08.12.2012 4505

Основные направления и результаты развития отечественной кооперации в досоветский период (1921 - 1929 г.)

 

Одним из важнейших факторов в развитии кооперативного движения в 1920-е гг. являлось использование потенциала и опыта дореволюционной кооперации. Поставив своей целью строительство «нового общества», большевистская партия не смогла обойтись без апробированных временем форм и методов кооперативной деятельности, приспосабливая сложившиеся в течение предшествующих десятилетий кооперативные институты к условиям нэпа. Более того, сохранившиеся после классовых потрясений 1918 - 1920 гг. дореволюционные традиции кооперативной деятельности в лице авторитетных деятелей «старой кооперации» и кооперативной общественности сыграли определенную роль на корректировке проводимой большевиками социально- экономической политики. В связи с этим есть необходимость выявить степень влияния дореволюционной кооперации на развитие кооперативного движения в условиях нэпа.

Исторические аспекты данной проблемы предполагают признание важности мирового опыта кооперативного движения, который использовался в процессе формирования отечественной кооперации. Возникновение кооперации явилось одной из попыток создания оптимальных форм общественного устройства, поиск которой происходил на протяжении всей истории человечества. Разработке идеологических и организационных принципов кооперации посвятили свои труды Р. Оуэн, Ш. Фурье, С. Сисмонди, У. Кинг, Ф. Бюше, Л. Блан и многие другие. Однако появившиеся проекты кооперативной организации носили характер утопичных социальных прожектов и не получили успешной реализации на практике.

Первые попытки объединения городских потребителей для борьбы с дороговизной продуктов и для противодействия ростовщикам были предприняты в конце XVIII века в Англии. Созданные представителями духовенства они занимались благотворительной деятельностью, не оказав серьезного влияния на улучшение положения рабочих и ремесленников.

Не смогли приобрести большого значения и потребительские товарищества, созданные под влиянием Роберта Оуэна, мечтавшего ввести социалистический строй путем создания свободных замкнутых общин. Предназначение товариществ виделось Оуэну в организации сбора средств для создания данных общин. Понятно, что такая сложная задача была не по плечу огромной массе ремесленников и рабочих, входивших в оуэновские общества. Едва накопив небольшую сумму, они не могли удержаться от соблазна разделить ее. К тому же и сама организация обществ оставляла желать лучшего. В итоге все созданные общества распались, не принеся своим участникам ничего, кроме разочарования.

Началом организованного кооперативного движения многие исследователи кооперации считают 1844 г., когда в Англии 28 рэчдельскими ткачами был создан потребительский кооператив «Общество справедливых рэчдельских пионеров». В основу деятельности общества были положены принципы, которые с небольшими изменениями лежат в основе уставов кооперативов почти всего мира и в настоящее время. К их числу относятся необходимость внесения каждым членом общества взноса, продажа товаров за наличный расчет, по ценам не выше среднерыночных, распределение прибыли между членами пропорционально сумме закупленных ими товаров (по забору), демократическая форма управления. Важным принципом кооперации, реализация которого носила долгосрочную перспективу, являлось определение данных обществ как «зародышей новой общественной жизни, которые при хорошо организованной самопомощи обеспечат нравственные условия и необходимые для существования средства для других тружеников».

Рэчдельское общество сыграло исключительную роль в мировом потребительском движении. Это объясняется тем, во-первых, оно стало первым действительно самодеятельным обществом потребителей. Во-вторых, общество сумело провести в жизнь и широко распространить разумные основы устройства потребительского кооператива. В-третьих, общество впервые поставило потребительскую кооперацию на реальную почву, придав ей самостоятельный характер, отказавшись от неосуществимой идеи общественного устройства коммунистической общины.

Кооперативное движение росло и ширилось не только в Англии, но и в других странах Европы, захватывая всё новые слои населения, расширяя его возможности и рождая новые формы. Появлялись новые виды кооперативных объединений: кредитные, страховые, производственные, потребительские, широкое развитие получила сельскохозяйственная кооперация. Вскоре кооперативное движение стало одним из мощных факторов реформирования социально-экономических структур стран, вступивших на путь капиталистического развития. Охватывая своим влиянием огромные массы населения, кооперация не только способствовала втягиванию их в свободные рыночные отношения, но и явилась средством экономической модернизации и социального структурирования гражданского общества.

Одной из таких стран являлась Россия, переживавшая в середине XIX века болезненный переход от феодально-крепостнических к капиталистическим отношениям. К этому времени в хозяйственной жизни стране существовали некоторые элементы кооперации. Трудные условия жизни на протяжении многих веков вырабатывали у населения страны чувство солидарности, объединения усилий для преодоления хозяйственных трудностей. В России широко использовалась такая форма кооперативного объединения, как артели: земледельческие, каменщиков, плотников, грузчиков, кузнецов и т.д.

Так, в Петербурге в 1873 г. действовало 27 различных артелей, объединявшие 3 тыс. человек.

Особенности артельной организации во многом учитывались родоначальниками отечественной кооперации при попытках применить западноевропейский опыт на российской почве. Кооперативные идеи, проникая в Россию, находили отклик, прежде всего, у интеллигенции. Тема кооперации звучала на популярных тогда салонах, различного рода общественных мероприятиях. К идеям кооперации также проявляли интерес прогрессивно мыслящие помещики.

Возросшие трудности модернизации экономики страны, ухудшение материального положения широких масс населения, послужили импульсом для поиска путей и средств выхода из сложившейся ситуации. В этих условиях кооперативные идеи Запада и конкретный опыт их реализации в еще большей степени привлекали внимание общественных деятелей России. Уже в начале 60-х гг. XIX в. предпринимались отдельные попытки организации всесословных потребительских обществ, производительных артелей и кредитных товариществ в Риге, Дерпте, Петербурге, Харькове и других местах.

Одновременно возникло убеждение в необходимости создания подобных учреждений среди малообеспеченных слоев населения, в особенности в среде крестьянства. Инициаторами этой идеи выступили либеральные помещики братья В.Ф. и И.Ф. Лугинины, Н.П.Колюпанов, Н.П.Баллин, Н.В.Верещагин и др. Личные наблюдения и знакомство с западной литературой послужили основой для написания и издания ими ряда книг, брошюр, статей, в которых анализировался накопленный кооперативный опыт и ставился вопрос о возможности использования его в российских условиях.

Уставы обществ создавались по принципу английских потребительских обществ рэчдельского типа и германских паевых ссудо-сберегательных товариществ, основанных Г.Шульце. Однако принципы, положенные в основу уставов российских обществ, были видоизменены применительно к отечественной специфике. В частности, низкий уровень благосостояния населения и острая нехватка средств заставили внести в уставы потребительских обществ пункты, противоречащие рэчдельским принципам - продажу товаров в кредит и часто по ценам ниже рыночных, выплату высоких дивидендов на пай и т.п.

При выборе типа кредитных кооперативов предпочтение было отдано шульце-деличевским немецкого образца. Но и здесь были заметны отступления. Во-первых, ссудо-сберегательные товарищества, рассчитанные, прежде всего, на городское население (ремесленников), предполагалось создавать в деревне. Во-вторых, в уставах более чётко регламентировались район деятельности товариществ, предельные размеры вступительных взносов и ссуд, высшая сумма обязательств товариществ - все то, что немецкими нормативными актами отдавалось на усмотрение общих собраний членов. В-третьих, провозглашалось равное право всех членов на одинаковый кредит, независимо от состоятельности и внесенного пая. Такой подход свидетельствовал о демократическом характере в организации кооперативов, однако на практике он фактически не соблюдался.

Кроме того, вопреки декларированным принципам самопомощи, самодеятельности и независимости кооперативных ассоциаций, в уставах предусматривалось составление их капиталов не только из вступительных и паевых взносов, но и государственных ассигнований, частных ссуд и пожертвований с предоставлением владельцам капиталов определенных прав по руководству кооперативами, контролю за их деятельностью.

Инициатива частных лиц, активно поддержанная земствами, имела следствием быстрый рост численности ассоциаций. Большую роль при этом играл Комитет сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществ, учрежденный в 1871 г. при Московском обществе сельского хозяйства влиятельными земцами-кооператорами В.Ф.Лугининым, Д.Ф.Самариным, А.В.Яковлевым, князьями А.И.Васильчиковым, А.В.Черкасским и др. Среди отделений Комитета выделялось петербургское отделение, ставшее на долгие годы признанным центром кооперативного движения в России. Эта организация поставила своей целью широкую пропаганду кооперативных идей и кооперативного опыта Запада, представительство интересов русской кооперации перед правительством, разработку уставов и инструктивно-методических пособий.

«Васильчиковцы», как называли членов петербургского отделения, разработали принципы и положили начало распространению ссудных товариществ, которые со временем в сочетании с иными факторами развития отечественной экономики обеспечили легкодоступный и дешевый кредит десяткам миллионов мелких производителей - крестьян и ремесленников, - сделав его народным. Их инициатива повела к широкому маневру в социальной и экономической сфере - масштабному перемещению капитала и, вместе с ним, «современной системе промышленной свободы» в общественные низы посредством кредитной кооперации, противопоставив естественной концентрации капитала его сознательную «демократизацию». В результате этой деятельности, опиравшейся на поддержку определенных слоев трудящихся, стало возрастать число ссудо-сберегательных товариществ и артелей. В 1881 г. в России существовало уже 1076 кооперативов, без учёта договорных артелей.

Первостепенную роль в кооперативном движении дореволюционной России вплоть до 1917 г. играла кредитная кооперация, что объяснялось не только побуждениями первых отечественных идеологов кооперации, но и реальными потребностями страны. Становление частнокапиталистических отношений в городе и деревне требовало соответствующего расширения социальной базы за счет предприимчивых слоев крестьянства и ремесленников. В связи с этим возникла необходимость материального обеспечения развития данного процесса, одной из организационных форм которого стала кооперация.

Попытки развития кредитной кооперации встречали противодействие со стороны как правительства, так и либералов народнического толка. Самодержавие с самого начала рассматривало кооперацию как рассадник вольнодумия и поэтому стремилось не допустить расширения ее самостоятельности, поставив под контроль соответствующих министерств. Кредитная кооперация находилась в ведении Министерства финансов, которое регламентировало деятельность ссудо-сберегательных товариществ на основе разработанных правительством «нормальных» типовых уставов.

В то же время либералы народнического толка проповедовали идею самобытного пути, по которому должна была идти Россия. Важнейшим фактором, обеспечивающим ее реализацию, по их мнению, являлась община, которая должна была способствовать сохранению незыблемости традиционного для России общественного устройства. Между тем высказывались опасения по поводу того, что кооперация способна разрушить общину изнутри путем выделения самостоятельных групп крестьянства, объединенных общими хозяйственными интересами.

Следует отметить, что данные опасения были обоснованы ввиду полной противоположности устоев общины принципам кооперативной организации. Свои убедительные доказательства по этому поводу привел В.В.Кабанов в монографии, специально посвященной проблеме взаимоотношений между кооперацией и общиной. Отмечая противоположные направления влияния этих институтов на индивидуума, В.В.Кабанов указывал на то, что кооперация «была заинтересована в новом человеке: инициативном, грамотном, рисковом, смело преодолевающем рутину и консерватизм. Общине, напротив, ближе был человек, вобравший и сохранивший обычаи, традиции, культуру предков, их жизненный опыт, ориентиры, ценности».

Вследствие противодействия влиятельных государственных и общественных сил при отсутствии необходимых социально-экономических предпосылок первый период кооперативного подъема оказался краткосрочным, сменившись уже с середины 70-х гг. спадом. Лишь в конце XIX в. правительство обратило внимание на развитие кооперации в стране и решило придать кооперативному движению организованный характер. Однако царские чиновники не решились пойти в этом вопросе по пути западноевропейских стран, в большинстве которых уже действовало обще-кооперативное законодательство. Формальным аргументом для отклонения ходатайств кооператоров стало утверждение о «преждевременности» такого законодательства в связи со слабостью российской кооперации и неподготовленностью населения. Однако главной причиной такой позиции являлось неприятие самодержавием любых форм проявления общественных начал, выходивших за рамки государственной опеки и контроля.

По мнению И.А.Козлова, данное обстоятельство также объяснялось тем, что «в отличие от стран Западной Европы, ситуация в многоукладном хозяйстве характеризовалась относительной органической несостыкованностью передовых и традиционных укладов, что затрудняло достижение их эволюционного синтеза и стимулировало интегративные функции государственного принуждения».

Самодержавие пошло по иному пути, принимая отдельные законы, регламентировавшие те или иные виды кооперативных объединений (кредитные товарищества, трудовые артели), или продолжая практику издания типовых «нормальных» и «образцовых» уставов, выработанных в административном порядке. Все это закрепляло ведомственную разобщенность кооперации, которая в условиях роста численности кооперативных учреждений становилась ощутимым препятствием для их развития.

Наибольшее внимание правительство уделило кредитной кооперации. В 1983 г. при пересмотре устава Государственного банка был поставлен вопрос об организации мелкого кредита. В результате 1 июня 1895 г. было издано «Положение об учреждениях мелкого кредита». Целью данных учреждений стало предоставление «малодостаточным лицам», а также сельским и станичным обществам, товариществам и артелям и т.п. союзам возможности получать на необременительных условиях ссуды дли удовлетворения хозяйственных потребностей, помещать сбережения «для приращения процентов».

Положением предусматривалось три вида кредитных учреждений: 1) кредитные товарищества; 2) ссудо-сберегательные товарищества и кассы; 3) сельские, волостные или станичные банки и кассы. Появившийся новый тип учреждений - кредитные товарищества, отличался от ссудо-сберегательных товариществ, прежде всего, отсутствием паевых взносов. Основной капитал товариществ образовывался из ссуд Государственного банка. Таким путем предполагалось привлечь в кредитные кооперативы тех самых «малодостаточных» лиц, на которых, в первую очередь, и ориентировалось Положение. Тем не менее, попытки правительства повысить уровень организации кредитного дела не оказали заметного влияния на развитие кооперативного движения. Количество ассоциаций всех видов за десятилетие 1891-1901 гг. возросло всего с 1152 до 1722, а кредитных даже уменьшилось с 822 до 788.

Определенное развитие в конце XIX в. получила потребительская кооперация как одна из важных форм решения материальных проблем населения. В 1897 г. правительством был утверждён нормальный устав потребительных обществ, в котором подчёркивалось, что они учреждаются «с целью доставления своим членам по возможно дешёвой цене или по умеренным рыночным ценам различных предметов потребления и домашнего обихода и предоставления своим членам возможности из прибылей от операций общества делать сбережения». Примечательно, что в уставе отмечалась необходимость культурно-просветительской работы как важнейшего направления деятельности потребительских обществ, что означало усиление общественной стороны кооперативной жизни. Около 50% потребительских обществ России производили на рубеже XIX - XX вв. отчисления из прибыли (5% к обороту), которые служили просветительским целям.

Процессы, происходящие в это время в стране, оказывали самое непосредственное влияние на формирование кооперации Дона и Северного Кавказа. Следует отметить, что в интересующем нас регионе имелись благоприятные природно-климатические и исторические условия для возникновения и развития кооперативных объединений. Плодороднейшая почва степной зоны, обильные пастбища горных и предгорных районов, насыщенность водных ресурсов и другие естественные факторы способствовали развитию производительных сил и хозяйства региона, что создавало экономические предпосылки для формирования капиталистического уклада. Немаловажной являлась и социальная предпосылка, связанная с почти полным отсутствием феодально- крепостнических пережитков в русских районах Северного Кавказа, что способствовало развитию предприимчивости у значительной части населения. Одним из следствий данного процесса являлось зарождение кооперации.

Простейшие виды кооперации стали появляться в ходе освоения Предкавказья уже в конце XVIII в. Инициаторами их создания стали в основном переселенцы из центральных губерний страны. При освоении целинных земель у них ощущалась острая нехватка рабочего тягла и сельскохозяйственных орудий, поэтому крестьянским хозяйствам приходилось объединять имеющиеся средства производства в так называемую «супрягу». К созданию «супряги» были причастны в первую очередь ближайшие родственники и соседи. Эти объединения носили временный характер, прекращая существование после проведения сезонных полевых работ.

В межсезонье многие крестьяне в качестве дополнительного приработка занимались извозом. Но так как в одиночку было трудно и небезопасно перевозить грузы на большие расстояния, извозчики объединялись в своеобразные артели, в рамках которых имелся общий капитал, действовали неписаные правила внутреннего распорядка. Это вносило элементы кооперативной организации во время многодневных поездок извозчиков по Северному Кавказу, Нижней Волге, Дону.

В это же время возникали крестьянские артели, занимавшиеся добычей соли в озерах Приманычья, снабжая ею не только односельчан, но и соседей. Временные артели создавались также для перегона скота на продажу. Простейшими видами кооперации была принесённая из Малороссии совместная работа по выделке самана для строительства жилья и других хозяйственных построек. Широкое развитие получили строительные артели, которые особенно активно действовали в периоды спада в сельскохозяйственных работах и являлись дополнительным заработком для крестьян. Вместе с тем отмеченные виды крестьянских объединений имели неустойчивый социальный состав и включали лишь элементы кооперативной организации.

Зарождение подлинно кооперативного движения в интересующем нас регионе происходило одновременно с аналогичными процессами в масштабах всей страны. Одним из первых кооперативов, официально созданном не только на Северном Кавказе, но и в России, было потребительное общество «Кавказ», образованное в городе Ставрополе. В уставе, утвержденном 26 мая 1869 г. наместником на Кавказе, отмечалось: «Общество имеет целью доставить своим членам возможность дешевле жить и посредством сбережений и торговых оборотов общества накоплять некоторый капитал». Участвовать в товариществе могли лица обоего пола, признающие устав. Независимо от количества паев, все члены являлись равноправными. Проценты с запасного капитала по усмотрению общего собрания могли отчисляться «на выдачу пособий для воспитания и образования беднейших членов общества, на устройство библиотеки и других общеобразовательных учреждений в пользу членов общества».

Следовательно, уже первое зарегистрированное на Северном Кавказе общество включало в себя классические принципы кооперативной организации. В работе общества активное участие принимал А.Н. Лопатин - отец известного революционера Германа Лопатина, отбывавшего ссылку в г.Ставрополе. Можно предположить, что последний сыграл непосредственную роль в его создании. Характерно, что первые заседания правления проходили в Ставропольской общественной библиотеке, где в это время работал ссыльный Г. Лопатин.

Практическая деятельность общества привлекала внимание общественности. Уже в первый год своей работы в сентябре 1869 г. общество «Кавказ» имело лавку, в которой продавались ткани, нитки, пуговицы, канцелярские принадлежности, парфюмерия и т.д. В 1880 г. в преддверие закрытия общества один из современников в отзыве о его деятельности отметил, что «за 10 лет, несмотря на пассивное отношение большинства членов к общему делу, у многих сформировались полезные привычки и известная умелость в обращении с общественными практическими делами».

Еще одно общество потребителей возникло в Ставрополе в 1899 г. В это время оно являлось единственным в губернии. В Терской области тогда же действовали 4 общества, из которых 3 объединяли рабочих и служащих Владикавказской железной дороги. Одним из них в марте 1893 г. на станции Минеральные Воды была открыта постоянная лавка, а затем хлебопекарня. Общество продавало товары исключительно своим членам и поэтому пользовалось льготным тарифом по перевозке товаров по Владикавказской железной дороге. Лавка общества успешно работала в течение почти двух десятилетий. В 1914 г. ее обороты составили свыше 150 тыс. руб. в год.

В условиях ускорения темпов социально-экономического развития все большее значение в хозяйственной жизни Дона и Северного Кавказа, как и всюду в России, приобретал мелкий кредит. Первое время открытие сельских и станичных банков проходило медленно. Толчком к развитию данного процесса стало введение указанного Положения об учреждениях мелкого кредита. Так, если в 1887 - 1891 гг. по всей Ставропольской губернии действовало только 2 сельских банка, то в 1893 г. - 4, 1894 г. - 7, 1895 г. - 11,1897 г. - 18.

Одной из причин такого быстрого роста банков являлось усиление материальных стимулов участия населения в их деятельности. В соответствии с новой редакцией статьи 34-й нормального устава прибыли от оборотов, за удержанием из них суммы, необходимой на расходы банка и на вознаграждение распорядителя, присоединялись к основному капиталу; часть прибылей, не превышающая половины всей их суммы, могла быть направлена на удовлетворение общественных потребностей. В соответствии с новым правилом с 1898 г. основные капиталы банков стали быстро расти. Так, если в 1893 г. в банках Ставропольской губернии числилось основных капиталов - 6000 руб., то в 1895 г. - 20604 руб., в 1898 г. - 72907 руб., в 1901 г. - 227033 руб., в 1905 г.-571498 руб.

В конце XIX в. на Дону и Северном Кавказе шёл активный процесс развития капиталистических отношений, который приобретал всё более устойчивый характер. Губернии и области втягивалась в общероссийский рынок, где возрастала их роль в качестве поставщиков сельхозпродукции. Одним из первых в регионе стало осуществлять сбытовые функции товарищество «Фрам» Ставропольской губернии, приступившее в 1898 г. к реализации вина.

Наибольшее значение в сбытовой деятельности северокавказской кооперации приобрела зерновая продукция, ставшая основным предметом российского экспорта. С завершением строительства железной дороги до порта Новороссийск северокавказское зерно получило кратчайший выход на мировой рынок. Повышенный спрос на зерно оказал решающее влияние на специализацию сельского хозяйства. Резко увеличивалась распашка земли. По отчёту ставропольского губернатора, с 1904 г. по 1911 г. посевы выросли на 56,5 %. При этом сенокосы уменьшились на 53,3 %. В три с лишним раза выросли цены за аренду земли. В связи с этим происходили значительные изменения в животноводстве, где наблюдалось сокращение поголовья скота и в первую очередь овец. Одновременно шло значительное увеличение лошадей, вывоза на продажу животных за пределы губернии.

Развитие капиталистических отношений в аграрном секторе экономики способствовало повышению товарности крестьянских хозяйств, стремлению последних к расширению посевных площадей, организации переработки молочных продуктов и т.п. Все это требовало значительных средств, которых у большинства крестьян не было. В условиях засилья деревенских ростовщиков возникла потребность в создании механизма, позволявшего крестьянину в любое время получить кредит на приемлемых условиях. Роль этого механизма должна была сыграть кредитная кооперация.

Основным видом кредитной кооперации стали кредитные товарищества. Предоставляя возможность проявления частной инициативы, они широко использовали местные возможности, вовлекая в свой состав различные слои населения. Следует отметить, что первый устав кредитного товарищества в России был разработан в пределах интересующего нас региона Кугультинским кредитным товариществом Ставропольской губернии, хотя оно и не сумело приступить к действиям вплоть до 1905 г. К этому времени на Северном Кавказе действовали 32 кредитных товарищества и 21 ссудно-сберегательное.

Дальнейшее повышение уровня организации кредитной кооперации было связано с принятием 7 июля 1904 г. нового «Положения об учреждениях мелкого кредита». Несмотря на то, что в своей основе положение во многом повторяло старый закон, в него были внесены существенные изменения и дополнения. Так, целью учреждений мелкого кредита объявлялась уже не помощь «малодостаточным лицам», а «способствование» сельским хозяевам, земледельцам, ремесленникам, промышленникам и их объединениям. Эта новая формулировка отражала определенный сдвиг ориентации правящих кругов на «крепких» хозяев.

Более точно была определена и целевая направленность деятельности учреждений мелкого кредита, которые должны были «облегчать своим членам производство хозяйственных оборотов и улучшений, а также приобретение инвентаря путем снабжения данных учреждений необходимыми средствами и принятием на себя посредничества по их оборотам». В образцовых уставах, переизданных в 1905 - 1906 гг. в связи с введением нового Положения, специально указывалось, что в случаях употреблении ссуд не по назначению правления имели право требовать их досрочного возвращения.

Система учреждений мелкого кредита расширялась за счет включения в нее земских касс, а также региональных союзов кредитных кооперативов. Земские кассы, предназначавшиеся для кредитования как учреждений мелкого кредита, так и отдельных заемщиков, могли учреждаться обычным путем, союзы же только по специальному в каждом отдельном случае разрешению Комитета министров по представлению министра финансов. Земства, кроме того, получили право учреждать по своей инициативе кредитные и ссудо- сберегательные товарищества, ссужая их средствами для образования основных и оборотных капиталов.

В то же время правительство приняло меры по дальнейшей централизации государственного контроля за деятельностью учреждений мелкого кредита. При этом все крестьянские сословно-общественные заведения оставались в ведении МВД, а кооперативные - Министерства финансов. При Госбанке учреждалось Управление по делам мелкого кредита, на которое возлагался высший надзор за всеми учреждениями и общее их финансирование из средств, предоставлявшихся банком.

Это было компромиссным шагом правительства навстречу кооператорам, стремившимся к образованию единого финансового центра. В то же время правительство оставило за собой функции контроля за финансовой деятельностью кооперативных организаций. На местах создавались комитеты мелкого кредита во главе с губернаторами, начальниками областей, которым передавалось право рассматривать ходатайства об открытии кооперативов, решать вопросы о целесообразности их деятельности, о выдаче ссуд из казенных средств, назначении ревизий и т.д.

Для практического руководства деятельностью кредитных товариществ была образована сеть инспекторов мелкого кредита, которые осуществляли производство ревизий, инструктаж и т.д. Полномочия их были весьма обширны, вплоть до временного отстранения членов правлений и приостановки деятельности учреждений. Контролирующими функциями по отношению к кредитным обществам обладали и земские начальники, которым было поручено следить за их работой и осуществлять ревизии.

После издания указанного положения, а также в связи с проведением столыпинской аграрной реформы процесс создания кредитных товариществ приобрел интенсивный характер. Правительство в условиях острой нужды крестьянского населения в кредитах способствовало росту учреждений мелкого кредита, выделив на эти цели 160 млн: руб. Первоначальный основной капитал и часть оборотных средств кредитным товариществам выдавались Государственным банком на льготных условиях. Большую роль на Северном Кавказе играл Крестьянский поземельный банк, созданный в 1982 г. для содействия крестьянам в приобретении частновладельческих земель. Если в 1897 - 1900 гг. по всем губерниям и областям Северного Кавказа было выдано 107 ссуд на приобретение 34 тыс. дес. земли, то в 1901 - 1904 гг. - уже 218 ссуд на покупку 70,4 тыс. дес. земли. При этом абсолютное большинство ссуд (98,2%) выдавалось товариществам.

В результате принятых мер финансовое положение кредитной кооперации стало улучшаться. Так, в Ставропольской губернии основной капитал действовавших в 1906 г. учреждений мелкого кредита достиг 909 тыс. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7,7 %. Заемщикам было выдано ссуд почти на 3,5 млн. руб. и получено чистой прибыли в размере более 151 тыс. руб. Со стороны губернского комитета обращалось особое внимание на взыскание просроченных ссуд, недопущение накопления их в будущем и на правильную постановку дела.

Первая российская революция оказала сдерживающее влияние на ещё не набравшую силу кооперацию на Дону и Северном Кавказе. Забастовки на предприятиях России уменьшили поступление товаров, а торговые фирмы значительно сократили отпуск товаров в кредит. На это обстоятельство часто жаловались местным властям правления кооперативов. В создавшейся ситуации увеличилось количество желающих выйти из состава кооперативов, что угрожало многим из них прекращением деятельности.

В то же время революция способствовала дальнейшему развитию капиталистических производственных отношений. В частности, в целях поддержки крестьянских хозяйств 3 ноября 1905 г. был издан манифест императора об отмене с 1 января 1907 г. выкупных платежей. Высвободившиеся средства крестьяне могли теперь использовать по своему усмотрению, в том числе вносить в кредитные товарищества, что создавало условия для укрепления последних. Кроме того, был несколько ослаблен административный пресс царской администрации над деятельностью кооперации, что способствовало развитию ее самостоятельности.

«После 1905 г., - писал М.Л.Хейсин, - состав кооперации и ее содержание резко уже изменились. До этого времени она находилась под опекой. Теперь движение шло не сверху, а снизу. Теперь на сцену выплыла самодеятельность и самопомощь». М.И. Туган-Барановский, отмечая особенности развития кредитных кооперативов в России, указал на то, что «наша крестьянская кооперация находится вне влияния помещичьего класса», что составляет ее отличие от Германии, где оба класса состоят в тесном политическом союзе.

Период ослабления общественного интереса сменился огромным размахом кооперативного творчества, исходящего от широких масс крестьянства. Развитие рыночных процессов вызвало к жизни за период с 1905 г. по 1915 г. 30 тыс. новых кооперативов. Еще одним мощным толчком для развития кооперации, особенно кредитной, явилось издание указа 9 ноября 1906 г, согласно которому крестьяне могли выходить из общины и закреплять за собой надельную собственность, становясь её полноправными собственниками. Теперь каждый домохозяин, получивший свой надел, мог распоряжаться им по своему усмотрению, что оказало влияние на дальнейшую капитализацию сельского хозяйства.

Разрушение общинной экономики объективно способствовало укреплению российской кооперации. Из крестьянского мира стали выделяться предприимчивые хозяйства, стремящиеся к развитию производственной и сбытовой деятельности. Вместе с тем для эффективного хозяйствования, повышения культуры земледелия требовались значительные средства, которых у многих домохозяев не было. Сельские банки практически оказались недоступны для предприимчивой части крестьянства, поскольку оставались в ведении сельских обществ. Учитывая это обстоятельство, правительство приняло меры по модернизации крестьянских сословно-общественных учреждений мелкого кредита. Это вылилось в ликвидацию сельских банков и переводу их в разряд общественных ссудо-сберегающих касс.

В Ставрополье большую роль в развитии данного процесса сыграло постановление губернского комитета по делам мелкого кредита 8 января 1909 г., в соответствие с которым сельские общества были должны высказать в своих приговорах отношение к преобразованию сельских банков в ссудо-сберегательные товарищества. Этот процесс в губернии шел довольно успешно, и в 1914 г. здесь осталось 19 сельских банков, которые составляли всего 11% всех учреждений мелкого кредита. Следовательно, в ходе проведения аграрной реформы произошло резкое сокращение сословных крестьянских учреждений мелкого кредита.

Процесс создания учреждений мелкого кредита был тесным образом связан с динамикой развития различных отраслей сельского хозяйства. Так, в Кубанской области бурный рост табаководства привел к заинтересованности производителей табака в кредитах. Как следствие, на I съезде табаководов Кубанской области, состоявшемся в 1910 г., было принято решение о необходимости образования общества взаимного кредита табаководов, которое открылось в мае 1911 г. Первоначально средства общества складывались из личных вкладов табаководов. Однако вскоре значительное расширение масштабов табаководства в Кубанской области привело к острой необходимости привлечения дополнительных источников финансирования. Учитывая существенную роль Кубанской области в производстве табака, что выражалось в почти половине дохода казны с табачных фабрик империи, правительство приняло решение о выделении обществу государственной ссуды производственного назначения. Подобным образом, за счет использования собственных и привлеченных средств, происходило развитие и других учреждений мелкого кредита.

После подавления революции царское правительство ужесточило своё отношение к кооперации, ориентируя местные органы власти на усиление контроля за ее деятельностью. Циркулярами департамента полиции в 1907 г. обращалось внимание на заинтересованность левых партий в отношении кооперативного движения, которое выражалось в повсеместном образовании на легальных основаниях «добровольных, самоуправляющихся и построенных на демократическом и трудовом начале союзов для достижения общих участникам этих хозяйственных союзов целей».

Настороженно приняли царские власти решение первого Всероссийского кооперативного съезда, прошедшего в апреле 1908 г. в Москве. Съезд провозгласил рочдельские принципы в качестве основополагающих в своей работе, что ознаменовало вступление России в полосу истинного кооперативного движения. Известную часть прибыли кооператоры предусматривали отчислять на индивидуальные и общественные фонды взаимопомощи, а также на иные общественные нужды. С использованием этих средств происходило создание при кооперативах читален, библиотек и т.п.

Именно усиление общественной деятельности кооперации послужило негативному восприятию властями результатов работы съезда. В циркуляре департамента полиции отмечалось, что съезд принял «не закономерное направление», почти вся оппозиционная пресса приветствовала его как первого представителя «стихийно развивавшегося кооперативного движения, в котором виделось «пробуждение народных низов», «развитие классового сознания в трудовых массах» и т.п. Министерство внутренних дел дало указание местным властям больше внимания уделять кооперативным учреждениям и усилить надзор за их деятельностью, пресекая любые попытки проявления самостоятельности и оппозиционности к существующему строю. Перед уездными исправниками была поставлена задача негласно наблюдать за деятельностью кооперативов, а также «за деятельностью лиц, которые в будущем войдут в состав правлений и советов кооперативов вашего района и политическая благонадёжность коих будет возбуждать сомнение».

В 1911 г. правительством был принят Закон о союзах кредитных кооперативов, несколько расширявший сферу их деятельности и предоставлявший им право юридических лиц. Однако принципиальных изменений в характер взаимоотношений кооперации и государства этот закон не вносил, т.к. союзы по-прежнему оставались подконтрольны правительству. В частности, любые вопросы, связанные с изменением статуса кооперативных организаций, подлежали утверждению в правительственных инстанциях. Так, в 1914 г. правление Благодаринского союза Ставропольской губернии направило в Министерство финансов ходатайство о преобразовании его в губернский союз учреждений мелкого кредита. Однако оно не было удовлетворено. После этого совет союза неоднократно возбуждал подобного рода ходатайства в различной форме, но его просьба так и осталась без внимания.

Главным противником создания кооперативных союзов выступало Министерство внутренних дел. Даже когда Министерство финансов в 1913 г. внесло представление об утверждении 17 новых союзов, МВД решительно выступило против и выдвинуло условия, согласно которым в случае удовлетворения ходатайства союзы должны были быть поставлены под жёсткий контроль администрации. Это предусматривало обязательное утверждение губернскими комитетами всех лиц, избранных в состав союзного руководства, ограничение района деятельности союзов территорией одной губернии. Как результат, к 1914 г. в стране действовало всего 10 союзов, из которых три находились на Северном Кавказе.

Можно заметить, что среди кооперативных союзов, действующих на территории Северного Кавказа, наибольших результатов добился Кубанский союз, уступающий по количеству входящих в него товариществ и показателям хозяйственной деятельности лишь Киевскому союзу. Терский и Благодаринский союзы также не были в числе аутсайдеров.

Новым явлением данного периода в деятельности северокавказской кооперации стало приобщение к своей деятельности других народов, официально именовавшихся «инородцами». Так, в марте 1913 г. соединённый сход туркмен 16 оседлых аулов и кочевников Болыпедербетовского улуса, Туркменского и Ачикулакского приставств Ставропольской губернии постановил открыть ссудо-сберегательную кассу. Для этого из общественных капиталов было выделено 100 тыс. руб., причем 30 тыс. руб. предназначались на открытие и работу склада сельскохозяйственных орудий. В мае того же года губернский комитет мелкого кредита рассмотрел вопрос об открытии туркменской общественной ссудо-сберегательной кассы, район действия которой распространялся на все аулы и кочевников. Основные финансовые средства в размере 70 тыс. руб. поступили из туркменских общественных капиталов.

Еще одной отличительной особенностью данного периода являлось активное участие многих кредитных кооперативов в сбытовых операциях, что способствовала укреплению их финансового положения. Основным предметом сбыта являлись зернопродукты. В этом отношении кредитные кооперативы позволяли крестьянству и казачеству избегать услуг спекулянтов, получавших в результате сделок большие доходы. Одной из форм заготовительной работы, проводимой кредитными кооперативами, являлась выдача крестьянским хозяйствам ссуд под залог хлеба. Перед войной каждое третье товарищество Степного Предкавказья выдавало ссуды под залог хлеба более 1 млн. руб. в год.

Вместе с тем в предвоенный период кооперативный сбыт хлеба носил случайный характер. Это объяснялось, прежде всего, отсутствием опыта у северокавказских товариществ, а также ограниченностью собственных средств, недостаточных для успешной конкуренции с крупными заготовительными организациями. Так, попытка кредитных товариществ Ставропольской губернии и Кубанской области составить конкуренцию Северо-Кавказскому банку, являвшемуся крупнейшим экспортером хлеба, оказалась безуспешной. Несмотря на постоянное увеличение выделяемого Госбанком хлебозалогового кредита, размеры которого в 1911 г. по сравнению с 1907 г. возросли с 77 до 205 млн. руб., этих средств не хватало для удовлетворения потребностей товариществ.

Стремясь монополизировать сбыт хлеба, Госбанк отводил кредитной кооперации роль агентов, выполняющих его поручения по закупке хлеба. В то же время он предоставлял товариществам помощь при постройке зернохранилищ путем выдачи ссуд, технического обеспечения и т.д. Только поддержка Госбанка, а также крупных экспортных фирм позволяла кооперации осуществлять операции по сбыту зернопродуктов. Таким образом, перед войной северокавказская кооперация стала использоваться государственно- монополистическим капиталом в качестве одного из звеньев складывающегося механизма регулирования сельскохозяйственного производства.

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось около 20 тыс. учреждений мелкого кредита, в том числе 10,5 тыс. кредитных и 3,7 тыс. ссу- до-сберегательных товариществ, 224 земских кассы, около 6,6 тыс. крестьянских сословно-общественных заведений, 10 региональных союзных объединений, в том числе Кубанский, Терский, Благодаринский союзы кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Эти учреждения располагали средствами в размере около 1 млрд. руб.

На Северном Кавказе к этому моменту сложилась разветвленная система кооперации, включавшая в себя все основные виды кооперативных учреждений. Так, в Пятигорском отделении Терской области состояло 20 кредитных товариществ, 34 сословных кооперативных учреждения, в Ставропольском отделении 37 кредитных товариществ, 72 ссудо-сберегательных кассы и сельских банка.

Наиболее динамично кредитная кооперация развивалась в Кубанской области. Только в административном центре области - Екатеринодаре - в 1912 г. насчитывалось 12 учреждений, связанных с кредитом. Помимо отделений крупных банков, здесь действовали такие учреждения мелкого кредита, как Кубанский центральный союз учреждений мелкого кредита, Кубанское общество взаимного кредита табаководов, Екатеринодарское ссудо- сберегательное товарищество. Кредитные учреждения имелись в это время во всех крупных населенных пунктах. Например, в Майкопском отделе действовали 7 обществ взаимного кредита, 36 кредитных и 5 ссудо-сберегательных товариществ. В таких станицах, как Царско-Дарская, Петропавловская и Темиргоевская осуществляли свою деятельность одновременно два кредитных учреждения.

В целом динамика развития учреждений мелкого кредита по Кубанской области выглядела следующим образом: если в 1906 г. здесь было 36 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ с общим числом членов около 16 тыс. человек, то к 1914 г. уже 249, объединявших около 200 тыс. человек. В то же время в горских аулах, как и в Черноморской губернии, кредитные кооперативы отсутствовали.

Что касается потребительской кооперации, то ее развитие в интересующем нас регионе было обусловлено неустойчивым характером возникающих в довоенное время обществ потребителей и малочисленностью их состава. Создавались они в основном в зерновых районах Северного Кавказа крестьянскими хозяйствами, которые видели в объединении возможность освободиться от зависимости ростовщиков и торговцев.

Наиболее заметно потребительские общества проявляли себя в Кубанской области. В их числе было одно из первых в России потребительское общество в Екатеринодаре, возникшее в конце 60-х гг. XIX века. В 1872 г. стало осуществлять свою деятельность Ейское потребительское общество, а в 1889 г. общество потребителей немецких колонистов в станице Великокняжеской Баталпашинского отдела. К началу 1914 г. на Кубани действовало 80 обществ, которые составляли более 1/3 всех потребительских обществ Кавказа. Фактически полное отсутствие влияния потребительской кооперации имело место в национальных районах Северного Кавказа, где господствовали патриархально-общинные отношения и мелкая торговля.

В это же время практически не проявила себя кустарно-промысловая кооперация. Большинство кустарей и ремесленников трудились самостоятельно или в качестве наемных рабочих на крупных частновладельческих мануфактурах. Так, в крупных населенных пунктах Майкопского отдела Кубанской области действовало сапожное, столярное, плотничье, портняжное и другие виды кустарного производства, обслуживающие только местных жителей. Занимались этим в основном предприимчивые крестьяне в свободное от полевых работ время, т.е. преимущественно зимой и осенью.

Всего на Северном Кавказе в 1913 г. осуществляли свою деятельность 80 тыс. кустарей и ремесленников, производившие продукцию на сумму до 90 млн. довоенных руб. Наибольшее значение имели промыслы, которые велись на основе сельхозсырья: мукомольный, маслобойный и кожевенный. В национальных районах было развито производство кавказского сукна, бурок, седел, обуви и других изделий. Вместе с тем местное кустарное производство не имело постоянного характера и не могло стать основой для развития кустарной кооперации.

Начало Первой мировой войны открыло новый период в развитии российской кооперации. В условиях нехватки товаров первой необходимости, роста дороговизны, тяжёлой ситуации, складывавшейся со сбытом хлеба, деятельность кооперации стала приобретать большое значение. Многие кредитные товарищества уверенно набирали силу и, несмотря на трудности военного лихолетья, работали устойчиво. Так, на собрании уполномоченных союзов Северного Кавказа в марте 1915 г. при подведении итогов работы за предыдущий год отмечалось, что среди кооперативов Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей наблюдалось усиленное развитие товаро-посреднических операций, из которых особенно выделялась своими крупными оборотами снабжение населения строевым лесом.

В то же время возникла сложная ситуация со сбытом зерна. С одной стороны, крестьянские хозяйства были готовы к реализации больших партий зернопродуктов. С другой стороны, в условиях войны и закрытия для России со стороны Турции портов Босфор и Дарданеллы, экспорт северокавказского зерна прекратился. Внутренний рынок потребления зерна был также ограничен ввиду слабого развития транспортной системы Северного Кавказа, перегруженной военными перевозками.

Основным покупателем хлеба было военное интендантство, которое смогло закупить лишь часть зерна по нормированным ценам. Специальных учреждений, оказывающих помощь крестьянам по организации выгодного сбыта хлеба, не было создано. Эту роль пытались взять на себя кредитные товарищества, которые закупали зерно или брали его в залог у землевладельцев. Опыт, приобретенный кооперацией в первый год войны, дал возможность успешно конкурировать с торговыми домами и частными лицами в деле снабжения действующей армии сельхозпродуктами.

Одним из факторов укрепления организации сбытовой деятельности кооперации стало расширение сотрудничества между союзами. По инициативе Кубанского центрального союза в начале сентября 1915 г. состоялось совещание представителей Кубанского, Благодаринского и Терского союзов, посвященное урегулированию совместных поставок хлебных продуктов для нужд армии. На нём были разработаны условия договора между кредитными союзами и Уполномоченным министерства земледелия по закупке хлеба для армии на Северном Кавказе, которые предусматривали предоставление союзам преимуществ в получении нарядов по поставкам продуктов для нужд армии. В заготовительную кампанию 1915 г. союзы осуществили поставки армии в размере около 6,5 млн. пудов хлебных продуктов - четверть всех закупок для армии, произведенных Уполномоченным в данном регионе. Это было значительным достижением Северо-Кавказской кооперации, так как в целом по стране, по подсчетам А.Л.Анфимова, на долю кооперативных поставок хлеба для армии приходилось только 17%.

Несмотря на разруху и экономический кризис, кредитные кооперативы Дона и Северного Кавказа значительно увеличили свои посреднические операции. Кассы хлебных ссыпок располагали значительными средствами для закупки зерна от населения. По мере развития кооперативного сбыта северо- кавказская кооперация превращалась в крупное капиталистическое предприятие. Товарищества на правах крупных посредников скупали зерно не только у своих членов, но и у местных торговцев и скупщиков. В фондах местных архивов сохранились многочисленные свидетельства связей кредитных кооперативов со скупщиками, купцами и торговцами, игравшими роль агентов союзов по закупке зерна за счет предоставляемых авансов.

Существовала и обратная связь, когда кооперация осуществляла сделки по продаже скупленного зерна частным лицам. Например, кредитные товарищества Пятигорского района Терской области в сезон 1914/15 г. продали 392,4 тыс. пуд. хлеба, большая часть которого, минуя потребителя, попала в руки скупщиков. Правление Ставропольского союза в декабре 1915 г. продало 100 тыс. пуд. ячменя купцу А.И. Груби, имеющему пивоваренный завод в г.Ставрополе.

Такая практика свидетельствовала о двойственном характере посреднической деятельности кооперации: с одной стороны, товарищества улучшали условия продажи продукции крестьянских хозяйств, с другой стороны, они отчасти поддерживали торгово-ростовщическую деятельность многочисленных скупщиков. Это объяснялась тем, что кооперация являлась не столько органом, обслуживающим сельских производителей, сколько самостоятельным капиталистическим предприятием со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Союзы кредитных кооперативов Северного Кавказа получали в годы войны значительные прибыли, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. Прибыли складывались, прежде всего, из комиссионных, уплачиваемых за доставку хлеба для армии. За эту посредническую деятельность Уполномоченным министерства земледелия уплачивалось кооперативам и их союзам в 1915 г. - 1 коп. за пуд сданного хлеба, в 1916 г. - 5 коп, в 1917 г. - 10 коп. комиссионного вознаграждения. В 1916 г. Ставропольский губернский союз получил прибыль в сумме 6 тыс. руб., размеры прибыли Кубанского центрального союза были в три раза выше. К началу 1917 г. данный союз объединял 159 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ с торговым оборотом в 52 млн. руб.

Основными поставщиками хлеба являлись зажиточные крестьянские и казацкие хозяйства. Если в других южных областях России величина партий хлеба, поступавших от членов кооперативов, колебалась от 660 до 1000 пуд., то на Северном Кавказе размеры хлебных партий доходили до 2000 пуд. Причем на долю крупных поставщиков (от 1000 до 2000 пуд.) приходилось до 90% сбываемого хлеба. Повышенный спрос на хлеб в годы войны способствовал увеличению доходов зажиточного крестьянства, что в свою очередь оказывало влияние на развитие вкладных операций и рост собственных средств в кредитных товариществах.

Укреплению кредитной кооперации и повышению уровня организации сбытовых операций содействовало объединение союзов учреждений мелкого кредита Юга России. Состоявшееся в августе 1916 г. совещание представителей союзов 14 губерний и областей Юга рассмотрело вопросы о «наиболее желательной организации посреднических операций по сбыту хлеба учреждениям мелкого кредита и их Союзов».

В октябре 1916 г. на съезде представителей союзов было признано необходимым объединение союзов Юга России в форме уставного товарищества или общества. И наконец, 3 января 1917 г. на втором съезде учреждений мелкого кредита Юга России был принят устав акционерного общества - Союз Союзов учреждений мелкого кредита Юга России по экспорту хлеба. Кооперативная печать по этому поводу отмечала: «Союз Союзов поставил перед собой задачу «все усилия направить к захвату сбыта за границу в кооперативные руки».

Надеяться на выполнение этой цели, опираясь на собственные средства, конечно, являлось иллюзией. Кредитная кооперация Юго-Востока России, имея в своей собственности зернохранилища общей вместимостью около 13 млн. пуд., располагала возможностью сгруппировывать массовые партии зерна. Однако только созданная Госбанком элеваторная система могла обеспечить очистку и классификацию крупных партий зерна. Вместе с тем кредитная кооперация стала в условиях войны незаменимым посредником между финансовой олигархией и мелкотоварным производством, преобладающим в сельском хозяйстве. Неизмеримо возросла роль кооперации в обеспечении населения не только товарами первой необходимости, но и орудиями производства, сельскохозяйственными машинами.

Активное включение кредитных кооперативов ц посреднические операции вело к накоплению значительных средств в кооперативных учреждениях. Основная роль принадлежала вкладным операциям, прирост от которых в Ставропольской губернии в 1916 г. составил 4658960 руб. Среди вкладов существовали бессрочные, с уплатой по первому требованию, срочные и условные, процент начислений на которые различался. Так, Пашковское товарищество Екатеринодарского отдела Кубанской области уплачивало по бессрочным вкладам от 4% до 5%, по срочным при условии нахождения вклада от полугода до года - 6% годовых, от года до трех - 7%, свыше трех лет - 8%. В то же время товарищество начисляло по ссудам 10% годовых.

Существующая разница между процентами по ссудам и вкладами, в условиях активного обращения населения к услугам учреждений мелкого кредита позволяла товариществам увеличивать свою прибыль. Например, в Ивановском кредитном товариществе Баталпашинского отдела Кубанской области основной капитал в сумме 4908 руб., был большей частью получен путем отчисления из прибыли (2958 руб.) и в меньшей степени представлен займами Госбанка (700 руб.) и ссудо-сберегательной кассы (1250 руб.).

Помимо сбытовых операций немаловажную роль в условиях военного времени играла снабженческая деятельность кооперации. С точки зрения обеспечения населения предметами первой необходимости аграрные губернии и области Юго-Востока оказались в чрезвычайно сложном положении. Промышленность здесь была развита слабо, ориентируясь главным образом на переработку сельскохозяйственной продукции. Перед кооперацией возникла проблема доставки товаров из других регионов страны, что объяснялось расстройством железнодорожной системы перевозок и острой нехваткой вагонов. В связи с этим с каждым месяцем нарастал товарный голод, и расширялись масштабы спекуляции. К июлю 1916 г. стоимость продуктов по сравнению с июлем 1914 г. повысилась на 66,3%, с июля по декабрь 1916 г. - еще на 53%.

Данные обстоятельства оказали влияние на значительное увеличение числа потребительских обществ. Их создание происходило двумя путями: за счет инициативы групп населения в городах и сельской местности и путем преобразования бывших кредитных товариществ. Бурный рост потребительской кооперации потребовал соответствующих организационных мер со стороны губернских и областных правлений, так как специальных органов, которые бы занимались решением этого вопроса, не существовало. Например, в 1915 г. в Ставропольском губернском правлении в производстве находилось более 20 дел по учреждению потребительских обществ. В 1916 г. их стало уже более 40.

Наибольший рост потребительских обществ происходил на Кубани. Если в 1916 г. здесь действовало 101 общество, то к началу 1918 г. уже 592 Наиболее крупным по числу членов и по объему кооперативной деятельности было Екатеринодарское общество потребителей «Основа», организованное в марте 1915г. в рабочем районе города - Дубинке. Объединяя к середине 1917 г. более 11 тыс. человек, общество стало выполнять функции союзного объединения потребительских обществ, тяготеющих в своей торговой деятельности к г. Екатеринодару. Так, к августу 1917 г. было обслужено около 102 потребительских обществ, которым было отпущено товаров на 65 тыс. руб., а к осени число клиентов дошло до 120.

Анализ состава членов кооперативов в годы войны показывает, что среди них значительную часть составляли не только крестьяне, но и лица других сословий, социальных групп. При этом в кредитных товариществах преобладали представители зажиточных хозяев, что сказалось на составе их руководящих органов. Как отмечалось в донесениях инспекторов, в правлениях и советах доминировали «активные и в основном состоятельные и развитые крестьяне». На Дону и Северном Кавказе ими являлись зажиточные хозяева со средним размером посевов на своих и арендованных землях до 40 дес.

В свою очередь власти, придерживаясь традиционной попечительской политики, стремились поставить во главе учреждений мелкого кредита представителей из «образованных» классов - местного духовенства, учителей, агрономов и других лиц из сельской интеллигенции. Синод и Министерство просвещения специальными циркулярами известили местные власти о том, что учителям и священникам разрешалось принимать участие в качестве председателей и членов правлений и советов кооперативных учреждений или в качестве служащих этих заведений по вольному найму. Тем не менее, первые массовые обследования состава руководящих органов кредитных кооперативов показали преобладание в них крестьянства и казачества. Так, в Ставропольской губернии крестьяне к началу 1912 г. занимали 3/4 всех должностей членов советов и правлений кредитных и ссудо-сберегательных товариществ.

В годы войны местные власти ужесточили контроль за деятельностью кооперации. Поскольку штат инспекторов мелкого кредита был невелик, а количество учреждений росло, повышалась роль земских начальников, особенно в отношении крестьянских кредитных учреждений. Однако, несмотря на противодействие властей, кооперативное движение все в большей степени демонстрировало свою самостоятельную роль в хозяйственной жизни страны.

С учетом этого обстоятельства Государственная Дума 24 марта 1916 г. приняла проект общекооперативного закона, получившего одобрение кооперативной общественности ещё в 1914 г. Этот документ предусматривал регистрационный порядок создания региональных и отраслевых союзов, свободный созыв всероссийских и региональных съездов. Специальные его пункты касались отчисления от доходов ассоциаций и их союзов на культурно-просветительские цели и ведение кооперативной пропаганды, что особенно раздражало правительственные круги.

В связи с этим верхняя палата - Государственный совет - отвергла принятый Думой закон. В противовес предложениям кооператоров Совет Министров ещё 10 июля 1915 г. предложил министру торговли и промышленности выработать специальный законопроект о потребительской кооперации и создании особого Комитета по делам потребительских обществ (по образцу существовавшего Управления по делам мелкого кредита). Был распущен созданный в мае - июне 1915 г. по инициативе самих кооператоров Центральный кооперативный комитет и его местные губернские и областные комитеты.

Вместе с тем нарастающий продовольственный кризис потребовал от правительства дальнейшего привлечения аппарата кооперации для решения хозяйственных проблем. Правительство вынуждено было пойти на уступки и разрешило создать в 1915 г. 50 кооперативных союзов. В том числе осенью 1914 г. было образовано Доно-Кубано-Терское товарищество кооперативов, объединившее большинство потребительских и сельскохозяйственных товариществ, а также некоторые кредитные товарищества. Часть потребительских товариществ вошла в Московский союз потребительских обществ. На 1 января 1917 г. в этом союзе состояло 28 потребительских обществ от Кубани и 10 - от Черномории.

В Ставрополье одним из организаторов союза выступила губернская земская касса мелкого кредита. 18 августа 1916г. руководство кассы обратилась к губернатору с ходатайством провести 25 - 26 сентября совещание потребительских обществ для рассмотрения вопроса об организации губернского союза потребительских обществ, так как «их разрозненность не позволяла кассе выполнять намеченную работу, как того требует нужда населения».

В совещании приняли участие 41 представитель от 29 потребительских обществ. Приведенные в докладе данные о состоянии потребительной кооперации Ставрополья соответствовали общероссийской тенденции, связанной с усилением роли потребительской кооперации в годы войны. Так, из 87 имевшихся обществ 80% были открыты в 1915 - 1916 гг. Потребительские общества имелись в более половины всех селений губернии. Кроме подведения итогов развития потребительской кооперации в губернии, совещание приняло проект устава Ставропольского союза потребительных обществ.

В целом, к началу 1917 г. произошло оформление организационной системы потребительской кооперации, роль и значение которой существенно возросли. К этому времени в России насчитывалось до 300 союзов потребительских обществ, объединявших до 20 тыс. ассоциаций, с общим составом участников не менее 6-7 млн. человек. Общее число кооперативов в стране увеличилось с 1625 г. на начало 1901 г. до 47187 на 1 января 1917 г. В кооперативном движении участвовало до 14 млн. человек, а с членами их семей - 84 млн., т.е. свыше половины населения страны. По этим показателям Россия занимала первое место в мире.

Новый этап в развитии отечественной кооперации наступил после Февральской буржуазно-демократической революции. Необходимо отметить, что абсолютное большинство руководителей союзов и кооперативной общественности приветствовали победу революции и высказывались в пользу поддержки новой власти. Уже 10 марта 1917 г. около 200 уполномоченных учреждений мелкого кредита Южно-Донского союза округов, собравшиеся в Ростове-на-Дону, признали Временное правительство «за единственную законную власть в государстве». Кооператоры решили подчиняться всем его распоряжениям до окончательного разрешения таковых Учредительным собранием.

Начало марта 1917 г. стало временем триумфа российских кооператоров. Ни до, ни после Февральского переворота в своей политической деятельности они не переживали подобного взлета. Действительно, особенность положения кооперации накануне свержения самодержавия выгодно отличало ее по сравнению с другими общественными организациями или политическими партиями. Прежде всего легальное существование, непосредственная связь с массами, относительная экономическая и финансовая самостоятельность, собственная печать, опытный кадровый корпус, определенная часть которого составляли профессиональные революционеры и политические деятели. Особую роль играли участие кооперации в хозяйственной жизни регионов, их работа по выполнению ответственных государственных заданий, взаимодействие с правительственными и земскими органами в деле снабжения населения продовольствием и товарами широкого потребления.

Представители кооперации входили в состав властных структур, в том числе являлись членами многих Советов рабочих и крестьянских депутатов, комитетов общественной безопасности, земств, городских управ. На Северном Кавказе выборные от кооперативных организаций входили в состав Военно-промышленных комитетов.

Со своей стороны Временное правительство придавало кооперации большое значение в общественно-политической и хозяйственной жизни страны. Уже 20 марта правительство приняло Закон о кооперативных товариществах и их союзах, отклоненный ранее Государственным советом. Определяя в общем виде суть и цели кооперативных ассоциаций, закон не содержал детальной регламентации деятельности кооперативов. Он провозглашал основные начала их организации и деятельности (самопомощь, самодеятельность, самоуправление, взаимная ответственность). Что касается специфики отдельных видов объединений, то она получала отражение в примерных уставах, вырабатываемых самими кооперативными учреждениями. В этом отношении новый закон, по мнению российских кооператоров, выгодно отличался от германского законодательства, еще недавно служившего для них образцом.

Большое значение для дальнейшего развития кооперативного движения сыграли решения I Всероссийского съезда кооперативных союзов, объединений и комитетов, состоявшемся в Москве 25 марта 1917 г. Они внесли существенные изменения в статус кооперации, способствуя ее дальнейшей эволюции в сторону общественно-политической организации. Во-первых, кооперация провозглашалась одним из отрядов «трудовой демократии», ее организованной ячейкой. Во-вторых, вся общественно-политическая деятельность кооперации должна была носить беспартийный характер. В-третьих, сохранялась известная дистанция между государством и кооперацией. Съезд избрал руководящий орган кооперативного движения в условиях победившей революции - Совет Всероссийских Кооперативных съездов, который проявил большую активность в вопросах укрепления правовой основы кооперативной деятельности, популяризации кооперативного движения, активизации общественно-хозяйственной работы на местах.

В условиях продолжающейся войны произошло дальнейшее повышение роли потребительской кооперации. На Дону и Северном Кавказе в это время шел активный процесс преобразования кредитных кооперативов в потребительские. Например, в Адыгее существовавшие 14 кредитных товариществ были вынуждены прекратить свою деятельность. Вместо них возникли потребительские общества, число которых в конце 1917 г. достигло 45.

В масштабах Северного Кавказа ускорился процесс формирования новых союзов потребительских обществ. Так, в Ставрополье развернулась широкая работа по окончательному оформлению губернского союза потребительских обществ. Его устав был утвержден Министром внутренних дел 22 марта 1917 г. В конце апреля прошло учредительное собрание представителей потребительских обществ губернии, принявшее решение о создании союза. Для образования капитала собственных производств, вошедшие в союз общества, должны были отчислять по 0,5% с оборота и вносить в кассу союза вместе с паями. Подобным образом проходило создание союзов потребительской кооперации в остальных областях и губерниях региона.

Одновременно начался процесс преобразования кредитной кооперации в сельскохозяйственную. Следует отметить, что в условиях войны и расстройства финансовой системы большинство кредитных кооперативов перешли в основном к выполнению сбыто-снабженческой деятельности. Наряду с потребительскими обществами они приобрели большое значение в решении насущных потребностей населения. Об этом в частности свидетельствует повышение авторитета кредитных кооперативов и их союзов в глазах местных органов самоуправления. Многие из них стремились непосредственным образом связаться с союзами в целях решения насущных потребностей населения. Так, в сентябре 1917 г. постановление волостного народного (земского) собрания села Старомарьевского Ставропольской губернии по вопросу «Об изыскании способов приобретения предметов первой необходимости» было направлено сразу в губернский союз.

Следствием данного процесса стало создание союзной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. С октября 1917 г. объединяющим ее центром в масштабах региона стал Юго-Восточный Союз Союзов сельскохозяйственных и кредитных кооперативов (ЮВОСС), в который входило 12 областных, губернских и районных союзов. В 1918 г. ЮВОСС вместе с группой кредитных союзов основал Юго-Восточный кооперативный банк. На 1 января 1918 г. по Северному Кавказу было зарегистрировано 899 кредитных и ссудосберегательных товариществ, объединяющих 2 млн. 850 тыс. чел, что составляло 28% населения края.

Несмотря на количественный рост организаций и членов кооперации, возможности ее хозяйственной деятельности были ограничены выполнением заданий правительства и местных органов власти по заготовке сельхозпродуктов и распределению получаемых от государства товаров. Остальные важнейшие функции кооперативной деятельности, связанные с осуществлением кредитования, проявлением собственной инициативы в сбытоснабженческой и производственной работе не играли существенной роли в условиях нарастающей разрухи и ослабления экономических связей в стране.

В связи с этим с целью координации и централизации кооперативной деятельности со стороны лидеров кооперативных союзов принимались меры по дальнейшему организационному укреплению кооперативной системы. Важнейшим ее этапом стал принятый Временным правительством 1 августа 1917 г. закон «О съездах представителей кооперативных учреждений», завершивший процесс создания общекооперативного законодательства в России. В соответствие с законом в союзы могли объединяться как кооперативы однородного типа, так и разнородные по своим целям и задачам, допускалась возможность создания союзов - региональных, отраслевых и всероссийских.

При Всероссийском съезде представителей кооперативных объединений учреждался Совет съездов - его исполнительный орган, наделенный широкими полномочиями. Фактически Совет дублировал деятельность регистрационных отделов окружных судов - последние обязаны были доставлять ему сведения о каждом акте регистрации устава и каждом отказе в регистрации, о ликвидации кооперативов и их союзов. Таким образом, Совету придавался характер общегосударственного и общекооперативного центра.

В это же время в условиях обострения системного кризиса в стране происходит дальнейшая политизация в деятельности руководящих кругов кооперативных объединений. Возникают различные течения, отражающие взгляды тех или иных политических партий и движений. Среди них выделялись сторонники создания однородного социалистического правительства, представленные в основном членами выделившейся рабочей кооперации и сторонники продолжения демократических реформ, которые стремились к созданию «коалиционной, национальной, твердой власти».

Разногласия этих двух группировок продемонстрировал II Экстренный кооперативный съезд, состоявшийся 11-14 сентября 1917 г. Окончательным признанием политического раскола кооперации явилось решение съезда послать на Демократическое совещание две делегации: общей кооперации в составе 12 человек и рабочей с отдельным представительством в 30 мандатов, увеличенным затем до 38. Большинство руководителей кооперативных союзов заняло в это время позицию поддержки Временного правительства и резкого осуждения действий леворадикальных сил. Одобрение с их стороны вызвали попытки правительства к консолидации общества путем созыва Демократического совещания. Представители кооперации не только приняли участие в совещании, но и активно пропагандировали его идею на местах. Так, Майкопский союз кооператоров в день открытия совещания 14 сентября, провозглашенным праздником Демократии, выделил для его устройства ряд товаров массового спроса.

Влияние и роль российской кооперации возросли в связи с вхождением ее представителей в состав Совета Республики и Временного правительства. По мере развития событий руководство кооперативных центров, несмотря на провозглашенную кооперативными съездами политическую нейтральность, все более вовлекались в политику, что в значительной степени предопределило судьбу российского кооперативного движения после Октября 1917г.

К моменту установления Советской власти на большей территории страны российская кооперация представляла собой серьезную общественно- политическую и хозяйственную организацию, оказывающую непосредственное влияние на происходящие в стране исторические процессы. В январе 1917 г. в стране по приблизительным подсчетам действовало до 16,5 тыс. кредитных кооперативов, от 22 до 25 тыс. потребительских обществ, более 6 тыс. сельскохозяйственных обществ, более 2 тыс. сельскохозяйственных товариществ, более 3 тыс. маслодельных артелей, не менее 1 тыс. кустарных артелей. Всего насчитывалось 52 - 55 тыс. кооперативов, объединявших не менее 20 млн. человек.

В это же время на Дону и Северном Кавказе было зарегистрировано 899 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, объединявших 2 млн. 850 тыс. чел., что составляло 28% всего населения региона. Кроме того, осуществляли свою деятельность 2537 потребительских обществ, большинство из которых находилось в сельской местности.

Таким образом, в дореволюционный период отечественная кооперация прошла сложный путь от первых кооперативных объединений, имевших в большей степени показательный характер, до крупнейшей общественной и хозяйственной организации, игравшей серьезную роль в экономической и политической жизни страны. Развитие кооперативного движения на Дону и Северном Кавказе являлось одним из примеров прогрессивных изменений в содержании и формах кооперативной деятельности, усиления влияния кооперации в широких слоях населения.

 

Автор: Панарин А.А.