11.12.2012 3100

Особенности функционирования широкопрофильных благотворительных обществ и заведений юга России во второй половине XIX века

 

Древнерусская благотворительность во второй половине XIX века сложилась в общероссийскую систему крупных обществ, заведений, обрела статус и организационное строение. Определились четыре вида благодеяний: государственное, церковное, общественное и частное. Но отделить эти виды друг от друга четкими границами невозможно, в силу их взаимообогащения, дополнения и финансовой поддержки. Потому как один и тот же благодетель, одновременно, оказывал помощь государственным учреждениям, церковным общинам и частным заведениям. Либо частные благотворительные заведения входили и в структуру общественных, и церковных, и государственных ведомств. Равно как и государственный управленческий аппарат, правящий монарх поддерживали организационно, а в некоторых случаях финансово, церковные, общественные и частные благодеяния.

Общее число благотворительных учреждений Российской Империи, согласно сведениям, собранным в общем сборнике русской благотворительности, который был составлен в 1900 году Канцелярией по учреждениям императрицы Марии Федоровны, к I января 1899 года определялось в 14854, из них было 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Необходимо отметить, что благотворительные общества оказывали помощь лишь приходящим, в благотворительных же заведениях, кроме этой категории нуждающихся в помощи, получали приют и пропитание те, кто в них проживал на постоянной основе.

Естественно, что в этот сборник были включены лишь те благотворительные общества и заведения, которые существовали на момент проведения обследования; не вызывает сомнения то, что многие учреждения, основанные в предыдущие десятилетия, уже прекратили свою деятельность и соответственно не были включены в него. Тем не менее данные по благотворительным учреждениям, основанным во второй половине XIX века и продолжавшим существовать в 1899году, позволяют отметить некоторые интересные характерные черты благотворительной деятельности в эпоху реформ.

Из общего числа благотворительных учреждений 5270, то есть 35,5%, находилось в губернских и областных городах, остальные 9584, то есть 64,5%, распределялись между уездными городами и другими поселениями. Возникновение благотворительных обществ и заведений относится к различному времени, но наибольшее их число в общероссийских рамках возникло в 1889-1899 годах. До 1861-1870 гг. основание благотворительных обществ шло медленно; с 1870-1880 гг. образование их идет усиленно. При этом следует заметить, что важнейшие события в царствующей семье, или во внешней и внутренней жизни России всегда отражались на количестве возникающих благотворительных учреждений.

Особая интенсивность в возникновении благотворительных учреждений всех типов наблюдалась начиная с 1891 года. До 1861 года число вновь открываемых учреждений за каждые 10 лет постепенно увеличивалось; наибольшее число их было открыто за десятилетие 1851-1861 гг., но и тогда оно не достигло 100. Начиная же с 1861 года замечается сразу громадный рост числа ежегодно возникающих благотворительных обществ, при чем в 1897году цифра вновь основанных благотворительных обществ достигла 860.

Раньше всего, еще в XVIII веке, благотворительные учреждения стали возникать в Европейской России, позже всего в Сибири и Средней Азии. Первое благотворительное общество в Сибири было основано в десятилетие «1821-1830», в Средней Азии - в «1861-1870». Сравнительно поздно (в 1861-1870гг) начинает проявляться благотворительная деятельность и на Северном Кавказе.

Многие общества, функционировавшие во второй половине XIX в., имели православный характер; от 20 до 40 % всех благотворительных обществ, открывавшихся в течение каждых 5 лет за период 1856-1875 гг., оказывали помощь только людям православного вероисповедания. Более трети всех обществ, учрежденных в 60-е гг. XIX в и продолжавших существовать в 1899 г., находились в ведении «Ведомства православного исповедания».

После Крымской войны появляются два новых вида благотворительной деятельности. Подавляющее большинство обществ, учрежденных в 1856-1865 гг. (от 2/3 до 3/4 от общего числа), считали себя «широкопрофильными», т.е. не выделяли особо какого-либо вида оказываемой ими помощи. Однако в течение следующего десятилетия многие новые общества направляли свою деятельность специально на помощь либо нуждающимся студентам, учащимся, либо солдатам и людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (обычно в сотрудничестве с образованным русским обществом «Красный Крест»). Помощь нуждающимся учащимся, особенно гимназистам, получила широкое распространение в 70-е гг. XIX вв.; в это десятилетие было учреждено по меньшей мере 129 организаций такого рода.

Местные отделения «Красного креста» начали возникать в конце 60- х гг. Большое количество местных комитетов «Красного Креста» возникло в связи с началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. для оказания помощи семьям призванных в армию. Распространение комитетов во время русско-турецкой войны было связано и со стремлением людей в меру своих сил способствовать делу освобождения славянских братьев России.

По действовавшим законам, во второй половине XIX в. органами, ведавшими делом общественного призрения в России, являлись такие как:

I. Учреждения, сословия и общества, состоявшие в ведении МВД (49 % общего их числа). Сюда относились: а) земские и городские учреждения, а в тех губерниях, где эти учреждения не были введены, приказы общественного призрения; б) городские и сельские общества, обязанные по закону призревать своих неимущих и неспособных к труду членов; в) различные частные благотворительные общества и кассы, отнесенные к ведомству МВД.

II. Благотворительные учреждения, состоявшие под непосредственным покровительством Царской фамилии: а) ведомства Императрицы Марии и б) учреждения Великой Княгини Елены Павловны.

III. Благотворительные учреждения Императорского Человеколюбивого общества.

IV. Попечительства о бедных разных ведомств. Сюда относились: а) епархиальные попечительства о бедных духовного звания, действовавшие под надзором Святейшего Синода; к ним должны быть причислены и б) учрежденные в 1864 г. приходские попечительства; в) различные благотворительные учреждения для призрения бедных иноверческих исповеданий; г) особый комитет для призрения заслуженных гражданских чиновников; д) состоявший в ведении военного министерства Александровский комитет для призрения раненых и увечных чинов военного и морского ведомств.

Необходимо отметить, что главное заведывание делами общественного призрения принадлежало ведомству МВД. Согласно «Уставу об общественном призрении» одна часть благотворительных обществ и учреждаемых ими заведений, находившихся в ведении МВД, управлялась общими законодательными актами, а другая часть - особыми правилами, сообразно с местными условиями. Зависимость же их от этого министерства состояла в том, что они обязаны были доставлять министерству подробные отчеты о своих действиях, капиталах, доходах, расходах, имуществах, заведениях и призреваемых в них. Порядок управления, права и обязанности благотворительных обществ и заведений, а также благотворительных касс, подробно определялись в уставах и положениях, изданных для них.

Заведывание делами по общественному призрению в Кубанской, Терской областях и в Области войска Донского, а также в казачьих войсках принадлежало Военному Министерству. Общий местный надзор за соблюдением постановлений «Устава об общественном призрении» возлагался на главных начальников губерний и областей, а также на губернаторов и градоначальников по принадлежности.

Непосредственное заведывание общественным призрением на Ставрополье и в Области войска Донского поручалось Приказам Общественного Призрения. На Кубани и в Терской области решение проблемы оказания помощи нуждающимся было возложено на государственный административный орган - областное правление.

Следует подчеркнуть, что устройство призрения по одному общему плану, связь отдельных отраслей благотворительности и поддержание взаимодействия между общественными и правительственными органами призрения, были возможны лишь тогда, когда во главе призрения бедных стояло одно центральное учреждение, которое руководило призрением на территории всего государства. К сожалению, в России для организации благотворительности не было сделано почти ничего. Однако, попытки к организации взаимодействия органов призрения бедных известны и в Российской Империи.

Инициатива в деле возбуждения вопроса о взаимодействии благотворительных обществ в России принадлежала Совету Императорского Человеколюбивого Общества. В отчете Совета за 1866-1869 гг. было записано: «За всем тем, что делает Императорское Человеколюбивое общество, оно однако же сознает, что дальнейшее осуществление и развитие задач истинной филантропии возможно только при совокупных единодушных усилиях всех существующих в России под разными наименованиями благотворительных учреждений и что для этого необходимо установление между ними правильных отношений и взаимодействия». 19 мая 1871 г. в докладе Комиссии Государственного Совета, назначенной для рассмотрения отчета Императорского Человеколюбивого Общества, Император записал: «Сообразить каким образом можно было бы привести эту полезную мысль в исполнение».

В отчете Императорского Человеколюбивого Общества за 1872 г. было доложено Императору, что Обществом были собраны данные о различных благотворительных учреждениях. Эти сведения были получены из Министерств и от начальников губерний и областей, которым было дано предписание со стороны Министерства Внутренних Дел.

Так, в ответ на просьбу Императорского Человеколюбивого Общества из Области войска Донского в 1872 г. были присланы следующие сведения: 1) данные о заведениях Донского Приказа Общественного Призрения за 1872 г.; 2) устав Донского Попечительства о бедных; 3) положение об общей квартире для бедных учеников Новочеркасской гимназии; 4) положение об Александровской образцовой общей квартире для бедных учеников Новочеркасской гимназии и 5) положение об общей квартире для учениц Мариинской Донской женской гимназии.

Полученные сведения, при всех их достоинствах, представляли данные только за один год, и следовательно, не позволяли сделать полного заключения о состоянии общественного призрения в Области войска Донского и о постепенном развитии в ней различных благотворительных учреждений. Поэтому в 1877 г. председатель Статистического Совета при МВД Семенов обратился к его Превосходительству войсковому наказному атаману Н.А.Краснокутскому с просьбой о содействии в доставке вновь в Комитет сведений о всех благотворительных учреждениях Области войска Донского, как светских так и духовных. Для облегчения труда составителей при этом прилагалось несколько анкетных пунктов, ответы на которые необходимо было представить за период с 1871 по 1876 год вместе с отчетами и уставами упомянутых учреждений. К числу этих анкетных листков относились следующие: 1) когда основано Общество и каким уставом руководствуется; 2) какими капиталами, имуществами и сборами обеспечено Общество; 3) в каких формах благотворительности проявляется деятельность Общества; 4) какие существуют правила и выработанные практикой приемы для нахождения неимущих, их посещения и разбора их прав на пособие в той, а не другой форме; 5) имеет ли Общество благотворительные заведения, где и какие именно обстоятельства вызвали устройство каждого заведения; 6) не может ли Общество сообщить какие- либо замечания и наблюдения относительно состава лиц, пользующихся благотворительностью; 7) многим ли лицам приходится отказывать в пособии по недостатку средств или другим причинам; 8) не может ли Общество сообщить о своих взглядах на дело благотворительности, ее задачи, организацию и на прекращение нищенства и его предупреждение. Что касается обратного поступления анкетных листков, то оно не было осуществлено, вероятно, вследствие новизны дела и неопытности лиц, отвечавших на вопросы, а между тем время не позволяло посылать дополнительных вопросов, поэтому полученные сведения проверялись лишь по имеющимся в Комитете отчетам, уставам и другим источникам.

Сборник 1900 г. приводит сведения о гораздо большем количестве обществ и заведений, открытых во второй половине XIX века, по сравнению с тем, что было представлено в сводной таблице, приложенной к «Сборнику сведений о благотворительности в России», основанной на данных, собранных к 1896 г. Увеличение числа благотворительных обществ и заведений можно проследить на примере Области войска Донского. Если к 1896 г. в области существовало 24 общества и 68 заведений, то в 1899 г. их количество составило 31 и 85 соответственно (кроме этого существовало 10 обществ и 2 заведения неизвестных; возможно здесь шла речь о незаконных и тайных учреждениях: Уст. о предупр. и пресеч. преступл. Св. Зак. Т. XIV. Изд. 1890 г. и Продолж. 1902 г.). Необходимо отметить, что многие общества, основанные до 1896 года, к этому времени прекратили свою деятельность. Таких обществ в Области войска Донского насчитывалось 13. Обратная тенденция наблюдалась для благотворительных заведений. Их количество в 1896 г. увеличилось с 65 до 68. С 1896 по 1899 гг. было учреждено 7 обществ и 17 заведений и к концу XIX века общее число основанных когда-либо обществ и заведений в Области войска Донского составило 54 и 87 соответственно.

Из 44 благотворительных обществ и 85 заведений в ОВД, которые в 1899 г. представили сведения о дате своего основания, 24 общества (55%) и 23 заведения (27%) были учреждены в 70-80-х годах XIX века. Для сравнения: только 6 обществ возникло в период между 1801 и 1870 гг. и только 14 - в 90-х гг. XIX в. Что же касается Ставропольской губернии, то здесь наибольшее количество обществ было открыто в 70-е гг. XIX в. (4 из 14 основанных к 1899 г.), а заведений - в 80-е гг. XIX в (8 из 16). В Кубанской и Терской областях возникновение благотворительных учреждений с особой интенсивностью наблюдается в 90-х гг. XIX в. В Кубанской области в это время возникло 15 обществ из 29 и 15 заведений из 27, а в Терской области - 14 обществ из 32 и 5 заведений из 16 - основанных к 1899 г.

Извлечение из сборника «Благотворительные учреждения Российской Империи». Составлено по высочайшему повелению Собственного Его Императорского Величества Канцеляриею по учреждениям Императрицы Марии. Т.1, 3. СПб., 1900.

Наибольшим количеством благотворительных обществ и заведений на Юге России, основанных во второй половине XIX века обладала Область войска Донского. Здесь было учреждено 54 общества из 129, (что составляло 42 %) и 87 заведений из 146 (что составляло 60 % от общего числа).

Следует отметить, что значительная часть благотворительных учреждений на Юге России состояла в ведении министерств и ведомств, которые не имели специально благотворительного назначения. Так, наибольшее число учреждений в Области войска Донского состояло в ведении МВД (17 обществ и 39 заведений), Военного министерства (13 обществ и 28 заведений) и Министерства Юстиции (11 обществ и 1 заведение).

Из числа состоявших в ведении МВД различных благотворительных обществ, по численности выделялись широкопрофильные «общества пособия бедным», не преследовавшие специальных целей, а использовавшие весьма разнообразные виды помощи, и притом, по отношению к многим категориям нуждающихся. Количество этих обществ и их значение в благотворительной деятельности выделяли их из среды других и побуждали к принятию мер по более широкому их развитию и распространению.

Одним из таких благотворительных обществ на территории Области войска Донского было «Донское попечительство о бедных», которое начало свои действия 16 июля 1873 года. К началу 70-х гг. XIX в. благотворительной деятельностью в области продолжал ведать местный Приказ Общественного Призрения. Приказ ежегодно выделял из собственных доходов 6 тыс.руб. на эти цели. Сверх того, в ведении Приказа находились вечные вклады в размере 35 тыс., внесенные частными лицами с благотворительной целью. Как упомянутые 6 тыс. руб., так и проценты с вечных вкладов поступали в пособие бедным и неимущим жителям Донского сословия. Выдаваемые дворянскими Предводителями и станичными правлениями свидетельства о бедности служили основанием к назначению пособия. Но такие свидетельства не выявляли в полном объеме степень нужды лиц, обращавшихся за пособием. Поэтому отличить малоимущих от вовсе неимущих не представлялось возможным, вследствие чего и помощь оказывалась почти всем одинаково. Трата значительной суммы на благотворительные цели не доставляла на деле существенного пособия истинно нуждающимся в нем. Такое обстоятельство дел и вызвало необходимость учреждения в области Донского попечительства о бедных.

Попечительство оказывало вспомоществование всем нуждающимся жителям области (по переписи 1897 г. в Донской Области проживало 2564238 человек, что составляло 2,7% населения Европейской России или 2% населения всей Российской Империи) различными способами: покупкой топлива, одежды, обуви, медицинских пособий и денежными средствами, помещением престарелых, увечных и неизлечимо больных в богоугодные заведения, помещением сирот, детей бедных родителей и подкидышей в богоугодные заведения и доставление им средств к образованию или обучению мастерствам; помощью бедным юношам и девушкам по окончании ими воспитания, как приобретением необходимых вещей, так и поиском для них работы. Из вышеизложенного видно, что деятельность попечительства осуществлялась как «открытым» так и «закрытым» способами и имела большие возможности и разнообразные формы.

Для контроля за лицами, обращавшимися с просьбами о пособии, комитетом Попечительства было постановлено выдавать им книжки, с которыми они должны были приходить к директору того участка, в котором они жили, в сроки определенные комитетом. Выдача таких книжек во всех благотворительных учреждениях и взаимодействие между ними, однозначно бы исключили появление такой категории лиц, как «профессиональные нищие», которым без особого труда удавалось выманивать пособия из целого ряда обществ, между тем как истинно нуждающимся приходилось получать отказы за недостатком средств.

Денежные средства Попечительства состояли из следующих статей: а) из переданных Донским Приказом Общественного Призрения вечных вкладов, пожертвованных частными лицами с благотворительной целью; б) из ежегодно отпускаемых из собственных доходов того же Приказа 4 тыс. руб. в) из взносов членов-благотворителей; г) из пожертвований как деньгами, так и предметами, могущими служить пособием попечительству; д) из сборов от спектаклей, концертов, лотерей, кружек для бедных и др. подобных источников.

Капиталы попечительства, по мере накопления, обращались в государственные или гарантированные правительством процентные бумаги и хранились в Новочеркасском Областном казначействе или в государственных и частных кредитных учреждениях. В распоряжении Комитета попечительства на текущем счету одного из них могли находиться суммы, необходимые на ближайшие расходы. Размер этих сумм определялся общим собранием.

Попечительству по мере развития его средств, предоставлялось право открывать различные благотворительные заведения, к числу которых относился Мариинский приют Донского Попечительства о бедных. Приют был открыт 25 марта 1876 г. и имел целью призрение сирот обоего пола и детей бедных родителей всех званий и доставление им средств к образованию или обучению мастерствам. В приют принимались мальчики от 5 до 10 лет и девочки от 5 до 12 лет. Девочки призревались в приюте до 17 лет, а затем определялись на места для домашней прислуги, оставаясь под наблюдением приюта до 20 лет; мальчики по достижении 12 лет, сдавались в ремесленные заведения, оставаясь под наблюдением приюта до 16 лет. Приют содержался на средства Донского попечительства о бедных, ежегодно отпускаемых в размере 2000 руб. Кроме этого приют принимал пожертвования членов попечительства и частных благотворителей.

В 1876 г. приют имел 20 воспитанников (10 мальчиков и 10 девочек по сословиям дети принадлежали: из мальчиков: 6 казачьего звания и 1 из них сын чиновника; 1 духовного звания; 2 мещанского сословия, 1 сын Варшавского дворянина. Из девочек: 4 из казачьего звания; 2 из мещан; 3 духовного звания, 1 из сельского общества) и 11 приходящих; в 1877 г. - 30 воспитанников и 49 приходящих. В последующие три года число воспитанников оставалось постоянным, а число приходящих постепенно увеличивалось, так что в 1880 г. их было 77 человек обоего пола, в числе которых бесплатных учеников было 27. В 1880 г. на приход по приюту поступило 4800 руб. 21 коп., а вместе с остаточными от предшествовавшего года состояло 6665 руб. 71 коп.; в этом году было израсходовано 5395 руб. 9 коп. Собственно содержание каждого воспитанника обошлось, в среднем, в год 23 руб. 44 коп.

О прогрессивном характере деятельности Мариинского приюта и о его приоритетном значении для «Донского попечительства о бедных» свидетельствует речь председателя Комитета «Донского попечительства о бедных» А.В.Туроверова, произнесенная им на общем собрании попечительства 18 февраля 1878 г.: «Это вполне удавшееся и обещающее богатые последствия мероприятие резко выделяется на фоне нашей благотворительной деятельности, а образцовое ведение дела в этом учреждении способно внушить к себе полнейшее уважение каждого, близко с ним познакомившегося, представляя собою веский пример того, что может сделать при знании и опытности искреннее отношение к делу».

К 1 января 1899 г. в кассе Мариинского приюта оставалось наличными деньгами 250 руб. 80 коп. и процентными бумагами 500 руб., а всего 750 руб. 80 коп., в отчетном году на приход поступило 8749 руб. 49 коп., а всего с остатком от 1899 г. имелось 9500 руб. 29 коп., из этой суммы в 1899 г. было израсходовано 8671 руб. 82 коп., осталось к 1 января 1900 г. в процентных бумагах 500 руб. и в наличных деньгах 328 руб. 47 коп., а всего 828 руб. 47 коп. В отчетном учебном 1898/99 гг. учащихся в Мариинском детском приюте было 192 человека обоего пола, из них воспитывающихся на средства Донского попечительства о бедных насчитывалось 67 человек.

Сравнивая результаты приходно-расходной деятельности Мариинского приюта в 1880 и 1899 гг. можно проследить увеличение из года в год как денежных сумм, поступивших на приходную статью, так и увеличение затраченных денежных средств на расходную статью (приход: с 4800 р.21 к. в 1880 г. до 8749 р. 49 к. в 1899 г.; расход: с 5395 р. 9 к. в 1880 г. до 8671 р. 82 к. в 1899 г.).

Следует отметить, что Комитет попечительства, по мере своих средств, всегда старался прийти на помощь как бедным жителям г.Новочеркасска, так и Области войска Донского в целом, выдавая единовременные и ежемесячные пособия как деньгами, так и вещами, в соответствии со степенью нужд просителей. Так, например, через председателя и директоров Комитета, сотрудников попечительства и по постановлениям Комитета, в течение 1878 г. было выдано в области с благотворительной целью на 407 просителей 2769 р. 53 к. Размер среднего пособия составлял 6р. 38 к. Из них по постановлениям комитета было роздано 898 р. 27 к. на 93 просителя, средним числом 9 р. 66 к.; председателем 15 просителям 99 р., средним числом 6 р. 60 к., директорами 1670 р. 26 к. 268 просителям, средним числом 6 р. 23 к. и сотрудниками попечительства 102 р. 31-му просителю, средним числом 3 р. 29 к.

Сравнивая размеры средних пособий, сделанных по постановлениям Комитета с пособиями, оказанными председателем, директорами и сотрудниками, не трудно заметить, что самые крупные пособия были оказаны по постановлениям Комитета. Это объясняется тем, что в Комитет обращались просители с нуждами, которые не могли быть удовлетворены директорами и сотрудниками, так как каждый из директоров, согласно постановлению Комитета, в отдельном случае не мог оказать пособие свыше 5 руб. и только в течение целого года разновременно мог выдать на семью или лицо около 20 руб.

Необходимо сказать, что пособия распределялись по области крайне неравномерно. Так, из 2769 р.53к., в Новочеркасске было выдано 2270 р. 53 к. на 317 просителей, средним числом на каждого 7 р. 16 к., 478 р. на 86 просителей в 22-х станицах по 21 р. 73 к. на станицу и по 5 р. 56 к. на просителя и 21 р. на 4-х просителей в 2-х слободах Миусского округа по 10 р. 50 к. на слободу и 5 р. 5 к. на каждого просителя. Из приведенных данных можно заключить, что из всей суммы, выделенной попечительством на благотворительные цели в области, в г. Новочеркасске было выдано 6/7 и только 1/7 была распределена между бедными жителями целой области.

Оживление симпатий к деятельности попечительства и как результат этого - пополнение средств за годы его существования, дали возможность увеличивать размер пособий. И это подтверждает анализ приходо-расходной деятельности попечительства с 1873 по 1899 гг., который свидетельствует о том, что если с 1873 г. по 1880 г. капиталы, которыми располагало попечительство, увеличились на 9406 р. и составили 46373 р., то за те же 7 лет с 1892 г. по 1899 г. вклады в процентных бумагах и наличных деньгах увеличились в 3,5 раза (на 33605 р.) и составили 110001 р. Следовательно, сумма, которая находилась в распоряжении попечительства в первый год его существования (36967 р.), к концу XIX в. возросла в 3 раза, что в свою очередь, дало возможность постепенно увеличивать размер пособий.

Несмотря на значительные ежегодные расходы средства попечительства восполнялись за счет новых пожертвований. Так, например, в 1892 г. войсковым наказным атаманом был передан в кассу попечительства капитал для глухонемых в размере 31211 р.; завещано: вдовою статского советника А.Г.Рощупкиной 9000 р. для выдачи пособия бедным, дочерью казака девицею A.M. Аксентьевой 2000 р. на ремонт домов бедных жителей г. Новочеркасска и др. лицами.

Опыт и история «Донского попечительства о бедных» убеждают в том, что население Донской области не безучастно относилось к беднякам. Пособия, находясь в ведении людей, добровольно посвятивших себя благотворительной деятельности, применялись в соответствии с их назначением.

К числу широкопрофильных обществ находившихся на территории Области войска Донского, в ведении МВД на основании ст. 1520-1524 уст.общ.призр. T.XIII св.зак., можно также отнести и «Таганрогское общество призрения нищих и помощи бедным», которое возникло 17 мая 1885 года и имело целью безвозмездное, по мере сил, призрение в Таганроге неимущих, как взрослых, так и детей, причем без различия пола, религии и национальности, а также оказание помощи нуждающимся вообще. Для достижения этой же цели общество учредило убежище для временного помещения неимущих и взяло на себя заботу о их дальнейшем устройстве.

Специфика деятельности «Таганрогского общества призрения нищих и помощи бедным» состояла, во-первых, в присвоении им права принудительного помещения в учрежденном убежище лиц, занимающихся прошением милостыни (§ 32 Устава), а во-вторых, в привлечении к участию в Распорядительном Комитете представителя местной полиции в качестве непременного члена (§ 15 Устава), и представителей городского управления. Фактически, обществом были присвоены функции полицейского надзора за устранением нищенства. Противники принудительной организации призрения видели главный ее недостаток в том, что принуждение вызывало черствое, бессердечное отношение к тем, в пользу которых от Общества требовались обязательные материальные пожертвования.

Средства Общества состояли из: 1) ежегодных денежных взносов, делаемых лицами обоего пола, желающими участвовать в деятельности Общества и 2) единовременных пожертвований деньгами и всякого рода имуществом. Для увеличения своих средств Общество имело право устраивать в установленном порядке спектакли, балы, концерты и проч. И выставлять в разных местах Таганрога кружки для сбора денежных пожертвований.

Общество состояло из членов обоего пола: а) почетных б) действительных и в) соревнователей. Непосредственное заведывание делами Общества возлагалось на Распорядительный Комитет, состоящий из: непременных членов и членов, избираемых ежегодно общим собранием. Распорядительному Комитету предоставлялось заключать от имени Общества всякого рода договоры, а также предъявлять, где следует, иски по делам Общества и защищать его интересы через своих поверенных.

О действиях и операциях, а также денежных и материальных средствах Общества, Распорядительный Комитет составлял ежегодные отчеты, которые по рассмотрению их в общем собрании, публиковались на всеобщее обозрение в местных газетах и, через Таганрогского Градоначальника представлялись в МВД (ст. 1521 т.XIII св.зак.). Общие собрания состояли из всех членов Общества, но считались действительными только тогда, когда в них присутствовало не менее 20 действительных и почетных членов.

Учрежденное Обществом убежище для призрения нищих состояло в непосредственном ведении смотрителя или смотрительницы, нанимаемых Распорядительным Комитетом за определенное вознаграждение. В убежище принимались следующие лица: а) неимущие, доставляемые полицией по своему усмотрению или по заявлению членов Общества и б) неимущие, которые приходили добровольно. Все неимущие, поступающие в убежище, подвергались расследованию по выявлению истинных причин их бедности. На основании собранных данных, Комитет разделял неимущих на три категории.

К первой категории относились неспособные к труду и потому не имеющие возможности собственным трудом заработать себе на пропитание. Ко второй категории относились хотя и способные к труду, но по обстоятельствам, не могущие найти случая для приложения своих сил. К третьей категории относились хотя и способные работать, но, в силу лени или по привычке к праздному образу жизни, не имеющие работы и потому просящие милостыню в виде промысла.

Сообразно трем вышеозначенным разрядам, Комитет неимущих первого разряда старался поместить в богадельни, больницы и другие благотворительные заведения. Неимущих второго разряда помещал на работу в то или другое ремесленное или промышленное заведение, причем, в отношении малолетних сирот, заключал договоры с хозяевами этих заведений об отдаче их на определенный срок в обучение и т.п. Неимущих же третьего разряда Комитет отдавал в распоряжение полиции, куда передавались и те из иногородних и иностранцев-неимущих 1-го и 2-го разрядов, которых Комитет не находил возможным оставить в убежище.

Неимущие, принятые в убежище, не могли оставить заведение вплоть до устройства на работу или материального обеспечения их положения. Неимущие же, не имеющие прописки, оставлялись в убежище до приобретения ими видов на жительство. Комитет также принимал на себя заботы об оказании возможного содействия рабочим, проживающим в Таганроге, к получению ими от Общества, при наименьших расходах, видов на жительство.

До окончательного устройства принятых в убежище лиц, они получали в нем временное призрение в соответствии с полом, возрастом и физическим состоянием. Те из них, которые были способны к труду, либо отпускались на работу на сторону, либо привлекались к работе в самом убежище, для чего в нем были устроены, соответственно потребностям, ремесленные мастерские.

Более развернутое представление о деятельности «Таганрогского Общества призрения неимущих и помощи нуждающимся» позволяет дать анализ приходо-расходных статей Общества в порубежные годы его существования во второй половине XIX в. К 1 апреля 1886 г., когда уже можно было подводить какие-либо итоги, в кассе Распорядительного Комитета Общества состояло 5326 р. 39 к. К этому времени с момента открытия Общества поступило 9405 р. 91 к. и было израсходовано 4079 р. 52 к. Одним из показательных годов в деятельности Общества являлся 1893 год, когда в Области войска Донского не было открыто ни одного благотворительного общества и было всего лишь открыто два благотворительных заведения. Вообще ни один из предыдущих и последующих годов не принес Обществу такой суммы пожертвований как этот. Это свидетельствовало о том, что Общество, расширяя свою деятельность, к этому времени приобрело большие симпатии и расположение благотворителей.

Число действительных членов в 1893 году увеличилось в 2,5 раза (с 77 до 189 человек) и членских взносов тогда же поступило 1315 р. Для сравнения: с 1 апреля 1886 г. по 19 апреля 1887 г. поступило членских взносов на сумму 435 р., в 1894 г. - 1150 р. 35 к., в 1897 г. - 940 р. 90 к., в 1899 г. - 1252 р. 60 к. и в 1900 г. - 509 р. 20 к. Размеры пожертвований от различных лиц и учреждений в пользу Общества варьировались из года в год. Так, например, с 1 апреля 1886 г. по 19 апреля 1887г. различных пожертвований поступило 2433 р., 47 к.; в 1893 г. - 7965 р. 64 к., в 1894 г. - 5914 p. 20 к., в 1897 г. - 7957 р. 15 к., в 1899 г. - 6563 р. 82 к. и в 1900 г. - 6717 р. 77 к.

Из вышеприведенных данных видно, что наибольшие размеры членских взносов и различных пожертвований в пользу Общества были сделаны в 1893 г. При расходе 17492 р. 46 к. в Обществе в этом году приход с остатком от предыдущего года составил 34319 р. 78 к. Следовательно, к 1 января 1894 г. в кассе Общества имелось 16827 р. 32 к. При этом Общество выдало единовременное пособие 230 лицам, на что было израсходовано 623 р. 68 к., ежемесячное пособие 29 лицам, на что было употреблено 757 р. 30 к. (при чем высший размер ежемесячного пособия составлял 6 руб., а наименьший - 1 р. 50 к.). Кроме того, Комитетом было передано в распоряжение других благотворительных учреждений для раздачи бедным 91 р. 40 к. и выдано Городской Управе на устройство дешевых столовых 200 р., всего же по этой статье было израсходовано 1672 р. 38 к.

В течение 1893 года Общество содержало в убежище 64 старца и старух и 42 ребенка в Сиротском доме. Кроме постоянно живущих при Сиротском доме детей Общество также в течение года давало пристанище в отдельном помещении доставляемым полицией детям, уличенным в назойливом выпрашивании милостыни. Таких детей было 10 человек. Они получали от Сиротского дома пищу, одежду, обувь и в отдельном помещении занимались сапожным и портняжным ремеслами. В связи с тем, что многие нищие в течение зимы были вынуждены проводить ночи на улице, Обществом был учрежден ночлежный приют в отведенной Городской Управой казарме, где нуждающиеся бесплатно могли переночевать, а по большим праздникам и поесть.

Наибольший расход средств был сделан в 1897 г. Весь перерасход пошел на материал и на уплату за работу при постройке помещения для мастерских, бани, лазарета, помещения для бродячих детей и в убежище помещения для призреваемых. На эти цели было израсходовано Обществом 7543 р. 68 к. Одной из главных расходных статей в 1897 г. было содержание призреваемых сирот. Всего же по этой статье было израсходовано 4915 р. 65 к., что учитывая рекордное количество призреваемых в 54 человека, составило в среднем на ребенка 91 р. Для сравнения: на содержание в 1893 г. 42 детей было израсходовано 2526 р. 4 к., что составило в среднем на ребенка 61 р. 40 к. Такой сравнительно небольшой расход на содержание сирот в этом году объяснялся регулярными пожертвованиями, поступавшими в сиротский дом в различной форме, начиная с нескольких четвертей пшеницы, которая перемалывалась в муку и из нее пекся хлеб и заканчивая рубашками, брюками, платьями и костюмами.

Опыт работы «Таганрогского Общества призрения неимущих и помощи нуждающимся» свидетельствует о том, что деятельность органов призрения в идеале должна была проходить под правительственным контролем и воля благотворителей должна была подвергаться известным ограничениям. Основать общественное учреждение - означало создать, организовать и ввести в общественную жизнь новое юридическое лицо, облеченное полномочиями и действующее в определенном направлении. Подобная же власть не могла принадлежать частным лицам. Только при условии взаимодействия между правительственными и общественными органами призрения и подчинения тех и других постоянному правительственному надзору, могли быть возможны успешная борьба против нищенства и наличие гарантии своевременного получения помощи всеми, действительно нуждающимися. Здравая политика призрения состояла в разграничении двух различных категорий нуждающихся: бедняков, которые оказались в нужде без их личной вины, и тунеядцев. И пока не была проведена точная граница между реальной и мнимой нуждой, попытки неразборчивой благотворительности устранить вредные последствия нищенства посредством уголовного преследования оставались тщетными.

Что касается Ставропольской губернии, то на ее территории одним из широкопрофильных благотворительных обществ, находившихся в ведении МВД, на основании ст.444 и 445 Уст.общ.призр. T.XIII св.зак. от 1892 г., было «Ставропольское на Кавказе общество помощи бедным», которое возникло сравнительно поздно (19 декабря 1897 г.). Оно имело целью, как изложено в § 1 Устава, доставление средств к улучшению материального состояния бедных г.Ставрополя без различия пола, возраста, званий, состояний и вероисповедания. Для достижения этой цели Уставом рекомендовалось оказывать разнообразные виды помощи нуждающимся, как устройством различных благотворительных учреждений - столовых, приютов и домов трудолюбия и пр., так и доставлением помощи на дому - снабжением одеждой, пищей, денежными пособиями и пр.

Правление в первом же заседании пришло к заключению о необходимости устройства столовой и убежища для бесприютных, но вместе с тем постановило оказывать помощь нуждающимся и всеми другими рекомендуемыми Уставом способами. Само собой разумеется, открыть и содержать приют на определенное количество лиц было в силах и само Правление Общества, но обследовать положение большого круга нуждавшихся, проверять их семейное и имущественное положение, выявлять наиболее целесообразные способы помощи им, прекращать эту помощь при благоприятном изменении положения нуждавшегося, или увеличивать размер пособия при обнаружении его недостаточности и проч. - возможно было лишь при участии большого числа лиц. Поэтому Правлением, согласно §§ 34-43 Устава, были приглашены лица, желающие принять на себя обязанности участковых попечителей. Таких попечителей к началу 1898 г. насчитывалось 49 человек.

Разумная постановка благотворительной деятельности предполагала прежде всего прекращение бессистемной и безразборчивой помощи. Помощь должна была оказываться истинно нуждающимся и именно в той форме, которая была наиболее целесообразной в каждом отдельном случае, что было возможно лишь при добросовестном и внимательном ознакомлении с условиями жизни лиц, которым оказывалась помощь. При этом, было необходимо, чтобы лица, которые, по старости, болезни, малолетству или другим причинам, не могли сами обратиться к благотворителям, не лишались бы помощи, как не лишались бы ее и те, которые временно или случайно впали в большую нужду, но не привыкли или стеснялись просить помощи, или не знали, куда и к кому за ней обратиться. Поэтому правильная и целесообразная деятельность попечителей безусловно была необходима для достижения целей «Общества помощи бедным».

Для упорядочения деятельности попечителей необходимо было выработать определенные правила, так как в уставе Общества относительно их деятельности имелись лишь указания на то, что главная их обязанность состояла в заботе о бедных, проживающих в их участке, собирании сведений о их материальном положении и оказании им в определенных Правлением границах помощи. Попечители обязывались вести подробные списки нуждавшихся и соблюдать в своей деятельности все указания Правления.

К сожалению, для регулирования деятельности попечителей самими попечителями ничего не было сделано и никаких руководящих правил для попечителей не было установлено, как и не были точно определены взаимные отношения Правления с попечителями. Следует отметить, что количество лиц, принявших звание участковых попечителей для города с населением 41621 жителей было слишком недостаточно; при этом же не все попечители выполняли свои функции в течение года, так что на долю действовавших приходилось слишком много - в ущерб интересам дела - по несению обязанностей попечителей и в своем и в чужом округе. Отсюда понятно, почему предпринятые попытки внедрить в Ставрополе так называемую эльберфельдскую систему потерпели неудачу. Суть этой довольно прогрессивной для своего времени прусской модели оказания помощи нуждающимся в условиях отдельно взятого города заключалась в индивидуализации призрения, децентрализации всей системы помощи за счет деления территории города на более мелкие административные участки. Эльберфельдская система предполагала наличие значительного числа попечителей, бедных, на долю каждого из которых приходилось от 2 до 4 призреваемых, чего в рассматриваемых условиях осуществить не представлялось возможным.

В апреле 1898 г. председателем Правления была передана просьба попечителям о доставлении секретарю своевременно сведений о положении бедных, находившихся под их надзором. 21 января 1899 г. члены Правления обратились к попечителям с просьбой передать секретарю все, имеющиеся у них, сведения и заметки по оказанию помощи бедным и несению обязанностей попечителей, которые могли бы послужить материалом для составления более полного отчета о деятельности Общества за 1898 год. Но никаких сведений подобного рода никем из попечителей доставлено не было.

Необходимо подчеркнуть, что в 1898 г. из 2466 р. 84 к. единовременных пожертвований было получено из других городов от разных лиц и учреждений 1559 р. 85 к., местными же жителями было внесено 886 р. 99 к., половина которых состояла из взносов небольшого круга лиц. Так, на содержание стариков было внесено всего 420 р. 15 лицами, на приют для детей из 116 р. 15 к. 6 лицами было внесено 76 р. 15 к. Несмотря на то, что относительно другой половины этих пожертвований точных сведений о их размерах нет, вероятнее всего будет допустить, что и они образовались из взносов небольшого числа лиц. Таким образом, обзор источников материальных средств Общества приводит к тому печальному выводу, что эти средства были получены от незначительного числа жителей города с населением 41621 человек, причем большая часть этих пожертвований, около 8000р., образовалась из сравнительно крупных пожертвований (от 100 до 500 рублей), доходов от увеселений и зрелищ, пособий и пожертвований из других городов.

Крупные же пожертвования в большинстве случаев были случайны, как случайны были доходы от зрелищ и увеселений, к которым за недостатком средств всегда приходилось прибегать благотворительным обществам. На поступление же постоянных значительных средств указанным способом рассчитывать было нельзя. И только тогда мог быть обеспечен постоянный и значительный доход, когда его источником служили мелкие взносы возможно большего числа жителей города. Если местное население признавало необходимым учреждение Общества помощи бедным, то оно и должно было дать средства на эту помощь и способствовать сбору этих средств. Возлагать же обязанность сбора пожертвований на одних только членов Правления было нельзя, потому что ограниченное число лиц не могло собрать много пожертвований. В 1898 г. производили сборы, кроме членов Правления и кандидатов к ним, всего лишь 20 членов Общества.

В конце 1899 года Правлением были подведены итоги деятельности Общества и намечен дальнейший путь развития, более рациональный и более соответствующий действительным нуждам местных бедняков. Так, Правление пришло к выводу, что денежная помощь должна была быть оказываема только в виде беспроцентной ссуды и, в крайних случаях, согласно § 2 Устава, в виде безвозвратных пособий. Наиболее же целесообразным видом помощи была помощь натурой в широком смысле этого слова.

Следует отметить, что 38 семей из 54 живущих на квартирах, стоимостью от 1 до 3 руб., пребывали в несоответствующих требованиям гигиенических условиях. В большинстве попечительских бланков было отмечено: «сырость, теснота, недостаток воздуха и света». Это были настоящие рассадники болезней. Если при данных условиях лечение и улучшение качества пищи и имели какое-либо значение, то лишь временное. Кроме того, такая антигигиеническая обстановка действовала не только на физическое, но и на психическое состояние людей, понижая их работоспособность. Отсюда следовал прямой вывод: чтобы оказать действительную помощь беднякам, надо было улучшить их гигиеническую обстановку, для чего было необходимо устройство для бедняков гигиенических дешевых квартир.

Необходимо подчеркнуть, что среди получающих ежемесячные пособия, были женщины, способные к труду. Это объяснялось тем, что они не могли без присмотра оставить детей. Поэтому город испытывал острую необходимость в открытии «яслей», в которых матери могли бы оставлять на день детей, уходя на работу. Для оказания же помощи детям-сиротам необходимо было открыть в Ставрополе приют, чего не было сделано прежде в связи с отсутствием достаточных средств для этого.

Что касается Кубани, то здесь одним из первых широкопрофильных благотворительных обществ, основанных во второй половине XIX века являлось «Екатеринодарское Благотворительное общество», возникшее 10 октября 1893 г. и находившееся в ведении Военного Министерства. По уставу, утвержденному Военным Министром 8 июля 1893 г., Общество имело целью: нахождение средств для пособия бедным, распространение народного образования между населением г.Екатеринодара и попечение над Дмитриевской школой, учрежденной в 1861 г. Вместе с тем обществу предоставлялось право открывать по мере накопления средств школы грамотности, воскресные и ремесленные, народные чтения, библиотеки, читальни, сиротские дома, приюты, дешевые и бесплатные столовые и тому подобные благотворительные заведения. На Общество была возложена также обязанность изыскания для нуждающихся работы, причем в отношении малолетних сирот на Общество была возложена обязанность опеки: оно могло от своего имени заключать различные условия с хозяевами заведений. К этим общим правам и обязанностям, в силу особых условий Кубанской области, Обществу было предоставлено право принимать на себя заботу об оказании содействия в получении рабочими, при наименьших расходах, жилья. Такой всеобъемлюющей программы действий на территории Кубанской области к моменту основания Екатеринодарского Благотворительного общества не имело ни одно благотворительное общество.

С расширением сферы деятельности Екатеринодарского Благотворительного общества было сопряжено объединение Общества с Благотворительным комитетом в 1893 г. Возникновение последнего было вызвано голодом, охватившим целый ряд губерний России.

Екатеринодарский комитет закрыл свои действия и все свои учреждения, с согласия думы, передал в распоряжение Общества. До этого Общество имело в своем ведении только одну Дмитриевскую благотворительную школу (заведование которой ограничивалось, впрочем, только денежными выдачами), а комитет: ночлежный дом, дешевую чайную и столовую для богадельни при ночлежном доме. Соединившись с комитетом общество нашло возможным открыть контору для приискания нуждавшимся работ и выписки паспортов, принять на себя заботу об отдаче в ремесленные заведения малолетних детей-сирот, поступающих в распоряжение Общества от мировых судей, т.е. заботу не существовавшего до 1898 г. Общества исправительных приютов, находившегося в ведении Министерства Юстиции.

Следует сказать, что Екатеринодарское Благотворительное общество за годы своего существования установило связь с 17 организациями, преследовавшими благотворительные цели. Среди них были Одесское общество исправительных приютов, Таганрогское общество призрения нищих, Рижское общество противодействия нищенству и др. Между этими обществами практиковался обмен отчетами, опытом, литературой и результатами деятельности. Большое внимание уделялось организации в Екатеринодаре воскресных школ, подавляющее большинство учителей которых работали безвозмездно, но относились к работе добросовестно. Основную часть учеников воскресных школ составляли люди, в течение недели занятые работой. Если в воскресенье они вместо отдыха предпочитали идти в школу, то там им должны были предоставить знания, исключающие домашнюю подготовку. В воскресные школы принимались подростки и взрослые. В обеих школах в 1893 г. обучался 331 ученик, из них 74 - в мужской и 257 - в женской. В 1898 г. количество обучаемых учеников увеличилось до 599, из них - 371 в мужской и 328 в женской. В 1894 г. сословный состав учеников воскресных школ был следующим: мещан - 157 (61%), крестьян - 68 (26,4%), казаков - 17 (6,6%), солдатских детей - 11 (4,2%), дворян - 3 (1,1%), почетных граждан - 2 (0,7%). Таким образом, в школах преобладали выходцы из мещанской и крестьянской среды. Анализ состава учениц по роду занятий показывает, что подавляющее большинство их - работницы табачной фабрики (64 ученицы). Вторую по численности категорию учениц составляли портнихи, швеи (57 человек). В мужской воскресной школе преобладали ремесленники (34 человека). Все это позволяет сделать вывод о том, что воскресные школы привлекали рабочую молодежь, которая испытывала потребность в знаниях.

С 1893 г. особой заботой Благотворительного общества пользовался ночлежный дом. С апреля 1894 г. по январь 1895 г. его услугами воспользовались 5745 человек, в 1898 г. количество посетителей увеличилось в 4,5 раза и составило 26609 человек (1268 детей и 25341 взрослых). Основной контингент посещающих ночлежный дом составляли бедняки, искавшие работу в Кубанской области. Преимущественно это были выходцы из Курской, Воронежской, Орловской, Харьковской и Тамбовской губерний. По правилам, установленным обществом, каждый из ночлежников имел право в течение месяца бесплатно пользоваться ночлегом четыре ночи, а затем вносить плату по 3 копейки. Надзор за ночлежным домом возлагался на комиссию, состоявшую из членов правления и Общества. Для того, чтобы ночлежники могли содержать себя, при доме были организованы работы по изготовлению канцелярских конвертов, бумажных мешков, где были задействованы старики, дети, инвалиды.

Столь же успешно, судя по откликам кубанской прессы, действовала чайная, а также и бесплатная столовая, организованные Обществом. Чайную ежедневно посещали до 400-500 человек. Это заведение коренным образом отличалось от трактиров, в которых царили грязь и нравственное разложение.

Полезным делом, за которое взялись члены общества, явилось создание конторы по выписке паспортов. Организация этого вида работы была вполне оправданной: сезонные рабочие из центральных губерний России получили возможность в Екатеринодаре, при помощи благотворителей выписать вместо просроченного паспорта новый, не тратя времени и средств на поездку к местам проживания. Эта контора была организована по поручению правления Общества председателем А.Д.Бигдаевым и начала работу 4 ноября 1893 г.

Одновременно с конторой по выписке паспортов начала работать и контора по приисканию рабочим занятий. Это была своего рода биржа труда, куда подавались сведения о наличии рабочих мест на предприятиях города. Желающих найти работу в Екатеринодаре оказалось больше, чем нанимателей. Екатеринодар со слабо развитой промышленностью, где преобладали торговые заведения, не мог обеспечить работой всех желающих.

Екатеринодарское Благотворительное общество не считало своей обязанностью оказывать нуждающимся помощь деньгами. Оно старалось устроить на работу тех, кому это было не под силу. Денежные пособия если выдавались, то только для приобретения билета для поездки на родину. Но и здесь благотворители предпочитали вручать не деньги, а билет на поезд или пароход. И в этом, по словам А.Д.Бигдаева, проявился разумный подход к контролю за общественными средствами. Он заметил, что: «Практика других обществ Екатеринодара, преследующих благотворительные цели, показала, что наиболее сообразительная часть нищих умудрялась получить денежные пособия одновременно от нескольких обществ и все проесть и пропить в трактирах».

Подводя итоги деятельности Екатеринодарского Благотворительного общества необходимо сказать, что она была многогранной. Общество объединяло людей с высоким чувством гражданственности, гуманизма, полных сочувствия людям труда. Разумеется, благотворители не могли помочь всем нуждающимся, но несмотря на это Общество и его заведения в 1898 г. оказали помощь 27306 людям из 42509, воспользовавшихся благотворительностью по всей Кубанской области, что составило 64% от общего числа. Однако, непосредственно в самом Благотворительном обществе помощью в отчетном году воспользовалось всего лишь 98 человек (48 мужчин и 50 женщин), что свидетельствовало о финансовых затруднениях Общества: в 1898 г. поступило 4967 р. и израсходовано 4107 р., следовательно, на балансе оставалось 860 р. Для сравнения: в 1898 г. в кассу «Владикавказского Благотворительного общества», основанного в 1880 г. и состоявшего в ведении MB, поступило 6439 р., было израсходовано 2581 р., на балансе оставалось 3858 р., а помощью от Общества в этом году воспользовалось 508 человек, т.е. в 5 раз больше. Еще одним примером может послужить «Донское попечительство о бедных», в кассе которого в 1898 г. состояло на приход 110731 р. 33 к., было израсходовано в течение года 12268 р. 25 к. и осталось 98463 р. 8 к.

Несмотря на то, что многое из намеченного программой Екатеринодарского Благотворительного общества не удалось осуществить, результаты свидетельствовали о важности и полезности общественной работы екатеринодарской интеллигенции. Общество искало и находило новые формы деятельности, направленной на благотворительные цели.

Проведенный анализ функционирования широкопрофильных благотворительных обществ и их заведений в Области войска Донского, Ставропольской губернии, а также Кубанской и Терской областях позволяет установить, что Область войска Донского являлась лидером в создании подобных учреждений, как в количественном, так и в качественном отношении. Так, на долю Области войска Донского приходилось 42 % обществ и 60 % заведений от общего числа благотворительных учреждений, основанных во второй половине XIX в. в рассматриваемом регионе.

Одной из причин возникновения данных учреждений являлся рост общественной активности, происходивший как в связи с развитием капитализма и расширением демократического движения, так и вследствие неспособности государственных приказов общественного призрения и областных правлений оказывать эффективную помощь действительно нуждающимся. Такую помощь на практике удавалось более или менее успешно осуществлять «Донскому попечительству о бедных» и «Таганрогскому обществу призрения нищих и помощи бедным». Кроме того, «Донское попечительство о бедных» будучи благотворительным обществом областного значения, распространяло свою деятельность на территорию всей области, хотя и распределяло пособия неравномерно. Деятельность же Ставропольского и Екатеринодарского благотворительных обществ была ограничена рамками функционирования названных городов и страдала рядом недостатков (отсутствие механизма регулирования деятельности попечителей и т.п.), устранить которые не удалось даже в ходе обмена опытом с таким эффективно работавшим учреждением как «Таганрогское общество призрения нищих и помощи бедным».

Обзор источников материальных средств благотворительных обществ Ставрополья и Кубани показывает, что эти средства были получены от незначительного числа жителей того или иного населенного пункта, причем большая часть этих средств образовывалась из сравнительно крупных пожертвований, которые в значительной степени были нерегулярными. Источником же постоянных и значительных доходов должны были стать мелкие взносы максимально большего числа жителей этих регионов. Практика функционирования благотворительных обществ Ставропольской губернии и Кубанской области убеждает в том, что значительная часть населения этих территорий не проявляла такого внимания и интереса к их деятельности, как это было в Области войска Донского.

 

Автор: Тимченко В.А.