09.05.2014 4228

Средние женские учебные заведения региона во второй половине XIX - начало XXв

 

Начало женскому среднему образованию в России было положено при императрице Екатерине II открытием учебного заведения под названием «Воспитательное общество благородных девиц», впоследствии переименованного в Смольный институт. Жена Павла I, императрица Мария, не только восприняла принципы женского воспитания и образования Екатерининской эпохи - «воспитание мудрых и доброжелательных матерей, образованных жен», не и в значительной мере их обогатила. Как уже отмечалось, «Ведомство учреждений императрицы Марии» управляло в России частью учебно-воспитательных и лечебно-благотворительных учреждений.

По данным Е. Лихачевой, в 1827-1855 гг. в России действовало 11 женских учебных заведений, не считая тех, которые функционировали при воспитательных домах. В 1828 г. после смерти Марии Федоровны, женские учебные заведения были отнесены к специальному Ведомству учреждений императрицы Марии. В период с 1828 по 1855 гг. в России функционировало 24 женских учебных заведения, открытых преимущественно в городах. По подсчетам автора, число учащихся девочек в стране возросло на 22 тыс. В 1856 г. в учебных заведениях всех ведомств народного образования обучалось 482802 учащихся, из них 51 632 составляли учащиеся женского пола, т.е. примерно 1/9 часть от общего числа обучавшихся.

Огромную роль в развитии женского образования сыграли выдающиеся русские педагоги XIX в. Н.И. Пирогов (1810-1881), Н.А. Вышнеградский (1821- 1872), К.Д. Уши некий (1824-1870), которые неоднократно подчеркивали, что добродетельная и высокообразованная жена и мать оказывает огромное влияние на воспитание будущих полноценных граждан. Они ратовали не только за надлежащее воспитание женщины, но и за разностороннее образование. Благодаря их усилиям постоянно совершенствовались учебные программы женских школ. При участии Н.А. Вышнеградского были открыты средние женские училища Ведомства учреждений императрицы Марии, в частности первая Мариинская женская гимназия в Санкт-Петербурге (1858г.). По данным Г.А. Тишкина, в стране насчитывалось 25 Мариинских женских гимназий.

Женские государственные учебные заведения, в основном, имели принадлежность к Ведомству учреждений императрицы Марии или к Министерству народного просвещения. Женские средние учебные заведения рассматриваемого периода делились на сословные, учебно-воспитательные и бессословные - гимназии. Для Северного Кавказа характерно преобладание бессословных гимназий, прогимназий и женских епархиальных училищ.

Процесс открытия женских средних школ шел крайне неравномерно и непоследовательно. Несмотря на то, что в 60-е гг. XIX в. Ведомство императрицы Марии ратовало за открытие новых учебных заведений в городах империи, конкретные шаги в этой области в провинции предпринимались исключительно по частной инициативе из энтузиазма прогрессивной части населения.

Отсутствие государственных учебных заведений для девушек приводило к открытию частных школ, в которых плата за обучение была подчас очень высокой от 150 до 500 рублей в год. В период с 1800 по 1850 - е г. появляется множество частных школ и курсов, таких, как в Ставрополе частное женское учебное заведение Анны Гололобовой (1837- 1841 гг), учебное заведение для детей благородного сословия обоего пола Александры Щербо (1844-1849 гг), пансион Елизаветы Крупье (1839-1849 гг), пансион Октавии Федоровой (1848-1849 гг) и др.

Развитие среднего женского образования на Кавказе во многом связано с именем наместника Кавказского и главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом Михаила Семеновича Воронцова и его супруги княгини Елизаветы Ксаверьевны. По представлению Воронцова, дирекция училищ Кавказской области была переведена из ведомства Харьковского учебного округа и подчинена наместнику Кавказскому 18 декабря 1849 г. По инициативе и при непосредственном участии его супруги по всему Кавказу стали открываться женские учебные заведения.

По официальным данным, в 1851 г. во всем наместничестве было 45 учебных заведений, состоящих в ведении Министерства народного просвещения, с 3302 учащимися, в том числе - 8 частных пансионов и школ. В 1851 г. в Ставропольской губернии было 8 учебных заведений, в том числе 1 частный пансион, в котором обучались девушки.

В 1849 г. при благотворительном обществе св. Александры в Ставрополе было открыто двухклассное учебное заведение с шестилетним курсом для воспитания и образования бедных девиц, рассчитанное на 40 человек. В первый учебный год учителя безвозмездно преподавали науки во вновь открытом училище. Это были преподаватели Ставропольской мужской гимназии Ильяшенко, Радзевич, Набут. Размер платы с пансионерок и полупансионерок составлял соответственно 80 и 40 рублей в год.

Если первоначально это учебное заведение готовило «грамотных швей и камеристок», то в конце 60-х годов оно уже выпускало учительниц, имеющих право преподавать не только в народных школах, но и в гимназиях, а также заниматься частной практикой.

К 1914 г. гимназия сделала 34 выпуска. Её окончили 969 воспитанниц, 145 из них были награждены золотой медалью, 101 - серебряной. Открытые в 1869 г. педагогические курсы при гимназии к 1914 г. окончило 211 воспитанниц. Женская гимназия св. Александры просуществовала до 1920 г.

Начало женского образования в Ставрополе на государственном уровне связано с правительственной политикой в области народного просвещения и с именем легендарного педагога Януария Михайловича Неверова.

К концу 50 - началу 60 г. уже не нова была идея равноправия женщины и мужчины, что отразилось и на правительственной политике в области женского образования. В 1856 г. во все учебные округа были разосланы циркуляры министра просвещения Норова с просьбой собрать сведения о том, «где в губерниях есть возможность открыть женские школы».

Я.М. Неверов в это время стоял во главе дирекции народных училищ Ставропольской губернии. Получив копию такого циркуляра от попечителя Кавказского учебного округа барона Николае, он немедленно провел работу с городскими властями и почетными жителями Георгиевска, Пятигорска, Моздока и Кизляра, выяснил, что в этих городах не нашлось возможности открыть женские учебные заведения.

Неверов представил проект по преобразованию упомянутого женского учебного заведения св. Александры в Ставрополе с 3 низшими классами в гимназию, однако этот проект не был одобрен администрацией Кавказского наместничества и не был реализован. Идея открыть в Ставрополе женское учебное заведение волновала не только Неверова. Благодаря организованному силами мужской гимназии благотворительному спектаклю, на котором была собрана первоначальная сумма, дворянскому собранию, выделившему 13,150 рублей 89 Уг коп, Ставропольскому приказу общественного призрения, обязавшегося выделять ежегодно в пользу женской гимназии по 440 руб., а также личным пожертвованиям некоторых жителей города, стало возможным ходатайствовать о разрешении открыть в Ставрополе женскую гимназию.

Так 31 декабря 1860 г. был подписан указ об открытии женского училища второго разряда, которое в 1876 г. стало именоваться Ольгинской женской гимназией, в честь её императорского высочества Ольги Федоровны. Эта гимназия стала первым женским средним всесословным учебным заведением на Ставрополье и одним из первых государственных женских учебных заведений на Северном Кавказе.

Обучение в новом училище началось с 15 сентября 1861 г., общее число учениц составило 75 чел. Согласно уставу, училище состояло тогда из трех основных классов и одного приготовительного. Педагогический состав училища состоял на тот момент исключительно из преподавателей мужской гимназии. Учебный курс включал такие предметы как Закон Божий, русский язык, арифметику, географию, чистописание, рукоделие, пение, естественные науки, историю, понятие об измерениях.

В 1876 г. при Ольгинской гимназии был открыт седьмой класс, а с началом занятий в 1878 - 1879 уч. г. был открыт и 8-й специальный педагогический класс с двумя отделениями - русского языка и математики. С 1892 г. 8-й класс был разделен на два курса - теоретический и практический - 9 класс. В этом же году был открыт так называемый азбучный класс (подготовительный), в который принимались девочки с 7-ми лет без вступительных испытаний. В азбучном классе ученицы педагогического 9-го класса могли практиковаться в преподавании предметов, по которым они специализировались и в воспитании детей младшего возраста.

С 1872 г. училище было переименовано в женскую гимназию. К этому времени Ольгинская гимназия представляла собой вполне сложившееся учебное заведение: в ней было уже 7 основных классов, приготовительный 8-й дополнительный классы, при 420 учащихся.

За 25 лет существования гимназия выпустила 540 учениц, из них звание домашней наставницы получили 103 ученицы, домашней учительницы - 289, из них, по русскому языку -179, по математике - 213 выпускниц.

В Терской области первое женское училище, преобразованное в 1874 г. в среднее учебное заведение, было открыто в 1861 г. Как отмечалось в материалах, посвященных празднованию 25-летия этого учебного заведения, Владикавказская Ольгинская гимназия получила свое начало от бесплатной женской школы устроенной в 1861 г. кружком благотворителей по инициативе госпожи Веревкиной, супруги батарейного командира. Небольшая сумма денег, вырученная от любительских спектаклей, дала возможность нанять помещение, приобрести необходимые пособия и пригласить надзирательницу школы, которая давала также уроки рукоделия. Преподавание наук было распределено бесплатно между устроительницами. Так было до 1865 г. В этот год школу посетила её императорское высочество Ольга Федоровна (супруга наместника на Кавказе Михаила Николаевича) и пожертвовала 2000 р. единовременно и ежегодно - 1000 р., дав согласие присвоить её имя школе. С этого времени учебному заведению было присвоено звание Ольгинская.

С 1865 г. развитие школы переходит на новый уровень. Возрастает количество учениц, стоимость обучения в этой школе была небольшой - 5 р. в год с ученицы, большей частью школа развивалась на счет частных благотворителей. В 1869 г. архитектором В.Г. Грозским было построено здание для школы. В 1874 г. училище было преобразовано в семиклассную Ольгинскую женскую гимназию. В 1870-80-е г. она существовала в основном за счет ежегодного пособия Великой княгини Ольги Федоровны - 3000 р, наместника Кавказского - 600 р., пособия от г. Владикавказа - 10000 р., остальные средства давали различные благотворительные акции.

К 1912 г. в Терской области было 13 средних учебных заведений МНП. Вопрос о создании в Кубанской области женских учебных заведений был поднят в 1860 г., до этого здесь не было ни одного женского учебного заведения. Образование женщин ограничивалось домашним или его получали за пределами области. По инициативе супруги генерал-майора Натальи Сергеевны Иваниной (Шпилевской) был образован кружок дам, поставивший себе цель «помочь образованию детей». Благодаря этому кружку, открылась первая женская гимназия в Екатеринодаре в 1863 г., под названием «Войсковая женская гимназия».

В начале XX в. попечитель Кавказского учебного округа Н. Рудольф большое внимание уделял развитию женского среднего образования на Кавказе. Согласно списку учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения, в 1909 г. на Северном Кавказе правительственных средних учебных заведений (гимназий и прогимназий) д ля женщин было около 30.

За период 1900-1917 гг. повсеместно стали открываться женские гимназии, к 1917 г. почти во всех городах, крупных селах и станицах работали женские средние всесословные учебные заведения - гимназии. Большая часть гимназий была открыта именно в начале XX в. В Кубанской области с 1900 по 1917г. открыто 7 новых женских гимназий, в Терской области - 7, в Ставропольской губернии - З.

Кроме создания новых средних учебных заведений, программа гимназий с каждым годом модернизировалась, изменялись цели, а вместе с ними и приоритеты женского образования. Во-первых, программа женских гимназий становилась ближе к программе мужских гимназий. Увеличивалось количество выделяемых часов на такие предметы как математика, языки и др. дисциплины, которые, как считалось раньше, женщине не нужны. Во- вторых, женская средняя школа становилась все более профессионально направленной. Почти все женские гимназии к 1917 г. имели дополнительные специальные педагогические классы, некоторые гимназии открывали коммерческие и бухгалтерские курсы.

Статьи закона, принятого в 1916 г. «Об изменении некоторых узаконений о женских гимназиях, прогимназиях и других средних учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения» прямо указывали на то, что объем изучаемых дисциплин в женских гимназиях должен стать таким же, как в мужских. В статье 7 говорилось: полное увеличение курса женских гимназий до курса мужских гимназий или реальных училищ может быть введено не иначе, как обязательно для всех учащихся. Надо отметить, что, несмотря на определенные успехи в развитии женского среднего образования, оно встречало трудности в обеспечении денежными средствами. Правительство по-прежнему выделяло ничтожное количество средств на развитие женских учебных заведений. Они в большинстве своем существовали за счет средств благотворителей и местных органов управления, казачьих войск, сборов за право учения. Так, в 1901 г. согласно отчету попечителя Кавказского учебного округа, на содержание женских гимназий Северного Кавказа:          Ставропольскую Ольгинскую, Ставропольскую св. Александры, Владикавказскую, Екатеринодарскую, Ейскую, Новороссийскую, Пятигорскую и прогимназии Владикавказскую, Майкопскую, Дербентскую, Армавирскую, - из Государственного казначейства выделялось 11900 р., на прибавочное жалование - 3357 р.; от казачьих войск - 7820 р.; от городовых обществ - 38843 р.; сбор за право учения - 106121 р.; за содержание пансионерок 47760 р.; от почетных попечителей 760 р.; пожертвований - 4384 р. На мужские гимназии Северного Кавказа - Ставропольскую, Владикавказскую, Екатеринодарскую, Новороссийскую и Пятигорскую из Государственного Казначейства на содержание учебных заведений выделялось 132608 р., на прибавочное жалование - 8167 р.; от казачьих войск - 10400 р.; от городовых обществ - 45620 р.; сбор за право учения -84011; за содержание пансионеров - 58800 р.; от почетных попечителей - 720; пожертвований -100 р.

Таким образом, женские гимназии, в отличие от мужских, в основном существовали на городские и другие дополнительные средства, тогда как мужские гимназии, в основном, финансировались из Государственного казначейства. На одну женскую гимназию выделялось, в среднем, 1387 р. в год, на одну мужскую гимназию - 28155 р. в год.

В 1910 г. на 18 средних женских учебных заведений Северного Кавказа выделялось из Государственного казначейства всего - 37700 р., что в среднем на одну гимназию приходилось 2094 р. в год. Мужских гимназий на Северном Кавказе в 1910 г. было 11. Из государственного казначейства на их содержание выделялось 195872 р. в год, что в среднем выходило на одну гимназию 17806 р. в год. Это очень усредненный показатель, например, больше всех из государственного казначейства получала Ставропольская мужская гимназия - 89183 р. в год, тогда как Ставропольские женские гимназии из этого же источника финансирования могли рассчитывать только на 2000 р. в год каждая.

За первое десятилетие XX в. количество женских гимназий значительно возросло, количество же государственных средств, выделяемых на женское образование, увеличилось ненамного. Женское среднее образование продолжало существовать за счет городских обществ, казачьих войск и сбора средств за обучение. Это, конечно, тормозило процесс усовершенствования учебного процесса и не позволяло снижать плату за учение.

Тем не менее, женское среднее образование к 1910 г. стало более доступным для крестьян и мещан. Так в 1901г. в Ставропольской гимназии св. Александры из 243 учениц дворянок было - 100 чел., духовного звания - 1, дочерей почетных граждан и купцов - 6, других сословий - 95, крестьянок - 34, дочерей нижних чинов и казаков - 15, иностранок - 2 (по другим гимназиям в отчете сведений нет). В 1910 г. в этой же гимназии дочерей потомственных дворян обучалось - 50 чел, личных дворян и чиновников - 73, духовного звания - 16, детей почетных граждан и купцов - 51, детей мещан и цеховых - 202, дочерей казаков - 59, крестьянок - 116, иностранок - 1, прочих - 3. В женских гимназиях Северного Кавказа в этом же году всего обучалось 7928 чел., из них детей потомственных дворян - 316 чел, детей личных дворян и чиновников -1631, духовного звания 165, детей почетных граждан и купцов - 837, детей мещан и цеховых - 2871, дочерей казаков -591, крестьянок -1271, иностранок - 89, прочих - 157.

Если посмотреть отчеты попечителя Кавказского учебного округа, может создаться впечатление, что Кубанское казачье войско не так уж много выделяло средств на средние учебные заведения. Однако, это не так. На войсковые средства содержался Кубанский Мариинский женский институт, а также выделялись адресные стипендии ученицам гимназий войскового сословия, обучавшимся в других областях. Так, в 1910 г. на средства войска обучались стипендиатки в следующих средних женских учебных заведения: в Ставропольской женской гимназии св. Александры - 21 чел., в Екатеринодарской -2-ой и Лабинской женских гимназиях - 32 чел., в Славянской женской прогимназии - 20 чел., в Ашхабадской женской гимназии - 2 чел., итого 75 девиц. Всего денежных средств на стипендиаток в средних учебных заведений войском потрачено в 1910 г. 26590 р. Войсковых стипендиаток в средних учебных заведениях в 1915 г. было 127. (всего 576).

Большую роль в развитии женского образования XIX в. играли женские епархиальные училища. Они состояли в ведении Священного синода и предназначались в основном для детей родителей духовного звания, хотя в них принимались и дочери светских лиц, но для последних оплата была почти в два раза выше, чем для детей лиц духовного звания.

В правилах приема «девиц» в Ставропольское епархиальное женское училище написано: «Епархиальное женское училище суть учебно-воспитательное заведение для образования дочерей православного духовенства. В пансион епархиального училища могут быть принимаемы девицы из других сословий со взносом ежегодной платы за содержание и обучение 234 р., для детей духовенства 117 р. Плата вносится вперед за каждое полугодие». На Северном Кавказе создание епархиальных училищ не получило широкого распространения. К 1917 г. в регионе существовало всего 3 женских епархиальных училища.

В 1875 г. в Ставрополе было открыто Кавказское епархиальное женское училище (с 1886 г. - Ставропольское епархиальное женское училище), которое долгое время оставалось единственным на Северном Кавказе. В нём обучались дочери православных священников всего Кавказа.

Курс в подобном учебном заведении был шестилетним, с начала XX в. - семилетним. Набор изучаемых дисциплин был следующим: Закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, арифметика, физика, чистописание, география, гражданская история, педагогика, церковное пение, рукоделие и ведение домашнего хозяйства.

Согласно уставу училищ для девиц духовного звания, его выпускницы готовились исключительно для того, чтобы «быть достойными супругами служителям алтаря Господня».

Училища, открываемые в городах, состояли в ведении Святейшего Синода и управлялись епархиальными архиереями, составлявшими для них уставы. Постепенно цели воспитания и учебной деятельности менялись - это связано и с быстрыми темпами роста популярности женского образования, и с новыми перспективами, открывающимися для женщин - возможность дня них заниматься трудовой деятельностью стала неотъемлемой частью российского общества к концу XIX в.

Судя по программе преподавания, в епархиальном училище девушки получали образование не хуже, а в чем-то и лучше светских учебных заведений. Так, с 1877 г. в указанном училище стали преподавать, кроме основных традиционных для подобного заведения предметов, французский и немецкий языки, а чуть позднее - музыку и танцы. Эти дисциплины не входили в обязательную программу и преподавались ученицам или за отдельную плату.

В конце XIX начале XX в. преподавателями в Ставропольском епархиальном училище были кандидаты богословия и преподавательницы со званиями домашних учительниц. Начальница - Елизавета Добромыслова, выпускница царскосельского училища девиц духовного звания.

В 1894 г. на средства Владикавказской Епархии открылось Владикавказское епархиальное женское училище. Оно было открыто по инициативе Владыки Владимира (Синьковского). Это среднее учебное заведение, где учились дети духовенства и представители других сословий православного вероисповедания. Девочки жили в пансионе и «пользовались полным содержанием». В 1894 г. в Екатеринодре было открыто такое же учебное заведение.

Наряду с указанными средними учебными заведениями, в деле распространения женского образования немаловажное значение в изучаемый период сыграли частные учебные заведения. В конце XIX- начале XX в. они были довольно распространены на Северном Кавказе.

После принятия «Положения о женских училищах» от 30 мая 1858 г. и «Положения о женских училищах» от 10 мая 1860 г., в которых регулировалось открытие частных женских учебных заведений, снизилась тенденция, замечавшаяся в первой половине XIX в., открывать частные учебные заведения на личные и общественные средства. Если в первой половине XIX в. повсеместно открывались частные курсы или школы для девушек и женщин, то после 60-х гг., когда стали появляться средние учебные заведения ведомства императрицы Марии и Министерства народного просвещения, наблюдался процесс сокращения частных школ и курсов. Все частные школы работали на основании специальных правил «О частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений». В этих правилах было записано, что земствам, городам, сословиям, приходам, а также частным обществам, учреждениям и отдельным лицам не моложе 25 лет, состоящим в русском подданстве, разрешается учреждать учебные заведения, классы и курсы на основании определенных правил. Частные учебные заведения, классы и курсы, указывалось в правилах, могут быть: общеобразовательными, специальными и профессиональными. Они делятся на 3 разряда: низшие, средние и высшие. Частные учебные заведения могут быть как мужскими и женскими, так и смешанными, для совместного обучения лиц обоего пола. Совместное обучение в средних учебных заведениях, классах и курсах допускалось с разрешения попечителя учебного округа, а в высших - Министерства народного просвещения».

Как пишет И.Д. Латышина, в частных гимназиях организация обучения полнее соотносилась с требованиями передовой педагогики и жизни, более разумно распределялся учебный материал по классам, была установлена прочная связь с семьей ученика. Однако, судя по изученным архивным материалам Северного Кавказа, сказанное можно отнести лишь к крупным столичным частным учебным заведениям, таким как, например частная школа Е.С. Левицкой. На Северном Кавказе частные учебные заведения большей частью уступали в качестве образования учебным заведениям Министерства народного просвещения.

С 1855 г. в Ставрополе с разрешения попечителя Кавказского учебного округа работала частная школа, содержавшаяся отставным капитаном Демидовым. Школа помещалась в наемной квартире. Это было смешанное учебное заведение, по данным на 1872 г. там обучалось 23 мальчика и 10 девочек. Плата за обучение 1 р. в месяц с одного ученика. Пансион для детей женского пола жены поручика Елисаветы Николаевны Римской - Корсаковой был открыт в 1862 г. В 1872 г. известна частная женская школа вдовы статского советника госпожи Е.А. Смолевской. В этой школе обучалось 28 девиц. 25 сентября 1909 г. в с. Прасковея открылось частное учебное заведение 2 разряда (прогимназия) домашней учительницы госпожи Н.Ф. Шидловской. Это учебное заведение было рассчитано на детей обоего пола до 11 лет. Дальше обучались одни девицы. Обучение велось по программам правительственных средних учебных заведений как мужских так и женских. Школа рассчитана на 100 детей. Плата за обучение - 100 р. в год. В этом же учебном году школу посетил инспектор народных училищ Соколов и констатировал, что, «учебное дело в учебном заведении госпожи Шидловской в общем поставлено вполне удовлетворительно. Видно, что весь учащий персонал занимается с усердием». Инспектор отметил следующие недочеты - это недостаток в наглядных пособиях и в том, что у учащихся нет «однообразия в одежде». Преподавателями в прогимназии Шидловской работали: законоучитель священник Тиров, преподавательницы - Н.Ф. Шидловская, А.И. Давыдова, К.А. Глазуновская, Орфенова.

В Прасковее также известно подготовительное частное училище для детей обоего пола госпожи М.Г. Сандецкой. В Ставрополе были учебные заведения смешанного типа 3-го разряда Ивановой, открывшееся в 1889 г., Семеновой - в 1879 г., Карягиной. Директор народных училищ Ставропольской губернии господин Леденев, посетив эти учебные заведения в 1909 г., сообщал попечителю Кавказского учебного округа, что «учебные заведения Ивановой и Семеновой противоречат закону и не могут далее оставаться в таком виде. Учебное заведение Карягиной во всех отношениях поставлено прекрасно. Пять девочек живут у нее в настоящее время и помещаются не в особом помещении, а в комнатах, занимаемых самой госпожой Карягиной и её 4 сестрами. Этот способ содержания воспитанниц представляется скорее семейным, чем пансионным, и я предлагал бы возможным его сохранить. Все учащиеся малолетние, содержание живущих образцовое». Указанные учебные заведения не соответствовали общепринятым нормам и закону о частных учебных заведениях. Это были, как правило, небольшие по количеству учащихся школы - от 4 до 11 человек.

В Кубанской области известны частные учебные заведения Посполитаки, Поповой (профессиональные) - в Екатеринодаре, в Майкопе общеобразовательное учебное заведение 3 разряда господина Очаковского, в Майкопе такие же школы Домашевской и Собалева.

С 1909 г. по предложению Министерства народного просвещения попечителю Кавказского учебного округа выпускники частных учебных заведений не имели права подвергаться выпускным экзаменам. Это означало, что, проучившись в частной школе, ученики должны были сдавать выпускные экзамены в учебных заведениях МНП, только после этого они могли получить документ об окончании среднего учебного заведения. Такой закон вызвал массу недовольства среди родителей и содержателей учебных заведений. Он привел к сокращению количества учеников в частных школах.

Многие частные школы, работавшие в последней трети XIX в, больше напоминали репетиторские курсы. Их открывали выпускницы гимназий и столичных высших учебных заведений для дополнительных или подготовительных занятий с детьми чаще всего обоего пола.

Так, частное учебное заведение Соколовой Е.И. работало с 1876 г. во Владикавказе. Судя по отчетам этой дамы, дети обоего пола, обучающиеся в разных учебных заведениях или готовящиеся поступать, куда-либо приходили к ней в назначенное время для репетирования отдельных предметов. В 1888 г. в Грозном было известно частное учебное заведение 3 разряда Чернолусской, где и содержательницей и учительницей была указанная дама, во Владикавказе это было училище Серебряковой JI.C., в Моздоке - училище Н. Благовещенской.

Таким образом, частное среднее образование во второй половине XIX - начале XX вв, получило довольно широкое распространение на Северном Кавказе, оно сыграло определенную роль в развитии женского среднего образования, однако качество преподавания в подобных учреждениях намного уступало средним учебным заведениям государственных ведомств.

Подводя итог сказанному, сделаем следующий вывод. Женское среднее образование во второй половине XIX - начале XX вв. прошло несколько этапов. В 1850-е-1870-е гг. - организация среднего женского образования на частной инициативе, образование первых школ, широкое распространение частных учебных заведений; второй период - 1870-е - 1900 гг. - преобразование в средние учебные заведения имеющихся училищ; 1900-1917 гг. - широкое распространение женского образования, профессиональная направленность женской школы. Во многом это связано с именем попечителя Кавказского учебного округа Н. Рудольфа. В начале XX в. все больше субсидий на развитие женского образования выделяется государством, хотя в сравнении с мужскими гимназиями приоритет оставался за последними.

Открытие новых гимназий имело прогрессивное значение для всех жителей Северного Кавказа. Среднее образование становится все ближе к народу. Благодаря субсидиям, выделяемым местными обществами и городами, МНП, благотворителями, все больше учениц так называемых низших слоев могли учиться в гимназии, как в качестве приходящих учениц, так и в качестве пансионерок.

Итак, на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв. происходит становление женского образования, наблюдается неуклонный рост количества женских учебных заведений. Здесь действовали следующие типы женских средних учебных заведений: гимназии - Мариинские, МНП и частные учебные заведения.

Мариинские финансировались ведомством Императрицы Марии. В них, в основном, обучались дети привилегированных сословий, хотя официально они, как и другие гимназии, были объявлены бессословными. На Северном Кавказе это Грозненское Мариинское женское училище, Темрюкское женское Мариинское училище, Анапское женское Мариинское училище и Кубанский Мариинский женский институт. Само название последнего, предполагало, что там обучались дочери дворян и представителей войскового сословия.

Самой многочисленной группой являлись гимназии МНП. Они финансировались Министерством, городскими обществами, благотворительными организациями и частными лицами. К 1920 г. на Северном Кавказе было более 30 подобных гимназий.

Частные учебные заведения были 1,2 и 3 разряда. В отличие от центральных областей, здесь частные школы не могли конкурировать с министерскими и Мариинскими. Очень часто большую часть учебных дисциплин преподавали сами устроители и устроительницы школ. Подчас они напоминали обычные репетиторские курсы.

 

Автор: Шафранова О.И.