09.05.2014 3134

Деятельность женских северокавказских монастырей и общин во второй половине XIX - начале XX в

 

К концу XIX в. в России активизировалась деятельность женских монастырей. По словам архимандрита Георгия, - «Значительное увеличение числа женских монастырей в XIX в. нельзя объяснить одним только подъемом аскетических настроений у русских женщин. Это было не только проявление религиозных исканий». И.К. Смолич связывает подъем социальной активности женщин XIX в. с реформами Петра I в XVIII в.: «Реформы Петра Великого, проводившиеся с целью европеизировать Россию, принесли изменения в положение женщины в семье и в общественной жизни. Хотя эти изменения в разных слоях народа проявлялись медленно и по разному, все же следствием их везде было усиление стремление женщин к самостоятельности и к образованию. О том, что эти стремления могли заметно повлиял» на общественную жизнь, свидетельствует та роль, которую сыграла русская женщина в духовной истории России уже в начале 2-й четверти XIX столетия».

Стремление к образованию, охватившее все слои общества в России, могло быть удовлетворено и в монастыре. Именно женские обители развернули в эту эпоху широкую деятельность в области народного просвещения. По словам упомянутого автора, русская крестьянская девушка в повседневном монастырском быту находила для себя такие занятия, которые были ей хорошо знакомы и в родительском доме: всякого рода домашнюю и хозяйственную работу. Можно утверждать, что поступление в монастырь давало удовлетворение её духовным исканиям, не требуя радикальной перемены в образе жизни, при этом её общественное положение повышалось, а вся её жизнь обретала глубокий смысл. Женские православные монастыри активно занимались и просветительной и благотворительной деятельностью. По словам архимандрита Георгия, социально-благотворительная деятельность играла главную роль в жизни женских обителей и была гораздо обширнее, чем в мужских монастырях. Объясняется это не только различием между мужской и женской натурой, но и тем, что многие женские монастыри выросли именно благодаря своей социально-благотворительной миссии, стали в этом отношении примером для других обителей и приобрели признание и любовь народа.

В 1887 г. российские монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри, при этом мужских монастырей было тогда 469, а женских только 202. В эпоху Александра III (1881-1894) правительство поощряло учреждение церковноприходских школ, почти во всех женских монастырях открывались такие школы, обычно для девочек, и всегда на средства самих монастырей.

В XIX в. наблюдался стремительный рост монастырей, чаще всего по инициативе самих женщин, предварительно объединявшихся в общины. Эти общины придерживались общежительного устава. Возникали они всегда по инициативе отдельных подвижниц. Женщины и девушки собирались вместе за каким-нибудь рукоделием, которое начиналось и заканчивалось общей молитвой. За работой грамотные читали аскетические книги. Впоследствии складывалась община с совместным проживанием сестер. Они жили на выручку от продажи изделий своего изготовления. Общая молитва постепенно приводила к введению правильного монастырского богослужения, Божественную литургию совершали священники из близлежащих приходов. Наконец, сестры обращались в Синод с прошением преобразовать их общину в женский монастырь.

К концу 80-х гг. ХУШ в. в России насчитывалось 80 женских монастырей, в 1810 - 94 женских обители, в 1855 - 129 монастырей с 2508 монахинями и 6606 послушницами. По данным 1916 г., в стране насчитывалось 469 мужских монастырей (11332 монахов и 9603 послушников). Численность обитательниц такого же числа женских монастырей (16285 монахинь и 54 903 послушниц) - более чем в три раза превышала соответствующие показатели по мужским монастырям.

История возникновения всех женских монастырей на Северном Кавказе примерно одинакова. В отличие от монастырей центральной России, где женские обители часто создавались благодаря старцам - основателям, таким как преподобный Серафим - основатель Казанской Дивеевской общины, преподобный Амвросий Оптинский - основатель сестринской общины в Шамордине и др., на Северном Кавказе женские монастыри появлялись благодаря самим женщинам. Время и частота их появления крайне неравномерны. Первые женские монастыри здесь появляются в конце 40-х гг. XIX в. К 1917 г. насчитывалось 13 женских монастырей и общин на Северном Кавказе.

Первым женским монастырем, основанном на Северном Кавказе, можно считать Успенский женский монастырь, возведенный по указу Екатерины Великой. Императрица Екатерина II в своем именном указе, данном Святейшему Синоду об открытии Моздокской епархии, повелела открыть около Моздока два монастыря - мужской и женский, оба второго класса. В последнем, по предназначению Государыни, должны были учиться дети женского пола закону Божиему и «мастерствам, в жизни потребным и находить прибежище беспомощные вдовы, которые бы надзирали за воспитанием детей». Святейший синод, вследствие Высочайшего указа, сделал со своей стороны распоряжения и подробные наставления епископу Гаию. Женская обитель была учреждена при Успенской церкви и была названа Успенским женским монастырем. По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 г. Моздокская епархия была упразднена, а с нею вместе был закрыт и Успенский монастырь. Бывшая настоятельница монастыря Ефимия и три послушницы были переведены в Астраханский Благовещенский монастырь.

Одним из первых женских монастырей на Северном Кавказе, возникшим в изучаемый период, можно считать открытый в мае 1848 г. Иоанно-Марьинский женский монастырь в г. Ставрополе. Считается, что он был открыт по инициативе епископа Иеремии. Хотя в «Историческом описании Иоанно-Марьинского женского монастыря в городе Ставрополе» вышедшем в 1898 г., неизвестный автор немного иначе описывает историю основания обители. В 40-х г. XIX в. в городе существовало небольшое общество женщин, которые добровольно «несли обеты иноческие - девство и пост», в праздники собирались вместе, читали божественные и душеспасительные книги, пели псалмы Давида и богослужебные песни, иногда принимали на себя, по приглашению, попечение о больных, а в свободное время занимались рукоделием. Организатором этого небольшого общества была Марфа Фетисьева, которая, случайно встретившись с епископом Кавказским, в доме у знакомых, предложила ему создать обитель для женщин и внесла свои 150 рублей.

Надо отметить, что первый Кавказский епископ действительно принял основную работу по организации обители на себя. Он сразу же начал переговоры о покупке места для строительства монастыря. Жители города приняли большое деятельное участие в сборе пожертвований, 21 февраля 1848 г. мещанин Яков Скоморохов пожертвовал участок в 2 десятины 1063 кв. сажени, 23 мая 1848 г. было освящено место закладки храма. Первоначально обитель основана под названием приюта для сирот духовного звания женского пола. В 1850 г. приют получил название Иоанно-Марьинской женской общины, в 1859 г. утвержден монастырем.

Первой настоятельницей общины стала Марфа Фетисьева в 1849 г., к 1851 г. в обители уже насчитывается 39 инокинь. В 1853 г. в списках монастыря значилось 104 женщины, в 1855 - 130 человек, в 1874 уже 226, в 1914 - 493 насельницы.

Монастырь, выросший из женской общины, увеличивался с каждым годом благодаря стараниям епископов, местной администрации, жителям всего Кавказа, и конечно же, монахиням.

При монастыре к 1900 г. было 4 церкви, водяная мельница, 2 маслобойни, 3 пруда для различных хозяйственных надобностей, больница, церковно-приходская школа на 45 мест, в которой обучались дети обоего пола.

В 1910 г. школу посещало уже 88 мальчиков и девочек, 8 из них жили в монастырском общежитии, 80-приходящих. Школа получила статус второклассной. Преподавали в ней три учительницы и 1 законоучитель. Учительницы - 2 со средним образованием, 1 - со специальным педагогическим образованием, что говорит о довольно высоком уровне школы.

Иоанно-Марьинский монастырь играл огромную роль в жизни жителей города Ставрополя и всей губернии. В монастырь приходили за помощью и утешением все социальные слои населения.

Повседневная жизнь монахинь состояла из ежедневного непрерывного труда и молитв. Труд составлял главную обязанность и необходимость в жизни сестер. Поступая в монастырь, все сестры старались научиться чему-либо, чтобы зарабатывать себе на пропитание. В обители монахини занимались рукоделием и работой по собственному жизнеобеспечению. Тут пряли, ткали, плели, вязали и шили. Многие из сестер работали в саду и огородах, другие трудились на поле и сенокосах, грамотные учили сестер и приходящих лиц чтению, письму и даже церковному пению. В свободное время инокини несли труд чтения псалтыри на стороне или «по чину обители» внутри своих келий читали и молились.

Каждой поступившей в монастырь женщине находилась работа по способностям. Ремесло стараниями настоятельниц непрерывно совершенствовалось. Так, например, игуменья Серафима (70-е гг.) многое сделала для усовершенствования белошвейного дела - работы шелком, синелью, серебром, золотом. Для этой цели она выписала из Москвы опытную в этом деле благочестивую монахиню Феофанию, которая обучала новым приемам ремесла не только сестер обители но и приходящих девочек церковно- приходской школы. Вскоре работы сестер Иоанно-Марьинского монастыря славились на всю Ставропольскую епархию.

Если говорить о социальном составе монахинь, то это были, большей частью, крестьянки и мещанки Ставрополья.

Несколькими месяцами позже в Черноморской области образовалась Марие-Магдалинская Черноморская женская пустынь - в сентябре 1849 г., по многочисленным просьбам казачек. Деятельное участие в её устроении принял наказной атаман генерал-майор Рашпиль Г.А. Инициатива создания монастыря принадлежала его близкой родственнице, монахине Полтавского Ладинского монастыря Митрофании (в миру Матрена Степановна Золоторевская). «В 1846 г. некоторые из черноморских казачек, посвятивших себя иноческому житию и рассеянных по разным монастырям Малороссии, навещая свою родину, стали высказывать искреннее сокрушение об отсутствии в войске Черноморском женской обители, стали жаловаться, что на чужбине нередко слышат они упреки, как это черноморский край, обильно наделяющий приношениями чуждые монастыри ежегодно, не имеет до сей поры своей женской обители? Их благочестивый ропот в соединении с религиозным народным желанием, подвиг генерала Рашпиля возбудить ходатайство об учреждении пустыни. С открытием женской обители осуществились давние мечты черноморцев дать женской половине населения христианской просвещение. В то же время пустынь эта стала приютом и убежищем для вдов и сирот, которых было немало и в станицах. Со всей Кубани потянулись сюда казачки обустраивать и обживать обитель». Согласно положению об учреждении пустыни, принятому военным советом войска в декабре 1848 г. Пустынь предназначалась для лиц женского пола собственно войскового сословия. Для устройства пустыни и для её довольства отвести свободное место на реке Кирпили, между станицами Роговской и Тимашевской, в количестве 171 десятины и 35 десятин под водами земли. Сооружение обители производилось за счет приношений и пожертвований. На содержание обители были выделены из войсковой казны средства, однако предписывалось заниматься впредь добычей соли, чтобы получать собственные средства. От войска было назначено 8 казаков внутренней службы для ведения работ по экономии и охране обители.

Свое название пустынь получила в честь великой княгини, августейшей супруги наследника престола Марии и в честь св. равноапостольной Марии Магдалины, которая наравне со св. Николаем и св. Андреем была наиболее почитаема казачеством.

При монастыре была открыта школа для девочек, пользовавшаяся большой популярностью среди кубанцев. Посетив в 1861 г. монастырскую школу, наказной атаман Иванов Н.А. в своем письме настоятельнице Митрофании писал об увиденном: « без всякого сомнения, одно из первых мест может занимать женская Мариинская общежительная пустынь, с воспитательным при ней заведением - образуя благочестивых жен, для простого домашнего быта, удаляющего раздор, приносящего отраду, заведение это, проливающее истинный свет скромного образования на 200 питомиц поставлено высоко в смысле понимания женщины-матери, достойной этого имени». К концу XIX в. при пустыни был учрежден детский исправительный приют.

К началу XX в. Марие-Мадалинская пустынь из маленькой общежительной пустыньки превратилась в красивый своекошный третьеклассный монастырь. К этому времени в станице Роговской пустынь владела 500 дес. земли и имела дополнительный надел в 340 дес. в станице Должанской Ейского отдела. В 14 каменных и саманных корпусах проживало около 600 человек. При пустыни имелся кирпичный завод, 2 торговые лавки, одна ветряная мельница и 2 странноприимных дома.

При Марие-Магдалинской пустыни имелось отделение Кубанского женского исправительного приюта и церковно-приходское училище для детей казаков близлежащих станиц и хуторов. Её влияние на духовную жизнь епархии было значительным. По её примеру по всей Кубани возникали женские общины и скиты, пустыни и монастыри.

Покровская женская община (Покровская Мариинская женская пустынь) вблизи станицы Динской Кубанской области, была устроена в 1849 г. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена на благотворительные пожертвования и стараниями бывшего начальника штаба генерал-лейтенанта Григория Рашпиля.

В государственном архиве Краснодарского края автором был обнаружен любопытный документ: фонд, состоящий из 1 дела - «Послужного списка настоятельницы, монахинь и послушниц Покровской женской общины за 1902 г», который дает представление о жизни и деятельности обитательниц пустыни. Согласно этому списку, крестьянок было 51, мещанок-6, казачек - 22, духовного звания - 1, всего 80 человек. По возрасту они распределяются следующим образом: до 15 лет - 2, до 20 лет - 18, от 21-30 - 49, от 31 до 45 - 5, от 45 и более - 6 человек. Мы заметили, что, несмотря на то, что пустынь находилась в казачьем районе, крестьянки составляли основную массу послушниц. Надо отметить, что контингент пустыни был довольно молодой, большая часть женщин молодого возраста - до 30 лет. Настоятельницей была монахиня Рафаила (39 лет). Как и в других обителях женщины занимались рукоделием, хозяйством, обучали и обучались грамоте, занимались благотворительностью.

Георгиевский женский монастырь был основан в 1879-1880 гг. вблизи станицы Государственной Терской области. Здесь же в 1882 г. был построен и освящен храм св. великомученика Георгия. Известно, что в 1879 г. отставной гвардейский подполковник Михаил Спиридонович Ласточкин приобрел 300 десятин пустынной земли у Курского канала от р. Терек вблизи станицы Государственной для устройства на ней женской обители для подготовки сестер милосердия. С благословения епископа Германа Ласточкин начал работу по устройству обители. Впоследствии М.С. Ласточкин стал священником при этом монастыре. Архиепископ Герман тоже принял деятельное участие, он пожертвовал более 20 икон и отправил в создаваемую общину несколько монахинь из Иоанно-Марьинского женского монастыря.

Надо отметить, что этот монастырь создавался как на средства светских благотворителей, так и стараниями других женских монастырей. Согласно рапорту первой настоятельницы Георгиевского женского монастыря монахини Агафоники в 1881 г. поступили следующие пожертвования на строительство монастыря: от купцов Таврической губернии, занимающихся овцеводством по степям Ставропольской губернии и Терской области Наума Яковлевича Карпушина сосновых брусьев на сумму 475 рублей, конь в 50 рублей, дроги новые на железном ходу - 60 рублей, корова с телком - 55 р., всего на сумму 680 рублей; Никифора Яковлевича Карпушина - 100 сосновых половых досок на сумму 200 рублей и конь на сумму 50 рублей, итого - 250 рублей; Ивана Петровича Кравченко - кровельного железа на 150 рублей, от неизвестных благотворителей: Новая плащаница малинового полубархата, подсвечник, пара хоругвей с изображением икон Божьей матери и св. Николая Чудотворца и Богоявления.

В Кавказских Епархиальных ведомостях за 1881 г. была опубликована статья о «крайних нуждах» обители в Терской области, благодаря которой многие читатели газеты откликнулись. Так настоятельница Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни игуменья Олимпиада вместе с казначеей, прочитав указанную статью, пожертвовали 50 рублей на устройство храма новоучрежденного Георгиевского женского монастыря.

В 1891 г. живший по соседству овцевод пожертвовал Георгиевскому монастырю 10 десятин земли и кирпичи для постройки школы для сирот с условием устройства при ней образцовой сельскохозяйственной фермы. За 10 лет существования Георгиевской обители число насельниц монастыря возросло до 150 сестер, что потребовало строительства нового просторного храма. 23 апреля 1896 г. ректором Ардонской семинарии архимандритом Иоанном (Алексеевым) была осуществлена закладка монастырского собора. 18 апреля 1904 г. величественный храм Рождества Богородицы освятил епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский).

В 1917 г. монастырь возглавляла монахиня Сиодония, под началом которой было 37 мантийных монахинь, 14 рясофорных послушниц, 3 послушницы и 150 сестер на испытании. Георгиевская женская обитель просуществовала до 20-х г. XX в., после установления Советской власти в стенах обители был создан приют для беспризорных детей.

Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок вблизи станицы Динской для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании обители оказали монахини Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря, которые собирали средства для этого. К 14 октября 1896 г. монахиня Иогнно-Марьинского монастыря Архелая построила на этом участке молитвенный дом, признанный благочинным готовым к освящению в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 10 ноября 1896 г. Молитвенный дом был сделан из соснового леса с одной главой, увенчанной металлическим крестом. С западной стороны к дому сделана пристройка из пяти комнат с особым крыльцом для житья монахинь. В 1897 г. здесь проживали 64 монахини и послушницы- К 1903 г. кроме молитвенного дома у общины имелось пять корпусов для помещения сестер, странноприимный дом, здание школы для окрестных детей, дом для священников с надворными постройками, хозяйственный двор, строился большой кирпичный храм, заканчивалось строительство монастырской гостиницы. В 1903 г. община купила 16 десятин земли, подворье с домом в Екатеринодаре, 27 десятин леса в станице Ставропольской, устроила кирпичную церковь на участке Волошина в станице Корсунской. С 12 апреля 1904 г. община стала называться Покровским женским монастырем. В 1909 г. на благотворительные пожертвования построена новая двухэтажная кирпичная церковь с тремя престолами: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый - в честь Архангела Гавриила, левый в честь Евангелиста Иоанна Богослова и св. праведной Анны. Как и в любой женской обители, при монастыре действовала школа смешанного типа. В 1914 г. в монастыре было 114 монахинь.

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь (вблизи древнего православного храма у карачаевского аула Сенты Баталпашинского отдела Кубанской области) вырос из женского скита во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову, поскольку с ее именем связан рост и дальнейшее развитие общины. Е. Макарова была сестрой милосердия в Русско-турецкой войне. Работая во Владикавказском госпитале, узнала о возникшем ските и вместе с послушницей грузинского женского монастыря св. Георгия Евдокией Финенской отправилась туда. По пути к ним присоединились другие женщины. Поселившиеся у Святой горы, начали ремонт своими силами. Поставили в древнем храме дубовый иконостас без позолоты, где установили принесенные ими иконы. Грубой работы железный крест купола храма заменили на новый, изготовленный на Эльбрусском свинцово-серебряном руднике. Стены с фресковой живописью сохранили, остальные части стен храма были выбелены и отштукатурены. Тогда же женщины соорудили небольшую каменную церковь в честь Преображения Господня, звонницу с колоколами, отлитыми на том же руднике, построили кельи для себя.

Евдокия Макарова стала главной среди сестер и обратилась с письмом к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману об учреждении женского монастыря у подножия Святой горы с древним храмом.

Разрешение последовало в 1892 г. К тому времени в скиту находились более 70 женщин. По ходатайству Архиепископа Агафодора монастырь был утвержден Святейшим Синодом в 1897 г. Благодаря устройству здесь женского монастыря, древний храм впервые отреставрирован и освящен в честь Преображения Господня в 1895 г. Храм находился на довольно высокой горе в трех верстах от монастыря».

Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897 г., на нём присутствовал архиепископ Агафодор. Со времени официального утверждения монастыря Евдокия Макарова, до этого причисленная как послушница к Ставропольскому Иоанно-Марьинскому женскому монастырю, с пострижением в монашество стала настоятельницей образованного Спасо- Преображенского монастыря.

В 1903 г. в монастыре имелись каменный, сложенный руками сестер, молитвенный дом, новый храм с освященный в 1903 г. престолом во имя св. мученика Агафодора.

Владикавказский Покровский женский монастырь был образован благодаря инициативе Евдокии Федоровны Лозенко (в иночестве Евпраксия), во Владикавказе появилась женская община. Для её обустройства Городская управа отвела небольшой участок земли, на котором в 1892 г. была воздвигнута церковь, перевезенная сестрами из станицы Терской. С первого же дня в храме стали проводиться богослужения.

Казанский Агафодоров женский общежительный монастырь находился в селе Винодельном Ставропольской губернии. Виноделенская Казанская женская община была учреждена Агафодором, архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским в 1909 г. в память его родителей: чтеца Флегонта и Евдокии. Для этого им были куплены у Ставропольского акцизного управления, уцелевшие после пожара здания и усадьба бывшего Винодельненского казенного винного склада. На учреждение общины и устройство церкви при ней Агафодором было пожертвовано 42 тысячи рублей.

Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Раиса (в миру - Александра Онисимова). Монахиня Раиса попала в Ставропольский Иоанно-Марьинский женский монастырь в 1870 г. Прошла послушание и была пострижена в монахини в 1909 г., указом Ставропольской духовной консистории назначена начальницей Винодельческой женской общины.

Первоначально женская община состояла из 12 человек, к 1913 г. их было 80. К 1913 г. при общине имелся храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, странноприимный дом, 42 келии для монашествующих, трапезная, псалтырная, просфорная и другие необходимые постройки. В общине жили около 80 сестер. Хозяйство велось самостоятельно и сестры содержались на местные средства. В 1913 г. сестры во главе с настоятельницей обратились к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Агафодору с просьбой преобразовать существующую общину в женский общежительный монастырь. По ходатайству Агафодора от 24 декабря 1913 г. Святейший Правительствующий Синод указом от 19 августа 1913 г. преобразовал общину в женский общежительный монастырь с наименованием его Казанским Агафодоровым, с таким числом сестер, коим обитель окажется в состоянии содержать на Собственные средства. Таким образом, обитель не получала государственное обеспечение и в документах не раз подчеркивается что монастырь должен содержаться на собственные средства. Социальный состав послушниц был однородным практически все послушницы были мещанского и крестьянского сословии Свято-Троицкий женский монастырь в Терской области появился благодаря стараниям - владелицы «хутора Хомяковой» Нальчикского округа, Екатерине Хомяковой, дочери известного славянофила, богослова и поэта Алексея Степановича Хомякова, который некогда изрек «Не строй десять университетов, создай одну обитель!». Как видно из отношения строительного отделения Терского областного правления за 24 ноября 1895 г., она впервые обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки». Первоначально, Хомякова хотела построить храм, для того, чтобы устроить там православный приход. Однако, прихожан было очень мало из-за его удаленности от населенных пунктов с православным населением. Тогда она решила устроить на территории храма женскую общину.

Так в декабре 1904 г. «при Свято-Троицкой церкви Вольского прихода, что в имении г. Хомяковой, стала устраиваться - пока неофициально - женская община с приютом для детей Община начиналась при 2-х монахинях, 4-х послушницах и пяти приютянках в возрасте от 2-х до 6 лет».

История создания этой общины еще примечательна тем, что жертвователями на ее устройство были благотворители из столицы. Как видно из документа, к открытию Троице-Серафимовской общины поступили следующие пожертвования: 12.08.1905 г.: от московского купца Федора Васильева Долгинцева - 500 рублей; от Московской купчихи Праскевы Ивановны Овечкиной -100 руб.; московская мещанка Аграфена Никифоровна Смирнова, урожденная Воротягина просит принять Его преосвященство Гедеона Епископа Владикавказского и Моздокского в дар десять десятин земли с крупным лесом, оцененный в 12 тысяч рублей, лично ей принадлежащий и находящийся в Московской Губернии Верейского уезда Петровской волости, при деревне Хлоповой, близ сельца Красково. Земля эта в 32 верстах от Москвы по Брянской дороге в 11/2 верстах от железнодорожной станции Апрелевка.

Свои права на даримую в пользу общины землю, как и заботы о выстроенной церкви, г. Хомякова передает приглашенной ею из Калужской Епархии бывшей устроительницы тамошней женской общины «Отрада и Утешение» послушнице матери Екатерины, урожденной Менцендорф, лично известной г. Хомяковой. Содержание священнику, - сказано в акте передачи от 3 августа 1905 г., - помимо назначенного казенного жалованья, будет выдавать (и выдает) община в размере 25 руб. в месяц, сверх того, полное довольствие, а также выстроить дом из 4-х комнат (до постройки дома священник будет помещаться в доме из 3-х комнат, где сейчас детский приют). Предполагается закончить постройку здания приюта, где временно поместятся сестры женского общежития (12 детей и 20 сестер). Больница устроится при церкви при первой же возможности. Содержанием будущей общины будет являться труд насельниц обители по обрабатыванию жертвуемой г. Хомяковой 41 десятины земли и рукоделием, а также церковный доход и дар благотворителей.

Женская община была официально утверждена в 1907 г. Согласно определению Святейшего Синода от 10 января 1907 г.: «Государь Император 9 февраля 1907 г. Высочайше соизволил на принятие вновь учрежденного в Нальчикском округе Терской области, в честь преподобного Серафима Саровского женскою общиною 40 десятин земли, жертвуемой дочерью штабс-ротмистра Екатерины Хомяковой». В декабре 1907 г. по прошению г. Хомяковой и по определению от 20 ноября 1908 г. Святого Синода, женская община во имя Серафима Саровского чудотворца была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую с отчислением существующего при ней прихода с причтом к приходу ст. Зольской.

В первые два года существования обители Екатерина Алексеевна Хомякова на свои средства построила несколько зданий, где размещалась кельи насельниц, школа-приют для 40 сирот. Детей обучали ремеслам, преимущественно вязанию чулок на вязальных машинах, бесплатно переданных общине Министерством торговли и Промышленности. «Вязанию детей обучала особая инструктор, получающая содержание из того же министерства. Продажа изделий чулочного производства и служит главным образом источником содержания общины. Дети принимали участие в чтении и пении при богослужениях. Община призревала сирот бесплатно. Начальница обители, Ольга поглощена изысканием средств для жизни общины». В 1915 г. общине из государственного бюджета для расширения имеющегося приюта для детей погибших воинов было выделено 10000 рублей. С этого времени приют вырос с 40 до 150 воспитанниц. «Помимо школьного обучения, всех детей приучают к ручному труду, а теперь по окончании курса начальной школы будут переводить в открытую художественно-ремесленную школу» - сообщалось в епархиальном журнале. Согласно данным, Л.И. Денисова, «сестры содержали больницу с амбулаторией».

Свято-Троицкий женский монастырь в Терской области - один из немногих, в деятельности которого государственные учреждения принимали активное участие. Община оказала неоспоримо благотворное влияние на жителей округи, она не только давала приют сиротам женского пола, но и возможность получить специальность, стать кем-то значимым в жизни.

Несколько нетипична для Северного Кавказа история становления Кизлярского Кресто-Воздвиженского женского монастыря. Этот монастырь являлся самой древней иноческой обителью на территории Владикавказской епархии. Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Манглийский, православный миссионер в Дагестанской области, принимая во внимание выгодное для дела миссии положение этого города, ходатайствовал об открытии при Кизлярской Крестовоздвиженской церкви, построенной грузинами, мужского монастыря. Это ходатайство имело успех. Монастырь был открыт при Астраханском епископе Илларионе (1731-1755 г), который в 1739 г. возвел в сан архимандрита первого кизлярского настоятеля игумена Даниила. Итак, мужской православный монастырь в Кизляре был образован в 1736 г. Архимандрит Даниил, был родом из Грузинских князей, он много сделал для становления и упрочнения обители.

Кизлярская обитель за всю историю своего существования несколько раз переживала периоды упадка. Причинами этому были как частые набеги горцев на обитель, так и многочисленные стихийные бедствия. Монастырь несколько раз подвергался полному разорению и практическому уничтожению Но благодаря стараниям иноков возрождался вновь.

В начале XX в. вновь наблюдался упадок внутренней жизни монастыря. Интересен отрывок из отчета о состоянии Владикавказской епархии в 1907 г: «Нравственное состояние в монастыре печально. Всякие меры оказываются безрезультатными, тем более, что у монастыря имеются свои виноградники. Прихожу к мысли преобразовать этот монастырь в женский».

В 1908 г. последовал указ Священнейшего Синода о преобразовании монастыря. Оставшуюся братию (13 монахов и 20 послушников) перевели в другие монастыри епархии.

Первой настоятельницей теперь уже женского Крестовоздвиженского монастыря стала игуменья Нина. Под её руководством сестры обители своим трудолюбием и желанием строго следовать монашескому образу жизни быстро снискали уважение со стороны местных жителей. В 1911 г. в монастыре проживало 5 мантийных монахинь, 70 послушниц, из них 14 - рясофорных. В городе Петровске (Махачкале) у монастыря имелось подворье. С установлением Советской власти на Северном Кавказе монастырь был закрыт.

Женская община во имя святой праведной Анны Кашинской была учреждена в городе Грозном 21 апреля 1909 г. 23 апреля казаками станицы Ильинской общине была отдана старая деревянная церковь. Других сведений об этой общине найти не удалось.

Итак, тенденция возрастания места и роли женских монастырей в исследуемый период была обусловлена совокупностью объективных и субъективных причин. Во-первых, образованные женщины, стремившиеся к реализации своих духовных потребностей, могли выбрать богослужебную деятельность своим жизненным кредо или заняться просветительской деятельностью в монастырской школе; во-вторых, в монастырях традиционно обретали чувство покоя и независимости женщины, не сумевшие выйти замуж «вековушки», чтобы не быть обузой для своих родителей и родственников; в третьих, поступление в монашество, поднимало социальный статус женщины. Крестьянки, казачки, мещанки, дворянки - перед Богом и людьми они все равны и выполняли любую работу в монастыре не зависимо от сословия, а согласно способностям. Крестьянки, в повседневной монастырской жизни занимались привычной для себя работой, но социальный статус их, несомненно, повышался. Единственным местом, для большинства женщин Северного Кавказа в XIX - начале XX вв., из бедных семей, где они могли проявить свои организаторские способности, состояться как личность во второй половине XIX - начале XX вв. была семья. Жизнь в монастыре - было своеобразной альтернативой состояться женщине - как успешной и социально значимой личности, занимаясь благотворительностью, воспитанием сирот или любым другим общественно полезным делом; в четвертых, в монастырской обители находили приют девочки-сироты, которые там же получали образование и обучались рукоделиям или мастерству в церковных видах ремесел. Многие из воспитанниц впоследствии посвящали себя богослужебной деятельности. Наконец, успехи женских монастырей в хозяйственной деятельности, в культуре и просвещении, развитии ремесел привлекали к себе большее число женщин из местного населения.

Социальный состав женских монастырей и общин Северного Кавказа был достаточно однороден. Подавляющее большинство послушниц и монашествующих составляли выходцы из семей крестьян, мещан, солдат и казаков. На Северном Кавказе, в отличие от таковых в центральной России, не было привилегированных монастырей, в которых послушницами и монахинями состояли женщины из дворянских сословий. Большая часть монастырей была образована из общин, созданных добровольно самими женщинами. Их трудами и заботами строились и расцветали православные монастыри, неся просвещение и распространяя христианство на Кавказе, что в изучаемый период было делом государственной важности. Не последнюю роль сыграли женские монастыри в развитии женского образования, устраивая женские профессиональные и школы-грамоты, давая возможность девушкам и женщинам разных социальных слоев приобрести специальность и зарабатывать самостоятельно.

Неоспорима роль женских монастырей в благотворительной деятельности. Многие монахини во время войн становились сестрами милосердия, шли на войну вместе с солдатами и офицерами, рискуя собственной жизнью. Кроме того, окрепшие обители помогали материально другим бедствующим общинам и монастырям, жертвовали суммы на различные благотворительные акции.

Основным источником финансирования устроенных обителей являлось их хозяйство. Многие монастыри устраивали на своих подворьях мельницы, ремесленные мастерские, небольшие заводы, выращивали хлеб, содержали огороды и сады, продукцию с которых они продавали на ярмарках. В Кубанской и Терской областях казачьи войска принимали деятельное участие в жизни женских монастырей. Они давали защиту отдаленным монастырям (дежурство казаков - охранников), нередко помогали во время страды и субсидировали отдельные надобности монастырей. Большую роль в обеспечении северокавказских женских монастырей сыграли частные благотворители, жертвовавшие деньги и материалы на строительство храмов и других сооружений при монастырях.

Таким образом, потребность женщин в защите, в материальной и моральной поддержке, с одной стороны и духовной независимости, самореализации, религиозно-нравственном совершенствовании, с другой, нашла свое отражение в росте количества женских монастырей и общин, увеличении численности их обитательниц. Женские монастыри давали страждущим чувство покоя и защищенности, кров и пишу для неимущих, обучали грамоте, специальностям, приобщали к совместному бескорыстному труду на благо всех и каждого. Будучи центрами культуры и просвещения края, показывали местному населению пример хозяйственной деятельности.

 

Автор: Шафранова О.И.