же, Черчилль не забывал об интересах Великобритании: «Мы должны сплотиться вокруг объединенной мощи Британии и Франции и под главенством Лиги, чтобы каждая страна была готова к сопротивлению, а по возможности и к предупреждению актов насильственной агрессии».

Эта позиция - над Европой - была основана на концепции «трех сфер», предложенной Черчиллем. В соответствии с ней Англия одновременно являлась членом Британского Содружества Наций, сообщества англоязычных государств и «объединенной Европы». Первая сфера - это «Британское содружество наций и Империя» со всем тем, что они включают; вторая - «страны, говорящие на английском языке, среди которых важную роль играют Англия, а также Канада и другие английские доминионы»; третья - «Объединенная Европа». «Если вы подумаете об этих связанных между собой сферах, - заявлял Черчилль, - вы убедитесь, что мы являемся единственной страной, которая играет великую роль в каждой из них. Фактически мы являемся главным центром связи, и здесь, на наших островах, являющихся узлом морских, а возможно, и воздушных путей, мы способны объединить все эти факторы». Такое положение не давало возможности Великобритании слишком углубляться в европейские дела. Этой позиции придерживались как консерваторы, так и лейбористы, которые пришли к власти в июле 1945 г. Британия должна играть двоякую роль, она должна оставаться центром Британского Сообщества и быть Европейской державой, подчеркивал Э. Бевин. Кроме того, существовали особые отношения между Англией и США. «У нас имеются не менее тесные связи с США, чем с Европой», - отмечал JI. Эмери.

Если Великобритания и желал создания Соединенных Штатов Европы, то в качестве подчиненной себе политической силы. Еще 8 октября 1942 г. У. Черчилль представил английскому кабинету министров секретный меморандум с конкретным планом создания Соединенных Штатов Европы. В июле 1945 г., накануне прихода лейбористской партии к власти, один из ее лидеров во внесенной им в палате лордов резолюции призывал: «В целях предупреждения третьей мировой войны необходимо добиваться от лейбористского правительства поощрения реализации плана Федерации всех европейских демократических стран». Суть этого предложения сводилась к созданию Федерации европейских буржуазных государств под эгидой Англии. В первые годы после войны на Европейском континенте существовала лишь одна великая капиталистическая держава - Великобритания. Поэтому ее правящие круги надеялись на то, что Англия при финансово-экономической поддержке США сможет обрести и сохранить роль основной, лидирующей силы в послевоенной Европе. Наиболее откровенно эти надежды высказал журнал «Round Table», выражавший мнение британских империалистических кругов: «Первейшей опорой мира в Европе должно быть тесное объединение держав под руководством Англии. В качестве второго члена в это объединение войдет Франция с последующим включением скандинавских королевств, Нидерландов, возможно, Португалии и либерализованной Италии. Такое объединение держав будет иметь в Греции свой восточный аванпост, а за Атлантическим океаном мощного друга». В связи с этими планами и следует рассматривать поездку У. Черчилля в США в начале марта 1946 г. и его фултонскую речь.

Таким образом, Великобритания смотрела на объединение под своим углом, отличным от континентальных стран. Британцы не стремились интегрировать свою историю в европейский контекст. Термин «европейская история» в Великобритании означал историю Континента, в то время как в глазах континентальных европейских историков она включала также и историю Великобритании. Лейбористское правительство стремилось «обрести для Англии если не роль гегемона, то хотя бы арбитра в делах Западной Европы».

Однако, как это ни парадоксально, именно представителю Великобритании, У. Черчиллю суждено было придать импульс европейскому строительству. После провала на выборах партии консерваторов и отставки Черчилля с поста премьер-министра, он посвятил себя деятельности по созданию единой Европы. У. Черчилль стал первым среди политических деятелей такого масштаба, который принял участие в дебатах нескольких групп активистов по вопросам объединения. Отказавшись уступить Антони Идену пост лидера оппозиции, он выбрал изменчивую тему объединенной Европы в качестве своего «основного боевого коня» во внешней политике.

В сентябре 1946 г. У. Черчилль выступил с речью в Цюрихском университете. В ней он призывал европейские народы забыть ужасы войны, подумать о возрождении Европы. Речь У. Черчилля в Цюрихе стала свидетельством новой волны надежд в отношении будущего Европы. Он нарисовал мрачную картину страданий Европы, которую спасло от возвращения в средневековье «американское великодушие». Однако У. Черчилль считал, что есть «кардинальное» средство, которое, будучи применено одновременно и повсеместно, способно изменить все вокруг и в течение нескольких лет сделать всю Европу такой же «свободной и счастливой», как Швейцария, без вмешательства США. Этим средством является создание «европейской семьи народов», и в придании ей такой структуры, которая обеспечила бы ее мирное, безопасное и свободное существовании. «Соединенные Штаты Европы», по замыслам У. Черчилля, «могли действовать единым фронтом» прежде всего перед надвигавшейся советской угрозой. К тому же объединенная Европа была бы опорой для Англии в ее отношениях с США, союз этих двух держав должен был обеспечить им ведущее место в мире.

Если, как часто говорят, это воззвание и сыграло роль путеводного маяка, то в значительной мере - благодаря личному авторитету и ораторскому мастерству Черчилля, ибо контуры «новой Европы», к построению которой он призывал, были намечены весьма нечетко. Хотя Черчилль явно опирался на идеи Куденхове-Калерги и Аристида Бриана, требуя создать «своего рода Соединенные Штаты Европы какое бы название они в действительности ни получили», а в качестве первого шага к этому образовать «Совет Европы», об их предполагаемых полномочиях, структурах и органах он не сказал ничего.

Черчилль гораздо раньше, чем большинство европейских федералистов, понял, что единение в масштабах всего континента на повестке дня не стоит, но нужно приступить к делу, пусть даже не все хотят или могут сотрудничать, и стремиться к тому, чтобы круг участников стал «как можно более широким». Начинать следовало бы с «партнерства между Францией и Германией», которые осуществляли бы руководство совместно. «Духовное возрождение Европы без участия Франции и Германии с их величайшим духовным наследием попросту невозможно».

В проекте 1946 г. главной силой, по мнению Черчилля, должна стать Германия. Поскольку в памяти народов еще были свежи ужасы того времени, когда нацисты пытались создать объединенную Европу под руководством Германии, Черчилль призывал народы во имя будущего забыть о преступлениях нацизма: «Все мы должны повернуться спиной к ужасам прошлого. Мы должны обратить свой взор в будущее Европа может быть спасена лишь с помощью акта веры в общее дело и «акта забвения», какие бы чудовищные злодеяния и страшные ошибки ни совершались в прошлом».

Первоначальным шагом в направлении создания общеевропейской семьи должно быть учреждение Совета Европы. Даже если не все европейские государства проявят готовность сразу же вступить в новое сообщество, необходимо создавать его в составе тех стран, которые выразят такую готовность. Структура Соединенных Штатов Европы должна быть таковой, по мнению Черчилля, чтобы экономический уровень каждого входящего в него государства не имел определяющего значения. Малые страны в новом образовании должны быть равны с ведущими европейскими державами, поскольку авторитет той или иной страны будет определяться, главным образом, ее вкладом в общее дело.

Уинстон Черчилль предложил создать объединенную Европу с целью противопоставить ее Советскому Союзу. «Почему, - вопрошал оратор, - не должна существовать европейская группа, которая дала бы чувство повышенного патриотизма и общего гражданства обезумевшим народам этого бурлящего и мощного континента?».

Надо напомнить, что У. Черчилль всегда отличался нетерпением к советской России. Еще в 1942 г. Черчилль, опасаясь возвышения России писал: «Все мои помыслы обращены прежде всего к Европе как прародительнице современных наций и цивилизаций. Произошла бы страшная катастрофа, если бы русское варварство уничтожило культуру и независимость древних европейских государств. Хотя и трудно говорить об этом сейчас, я верю, что европейская семья наций сможет действовать единым фронтом как единое целое под руководством Европейского совета. Я обращаю взоры к созданию объединенной Европы». Далее говорилось, что совет должен состоять из десяти стран Европы, включая Германию и Италию, и действовать против Советского Союза.

Объединенная Европа в планах Черчилля - это не только бастион против СССР, но и опора для Англии в ее отношениях с США. Опираясь на мощь Британской империи и на поддержку объединенной Европы, Англия могла бы на равных основаниях с США выступать на мировой арене. План Черчилля, рассчитанный на восстановление ведущей роли Англии в мировой политике, предусматривал оттеснение США на второй план.

Основную цель послевоенного мира Черчилль видел в построении и укреплении ООН, и именно под эгидой этой организации, призывал Черчилль, необходимо приступить к «воссозданию европейской семьи народов в виде той региональной структуры, которую предлагается назвать Соединенными Штатами Европы».

Таким образом, рассуждения У. Черчилля вполне вписывались в долгосрочные британские интересы в мировом масштабе, но в тоже время они отвечали более краткосрочным требованиям проигравшей партии консерваторов, которой требовались новые лозунги для привлечения к себе новых сторонников, и свидетельствовали о нарастающих трудностях при отстаивании традиционных интересов Великобритании правительством этой страны.

Как отмечал в своих мемуарах Г. Макмиллан, именно от У. Черчилля исходили стремление и энтузиазм объединения Европы. Г. Макмиллан считал, что именно У. Черчилль должен был создать объединенную Европу. Без У. Черчилля, по его убеждению, не было бы ни Совета Европы, ни Комитета Министров, ни Консультативной Ассамблеи, ни Страсбурга.

Тем не менее, признавая У. Черчилля инициатором европейского объединения после Второй мировой войны, Г. Макмиллан спустя много лет писал в своих мемуарах, о том, что Черчилль, однако, не имел никакого ясного или четкого плана. Он не был заинтересован деталями объединения, он просто хотел дать стимул движению за объединение.

Черчилль адресовал свои идеи британскому электорату, европейскому общественному мнению и деятелям внешней политики великих держав, приспосабливая свои положения к адресатам. Сильные точки его стратегического видения прекрасно подходили к пропаганде, которая утверждала, что перед лицом военной и революционной опасности, исходящей от обескровленной России, основная часть континентальной Европы должна объединиться вслед за примирением между Францией и Германией.

Речь У. Черчилля в Цюрихе привлекла к себе широкое внимание. Параллельно с выступлениями Черчилля в Палате Общин и его речами еще в нескольких городах, он решил организовать ряд деятелей, в обязанности которых должно было входить обнародование его взглядов в стране и на континенте. Исключив из предмета обсуждений любой мало-мальски конкретный учредительный вопрос, он доверил организацию кампании людям из своего окружения, которые принадлежали к консервативной партии. Первым лицом в этой группе стал Дункан Сендис, бывший министр иностранных дел и зять Черчилля. Таким образом, следствием мероприятий Черчилля стало основание в Великобритании Движения за объединение Европы, которое он и возглавил. Однако, необходимо отметить, что несмотря на сходное отношение лейбористов и консерваторов к международной позиции Великобритании, и, в целом, к вопросу объединения Европы, в Движении за объединение лейбористы почти не участвовали.

Окончательное оформление новой внешнеполитической концепции британских консерваторов завершилось уже к октябрю 1948 г. Европейский регион не только рассматривался теперь как равноправный партнер Британии, он входил в круг первоочередных международных приоритетов страны. Данное обстоятельство, ставшее «нонсенсом» всей истории англо-европейских отношений, закрепило изменения международной реальности и отметило начало нового этапа в истории консервативной партии.

Одновременно с Англией в других европейских странах начали действовать организации в поддержку европейского объединения. Во Франции, организацией аналогичной Движению за Объединение Европы стал «Совет в защиту объединения Европы», руководил которым Рауль Дотри. «Независимая лига экономического сотрудничества» во главе с Полем Ван Зееландом объединила ведущих европейских промышленников, экономистов и лидеров синдикалистских движений. Движение социалистов за Европейские Соединенные Штаты и Европейский Союз Федералистов (главой Союза был бывший нидерландский министр Э. Брюгманс) объединили тех, кто видел в федерализме единственно правильный путь к возрождению Европы.

Многочисленность всевозможных организаций, ставящих своей целью объединение Европы, сделала необходимой координацию их деятельности. В декабре 1947 г. был учрежден Международный координационный комитет Движения за объединение Европы, председателем которого стал Дункан Сендис.

Деятельность У. Черчилль убедила федералистов на континенте в том, что он желает создания федеративной организации. Однако идея У. Черчилля состояла в том, чтобы дать на континенте широкий стимул к объединению. В частности, Черчилль заявлял, что спастись от надвигающейся опасности можно, забыв прошлое, похоронив национализм и реваншизм, растворив границы, и, радуясь вместе тому великолепному сокровищу литературы, этики, мысли и терпимости, принадлежащему всем тем, кто является наследниками Европы. Политическое единство, продолжал он, должно неизбежно сопровождать экономическое и военное сотрудничество. Следует отметить, что здесь Черчилль коснулся гораздо ближе, чем всегда, практического описания того, что он подразумевал под объединением, а именно, он сказал, что единство подразумевает некоторую жертву, или слияние национального суверенитета. Но тут же добавил, что это надо рассматривать, как постепенное объединение всеми заинтересованными нациями того большого суверенитета, который защитит их национальные традиции. Однако, нельзя забывать, что при сокращении национальных суверенитетов У. Черчилль ни в коем случае не имел в виду британский, однако, это было понято тогда далеко не всем.

Таким образом, группа У. Черчилля выступила за объединение на уровне межправительственного сотрудничества без образования Ассамблеи даже ограниченного характера. Это в наибольшей степени отвечало интересам Англии.

В июне 1946 г. У. Черчилль подумывал о присоединении Р. Куденхове-Калерги к общему делу. Они познакомились незадолго до аншлюса Австрии и поддерживали связь во время войны.

В ходе послевоенного восстановления в буржуазной историографии выявились две идейные школы: «открытых» европеистов, рассчитывающих на внутренние силы и противостоящих внешнему вмешательству, осуществляемому Соединенными Штатами, и «скрытых», которые в погоне за «социальной стабильностью» и в страхе перед расколом западного мира на фоне роста сил социализма выступали за совмещение процесса западноевропейской консолидации с укреплением связей с США. Патриархом «открытого» европеистского направления Р. Куденхове- Калерги. Некогда президент Панъевропейского союза, он в 1947 г. организовал Европейский союз парламентариев по объединению Европы. Более массовую основу приобрел созданный в том же году Европейский совет. Олицетворяющий собой историю европеизма, Куденхове-Калерги не считает нужным маскировать свои взгляды атлантистскими лозунгами о «единой западной цивилизации» (распространившейся из Европы в Америку) и т. п. Он был склонен к агрессивному западноевропейскому самоутверждению и симпатизировал европейскому варианту доктрины Монро - «Европа для европейцев». Р. Куденхове-Калерги считал, что решающими для судьбы панъевропейской идеи являются последствия Второй мировой войны: «С одной стороны, мы имеем дело с давлением Соединенных Штатов, которые хотят объединения континента. С другой стороны, это давление со стороны России, которое вынуждает нас к единой Европе».

Однако следует отметить что, после возвращения из Соединенных Штатов Р. Куденхове-Калерги не имел определенного проекта для континента. По окончании войны его убеждением стало образование европейской федерации в рамках. ООН. В 1946 г. Р. Куденхове-Калерги еще разделял взгляды бывшего премьер-министра о будущем Европы и западной цивилизации, которую необходимо сохранить, в частности от коммунистической угрозы. Куденхове-Калерги считал Черчилля наследником А. Бриана. Он отмечал, что У. Черчиллю панъевропейская идея обязана своим вторым рождением после Второй мировой войны. Граф надеялся, что ему будет доверена роль, которая стала бы признанием его прошлого, в деле объединения Европы. Тем не менее, помощником У. Черчилля стал его зять Д. Сендис. Это привело к принципиальным разногласиям во мнениях, в которых У. Черчилль и Р. Куденхове-Калерги пытались оставить за собой господство. Как справедливо отмечал граф, «для панъевропейского союза пришло время не пропагандировать идею, а осуществлять ее».

В связи этим Р. Куденхове-Калерги развернул собственную деятельность. Он обратился с личным письмом к 4400 парламентариям Западной Европы с вопросом: «Вы за создание европейской федерации в рамках ООН?». Необходимо отметить, что, как и в опросах межвоенного периода, вопрос принципа и одновременно возможности, заключенный в этой фразе, навязал неформальное обязательство, которое должно было служить объединению проевропейских депутатов в лоне международных представительств. В результате опроса 41,5 % (1766 человек) депутатов отреагировали, а 50 % из них сказали «да». Наиболее многочисленная доля приходится на Италию, Грецию, Францию и Бельгию (между 64% и 52 %). В Дании, Швеции, Норвегии и Великобритании собирались «осторожные меньшинства». Германия не опрашивалась, так как еще не имела парламента.

Куденхове-Калерги считал, что в Западной Европе на широком общественном уровне уже возникло единое мироощущение, единая психология панъевропеизма, заменившая собой узкий национализм отдельных европейских народов. Все же, по его мнению, проявления националистического мышления сказываются в действиях главных носителей национализма - правительств. Особенно это касается ведущих государств - Великобритании, Франции, ФРГ и Италии, в которых проживают две трети западноевропейского населения. Основным тормозом политической интеграции является расхождение политических линий двух государств, имеющих статус мировых держав, - Англии и Франции. Чтобы найти приемлемый компромисс, Куденхове-Калерги предлагает придать такой же статус ФРГ и Италии и тем самым уменьшить вероятие трений между членами «большой четверки» Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Первую обобщенную программу Куденхове-Калерги разработал в январе 1947 г. На наш взгляд, если она и вызывала в памяти старые предложения, то в ней описывался более извилистый и удаленный путь к цели. Новая идея состояла в создании в каждом национальном парламенте межпартийного парламентского комитета, которому было бы доверено делегирование в «Европейский Парламент» определенного числа депутатов, пропорционального населению страны. Главной задачей парламентариев было оказание давления на свои национальные правительства и формирование общественного мнения в поддержку европейской Ассамблеи. Таким образом, была бы создана основа для формирования единой армии и общей внешней политики. Западная Европа как четвертая мировая держава - вот цель крайних европеистов, не желающих в реализации своих планов опираться на США.

Поскольку в целом эта идея получила благоприятные отзывы, Куденхове-Калерги решил созвать в Гстааде в июле 1947 г. конференцию, на которой представители Италии, Греции и Бельгии создали Европейский Парламентский Союз. Куденхове-Калерги был избран генеральным секретарем Союза. На этой конференции присутствовало 144 депутата из 10 стран, и они поручили юридической Комиссии Союза под председательством Франсуа де Ментона разработку проекта европейской конституции.

Тем не менее, Р. Куденхове-Калерги никак не скоординировал продвижение к Европейскому парламенту. Кроме того, создание Американского комитета по объединению Европы задержало его в США в течение решающих месяцев во время организации Конгресса в Гааге. Это привело к тому, что хотя Европейский парламентский союз и способствовал созданию Совета Европы, он, тем не менее, не стал основным инструментом создания этой организации.

Наряду с деятельностью У. Черчилля и Р. Куденхове-Калерги можно выделить еще одну попытку решения вопроса о европейском парламенте Рональдом Маккеем. В начале 1947 г. Р. Маккей принимал участие в разработке плана экономической помощи Европе. В ходе этой работы он определил причины британского экономического спада в ограниченном объеме национального рынка. Он отмечал, что спад этот начался до 1913 г. В свою очередь, Р. Маккей видел выход в создании таможенного и денежного союза Западной Европы. Он отмечал, что европейцы, проживая в континентальных федерациях, принадлежащих федеральным правительствам, разделены на 26 независимых государств, в то время как в 1870 г. их было только 15. По его убеждению, в этой ситуации экономическая изоляция неизбежна, так как экономические планы создаются отдельно для каждой национальной области, и средства управления во внешней торговле используются на национальном основании. Экономисты, зная, какие меры надо принять, не имеют никакой политической власти, способной осуществить их решения. Маккей считал, что европейская федерация обеспечит рациональную структуру, в пределах которой самое большое индустриальное и экономическое единство в мире может быть прогрессивно объединено. Р. Маккей считал, что европейская перестройка в федеральном масштабе станет выходом из экономического кризиса и преамбулой к возобновлению британского экспорта в мировой торговле.

США так же имели планы в отношении Европы, только их основной целью было укрепление гегемонии в Западной Европе. Основным проявлением устремлений США стал «план Маршалла». Инициаторы плана рассчитывали сделать его инструментом вмешательства в дела Европы.

Провозглашенный в 1947 г. план Маршалла преследовал цель восстановления и стабилизации власти капитала в экономической и внутриполитической сферах ряда европейских государств, включая Западную Германию. Предоставление экономической помощи обуславливало политические и экономические обязательства государств-получателей.

Для реализации плана Маршалла в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, которая с подключением к ней в 1949 г. ФРГ вошло.17 государств. ОЕЭС обязала свои членов координировать экономическую политику и либерализировать взаимную торговлю. ОЕЭС не смогла разработать общую программу экономического развития и превратилась в «кооператив попрошаек». План Маршалла и создание ОЕЭС усилили зависимость Западной Европы от США.

В таких сложных условиях началась подготовка Европейского Конгресса в Гааге Международным координационным комитетом Движения за объединение Европы. Следует отметить, что идея проведения Конгресса имела широкую поддержку в. официальных кругах, одобрение было выражено премьер-министром Бельгии П. А. Спааком, министрами иностранных дел Великобритании (Эрнестом Бевином), Франции (Ж. Бидо) и Италии (графом К. Сфорца).

7-11 мая 1948 г. в Гааге состоялся конгресс видных общественных деятелей, выступавших за объединение Западной Европы. В Конгрессе приняли участие 740 делегатов, представителей разных стран. Среди участников были бывшие премьер-министры и министры иностранных дел, члены парламента и выдающиеся личности, представлявшие культурную и интеллектуальную элиту Европы. Легендарные последствия этого конгресса не в последнюю очередь должны быть отнесены на счет блестящего круга его участников, представлявших семнадцать наций: от Франции, например, Л. Блюм, П. Рейно, Ж. Монне и Ф. Миттеран; от Великобритании - У. Черчилль, Э. Идеи, Г. Макмиллан и Д. Сэндис; от Италии - А. де Гаспери, А. Спинелли и И. Силоне; от Германии - К. Аденауэр и В. Халлынтайн. Также присутствовали наблюдатели из Болгарии, Канады, Чехословакии, Финляндии, Польши, Румынии, Испании, Португалии, Турции, США и Югославии.

Почетным председателем конгресса был У.Черчилль. В ходе его работы выявились два различных течения. Одно из них, в которое входили главным образом представители Франции, Италии, Бельгии и Голландии, выступало за немедленное создание федеративного государства с сильным правительством, наделенным реальными правами. Большинство англичан призывало к налаживанию тесного и действенного сотрудничества между государствами, которое не затрагивало бы их национальный суверенитет. В итоге оживленных дискуссий была принята рекомендация о созыве Европейской учредительной ассамблеи и Специального европейского совета с целью подготовки проектов экономической и политической интеграции. Различные организации, участвовавшие в конгрессе, объединились в Европейское движение. В последующие десятилетия оно неизменно играло роль ведущей интеллектуальной силы европейского федерализма.

Перед Европейским Конгрессом в Гааге были поставлены следующие задачи: показать миру истинный масштаб поддержки идеи европейского объединения; дать новые силы Движению за объединение Европы и сформулировать практические рекомендации по реализации его идей.

На Гаагском конгрессе были сформированы три комиссии: экономическая, политическая и культурная. Экономическая комиссия, возглавляемая Полем Ван Зееландом, стала театром длительных и острых дебатов. Предметом принципиальных дискуссий стал вопрос: будут ли включать структуры новой объединенной Европы такой орган, как, например, «экономический и социальный совет», хотя бы и с консультативными функциями.

Большое внимание привлекла работа политической комиссии. Участники ее очень быстро пришли к единому мнению о необходимости создания представительной Ассамблеи, в которой европейские страны могли бы обсуждать свои общие проблемы. Однако оставалось неясным, как будет устроена эта Ассамблея и какова будет ее компетенция.

С одной стороны, сторонники федерации настаивали на реальной Ассамблее, наделенной законодательными функциями и избираемой на общих основаниях, то есть один парламентарий от определенного количества европейских избирателей. В свою очередь, сторонники простого объединения представляли себе будущую организацию, созданную по классической схеме межправительственного сотрудничества. В этом случае наличие Ассамблеи вообще не предполагалось, или ее формулировка была крайне расплывчата.

Кроме того, достаточно активно действовали создатели «средней формулы». Согласно их проектам, будущая организация должна была включать Ассамблею, но в достаточно ограниченном виде. Она представлялась консультативным органом, лишенным законодательной инициативы. Члены Ассамблеи должны были назначаться национальными правительствами. Такая Ассамблея была бы в подчинении межправительственного органа, который в свою очередь наделялся законодательными полномочиями. Было решено, что Ассамблея будет избираться национальными парламентами. Термин «Совет Европы», предложенный У. Черчиллем, был вновь взят на вооружение, а идея подобной организации получила дальнейшее развитие.

Таким образом, несмотря на многочисленные разногласия о путях, формах и темпах продвижения к единой Европе, превалирующим на Гаагском конгрессе было довольно оптимистическое общее настроение. Оно нашло свое отражение в зачитанном Д. де Ружемоном на последнем пленарном заседании 10 мая «Послании к европейцам». В нем говорилось о том, что главной опасностью для Европы является ее деление на национальные государства и, если не будет создан союз самими европейцами, унификация будет вынужденной, она осуществится либо вмешательством извне, либо внутренней узурпацией.

В результате дискуссий и работы комиссий Координационный комитет Движения за объединение Европы подготовил политический доклад Гаагского конгресса, в котором были изложены предложения относительно дальнейшего развития процесса создания объединенной Европы. На основе этого доклада было принято несколько политических резолюций. Их главное содержание сводилось к следующему: не может быть успешного восстановления Европы на базе жесткого сохранения национальных суверенитетов; европейские нации должны создать экономический и политический союз в целях обеспечения безопасности, экономической независимости и социального прогресса, ради этого они должны быть готовы поступиться некоторыми своими суверенными правами; без промедления должна быть созвана Европейская Парламентская Ассамблея, в которую бы вошли представители парламентов заинтересованных государств; создаваемый европейский союз или федерация должны быть открыты для участия всех стран, где соблюдаются основные права человека; должен быть создан европейский суд, обладающий необходимыми правами для принятия санкций в отношении нарушений прав человека; должны быть сохранены существующие связи европейских стран с их заморскими территориями; создание объединенной Европы является важнейшим этапом на пути к «единому миру».

Анализ резолюций Конгресса показал, что на нем возобладало мнение сторонников более постепенного подхода к созданию объединенной Европы, в то время как сторонники более жесткого федеративного подхода не получили достаточной поддержки.

Прямым следствием предложений Гаагского Конгресса явилось создание Международным координационным комитетом 25 октября 1948 г. так называемого «Европейского движения» постоянно действовавшей неофициальной организации, главной целью которой было развитие и пропаганда идеи Европейского союза. Почетными президентами «Европейского движения» были избраны Л.Блюм, У.Черчилль, Де Гаспери, П.-А. Спаак, чем как бы подчеркивался наднациональный характер организации и ее независимость от влияния различных партии.

Таким образом, именно Европейское движение стало главной силой, ответственной за создание Совета Европы. Европейское Движение представляло собой свободную конференцию национальных и международных ассоциаций, имеющих различные и иногда противоречивые программы европейского объединения. К недостаткам Европейского движения первых лет можно отнести отсутствие общей идеологии, массовой поддержки, последовательного парламентского влияния на национальном уровне и прямых линий доступа к национальным правительствам. Кроме этого, видные политические фигуры, которые принимали участие в его деятельности в 1948-1949 гг., как правило, не занимали постов, дающих возможность принимать конкретные решения. В связи с этим наибольшего успеха Европейское Движение достигло в том, что его члены функционировали как национальные парламентские группы, оказывающие давление во время переговоров по созданию Совета Европы и ратификации его Устава.

История международных межправительственных организаций имеет не только познавательное значение. Будучи наиболее тесно связанными с развитием международных отношений, эти организации испытывают влияние глубоких экономических, социальных и политических изменений, которые происходят в международной сфере, и отражают эти изменения в своей деятельности. Следовательно, анализ эволюции межправительственных организаций дает дополнительные возможности для понимания основных этапов и тенденций развития международных отношений в тот или иной исторический период.

Первые международные межправительственные организации в их современном смысле, то есть как одна из стабильных форм международного сотрудничества государств, появились относительно недавно - немногим более ста лет назад. Их возникновению предшествовал весьма длительный процесс развития международного общения, в ходе которого формировались объективные общественные потребности в создании специальных международных органов, призванных регулировать все более усложнявшиеся отношения между государствами в различных областях, представлявших международный интерес.

В 1948 г. Европейское движение организовало Международный комитет по объединению Европы, которому было поручено представлять решения Конгресса в Гааге европейским правительствам. Так началась правительственная фаза образования Совета Европы; ни общественное мнение, ни отдельные парламентарии не могли объединить Европу, это была задача правительств.

Через два месяца после Европейского Конгресса в Гааге 20 июля 1948 г. на очередной сессии Консультативного Совета Брюссельского Договора французский министр иностранных дел Ж. Бидо предложил резолюции Конгресса Европы на обсуждение в Консультационном Совете и первым сделал официальное предложение на правительственном уровне по созданию Европейского Парламента. Им было предложено организовать экономический и таможенный союз, а в политической области - Европейскую Ассамблею, представленную парламентариями всех европейских стран.

Р. Шуман занялся продвижением проекта ассамблеи. Ему удалось убедить французское правительство сделать Европейское движение помощником в деле создания новой организации, и кроме того, он добился поддержки бельгийского министра иностранных дел П-А. Спаака.

В августе 1948 г. правительство Франции предложило странам- членам Брюссельского Договора созвать подготовительную конференцию по вопросам реализации резолюций Европейского Конгресса в Гааге. Главными действующими лицами стали пять стран-членов, к которым в последствии добавились еще пять стран: Дания, Италия, Ирландия, Норвегия и Швеция.

В середине августа 1948 г. Международный комитет по европейскому объединению представил меморандум, в котором был скорректирован проект европейской организации, и подтверждалось требование создания Консультативной Ассамблеи. 2 сентября 1948 г., после проведенных доработок проект, предложенный Европейским Движением, был официально принят Бельгией. Франция немедленно дала свой положительный ответ. В других странах поступившее предложение было встречено по-разному. Голландия заняла нерешительную позицию, а английское лейбористское правительство отнеслось к нему явно враждебно.

2 сентября 1948 г. Бельгия и Франция объявили о том, что предложения Гаагского Конгресса по созданию Европейской Ассамблеи включены в повестку дня заседания Постоянной Комиссии пяти членов Брюссельского Договора. Заседание Комиссии открылось 25 октября 1948 г. в Париже под председательством сторонника европейского объединения Э. Эррио.

В ходе работы Постоянного Комиссии Франция оказалась вынужденной отойти от изложенных перспектив в меморандуме Европейского движения, и предложила организовать Исследовательский комитет. Цель его работы состояла в рассмотрении вопросов создания будущей европейской организации и представлении правительствам конкретных мер, которые необходимы для того, чтобы осуществлять более тесный союз между странами Европы.

Таким образом, в достаточно сложных условиях в Париже, в Бурбонском дворце, начал свою работу Исследовательский комитет. Этот Комитет состоял из 18 членов: 5 от Великобритании, 5 от Франции, 3 от Бельгии, 3 от Нидерландов, 2 от Люксембурга. Британскую делегацию представляли X. Дальтон, Г. Джебб, Э. Бридж. Французская делегация состояла из Л.Блюма, П. Рейно и де Ментона. Бельгийская делегация была представлена Ф. Дехаузом, Ван Лангенховом и др.

Английский проект предполагал создание «Совета Европы», членство в котором в течение первых пяти лет должно было быть ограничено участниками Брюссельского Договора. Делегации стран- участниц будут назначаться правительствами. Из компетенции предлагаемого Совета Европы будут исключены вопросы обороны, предназначенные для проектируемого Северо-Атлантического Договора, и экономические вопросы, которые находились в компетенции ОЕЭС. С 1952 г. ОЕЭС в случае необходимости могла быть подчинена Совету Европы. В основу принятия решений Совета Европы был положен принцип относительного единогласия. Таким образом, эта организация вполне соответствовала бы Консультативному Совету Брюссельского Договора, но имела бы более расширенное членство.

Французский меморандум предлагал создание Европейского Союза, главным органом которого должна была стать Парламентская ассамблея. Ассамблея состояла бы из представителей парламентов европейских стран и принимала бы решения большинством голосов. По сути, она представляла собой зародыш будущего Европейского Парламента. Эта Ассамблея, кроме вопросов, предложенных правительствами, могла бы обсуждать любой другой вопрос и устанавливать свою повестку дня. Решения, принятые большинством голосов, должны передаваться правительствам, которые в свою очередь были компетентны в принятии решений. Кроме Ассамблеи, французский проект предусматривал создание правительственного Совета, который представлял собой уступку англичанам. Этот орган должен готовить работу Ассамблеи. Между этими проектами, таким образом, проявилось радикальное различие как в форме учреждения самого по себе, так и в вопросах компетенции, то есть, в способах принятия решений и способах назначения делегатов.

Таким образом, эти первые заседания помогли лучше выявить различные точки зрения и определить более точно расхождения между проектами. Однако в ходе третьего заседания, несмотря на усилия Бельгии, позиции почти не сблизились. Английская сторона внесла предложение поручить рассмотрение этого вопроса специальной подкомиссии, которая должна подробным образом рассмотреть положения, представленные Францией, Бельгией и Великобританией, и вынести решение.

Подкомиссия прекратила работу 15 декабря и рассмотрела отчет, разработанный редакционным комитетом. Согласно отчету предлагалось создать Совет Министров Европы и Европейскую Консультативную Ассамблею. В соответствии с меморандумом французского правительства Совет Министров Европы рассматривался как вторичный орган, но в действительности он обладал большим значением, что отвечало интересам Великобритании. Каждая страна-член была бы представлена министром, выбранным из правительства. Решения должны были приниматься единогласно, за исключением того, что Совет решал иначе. Компетенция Ассамблеи была аналогична франко-бельгийскому проекту, но ее поле деятельности - значительно сокращено, так как наибольшая инициатива была возложена на Совет. Этот текст, наконец, предусматривал создание Секретариата.

На следующий день этот отчет был передан на изучение представителям правительств внутри Исследовательского Комитета. После его рассмотрения английские делегаты подчеркнули, что был сделан значительный вклад в направлении урегулирования вопросов создания организации. Французская реакция была гораздо менее восторженной, возмущение относилось главным образом к ограничению компетенции Ассамблеи. Бельгийская делегация посчитала синтез, предложенный подкомитетом, удовлетворительным, но, тем не менее, отметила, что возможны дальнейшие переговоры и уступки со стороны Великобритании. Однако Хьюг Дальтон, глава английской делегации на переговорах, разрушил все надежды своих партнеров, представив новую позицию своего правительства. Этот проект значительно отличался от франко-бельгийского меморандума. В нем предлагалось называть Ассамблею «Конференция», в то время как термин «Комитет» заменил бы «Совет». Эта Конференция объединила бы назначенные правительствами национальные делегации и осуществляла бы «блокированное голосование».

После обнародования новой английской позиции споры достигли высшей точки. Франция реагировала неистово, выражая свое глубокое разочарование компетенцией Конференции, которую Э. Эррио расценил как «бесполезный винтик». Бельгия также считала предложенный вариант недостаточным, но, тем не менее, более, чем когда бы то ни было, постаралась направить свою политику на поиски возможных компромиссов.

Тем не менее, П-А Спаак и Р. Шуман готовы были продолжить поиски компромисса, считая, что соглашение возможно и необходимо. Р. Шуман приложил все усилия, чтобы добиться уступок со стороны Великобритании. Он хотел любой ценой избежать полного провала переговоров, который вызвал бы недовольство у европеистов и у американцев, благосклонных к проекту. Он так же хотел не дистанироваться от англичан, участие которых рассматривалось как необходимое условие для создания противовеса Германии. В это время Франция не имела реальной возможности стать лидером в европейском объединении, и рассматривала участие Англии как необходимое. Попыткой согласовать политику двух стран стал визит Р. Шумана в Лондон, где он вел переговоры с Э. Бевином в январе 1949 года.

Таким образом, в рамках Консультативного совета Брюссельского Договора 27 и 28 января пяти министрам иностранных дел удалось договориться о положениях будущей организации. В конце концов, было решено создать Совет Европы, который должен состоять из Комитета министров и Консультативной Ассамблеи. Касательно этого органа стороны договорились, что, с одной стороны, каждый член Совета Европы будет свободен сам устанавливать процедуру, согласно которой будут назначаться делегации в Ассамблею, и, с другой стороны, что голосование будет индивидуальным, а не блокированным. Что касается Комитета министров, то в нем голосование будет проходить единогласно. Кроме того, на Консультативном Совете было предложено присоединиться к будущей организации Италии, Ирландии и Скандинавским странам.

Дальнейшая работа продолжалась в юридической комиссии, по 5 мая последние вопросы были рассмотрены министрами иностранных дел. Во время обсуждений компетенции будущей организации Скандинавские страны старались получить все гарантии того, что Совет Европы не сможет приобрести наднациональные черты.

В конечном счете, достигнутый компромисс принес полное удовлетворение британским взглядам. Европейского Союза не будет, а будет «двуглавый Совет Европы», где Консультативная Ассамблея «возглавляется» Комитетом министров, единственно способным принимать решения, на деле являющиеся рекомендациями правительствам государств-членов. Помимо этих двух органов, Генеральный секретариат снабжен административными функциями. Даже само название новой организации, говорило о победе английской точки зрения.

Таким образом, становится ясно, что первоначальный проект был полностью изменен, он явился отклонением не только от мечтаний федералистов, но и от положений, принятых на Конгрессе в Гааге. На базе этого компромисса и был заключен 5 мая 1949 г. договор, в соответствии с которым был создан Совет Европы. Статус новой организации создавал фактически ассоциацию государств нового типа, основанную на европейских ценностях, на общей приверженности фундаментальным ценностям и принципам демократии, сообщество, основанное на праве. Кроме пяти стран-членов Брюссельского Договора его подписали Италия, Ирландия, Дания, Норвегия, Швеция. Через три месяца, в августе 1949 г., Р. Шуман открыл первое заседание Комитета министров Совета Европы. В целом, создание Совета Европы встретило положительные отклики сторонников европейского объединения, поскольку предполагалось, что эта организация составит зародыш европейской федерации.

Таким образом, после Второй мировой войны благодаря целому комплексу причин, объединение Европы ведущими общественно-политическими деятелями было признано необходимым. Наибольший спор вызвала необходимость образования и автономия предлагаемой Ассамблеи. Компромисс был предложен Р. Маккеем и оформлен на Конгрессе Европы в Гааге в 1948 г. Продвижение этого проекта было возложено на Европейское Движение.

Необратимая утрата после Второй мировой войны былых позиций и могущества побуждала европейские страны налаживать с конца 40-х гг. все более всестороннее и регулярное взаимодействие. Линия сотрудничества, несвободного от противоречий, различий в интересах, политических разногласий, в конечном счете, взяла верх над соперничеством. Поскольку существующие международные организации не отвечали необходимым требованиям, правительства европейских стран решили создать Совет Европы. Именно создание европейской организации стало одним из главных направлений внешней политики Франции, Бельгии и Великобритании.

 

Автор: Панарина Е.А.