06.12.2012 20412

Роль Жана Монне в осуществлении европейской интеграции в 40-50е годы

 

Первые шаги интеграции были лишь частью объединительного процесса, охватившего во второй половине 40-х гг. страны Западной Европы. Под эгидой США создается Европейский платежный союз и Европейская организация экономического сотрудничества, впоследствии преобразованная в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1948 г. на конгрессе западноевропейской общественности в Гааге возникает влиятельное Европейское движение. В 1949 г. создается Совет Европы, наделенный широкими, хотя и несколько неопределенными полномочиями. В 1948 г. Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учреждают Западноевропейский союз, направленный преимущественно против угрозы германского реваншизма. Годом позже, по инициативе Соединенных Штатов, избирается принципиально иной путь решения проблемы безопасности Западной Европы - создается Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), в состав которой включается и Западная Германия, только что оформившаяся в новое государство - Федеративную Республику Германия. Таким образом, почти одновременно были созданы общеевропейские организации в политической, экономической и оборонной областях.

На этом фоне выдвинутая французским политическим деятелем Жаном Монне и министром иностранных дел Франции Робером Шуманом идея объединения угольной и сталелитейной промышленности Германии и Франции под контролем наднационального органа выглядела достаточно скромно, и многим европейцам представлялась сугубо техническим мероприятием. Однако именно этой идее было суждено коренным образом трансформировать Западную Европу и положить начало организации, которой принадлежит безусловное верховенство в ряду других - Европейскому Союзу. Причина заключалась в том, что, в отличие от всех прочих европейских организаций, в зарождающемся Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) было впервые воплощено наднациональное начало, потенциал которого превзошел все ожидания.

Основная роль в разработке первого интеграционного института принадлежит Жану Моне. Мысль о европейском единстве появилась у Моне во время Второй мировой войны, когда он работал над координацией военных усилий союзников. Теперь она приобретало новое значение: если раньше мечтали о тесном объединении Англии и Франции в области экономики, то теперь речь должна была идти о полном слиянии, ибо только так, по его мнению, можно было противостоять тирании и отстаивать свободу. Франция и Великобритания должны были связать себя единой судьбой - в войне и после ее окончания. Общее гражданство англичан и французов могло бы стать беспрецедентной реальностью, адекватной тому вызову, который брошен этим народам.

Подход, нашедший отражение в деятельности Ж. Монне, основывается на убеждении, что на практике европейское строительство получит больше всего шансов на успех, если оно начнется с согласования интересов и выработки общих позиций в различных конкретных областях, в особенности там, где наличие общих интересов очевидно, и что постепенное расширение таких сфер рано или поздно поставит на повестку дня и вопрос о политическом единстве Европы. Этот подход чаще всего называется функционалистским. Иногда употребляют термин «градьюализм», имея в виду приверженность его сторонников принципу постепенности и отказ от попыток решить проблему европейского единства «с наскока».

В этот момент события на западном фронте развивались успешно. Дело шло к скорому освобождению Франции и разгрому немецкой армии. Обстоятельства ставили перед Монне новые задачи. Направление дальнейшей деятельности не вызывало у него сомнений: по мере того, как будет установлен мир, восстановлена экономика и политическая жизнь, придется многое менять сначала во Франции, а затем и в Европе. Может возникнуть опасная тенденция установления нового порядка по образцу старого, когда главной опасностью будет восстановление Европы, состоящей из суверенных государств, подверженных соблазнам протекционизма и политического превосходства. Это приведет к созданию новых, более мощных армий, которые будут запрещены побежденным странам. «Страны Европы слишком ограничены размерами своей территории, чтобы обеспечить своим народам максимально возможное процветание. Им нужны более обширные рынки Процветание и соответствующий прогресс в социальной сфере требуют объединения европейских государств в некую федерацию или «европейское целое», которое обеспечило бы их экономическое единство».

Монне понимал, что объединение является политической и экономической необходимостью. Он отмечал, что с политической точки зрения необходимость объединения очевидна. Ж. Монне говорил, что следующая война будет небывалым бедствием, а создание европейской федерации или союза устранит одну из важнейших причин войны. Ж. Монне видел для Европы одну альтернативу - «либо уничтожение, либо объединение».

Окончание военных действий не принесло передышки Европе. На горизонте появилась угроза новой войны, между Востоком и Западом. Статус ФРГ стал одной из ставок в этом соперничестве. США стремились ускорить экономическое возрождение страны, через которую проходила граница раздела континента, в связи с чем, в Вашингтоне раздавались призывы к перевооружению Германии. Пред французской дипломатией встала дилемма: следует ли ей уступить американскому давлению и, бросив вызов французской общественности, согласиться на возрождение германской промышленности в Руре и Сааре, или же ей следует решительно противостоять США и, пойдя на конфликт со своим основным союзником, завести в тупик свои отношения с Бонном.

Чтобы распутать этот клубок, французское правительство обратилось к Ж. Монне, в то время Генеральному комиссару по вопросам планирования, которому де Голль поручил возглавить экономическое возрождение Франции. До той поры Ж. Монне не был известен широкой публике, но в ходе своей длительной карьеры он приобрел уникальный опыт и явился одним из самых влиятельных европейцев на Западе.

Ж. Монне был убежден, что причина холодной войны заключалась в соперничестве великих держав, а ценой ее должна стать разделенная Европа, Напряженность, по его мнению, могла быть ослаблена, если бы удалось создать организацию международного масштаба, главной целью которой стала бы политика разрядки и установление мира. Ж. Монне еще в 1944г. писал: «Европе необходимо объединение, которое достигается не только сотрудничеством, но и добровольной передачей суверенитета европейских государств в своего рода центральный союз, союз, который мог бы снижать таможенные тарифы, создавать более широкой европейский рынок и тем самым препятствовать реанимации национализма». Он был убежден, что в Европе не будет мира, если государства вновь будут группироваться на базе национального суверенитета и вытекающей отсюда политики, продиктованной соображениями престижа и экономической защиты.

Жан Монне был достаточным реалистом, чтобы знать, что «нельзя действовать, опираясь на отвлеченные понятия и шаткие концепции, но что все становится возможным, если уметь сконцентрироваться на том единственном пункте, из которого вытекает все остальное». Этим «единственным пунктом» оказалась угольная и сталелитейная промышленность в Рурской области в Германии и связанные с ней интересы и опасения Франции. Уголь и сталь считались после первой промышленной революции ключевыми отраслями экономики, а в оборонной промышленности они с давних пор играли особую роль. Интересы Франции сводились к тому, чтобы лишить своего воинственного соседа возможности распоряжаться этим потенциалом в угоду военной промышленности. При этом нельзя было создавать систему одностороннего дискриминационного контроля, во избежание нагнетания реваншистских настроений, которые неоднократно играли роковую роль во франко-германских отношениях.  План Ж. Монне также гениален как и прост: создание общего рынка угля и стали, а также учреждение многонационального наблюдательного ведомства, которое позволяло бы увязывать и контролировать эти чувствительные отрасли промышленности.

Франция, выйдя из войны особо ослабленной, была заинтересована в объединении. В объединенной Европе она рассчитывала укрепить свои позиции. Как отмечал Ж. Монне, «другие страны, такие как Англия, Америка, Россия имеют свои жизненные сферы, в которых они могли бы до поры до времени существовать. Франция же связана с Европой. Ей из Европы никуда не деться от решения европейских проблем зависит жизнь Франции».

Союз европейских государств рассматривался Францией и как средство защиты от американского вмешательства во внутреннюю европейскую политику. С момента принятия плана Маршалла США активно поддерживали предложения об объединении, используя в качестве политического давления пребывание американских войск в Европе и экономическую помощь.

Ж. Монне писал премьер-министру Р. Шуману, что нетерпение США видеть Европу выздоровевшей и вставшей на ноги тревожило его как возможный источник дисбаланса и грядущих недоразумений. Монне был обеспокоен тем, какую форму приобретут отношения между США и странами Европы, если они сохранятся такими как в настоящий момент. Для Монне была неприемлема Европа «зависимая» от США, экономически - от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Кроме того, в объединении Франция видела средство контроля над Германией. В послевоенные годы интересы держав в германском вопросе не совпадали. Если США проводили в отношении Германии «политику силы», то для Англии включение Германии в Европейский Союз означало перемещение границы с «коммунистическим миром» за Рейн. Великобритания видела необходимость создания европейской организации, направленной, прежде всего против СССР, а не на сдерживание Германии, как того хотела Франция. Интересы Франции ведущими государствами просто не учитывались.

Создание Европейской организации могло решить германский вопрос. Для этого Германия должна была быть принята в сообщество европейских государств как равноправный партнер. За основу можно признать работу, написанную Жаном Монне в 1943 г. в Алжире. Там уже содержались главные идеи, вдохновившие семь лет спустя «план Шумана»: новое устройство Европы как федерации или entite europeenne, недопущение новой войны между Францией и Германией, преодоление абсолютного национального суверенитета в интересах обеспечения мира, европеизация металлургической промышленности.

На этой основе и была составлена Ж. Монне программа объединения. В конце апреля 1950г. Ж. Монне и его коллеги - Э. Хирш, П. Рейтер и П. Ури - составили краткий документ, включавший пояснительный меморандум и условия предложения, которое в корне должно было изменить привычную дипломатию. Готовый документ был представлен Р. Шуману.

9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Робер Шуман привел в замешательство весь мир, заявив в печати: «Французское правительство предлагает подчинить все французско-германское производство угля и стали общему высшему органу в рамках организации, открытой для участия и других стран Европы». Перед тем он заручился согласием федерального канцлера Германии.

В этой статье Р. Шуман специально остановился подробнее на вопросе вооружений и заявил, что его план делает «всякую войну между Францией и Германией не только немыслимой, но и материально невозможной». Обобществление угля и стали означает «первый этап на пути к европейской федерации абсолютно необходимый для сохранения мира». Многое из этого вошло в преамбулу договора об учреждении Европейского объединения угля и стали.

По замыслу Ж. Монне, прежний Рейх следовало лишить части его промышленного потенциала: производство угля и стали в Рурской области должно было перейти под европейское управление, а все доходы - поступать в пользу стран-участниц, включая Германию. Этот план предполагал объединение Европы, и не только в смысле сотрудничества, но и в смысле частичной передачи суверенитета чему-то вроде Центрального Совета, который имел бы власть снижать таможенные барьеры, создавать большой европейский рынок, препятствовать возрождению национализма.

По данному проекту договаривающимся странам предстояло решить не только чисто технические вопросы. Франция предлагала Германии равное партнерство в качественно новом союзе, который должен был взять на себя ответственность за совместное управление угольной и сталелитейной отраслями промышленности обеих стран. В будущем этому союзу предстояло сыграть роль краеугольного камня в европейской федерации.

Однако этот договор мог бы быть и нератифицированным, если бы не деятельность К. Аденауэра. Многие германские политики рассматривали «план Шумана» как хитрый ход извечного врага Германии, направленный на то, чтобы получить дешевый уголь из Саара и одновременно застопорить восстановление сталелитейной промышленности в Руре. Но самой главной причиной, заставившей представителей различных частей политического спектра сомневаться в целесообразности интеграции с точки зрения национальных интересов Германии, было то, что она неизбежно затрудняла воссоединение двух частей страны.

Решающую роль в принятии Западной Германией «плана Шумана» сыграл Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ, находившийся на этом посту в течение 15 лет (1949-1964 гг.). В конфликте интересов, заставлявшем ФРГ выбирать между Западом и Востоком, он сделал недвусмысленный выбор в пользу Запада. Он был убежденным сторонником западных ценностей и считал, что прочный союз с США и странами Западной Европы является гарантией внутреннего переустройства Германии, искоренения пережитков нацизма и традиционного национализма прусского образца. В безусловном единении с западным лагерем он видел средство скорейшей моральной, политической и экономической реабилитации Германии. Он был убежден в том, что предпосылкой безопасности Западной Германии является лояльное и активное участие в международных организациях, которые в это время складывались в Западной Европе. Если НАТО могло обеспечить ФРГ союз с США и «зонтик ядерной безопасности», то ЕОУС был прекрасной рамкой для налаживания прочного политического и экономического сотрудничества с соседней Францией, а также странами Бенилюкса и Италией.

В декларации Шумана, в основу которого лег проект Ж. Монне, определен ряд принципов строительства будущей Европы: оно не будет осуществлено за один прием; строительство будет вестись постепенно, на основе конкретных достижений, из которых и складывается солидарность de facto, а основные принципы Декларации Шумана, сформулированные Ж. Монне, стали первоначальным шагом к европейской интеграции: прекращение соперничества между Францией и Германией, совместное франко-германское производство угля и стали, создание экономического сообщества.

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали сроком на 50 лет был подписан 18 апреля 1951г., а 10 августа 1952г. его Высший руководящий орган, председателем которого стал Ж. Монне, начал работать в Люксембурге. Первоначально в объединение вошли Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия.

Пять параграфов преамбулы Декларации содержат принципы, которые вдохновляли и продолжают вдохновлять сторонников европейской интеграции:

- считая, что сохранение мира на Земле возможно только благодаря творческим усилиям, которые по своему значению должны соответствовать угрожающей ему опасности;

- полагая, что вклад в цивилизацию организованной и возрожденной Европы имеет решающее значение для сохранения мирных отношений;

- признавая, что строительство в Европе может быть осуществлено только посредством практических достижений, благодаря которым появится реальная солидарность, а так же посредством создания общей основы экономического развития;

- стремясь повысить уровень жизни и способность укрепления мира путем расширения основных отраслей производства;

- преисполненные готовности сменить вековое соперничество слиянием своих насущных интересов; объединить в экономическое сообщество и создать основу для более широкой и глубокой общности народов, издавна разделенных кровавыми конфликтами; заложить основы институтов, призванных направлять судьбу, которая отныне станет общей.

В преамбуле договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) шесть его сторон выражали решимость «сделать так, чтобы вековое соперничество уступило место единству их главных интересов, созданием экономического объединения заложить основу для дальнейшего, более глубокого объединения народов, долгое время разделяемых кровавыми междоусобицами» Основной движущей силой вновь объявлялась гарантия длительного мира, особенно между Францией и Германией.

Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью - финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике. Значительная часть статей и преамбула содержали изложение политических целей ЕОУС, явно превосходивших его ограниченные реальные возможности (содействие экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня, вклад в поддержание мирных отношений, создание экономического сообщества, которому надлежало стать основой для все более широкого и глубокого сообщества народов, долгое время разделенных кровавыми конфликтами, и т.д.), и подробное описание его конституционного устройства.

ЕОУС было наделено статусом самостоятельного юридического лица, обладающего правоспособностью в международных отношениях. Для управления объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (или Европейский парламент), Специальный Совет министров (или просто Совет) и Суд. В Договоре подчеркивались ключевая роль Высшего руководящего органа, на который и была возложена обязанность обеспечить достижение целей, поставленных в Парижском договоре, и его наднациональный характер. Девять его членов, назначаемых на шесть лет по признаку профессиональной компетентности, должны были быть полностью независимыми. Им было запрещено запрашивать или получать инструкции от национальных правительств. Для выполнения поставленных перед ним задач Высший руководящий орган был уполномочен принимать: 1) решения, обязательные во всех своих частях; 2) рекомендации, обязательные в части, касающейся преследуемых целей; 3) заключения, не имеющие обязательной силы. Парламент был наделен лишь одним, но достаточно весомым правом - большинством в две трети голосов он мог отправить всех членов Верховного органа в отставку. Он состоял из парламентариев стран-членов ЕОУС, делегированных национальными законодательными органами. Совет был призван обеспечить гармонизацию действий Верховного органа и правительств национальных государств. Его полномочия были весьма ограниченными: он мог лишь просить Высший руководящий орган рассмотреть предложения или меры, которые он считал соответствующими или необходимыми для достижения общих целей. Таким образом, баланс власти в ЕОУС был явно смещен в сторону наднационального Высшего руководящего органа.

Инициаторы договора - Жан Монне и Робер Шуман во Франции, Конрад Аденауэр в Германии, Поль-Анри Спаак в Бельгии, Алчидо Де Гаспери в Италии и другие - находились в трудном положении. С одной стороны, будучи убежденными сторонниками «европейской идеи», они отчетливо видели необходимость преодоления национализма и были готовы идти по этому пути до конца, вплоть до создания федерации. С другой стороны, будучи опытными национальными политиками, они понимали невозможность и контр продуктивность любых шагов, направленных на немедленную «отмену» национальных государств. Именно в этот момент были открыты и впервые применены те тактические приемы, которые не раз помогали сторонникам интеграции добиваться успеха и в будущем. Во- первых, это примат экономической интеграции над интеграцией политической, обязательное соответствие политических решений экономическим интересам.

Во-вторых, это принцип субсидиарности, гармонического распределения полномочий между интеграционными институтами и всеми «этажами» политической власти в государствах-членах. В-третьих, это принцип постепенности и поэтапности, политики «малых шагов», которые неотвратимо ведут к крупным последствиям и на более поздних этапах делают не только возможными, но и неизбежными решения, которые ранее казались попросту немыслимыми.

Вот как это происходило в реальной действительности. Поскольку материальной основой гонки вооружений в Европе и двух разрушительных мировых войн были угольная и сталелитейная промышленность Германии и Франции, западноевропейской общественности не надо было доказывать благотворность установления международного контроля над этими традиционными «поджигателями войны». Предложенный для осуществления этой задачи механизм предусматривал коллективное управление финансами, инвестициями, производством, ценами, внутриотраслевыми соглашениями, процессом концентрации производства и капитала, условиями конкуренции, заработной платой, мобильностью рабочей силы и торговой политикой отрасли. Вместе с тем проект носил не технический, а откровенно политический характер. В механизм ЕОУС был заложен солидный «запас прочности», позволявший в случае необходимости решать и более широкие задачи. По существу, речь шла о создании миниатюрной политической системы, повторявшей, но не копировавшей основные принципы построения национальных государств.

Исключительная заслуга Ж. Монне и Р. Шумана заключается в том, что они не только реалистически осознали национальные интересы, но и наметили перспективу европейского развития, которая представлялась в виде объединения ключевых национальных отраслей экономики. Таким образом, совмещались во многом преимущества для экономики и политики безопасности каждого из государств с курсом на европейскую интеграцию.

Ж. Моне и Р. Шуману мы обязаны тем, что наряду с иными представлениями о Европе утвердилась «модель сообщества» - иначе говоря, модель «обобществления» путем «секторной интеграции» в рамках наднациональной организации, то есть такой, которой государства - ее члены делегируют некоторые из своих суверенных прав.

Принятие Декларации Р. Шумана можно считать начальной точкой реализации европейской интеграции. Ж. Монне добился своей главной цели, к которой стремился на протяжении всей жизни - Европа стала объединяться.

В 1950 г. Ж. Монне, по его собственным словам, определил свою судьбу: убедить Европу в необходимости объединения, которое следует продолжать неустанно, не смотря на все трудности, и следовал по этому пути до конца своей жизни. В мемуарах он писал, что всегда двигался по одной непрерывной линии; «под разными широтами, в различных обстоятельствах у меня была одна забота: объединять людей, решать, разделять их проблемы, помогать им осознать общие интересы. Я всегда стремился к созданию единства, к коллективным действиям - такова моя природа».

Заслугой Монне является также то, что он разработал принципы западноевропейской интеграции (метод Монне), обеспечившие ей в дальнейшем успех:

- Экономическая интеграция должна предшествовать политическому объединению. Иными словами, интеграция должна идти снизу вверх, а не наоборот.

- Залогом успешной интеграции является принцип наднациональности, предусматривающий передачу национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам.

- В ходе интеграционного строительства сначала должны решаться простые задачи, в отношении которых имеется согласие всех участников, и на этой базе должны создаваться предпосылки для решения более сложных задач, в отношении которых первоначально существуют непреодолимые разногласия. Метод состоит в поддержании постоянного диалога между европейским органом, который отвечает за поиск решений общих проблем и национальными правами. Это совершенно новый метод.

Он не предусматривает создания центрального правительства. Однако он позволяет принимать решения на уровне сообщества с помощью Совета министров, в частности, потому, что предложение решений общих проблем независимым европейским органом позволит безболезненно обойти требование о единодушном принятии решений. Парламент и Суд подчеркивают общий характер этого образования. Этот метод является  настоящим «федерализатором Европы».

Положительным итогом первого этапа объединения Европы, предшествующего политическому объединению, народы Европы в большей степени обязаны смелости и широте взглядов маленькой группы людей. В их числе Ж. Монне сыграл одну из главных ролей. В любом качестве и на всех должностях он боролся с силами инерции в политических и экономических структурах Европы с целью создать новый тип отношений между государствами, выявить солидарность, фактически существующую между европейскими государствами и перевести в институционный план.

В 1975г. Ж. Монне прекратил общественную деятельность.

Посвятивший лучшую часть своего таланта благу Европы, он заслужил, чтобы она отдала ему особую дань признательности и восхищения. Поэтому главы государств и правительств Сообщества присвоили Ж. Монне звание почетного гражданина Европы.

Парадокс всего последующего развития европейской интеграции заключается в том, что наднациональное начало, представляющее собой его сущностную и системообразующую черту, достигло своего апогея именно в первой, еще неразвитой системе институтов - баланс власти в рамках ЕОУС был явно смещен в сторону наднационального руководящего органа. Последовавшие за этим попытки прямого внедрения федеративных начал, воплотившиеся в планах создания Европейского оборонительного сообщества, политического союза, Экономического и валютного союза, с треском провалились. Наднациональное начало, казалось бы, отступило: развитие пошло по пути формального отказа от федералистских мечтаний.

Однако на самом деле в практике интеграционного строительства лишь более отчетливо выявилась суть интеграции, по природе своей основанной на переплетении интеграционного и межправительственного начал. Именно благодаря органическому соединению этих начал Западной Европе удалось добиться уникального продвижения вперед в политическом, экономическом, социальном и духовном сближении своих народов.

Успех Европейского объединения угля и стали был несомненным. Создание ЕОУС совпало с началом всемирного кризиса угольной и сталелитейной промышленности. Странам «шестерки» удалось лучше справиться с его экономическими и социальными последствиями, чем другим странам. Интеграция впервые доказала свою пригодность не только для предотвращения войны, но и для эффективного решения острых общественных проблем.

Создание ЕОУС оказалось весьма своевременным не только с политической, но и с чисто практической, экономической точки зрения. Наднациональные полномочия Высшего руководящего органа оказались действенным средством относительно безболезненной реструктуризации угольной и металлургической промышленности, находившихся в состоянии глубокого кризиса. Это обеспечило идее интеграции растущую поддержку общественности.

Идеи объединения вновь были вызваны к жизни Второй мировой войной - они получили развитие в рамках движения Сопротивления. Теория федерализма нашла свое отражение в Манифесте Вентотене. Автор манифеста А. Спинелли призывал к отказу от суверенного государства в пользу единой федеральной системы. Европеизм движения Сопротивления показал, с одной стороны, противоречивость европейских идей, а с другой - становился как бы прелюдией к начавшимся после Второй мировой войны острым дискуссиям различных социальных и политических сил вокруг европейского будущего.

Как это бывает во время войны мечтают о мире, и в грезах истинно государственных людей этот мир принял конкретный облик единой Европы. Во время войны были предприняты попытки разработать проекты будущего устройства мира. На конференциях союзников, Англия, США и СССР приняли решение образовать международную организацию в защиту мира и безопасности, которая получила название Организация Объединенных Наций. Главными органами системы ООН стали: Генеральная ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Основные органы - Генеральная Ассамблея и Совет безопасности. Ассамблея самый представительный орган, состоящий из всех участников ООН. Совет Безопасности - орган, как видно из названия, ответственный за международную безопасность. Совет Безопасности является единственным органом ООН, решения которого по вопросам мира и безопасности обязательны для всех членов организации

Устав ООН воплотил в себе наиболее передовые принципы международных отношений. В нем в международно-правовой форме закреплены положения, которые позволяют ООН стать подлинным инструментом мира и безопасности населения. В качестве задачи ООН в Уставе обозначено предотвращение войны.

ООН была создана, прежде всего, как организация коллективной безопасности. Однако стоит признать, что, несмотря на Устав и Совет Безопасности, решения которого обязательны, система ООН не привела к интеграции, а является формой международного сотрудничества, не нарушая и не вторгаясь в пределы национального суверенитета.

После окончания войны в обществе появляются тенденции к объединению. Толчком к этому можно считать речь У. Черчилля в Цюрихе, в которой оратор призывал к организации континента в рамки «европейской семьи Соединенных Штатов Европы». В 1948 г. в русле комитета Движения за Европу произошел Европейский конгресс в Гааге, на котором было принято решение о создании европейской организации. Исходя из этих предложений в был создан Совет Европы.

5 мая 1945 г. был усилиями Англии, Франции и Бельгии был создан Совет Европы. В эту организацию вошли Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Ирландия, Дания, Норвегия, Швеция. Это был трудный процесс, так как ведущие государства преследовали различные цели - Великобритания и Скандинавские страны, в отличие от Франции не хотели значительного ограничения национального суверенитета. Было решено создать Совет Европы, который должен состоять из Комитета министров и Консультативной Ассамблеи. Консультативная Ассамблея «возглавляется» Комитетом министров, единственно способным принимать решения, на деле являющиеся рекомендациями правительствам государств-членов. Создание этой организации путем компромисса стало возможным только потому, что Совет Европы не рассматривался как статичная организация, а как первый шаг на пути европейской интеграции.

В 1951 г. был основан первый институт европейской интеграции - Европейская организация угля и стали, в создании которой основную роль сыграл Ж. Монне. Монне рассчитывал на то, что сближение Германии и Франции исключит в будущем возможность конфликта между ними, а экономическое объединение положит начало более глубокому объединению государств. ЕОУС была первой наднациональной организацией с единым руководящим органом независимым от национальных правительств, что дает возможность назвать данную организацию первым интеграционным институтом.

 

Автор: Панарина Е.А.